Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Уровень жизни и деньги - 11

2 Сольдо : наёмные работники в конце дученто, начале треченто

Безразличен к миру труда и Данте и Боккаччо. Наёмных работников в их книгах не увидеть, тогда как слуг, домашних и на постоялых дворах, изображенных, конечно, без малейшей симпа­тии, очень много.

Интели той эпохи относи­лись к материальным условиям существования наём­ных работников, genti meccaniche, как их называли, если без презрения, то, по крайней мере, с полным безразличием.

Впрочем и сейчас, мало кто осознаёт, что средний заработок гастарбайтеров строительных специальностей в сегодняшней Москве , как минимум в два раза меньше заработка подручного рабочего (manovale) на стройке во Флоренции на рубеже дученто – треченто, а условия жизни в разы хуже.

Если бы правила игры были такими..

Еденицы расчётов

До 1237 AD флорентийцы, не имевшие собственной денежной единицы, пользовались пизанской маркой. Успехи в ремесле и торговле, сделавшие необходимым создание собственного банка, обусловили и появление сложной денежной системы на основе золотого флорина.

В ее основе — динар (danaro), одновременно и первая единица системы счета денег, и наиболее древняя их разновидность.

В нем 1,76 грамма серебра 950-й пробы. Его реальная стоимость обнаружится лишь в 1321 AD с появлением picciolo  или picciolo nero, содержавшего в основном медь и малую долю серебра, ставшего самой мелкой монетой, находившейся в обращении в треченто. Оставаясь стабильным на протяжении десятилетий, динар будет девальвирован лишь в конце треченто. Во описываемые времена его стоимость постоянна, он  находится в обороте.

Один динар равнялся 1/12 солида,  или 1/240 лиры.

Grosso — монета почти из чистого серебра, стоит 12 динаров и применяется при совершении крупных торговых сделок. Однако ее жизнь оказалась короткой: в 1306 AD ее заменяет popolino, равнявшийся 24 динарам; на несколько лет он становится самой распространенной денежной единицей.

Примерно в то же время появляются монеты grosso da sei, grosso da venti и grosso da trenta, стоившие, соответственно, 6, 20 и 30 динаров. 

По мере того как серебро становится все более редким металлом, на первое место выходит золото, из которого начинают чеканить флорины. В эпоху рубежа веков, динар остаётся наиболее популярной серебряной монетой, которой пользуются в повседневной жизни, расплачиваются в лавках, в частности при покупке продуктов.

Серебряный флорин вероятно известен с 1182 AD. Тогда он стоил 12 динаров и назывался также grosso.

С 1252 года чеканка серебряного флорина была пре­кращена, ему на смену пришел золотой.

Именно этот год открывает историю самой знаменитой флорентийской монеты — золотого флорина, сим­вола экономического могущества города и гордого вызова конкурентам (прежде всего Генуе и Вене­ции, монеты которых до того времени господство­вали на внутренних и внешних рынках).

Золотой флорин номинально равен 24 каратам, весит 3,54 грамма и стоит 20 grossi (240 динаров). На лицевой стороне изображен святой Иоанн Креститель, на оборотной — цветок лилии. Золотой флорин, мож­но сказать, стал официальной денежной единицей Флоренции.

Стабильный в течение всего дученто и почти всего триченто, золотой флорин быстро становится денежным эталоном, причем не только в Италии, но по всему средневековому Западу.  Его используют представители самых различных общественных и профессиональ­ных групп (мясники, торговцы и т.д.), состоятельные частные лица (нотариусы, врачи, школьные учите­ля). Подделка золотого флорина карается сожжени­ем на костре.

Изготовление золотых флоринов — предмет осо­бых забот, оно доверено двум должностным лицам, монетным мастерам (domini monete или Maestri di Zecca), избиравшимся сроком на шесть месяцев из представителей цехов Калимала и Камбио.

Монет­ные мастера несли персональную ответственность за качество монеты (на каждый флорин они ставили эй собственный знак: изображение фрукта, цветка, короны или просто точку). Эмиссия достигала 400 тысяч монет в год,  в первые четыре года треченто нормой чеканки, по оценочным данным, было 50 тысяч монет ежегодно.

На монетном дворе (Zecca), располагавшемся рядом с Дворцом приоров, трудилась дюжина золотых и серебряных дел мастеров, обязанных строго соблюдать чистоту металла и качество гравировки.

Кроме того, по инициативе Джованни Виллани (известного хрониста), в 1316 AD исполнявшего должность монетного мастера, начали вести fiorinaio, своего рода официальный альбом, в котором хранился экземпляр каждой чеканки с указанием имени гравера и приложением личного знака контролера.

Одно это показывает, сколь большое значение придавали флорину граждане Флоренции.

Широкое применение флорина и прочих монет,  не отменяло использования старых денег.

Прежде всего лиры (libbra, libra, lirа), которую не следует путать с единицей веса (libra, фунт). Эта серебряная монета - фантом,  скорее единица счета, нежели реальная монета, равняется 20 солидам (soldo).

Солид, в свою очередь, также является не реальной монетой, а денежно-счетной единицей.

Он приравнивался к 12 динарам (денариям); в Германии — 12 пфеннигам (германизированное название солида — шиллинг), во Франции — 12 денье (здесь название солид претерпело изменение и дало название солю, позже — су). В Италии солид стал называться сольдо, в Испании — суэльдо.

Так, при заключении крупных сделок счет ведут на лиры и солиды: “вместо того, чтобы говорить 14 412 динаров, можно сказать 60 лир и 12 динаров, а еще лучше — 60 лир и один солид”.

Кроме того, на территории Флорентийской республики находятся в обращении монеты других городов — Сиены, Вольтерры, Кортоны, Неаполя, Венеции и да­же французские деньги, причем их суммарная доля в денежном обращении существенна (около 30% в 1296 AD).

Рабочий день

В цивилизации, ритм ко­торой подчинён “времени купца” ,  за ос­нову рабочего дня принимается световой день, от восхода до заката солнца. Поскольку ни индивидуальных, ни башенных механических часов еще нет (во Флоренции первые появились в 1354 AD), сиг­нал к началу и окончанию рабочего дня подают ко­локола церквей.

Рабочий день начинается, когда колокол звонит первый канонический час, иначе говоря, на рассвете.

В это время женщины выходят из церкви после заутрени и возвращаются по домам, чтобы начать рабочий день, по продолжительности, если не по напряженности, не уступавший рабочему дню мужчин.

А те направляются в лавки и мастерские, расположенные, как правило, поблизости от дома, — кроме тех, кто приходит на работу из ближайших к городу деревень. Мужчины, возможно, приступают работать, даже не позавтракав: когда колокола звонят третий канонический час, они делают перерыв, чтобы перекусить.

Относительно продолжительности перерыва мнения исследователей расходятся. Вероятнее всего, это короткая пауза в работе, а более продолжительный перерыв делают около полудня, подкрепляются основательно и предаются, по крайней мере летом, дневному отдыху.

Необычный феномен, противоречащий нашим представлениям: “Работники требовали увеличения продолжительности рабочего дня”.

На самом деле это способ увеличить заработную плату: полу­чить что-то вроде современной компенсации за сверхурочную работу.

Факт, который доказывает, что рабочий день у лиц наемного труда, в частности на стройке, не был столь продолжительным, как некоторые думают.

Достаточно представить долготу светового дня зимой и вспомнить, что ночная работа строго запрещалась. Правда, летом световой день длиннее, но именно поэтому имел смысл дневной послеобеденный отдых, продолжавшийся от двух до трех часов. Как бы то ни было, рабочий день (количество часов которого существенно менялось в зависимости от времени года) во Флоренции  был гораздо дольше, чем в наши дни. Не случайно в конце триченто именно продолжительность рабочего дня — а не размер заработной платы — станет причиной, толкавшей работников на борьбу с работодателями. Широкое распространение механических часов, отсчитывающих шестьдесят минут в час, приведет к более напряженному трудовому ритму, чем было прежде.

Однако время, связанное с природными ритмами, аграрной трудовой деятель­ностью и религиозной практикой, еще долго опреде­ляло ритм жизни

Конечно флорентийцы знали то, что мы называ­ем уик-эндом, по крайней мере, многие из них — ка­менотесы, плотники, столяры, текстильщики.

Воскресный отдых, разумеется, соблюдался.

Ко­нечно, представители многих профессий были вы­нуждены в интересах общества трудиться и по вос­кресеньям: сапожники (до большой воскресной мес­сы), кузнецы, хлебопеки, парикмахеры, аптекари. Компенсировалась ли их работа выходным днем на неделе? Трудно сказать.

Говорят, что ежегодного оплачи­ваемого отпуска не существовало. Правда, нерабо­чих дней много, даже очень много.

Но эти дни отдыха не оплачиваются, даже ес­ли работа отменяется по экстраординарным причи­нам: прибытие в город знатного визитера, народное собрание, торжественное вступление в должность высших магистратов и тому подобное.

С их учетом общее количество нерабочих дней в году доходило до ста.

Рассмотрим другие выходные дни:

  • в январе — первый день года (Обрезание Господне), 25 (Обра­щение святого Павла);
  • в феврале — 2 (Сретение Господне), 24 (День святого апостола Матфея);
  • в марте — 1 (День святых Филиппа и Якова), 3 (Обре­тение Креста), 8 (Победа святого Михаила), 25 (День святого Зиновия);
  • в июне — 11 (День святых Варна­вы и Бартоло), 24 (День святого Иоанна Крестите­ля), 29 (День святых Петра и Павла);
  • в июле — 25 (День святого апостола Якова);
  • в августе — 10 (День святого Лаврентия), 15 (Успение), 24 (День святого Варфоломея), 28 (День святого Августина), 29 (Усек­новение главы Иоанна Крестителя);
  • в сентябре — 8 Рождество Богородицы), 14 (Воздвижение Креста), 21(День святого апостола и евангелиста Матфея), 29 день святого Михаила);
  • в октябре — 4 (День святого Франциска), 8 (День святой Репараты), 18 (День святого евангелиста Луки), 28 (День святых Симеона и Иуды),
  • в ноябре — 1 (День Всех Святых), 9 (День святого Спасителя), 11 (День святого Мартина), 30 (День святого Андрея);
  • в декабре — 6 (День святого Николы), 13 (День святой Лючии), 21 (День святого апостола Фомы).

Прибавим Рождество (в течение всех восьми дней), Крещение, Троицу, Пасху (до следующего за ней четверга), День святого Иуста и Пепельную среду и обязательные нерабочие дни для представителей определенных профессий (например, для мясников — пятница, четыре раза в предрождественские недели и Великий пост).

Так что нет ничего невероятного в предположении некоторых исследователей, что год состоял не более чем из 230 рабочих дней.

Заработок

Используем данные моей любимой категории — строительных рабочих.

Хотя выплата жалованья производится по субботам, труд оплачивается поденно (a giornata). Заработная плата дифференцирована:

  • плотник-столяр (maestro di legname),
  • кровельщик (copritore di tetti),
  • каменщик (maestro di cazzuola)
  •   каменотес (maestro di scalpello)

- зарабатывают больше подручного рабочего (manovale).

Их дневной заработок в 1286—1288 AD в среднем составляет пять солидов (до восьми солидов в 1326—1332 AD).

Тогда как подручный рабочий ( manovale) в 1286—1289 AD получает лишь два солида и четыре динара в день (в 1326—1332 AD его ежедневный заработок не превышает четырех соли­дов).

Впрочем это минимум, в два раза больше, среднего заработка гастарбайтеров строительных специальностей в сегодняшней Москве.

Садовник (другая показательная категория ра­ботников), работающий на тот же госпиталь при Санта-Мария Новелла, получает не больше подруч­ного рабочего.

Зато ткач (рабочая аристократия Флоренции, города, специализирующегося на про­изводстве сукна) может заработать от семи до вось­ми солидов в день.

Эта значительная разница в оплате труда (подруч­ный рабочий получал вдвое меньше плотника и ка­менщика) усугубляется тем, что занятость мастера-каменщика более стабильна, чем занятость подсоб­ного рабочего или садовника.

Чтобы оценить уровень жизни трудящихся во Флоренции , рассмотрим, помимо зарплат, цены на основные товары повседневного спроса: хлеб, мясо и т. п.

Зерновые, прежде всего пшеница, составляли во Флоренции основу пита­ния. Максимальная цена на пшеницу в 1326— 1339 AD достигает почти 16 солидов за сетье.

Ес­ли предположить, что весь заработок уходит на по­купку хлеба, то холостой manovale со средней зар­платой может потребить 2 килограмма 860 граммов пшеницы в день, вполне достаточно.

Если manovale имеет семью из четырех человек, то при средней зарплате он живет впроголодь: даже максимальная зарплата позволяет ему питаться лишь условии предельного урезания всех прочих статей семейного бюджета.

Если исходить из того,  что в году было 280 рабочих дней, то в 1289—1293 AD бюджет обеспеченной семьи из четырех человек должен был составлять  не менее 134 солида в месяц.

Таким образом, в 1289— 1293 AD даже самые высокооплачиваемые женатые мастера -каменьщики (месячный заработок не менее 110 солидов) не могли обеспечить уровень жизни зажиточной семьи (popolo grasso). Но при этом, по крайней мере, они могли улучшить свое жилище, купить праздничную одежду и даже, при желании, несколько ограничив себя в развлечениях, от­править сына в школу.

Итак, в последние годы дученто месячный заработок вы­соко оплачиваемого мастера-каменщика составлял около 110 солидов. Мы знаем, что это была привиле­гированная категория работников со стабильной за­нятостью; каменщики меньше других зависели от колебаний конъюнктуры. 110 солидов в месяц дает 1320 солидов в год. Одна лира равнялась 20 солидам, следовательно, годовой заработок составлял 66 лир. Итак, мастер-каменщик, глава семьи из четырех че­ловек, имеет со своими 66 лирами годовой доход, со­ставляющий 5% от годового дохода семейного клана Перуцци — 1219 лир.

Понятно, что почти весь заработок manovale уходил на питание. В месячном бюджете manovale 1289—1293 AD на питание шло более 3/4 всех средств; оставшаяся чет­верть тратилась на покупку обуви, одежды, использо­вание инструментов. Положение семьи из четырех человек удручает еще сильнее: 4/5 заработка уходит на питание, остальное — на квартиру и одежду, и лишь 2 солида “на прочее”: с одной стороны, это неизбежные расходы (уход за детьми, налоги), с дру­гой — затраты на развлечения.

Таков,  достаток семьи manovale !

Лишь холостые, молодые, физически здоровые необученные люди, занятые в при­вилегированном секторе (например, на стройке), в хорошие времена (когда нет голода, эпидемии, войны, гражданских смут) надеяться на нечто близкое к достатку. У отцов многодетных семей такой надежды нет. Правда, в первые десятилетия триченто эта ситуация намного улучшится для привилегированных категориях работников (строительство).

Если обратиться к другим секторам, то кар­тина будет более мрачной, как в сегодняшней РФ.  В рассматриваемый период (1289—1293 AD) 27%  низкоквалифицированных наёмных работников,  отцов семейств, должны тратить на белый хлеб все или почти все деньги, предназначенные на питание. А 13% не могут себе позволить есть белый хлеб, поскольку на него не хватило бы всего их заработка

Положение зажиточных семей (popolo grasso), разумеется, гораздо лучше. Так, с января 1290-го по декабрь 1293 AD семья Амманати истратила 87 лир, 8 солидов  и 11 динаров, из которых на питание ушло 48 лир, 13 солидов и 6 динаров, чуть больше половины. Контраст с типичным бюджетом manovale , весь заработок которого (даже в самые лучшие годы) уходит на то, чтобы плохо питаться, плохо одеваться и ещё обогревать свое жилище, очевиден.

Поднимемся по социальной лестнице, рассмотрим бюджет банкира Перуцци. В 1309 AD, ведя обычный для него образ жизни, он истратил 933 лиры. В 1313 AD его общий бюджет составил 3025 лир, а в 1315 AD — 3659 лир. Правда, речь здесь идет о трех семьях Перуцци, живших под одной крышей. Из общего бюджета в 3659 лир в 1325 AD Перуцци потратили на питание 1670 лир. Таким образом, больше половины ушло на другие статьи расходов. Так, 87 лир заплатили за лошадь, 36 лир потратили на жонглеров, шутов и прочие увеселения. Что касается семейства Барончелли, компаньонов Перуцци, то они были в состоянии заплатить 37 лир и 14 солидов некоему по­среднику, устроившему брак их сестры: “Этой суммы хватило бы семье из двух человек среднего класса жить в течение года”.

Те же Перуцци в XIV веке плати­ли 30 лир в год одному из своих старших мастеров, а у их главных конкурентов, семейства Барди, заработ­ки занятых на производстве варьировались от 65 до 450 флоринов в год.

Продолжительность активной жизни. Cоциалка

Работать (учиться) начинали с  двенадцати лет.

Срок ученичества зависел от бла­госостояния семьи ученика: если она была в силах заплатить мастеру за его питание и проживание, то продолжительность обучения сокращалась вдвое Еще одна особенность: ученик не получал жалова­нья и имел право лишь на соломенный тюфяк и одежду из грубого сукна.

Чаще всего он жил в доме своего мастера вместе с прислугой, а иногда и с его сыновьями. Как правило, ученик находился под опё­кой мастера. Если ученика направляли на стажиров­ку в чужие края, то статутами Генуи, например, ему запрещалось вступать в брак (правда, во Флоренции такого запрета не было). 

Что касается болезни, то в контракте иногда ого­варивалось, что мастер обязан оплачивать лечение больного, но в течение определенного времени. Ча­ще всего болезнь служила основанием для прекра­щения обучения, и ученик возвращался на попече­ние своих родителей, если только они не могли воз­местить расходы на лечение.

В мире труда женщины играли важную роль — и не только в качестве домработниц или прислуги на постоялых дворах, но также и в профессиях, где их присутствие может показаться неожиданным: муж­ские парикмахеры, художницы в живописных мас­терских, медицинские сестры на дому, банщицы в общественных банях. Многие работающие женщины, как на селе, так и в городе, трудились на дому, выполняя заказы хозяев текстильных мастерских. На барельефах колокола Джотто изображены жен­щины (или девушки), работающие на горизонтальном ткацком станке.

Что касается социалки, то она существовало в зачаточном состоянии. Устав цеха шелкоделов предусматривал отчисления в пользу бедныx невест, рожениц, больных и заключенных, в том числе лишенных свободы за долги.

В нередкиe голодные годы и в периоды экономического кризиса, следовавшие за войнами и эпидемиями, цех поддерживал своих членов, выплачивая им своего рода “пособие по безработице”

Пенсий, конечно, не было.

Когда возраст или состояние здоровья заставляли наёмного работника прервать оплачиваемую трудовую деятельность, не оставалось ничего, как искать приюта у своих детей, прежде всего у сыновей, предоставлявших ему до конца дней стол и кров.

Наконец, в большинстве корпораций принято было выделять средства на похороны своих членов и на заупокойные мессы.

Все сказанное выше вотносится к работающим по найму в сфере ремесла и торговли. в сфере строительства. 

 

Links:

В средневековую эпоху развитие славянской цивилизации во многом зависело от торговли - примером тому история возвышения Великого Новгорода и Дубровника. Заметным торговым центром на землях восточных славян была и древняя столица Белой Руси Полоцк

В приведенной ниже таблице, составленной на основе публикации в немецком журнале Stern, указаны несколько наиболее распространенных в Германии профессий и среднемесячная заработная плата их представителей.

VOTO: традверсия - единая денежная система Европы

До середины XVII в. в Московии существовала свободная чеканка: любой человек имел право представить на монетный двор в неограниченном количестве золото или серебро для перечеканки его в монеты.

Лира (libra, фунт) состояла из 20 солидов, солид - из 12 малых денариев. На территории Падуанского дистрикта в XIII веке имели хождение венецианские и веронские денарии

Гросс - очень распространенная с XIII в. в Европе серебряная монета среднего ...

Закат эры PAX DOLLARIUM ..В отсутствии золотого стандарта не существует способа ...

Колыбель цивилизации - Флоренция и Венеция. МРОТ - 1,4 г. золота в день ...

Греция В классический период,в Афинах 52 литра пшеницы стоили 6 драхм, рабы - от ...

... дом, посадил бобы, с голоду не умер, ещё и выручил от их продажи 8 долларов