Могильщик “коммунизьма”
Кто направлял идеологическое оружие и вообще стоял едва ли не за всеми праволиберальными и “антитоталитаристскими” публикациями во Франции в последней четверти ХХ века?
Этот человек — историк Франсуа Фюре ( Francois Furet, 1927 –1997 AD).
В юности Фюре был коммунистом, как и Жак Ле Гофф и Мишель Перро (но вышел из партии в 1956 AD), в книге 1965 AD превозносил Французскую революцию 1789 AD, которая была призвана установить в стране либеральный порядок и просто-напросто “сбилась с пути”, а тринадцать лет спустя выпустил книгу “Penser la revolution francaise” (в русском переводе 1998 AD “Постижение Французской революции”), в которой “сменил вехи”.
Опираясь на Солженицына и политическую конъюнктуру момента, Фюре опроверг все традиционные марксистские интерпретации революции; вместо борьбы классов он предложил считать движущей силой революции динамику идей и политического дискурса.
В своих исторических трудах Фюре уделял преимущественное внимание именно идеям, а также символизирующим их ритуалам и людям, в которых эти идеи нашли свое наиболее яркое воплощение, — леваки конечно считают эти три элемента явно недостаточными.
Фюре не был великим историком масштаба Ле Гоффа или Фернана Броделя. Его сила заключалась в ином.
Говорят, что ни один современный историк не принимал такого активного участия в политической жизни, не оказывал такого воздействия — одновременно и подспудного, и явного — на идеологию своей эпохи.
Во французской прессе появилась целая “галактика Фюре”; главной звездой этой галактики стал еженедельник “Le Nouvel Observateur”, стараниями Фюре сильно поправевший.
Не менее влиятельной фигурой был Фюре и в научном мире.
В 1977 AD он стал президентом элитной Высшей школы социальных исследований (EHESS), служба в которой освобождала ученых от тягот систематического преподавания (работал он в этой школе с 1966 AD – по 1985 AD ).
Фюре участвовал в создании Фонда Сен-Симона (союз интеллектуалов, близких к властям, с промышленниками; те и другие стремились “уберечь” правительство Миттерана от социалистических извратов).
Наконец, Фюре простёр свое влияние до Америки — стал преподавать в Чикагском университете, с 1985 AD.
Приближалось двухсотлетие революции 1789 года, и, желая помешать коммунистам из миттерановского правительства освятить во время празднования якобинскую версию событий, Фюре вместе со своей единомышленницей Моной Озуф и еще несколькими коллегами выпустил пространный (1 200 страниц) “Критический словарь Французской революции”, в котором опроверг левую трактовку революционных событий.
Случившееся как раз вовремя падение коммунизма в Восточной Европе послужило прекрасным подтверждением тезисов Фюре и позволило ему стать “интеллектуальным церемониймейстером” на праздновании Двухсотлетия (есть шуточное мнение, что ради успеха своих трудов Фюре самолично спровоцировал падение восточноевропейского коммунизма).
Фюре и его единомышленники могли быть довольны: в начале 1990-х годов Франция по видимости отказалась от социалистических идей, полностью приняла рыночную экономику и сбросила “оковы голлизма и коммунизма”, а идеология журнала “Le Debat” сделалась главенствующим духом эпохи.
Итак, если к началу 1990-х в Англии жесткий “тэтчеризм” сменился более мягким вариантом неолиберализма, во Франции, есть мнение, дело обстояло ровно противоположным образом. Тамошнюю ситуацию, например английский историк Перри Андерсон описывает так:
“Победа взглядов Франсуа Фюре и его друзей не подлежала сомнению. Франция наконец была избавлена от тяги к тоталитаризму. Призрак Революции покоился в могиле. Республика сделалась центристской. Лишь один элемент наследия прошлого — Нация — еще не получил однозначной трактовки”.
Именно для решения этой последней задачи Пьер Нора задумал сборник “Памятные места” (Lieux de memoire; 1984–1992 AD)
Левак Андерсон, например обвинял Пьера Нора (редактора “Le Debat” и сподвижника Фюре) в пропаганде чересчур благостных представлений о прошлом Франции и о самой “французскости”, “лакировки” действительности.
И реабилитации теоретиков-либералов (Бенжамена Констана, Токвиля и Гизо, равно как и параллельной “ликвидации” наследия революционеров-якобинцев) была посвящена деятельность Фюре, Нора и их единомышленников, и своей цели они добились в полной мере
Говорят, что мол, история опять-таки (как и в случае с падением восточноевропейского коммунизма) шла им навстречу: в тот момент, когда Фюре выпустил свою книгу “Прошлое одной иллюзии” (1995 AD, рус. пер. 1998 AD), которую тот же английский историк Андерсон называет “надгробной речью коммунизму”, в посткоммунистической России было восстановлено господство капитала.
Леваков раздражает, что Фюре в этой книге слишком активно “заигрывал” с идеями немецкого историка Эрнста Нольте ( с ним он активно дисскутировал по переписке) и слишком много занимался антикоммунистической пропагандой, успевшей мол всем надоесть еще во времена “холодной войны”.
Конечно, книга имела во Франции огромный успех.
В 1996 AD, Фюре получил ряд престижных наград:
- Премия Токвиля
- Европейская премия по социальным наукам
- Награду Ханны Арендт за политическую мысль
- Honoris Causa Гарвардского университета
Index liborum:
- Невидимая сторона фонда Сен-Симона
- Фонд Форда, благотворительное прикрытие ЦРУ
- Почему фонд Форда финансирует споры
- Когда ЦРУ финансировало европейскую интеллигенцию
- Stay-behind : les réseaux d’ingérence américains; Stay-behind: сеть американского вмешательства
- Фридрих фон Хайек – папа римский ультралиберализма
- Школа высших исследований в области социальных наук: социальные науки Франции, финансируемые ЦРУ
- Вера Мильчина . Разбор книги Anderson P. La pensee tiede