В дученто - треченто термин “нация” имел значение “землячество”.
Так, например, в весьма знаменитом в Европе Пражском университете времён Великой Схизмы официально числилось четыре “нации” (четыре корпорации студентов и преподавателей): чешская, польская, баварская и саксонская.
Очевидно, что это не этническая принадлежность, ибо польская нация тогда состояла почти исключительно из немцев — подданных польского короля, и тем самым из четырех наций Пражского университета три были немецкими.
Это не единственный пример — четыре нации было в Болонском университете, большее число наций составляло Мальтийский рыцарский орден.
В тот период “нация” — почти всегда землячество, которое складывалось довольно легко, потому что как рыцарский орден, так и университет представляли собой весьма замкнутую корпорацию, да и преподавание велось на латыни (языке учёности того времени), что тоже способствовало обособлению.
В кватроченто – чинквеченто, “нацией” начали называть совокупность подданных одного государя и по прямому преемству совокупность граждан одного государства, независимо от того, монархически оно организовано или республикански.
В источниках упоминается, например, бургундская нация, ибо Бургундское государство было могущественно и самостоятельно, хотя формально герцог Бургундский являлся вассалом французского короля. Вассалом французского короля одно время был и английский “король” как владевший Аквитанией.
Покуда существовало независимое герцогство Бургундское, говорили о бургундской нации и в то же время не говорили о провансальской нации, хотя провансальцы (обитатели Миди, современного Юга Франции) до Крестовых походов в Прованс, связанных с подавлением Альбигойской антисистемы, были весьма обособлены и говорили на провансальском языке (ланг д'ок), а бургундцы говорили “по-французски” (ланг д'ойль).
Сейчас часто можно встретить утверждение о процессе превращения феодального государства в государство национальное, который начался задолго до формирования основных буржуазных государств. Марксистский изврат же исходил из того, что процесс “классообразования” на смену “племени” приводит “народность”, а “нация” создаётся только в буржуазном обществе.
Имеет место у историков аберрация, зиждящаяся на конечном результате.
О швейцарской нации, состоящей из четырёх народов, заговорили только потому, что Швейцария сохранила свое единство, “защитившись” от Бургундии.
О французской нации (ланг д'ойль), заговорили только потому, что Бургундии не стало, а Франция существует.
Сумей Бургундия защитить себя, сейчас бы писали, что мол, в процессе образования национального государства бургундцы с успехом отразили интернациональную агрессию французов, швейцарцев, гасконцев и аквитанцев.
sigurna
September 24 2008, 11:07:07 UTC 10 years ago
В первоначальном смысле - "землячество", от земли, ланга.