Водолазный аппарат
Водолазный аппарат - представлял собой комплект водолазного снаряжения, в котором человек без вреда мог спускаться в воду и производить там необходимую работу.
В нашем флоте принят был к употреблению водолазный аппарат appelé “системы Rouquayrol-Denayrouze” - предложенной в 1865 AD лейтенантом французского флота Огюстом Денейрузом (Auguste Denayrouze) и ingénieur des Mines (горным инженером, специалистом по спасательным работам при взрывах газов и наводнениях галерей), Бенедиктом Рукейролем (Benoît Rouquayrol), - значительно видоизменённый водолазной школой в Кронштадте.
Преимуществом аппарата Денейруза -Рукейроля являлось сравнительная скорость одевания водолаза в костюм этой системы и большая надёжность в соединении частей костюма.
Le tandem Rouquayrol-Denayrouze
Аппарат Денейруза -Рукейроля (appareil plongeur Rouquayrol-Denayrouze) представлял собой медную ёмкость, наполненную сжатым воздухом, с давлением около 250–350 фунтов на квадратный дюйм (17–24 кгс/см. кв.) и соединенную через особый блок клапанов с дыхательным гуськом, который водолаз брал в рот.
Нос, рот и глаза водолаза закрывала специальная маска.
Воздушный баллон привязывался к спине ныряльщика. Специально устроенный клапан при помощи мембраны, воспринимавшей внешнее давление воды, обеспечивал подачу воздуха из емкости только на вдохе. При прекращении вдоха клапан автоматически закрывался.
Это был первый в мире лёгочный или дыхательный автомат.Наиболее удачный прототип современного трёхболтового вентилируемого водолазного снаряжения.
Фактически конструкция представляла собой аппарат с открытой схемой дыхания с одноступенчатым дыхательным автоматом, подобным современным одноступенчатым регуляторам.
Воздух в баллоне постоянно пополнялся по специальному шлангу, связывавшему водолаза с помпой на поверхности, однако на короткое время шланг можно было отсоединить, чтобы провести под водой несколько минут в автономном режиме.
Это аппарат напоминает современные шланговые аппараты открытого цикла дыхания.
Снаряжение использовалось в водолазной практике военно-морского флота Франции и других стран.
Именно такой аппарат применялся при строительстве моста Александра III и был описан Жюлем Верном в романе “20 тысяч лье под водой”.
Двухцилиндровая, или малая, помпа Денейруза давала весьма приятный воздух благодаря гидравлической укупорке поршней.
Это замечательно простая и не портящаяся помпа, хорошо работала, но не глубже 10-11 морских сажен, дальше она давала слишком мало воздуха.
К ней обязательно присоединялся сепаратор (стальной бочонок, к которому привинчивались оба коротких соединительных шланга, идущих от перепускных стаканов на цилиндрах) со смонтированным на нём краном для продувания и манометром, показывающим его давление и одновременно глубину, на которой находился водолаз.
Водолазный аппарат, или скафандр, состоял из следующих главных частей:
Трёхцилиндровая помпа (разработки Колбасьева), подающая воздух водолазу.
Помпа “качала воздух”, то есть сжимала его различными способами сообразно глубине погружения водолаза и посылала его по шлангам в шлем.
Каждая помпа имела формуляр, из которого видна была её способность сжимать воздух, степень укупорки, характер работы, сличения её манометра с контрольным etc.
Большой русский манометр имел циферблат более сложный,чем зарубежные аналоги показывающие давление воздуха, посылаемого водолазу, или в фунтах и атмосферах (до 120 фунтов и 8 атмосфер), или в метрах (до 70 м), то есть прямо указывающие, на какой глубине находится водолаз
Он указывал — фунты, атмосферы, метры, футы и сажени (морские, шестифутовые)
Формуляр помпы составлялся судовым водолазным офицером или в складе водолазных аппаратов в Кронштадте.
Резиновые шланги от помпы к шлему водолаза, по которым посылался воздух.
Шланги эти изготовлялись из лучшей вулканизированной резины с тремя парусиновыми прокладками и стальной спиралью внутри, обшивались парусиной и испытывались на разрыв, сгибание и внутренне давление воздухом.
Шлем, защищающий голову водолаза от ударов и позволяющий ему видеть через иллюминаторы окружающее.
В иллюминаторах были вставлены зеркальные стекла толщиной 0,5 дюйма; только передний иллюминатор отвинчивался, a остальные завинчены были постоянно вглухую.
С передней стороны шлема был устроен головной золотник, служащий для самостоятельного вытравливания водолазом воздуха из костюма.
Сзади к шлему был приклёпан воздухопроводный рожок с предохранительным клапаном, к которому привинчивался воздухопроводный шланг.
Сверх шлема был приклёпан телефонный штепсель с колесом.
Внутри шлема имелись зажимы для присоединения телефона и микрофона и щитик, который закрывал предохранительный клапан воздушного рожка, a также защищал затылок водолаза от струи воздуха, проходящей через воздушный рожок.
Манишка шлема защищала грудь водолаза и не позволяла грузам непосредственно надавливать на грудь и плечи.
При посредстве фланца манишки шлем соединялся с воротником (фланцем) водолазной рубахи.
Шлем и манишка изготавливались из красной меди, a внутренние части их лудились, дабы водолаз не дышал окисью меди.
Надёжность шлема определялась его герметичностью, которая испытывалась воздушным давлением до 6 фунтов на квадратный дюйм.
Головной золотник должен был держать в шлеме воздух под давлением 1,5 фунта на квадратный дюйм, a воздушный рожок выдерживать нагрузку до 12 пудов.
Данные, полученные при проверке шлема, заносились в формуляр аппарата.
Водолазные рубахи, защищающие водолаза от воды и холода.
На судах нашего флота употреблялись рубахи системы Данейруза, зимние и летние, то есть с рукавицами или без них.
Материалом для рубахи служит прорезиненный “тифтик”, между двумя слоями которого клалась прокладочная тонкая резина. Все три слоя склеивались между собой резиновым раствором.
Тифтик –прорезиненная ткань изготавливаемая методом каландрования и шпредингования (проклеивания) на основе хлопчатобумажных текстилей
Выкройки верхнего слоя тифтика сшивались и швы прорезинивались, затем наклеивался прокладочный слой резины и внутренний тифтик.
Для соединения рубахи со шлемом к рубахе пришивался и приклеивался воротник, который назывался фланцем и изготовлен был из вулканизированной резины с прокладкой из жерсэ (jersey, шёлковая вязаная материя) внутри.
Фланец этот зажимался между фланцами шлема и манишки.
Исправность рубахи определялась её герметичностью, для чего рубаху присоединяли к шлему или к специальному фланцу и затем накачивали в неё воздух до давления 6 фунтов на квадратный дюйм в новой рубахе и до 3 фунтов на квадратный дюйм в подержанной, причем рубаха нигде не должна была травить воздуха.
На рубахе устанавливались автоматические клапана для выпускания воздуха, грудной и спинной, причём первый закрывался, и им водолаз мог регулировать выпуск воздуха из рубахи (в 1907 AD врач школы Ф.И. Шидловский изобрёл несколько вариантов автоматических травящих клапанов для водолазного скафандра).
Грудной клапан должен был приходиться против правого соска, a спинной — против нижней оконечности левой лопатки, то есть ниже грудного.
Клапана требовали проверки перед каждым спуском водолаза.
Проверка эта заключалась в осмотре клапана и установке резинового кружка, который, отгибаясь, вытравливал излишний воздух из рубахи, a прижимаясь к решетке клапана, закрывал его пролёты и этим не допускал попадания воды в рубаху.
Водолазные галоши и грузы, служившие для погружения водолаза в воду и большей его остойчивости.
Галоши употреблялись двоякого веса: большие — около 45 фунтов пара и малые — около 30 фунтов пара.
Грузы, спинной и грудной, также бывали большие и малые (около 50 и 40 фунтов каждый).
Остойчивость водолаза регулировалась в зависимости от его роста и сложения распределением грузов на ногах и плечах.
Галоши изготовлялись из крепкой кожи, скрепляемой медными заклепками, и имели свинцовые подошвы на деревянной подкладке.
Для сохранения галоши держались на колодках и смазывались ворванью.
Спинной и грудной грузы изготовлялись из свинца, имели вделанные кольца для наплечных брасиков и стягивались между ногами водолаза шкертом, называемым “подхвостником”.
Галоши и грузы должны были быть всегда надёжно одеты и закреплены на водолазе во избежание для него опасности перевернуться вверх ногами.
Сигнальный конец употреблялся 2,5-дюймовый, четырёхпрядный и служил, кроме переговоров посредством условных подергиваний, для спуска и подъема водолаза из воды (спусковой леер).
Водолазный трап всегда был железный.
Верхняя часть его была загнута, и этой частью он одевался на транцевую доску шлюпки.
Водолазный трап служил только для того, чтобы водолаз по нему мог сойти со шлюпки в воду и подняться обратно на шлюпку.
Кроме указанных выше главных частей водолазного аппарата, к нему на суда нашего флота отпускались ещё следующие принадлежности:
- телефонная станция (разработки Колбасьева)
- станция подводного освещения (разработки Колбасьева), состоящая из герметически укупоренного фонаря с электрической дуговой лампой в 50, 100 и более свечей и катушки с бронированным проводником
- инструментальная шкатулка
- инструмент для подводных подрывных работ
- набор пневматических инструментов etc.
- ножи водолазные
- бельё шерстяное
Водолазные суда аварийно-спасательного обеспечения укомплектовывались так же водолазными аккумуляторами с автоматическим регулятором.
Так назывались пустотелые, очень крепкие стальные цилиндры, в которых накапливали сильно сжатый воздух (до 25 атмосфер), и где он мог храниться продолжительное время, и откуда он расходовался для дыхания водолаза (тяжесть трёх цилиндров на воздухе была около 15 пудов, под водой же не более 30 фунтов)..
3 цилиндра были связаны между собою планками, и к передней паре была приделана из пруткового железа дуга для тяги; воздух из одного цилиндра в другой свободно переходил по медным изогнутым трубкам; у всех цилиндров имелись в нижней части дна по отверстию для их продувания и выпуска воды, которая скапливался при разрежении воздуха.
Сверху цилиндров был приделан автоматический регулятор весьма остроумного устройства. Обеспечивающий медленное разряжение водолазного аккумулятора и давление в воздушной коробке, откуда водолаз питался воздухом, устанавливалось соответственно глубине погружения водолазного аккумулятора и самого водолаза.
Воздух из водолазного аккумулятора как непосредственно мог идти на дыхание водолазу, так и мог проходить сначала в ранец (где воздух должен быть сжат на 1-1,5 атмосферы выше, чем это требуется глубиною спуска).
Благодаря устройству автоматического регулятора можно было, обойтись и без ранца. Тогда шланг, привинченный одним своим концом ко второму рожку воздушной коробки, другим концом шёл слева к поясу, где разветвлялся так: прямой ход воздуха был направлен к шлему, а отросток привинчивался к крану под поясом впереди.
Здесь штанины выше колен и грудная часть рубахи были сделаны двойными для того, чтобы при необходимости быстро подняться на поверхность воды можно было открыть кран и раздуть рубаху, что делало водолаза легче воды и он вылетал на поверхность, где его должны были заметить с бота, выпустить излишний воздух, спустить ему лестницу, по которой он сам подымался, и затем уже раздеть его.
В водолазный аккумулятор ввинчивалось 2 манометра; первый, на верхнем цилиндре, показывал давление сжатого в аккумуляторе воздуха и разделен был на атмосферы; второй — в рожок, выходящий из воздушной коробки, где давление только немного превосходило глубину погружения аккумулятора, поэтому и деления на нём были сделаны те же, что и у водолазного манометра, то есть метры и сажени
Водолаз тащил за собою водолазный аккумулятор, откуда получает для дыхания сжатый воздух, давление которого он мог регулировать сам небольшим маховиком, изображенным на фигуре 9 рисунка1, наблюдая за показаниями обоих манометров (см. далее Водолазный аккумулятор).
Для того, чтобы при необходимости быстро подняться на поверхность воды можно было открыть кран под поясом впереди и раздуть рубаху, что делало водолаза легче воды и он вылетал на поверхность, где его должны были заметить со шлюпки, выпустить излишний воздух, спустить ему лестницу, по которой он сам подымется, и затем уже раздеть его.
Кононов писал, что с этими приспособлениями спускались несколько раз в водолазной партии в Бьёрк-э.
Для возможности ориентироваться под водою понадобилось присоединить сюда ещё компас, особенно укупоренный и с фосфоресцирующею картушкою.
Испытания дали заключение, что практического значения (для использования в водолазных партиях на кораблях флота) это изобретение не имеет.
Принадлежности эти имели большое значение при производстве подводных работ, от которых могла зависеть участь корабля.