Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Boer War : Дело у Колензо, на реке Тугеле

Англо – Бурская война 1899—1902 AD

Колензо - селение в Натале (Южная Африка), на правом берегу реки Тугелы, при пересечении её железно-дорожной линиею Дурбан — Ледисмит.

Сражение 3 (15) декабря 1899 AD во время англо-бурской войны .

Ко времени прибытия Буллера на театр военных действий, в середине ноября, буры, обложившие Ледисмит и обеспечившие его блокаду с юга занятием позиции на реке Тугеле y Колензо, развили свои действия в направлении на Питермарицбург.

Исходной точкой для своего наступления с целью деблокады Ледисмита Буллер избрал Фрер на железной дороге из Дурбана, в 25 милях от Ледисмита и 17 милях от реки Тугелы, где и был устроен лагерь для всего Натальского корпуса, передовые части которого выдвинулись до Шивеля (Чивелея, 9 миль севернее).

К 3 декабрю в этом лагере сосредоточились 16 1/4 батальонов, 6 эскадронов и 1 рота иррегулярной конницы с 44 opудиями, всего около 17 тысяч человек.

Между тем, противник Буллера, генерал Жубер, прочно обосновался на оборонительной линии реки Тугелы.

  Главное внимание было обращено им на важнейший участок реки, по обе стороны от Колензо, от Спрингфильда до дороги Венен — Ледисмит, длиною в 70 миль.

С целью упорной обороны Жубер устроил сильные укрепления на северном берегу y Колензо и занял на южном берегу Спрингфильд и Венен — важные узлы путей из Ист-Курта в Ледисмит, в обход Колензо.

Такое расположение привело к прочному владению треугольником Ледисмит — Спрингфильд — Венен и позволяло, при некоторой подвижности, предупредить на любом пункте англичан, наступавших к Ледисмиту.

Число буров, оборонявших реку Тугелу, не превышало 10—12 тысяч.

Протяжение в 70 миль кажется чрезмерным для таких сил, но топографические свойства местности облегчали задачу.

Ввиду сильной пересечённости местноти севернее Тугелы, небольшого числа путей и большой подвижности буров последние могли предупредить англичан если не на переправах, то на путях к Ледисмиту, и оборона длинной линии реки сводилась лишь к тщательному наблюдению за ней с целью оказать стойкое сопротивление на определённых пунктах, могущих быть заранее усиленными в фортификационном отношении.

Река Тугела, имея общее направление течения с запада на восток, делает y Колензо изгиб к северу и образует здесь луку, на которой и расположен Колензо.

Имевшийся здесь железно-дорожный мост был попорчен бурами еще в ноябре,  постоянной переправой мог служить только мост на обыкновенной дороге.

План Буллера сводился к прорыву оборонительной линии Тугелы y Колензо.

Сведений о противнике и местности он имел очень мало. Известно было, что буры сильно укрепились к северу от Колензо и что 2 лагеря их расположены в нескольких милях к северо-западу и северо-востоку от города.

На самом же деле неприятель занял на левом берегу Тугелы y Kолензо более длинную линию, намереваясь оборонять лишь те участки, которым будет непосредственно угрожать противник.

К западу от Колензо, вдоль северного берега Тугелы тянется ряд высот, которые все были заняты и укреплены бурами.

Была устроена ярусная оборона и окопы столь удачно применены к местности, что о существовании большинства их англичане и не подозревали.

Фортификационные сооружения группировались преимущественно в 3 местах:

  • 1-я группа тянулась по высотам севернее Колензо и обороняла мост на обыкновенной дороге и близлежащий брод. На этом участке распоряжался Бота
  • Западнее, в 1 3/4 мили, находился брод Пунт и еще далее — Брайдель, форсирование которых затруднялось нахождением против них 2-ой группы укреплений
  • наконец, 3-я группа, будучи расположена на Ред-Гилле, препятствовала пользоваться самым удалённым из бродов, лежавшим в 8 милях от Колензо. Берега реки всюду круты, обрывисты и покрыты кустами

На горе близ железно-дорожного моста буры занимали еще форт Уилли, игравший роль предмостового укрепления.

В день боя глубина реки не превышала 8—10 футов, a на бродах была немного выше колена; они были сделаны непроходимыми посредством проволочных заборов и тому подобных искусственных препятствий.

Восточнее Колензо, в том месте, где начинается изгиб реки к северу, возвышается гора Гланчвана-Гилль, которая была также занята бурами. Она командует всеми прочими высотами 1-ой линии обороны, и с неё великолепно обстреливался весь северный берег реки и во фланг брались бурские позиции; эта высота была тактическим ключом позиции.

Местность вплоть до Шивеле довольно равнинная, с незначительными складками; всякое движение войск по ней заметно.

Силы республиканцев непосредственно y Колензо не превышали 3 тысяч человек, расположенных прерывчато на важных участках; ключ же позиции Гланчвана-Гилль был занят 800 лучшими стрелками. Общее командование принадлежало Шальк-Бюргеру.

Решив атаковать противника, Буллер 1 и 2 декабря ограничился канонадой в надежде, что буры ответят и откроют свое расположение; но буры молчали, и англичане, ничего не разведав, остались в предвзятом убеждении, что гора Гланчвана-Гилль не занята и что оборона сосредоточена, главным образом, близ моста y Колензо.

  Royal Dublin Fusiliers

План боя состоял в форсировании Тугелы в 2 пунктах, удаленных на 3 мили один от другого: y Брайдельского брода и y Колензо.

 Буллер предполагал, что в случае успеха на левом фланге, то есть y Брайдельского брода, переправившиеся части продвинутся вдоль левого берега к Колензо и помогут войскам здесь. Если же y Брайдель-дрифта войска не будут в состоянии переправиться, то они составят заслон, обеспечивающий левый фланг войск, направленных на Колензо.

Атака Брайдельского брода возлагалась на 5-ю бригаду генерала Фицрой-Гарта, моста же и брода y Колензо — на 2-ю бригаду генерала Гильдьярда; 4-я бригада Литльтона, направленная между Брайдельским бродом и железной дорогой, должна была поддержать ту или другую бригаду.

Всем приказано выступать в 4 часа 30 мин утра 3 декабря.

6-ой бригаде Бартона предписывалось выступить получасом раньше, следовать восточнее железной дороги и прикрыть правый фланг 2-ой бригады.

На конницу же с ездящей пехотой и одной (7-ой) батареей возлагалось прикрытие правого фланга всей линии и занятие позиции на Гланчвана-Гилле.

Часть полевой артиллерии (14 и 16-я батареи) должна была подготовлять атаку y Колензо, a остальные батареи (73 и 64-я) обстрелять высоты к северу от моста.

Полевая артиллерия была усилена 14 морскими орудиями.

2 декабря весь корпус стал лагерем y Чивелей, немного севернее станции, откуда, согласно диспозиции, около 4 часов ночи двинулся к Тугеле.

В 4 часа 45 минут 8 морских орудий открыли огонь с позиции в 4,5 мили южнее Колензо по форту Уилли и высотам за ним.

Буры молчали. Между тем, 5-я бригада, направленная к Брайдельскому броду, сбилась с направления и вышла на брод Пунт.

Колонна шла без мер охранения, противника своевременно не обнаружила и после 6 часов утра внезапно подверглась сильнейшему артиллерийскому и ружейному огню с противоположного берега: одно тяжелое (40-фунтовое) орудие с Ред-Гилля и два меньшего калибра (у подножия Гроблерс-Клоофа) осыпали колонну снарядами.

С этими орудиями вступили в контрбатарейную борьбу 73 и 64-я б-реи, снявшиеся с передков в 0,6 мили к югу от Тугелы, но обе не могли побороть их; морские орудия не могли помочь, так как сами были заняты обстреливанием холмов севернее Колензо.

Потрясение 5-ой бригады было столь сильно, что правильного развёртывания в боевой порядок не произошло: части бросились вперёд, как попало, и батальоны перемешались.

С приближением к Тугеле потери стали возрастать, люди позалегли и оставались без движения до 10 часов 30 минут  утра, пока не было дано приказа об отступлении.

4-я бригада, которая должна была служить поддержкой 2 или 5-ой бригаде, активного участия в бою не приняла.

Гвардейский драгунский полк (3 эскадрона), охранявший левый флант, в виду огня к реке не подошёл.

Отступление на левом фланге произошло беспорядочное, отдельными кучками; буры не преследовали, ограничившись посылкой нескольких снарядов из тяжелого орудия уходившей бригаде.

В центре самая тяжелая работа выпала на долю 2-ой бригады. Ей предстояло, перейдя через мост, овладеть тройным рядом гребней с крутыми, террасообразными скатами, возвышавшимися за фортом Уилли.

Бригада двинулась левее полотна железной дороги, имея 2 батальона в 1-ой линии и 2 других — во 2-ой. Правее полотна наступала 6-я бригада, выславшая также 2 батальона в 1-ю линию.

Артиллерия, которая должна была поддержать это наступление, выступила в 6 часов утра и направилась правее железной дороги, значительно опередив свою пехоту.

Объяснение этого явления можно найти только в том, что, по всей вероятности, на этом участке позиции бурские траншеи предполагались гораздо далее к северу от Тугелы.

Начальник артиллерии полковник Лонг выбрал свою позицию в 0,4 мили от реки и в 0,55 мили от форта Уилли, опередив свою пехоту на 1, 5 мили.

Едва батареи начали сниматься с передков, как буры, занимавшие окопы на берегу Тугелы, в 1 000 шагов от батарей, открыли по ним жестокий огонь.

Mopские орудия, потеряв большинство волов (их было по 32 на opудие), с трудом устроились уступом назад и правее полевых батарей и открыли огонь по форту Уилли.

В 6 часов 15 минут полковник Лонг был ранен и выбыл из строя, a к 7 часам утра, когда начала подходить пехота, снаряды полевых батарей были все израсходованы, a зарядные ящики ещё не прибыли.

Тогда орудийные номера бросили орудия и укрылись в лощинке в 400—450 шагов сзади орудий.

К моменту подхода 2 и 6-ой бригад морская артиллерия справилась с фортом Уилли, совершенно его разрушив.

Однако буры его и не занимали.

В 7 часов утра обе бригады, имея 2-ю немного впереди, подошли на 1000 шагов к Тугеле, неся сильные потери от огня буров из траншей к северу от моста и из дальних окопов, составлявших 2-й ярус обороны.

Однако нескольким ротам 2-ой бригады удалось войти в деревню и овладеть железно-дорожной станцией, но так как их не поддержали резервами, то они до моста не дошли и принуждены были бросить деревню.

Деятельность 6-ой бригады почти не проявилась. Около 1 часа дня был отдан приказ об отступлении.

На правом фланге лорд Дэндональд с 1000—1200 иррегулярными всадниками не добился никаких результатов, a в 1 час дня колонна приняла участие в общем отступлении.

Дэндональд даже и не старался достигнуть поставленной ему цели ни фронтальным наступлением, ни обходным движением; между тем, его энергичные, хотя бы только демонстративные действия могли оказать существенную помощь центру, оттянув от него целиком огонь защитников Гланчвана-Гилля.

Общая потеря англичан за весь день: 69 офицеров и 861 нижних чинов убитыми и ранеными и 204 пленными; всего 1 134 человек (5 % всего состава); потери республиканцев: 4 убитыми и 14 ранеными.

В действиях англичан заключается ряд крупных ошибок:

  • отсутствие разведки как со стороны высших начальников, так и войсковых частей;
  • нет оценки обстановки
  • Буллер, видимо, совершенно не отдавал себе отчёта в важности занятия Гланчвана-Гилля как ключа позиции, овладение коим, при превосходной числом английской артиллерии, было равносильно победе
  • Буллер не оставил себе резерва, и сражение решилось столкновением в первые же минуты боя, при чем фронтальная атака сводилась к частным боям в 2 пунктах, удалённых друг от друга на 3 мили.
  • неудача на левом фланге, последовавшая быстрее, чем в центре, развязала противнику руки, позволив ему обратить все усилия против последнего
  • наступление 4-мя колоннами одинаковой силы против нескольких пунктов позиции противника облегчало ему сопротивление и не грозило прорывом его тонкого расположения
  • в результате нельзя было прибегнуть к тактическому маневру, и выгоды лучшей сравнительно подготовки английской пехоты к совокупным действиям свелись к нулю
  • части своевременно не развёртывались, не высылали цепей, a в колоннах попадали под губит. огонь буров
  • более трети всех войск (2 бригады), бывшие в непосредственной близости от разыгравшихся боев, никакого в них участия не принимали, a вообще можно сказать, что британцы не проявили должного упорства в бою (5 % потерь)

В отношении тактики буров следует заметить:

  • буры оставались верны себе — подпускали противника на 1 500 шагов и затем стреляли в него, как в мишень, то есть вполне использовали сильную свою сторону, — меткий огонь
  • оценка своей позиции ими сделана неправильно: ключ позиции, Гланчвана-Гилль (Хлангвана-Гилль), занят был слабо, и если бы англичане им овладели, то пришлось бы уступить позицию и на северном берегу Тугелы
  • как всегда, и здесь буры не эксплуатировали своей победы: впрочем, им может служить извинением то, что с 2—3 тысячью человек, отбившими натиск 17 тысяч англичан, нельзя было броситься через Тугелу без риска быть уничтоженными

Из всего сказанного вытекает, что победа буров при Колензо не была решительным поражением противника.

Английский 15-тысячный корпус был ещё достаточно силён, чтобы остановить наступательную попытку республиканцев к Дурбану (Порт-Наталю).

В стратегическом отношении бой при Колензо внёс на Натальском театре некоторое улучшение в положение буров, но только временное: они на неопределённое время, то есть до прибытия к Буллеру подкреплений из метрополии, были избавлены от активных действий противника и могли обратить все свое внимание на взятие Ледисмита.

  • Boer War – 1

  • Boer War – 2

  • Boer War – 3

  • Boer War – 4

  • Boer War : Блокада Ледисмита

  • Boer War : Луи Бота