Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Mediterraneo

 imageОдновременно (в рамках истрической шкалы времени)

image

Mappa della temperature del mar Mediterraneo rilevata dall'ATSR dei satelliti ERS-1 e ERS-2.

Deleted comment

Спасибо
Картинка со стрелками - класс! Не как мифические "Империи" - а как торговые пути. Почему бы - ради торговли - и через Ла-Манш не перебраться? Таки не просто фантазии традисториков, а фантазии, основанные на реальных событиях...
Это пути освоения пространства.Колонизации.Антропотока.
Три основные талассократии Ойкумены.
Если брать за точку отсчёта "общий язык", как коммуникативный инструмент:
-латинский
-койне диалектос
-арамейский и арабский
Под "арабами" здесь объединили два вектора цивилизационной экспансии, что вероятно не так (транспортная теорема etc.)
Нц и ясен пень,"пуны", с которыми соперничали эллины и квирины -это и есть "арабы", и никуда они из Сицилии, Иберии и Великой Греции и Африки (как римской провинции на определённом этапе)не уходили.
Так же, как и гунны -венгры суть одно и то же.
В Ancient была одна "империя", в формате одного мегаполиса(в условиях обеззараживающего ультрафиолета итальянского солнца +акведуки и клоака)и силового обеспечения поставок продовольствия в него с Африки и Сицилии.
Плюс сеть дорожная и стоянки легионов в провинциях -культурно -экономические центры.
Над традисториками прикалывался ещё Ньютон и Вольтер, зная цену всем этим басням.
Но от Pax Romana осталось наследие материальной культуры -дороги и около 300 локальных систем водоснабжения.
Строитильные технологии и спектр применяемых материалов -везде один.
Это как сейчас с Детройтом. трудно поверить смотря на его сегодняшние развалины и негров -туземцев, что ещё не так давно это был процветающий промышленный центр.
То есть меняется всё всегда в техноценозе (второй природе, в которой живёт человек) всё довольно быстро.
Ещё в конце 80-х у нас в стране не было запущенных и необрабатываемых сельхозугодий, а сейчас -всё, наступление ЛЕСА на ПАШНЮ.Всё заброшенное в момент зарастает и дичает.20 лет не прошло, как пустыня образовалась.
Для того, чтобы любой народ забыл свое прошлое, его не обязательно сорок лет водить по пустыне - достаточно просто 40 лет. Не знаю, правда, откуда А.Мартиросян взял точную цифру, только в "Заговоре маршалов" он пишет об этом, как о "временном лаге, отделяющем историческое прошлое от современного ему настоящего". Но, понятно, что причина - смена поколений. 20 лет - соответственно, "полупериод" - и, обычно, это смена полярности картинки, когда новая идеология рисует старую в образе жуткой диктатуры или злобных захватчиков, геройски разбитых нами в неравной борьбе.
Просто удивительно, как это власть эволюционирует, захватывая все новые рубежи индивидуальной свободы, а "построенные ранее" (надо полагать более сильной властью) мировые Империи рассыпаются - и каждый раз по стандартной схеме безвременной кончины императора. Он что - лично за все веревочки управления своей "страной" дергал?
Я бы вообще воздержался от упоминания термина "Империя" - а то вроде как и модель вся из себя новая и оригинальная, ан нет - "опять танк получается"... Мем "Империи" - любимый соцзаказ власти, с самого момента ее возникновения, ибо обоснование что типа "так было всегда" и создает ее "правомочность".

А насчет акведуков, дорог и всей прочей "первобытно"-европейской инфраструктуры надо бы покопаться с монахами - всеми этими специализированными стройотрядами "цистерианцев", "госпитальеров" и пр., трудовым резервом "доденежного коммунизма", единственно способного на постройку общественных, а не "чисто личных" сооружений. Т.к. ни один собственник никогда - ни сейчас, ни в глубокой древности - не будет разбазаривать свое кровно нажитое бабло на общее благо.
Да с "королями" этими варварскими мулька.Легенда опрокинутая в прошлое.
А вот военно -торговые "ордена",св.Бернард, клюнийцы, бенедиктинцы, конгрегация св.Мавра, иезуиты etc. -это да.Это серьёзно
На протяжении многих веков люди прекрасно улавливали различия между императором и просто монархом. Например,Снорри Стурлуссон в своей "Младшей Эдде" детально разбирает, какие кенниги (то есть эпитеты, иногда с оттенком славословия) полагаются императору, какие - только конунгу, королю, какие могут доставаться ярлу, и так далее.
Если говорить о самом титуле. "Imperium" - это вообще высшая власть в Риме еще республиканского периода. Кстати сказать, это являлось только почётным титулом главы государства. Как лицо уважаемое он был императором, но императором не работал.
По должности он был принцепсом, "первенствующим", подразумевалось первоначально - первенствующим в сенате.
"Империя" -это не сколько социально -производственный механизм, а сетевая структура "тонкого мира".
Информация имеет материальную сущность(согласно теории инноваций), в виде "представления".
Тоска по "империи" - это не только ностальгия , или жажда "сильной руки", или сумма накопившихся обид индивида.Это -желание любого нормального свободного и свободнорожденного (не либертина -вольноотпущенника или раба, у тех другая "прошивка биоса") быть частью силы, а не частью слабости.
Силы со внятной телеологией (общие цели, миссия, задачи) и аксиологией(системой ценностей, разделяемой свободными).
"Империя" -это умная щедрость к союзникам в сочетании с хладнокровной беспощадностью к побеждённым,решимость вести военные действия до конца. Право на военную помощь при нападении извне, доля в совместной военной добыче и страховка на случай военного разорения, допуск на контролируемые рынки, облегчение торговых пошлин etc.
Насколько я понимаю, "император" -- это обладатель фасци (фаски, фаши) -- полководец. То есть был период, когда императоров было пруд пруди.
Да
Октавиан -принцепс. И корректней строй государственный после него называть принципатом
"Если говорить о самом титуле. "Imperium" - это вообще высшая власть в Риме еще республиканского периода. Кстати сказать, это являлось только почётным титулом главы государства. Как лицо уважаемое он был императором, но императором не работал.
По должности он был принцепсом, "первенствующим", подразумевалось первоначально - первенствующим в сенате."

Ник, КАША ПОЛНАЯ. Никаким почетным титулом в республике это не было. Империем в РЕСПУБЛИКЕ наделяли кого-либо ТОЛЬКО В ПЕРИОДЫ ОПАСНОСТИ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ. И вот в эти периоды это действительно была ВЫСШАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ. В периоды мира и спокойствия НИКОГО ИМПЕРАТОРОМ НЕ ИМЕНОВАЛИ, не вводите читателей в заблуждение. Никаким "почетным титулом главы государства" это не было. Да и КТО был главой государства в Римской республике (в до-Мариевский период), интересно мне знать? "Был", но не "работал" ???? это вообще о чем? Принцепс - да, формально это всего лишь "первоприсутствующий в сенате". Юридически принципат - ЭТО ЕЩЕ РЕСПУБЛИКА, а НЕ ИМПЕРИЯ. Да, это условность, но точно по такой же условности наследники короля Франции по сегодняшнему дипломатическому этикету будут ВЫШЕ ныне царствующей КОРОЛЕВЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ и уж совсем понятно, что выше наследников короны Российской империи. Ибо их "империй" ТОЛЩЕ И ДЛИННЕЕ, ибо он БЛИЖЕ к столь мифическому (на ваш взгляд) Шарлеманю. А если бы наш Петр Великий был бы прямым наследником Ивана Третьего - были бы наши цари в дипломатической иерархии ВЫШЕ английских королей. По праву наследников восточно-Римского империя...
Что есть общество как "социально-производственный механизм"? В информационном аспекте - не что иное, как совокупность идей, методов и технологий. Совокупность Знаний.

Поколение по "индикту Константина" - это 15 лет, периодическое взимание налога на наследство в указном порядке. "Китайский", он же "ацтекский" срок для поколения - 20 лет (3 поколения на 60-летний календарный цикл).

Таким образом, информация при благоприятных обстоятельствах может сохраниться на два поколения, максимально на три - это на 30-50 лет. Даже после фактической гибели социума, после распада экономических, социальных и демографических структур, гибели государства, общества и династии возможно некоторое время ещё сохранение знаний и технологий. Информации.При прерывание традиции - нематериальная информационная сущность не сохраняется.
Империя жива -пока жива ее нематериальная сущность
Самая грандиозная битва Римской империи произошла в 1204 AUC на Каталаунских полях. Мизиец Флавий Аэций, делящий титул "последнего римлянина" с философом Боэцием, вывел против гуннских орд Атиллы алеманов, бургундов, вестготов, франков. Римской была лишь тень былого могущества. Но самый неукротимый натиск гуннов на Европу был остановлен.

А почему военная мощь Рима сохранилась после того, как исчезли не только потомки Энея, но и сабиняне, самниты, прочие италики - проще говоря, государствообразующие нации Римской республики? И даже испанцы, галлы, фракийцы - те, кто служил в легионах Империи, - остались в прошлом. Что, аура знамен и значков? Магия божеств старого Рима? Да нет, все прозаичнее. Знания и технологии. Информация.

Технологии того, как из крепких, но "тормозных" крестьян путем изнурительной строевой муштры делать бойцов, пригодных к действиям в строю. А строй это гегелевский переход количества в качество. Самый могучий Конан-варвар беспомощен перед строем латников. Знания, как управлять войсками на поле битвы. Каким законам со времен Ромула подчиняется организованное кровопролитие. Знания, записанные в Вегециевых "О военном деле десять книг", делавшие из городских поклонников Овидия и Марциала трибунов непобедимых легионов. То есть империя имеет нематериальную информационную сущность.
Триумфатора Каталаунских полей Аэция отравили. Не гунны. Ничтожный император Валентиниан Третий. Империя пережила своего последнего героя, носителя "представления", последнего солдата на год.
Странная штука, Ваша "документированная" история. Красивая картинка, но как только всплывает точная дата - где-то там на три тыс. лет назад, причем, с точностью до дня,- опять кино получаецца!

Да, миром правят идеи - это и есть стержень истории, на который следовало бы нанизать "исторические факты". Точнее факты, как интерпретацию неких событий через призму мировоззрения описывающих их историков. И даже не о том речь, что до момента изобретения печатного станка скорость распространения идей была черепашья. Основной вопрос заключен в моменте появления нескольких супер-идей... Точнее даже - одной супер-идеи, запустившей огромное множество своих прямых следствий: право собственности, институты власти и религии, религиозные и территориальные войны и пр. Этот ключевой момент - идея "конвертации" (перечеканки) привозного золота (первоначально - простого ценного металла, но одного из многих) в местные деньги, перевернувшая их с отрицательного процента (демерреджа) на положительный, что тут же создало мощнейшую мотивацию накопления "богатства". До этого момента по торгово-транспортным путям перемещались товары. После него - купцы-воины.
Эта новая ценность и потянула всю цепочку вопросов собственности: и пиратство-преступность, и закон с наемными армиями для его охраны, и юриспруденцию, и религиозную платформу под эти новые идеи, и их оппозицию [манихейское "no money!" ;)] и т.д...
Мне, все-таки представляется, что в Европе в дохристианскую эпоху армии комплектовались горожанами.
Camerad
Да это были ещё ТЕ горожане. Я вон выкладывал карты Рима.Пути отвода скота на водопой."Гуси Рим спасли".
Вся армия на марсовом поле помещалась.
Тут есь чётко видимые рубежи.Менялась господствующая аксиология6
Вот вольный пересказ требований к потенциальному политическому руководству, в русле основных положений староримской аксиологии (понятий о престижности, основные ценности):

* отличный воин (при республике на магистратские должности мог претендовать только человек, проделавший не менее десяти боевых кампаний на коне или двадцати в пешем строю)
* превосходный ОРАТОР, красноречие!
* доблестный полководец (чтобы быть избранным, надо было добиться популярности, а она предполагала качества, связанные с военными победами, - virtus, gloria, cupido gloriae, laus. Общественные сооружения Рима, от водопроводов и базилик до триумфальных колонн и арок, возводились на средства, вырученные из военной добычи, и тем самым создавался в глазах народа ОСОБЫЙ ореол, окружавший имя полководца)
* пользоваться почетом/знатность (Важно! Предки! Цицерон очень переживал свою незнатность).О своих руководителях римляне знали ВСЁ до 7-го колена! Причём информация носила характер из разряда "как на самом деле" .Фокусы с фабрикацией биографии не прошли бы. Антоний не выдумывал себе "подвигов разведчика". Он своё плебейское имя прославил на века ДЕЛАМИ.
* обладать мудростью
* политическая карьера (сенат ...) Служение государству - предмет гордости
* большое состояние приобретенное ЧЕСТНЫМ путем в первую очередь возделыванием семейного надела rei familiaris amplificatio - обработка земли-самое уважаемое богатство (богатство bono modo это очень важно! Основа конституционного деления граждан на цензы. Неумеренная жажда денег pecuniae cupiditas - осуждалась!)
* оставить множество детей, сплочение и взаимопомощь семейно-родового коллектива.ОБЪЕКТ -отец семейства (фамилии)
* верность клиентской взаимопомощи и дружбе, обед в одиночестве-несчастье
* стяжать СЛАВУ среди сограждан

Вот где-то так навскидку. Узка была воронка выбора...Дасу не просочиться...
До взятия сицилийских Сиракуз -как дикие швейцарцы, гражданин, это воин.Воин -это гражданин. Роль полководца не педалирруется
До Мария и его реформы, облегчившего социальный осмос для союзников
Потом территориальное базирование, выделение наделов отслужившим в провинциях
И Каракалла -полная варваризация.
Квирины кончились гораздо раньше чем Рим.
Я вот все думаю, кто прав, Галковский или Шпенглер. Такие параллели говорят за Шпенглера. :)
Это Вы про землю "свещенных камней"?
Ну да, давно в "закате".Либертины изговняли всё.Европа смертельно больна.
И выздоровление возможно лишь с того места где болезнь началась, с Франции.
Ну, скорее про разницу линейного и кольцевого понимания истории.
"Вся армия на марсовом поле помещалась."

А где написано, что они там СТОЯЛИ??? И что там была ВСЯ АРМИЯ? Если так рассуждать - вся армия РФ аналогично должна умещаться на Красной площади
Латинский -- это язык письменный. Усредненный. У меня есть подозрение, что в догабсбургскую эпоху в Италии был градиент диалектов -- от Лигурии до Калабрии и чуть иначе с другой стороны -- от "итальянского" до "греческого". Ведь то, что называется "Великим" -- это и есть источник.
Нет, не письменный, в том смысле который Вы подразумеваете.
Иероглифы и надписи в камне запечатлевали память о действиях царей и деяниях богов.
Настоящая практическая письменность - это алфавитная, с огласовкой. Она предполагает, что материал, на котором пишут, - лёгкий и гибкий.Обязательно с огласовкой (товаро-денежные отношения)

Латинский стал языком глобальным науки и культуры в Seicento, благодаря мавристам и Комениусу. Дольше всего держался в Германии.
После перехода от свитка, volumen, к codex'y - книге, в знакомом нам виде, состоящей из сшитых тетрадей и высвободившей руку, что даёт возможность одновременно читать и писать, вещь невозможная ранее.И не баснословному, а реальному внедрению повсеместному книгопечатания.

Речь идёт об общем языке, лингво-франке торговцев, воинов и моряков.

Языке надписей и счетов.Разновидность кобола (язык информатики), способ общения на значительных расстояниях (в условиях использования легкой, гибкой, непрочной основы - кожи, папируса) и комуникативного контакта.
Таких явно было три: койне диалектос,латынь и арамейский

А что касается масс простолюдинов (да и сеньоров, что уж там), то там даже в конце Settecento пьемонтский диалект сильно отличался от тосканского, на базе которого в процессе становления "наций" итальянский и сконструировали.
Плохо понимали вилланы друг-друга.
Та же картина и в Германии.
Вообще надо чётко разделять.
С одной стороны, письменность риторов, письменный текст, заучиваемый наизусть с помощью мнемотехники. С другой - язык повседневного общения.

Усилия, потребные для переписывания текстов на volumen, необходимость запоминать написанное (ведь при чтении невозможно делать заметки, поскольку для того, чтобы развертывать volumen, требуются обе руки) приводят к глубокому расколу в рамках языков культуры.

Можно полагать, что при "Плавте"(когда -это отдельный вопрос, но это чётко выраженный рубеж), между латынью бытовой и письменной этот разрыв становится особенно заметным.

Одновременно, не смешиваясь по-настоящему друг с другом, существуют два языка: бытовая, народная латынь, лингва фпанка - и латынь "цицероновская", с длинными, ритмичными фразами: язык "volumenes" и ораторских искусств.

Расстояние между ними не настолько велико, чтобы образованный человекне мог без всяких усилий переходить от ораторской латыни к латыни vulgaris.

Напротив, усилие, внимание, напряжение, необходимые для письменного выражения мысли, его точность, контрастирующая с расплывчатостью устной традиции, ощущение надежности, исходящее от написанного, когда его читают вслух (язык письменности предназначен для запоминания, для заучивания наизусть) ... - всё соответствует условиям, при которых свидетельство письменного текста приобретает ценность и престиж, которые в наши дни нелегко себе вообразить.

Добавьте - и это нам тоже будет трудно себе представить, - что в отсутствие возникших в начале seicento средств, усиливающих восприятие через чувства (мультимедии) и с тех пор становящихся благодаря технике всё более совершенными, чувства живых не превосходят ни по точности, ни по надежности чувства мертвых.
Я подразумеваю что-то среднее между тем, что подразумеваете Вы, и тем что "я подразумеваю". :)
Латыни учили специально, а в естественной среде существовали диалекты. То есть латынь -- письменный язык в той же степени, как и любой из нынешних официальных. Причем, она была относительно неизменна. Латынь Галилея, Декарта и Лейбница, фактически, одно и то же.
А вот диалекты существуют такими градиентами, разлитыми по территории.
"У меня есть подозрение, что в догабсбургскую эпоху в Италии был градиент диалектов -- от Лигурии до Калабрии и чуть иначе с другой стороны -- от "итальянского" до "греческого". "

Абсолютно точно! Съездите в Венецию.. а потом во Флоренцию.. и банально ощутите разницу написанного на стенах домов. Разница сродни разнице русского и белорусского языков. Данте был флорентиец )))
"Нц и ясен пень,"пуны", с которыми соперничали эллины и квирины -это и есть "арабы", и никуда они из Сицилии, Иберии и Великой Греции и Африки (как римской провинции на определённом этапе)не уходили.
Так же, как и гунны -венгры суть одно и то же."

Ник, не стоит быть столь безапеляционным. Если хунну и мадьяры хоть где-то могут быть связаны (как болгары Аспаруха и славянское население южного берега низовьев Дуная), то пунов с арабами "объединить" - увольте! Давайте еще ассирийцев с курдами объединим... или нориков со словенцами
Вообще про историю давно всё ещё Екатерина Великая всё сказала.
"Описанием дела или деяния, бывые нам представляются так, как будто
мы сами то видели."
А это далеко не так.
Она же:
"Первое время то, о котором окроме Святого писания известия не име-
ется, то есть от сотворения мира до потопа;
Второе время то, после потопа, о котором окроме Святого писания из-
вестия не имеется;
Третье время то, о котором известия до нас дошли, но в Святом писа-
нии не находятся.
Касательно первого и второго времен, тех о которых окроме Святого
писания известия не имеется, то есть от сотворения мира до потопа и по-
сле потопа, о тех первые книги Моисеевы Бытия повествуют.
Касательно третьего времени, того, о котором известия до нас дошли,
но в Священном писании не упоминаются, сии известия суть трех родов:
Первые известия баснословные;
Вторые известия баснословные, но смешанные с истиною;
Третьи известия сомнению не подверженные.."

Вот я с Государыней насчёт "третих известий" совершенно не согласен.
Ну просто с позиций теории информации (коэффициент энтропии случайного процесса, моделирующего источник информации, распределение вероятностей, каналы связи,узость их,сигналы на входе и выходе etc.)
Это я в веблоге пишу так "понятно", "знаково", иначе коммуникации не будет, нужна ясная семантика.
Более менее ведь можно судить (реальные следы материальной культуры, инфоисточники более менее верифицируемые с той или иной степенью достоверности) лишь о том, что были некие "арабы" (мореходы Леванта, Левант по итальянски -восток, страны востока) которые довольно долго превосходили, ну скажем "франков" в мореплавании в известных водах. Да и штурманами на кораблях Энрике -мореплавателя, опять же были эти "арабы".
И это мы говорим о древности, до второй ИТ -революции.
А что там было раньше -туман, баснословие, разнесённое по "времени и пространству", совершенно не релевантное элементарным понятиям той же теории инноваций (парадигмы первой, второй, третей фазы), ежели даже только оценивать влияние на социум технологий.
Тут дело уже в выстраивании матемтических моделей прошлого, оперируя новыми подходами.В новой истории, а не том, что мы "знаем" . в навязанном мимезисе.
Вот я писал о подходе к истории, квантитативном и квалитативном
Инновации и революции
Ну, насчет теории инноваций и того, что она к реальной истории относится слишком "незначительным образом", я в вашем веблоге уже камментил... повторяться не буду - давайте просто "разойдемся по разным кафедрам" ибо ничего друг другу не сможем доказать ))))))))
"Над традисториками прикалывался ещё Ньютон и Вольтер"

А также Фоменко и Носовский )))))))))))))) РЖУНИМАГУ!!! Может быть еще Оппенгеймер с Ландау )))))))
Camerad, жизнь не стоит на месте.
Не нравится Вам Носовский, почитайте работы, вполне признаваемые академическим сообществом работы французов, работающих в новой исторической парадигме
Ник, Вы имеете в виду авторов цикла "Новая история средневековой Франции"? У меня есть только первые две книги - Лоран Тейс и Стефан Лебек, остальные так и не нашел. Но у них там вроде все нормально "с парадигмой" ))) Если вы не о них - дайте, пожалуйста, ссылки или имена авторов. Заранее благодарен
Ну собственно я имел в виду последователей Фернана Броделя.
О которых и говорят как о творцах новой исторической парадигмы, мир-системный анализ,"новая история" etc.
Pierre Chaunu,Pierre Nora,Marc Ferro,Fernand Braudel,Jacques Le Goff,Georges Michel Claude Duby,Camille-Ernest Labrousse,Emmanuel Le Roy Ladurie
Симон Шама и Норман Дэвис, Нейл Фергюссон
Тех кто развивает эти бредни о "древних" цивилизациях ЮВА или о "неевропеской" России (Пьер Шоню)
Мы присутствуем при "конце истории", - не исторического процесса в известных нам категориях, но осмысления прошлого в принятых терминах.
Новое поколение историков отказывается искать философский камень исторического знания - пресловутые "законы".
Люди знает о прошлом человечества исключительно то, что ей сказали прежние историки, и ничего другого. Людям навязывается ложная интерпретация, и дальше речь идёт только о сказанном.
А в своём кругу историки уговаривают сами себя и друг друга, что очевидцы событий имели в виду не то, что имели в виду, а то, что в виду у них, историков.
Поколения историков, её "жрецов", наработали свою терминологию, сильно украсив эту "святыню" собственными догадками и словечками.По мнению историков, им известна "реальность" прошлого. На самом-то деле известна лишь, - и об этом можно говорить уверенно, - именно СХЕМА исторического развития, навязанный мимезис.
Сейчас явно преобладать стало мнение, что метод перекрёстных ссылок, на который любят опираться историки, надо применять с большой осторожностью.
Вот причина, позволяющая говорить об относительной достоверности истории можно только для последних веков, начиная от Cinquecento.
Обращаясь же ко временам более ранним, придётся пользоваться термином "варианты истории"
Вот Ганс Дельбрюк, не поленившийся посетить места "античных" сражений, и с удивлением обнаруживший, что там просто не поместились бы те многие тысячи бойцов, которые на этих полях якобы рубились. И что хитроумные маневры, которые хрестоматии приписывают Fннибалу, Александру Великому, Сципиону и прочим стратегическим гениям, почти все невыполнимы практически (связь и управления войсками).И войско кочевого, варварского народа не может быть более 15 тысяч, если смотреть на вопрос со стороны логистики военной, а не политизированных сказок гуманитариев.
"Концов" у истории было очень много - только это БРЕД, Ник, никто и никогда историю не отменит, как и любой объект духовного наследия человечества. Попытки стремления к ОБЪЕКТИВНОСТИ - еще больший БРЕД - нужно заранее отдавать себе отчет, что ОБЪЕКТИВНОСТЬ и ИСТОРИЯ - понятия антагонистичные. Даже после Чинквеченто. Любая "мысль изреченная есть ложь"... и все отсюда вытекающее... Гуманитарная наука априори не может существовать в №естественнонаучной парадигме" и именно поэтому я не устаю с вами спорить о фоменках (с МАЛЕНЬКОЙ буквы), Броделе с Дельбрюком (все-таки с большой) и прочих теориях инноваций. Историческая наука ОЧЕНЬ БЛИЗКА к литературе. Единственное отличие - историк НЕ ИМЕЕТ ПРАВА УМЫШЛЕННО ДОПУСКАТЬ ВЫМЫСЛА в своих работах. Это его ВИДЕНИЕ тех событий, только и всего. Так он себе ИХ ПРЕДСТАВЛЕТ. Вот это - нормальная историческая наука. А естественнонаучные допуски нужно использовать с КРАЙНЕЙ ОСТОРОЖНОСТЬЮ. У вас же упоминалось про большое количество археологических инсинуаций. А ведь их "проверяли" ваши же физики-математики!!! Ладно еще если Дельбрюк, тот все-таки историк. А вот фоменкам я не могу дать права именоваться оными...
Вот речь и идёт о "конце истории" как парануки гуманитарной.
Над политической историографии ещё Вольтер справедливо прикалывался.
И сейчас приходят к новому подходу.
Будет новое синтетическое знание.
Вот хорошо об этом и последовательно Дмитрий Галковский пишет.
Любая гуманитарная наука - ПАРАНАУКА, если применять критерии естественных наук.
Вопрос - над чем Вольтер НЕ прикалывался? Чего вы так превозносите этого публициста? Чем ОН-то сам знаменит, кроме того, что был приятным собеседником и кроме того, что у него язык хорошо был подвешен? Тогда и я - "Вольтер нашего времени" - тоже могу много трендеть на любую заданную тему. И что с того? Совесть не позволяет таким трепом бабки зашибать - надо же и ЧТО-ТО ПОЛЕЗНОЕ "в мир" выдавать. На мой взгляд... как-то так...
Ну у гуманитарных наук просто своя методология.
И история тоже наука, когда ей занимаются не как пропагандой опрокинутой в прошлое, а как наукой.
Вон в той же Франции весьма уважают как учёного Бориса Поршнева.
Вольтер прикалывался над политической историографией, предшественниками всех этих Яновых-Афанасьевых, ангажированными сервами.
Над дешёвками, грантососами в нынешней терминологии.
Но к примеру уважал отцов -историков из Сеннонского аббатства, кстати, охотно помогали антиклерикалу в работе над "Опытами.."
Или взять вон мавристов.
До них вообще никакой "истории" и не было.
"В начале истории"
То есть история -наука, когда ей занимаются люди, и паранаука, когда речь идёт о лживой левой грязи(либерастической или социалистической, суть одно, две стороны одной медали, что Маркс, что Фридман)
несмотря на то, что на уровне ощущений ваши взгляды вызывают у меня симпатию - с точки зрения ученого-гуманитария - опять КАША, уж вы меня простите... "лживая левая грязь" - где "лево", где "право"? Кто будет это определять? Где грязь, где не грязь - на методологическом уровне вы унижаете себя до уровня оценок этой же самой "грязи", возомнившей, что имеет право определять, кто "грязь", а кто - нет.
Да просто всё.Нет никаких проблем с "определением"
Опровержение любых тезисов идёт ad rem или ad hominem.
Либо опровергается подлинность тезисов по сути (ad rem), либо опровергается подлинность тезиса из-за личности тех, кто их выдвинул.
"Врага - убей", - просто сказал ангелоподобный афонский старец Иоаким, когда его спросили о тех, кто оскверняет в человеке образ Божий, кто лицемерие и ложь - орудие дьявола - почитает за добродетель, а деньги ставит выше спасения.
Это даже мощнее заповеди Филарета Московского: люби врагов своих, бей врагов отечества, ненавидь врагов веры.