Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Производство памяти

"Если в написании современной истории станешь наступать Истине на пятки, она может выбить зубы"

сэр Уолтер Рэлей ( в ожидании смертного приговора )

Есть будущее и есть прошлое, и они конечно неоднозначны вопреки расхожим представлениям . Наше восприятие кодируется завиральной "историей" и "социологией" (политизированным блеянием).

События прошлого можно изображать в любом масштабе, с любой степенью приближения.Все прокатит, если конечно следовать совету сэра Уолтера. Можно написать историю Вселенной на одной странице, а можно описать жизненный цикл мухи-однодневки в сорока томах.

Очень известный историк, окормляющийся на дипломатии 1930-х годов, написал книгу о Мюнхенском кризисе и его последствиях (1938-1939); вторая книга называлась "Последняя неделя мира", а третью он назвал "31 августа 1939 года". Его коллеги понапрасну ждали, когда же он напишет завершающую книгу - "Минута до полуночи". Это пример новейшего стремления "знать" все "больше и больше"... о все меньшем и меньшем.

Ясно, что парню надо было как-то жить  без проблем с ЛЮДЬМИ и иметь на хлеб с маслом, " не наступая Истине на пятки"

При написании истории  можно выбрать любой масштаб изображения. Народ досканально  и довольно бессовестно обсасывает дела за пределами исторического периода.Трою ищет в Малой Азии, ...и что интересно "находит" !  Пишет историю могучих  и древних “укров”, у нас на глазах..

 

Но то ли дело — фальсификация библейско-евангельская, ставящая своей целью подтвердить реальное существование царя Соломона или Иисуса Христа! Такие сенсации не ограничиваются пределами отечества, для них воистину нет ни эллина, ни иудея, и захватывающе интересны они не для сотен тысяч или даже миллионов, а для сотен миллионов людей. Да что там «интересны»! С чудной, волнующей силой играют они на струнах глубочайших верований этих сотен миллионов. А за веру люди, как известно, шли и на костер. А посему человек, избравший профессией подделку такого рода древностей, в буквальном смысле играет с огнем. И бывает, что огонь его и лизнет. Речь идёт о суде  над Одедом Голаном.

Обвинительное заключение перечисляло несколько выдающихся подделок, которые Голан выбросил за последние годы на мировой рынок. Все они вызывали международную сенсацию, заставляя сердца вышеупомянутых сотен миллионов людей учащенно забиться в радостном предвкушении, а руки сотен специалистов — тотчас схватиться за перья.

Да и как не схватиться?

Ведь вот уже много лет историки и археологи сетуют, что у них нет  никаких документальных или археологических свидетельств существования сильного Иудейского царства с Соломоновым храмом в Иерусалиме, с развитой культурой и письменностью.

И вдруг — пожалуйста: Одед Голан предлагает Израильскому музею обломок древней каменной плитки с вырезанной на ней надписью, в которой сообщается о перестройке иудейским царем Иоашем Соломонова храма в 812 году до новой эры.

И эта надпись разом снимает несколько дамокловых вопросительных знаков, томительно нависших над библейской историей: напрямую подтверждает существование Первого храма; косвенно подтверждает историческую верность библейских списков иудейских царей и других спорных деталей библейских рассказов; и попутно демонстрирует явное существование в Иудее ивритской письменности и письменных исторических источников уже в то древнее время.

О таких подарках судьбы говорят, что если бы их не было, их надо было бы придумать.

Подумать только — одним (несколькими) ударом резца по камню решен многовековой спор об исторической достоверности библейского рассказа!

Посрамлены скептики. Укреплены в вере патриоты. Обогащена “наука”.

Тем более, что поначалу несколько специалистов , ясен пень, высказались в том смысле, что находка заслуживает самого серьезного отношения. В смысле — не фальсификация. Как минимум, 50 процентов шансов, что нет.

Лишь потом, задним числом, выяснилось, что правильные 50 процентов относятся к камню — вот он действительно был древний.

А надпись, как вся контрабанда в Одессе, была изготовлена если не на Малой Арнаутской, то где-нибудь в таком же месте в сегодняшнем Иерусалиме.

Не будем описывать детали этого разоблачения — надо думать, вскоре появятся книги, посвященные этой поистине детективной истории. В них будут и детали второго “подарка судьбы”, изготовленного Голаном.

На этот раз его адресатом стали не евреи, а христиане. Хитроумно проведя за нос Управление древностей и высмеяв при этом тупую бюрократическую неповоротливость его правил, Голан сумел переправить на Запад — на специальную выставку — некий древний ларец для хранения костей с очередной сенсационной надписью, извещавшей, что ларец этот был в свое время (а времени он — I века) предназначен для хранения костей “Якова, брата Иисуса”.

 Сами понимаете. Некоторые западные христианские специалисты так ухватились за этот ларец (по-научному он называется оссуарий), что не хотят признать его фальшивость даже теперь, когда она доказана вне всяких сомнений.

Оно и понятно: трудно расставаться — мелькнула высокая надежда и исчезла, как Жар-птица. Хотя, если вдуматься — разве религиозное историческое знание требует “научных” доказательств? Это не оксюморон?

Сказал же Тертуллиан: “Верую, потому что абсурдно”. Вот это понятно. Настоящая вера не требует даже чудес.

А если требует, то вот вам, пожалуйста, адрес — “Одед Голан и компания, Ltd, изготовление и продажа желанных подтверждений религиозных и исторических преданий”.

Ltd означает “ограниченная ответственность”, но в данном случае это звучит насмешливо. Судя по всему, ответственность Голана не ограниченная, а полная.

Три года назад его группе (в которую входит еще пара израильских торговцев древностями и один палестинец) предъявлено в Иерусалимском окружном суде формальное обвинение в том, что эти люди, вступив в преступный сговор, на протяжении двух десятилетий производили и успешно распространяли по всему миру фальсифицированные артефакты (так называют в археологии материальные предметы, изготовленные в прошлом), заработав на этом миллионы долларов.

 За эти годы Голан (по его собственным словам) стал самым крупным в мире коллекционером израильско-иорданских древностей, а его коллеги — самыми крупными торговцами этими древностями.

Разумеется, сами обвиняемые свою вину отрицают, их друзья, естественно, в нее не верят, местные патриоты, понятно, негодуют, но надо добавить, что вскоре выяснилось (совпало!), что и знаменитый гранат из слоновой кости, гордость Израильского музея, крохотная древняя вещица, которая шестнадцать лет считалась единственным (до появления “надписи Иоаша”) бесспорным подтверждением реальности Соломонова Храма — этот гранат тоже, увы, является подделкой.

Конечно, это уже другая история и к Голану она отношения не имеет. Но она имеет прямое отношение к тому, как бесславно рушатся одна за другой библейские сенсации.

С археологическими находками дело обстояло примерно так же.

В 1951 году французский Библеистический Институт направил известного в ту пору ученого, доминиканского священника-археолога, Ролана де Во на раскопки в Кумран, но большинство предметов, найденных им на этих раскопках, до сих пор остаются неопубликованными и специалистам приходится полагаться на безапелляционные суждения самого де Во. В результате важнейший вопрос: что представлял собой древний Кумран? — не имеет однозначного ответа. А это вопрос — об авторстве Кумранских рукописей

Палеографический анализ Кумранских рукописей также показал, что в этих текстах нет того способа написания букв — специфического полукурсива, — который был характерен для I века. Это же подтвердил и радиоуглеродный метод датировки.

Возможно, датировка Кумранских рукописей I веком была продиктована подсознательным стремлением доказать историчность Иисуса Христа.

Что говорят новые археологические данные по Кумрану ? В самое последнее время сенсационные раскопки Ицхака Магена и Юваля Пелега, которые в течение десяти лет вели исследования в Кумране, еще более усложнили проблема. Они обнаружили в развалинах Кумрана драгоценные украшения, остатки явно импортных стеклянных сосудов, каменные флаконы для изысканной косметики, пышно украшенные гребни, иными словами — предметы роскоши, которым явно не место ни в ессейском монастыре, ни в поселке ремесленников.

Изхар Хиршфельд, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, пытается разобраться с раскопками в Кумране и так называемым Свиткам Мертвого моря.

Но об этом позже.

Кроликовод этот Галан