Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

ANNO DOMINI

Preambule

"Многие ошибки проистекают из смешения научных вопросов и религиозных"

Ал-Бируни

Шесть веков после Рождества Христова люди не сознавали, что живут в христианскую эру.

Хронология истории после того времени, когда “Христос ходил по Галилее”, согласно преданий была разработана только в трудах Дионисия Экзигууса (Малого), пишущего на  koine diálektos  монаха из Малой Скифии (Dionysius Exiguus), специалиста по каноническому праву.

Согласно легендам, друга самого Кассиодора (Magnus Aurelius Cassiodorus), организатора готского государства по римскому образцу и строителя Вивария (Vivarium)

Идея Дионисия состояла в том, чтобы начать летоисчисление от Воплощения Христа (ab inscriptione) со дня Благовещения, когда Дева Мария зачала Его.

Он определил эту дату как Первый день Первого года и закрепил его за 25 марта, то есть за 9 месяцев до Рождества 25 декабря.

Все предыдущие годы, считая в обратном порядке, следовало обозначать ante Crhristum (AC), то есть “до Христа”.

Все последующие годы должны были обозначаться как “Годы после Воплощения” или Anno Domini (AD).

Нулевого года не было.

Прошло, однако, ещё не мало лет, прежде чем понятие Христианская эра, или наша эра вошло в употребление сначала в Латинской церкви, а позднее –на Востоке.

В Европе, вероятно вплоть до Тридентского собора (1545-1563 AD), эра от Anno Domini официально не действовала,

Тем временем процветали во множестве всякие местные хронологии.

Самой обычной системой счёта был счёт по правлениям.

Историческое время мерили правлениями и поколениями, по индикциям.

Indictum –единица старинного церковного и финансового летоисчисления, равная циклу в пятнадцать лет .Считается, что 1-й год 1-го цикла индиктов начинается в сентябре 314 AD и является 28-м по эре Диклетиана (etoys Diokletianoy).

Население лучше знало налоговый год, чем официальную дату по году правления консулов или императора (например, “eytykhoyses 10 indiktionos” -“Когда 10-я индикция имеет силу”) .

Год индикции начинался обычно 1 сентября (но в древнем  Египте он мог меняться в соответствии с датой объявления налогов летом).

В качестве индикта чаще всего называли номер года внутри цикла, но иногда добавляли и номер самого цикла, таким образом давая полную датировку.

Исчисление по индикциям использовалось Верховным трибунатом Священной Римской империи вплоть до распада последней в 1806 AD и до сих пор еще употребляется в некоторых современных календарных таблицах.

Дату определяли относительно времени правления определённого императора, понтифика (папы) или князя.

Типичная “полная” дата, которая широко использовалась  -это обозначение  года, - и по эпонимам и по индикциям (иногда и с указанием номера цикла индикции).

Индиктами датируются многие папские буллы. Так буллы Unocento -Trecento  датировались так:

  • (1) папа
  • (2) год папы на Святом престоле
  • (3) индикт (неполный)

Вообще, с одной стороны, ancien документы на самом деле не всегда имеют в тексте дату.

Но с другой стороны, если дата есть, часто это датировка по нескольким эрам сразу.

Год идентифицируется консулами и индиктом (только номер внутри цикла, номер самого цикла практически не использовался).

Дата даётся египетская и римская. А в конце упоминаются год Диоклетиана, иногда лунная дата Пасхи (напр. Мооn 21)

Если посмотреть на пасхальные послания Афанасия, то их датировка такова, например:

Coss. Augustus Constantius IV, Constans III; Praef. the same Nestorius; Indict. iv; Easter-day iii Kal. Apr., iv Pharmuthi; Moon 21; Aera Dioclet. 62.

И индикт (4) и год по эре Диоклетиана (62).

Македонское исчисление “эра Селевкидов” (в арамейской и арабской историографии - “эра Александра”), отсчёт которой начинается от захвата Вавилона Селевком Никатором, широко употреблялось в странах Леванта. Иудеи до Quatrocento пользовались этим же исчислением, называя его “эра договора”.

Ещё великий Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни, тысячу лет назад (1000 ВР) основываясь на изучении летоисчисления разных народов, предлагал общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих.

Древнейшие историки не вели хронологии по олимпиадам.

Согласно преданий, первый историк, применивший олимпиады к хронологии, был сицилиец Тимей, около 489 AUC. За ним следовали Полибий, Дидор Сицилийский, Дионисий Галикарнасский etc.

Олимпийские игры (период времени в полных 4 года) праздновались обыкновенно в середине лета, около которого времени начинался и аттический год.

В Pax Romana, летоисчисление основанное на баснословной дате “основания Города”, Ab Urbe condita (AUC) официально не использовалось.

Римский календарь (Fasti), то есть росписи особенных дней, dies fasti, nefasti, intercisi, comitialis с перечислением на каждый день выпадающих праздников, игр, жертвоприношений etc. и с присовокуплением заметок об исторических событиях, также с обозначением захода и восхода созвездий, первоначально вёлся понтификами (pontifix maximus).

Также Fasti – это и годичная роспись с обозначением властей, по которым назывались годы (fasti consulares, praetorii), подлежащих жрецов (fasti sacerdotales, fasti fratrum arvalium), отпразднованных в течение каждого года триумфов (fasti triumphales).

До нас дошли отрывки таких fasti из стен Касторова храма или же Регии (Regia)

Преобладающим способом обозначения римского года было указание имён двух консулов (избираемых ежегодно по два на год), правивших в этом году (например, Marco Crasso et Gnaeo Pompejo consulibus).

Для обозначения года также использовался год правления императора (особенно после введения Юстинианом такого летоисчисления в 1290 AUC).

В Испании “эра цезарей” прослеживается до покорения Иберии Октавианом в 39 АС.

Перенятая вестготами, римская система была в употреблении в Каталонии до 1180 AD, в Кастилии до 1382 AD, в Португалии до 1415 AD.

В быту, счёт дней по римскому календарю использовался в Италии до Cinquecento.

Начало сквозной нумерации лет началось в Европе в Cinquecento, возможно даже в середине столетия, в короткой записи.

На Руси до реформы Ивана III , вероятно, использовалось летоисчисление по эре “Джелал-эд-Дина” (календарь был введён в день весеннего равноденствия 15 марта 1079 AD (по старому стилю) и действовал в Иране до середины Ottocento). Начало года приходилось на март.

Эра “Джелал-эд-Дина” действовала в  Европе при записи на географических (морских) картах и документах с применением арабских цифр вплоть до 1582 AD (например, в виде J.500).

Первая русская датированная книга (от “сотворения мира”) - "Апостол", выпущенная И. Фёдоровым и Петром Мстиславцевым в 1564 AD.

Прямое датирование монет на Руси началось в 1596 AD при Фёдоре Ивановиче, в 1617 AD при Михаиле Фёдоровиче Романове  прекратилось и было возобновлено в 1696 AD при Петре Великом, с 1701 AD в датах от AD.

Самый древний колокол, имеющийся в настоящее время на Руси, датируется 1536 AD.

До 1632 AD на надгробиях  вместо православного креста использовался вилообразный крест и эмблема с левым солнцеворотом.

Так как сооружение надгробных плит могли позволить себе только состоятельные люди, то наличие вилообразного креста на памятнике могло также означать принадлежность данного человека к династии.

В 1655 AD царь Алексей Михайлович делал надчеканку талеров цифрой 1655.

Тогда 1655 по AD и 7155 от “сотворения мира” ещё совпадали.

Поэтому в Московии не путали года. Такие монеты называли "ефимки с признаком". Среди "ефимков с признаком" встречаются талеры большинства европейских государств: Польши, Швеции, Дании, Норвегии etc.

Ефимок приравнивался официально к 64 копейкам.

В первой половине Seicento в Московии вероятно применялся календарь, который имел разность с европейским в 8 лет (применялась дата сотворение мира  -5 500 АС).

Можно предположить, что переход в определении эры от Сотворения мира с 5500 AC на 5508 AC (для удобства расчёта пасхалий) произошёл в Московии от 1655 до 1656 AD, что согласуется со временем начала  реформ Никона.

Эру Диоклетиана (etoys Diokletianoy) также можно причислить к династическим счислениям.

Диоклетиан ввёл в Египте датирование по консульскому году, начинавшемуся 1 января.

Эта реформа причинила неудобства астрономам, поскольку все астрономические наблюдения отмечались по египетскому подвижному году.

Поэтому астрономы, даже после отречения Диоклетиана, продолжали считать вымышленные годы его правления начиная с 29 августа 1036 AUC.

Эта эра применялась при составлении гороскопов  в древнем Египте.

Бытует мнение, что из древнего Египта счисление по этой эре проникло на Запад, так как она использовалась для вычисления сроков пасхи, но всё же более широкое применение эта эра нашла лишь в древнем Египте и на Востоке Римской Империи.

Коптская церковь до сих пор пользуется счислением времени по этой эре (etoys Diokletianoy), после того, как она стала у них официальной (под именем "эры мучеников")

Конечно никакой латыни при упоминании самого Диоклетиана и при использовании Церковью годов по "эре Диоклетиана" нет и не было - сплошной эллинистически-римский koine diálektos .

Эра Диоклетиана - неофициальная эра, её использование было крайне ограничено и документов, датированных по ней, очень мало, кроме нескольких астрономических папирусов да пасхальных таблиц практически ничего нет.

Поэтому использования термина Anno Diocletiani не совсем корректно в семантическом плане.

Возможно , что эра Диоклетиана такая же расчётная в прошлое, как и эра Скалигера, и рассчитана была на рубеже Quatrocento -Cinquecento

Не удивительно, что, ввиду их особой сложности, расчёты Дионисием Экзигуусом даты Рождества Христова оказались неверными.

Дионисий посчитал первым годом –195 год Олимпиады, то есть 754 AUC, и ошибочно “год консульства К.Цезаря, сына Августа, и Л. Эмилия Павла, сына Павла”.

Важным пунктом послужило совместное упоминание в истории Христа, Ирода и Октавиана Августа в евангелии от Луки.

Дионисий не особо заботился привязкой к дате “сотворения мира”.

Ведь считается, что амплитуда колебаний этой фундаментальной для древней хронологии точки отсчёта дат составляет около 2100 лет.

Например, у одного из Отцов Церкви, авторитетного экзегета  блж.Иеронима Стридонского (Hieronymos) –3 491 AC, а т .н. “Константинопольская” датировка –5 508 AC 

Его задачей было  “точное” вычисление  даты Рождества Христова по 19-летним циклам из 235 новолуний  и метоновому циклу (цикл афинянина Метона – 532 года по 365, 25 дней)

Согласно Дионисию, эпохой AD является 1 января :

  • 753 AUC
  • 43-го года правления Гая Юлия Цезаря Октавиана Августа
  • 4-го года 194-й олимпиады (в этот день вступили в свои консульские должности Гай Цезарь и Эмилий Павл).
  • с 21 апреля 1 AD начался 754 AUC
  • с новолуния 10 июня - 1-й год 195-й олимпиады

Считается, что с 1431 AD при папе Евгении IV , Христианская эра, предложенная Дионисием Малым, стала применяться регулярно, а затем превратилась в официальную хронологическую систему европейских государств.

На самом же деле у нас нет никаких свидетельств, что Христос родился в этом году.

Символическая категория несёт  в Писании и Предании метаисторическую смысловую, богословскую нагрузку

Историческая категория в Писании и Предании может и не отражать конкретные факты прошлого, или вернее то, что экзегеты выделяют как “историческую категорию”.

Исторические данные ( демографические, хронологические и другие данные Священного Писания и Предания) не  являются неотъемлемой частью богооткровенной керигмы.

Источниками для них служили древние предания, летописи и документы. Трудно поддающиеся верификации (обильные “цитации” etc.)

Собственно не известны и изображения Распятия в древних мозаиках, датируемые ранее 11-го века.

Евангельские свидетельства о дате рождения Иисуса Христа являются не историческими документами, а “документами веры”.

Компиляция Иеронима явилась основой хронологических знаний на Западе.

Создание  христианской хронологии было осуществлено  учёным l'Epoque moderne antérieure, из рода della Scala, лейденским профессором Жозефом де Скалигером (1540 –1609 AD)

Сначала философия и критическое изучение текстов (методы анализа и понимания).

Впервые оно достигает совершенства благодаря Лоренцо Валле (известно его влияние на события эпохи т.н. “Реформации”)

Изначально итальянская, она понемногу становится принадлежностью нижненемецких земель.

Лейден, эти северные "Афины", расположенный недалеко от столицы, от Ост -Индской компании, перебрасывает мост между “классической античностью” и отдалённым Востоком.

Гроциус, ученик Скалигера (первый историограф Голландии, автор “О праве войны и мира”).

Клювериус (основатель исторической географии) и Гроновиус (нумизмат и востоковед).

Позже Адриан Реляндус (открывший “древнееврейский” и “древнеперсидский” языки).

Труды Жозефа де Скалигера  "De emendetione temporum" (“Исправление хронологии” 1583, 1629 AD) и  "Thesaurus temporum" – (“Сокровище времён” 1606 AD), написанные человеком с протестантскими идеями, появились одновременно с реформированием Юлианского календаря папой Григорием XIII (Гуго Буонкомпанио, покровительствовал иезуитам, завязал сношения с Москвой, Японией и Китаем) .

В качестве хронологических расчетов Жозеф де Скалигер ввел непрерывный счет дней, начиная с 1 января 4713 АС (эпоха эры), что оказалось удобным при изучении периодических астрономических явлений, значительно облегчило переходы от одной системы летосчисления к другой и решение многих хронологических задач.

Он использовал 28-й, 19-й и 15-летний циклы и таким образом ввел в обращение период в 7980 лет (28 х 19 х 15 =7980), названный юлианским периодом.

Предложенная Жозефом де Скалигером система счета дала возможность связать различные календарные эры, выразив их эпохи через юлианские дни.

Считается, что в 325 AD  I Вселенский собор (Никейский) принял юлианский календарь и установил единые во всей Римской Империи христианские dies festi и profesti (праздничные и праздничные дни), и в первую очередь Пасхи.

Юлианские дни в расчетах Жозефа де Скалигера имеют фактическую астрономическую длительность, обеспечивающую продолжительность года 365,2425 суток, в то время как обычные юлианские дни обеспечивают продолжительность года 365,25 суток.

Именно это различие в длительности года даёт различие в одни сутки каждые 128 лет, что привело к 10 дневной разнице с начала эры Диоклетиана до момента григорианской реформы.

В условиях жёсткой церковной цензуры (в 1559 AD появился “Index librorum prohibitorum”  -“Список запрещённых книг”, согласно которому выпуск всех новых книг необходимо было согласовывать с Ватиканом) отказ от узаконенных эр от Рождества Христова и Сотворения мира был бы невозможен.

Для определения первого дня сотворения мира Скалигер отступил в прошлое от начала эры Диоклетиана на 4997 лет (ближайшее к 5 000 лет число, кратное лунному циклу в 19 лет) и получил год начала собственной эры 4997 – 284 = 4713.

Может эра Жозефа де Скалигера - это и первый вариант эры от сотворения мира.

Сохранение до настоящего времени при астрономических расчетах счета дней в эре Скалигера однозначно свидетельствует о том, что к моменту внедрения традиционной эры сотворения мира (5 508 АС), эра Скалигера получила столь широкое распространение, что энтузиастов повторять титанический труд Скалигера и нумеровать заново все дни в традиционной эре сотворения мира (даже в угоду новым церковным догматам) не нашлось.

С этого момента и начинается хронология как “наука”, и новейшие попытки стандартизировать измерение исторического времени.

Но подлинными творцами учёной революции, предугаданной Янсением и Сен–Сираном в их преисполненном трудами убежище “в полях”, несомненно, стали мавристы (Monumenta historica)

В России тоже в Seicento было  проведено массовое переписывание практически всех богослужебных книг и летописей.

Система Скалигера получила всеобщее признание лишь к концу Settecento .

Увеличение исторической протяжённости - одно из объяснений идеологии Lumen (Просвещения). Потребовалось обрести "далёкое прошлое", реабилитировать "историю".

Мифическая история и чистая хроника ушли в прошлое, вершиной которой стало "Рассуждение о всеобщей истории" (1681 AD)  "История протестантских церквей" (1688 AD) Боссюэ.

Изменения в "истории", несомненно, связаны с соперничеством между христианами, расколотыми на протестантскую и католическую Европу.

Расширение времени и пространства несли с собой иезуитские миссионеры (их хронотоп включил Китай и Америку в Божественный промысел) и бенедиктинские монахи.

1630 AD взорвал маленький замкнутый мир Аристотеля, а 1680 AD придал Европе l'Epoque moderne antérieure  "историческое" измерение.

Делёж мирового интеллектуального господства между Францией и Англией, и, наконец, смешение "истории" с историей "прогресса" человеческого разума

Грегорианский календарь, известный как “новый стиль” (NS)  и введённый ( булла Inter gravissimas 24 февраля 1582 AD) в католических странах Европы в 1582 AD принят был не везде.

Реформа была вызвана тем, что для соблюдения церковных догматов необходимо отнесение даты рождения Христа с учётом библейских указаний на 16 веков назад.

При этом на 1 марта 1 года I века нашей эры появилось двухдневное расхождение между старым (юлианским) и новым (григорианским) стилями (на 1582 AD –десятидневное)

На дату рождения Христа новый стиль оказался позади старого на два дня.

Православная, кафолическая Церковь указанную реформу календаря не признала, и до сих пор церковные праздники отмечает по старому стилю.

"Проклинаю ложное исповедание их (латинян) и прелестное их летописцев указание, яко Господь наш Иисус Христос воплотися не в лето пять тысящ пять сотое" (в требнике патриарха Филарета в "Чине приходящих от ересей")

Святцы патриарха Иосифа (1634 –1640 AD)  определяли дату Рождества следующим образом: "Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду"

Большинство протестантских и православных стран ещё долго придерживались “старого стиля”.

Новый стиль они принимали по настроению:

  • Шотландия, Северная Германия, Дания и Норвегия — в 1700 AD
  • Англия –в 1752 AD
  • Швеция —в 1753 AD
  • Россия –в 1918 AD
  • Греция —в 1924 AD

C 1918 по 1940 AD советские коммунисты в подражание деятелям т.н. “Французской революции” отменили семидневную неделю, названия дней недели заменили номерами и считали “года революции”, начиная с 1917 AD

Одним из первых советских декретов был запрещён набатный (колокольный) звон.

В Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря, проданные правительством Совдепии в 1930-е AD.

В настоящее время только старообрядцы в своих календарях продолжают указывать годы по “греческому” календарю – 5500 год до Рождества Христова.

очень хорошая статья, спасибо!
И Вам спасибо за лестную оценку.
В общем, интересно, но не видно Ваше личное отношение к скалигеровской и "новой" хронологии.
Или я не чего-то не усмотрел?
Скалигера я уважаю. Достойный человек. Человек своего времени.Выше головы не прыгнешь.Летоисчисление от сотворение мира тогда было в русле господствующей аксиологии.Идти по-иному пути тогда -это всё равно . что сейчас объявить Эйнштейна фриком, заявить, что пространство имеет не трёхмерную структуру, а пятимерную etc.
Увязал христианскую нумерологию с астрономическими наблюдениями, дал реперные точки отсчёта.
Другое дело, что более поздние творцы исторического контента разнесли может быть и параллельные процессы (может нашествие гуннов и венгров -суть одно и тоже?) "по времени", отсюда и провалы в 700 лет необъяснимые ни с точки зрения теория инновации (разработка и внедрение тяжёлого плуга и водяных колёс, например) и множество иных нелепостей с точки зрения теории информации (сохранения, энтропии, узости каналов), ведь крестоносцы искренне считали an masse, что Страсти Господни -дело недавнего прошлого.
И видимо так и было.
Новая местночтимая хронология меня как-то не вставляет, что касается их моделей реальности.
Конечно у ребят всё это носит характер коммерческого проекта -"встали на лыжи", книги издают.
Но реконструкция событий с этой единой империей ...Для меня лично -за гранью.
Есть новая школа истории, французская, это другое дело. Серьёзные люди.
Прямо говорят, что до второй ИТ-революции (внедрения книгопечатания) дело ясное, что дело тёмное, можно лишь строить модели, с той или иной степенью вероятности.На основе системного пожхода.
а зачем нужно в науке "отношение к"? т.н. хронологии в том смысле, который вкладывают в это слово сейчас - по сути религиозные движения, а "отношение к ним" надо понимать как принятие той или иной веры.

что фоменко, что традики - все они религиозны. просто их религии действуют на одном поле и диаметрально противоположны по направлению. но это не повод формировать "отношение к ним" и выстраивать на его основе собственную точку зрения.

важны лишь голые сведения, и критика.
> C 1918 по 1940 AD советские коммунисты в подражание деятелям т.н.
> “Французской революции” отменили семидневную неделю, названия дней
> недели заменили номерами и считали “года революции”, начиная с 1917 AD

То есть всякие приговоры и протколы 1937-38 гг., которыми трясут мемориальцы - фальшивка, а подлинные документы датированы годом от ВОСР ?
--C 1918 по 1940 AD советские коммунисты в подражание деятелям т.н. “Французской революции” отменили семидневную неделю, названия дней недели заменили номерами и считали “года революции”, начиная с 1917 AD

Что-то я об этом никогда не слышал. Наверное потому, что это неправда.
Есть многое на свете, друг Горацио Что и не снилось нашим мудрецам
В данной работе использовано более трети данных из моих работ
по хронологии (Георгий Сердцев) без указания ссылок.
И это не есть правильно, ибо плагиат