Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Quinlan Terry

Автор статьи, философ и публицист Роджер Скрутон (Roger Scruton) – автор более тридцати книг и множества статей, в том числе и по архитектуре, является одним из наиболее ярких представителей современной британской мысли

“..С самого начала XX века человечество оказалось в тисках культуры нигилизма, шаг за шагом отрицая институции, установления, традиции и достижения прошлого и предлагая взамен часто ничтожные, но сентиментальные пустышки.

Современная архитектура — наглядный тому пример.

В течение трёх тысячелетий европейские зодчие смотрели на опыт своих предшественников, с уважением относясь к храмовой архитектуре древних, совершенствуя их язык и адаптируя его к европейскому ландшафту, делая последний изысканно разнообразным, ярко запоминающимся, а главное — человечным.

Дэвид Уоткин. «Радикальный Классицизм: Архитектура Куинлиана Терри»

Затем на сцену вылез Ле Корбюзье.

Его план предполагал разрушение Парижа к Северу от Сены и заключение людей в стеклянные коробки. Вместо того, чтобы изолировать этого шарлатана как опасного маньяка, которым он, вне всякого сомнения, являлся, мир архитектуры начал прославлять его как провидца, с энтузиазмом адаптировав новую архитектуру, которую тот пропагандировал (несмотря на то, что это вообще была не архитектура, а пособие по подвеске стекла и бетона на стальную конструкцию), убеждая мир в том, что нет более нужды постигать опыт древних.

Характерный эпизод из своей биографии рассказывает профессор классической архитектуры Сиракузского Университета, Нью-Йорк, Жан Франсуа Габриэль, получивший образование в Ecole de Beaux-Arts ещё до закрытия её старейшей архитектурной программы в 1968 году.

Вот как Габриэль описывает своё посещение Корбюзье: «После рукопожатия великий человек пригласил меня в свой персональный офисный «пенал», размером с коробчёнку со столом и двумя стульями. В коробке не было окон, всё вокруг было либо белым, либо чёрным.

Большинство вещей были чёрными. Костюм Ле Корбюзье, его бабочка, его очки, мебель – всё было чёрным. После медленного прочтения моего письма и взгляда на мои работы оракул возвестил: «Les Beaux-Arts, c’est de la merde» — «(академия) — изящных искусств — это дерьмо»

Так зарождался модернизм.

Шаг за шагом модернисты начали захватывать архитектурные институты и гасить в каждом из них светочи традиционных знаний: это был их «проект», гораздо более разрушительный, чем «проект» Блейера и Брауна.

Под проектом британского премьер-министра Тони Блейра и канцлера Гордона Брауна автор подразумевает концепцию «Нового Лейборизма», созданную главным идеологом партии Питером Мендельсоном.

Предложенный имидж Британии как инновационной, а не только консервативной нации выразился в понятии «Cool Britannia» (Крутая Британия).

Под прикрытием нового, внешне привлекательного имиджа так называемые «Новые Лейбористы», заимствовавшие свои политические взгляды как у Тори, так и у правящих некогда Лейбористов-шестидесятников с успехом пришли к власти в 1997 году.

Архитекторы Роджерс и Фостер получили карт-бланш как имиджмейкеры в архитектуре, а выступления Принца Уэльского о зодчестве были квалифицированны как антиконституционные вмешательства в политику.

Институт Архитектуры Принца Уэльского был сначала подвергнут обструкции, а затем, в 1998-м году преобразован в более оппортунистский Фонд Принца Уэльского, отражающий лейбористский «план», о котором пишет Скрутон.

Модернизм был насильно установлен в качестве государственного стиля при помощи разнообразных государственных и общественных комитетов.

Например, любая новая частная резиденция, построенная в сельской местности по новому закону обязана отражать «наше время» (то есть быть модернистской).

Студенты-архитекторы перестали изучать особенности естественных материалов, грамоту профилей и орнаментов, ордерную систему и свойства светотени.

Их перестали учить, как рисовать фасады, колонны, тень на архитраве и человеческую фигуру. Их заставили забыть, как компоновать функцию позади фасада — Корб (Ле Корбюзье) «не делал фасадов» — в еще меньшей степени их учили тому, как следовать «красным линиям» или встраивать здание в гармонии с окружением и линией горизонта.

Единственный навык, который не запретили модернисты, ограничивался пределами кульмана: черчение разрезов, изображающих этаж за этажом в пределах стального каркаса, упрямо нарушающего гармонию того несчастного города, на голову которого эта конструкция сваливалась.

А затем, когда эти самые здания приземлились в наших городах (поскольку модернистская пропаганда инфицировала и градостроительство), они разрушили силуэты застройки и всякую другую мыслимую красоту дырками своих безликих корпусов, зияющих из пробоин в городской ткани.

Эти сооружения ненавидели все, кроме архитекторов, которые их строили, и нескольких мега-маньяков, которые их заказывали.

Но даже последние предпочитали жить подальше, как правило, в георгианских домах, выстроенных именно по тем канонам, против которых они боролись.

А между тем, простых рабочих вымели с их родных улиц и запихнули в санитарные накопители — стерильные башни новостроек, в соответствии с инструкциями Корба.

Это была блестящая идея, уничтожившая город как жильё, убившая дух его обитателей и открывшая населению «счастливый» новый мир ненависти, одиночества и вандализма.

Ховард Билдинг, Даунинг Колледж, Кембриджский университет, 1986 г.

Именно такая ситуация существовала в шестидесятые годы, в момент, когда Куинлиан Терри, величайший из ныне живущих архитекторов, стал студентом Архитектурной Ассоциации (Architectural Association или AA -наиболее известный модернистский архитектурный институт Британии).

Куинлиан Терри.

Там он посещал лекции, показывающие, как переводить коллективистскую пропаганду  душевнобольных в недоразвитые аксонометрические чертежи.

Настоящий рисунок, настоящее созерцание, настоящее изучение и настоящее моральное осмысление пришлось постигать за пределами школы.

Коллективизм, большевизм и коммунизм были моральной основой модернистской пропаганды 1960-х годов в Британии, о чём с одобрением писал ведущий британский теоретик модернизма, профессор Кембриджа Николас Певзнер и с осуждением — его ученик — ведущий британский теоретик современного классицизма Дэвид Уоткин (также Кембриджский профессор и автор новой книги о Куинлиане Терри).

О модернизме как зрительном воплощении тоталитаризма и большевизма пишет также профессор Drew University (США) Аркадий Небольсин в своей книге «Метафизика прекрасного»

Модернизм как идеологию, активно насаждавшуюся масонами в Католической Церкви (см. John Vennari «The Permanent Instruction of the Alta Vendita») осудили папы Лев XIII, Пий X и Пий XII — главы Вселенской Церкви до II Ватиканского собора 1962-1965 гг.

Масонство как враг Вселенской Церкви и главный проводник модернизма было в полной мере осознано и осуждено вышеупомянутыми папами.

Реформистский II Ватиканский Собор свидетельствует о небеспочвенности их опасений.

Модернизм осуждает также Русская Православная Церковь в Изгнании.

Принявший христианство, которое научило его подвергать сомнению самообслуживающие догматы, на которых его воспитывали, включая догматы модернизма, Терри вознамерился учиться всему тому, что его профессия ему запрещала, совершая паломничества к великим памятникам европейской архитектуры, рисуя с натуры детали сельских церквей, изучая простые улицы наших, всё еще не изуродованных городов, да и, вообще, осваивая все те знания, которые необходимы архитектору, если он хочет гармонично дополнять контекст, а не разрушать его ради привлечения внимания к своему искусству.

Излишним было бы говорить о том, что дипломный проект Терри был провален членами дипломной комиссии.

Будучи настроен сатирически, он подал на рассмотрение новый гротескно-спесивый модернистский проект, который и был принят.

Терри поступил на работу в фирму Раймонда Эрита, которую впоследствии унаследовал, в те годы, когда вообще было мало частного бизнеса, а общественные заказы уходили к модернистам.

Автор говорит о времени правления лейбористов, когда в условиях крайне регулируемой экономики Британии даже кредит на приобретение жилья можно было получить только с официального разрешения государства, а не только банка. Такой социализм способствовал приходу к власти Тэтчер.

Перелом наступил в 1984 году (Имеется в виду период постмодернистской «оттепели»), когда Хэзлмер Эстэйтс (Девелоперская фирма) заказала архитектору дизайн для набережной Ричмонда, которую решили сделать одной из наиболее популярных лондонских туристических достопримечательностей.

Гармоничный ансамбль классических зданий, возвысившийся над Темзой и включивший офисы, рестораны и квартиры иллюстрировал принципы Терри:

  • всегда вписывать архитектуру в ландшафт, использовать архитектурный язык (Архитектурный язык — одно из опорных понятий в теории современного классицизма), который обеспечивает связь нового здания с контекстом и человеком
  • использовать естественные материалы и традиционную конструкцию кирпичных стен, обеспечивая, таким образом, долговечность здания и его устойчивость к погодным условиям
  • учитывать конкретные особенности климата и необходимость естественных освещения и вентиляции
  • создавать формы и пространства, которые всегда могут быть приспособлены к меняющимся потребностям их обитателей и не будут умирать, подобно модернистским зданиям, вместе с первоначально запланированными функциями

Ансамбль Ричмонда, Лондон, 1984 г. Вид с Темзы.

Набережная Ричмонда показала, что все вышеупомянутые цели могут быть достигнуты при требуемой плотности застройки, да еще и при меньшей, чем у модернистских конкурентов смете.

Терри много раз отмечал, что модернисты используют материалы, меняющиеся свойства которых (по мере старения) никто толком не понимает; например, такие материалы, у которых коэффициент теплового расширения настолько велик, что шпаклёвка вылетает из швов уже через несколько лет; что производство таких материалов, а затем их неизбежное уничтожение через несколько декад является экологически вредным.

Наиболее последовательный современный теоретик функциональных преимуществ традиционализма/классицизма Джеймс  Кунстлер (James  Kunstler) пишет о том, что «модернизм и деконструктивизм — это «отмирающие стили эпохи дешёвой нефти».

По мере энергетического истощения возникнет потребность в более долговечной и энергоcберегающей архитектуре, наиболее убедительно представленной традиционализмом.

Кроме того, профессор классической архитектуры Университета Нотр-Дам (США) Томас Гордон Смит неоднократно указывал на недолговечность модернистских построек, создание которых ведет к увеличению количества производственных циклов, выгодных для строительной промышленности, но вредных для экологии.

Модернистские здания — это просто-напросто экологические и эстетические катастрофы.

Для замкнутых пространств, зависящих от постоянной энергетической подпитки, характерен «синдром больного дома» (sick building syndrome) — в них невозможно открыть окно и вдохнуть глоток свежего воздуха.

Джеймс  Кунстлер  “Наступит общество падальщиков

Архитектура Терри по контрасту — это и есть один большой глоток свежего воздуха.

Каждый сможет убедиться в этом, посмотрев прекрасно иллюстрированное новое исследование его работ, справедливо названное его автором, Дэвидом Уоткином, «Радикальный Классицизм» (Radical Classicism by David Watkin, Rizzoli International Publications).

Уоткин рассказывает историю тихого служения Терри в стране, где модернисты продолжают осуществлять диктаторский контроль над архитектурной профессией и подавлять инакомыслие.

Его постройки либо не освещаются в архитектурной прессе, либо являются предметом безапелляционного критиканства, концентрирующегося на их якобы «стилизации под старину», то есть на понятии, которое, даже, если и воспринимать его всерьёз, подводит под подозрение всю архитектуру, начиная с Пантеона и кончая Парламентом.

Это понятие было поднято на щит в качестве универсального критиканского инструмента людьми, давшими обет, что шепот прошлого никогда не будет снова слышен в наших городах.

Даунинг Колледж, библиотека Мэйтланд Робинсон, 1993 г.

Однако, никто не был более стервозен в своей попытке лишить Терри работы, чем великий гуру модернизма Ричард Роджерс — чемпион по переводу плана Ле Корбюзье для Парижа из теории в реальность путём сноса прекрасного классического квартала и устройства на его руинах помойки — центра Помпиду.

Роджерс — это любимчик Новых Лейбористов, с головы до пят увешанный знаками отличия за свои достижения, включающие постройку омерзительного, дорогостоящего и высасывающего громадные средства здания, которое должно, вероятно, показывать компании Ллойдс, что её средства находились в ненадёжных руках.

Интерьер библиотеки Мэйтланд Робинсон, 1993 г.

Так вот, когда Терри, наконец, пробил заказ на строительство общественного здания — нового лазарета всеми нами любимого Королевского Госпиталя Челси в Лондоне (Архитектор Сэр Кристофер Рэн построил Королевский Госпиталь Челси в 1692 году) — и провёл необходимые согласования, у Роджера хватило наглости написать заместителю премьер-министра, призывая его пересмотреть проект.

Для модернистов чинить препятствия возрождению классической традиции — это вопрос жизни и смерти.

Однажды, когда общество, наконец, осознает, что классические здания не только более прекрасны, менее претенциозны и оскорбительны для окружающих, чем их модернистские конкуренты, но и более экономичны, долговечны и адаптируемы к меняющимся потребностям человека, модернисты останутся без работы.

Господи, приблизь этот час!

Citato loco

ну надо всё-таки какую-то честность интеллектуальную сохранять. людишек и в западном мире наплодилось довольно много, жыть им где-то надо и живут они получше, чем в 19-ом веке нынче. проблема со слишком большими городами, где места нет и приходится тесниться есть, конечно.

нефть кончится значительно позже, чем кончимся мы.

псевдоклассицизм частенько выглядит сильно хуже модернизма. не надо дёшовую новостройку-высотку воспринимать за идеал модернизма, в конце концов халупа в ист-энде тоже не была идеалом классицизма.
Пик добычи нефти наступит:
-по прогнозам оптимистов -до 2035
-по прогнозам пессимистов -до 2010

Годы снижения объема добычи нефти приведет к социальным, экономическим и политическим кризисам, войнам и прочим катаклизмам.
Пока цена ниже 200 долларов за баррель реальных альтернатив нефти не существует.

С людишками в западном мире всё просто.

Без определённого уровня энерговооружённости на одного жителя, не менее в 25 раз превышающую возможности мускульного аппарата человека, то есть минимума даже для самого простейшего агроценоза (включает в себя кроме животных двигателей : лошадей и быков и потенциал мускульной силы людей, далее следует древесное топливо, водяные колёса, парусные суда etc.) -всё сливай воду, ни о какой урбанизации даже речи быть не может.

Города и появились, когда этот барьер был преодолён в ходе технологической революции, 900 -700 лет назад

Горожан на планете стало больше, чем селян.

Но у горожанина (особенно в многоэтажном бараке) совсем иное демографическое поведение - Георгий Малинецкий приводит эмпирические данные, согласно которым при достижении обществом энерговооруженности в 3,5 кВт на душу рождаемость падает ниже уровня воспроизводства населения.
То есть возникает петля обратной связи, происходит саморегулирование потребления ресурсов.

Отсюда может и все эти "соло лайф" и "чайлдфри".

Уменьшить если энерговооружённость и ликвидировать пенсионное обеспечение, то всё, -беcсемейные одиночки или вымрут или попадут в зависимость от чужих "фамилий" (то есть в ту форму сервитута, которую марксисты рабством называли)

Рабство конечно никуда не делось (ипотека, кредитная история, "планирование семьи" etc.).Просто сейчас всё завуалировано, замылено социальной мифологией
Важный нюанс - иногда нужно оченнь быстро снабдить жильем чудовищное количество людей - миллионы или десятки миллионов в течение короткого промежутка времени (так родилсь хрущевки). И тогда никакого выбора не остается - поточное производство типовых панелей и типовых домов из них. Это на самом деле безальтернативный вариант иногда и тут уж не до эстетики.
Для заводских корпусов лепнина и изящные фасады тоже лишние.
Да чушь всё это.У нас до красных хамов всё было.

" В России нет человека, который не имел бы собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности " А.Пушкин

Для семьи нормальной нужен дом, а не клетушка рабская в многоэтажном бараке.

Дом : Мы живем в нерусском городе
>>>Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях.

Изба в средней России это соломенная крыша, кишащая насекомыми, малюсенькие окошки, низкие дверцы. Убогие условия существования, прямое провоцирование высокой смертности.
Но и этого не стало, когда по России прошелся Вермахт.
А в 50-60 пришлось всех снабдить жильем. В основном горожан, до этого ютившихся по баракам, коммуналкам и царских времен лачугам.
Как это можно было сделать, не используя поточное домостроение?
Это по большому счету риторический вопрос.
Можно сколько угодно спорить и разоблачать, но первым индивидуальным массовым жильем для рабочих стала "хрущевка".

>>>У нас до красных хамов всё было.

Справедливости ради - система образования, сделавшая меня тем, кто я есть, была создана красными хамами. И здравоохранения - тоже.
И космос, армия, индустрия, ядерное оружие - тоже. Все практически.
Коммуналки -это советские реалии.
Когда в столицы ломанулась в 20-е годы все эти из многочисленных местечек за чертой оседлости и Кавказа и возник собственно "жилищный вопрос"
Бараки -это советские реалии, что одноэтажные, что многоэтажные, как и небезизвестные рабочие посёлки.
Весь этот извращённый откоммунизденный культурный ландшафт с дурным полицентризмом.
Какая солома в "средней", как Вы пишите России???
"..Характерными типами Ж. восточных славян (русских, украинцев, белорусов) и соседних с ними народов Прибалтики, Поволжья и Прикамья были в 14—17 вв. срубные постройки, во многих местах бытовавшие и позднее. Крыши домов на С. России обычно бывали двускатными, тесовыми, на Юге России, на Украине и в Белоруссии — чаще четырёхскатными, крытыми соломой или тростником. Позднее (с 18 в.) стали распространяться кровли из щепы (в средней полосе) и черепицы (на Ю.).
В средней полосе сложился тип дома с полом, немного приподнятым над землёй, и низким подпольем.
На Севере сооружали двухэтажные дома, в которых высокий подклет играл роль первого этажа.
...Менялась и внутренняя планировка Ж. Первоначально оно состояло из 2 помещений (холодных сеней и тёплой части), вместе с людьми нередко помещался скот; затем широко распространилась трёхчастная планировка: в центре — холодные сени с выходом наружу, по одну сторону сеней тёплая жилая комната (у большинства русских она называлась избой, у части южных великорусов, украинцев и белорусов — хатой), по другую — холодное помещение для хранения домашнего имущества и ночлега в тёплое время года (у русских — клеть, или горница, у украинцев и белорусов — комора). В безлесных районах Ю. Украины преобладали каркасные или глиносаманные Ж. Увеличение числа комнат приводило к сооружению пятистенных срубов с выделением особой "передней" ("чистой") комнаты.

У народов Прибалтики сложились своеобразные типы срубного Ж., связанные с климатическими условиями (обилие дождей) и некоторыми особенностями хозяйства: в западных районах Литвы и Латвии в тёплых сенях дома устраивался особый очаг-коптильня (литовское "каминас"); для эстонцев до середины 19 в. была характерна жилая рига ("рехетуба"), объединявшая под одной крышей жильё и помещение для сушки снопов. У некоторых народов Поволжья и Прикамья долгое время бытовали однокамерные срубные постройки с открытым очагом, первоначально служившие Ж., позднее же сохранившие только культовое значение или использовавшиеся как летние кухни ("кудо" марийцев, "куала" удмуртов и др.).

Срубные Ж. разных типов в средние века были распространены также в Северной, Центральной и частично в Юго-Восточной Европе; преобладала трёхчастная планировка Ж., близкая к восточнославянской. В Финляндии, Скандинавии и на С. Дании развились срубные (позднее каркасные) Ж. с холодными или тёплыми сенями и духовой печью, совмещенной с камином. В горных районах (Альпы, Пиренеи) издавна сооружались большие двухэтажные срубные или каменно-бревенчатые дома, объединявшие под одной крышей многочисленные жилые и хозяйственные помещения..."
Citato loco -БСЭ

На Северо-Востоке Европы превалировали деревянные ограждающие конструкции (на севере дерево -главная защита от холода) с хорошей теплоизоляцией для северного сектора (деревянный дом не может довольствоваться простым камином, у него нет многотонных стен отсюда одно из достижений севера - закрытая печь). И это отнюдь не хижины, землянки, халупы, не логовища виллана.
Кровельный тёс -это доски толщиной 1-1,5 "
Кровельная щепа,дрань,финский гонт -это тоже лесоматериал.
>>>Коммуналки -это советские реалии.
Когда в столицы ломанулась в 20-е годы все эти из многочисленных местечек за чертой оседлости и Кавказа и возник собственно "жилищный вопрос"

Если бы царская некоммунистическая Россия провела бы сопоставимую по масштабом индустриализацию, то там было бы тоже самое - толпы бывших крестьян, а ныне - рабочих в городах. И их тоже пришлось бы расселять. И делалось бы это такими же методами.
А знаете как жили эти рабочие в славные имперские времена? Тот же барак, только меньше и вместо стен - занавески.
Те, кто пахал на износ могли конечно квартиру или дом снять. Но не купить.
Теперь о "справедливости ради" выскажу своё мнение.
ВМВ выиграли США.Всемирно-историческую, войну за мировое господство. Их ведут океанские державы.
Мировое могущество во ВМВ получили Соединенные Штаты, чьи потери составили только 1% от советских, и удвоившие свой ВНП.

Русские решали другую задачу - дрались за жизнь своего населения и за свои территории (ничего нового,как и во время Великой войны, как и во время нашествия паневропейского сброда самозванца Буонапарте, потому что у русских территориальный императив, как и у римлян и других имперских народов первой категории, прошит на уровне фенотипа-генотипа), несмотря на то, что практически вся эта кадровая РККА была уничтожена или взята в плен в первые месяцы войны. Вместе с созданными ценой гигантского напряжения общества запасами вооружения.

Чудовищные потери СССР во Второй мировой обусловлены мировой разницей в квалификации офицерского состава СССР и Германии, колоссальным превосходством германского офицерского корпуса - кадрового, воспитанного десятилетиями и поколениями, - в тактике, порой заимствованной у российских военных мыслителей, над выдвиженцами революции и террора.Это цена за уничтоженный Красным Хамом русский образованный клас, в частности русский офицерский корпус, да и в целом всех системообразующих сословий.
Выиграть у Объединенных наций Рейх не мог, слишком велика разница ресурсов, но России уничтожение военной науки и офицерского корпуса обошлось в десятки миллионов жизней. Важнее материальных ресурсов умение их применять.

Победа Объединенных наций при проигрыше на Восточном фронте помогла бы русским не больше, чем голосование в ООН помогает ныне палестинцам.
Вот люди и воевали, за себя, а не за славика КПСС.
Россия в начале войны из-за вышеназваных причин,оказалась без половины населения, без традиционных районов добычи сырья, без значительной части промышленного потенциала.

Режим комми, которые многие склонны идеализировать, порождал лишь неэффективность управления из-за утраты обратных связей в обществе и отсутствия самоорганизации граждан.

В пользу России сыграли достижения её образованного класса,недобитых "специалистов" -инженеров и техников (и наличие ещё, не до конца уничтоженного в ходе красного террора интернациональных банд, русского народа, способного к труду и войне на грани человеческих сил)
Империя -это государство, сохраняющее военную мощь даже после своей фактической гибели, некоторое время. После распада экономических, социальных и демографических структур (2-3 поколения по индикту Константина информационная составляющая после крушения государства и общества может сохранятся). Империя имеет нематериальную информационную сущность. Знания и технологии.
Кто вообще выиграл войну с германцами ?
Личный состав кадра погиб или попал в немецкие лагеря, а победу принесли 30-40-летние мобилизованные солдаты.
В каких годах они родились? Вот именно, все они родились до революции, были воспитаны либо в православной, либо в семьях других традиционных для России конфессий.
Дух,нравственные и умственные силы, нематериальная сущность, Российской империи еще жили в них.

Ведь по большому счету армия во многом держиться на нематериальной сущности, на традициях и парадигмах третей фазы. Пока была жива еще эта нематериальная сущность русского воинства - была жива и Россия.
Как жаль, что это объяснение в никуда.
>>>Чудовищные потери СССР во Второй мировой обусловлены мировой разницей в квалификации офицерского состава СССР и Германии, колоссальным превосходством германского офицерского корпуса - кадрового, воспитанного десятилетиями и поколениями, - в тактике, порой заимствованной у российских военных мыслителей, над выдвиженцами революции и террора.Это цена за уничтоженный Красным Хамом русский образованный клас, в частности русский офицерский корпус

Давайте отделим мухи от котлет.
В Чудовищных потерях СССР доля военных - около сорока процентов. Значительная часть из них - 41 год, когда немцы с их отлаженной и готовой к бою армии ударили по РККА, нахордившейся в стадии перманентной реорганизации - на всех уровнях.
Кроме того, немцы были единственной нацией, сумевшей не только понять облик будущей войны, но и применить все это понимание на практике - именно поэтому они били и нас, и французов, и англичан.
И раз уж пошел разговор на военную тему - почему в 1914-1917 годах христолюбивое воинство не дошло до Берлина? Чего не хватило? Ведь Красных Хамов тогда и близко в армии и руководстве не было.
пик добычи нефти это как бы вряд ли, это непонятное такое событие, сейчас, допустим, нефти производится больше, чем нужно. неразведанные месторождения где-то ещё ясен пень есть. газа натурального тоже много.

энергосбережение это конечно большое дело и я надеюсь что в самом скором времени пересядут на гибриды, построят больше атомных электростанций. люди с удовольствием в странах типа америки начнут жить в городах и пользоваться общественным транспортом, это нормально.
Непонятное?
Ну-ну. Dixi
могу обьяснить почему непонятное. им пугают уже лет 60, а его всё нет. т.е. в какой-то момент этот самый пик наступит, конечно, но только вот очень может быть, что из-за снижения потребности в нефти, а не из-за отсутствия месторождений.
Прогнозы на 72-й год оправдались, на 98-й нет.
Но дело не в этом. Все прогнозы всегда носят эфемерный характер.
Дело в том, что на данном уровне развития социально-производственного механизма разработка запасов того же шельфа весьма проблематична.
Рентабельность добычи etc.
Наверное поэтому элиты и взяли курс на "сжимание" золотого миллиарда.
Мироздание суровая вещь. И видимо пик потребления и уровня жизни "среднего американца" уже позади.
Плодящиеся людишки во все эпохи жили в домах-эфемеридах, от которых и пылинки не оставалось уже лет через 30-50. Но общественные строения (сюда же отнесем дворцы) сооружались по иным принципам. Фасады прошлых эпох - см. метафору Эко о соборе-медиа.

Еще одно соображение: деньги, вложенные в эти строения лет 500-800 назад, работают и посейчас. Соблюдение эстетич. канонов оказывается надежной инвестицией.

А чему молиться, чему поклоняться, чем любоваться среди технологичных (не спорю) бетонных и стеклянных плоскостей?

(Следующее писано лежа на траве секретного садика колледжа КрайстЧерч, куда просачиваться надо ползком, с лицом деловым и индифферентным.)

Дома, ограды и мостовые, стены и крыши, пол и потолок, текстиль и текст – всему отмерен срок. Послевоенные здания, ограды и мосты вряд ли смогут отметить столетний юбилей. Материал не позволит. О регрессе строительных технологий ХХ века сказано немало, но я не об этом. Да и бог бы с ней, с долговечностью. Но чем молоть про обаяние старины, лучше бы признаться: не восхищаемся мы стариной, а почитаем мастеров, не пугавшихся материала и не противившихся ему. Строители, плотники, кузнецы не пытались маскировать материал краской, пластиком, стеклом и не боялись фактуры: шероховатость камня, кирпича, дерева откровенна и обнажена. Секрет старых мастеров и их творений именно в этом утилитарном – ремесленном то есть – бесстрашном непротивлении материалу.

Обрабатывая материал, и прежний ремесленник, и редкий нынешний, возведенный в чин дизайнера, не навязывает свою волю, а идет вслед за его свойствами. Бетон, пластик, стекло – не среда, а средство. Предпочтение этих податливых и технологичных бесфактурных, как мыло, сред (-ств) еще аукнется, - или уже? Напомните мне, когда, в какие годы рассуждения о дегуманизации среды обитания людей стали общим местом?
В красивеньких интерьерах должны жить красивенькие человечки. За этим дело не стало: а как же, кино и фотография насытили визуальный ряд симпатичным оживляжем. Человек некрасив, так поставим хитрый свет и сделаем им красиво! Не могу без отвращения смотреть на фотообнаженку: все тот же фальшак. Нам ли не знать, что живая, настоящая человеческая кожа – это поры и морщины? Нам ли не знать, что под жестким студийным светом старится даже самая юная модель, и что глянцевые тела бывают только у манекенов? И все ж фотография тоном профессиональной бандерши призывает любоваться игрой искусно поставленного света на пластмассовых телах. А чего, пипл хавает.

Приехали, слазьте: вместо среды обитания – обтекаемый и яркий тактильно-визуальный седатив, вместо эстетических предпочтений – выпендрежные игры все с теми же гладенькими конструктами, вместо натуры - фальсификат. Глянцево-пластиковая мечта о нездешнем не терпит шероховатости и вообще любой фактуры не терпит. Не в технологиях дело и не в экономике, а в сознательной фальсификации. Не спрашивайте, как случилось, что на фальшак напялили мундир эстетических предпочтений: на эту тему высказались все, кто мог и хотел.

Дело не в эстетических идеалах. Это все ж дело преходящее: чугунные орнаменты паровозных решеток и колонны-фронтоны ранних небоскребов не имели цели скрыть, сфальсифицировать материал. Война, объявленная фактуре, выиграна, так какого рожна кривить лицо от обмылков-автомобилей, обмылков-зданий, обмылков-тел?
тут в вашингтоне очень много архитектуры классического типа и смотрится она отлично. никто не будет спорить, что готический собор это красиво. но если фостеровское яйцо или здание ллойда некрасиво, то я ничего не понимаю.
И Гугенхайм, и Бразилиа, несть им числа. Все это прелестно смотрится издали, и не более. Несоразмерность человеку, гимн плоскости, технологии и проч. Одно из последствий - визуальный голод; на фоне этих чудес даже Центр Помпиду хорош и соразмерен и дает пищу глазу.

Собор и дворец - эстетич. квинтэссенция. Разбавь ее, и получится дом для среднего класса (массовая застройка). Разбавь Фостера или Нимейера - получатся Кузьминки, проджект, молл, - антиэстетическая и античеловеческая среда.

Ключевое слово - среда. Технологич. достижениями среды не создашь.
Тут ещё дело во властителях.Все эти крошки цахесы ни на что не способны (ну ежели не считать забобонистых потуг типа здания Газпрома в Спб.).
Взять вот Сикста V, правившего всего ПЯТЬ лет.
Деятельность Сикста V ( Sixtus PP. V)– наглядный пример того, что способен настоящий правитель свершить за столь короткий период.
Если посмотреть только на его деятельность по градостроительству (а это совсем не главная часть его свершений и забот)

В понтификат Сикста V, покровителя искусств, Рим, по существу, обрел новый облик и инженерную инфраструктуру (водоснабжение и водоотведение).
При нем Рим обновился и похорошел: были восстановлены колонны Траяна и Антонина Пия, завершено строительство базилики св. Петра.
Sixtus Quintus стал инициатором создания таких знаменитых архитектурных достопримечательностей, как Пьяцца ди Спанья, Латеранский дворец и церковь Санта Мария Маджоре.
Были приведены в порядок улицы и площади, реставрированы гранитные обелиски из Египта, привезённые еще в ancien époque.
Осушены Понтийские болота, чьи миазмы вызывали малярию.
Когда в 1585 AD кардинал Монтальто стал папой Сикстом V, он назначил Фонтана ( Domenico Fontana) главным архитектором папской курии.
Занимая эту должность, Фонтана создал проекты перестройки Квиринальского и Латеранского дворцов, а также построил нескольких зданий, находящихся ныне на территории Ватикана, в частности здание Ватиканской библиотеки.
Вместе с Джакомо делла Порта он завершил возведение купола собора cв. Петра, в соответствии с рисунками и моделями Микеланджело.
Фонтана руководил установкой египетского обелиска на площади перед собором cв. Петра (1586 AD).
Вместе со своим братом, инженером Джованни Фонтана, он спроектировал и построил акведук Аква Феличе.
На момент вступления Сикста на престол папская казна была пуста, и понтифик не упускал ни малейшей возможности пополнить её.
Сикст экономил на всем, чем только можно, вводил новые налоги и продумано торговал светскими чиновничьими должностями.
Он был столь успешен в этом, что, несмотря на крупные расходы, вскоре имел в подземельях Сант-Анджело около 3 миллионов скуди золотом и более полутора миллионов скуди серебром.

Единственное, на что Сикст щедро расходовал деньги, было строительство.

Тупая чернь, ожесточенная налогами, уничтожил его статую в Риме.

В 1584 AD была освящена главная церковь иезуитов, "Джезу", первый великий барочный проект Рима.
Начали строить новый собор (Кьеза Нуова) ораторианцев.
Рим стал растекаться от берегов Тибра туда, где тысячу лет был пустырь.
Сикст V начал строить улицу к Санта-Мария Маджоре.
На колоннах Траяна и Марка Аврелия поставили статуи Петра и Павла.
С 1588 AD начинают издавать - и продавать - иллюстрированные гравюрами путеводители по Риму.
То есть он заложил основы паломничества (туризма), благодаря которому Рим живёт и сегодня.

==Тут ещё дело во властителях==

Думаю, это не так, а то не видать бы нам англ. барокко и пламенеющейготики и др.

Не знаю, совпадение или нет, но, как только начинается развитие банков, строительство соборов заканчивается. Как только банки становятся основным фактором, определяющим денежную и международную политику, начинается конструктивизм.
Бразилиа возникла как реализация архитектурной утопии "высокого модернизма", воплощенной в градостроительной идеологии Корбюзье: "порядок, регулярность, точность, справедливость и патернализм". Великий утопист так описал конвейер, но именно этими принципами он руководствовался и в проектировании. Он же писал " Деспот - это не человек. Это - План."

Город Бразилиа был буквально воздвигнут "из ничего", а точнее - из плана , нарисованного архитектором Лючио Коста, последователем Корбюзье. Конкурсный проект Коста был затем выбран знаменитым бразильским архитектором Оскаром Нимейером, построившем в Бразилии, да и по всему миру немало уникальных по красоте зданий, вошедших во все архитектурные атласы. Бразилиа была задумана не только как образцовая столица, антипод фавелл и трущоб Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и прочих построек колониальных времен. Этот город изначально мыслился как антипод городов "старушки Европы".

Что же именно отрицала эта утопия?

Прежде всего - самоорганизацию уличной жизни прежних городов, с их неуправляемой пестрой толпой, лавками и лавчонками, уличными кафе и выступлениями бродячих музыкантов, с площадями, которые играют роль своего рода "общественных гостиных" - там назначают встречи, торгуют, устраивают публичные действа, отдыхают и вообще совершают тысячи незапланированных актов, из которых, собственно, и складывается городская жизнь.

Пространство привычного города в каждом отдельном локусе сомасшабно человеку как жителю и соседу, покупателю и сотрапезнику, гуляке и прихожанину своей церкви, участнику и зрителю уличных шествий, похорон и свадеб, праздничных процессий и карнавала.

А вот назначить свидание на площади Трех ветвей власти в Бразилиа, это все равно, что договориться о встрече в пустыне Гоби: так несоразмерны ее масштабы привычному представлению человека о просторе площадей. Улицы же вообще представляют собой многополосные хайвеи, где чисто психологически человеку нет места.

Итак, архитекторы запланировали и построили город Бразилиа. Но они не могли запланирвоать "новых бразильцев" - и первое же поколение жителей испытало жестокую сенсорную депривацию.

Любопытно, что чернорабочие, которые в ускоренном темпе возводили город и по окончании строительства должны были его покинуть, постепенно оседали вместе с семьями на прилегающей земле.

В результате к 1980 году 75% населения Бразилиа жило в поселениях, появление которых вовсе не было запланировано, а в запланированном городе проживало меньше половины проектируемого населения - по преимуществу обеспеченные госслужащие.

Таким образом, вместо образцового города, населенного "истинными бразильцами", возникло пространственное разделение города по социальному признаку:

бедные жили на окраинах и вынуждены были ездить на работу в центр, состоятельные жили и работали в центре, а очень богатые строили себе виллы с садами за пределами Бразилиа, копируя тот образ жизни, который был исконно присущ бразильцам с данным уровнем доходов.

С учетом того, что Бразилиа строилась на государственной земле и фактически на пустыре, провал данной утопии не имел особо разрушительных последствий.

По книге Джеймса Скотта "С точки зрения государства: о том, как совершенные схемы улучшения человеческого существования терпели провал"
Я хоть и не ярый приверженец классицизма, но понимаю, что тогда к подобному творчеству относились гораздо серьёзнее - и старались создавать гармоничные пространства. Нынче "мастерам" не хватает знаний пропорции, сочетаемости пространств и знания материалов. Количество победило качество, как обычно.

А Вы слышали про городок, что Корбюзье построил? Читал когда-то статью - жители рады и довольны были.
Вот чуть выше в комментариях написал про утопический этот проект -Бразилиа, из книги Джеймса Скотта, процитировал
А вот другая сторона медали -виллажизация.
Совсем другой маштаб и в высшей степени болезненые последствия (чем строительство Бразилиа) имела попытка реализации другой утопии -так называемая виллажизация (от англ. village) крестьянства в Танзании.

В 60-е гг. прошлого века, когда президент Танзании Ньерере вступил в должность, Танзания была независимым государством с социалистическими устремлениями. При этом примерно 11 млн. из 12 млн ее жителей были недоступны государственному контролю, поскольку обитали автономно на всей территории. Большая часть танзанийского крестьянства вела хозяйство для собственного пропитания, а если они и продавали что-то на местных рынках, то избегали государственного налогообложения. Так называемый режим TANU, который был много мягче колониального, пользовался известной поддержкой сельского населения - до той поры, пока государство не попыталось прямо влиять на жизнь крестьян.

Проект принудительного переселения огромного числа крестьян Танзании в централизованные поселения преследовал несколько целей, в том числе - создание более продуктивных форм ведения сельского хозяйства (это способствовало бы развитию экспорта и обогащению государства); внедрение коллективных форм сельского хозяйства и создание общественных служб.

Условием успеха этих начинаний президент Ньерере считал добровольное переселение крестьян в правильные деревни. Стоит отметить.что первые шаги в указанном напрвлении не были похожи на те чудовищные меры, которыми обеспечивалась коллективизация в России. Однако провозглашенное отрицание насилия столкнулось с последовательным сопротивлением крестьян, после чего власти перешли к достаточно откровенным насильственным мерам.

"Операция плановых деревень" полностью игнорировала всю тонкую и разветвленную структуру крестьянского земледелия и векам выработанное искусство выживания в местных условиях. Там, где крестьяне вели так называемое поликультурное хозяйство, например, выращивая табак вперемежку с бобовыми, им было предписано перейти к монокультурному хозяйству - потому лишь, что это облегчало задачи учета и управления. "Правильные деревни" и "правильное" хозяйство оказывалисть таковыми лишь на бумаге: так в очередной раз проявилась типичная для высокого модернизма иллюзия : что хорошо выглядит на плане предположительно должно хорошо работать.

Массовое поднадзорное переселение превратило крестьянскую жизнь в хаос, и в стране начался голод. Картина настолько знакомая, что здесь можно остановиться. Впрочем, истории советской коллективизации Скотт посвятил отдельную и очень поучительную главу, к которой я и отсылаю заинтересованного читателя.

Танзанийские планы переустройства сельского хозяйства оказались экономическими и экологическими неудачами. По идеологическим причинам строители нового общества игноровали местное знание, вековые обычаи и привычки, а главное - они пренебрли необходимостью заручиться доверием и сотрудничеством реальных, а не "смоделированных" личностей. Однако люди, даже не осознавая этого, не готовы быть объектами: если они считают новое жизнеустройство противоречащим их интересам, то, как пишет Скотт, "будь оно трижды эффективно, они сумеют сделать его неэффективным"

По книге Джеймса Скотта "С точки зрения государства: о том, как совершенные схемы улучшения человеческого существования терпели провал"
Да-да, безбожные сторонники неизменного Плана весьма нерациональны. Их следование не тем канонам приводит...

Таки стоит задавать самим себе правильные вопросы и получать верные ответы :) Вот, например, я говорил о Марсельском блоке Ле Корбюзье - скорей всего там поуютней чем в среднестатистической хрущёвке. И в то же время - не сравнимо с добротным русским загородным домом.
А,понятно, этот семнадцатиэтажный барак на столбах.
Он всех своих уродцев на столбы мастырил.
Бабизм -Религия Бахаи
Какую любопытную и неожиданную информацию Вы раскапываете и публикуете.
Я думаю, что причина модернизма не в нигилизме и Ле Корбюзье, а в том, что стало технически возможно возводить громадные здания. Если раньше строительство дворца или церкви размером с квартал занимало многие годы и стоило колоссальных денег, то с изобретением новых материалов и конструкций - стальных каркасов, армированного бетона, большой площади застекления, - это стало возможно для любых построек и стало стоить невеликих денег. Добавьте к этому автомобилизацию, для которой улицы традиционных европейских городов подходят мало, и получите основные причины забвения старой архитектуры.

К тому же строить недолговечные здания выгодно всей индустрии - от производителей пластиков и стекла до архитекторов и строителей. Невыгодно только конечному потребителю. Но и это спорно: дома в Левитт-таунах (та самая одноэтажная Америка из каркасных конструкций) стоили в 50-х около 10000 долларов, что выходило в 100 долларов ежемесячных выплат. Ведь индивидуалистская suburbia - такое же порождение модернизма, как кварталы хрущёвок, просто с поправкой на американский менталитет.

Одним из главных лозунгов модернистов была свобода строить так, как хочется. В некотором роде архитекторы получили право на эксперимент не только на бумаге, но и в реальности. Конечно, не обходится без хамства по отношению к окружению. Современный же модернизм стремительно уходит от простоты и однообразия. Уже ушёл. Разнообразие форм, декора и т.д. становится всё большим. Вариации на тему Бразилиа уже всех достали. Правда, это делается на основе современных конструкций, так что долговечность больше не становится - 1000 лет эти здания совершенно точно не простоят.
Да.Я с Вами согласен.
В характере социально-производственного механизма социума и его информационной составляющей.
Да. И это в любом случае привело бы к изменению в облике городов. Перетекание из классицизма в модернизм было постепенным, с увеличением степеней свободы архитектора. Тот же модерн, который ар нуво - это уже прорыв, грань старой и новой архитектуры. Ар деко, опять же. А потом уже появились Ле Корбюзье и ван дер Роэ, они пришлись ко двору стройиндустрии. Факт, что именно модернизм породил огромной количество уродливых построек, поскольку не все были даже на уровне Корбюзье или Миса, и качество архитектуры у последователей часто было ниже.
Сейчас явно идёт откат в сторону эстетизации построек - тот же хайтек откровенно играется с промышленной эстетикой, рациональность его - минимальна. И вообще, смотря на новые проекты и здания, поражаешься фантазии архитекторов. У нас, к сожалению, этого почти нет. У нас пока правит квадратный метр.