Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Боги креста -6

Дар Богов : Агробиогеоценоз

Современные этнографические исследования примитивных народов категорически опровергают центральную идею паранауки политэкономии о некоей "выгоде" и неизбежности перехода древних племён от охоты и собирательства к оседлому земледелию.

Сохранявшиеся до последнего времени первобытные сообщества абсолютно не вписываются в стройную картину, рисуемую политэкономией. Закономерности поведения и жизни этих примитивных сообществ не просто оказывались "досадными исключениями", а в корне противоречили той надуманной схеме, по которой должно было бы вести себя первобытное общество.

Прежде всего, была выявлена высочайшая эффективность собирательства:

"..присваивающая экономика эффективна не только в том смысле, что она вполне обеспечивает первобытных людей всем необходимым для жизни, но также и в том, что достигается это за счет весьма скромных физических усилий. Подсчитано, что в среднем "рабочий день" охотников-собирателей составляет от трех до пяти часов, и этого, оказывается, вполне достаточно. Притом, как правило, дети не принимают непосредственного участия в хозяйственной деятельности, да и взрослые, особенно мужчины, могут себе позволить отвлечься на день-другой от "прозы будней" и заняться делами более "возвышенными"" (польский этнограф Л.Вишняцкий, "От пользы - к выгоде").

В психике человека закрепились соответствующие структуры - архетипы, вызывающие азарт и удовольствие от самого процесса охоты и собирательства. Собственно, механизм работы этих структур-архетипов во многом аналогичен механизму инстинкта животного, которого данный инстинкт спасает от голодной смерти.

Совершенно иную версию причин данного эпохального перехода, во многом определившего лицо нашей цивилизации, предоставляют в наше распоряжение древние мифы: он совершился под целенаправленным внешним воздействием, – земледелие (агро –технический комплекс) и цивилизацию дали людям боги.

Понятно, что множество современных “человек –наук” : политэкономистов, отвергающих "неестественный" путь развития ancient человечества; лингвистов, защитивших кучу диссертаций на тему установления "родства" разных народов; археологов, пытающихся отыскать следы "прародины" единого "прародителя" этих разных народов etc. окармливаются на теме и вряд ли прекратят увеличивать длю хаоса..

Ведь дело в том, что столь кардинальный пересмотр причинно-следственных связей в нашей ancient истории требует и кардинального пересмотра самой этой ancient истории (к чему призывал, в частности, и Н.Вавилов), но кто же из ангажированных сервов будет лишать сам себя куска хлеба с маслом… La noblesse oblige

image 

Мифологическая версия оказывается не только значительно более логичной, но и гораздо лучше соответствует выводам исследований Николая Вавилова, доказавшего независимое возникновение нескольких изолированных друг от друга очагов основных сельскохозяйственных культур практически единовременно. Обиталище нимф

Данные выводы заставляют поставить под сомнение господствующую ныне версию о массовых миграциях древних народов.  

Семь основных географических центров (очагов, локусов) происхождения культурных растений:

  •   Южно-азиатский тропический центр, включая сюда территорию тропической Индии, Индокитая, Южного тропического Китая и острова Юго-Восточной Азии...
  •   Восточно-азиатский центр включает умеренные и субтропические части Центрального и Восточного Китая, большую часть Тайваня, Корею (обладает весьма сильной спецификой по составу возделываемых культур, большинство из которых не так легко приживается в других регионах)
  •   Западноазиатский центр. Сюда входят территории нагорной Малой Азии (Анатолии), Иран, Афганистан, Средняя Азия и Северо-Западная Индия...
  • Средиземноморский центр включает страны, расположенные по берегам Средиземного моря...
  •   Абиссинский центр. В пределах Африканского материка выделяется маленькая Абиссиния как самостоятельный географический центр.. Сюда же примыкает несколько своеобразный Горно-Аравийский (Йеменский) очаг...
  • Мексиканский центр. На обширной территории Северной Америки выделяется, прежде всего, Центральноамериканский географический центр, включая южную Мексику...
  • Андийский центр в пределах Южной Америки, приуроченный к части Андийского хребта

image

"Как можно видеть, зона начального развития главнейших культурных растений приурочена в основном к полосе между 20 и 45 гр. с.ш., где сосредоточены величайшие горные массивы Гималаев, Гиндукуша, Передней Азии, Балкан, Апеннин. В старом Свете эта полоса идет поширотно, в новом Свете по меридиану в соответствии с общим направлением главных хребтов"

"Географическая локализация первичных очагов земледелия очень своеобразна. Все семь очагов приурочены преимущественно к горным тропическим и субтропическим областям. Очаги в Новом Свете приурочены к тропическим Андам, в Старом - к Гималаям, Гиндукушу, горной Африке, горным районам средиземноморских стран и к горному Китаю, занимая в основном предгорные области. В сущности, только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в истории мирового земледелия"

"Тропики и субтропики представляют оптимум условий для развертывания видообразовательного процесса. Максимум видового разнообразия дикой растительности и животного мира явно тяготеет к тропикам. Особенно это наглядно можно видеть в Северной Америке, где южная Мексика и Центральная Америка, занимая относительно ничтожную площадь, включают больше видов растений, чем весь необъятный простор Канады, Аляски и соединенных Штатов, взятых вместе (включая Калифорнию)"

(Н.Вавилов, "Мировые очаги (центры происхождения) важнейших культурных растений")

Просо Рис

Там, где не было перехода к земледелию, не возникала и цивилизация.

Получается весьма странная и даже парадоксальная закономерность: земледелие возникло почему-то именно в наиболее изобильных районах Земли, - там, где предпосылок для голода было меньше всего. И наоборот: в регионах, где сокращение "кормовой базы" могло быть наиболее ощутимым и должно было (по всей логике) являться существенным фактором, влияющим на жизнь человека, никакого земледелия не возникло.

Скажем, во всей Северной Америке южномексиканский очаг древнего земледелия занимает лишь около 1/40 всей территории обширного континента. Примерно такую же площадь занимает перуанский очаг по отношению ко всей Южной Америке. То же можно сказать о большинстве очагов Старого Света. Процесс возникновения земледелия оказывается прямо-таки неестественным, поскольку за исключением этой узкой полосы нигде  в мире даже не было попыток перехода к земледелию.

Сейчас в качестве общепризнанной родины пшеницы (как одной из основных зерновых культур) на нашей планете фигурирует по официальной версии узкая полоса, огибающая Месопотамскую низменность . А оттуда уже пшеница, как считается, разошлась по всей Земле. Однако в такой точке зрения есть явная манипуляция данными.

Дело в том, что данный регион (по исследования Н.Вавилова) действительно является родиной той группы пшениц, которая называется "дикой". Кроме неё на Земле есть еще две основные группы: твердая пшеница и мягкая. Но оказывается, что "дикая" вовсе не означает "прародительница".

"Вопреки обычным предположениям основные базы ближайших диких видов родов... не примыкают непосредственно к очагам концентрации потенциалов генов культурных пшениц, а находятся от них на значительном расстоянии. Дикие виды пшениц... находятся главным образом в южной Сирии и северной Палестине, там, где состав культурных пшениц особенно беден. Сами эти виды, как показывают исследования, обособлены от культурных пшениц трудностью скрещивания. Это несомненно особые... виды"

"Как возникли культурные пшеницы... как произошло это поразительное многообразие существующих видов культурных пшениц - на эти вопросы факт нахождения диких пшениц в Палестине, Сирии и Армении не отвечает.

Во всяком случае ныне совершенно отчетливо выяснилось, что основные потенциалы признаков и генов культурных пшениц заключены в областях, далеких от Сирии и сев. Палестины, именно - в Абиссинии и у подножия Западных Гималаев"

(Н.Вавилов, "Несколько замечаний к проблеме происхождения пшениц").

В результате глобального исследования различных видов пшеницы Н.Вавилов установил целых три независимых друг от друга очага распространения ( мест происхождения) этой культуры.

Сирия и Палестина оказались родиной "дикой" пшеницы и пшеницы-однозернянки; Абиссиния (Эфиопия) - родиной твёрдых пшениц; а предгорья Западных Гималаев - центром происхождения мягких сортов пшеницы.

В целом Н.Вавилов твердо приходит к выводу, что утверждение о родине пшеницы в Месопотамии или предположение о родине пшеницы в Центральной Азии не имеют никаких оснований.

Но и этим важнейшим результатом его исследования не ограничились!.. В их процессе было обнаружено, что различие видов пшеницы заключено на глубочайшем уровне: пшеница-однозернянка обладает 14 хромосомами; "дикая" и твердые пшеницы - 28 хромосомами; мягкие же пшеницы имеют 42 хромосомы. Но даже между "дикой" пшеницей и твердыми сортами с одинаковым количеством хромосом оказалась целая пропасть.

"Наши опыты по скрещиванию дикой пшеницы с различными видами культурных пшениц, в том числе даже морфологически близкими... показали, что дикая пшеница... представляет собой особый... вид. Она характеризуется, как известно, 28 хромосомами, тем самым резко отличаясь от всей группы мягких видов пшениц, но, что особенно существенно, она представляет собой особый вид, отличаясь и от пшениц с 28 хромосомами"

"Весьма знаменательным является тот факт, что в Абиссинии, где заключен максимум первичного сортового разнообразия 28-хромосомных культурных пшениц совершенно... отсутствуют все основные дикие родичи пшеницы. Это факт приводит к необходимости ревизии наших представлений о процессе происхождения культурных растений... Не менее существенным фактом является установленный разрыв в локализации... 42- и 28-хромосомных пшениц (юго-восточный Афганистан и Пенджаб для 42-хромосомных пшениц и Абиссинии для 28-хромосомных пшениц)"

(Н.Вавилов, "Несколько замечаний к проблеме происхождения пшениц").

Как известно и как подтверждает это профессионал - Н.Вавилов, добиться "простой" селекцией подобного изменения количества хромосом  практически невозможно.

Для удвоения и утроения хромосомного набора нужны методы и способы, которые и современная-то наука не всегда в состоянии обеспечить (вплоть до вмешательства на генном уровне).

Однако весь характер распространения сортов пшеницы на земном шаре свидетельствует о том, что различие между ними существовало уже на самых ранних стадиях земледелия!

Говоря другими словами, сложнейшие селекционные работы (и в кратчайшие сроки) должны были реализовывать люди с деревянными мотыгами и примитивными серпами с каменными режущими зубьями.

Н.Вавилов приходит к выводу, что теоретически  нельзя отрицать возможного родства, скажем, твёрдой и мягкой пшеницы, но для этого надо отодвигать сроки культурного земледелия и целенаправленной селекции на десятки тысячелетий назад. А к этому нет абсолютно никаких  предпосылок, поскольку даже самые ранние находки, не превышают по возрасту 15 тысяч лет, но уже обнаруживают "готовое" разнообразие видов пшеницы.

"Наши исследования дифференциальным ботанико-географическим методом показали, однако, что ареал дикого ячменя дает еще очень мало указаний о нахождении действительных центров формообразования культурного ячменя. В Абиссинии наблюдается максимум скопления разнообразия форм, а следовательно, вероятно, и генов группы... ячменей. Здесь сосредоточено исключительное разнообразие форм... При этом здесь находится ряд... признаков, неизвестных в Европе и Азии... Любопытно, что в Абиссинии и Эритрее, столь богатых разнообразием разновидностей и рас культурного ячменя, совершенно отсутствует дикий ячмень"

(Н.Вавилов, "Мировые центры сортовых богатств (генов) культурных растений").

И более того, аналогичная картина "оторванности" культурных видов от регионов распространения их "диких" форм наблюдается еще у целого ряда растений (горох, нут, лён, морковь etc.)

На родине "диких" сортов не оказывается следов их окультуривания, которое осуществляется в каком-то другом месте, где "диких" форм уже нет.

Н.И. Вавилов почти не касается вопроса о механизме перехода к земледелию, ограничиваясь лишь некоторыми замечаниями на этот счет: локализация первичных очагов земледелия в изолированных горных районах, неполивной характер раннего земледелия, вытеснение “первичных” растений “вторичными” по мере их продвижения с юга на север и в горные районы.

В центре его внимания как ботаника остается изучение совсем другого механизма – эволюции самого растения в процессе его введения в культуру.

В советских исторических “науках” – археологии и этнографии – судьба теоретических взглядов Н.И. Вавилова на происхождение культурных растений  складывалась достаточно сложно. Казалось бы, что новая оригинальная трактовка проблемы происхождения культурных растений, напрямую связанная с ключевыми вопросами развития человеческого
общества, должна была привлечь внимание представителей именно этих наук.

Тем не менее, насколько можно судить по библиографическим обзорам научного наследия Н.И. Вавилова, единственным прижизненным откликом на идеи ученого со стороны археологов и этнографов была статья научного сотрудника Государственной академии истории материальной культуры Г.В. Григорьева, опубликованная в 1932 AD .

Эта статья носила подчеркнуто критичный характер (по-сути, в тех условиях, форму доноса) и содержала разбор концепции Н.И. Вавилова больше с идеологических, нежели конструктивных позиций.

Главным недостатком работ Н.И. Вавилова, по мнению этого  Г.В. Григорьева, являлось то, что они написаны в духе миграционистских (диффузионистских) теорий индоевропейской лингвистической школы. В то время это было равносильно обвинению в расизме и шовинизме.

Первая страница работы археолога Г.В. Григорьева, с анонимным, редакционным введением -доносом

В настоящее время основные положения Н.И. Вавилова в отношении генезиса культурной флоры (иногда в полном объеме, иногда с некоторыми корректировками) принимаются подавляющим в мире, большинством  ботанико-географов.

Одной из популярных теорий в  истории (и лингвистике), является версия одного народа, который "открыл" земледелие (праязык), и затем уже от него данное искусство разошлось по всей Земле.

Вот и представьте себе такую картину: бегает по всему земному шарику некий народ ( “..этнические группы, которые создали так называемую натуфийскую мезолитическую и ранненеолитическую культуру Палестины и Сирии XI-IX тысячелетий до новой эры..”), бросая уже окультуренные растения на старом месте, по пути прихватывает новые "дикие" растения, и остановившись (уже в третьем месте) возделывает эти новые растения, каким-то образом умудрившись по дороге (без всяких промежуточных стадий) окультурить их. Бред, да и только...

Но тогда остается одно: согласиться с выводом Н.Вавилова об абсолютно независимом друг от друга происхождении культур в разных очагах земледелия.

"Совершенно ясно, что эти культуры, основанные на разных родах и видах растений, возникли автономно, одновременно или разновременно... Им свойственны весьма различные этнически и лингвистически группы народов. Им свойственны разные типы сельскохозяйственных орудий и домашних животных"

(Н.Вавилов, "Проблема происхождения земледелия в свете современных исследований").

Распространение маслины

Итак, что же в итоге?..

  • С точки зрения обеспечения пищевыми ресурсами, переход древних охотников и собирателей к земледелию является крайне невыгодным, но они все-таки совершают его.
  • Земледелие зарождается именно в наиболее изобильных регионах, где полностью отсутствуют какие-либо естественные предпосылки для отказа от охоты и собирательства.
  • Переход к земледелию осуществляется в зерновом, самом трудоемком его варианте.
  • Очаги древнего земледелия территориально разделены и сильно ограничены. Различие культивируемых в них растений указывает на полную независимость этих очагов друг от друга.
  • Сортовое разнообразие некоторых из основных зерновых культур обнаруживается на самых ранних стадиях земледелия при отсутствии каких-либо следов "промежуточной" селекции.
  • Древние очаги возделывания целого ряда культурных растительных форм почему-то оказались географически удалены от мест локализации их "диких" сородичей.

Единственной  иной на текущий момент точкой зрения, отличной от официальной версии, является лишь та, которой придерживались наши древние предки и которая прослеживается в мифах и преданиях, дошедших до нас с тех далеких времен.

Наши предки были абсолютно уверены в том, что все произошло по инициативе и под контролем богов, спустившихся с небес. Именно они (эти боги) положили вообще начало цивилизациям как таковым, предоставили человеку сельскохозяйственные культуры и обучили приёмам земледелия.

Весьма примечательным является тот факт, что данная точка зрения на происхождение земледелия господствует абсолютно во всех известных районах зарождения древних цивилизаций.

  • В Мексику кукурузу принес великий бог креста Кецалькоатль.
  • Бог Виракоча обучал земледелию людей в перуанских Андах
  • Осирис дал культуру земледелия народам Эфиопии ( Абиссинии) и Египта
  • Шумеров приобщали к сельскому хозяйству Энки и Энлиль - боги, спустившиеся с небес и принесшие им семена пшеницы и ячменя
  • Китайцам помогали в освоении земледелия "Небесные Гении"
  • В Тибет "Владыки Мудрости" принесли фрукты и злаки, неизвестные до того на Земле

Нигде, ни в каких мифах и легендах, человек даже не пытается поставить себе или своим предкам в заслугу освоение сельского хозяйства.

По мифам, максимально приближенным к началу освоения земледелия  боги по внешнему виду (да и во многом по поведению) мало чем отличались от обычных людей, только возможности и способности их были несравненно выше человеческих.

В Ведах раскрывается секрет того главного свойства, которое отличает богов от людей, - бессмертия. Оказывается, изначально "бессмертные" были смертны; неподвластными ходу времени они стали, употребляя амриту - священный нектар (тот же сома) - и произнося специальные мантры

Мифология прекрасно объясняет факт, выявленный биологами и упомянутый выше, о "странной" множественности неродственных культурных видов основных зерновых в древних очагах земледелия и удаленность культурных форм от их "диких" сородичей: боги дали людям уже окультуренные растения, да и весь агро –технический комплекс. Нимфы и сатир

"Австралия не знала культурных растений до новейшего времени, лишь в XIX в. из состава её дикой флоры начинают привлекаться такие австралийские растения, как эвкалипты, акации, казуарины"

(Н.Вавилов, "Мировые очаги (центры происхождения) важнейших культурных растений").

Но ведь и в Австралии есть области, условия в которых ненамного хуже, чем условия в известных древних очагах земледелия. А ведь в рассматриваемый период времени  климат на планете был более влажным, и пустыни в Австралии не занимали столько места.

И если бы возникновение земледелия было бы процессом естественным и закономерным, то на этом богом забытом (в прямом и переносном смысле) континенте должны были бы неизбежно наблюдаться хотя бы попытки земледелия. Но там все стерильно...

Такое впечатление, что Австралия была оставлена богами в качестве некоего заповедника или "контрольного экземпляра" для чистоты эксперимента...

Не случайно всякое земледельческое поселение оказывается центрировано религиозным комплексом, религиозным святилищем.

Культивирование злаков, начиная с ancient, это именно культовый процесс, и культовое измерение земледелия, несомненно, являлось одной из глубинных причин его первоначального развития.

Буквально во всех регионах "возникновения" земледелия и цивилизации предания наших предков единогласно утверждают, что те же самые "боги" установили среди людей господствующую аксиологию и мораль, нормы и правила жизни, законы и порядки совместного оседлого существования.

И об этом же косвенно свидетельствуют  данные о прямо-таки "внезапном" возникновении ряда развитых цивилизаций (например, в Египте или Индии) без всяких "предварительных ступеней". Этот факт вообще не находит никакого "естественного" объяснения.

Подавляющее большинство терминов, сходных у разных народов, относится как раз к тем сферам деятельности, которым (согласно мифологии) людей обучали боги.

Не было никакого родства всех народов, как не было единого их предка с его праязыком.

Давая что-то людям, боги, естественно, это что-то называли какими-то терминами. Поскольку же по всем очагам земледелия перечень "дара богов" (согласно данным мифологии) практически один и тот же, постольку логично сделать вывод, что "дарящие боги" в разных местах представляют единую сущность.

Следовательно, и термины они используют одни и те же. Отсюда и сходство понятийного аппарата (связанного с "даром богов") в регионах, весьма отдалённых друг от друга, и у народов, реально не общавшихся между собой.

При этом, если принять версию, что родства-то на самом деле и не было, то снимается вопрос о непонятной массовости "переселения", как и вопрос о том, куда делось население, существовавшее до новых "пришельцев"... Оно никуда не девалось, да и переселения не было... просто старое население получило новые слова, схожие для разных регионов

Пути переселения арийских народов за последние 12 тысяч лет (по Кольцову И.Е.)   

Антропогеоценоз единовременно приносится богами (по археологическим данным, не ранее XIII тысячелетия АС.)

В общих чертах, антропогеоценоз — это биогеоценоз (экосистема), главным компонентом которого является человек (поселение). Термин обычно применяется для обозначения ранних этапов человеческой истории.

История ценозов – это изучение исторического взаимодействия элементов геобиосоционооценоза , системы, включающей географические, биологические, социальные, и интеллектуальные структуры.

Мы живём во "второй природе".Человек создал вместо биосферы техносферу, со своими законами и следствиями из этих законов.

Ценоз - некая совокупность, которую характеризует, во-первых, внутренние  отношения между элементами и, во-вторых, приспособленность к внешней  среде.

Каждая цивилизация должна максимально использовать свой ландшафт, свои технологии природопользования, опираться на свою культуру. Слепо копирующий стратегии и технологии зарубежного лидера обречён.

Переход от охоты и собирательства (присваивающим способам хозяйствования) к земледелию нужен был не людям, а богам.

Человек кормовая база бога.. Молодость Бахуса

Для эффективности в агросфере требуется:

  • оседлый образ жизни, который заставляет человека задуматься о стационарном жилье и теплой одежде на холодный сезон. А это приводит в конечном счете к стимулированию развития техники строительства, ткацкой индустрии и животноводства (не только в качестве источника продуктов питания).
  • занятие земледелием требует целой индустрии специфических орудий труда, изготовлением которых (хотя бы в силу занятости самих земледельцев) занимаются отдельные "специалисты". В целом, необходимость целой "армии подсобных работников" обуславливает высокую численность земледельческого сообщества, стимулирующую развитие общественных отношений. И так далее, и так далее...

Антропогеоценоз (аграрный, ферменный и пастбищный)  действительно оказывается "спусковым крючком"  развития социально –производственного механизма и его информационной составляющей. Bruegelde

Citato loco

Nexus:

  • Боги креста - 1
  • Боги креста - 2
  • Боги креста - 3
  • Боги креста – 4
  • Боги креста -5

    Могли путешествовать не народы, а идеи. Приехал "купец" и рассказал, что где-то далеко выращивают растения для пищи, привёз терминологию, м.б. семена. Ну и местные, если семена не всходят (или не удалось привезти), начинают изобретать что-то на местной основе. Кстати, по многим цитрусовым тоже не известно диких предков, так что это может быть общая закономерность: культурные виды на ранних этапах культивации вытесняют дикие.
    Технологии распространяются не так.Мол "одна баба сказала, давайте попробуем.."
    Объясню на примере распространения артиллерийских технологий.
    Вообщем инновации -это всегда парадигма первой фазы, в отдельных очагах начинают обкатываться те или иные технологии (известным нам например, "технопарком",в случае артиллерии, служил Фрайбург, но не он один конечно, мы можем только догадываться, но безусловно и Северная Италия).
    Парадигма второй фазы -это генерализация, то есть широкое внедрение после наладки технологии и обеспечения инфраструктуры производственной соответствующей и ресурсообеспечения в ведущих центрах техноценоза.
    Например,в случае с артиллерией имеет место три значимых фактора -собственно технология литья орудийной бронзы, а это середина кватроченто (вроде бы технология бронзового литья известна ещё крито -минойцам, но тут не всё так просто, процесс перехода на вторую фазу занял сотню лет, этому множество причин и технологического и организационного и ресурсного характера).Потом стандартизация и унификация при Максимиллиане.
    И технологии зернения пороха (венецианский Арсенал)-это уже НИОКР и оптимизация бешенных оборонных затрат.
    А парадигма третей фазы -это уже моментальное (в рамках исторической шкалы времени)распространение обкатанной и проверившей себя технологии по Ойкумене (как это случилось например с артиллерией на Руси, итальянские инвестиции и формирование техноценоза)
    Согласно теориии инноваций не может быть никаких тысячелетних провалов, между парадигмой первой -второй и третей фазы.Теория инноваций вообще интересная штука.
    Если якобы тяжёлый плуг изобрели в "древнем Риме, то почему 700 лет его не внедряли и не использовали?
    Так не бывает. Любые технологические новшества расходятся по всей ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ойкумене моментально (конечно в шкале исторического времени ).Весь ход исторического процесса в известный период (после 1550 AD), во всяком случае это потверждает.
    Каждое новшество, будь то в технологии обработки почвы, металлов, оружии или способах ведения военных действий (ясно что на огромных пространствах Польши и Московии эти методы во многом отличались, но не "отставали" от местечковых западных, несоизмеримые проблемы с логистикой и.т.д.), быстро распространялось на весьма обширной территории.
    Например артиллерия 16-го века в Московии на ровном месте появится не могла.
    Имели место и урбанизация и предпосылки к ней (использование в с/х лошадей, новой упряжи и нового плуга), и распространение новых тенологий (к примеру в Германии говорят, только в 1450 AD начата добыча меди и медное литье ).
    То есть когда нет предпосылок для внедрения той или иной технологии (определённого уровня развития, инструментария, ресурсного обеспечения),то получается сплошной Миклухо -Маклай.
    Считается, что первое применение огнестрела на Руси - оборона Москвы от Тахтамыша.
    Говорят,что в 1314 во Фландрии впервые применили артиллерию.
    Возможно в 1382 её применили и в Москве.
    Но это всё разовые случаи. Баловствою.
    Ещё впереди долгий путь до создания собственно артиллерии и в Империи и в Московии.
    Главное,скажем так-это ограничения "железа".Если применять вульгарные ИТ -сравнения.
    Есть банальный приём.Человека просят нарисовать монстра страшного.Он не может по-определению нарисовать, что-либо отличное от земных тварей.
    И вообще человек ан масс не в состоянии работать с парадигмами первой фазы.Взрывная имплозия всегда идёт извне, от героев.Только герой привносит парадигму первой фазы,например, что море -это не только преграда, но и путь; что огонь не только жжёт но и греет.
    Потому, что иногда потомок голозадых приматов склонен рационализировать, искать причинно-следственные связи, там где рационального нет ни грана.Он не в состоянии зачастую понять, что Мирозданием управляют совсем другие законы.
    >цивилизацию дали людям боги

    Это антинаучный вздор.

    Серьезные ученые доказали, что цивилизацию дали людям инопланетяне.
    Серьёзным учёным верить нельзя. Они вам расскажут,всякую чушь, например про обезьяну -предка человека,хотя всем известно про первозданный сад и адама и Еву.
    Вот ниже на картинке, настоящий учёный.Вот как наукой надо заниматься, рядом с красивой женщиной..


    Три основных причины психических эпидемий - недостаток триптофана в пище, спорынья и искусственный свет.

    Вот тебе и изгнание из рая.
    Оттого модерн и отличается от средневековья, что средневековое сумасшествие пошло от спорыньи, а сумасшествие модерна от искусственного света. ... Разный тип прерывания выработки нейромедиаторов.
    Эти заболевания носили эндемический характер, а не эпидемический.
    Как тифозные и паратифозные инфекции из-за плохой воды.
    Характеризовались сезонные всплески.
    Картина поражения неровная по -регионам. Где-то больше, где-то меньше.
    Распространенние сатанизма, волна его идущая с севера на юг в 1580 -1640 гг, это другое.
    Или ранее альбигойская ересь.
    Скорее всего, помешательство от искусственного света, телевидения и мониторов компьютеров сильнее, чем помешательство от нехватки триптофана и от спорыньи.

    Не случайно ведь столица РФ Москва находится на очень плохо освещаемом месте - на три пасмурных дня один солнечный.

    Сознание человека, у которого нейромедиаторы вырабатываются лучше, может и не принять изуверств центральной власти.

    ***

    Очень четко видно, насколько похоже писали Жюль Верн и советские пропагандисты со своими Стахановыми и т.п. Хотя мышление принципиально разное. ... А физическому воздействию похожему подвергались.

    Да и если посчитать ущерб, нанесенный экономике в эпоху модерна дипломатическими и шпионскими разводками - не оправдано рациональными причинами, никак. Один 1991 год сколько стоил. Сбоем в работе мозга - оправдано. ... Как под наркотой - некоторые берут ножик и ковыряют маленькие дырочки во всем подряд. Стоимость обоев и прочих вещей, в которых проковыриваются дырочки, не воспринимается сознанием или считается несущественной. Только тут длится столетиями.
    Тут не только исскуственный свет.
    В помещении где находится человек,часовой воздухообмен должен превышать объём помещения в 2,5 раза.
    В современных сданиях, теплоизолированных, с ублюдочными стеклопакетами, выделяющими фенол, инфильтрация через ограждающие конструкции мала (стены не "дышат"), на качественной приточно -вытяжной вентиляции исистемах микроклимата экономят.
    Поэтому офисный планктон и болен по-умолчанию, он не может быть здоровым, в крайне враждебной человеку окружающей среде.
    >>>человек кормовая база бога

    как можно жить с таким убеждением, не понимаю. когда есть возможность взять иную модель мировоззрения.

    ад человек создает сам себе, и если кому-то охота быть кормовой базой... ну чтож.
    Осторожнее! Это тролль! Очень тормозной, умеющий долго ждать! Тащи его срочно к кормушке с фекалиями!
    а ну быстро к бутылке паленой водки и к пачке явы, шудра!
    Ладно, не буду сразу тащить к кормушке, раз ты такой наглый. ... Помолись своим демиургам перед кормлением, тролль.

    http://navosvet.livejournal.com/119220.html
    пьеса: vodka und plettka
    в главной роли навосвет рипейский
    продолжение пьесы: vodka, plettka und strappon

    убивайте лепреконов, куклуксклановцев и дятликов. убивайте! убивайте их скорее!