В 1914 году центр миросистемы фактически совершил групповое самоубийство. Волны от этого коллапса не утихали в Европе три десятилетия, а на мировой периферии — до 1970−х годов. Продолжались революциями, партизанскими войнами и националистическими диктатурами.
Откуда, думаете, возник Ирак? Из Месопотамии, которую в 1918 году англичане отобрали у турок-османов и создали там полуколониальную монархию, которую в 1958 году свергли молодые патриотические офицеры, среди которых был Саддам Хусейн. Такими причинно-следственными цепочками полна история ХХ века.
Попав в кровавый водоворот Первой мировой войны, западные правительства шли на меры, ранее невообразимые.
К 1917 году британский военный кабинет занимался созданием медпунктов и детских яслей при фабриках — вовсе не из социалистических идеалов, а потому, что после отправки на фронт миллионов мужчин к станку приходилось ставить их жен, а значит, заботиться о детях и о доступном здравоохранении.
Воюющие Англия и Франция импортировали продовольствие морем (тем самым попадая в кредитную зависимость от США). Континентальным же Германии и Австро-Венгрии пришлось вводить карточки и продотряды.
Австрияки в 1916 году сняли с фронта 60 тыс. штыков и направили эту силу искать по деревенским дворам укрываемое продовольствие.
Германский же Генштаб превратился в прообраз Госплана, заменившего рынки всех основных товаров. Это и имел в виду Ленин, превознося империализм как канун социализма.
Понять эволюцию власти в ходе ХХ века помогает необычный американский политолог Джеймс Скотт. С одной стороны, он давно признанный классиком профессор элитарного Йельского университета, а с другой — убежденный фермер-народник и анархист.
Джеймс Скотт выделяет четыре необходимых условия для “апокалипсиса в отдельно взятой стране”
- модернистские идеи переделки мира,
- наличие достаточно сильного аппарата для проведения идей в жизнь,
- жестокий кризис
- неспособность общества сопротивляться.
Обратите внимание, что, в отличие от публицистических инвектив в русле тоталитаризма или массовых инстинктов, здесь прописано несколько условий разного уровня, причем все необходимые. И все четыре условия широко присутствовали именно в ХХ веке.
Книга из разряда "вечнозеленых" о модернистских утопиях переделки мира (от научного лесоводства в Германии, тотального городского планирования в духе Ле Корбюзье и коллективизации в СССР до принудительного сселения жителей Танзании в деревни) и не только.
"Подчиняюсь, но не повинуюсь". Рецензия Р.М. Фрумкиной на книгу Дж.Скотта "Благими намерениями государства". Полит.ру, 8 августа 2006 г.
Рецензия А. Никулина на книгу Дж. Скотта в журнале "Знание - сила", №11, 2000 г.
Страница о Скотте на сайте Центра крестьяноведения и аграрных реформ (фотографии, ссылки на англоязычные рецензии на работы Скотта)