Si vis pacem, para bellum
Борьба вообще, и война в частности, является одним из условий человеческой жизни.
И война с оружием в руках — вовсе не самая жестокая из форм борьбы за существование.
“..если бы безумие, леность, небрежность и близорукость государств не влекли за собою столкновений между ними, то трудно себе представить, до какой степени вырождения снизошли бы человеческие расы.
Война является одним из условий прогресса, тем бичом, который не позволяет нации погрузиться в сон и заставляет самодовольную посредственность пробуждаться из апатии.
Человек существует лишь благодаря усилию и борьбе.
В той день, когда человечество создаст великую мирную Римскую империю, не имеющую внешних врагов, в тот день его нравственность и ум подвергнутся величайшей опасности ..”
Эрнест Ренан
“..в этом мире страна, не подготовленная к военной деятельности и миролюбивая, принуждена погибнуть скорее, чем те нации, которые не утратили мужественности и отваги. Только в войне можем мы приобрести те мужественные качества, которые необходимы для того, чтобы победить в суровой жизненной борьбе"
Теодор Рузвельт (бывший президент САСШ)
“..Страна, корни которой подгнили, может ещё некоторое время процветать в мире, но война обнаружит её слабость. Лучше тратить деньги на вооружение и военные корабли, чем на роскошь, автомобили и другие прелести чувственной жизни “
Карл Фрайхерр барон фон Штенгель (известный юрист, профессор)
“..постояннный мир есть мечта, и даже не прекрасная мечта.
Не будь войны, мир выродился бы и исчез в трясине материализма.”
Хельмут Карл Бернхард граф фон Мольтке (из письма к Блюнчли)
Сторонники войны безусловно правы, утверждая, что военные доблести, приобретённые раньше народами, благодаря войне, остались лучшим и вечным достоянием человечества.
Они не отрицают ни жестокости, ни ужасов, ни разорительности войны.
Они утверждают только, что этим исчерпывается лишь половина вопроса.
Воинственность
Итальянский ученый Ферреро ("Милитаризм", русский перевод 1900 AD), даёт следующую характеристику воинственности главнейших европейских государств.
Первенствующее место он отводит Турции, затем в убывающей прогрессии, — Франции, Италии, Германии и Англии, где воинственность, по его мнению, доведена до минимума.
Турция, по его мнению, сохранила до сих пор черты воинственности варваров и мало чем и теперь еще отличается от воинственности гуннов времен Аттилы.
Во Франции, по мнению Ферреро, идеи воинственности доныне имеют значительную популярность, особенно среди образованных классов, которые думают, что победоносная война, не взирая на её мотивы, славна для народа, что уменье заставить другие народы признавать силу своего оружия составляет величие нации, и что могущество и слава Франции растут вместе с ростом её территории.
К тому же во Франции существует совершенно обособленная военная каста, создавшаяся исторически, сплоченная традициями Наполеоновских войн и специальным военным воспитанием, и она оказывает громадное влияние в государственной жизни.
Итальянский милитаризм Ферреро рассматривает как "попытку" ввести французскую систему, но считает его слабым, потому что в народе нет военного патриотизма, средние классы бедны и разорены, a в самой армии крайне бедны традиции побед.
Германский милитаризм, по мнению Ферреро, лишь кажущийся, хотя по общему представлению "Пруссия — казарма, Германия — страна, куда надо ездить учиться искусству вести войну и одерживать победы".
Считая, что "военный характер государства измеряется не количеством солдат, которое оно держит под ружьем, a популярностью, которою идеи и чувства военной славы пользуются среди образованных классов, той долей влияния, которую военная каста имеет при определении внешней и внутренней политики страны", Ферреро приходит к выводу, что, несмотря на все старания Бисмарка, убежденного милитариста, создать "военные традиции, доставить военной касте нравственное господство в народе, буржуазные идеалы всегда брали верх в германском обществе, и Германия, быть может, нация военная, но не воинственная; она военная по всеобщей привычке к почти солдатской дисциплине, но не воинственная, потому что нигде в Европе буржуазный дух не силён до такой степени".
Английский милитаризм, по мнению Ферреро, ныне (1900 AD) сведён до минимума, хотя ни в одной стране нет стольких военных памятников и генералов, как в Англии, ни в одной стране не развита настолько, как в Англии, военная беллетристика.
Мало того, временами, англичане даже обнаруживают чрезвычайно воинственное настроение.
И всё-таки милитаризм в Англии "минимальный", потому что в Англии нет настоящего, специфического военного духа, потому что "мораль военной касты, её законы, ее мировоззрение те же, что в гражданских классах, среди которых она живёт".
Английские офицеры совершенно не проникнуты специфическим корпоративным военным духом и представляются государственными чиновниками буржуазного типа, наравне с прочими государственными чинами.
Равным образом, обуржуазены в Англии и солдаты, которые, как взятые по найму, не проникнуты военным и кастовым духом.
И если в боевом отношении английская армия представляет силу, то, лишь благодаря прекрасному профессиональному воспитанию, которое она получает.
Близкую к Ферреро оценку воинственности современных ему государств дает и автор известной английской книги: "Великое заблуждение", Норман-Энджель (русский перевод 1912 AD).
Располагая страны в порядке воинственности, Энджель даёт следующий rating:
- Аравия и Марокко
- Турция
- Балканские государства
- Россия
- Испания
- Италия
- Австрия
- Франция
- Германия
- Скандинавия
- Голландия
- Бельгия
- Англия
Хотя Германия считается обычно лучшей военной нацией в Европе, но большинство взрослых немцев никогда не видело сражения и, весьма вероятно, никогда не увидит
За последние 40 лет только 8 000 немцев в течение 12 месяцев сражались с голыми дикарями
Норман-Энджель имеет в виду восстание племен гереро и нама 1904-1907 AD в Германской Юго-Западной Африкё
Англичанин конечно лукавит, называя повстанцев “голыми дикарями”.
Театр военных действий обладал двумя крупными недостатками: маловодьем (борьба за колодцы) и трудностью сообщений (немцы были вынуждены сооружать железную дорогу от Свакопмунда в Отави).
Гереро были вооружены заряжающимися с казны ружьями разных систем, которые они раздобыли через английскую и португальскую границы, и имели большой запасы патронов.
Они были храбрыми, предприимчивыми, хорошими стрелками и обладали отличными качествами для ведения малой войны.
Под предводительством вождя восстания Махареро, гереро освободили центральную часть страны и осадили административный центр Германской Юго-Западной Африки г. Виндхук.
3 февраля в Свакопмунд прибыл транспорт с 226 офицерами и нижними чинами, предназначенными для смены охранных войск. Это первое прибывшее из Германии подкрепление было отправлено в Виндхук.
В то же время в Германии приступили к мобилизации батальона морской пехоты (500 человек), a также к формированию новых войсковых частей, комплектуемых охотниками (волонтёрами).
9 февраля в Свакопмунд прибыли 4 роты морской пехоты и 8 скорострельных пушек майора Глазенапа.
За это время германские войска в колонии держались оборонительного образа действий
Первые же бои с гереро показали немцам, что они имеют дело с искусным и отлично вооружённым противником.
Имевшихся в Африке войск оказалось недостаточно для решительного результата, тем более, что среди них свирепствовали тиф и лихорадка.
В апреле был послан из Германии новый отряд (2 батальона, 3 батареи, вспомогательный персонал и запасы).
Экспедиционные войска получили новый состав и организацию:
- бригады из 2 полков ездящей пехоты
- 2 дивизионов конной артиллерии
- 2 пулемётных рот
К началу мая экспедиционный корпус был расположен:
- 4 роты и 2 батареи майора Эсторфа в Отьясосо
- a остальные войска б. эшелонированы вдоль железной дороги
11 августа германцы нанесли поражение повстанцам под Ватербергом.
Повсюду преследуемые, загнанные в страшную бесплодную пустыню, гереро вскоре были доведены до отчаянного положения
Им оставалось или сдаться, или перейти на английскую территорию, или умереть от жажды и голода.
Гереро были заблокированы германцами в Песчаном поле.
Часть их сдалась, часть бежала на восток, часть гереро перешла британскую границу и была там обезоружена.
Груды же трупов людей и животных, погибших от жажды и болезней, валялись в пустыне.
К началу марта 1905 AD инсургентов уже не было в Песчаном поле. Немало их возвратилось, однако, внутрь колонии - небольшими кучками они проскальзывали через охранную цепь.
Первый эшелон новых подкреплений прибыл в колонию 13 августа, a последний 24 сентября.
Численность корпуса достигла до 9 000 человек.
Осенью 1904 AD восстали и готтентоты, под предводительством Витбоя, которые даже после гибели вождя (через год), продолжали малую войну до 1907 AD.
К июлю 1905 AD численность войск в колонии достигала 16 000 человек.
Вотированные германским рейхстагом кредиты на африканскую экспедицию достигали 186 000 000 марок.
Германцы по собственному признанию выказали себя новичками в колониальной войне.
Война с гереро показала настоятельную необходимость содержать достаточный контингент колониальных войск в заокеанских владениях.
Франция не только участвовала в значительно большем количестве сражений, но её население значительно более подвержено военному влиянию.
Более воинственной является Россия, a ещё более Турция, в особенности её окраины — Аравия и Албания.
И Ферреро и Энджель стремились, в сущности, доказать, что идеи милитаризма не свойственны нациям и прививаются им искусственно политикой их правительств, но нельзя отрицать, что эти идеи имеют за себя и более беспристрастных судей, которые рассматривают и оценивают их в связи с другими явлениями социальной жизни.
Qui desiderat pacem, praeparet bellum
Исследовательская RAND Corporation проанализировала номинальную мощь держав мира.
Оценка производилась на основе трех критериев:
- во-первых, ресурсов и возможностей, которыми обладает та или иная страна
- во-вторых, насколько успешно государство использует эти ресурсы в процессе внутреннего управления и регулирования
- в-третьих, насколько успешно государство использует свои возможности на международной арене
Совокупная мощь всех государств мира составляет 100%.
Согласно выводам RAND, на сегодняшний день:
- на долю США приходится 20%
- на долю Европейского Союза (оценивалась, как отдельная страна) и Китая – по 14%
- на долю Индии - 9%
- на долю Японии - 3%
- на долю России, Бразилии и Южной Кореи - по 2%
По прогнозу RAND, к 2015 AD США достигнут пика своей мощи, после чего начнется процесс её уменьшения.
Европейский Союз к этому времени утратит значительную долю своей мощи, а Китай и Индия - усилятся.
"Проект RAND" (ныне "RAND Corporation") был основан в конце 1945 AD рядом американских генералов в рамках Авиационной компании "Дуглас" в Санта-Монике (Калифорния, США) в целях охраны национальной безопасности страны.
В мае 1948 AD RAND начал самостоятельное существование, став “независимой, частной, некоммерческой, внепартийной” организацией.
Одной из основных задач RAND остаётся обеспечение национальной безопасности США путем проведения исследований и анализа наиболее острых проблем, стоящих перед американским обществом.
RAND тесно сотрудничает с американской армией.
For Whom the Bell Tolls
Войны сопровождают историю человечества постоянно и будут сопровождать её и впредь, ведь агрессия и воля к продолжению рода – это инстинкты, необходимые для выживания вида.
А те кто не способен к войне, долго не живут, не индивидуально, не в виде сообществ.
Есть мнение, что в пространстве коммуникаций борьба будет идти за незастроенные дорогами и портами области.
В материальном мире делить будут энергетический ресурс: нефть, газ и уран.
Территориально конфликты будут группироваться в Арктике, на Дальнем Востоке (незатухающий конфликт в ЮВА : участвуют Мьянма, Лаос, Вьетнам, Индия, Китай) и в областях наибольшего развития индустриальной фазы - в США ( попытки защиты “по периметру”, создания интегрированной системы безопасности совместно с Канадой и Мексикой) и Японии (конфликты между Китаем и Японией из-за энергоресурсов России).
Есть мнение, что спецификой войн нашего века станет информатизационная война.
Осознавая свою слабость в ИТ по сравнению с янки, китайские военные намерены в случае конфликта вести кибервойну асимметрично - хакерскими атаками на объекты инфраструктуры, огневыми и диверсионными атаками на информатизированные штабы действиями пятой колонны.
Власти Китая, в отличие от властей США, не зависят от общественного мнения, поэтому Пекин постарается сделать войну как можно более длительной и кровавой, чтобы общественное мнение США ужаснулось и потребовало окончания боевых действий.
В итоге Китай выиграет (Wang Xiangsu, Qiao Liang “Unrestricted Warfare: China's Master Plan to Destroy”)
Россия и Евросоюз, впрочем, тоже не останутся в стороне от назревающего мирового конфликта.
"Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе"
Из проповеди Джонна Донна
Нарастание стычек по поводу водопользования и иммиграции. Столкновение между Францией и Германией из- за коммерческого доступа к Рейну etc.
Своеобразный вектор социального и экономического развития. Вперёд - в Circulus vitiosus.
Сто лет назад западный мир скатился в пропасть Великой войны из-за того, что политики не смогли ничего противопоставить влиянию на социум даже тогдашних примитивных технологий.
Окажутся ли нынешние государственные мужи разумнее, или нет?
"Генерал! Я боюсь, мы зашли в тупик.
Это - месть пространства косой сажени.
Наши пики ржавеют. Наличие пик
Это еще не залог мишени.
И не двинется тень наша дальше нас
Даже в закатный час"
(И.Бродский)
genrih_25
July 27 2009, 19:40:11 UTC 9 years ago
hvac
July 27 2009, 21:09:37 UTC 9 years ago
Ну а что им остаётся делать?
Если кругом враги, которые хотят их всех убить.