Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Мифологемы и факты

Итальянский историк Quattrocento Бьондо Флавио (Blondus Flavins) в своей “Римской истории” упомянул поход русов на Константинополь 860 AD в таких словах:

“…норманны… привели флот из трехсот шестидесяти кораблей к Константинополю и, разграбив и предав огню его пригороды, вернулись в Британское море…”

Полстолетия спустя венецианский историк Марк Сабеллик в своем произведении “Рапсодии исторических эннеад” высмеивает Бьондо Флавио за географическое невежество:

“..Удивляюсь я Блонду в том месте, когда он касается норманнского похода… каковая экспедиция, конечно же, должна была бы взбудоражить всю Европу, раз уж, объехав вокруг столь многих земель и отправившись через океан Галльский, Иберийский и Атлантический, а оттуда через внутренние моря, на глазах у всей Европы обогнув необъятные берега, достигла она Константинополя; так что подозреваю, что сей вообще мудрейший муж ошибся по неведению тех мест, полагая дело так, будто существовал водный путь (quasi pervia sit navigatio) из Британского моря через Германское и Сарматское к Меотиде и Босфору, а затем оттуда в Понтийское море – о чем внушали некоторые греки, и среди них Орфей, с чьим мнением не согласны наиболее сведущие в географии..”

Итак, автор начала Cinquecento отрицает существование водного пути “из варяг в греки” в l'Epoque ancien, считая это выдумкой “древних греков”.

Варяжский путь по Днепру

Конечно туземцы Фенноскандии не только не имели никакого  значения при генезисе “Руси” (социально-экономической верхушки), но и к пресловутому пути “из варяг в греки” отношения никакого не имели.

Система волоков, соединявших Новгород на Волхове и верховья Днепра, отнюдь не претендовала на общеевропейское значение и связывала только русские земли.

Всё это конечно, совсем не исключает трамповое судоходство, на парусно –весельных судах в 40-100 ласт (речных –прибрежных набойных лодьях)  в период половодья через условно-проходимые Днепровские пороги. При некоторых минимально необходимо-достаточных условиях.

Чтобы воспользоваться водными путями для торговли или войны ( военно-торговыми коммуникациями) необходимо:

  • владение обоими берегами в районе порогов (сплава судов и перегруза)
  • достаточное количество судов
  • уверенность, что все расчеты перевозок оправдаются и флотилия судов пройдёт пороги и выйдет в прибрежное плавание в назначенные сроки (то есть при определенном уровне воды, в половодье без помех со стороны степняков)

Средства, обеспечивающие совершения рейсов (в том числе и трамповых):

  • хорошие лоцманы и предостерегательные  знаки
  • средства береговой связи (система сигнализации, гонцы etc.)
  • грузо-подъёмная и такелажная техника (бечёвы, блоки, вороты, лебёдки, медведки и прочие волочужные снаряды и специальные помосты)
  • средства для переноски или перевозки товаров (как особые повозки –волочуги, так и гужевой и вьючный транспорт)
  • пристани, причалы оборудованные для удобной разгрузки и нагрузки судов, склады, артели рабочих и ярыг etc.
  • инструменты для ремонта судов и запас материальных средств ( лес и лесоматериалы, смола, холст, бечева, пакля, шнуры, метизы etc.)
  • технический и военно-административный надзор за рекой

Оторванность (порогами) от моря просто обуславливала (при наличии даже трампового судоходства)  поселений (с определённой инфраструктурой) в районе впадения Самары в Днепр (выше порогов) и в районе Кичкасской переправы (ниже порогов).

Через Восточную Европу, в том числе через русские земли, проходило несколько транзитных ancien путей, которые связывали Европу с Востоком. Однако все они располагались в широтном, а не в меридиональном направлении.

Исключение составлял только Великий Восточный путь, проходивший из Балтики, Финского залива вниз по Волге. Но исключение, как известно, только подтверждает правило.

“..Из германцев, как я сказал, северные живут вдоль океана. Известны они начиная от устьев Рейна до Альбиса (Эльбы); […Страны же] за Альбисом у океана совершенно нам неведомы. Мы не знаем никого, кто бы ранее совершил плавание [вдоль] этих берегов к восточным странам, [простирающимся] до устья Каспийского моря, [а также] и римляне еще не заходили по ту сторону Альбиса; равным образом и сухим путем никто [туда] не путешествовал..”

Страбон (Балтийское море воспринималось им, как Северный океан, простирающийся от берегов Германии до устья Каспия)

Знаменитая Эбсторфская карта мира показывает в Восточной Европе реку, которая, начинаясь на юге, впадает в Северное море, называется Olchis fl[uvius] qui et Wolkans (“река Олхис, которая также и Волканс”).

Эбсторфская карта (датируется Duecento; её размер 3580 х 3560 мм) содержит более 1600 легенд.

Помимо собственно географических, здесь даны сведения о минералах, растениях, животных и других естественно-научных достопримечательностях, о событиях Священной истории и об античных мифах

 Ebstorf mappamundi, 1234Ebstorf mappamundi, 1234, detail

На этой реке обозначены древнерусские города Новгород и Киев, есть на карте также Смоленск и Полоцк, расположенные на Западной Двине, впадающей в Балтийское море.

Эти реки изображены рядом и параллельно с другими, которые текут в противоположном направлении и впадают, в свою очередь, в Черное море.

Многие другие ancien карты также показывают соединение двух морей через реки:  карты Беата (XI–XII век), карту мира из Мюнхена XI век, карту мира Ранульфа Хигдена (1350 AD) etc.

В рамках этих идей становится понятным представление Адама Бременского о Балтийском море, по которому из “датского” города Шлезвига можно доплыть до “Руси” и “Греции”, поскольку Меотида (Азовское море), как вычитал Адам у Марциана Капеллы, является заливом Северного моря

Что касается византийских карт, то мы практически ничего не знаем о них.

В Отделе рукописей Государственного исторического музея А. А. Россиус обнаружил “поздневизантийскую карту” мира Quttrocento на которой изображена овальной формы ойкумена, окруженная океаном, со Средиземным морем посреди (карта ориентирована на север).

От Константинополя на север уходит вытянутая водная артерия, которая при первом расширении имеет название Понта Эвксинского, затем, уже при самом впадении в Северный океан, называется Меотидой .

Таким образом, этот весьма редкий образчик “византийской” картографии также показывает соединение Чёрного и Азовского морей с Северным океаном.

Арабская геокартография разделяла мнение  западноевропейской географии о возможности водного сообщения между Чёрным и Балтийским морями.

В сочинениях и на картах мира так называемой “классической школы”, идущей от ал—Балхи и представленной географами X века ал—Истахри и Ибн Хаукалом, вместо Черного и Азовского морей показан некий огромный канал (халидж ал—Кустантинийа, т. е. Константинопольский пролив), который, начинаясь в Западном море (ал—бахр ал—Магриб, т. е. в западной части Атлантики), проходит до Константинополя, а затем, повернув на север, прорезает земли славян (ас—сакалиба), русов (ар—рус), булгар и впадает на севере, близ “беднейших из бедных народов Гог и Магог (Йаджудж—ва—Маджудж)”, в так называемый Окружающий океан (ал—бахр ал—Myxum, здесь – северную часть Атлантики)

Европа как со всех сторон окруженный водой остров показана и на недавно найденной арабской карте мира XI века, которая теперь хранится в библиотеке Оксфордского университета.

Знаменитый арабский географ ал—Идриси (1154 AD) сообщал о некоей “Русской реке” –его сообщения несут в себе известия о нескольких реках Восточной Европы (в том числе Волге и Доне) и отражают знания арабских путешественников о водном пути из Чёрного моря на Север Руси.

В общем, есть мнение, что в ancien геокартографиях в отношении Сарматии (Восточной Европы), несмотря на недостаток информации о севере этого региона, всегда существовало представление о возможности водного пути (прямого или с помощью волоков), соединяющего Черное и Азовское моря с Балтийским морем.

Есть мнение, что помимо напрашивающихся объяснений данного обстоятельства тем, что это были “мнимые реальности”, фантазии, научные спекуляции или просто ошибки, следует принять во внимание и возможность существования реальных контактов населения Восточной Прибалтики (социально-экономической верхушки –“руси”) и Причерноморья, которые могли осуществляться главным образом по речным путям.

  Есть мнение, что возможно, предполагаемой связью Танаиса (Дона) с Северным океаном следует объяснять ту легкость и настойчивость, с которой на протяжении многих веков по этой реке проводили границу между Европой и Азией (географически малооправданное).

В конце концов, балтийский янтарь каким—то способом достигал стран Средиземноморья, где находил большой спрос, и одним из путей его поступления в Средиземноморье, по крайней мере, на рубеже эпох, был путь по Неману и Березине в Поднепровье и далее в Чёрное море.

Водные пути Руси

Среднерусская возвышенность была узлом четырех основных водных систем: Волжской, Днепровской, Западнодвинской и Волховско—Ильменской. Здесь лежали верховья рек. Отсюда пути вели на Каспий, в Черное море и на Балтику.

Водный путь из Новгорода на север и северо-восток:

  •   заволочский водный путь: pp. Мета, Молога, Волга, Шексна, Порозовица, оз. Кубенское, Сухона и Северная Двина
  • водный путь к реке Каме, пройдя весь заволочский путь, шёл по pp. Вычегде, Сев. Кельтме и Южн. Кельтме
  • водный путь к р. Печоре — по тому же заволочскому пути, затем по pp. Вычегде, Сев. Мылье и Южной Мылье
  • водный путь с р. Камы на Печору - ходили по pp. Вишере и Колье

Водный путь новгородцев за Урал шел:

  • по pp. Печоре, Щугору, Иличу, Сосве, Оби
  • по pp. Печоре, Усе, Ельцу, Соби и Оби

Водный путь, соединяющий Озерную область с Белым морем — от города Онеги вверх по р. Онеге до устья р. Кены, по р. Кено, Кенозером, р. Почей через Почозеро в рч. Волошу и в Волошозеро; оттуда волоком (6 вёрст) на р. Череву, по pp. Череве и Водле, оз. Онежским, р. Свирью, оз. Ладожским и р. Невою до Финского залива.

Этот путь стал известен новгородцам, не позже начала XII века.Важное значение его для доставки грузов из Архангельска и Онеги сохранялось до начала прошлого столетия.

Водный путь из Новгорода по pp. Волге и Оке: pp. Мста, Тверца, Волга, Шоша, Ломь, Руза, Москва и Ока.

Этот путь был одним из главнейших, по которым шла колонизация из Новгорода в Поволожье;

Но были еще и другие, как-то:

  •   из оз. Ильменя через речки Полу и Явонь с переволоком к оз. Селигеру; из него в р. Селижаровку и ею в р. Волгу
  •   р. Волховом до оз. Нево, оттуда Свирью в оз. Онего, из него р. Вытегрой до Ковжи и р. Ковжей в Белоозеро; из Белоозера в Волгу Шексною

 Водный путь между Псковом и Новгородом: pp. Великая, Череха, волок, р. Уза и Шелонь.

 Моложский водный путь из Озерной области к Волге шёл:

  • или от озера Нево посредством pp. Сяси и Боложи до Волока Хотьславля (в нынешнем Тихвинском уезде)
  • или же от Волока Держковского на Мсте к озеру Печенову по pp. Люту, Шерегодру, Ситинце, оз. Ясином, волоком до оз. Межволочья, р. Песой, Чагодощей и Мологой

 Владимирский водный путь из Поволжья шёл или через Переяславское оз., или по р. Солме к верховьям р. Нерли, впадающей в Клязьму несколько ниже г. Владимира.

Ростовский водный путь вёл по прав. притоку Нерли, Солме, к верховьям р. Сарры, вливающейся с юго-запада в Ростовское озеро.

Водные пути, соединяющие pp. Днепр и Дон с Волгою:

  • путь из Азовского моря к р. Волге: р. Дон (до г. Саркела или Белой вежи) и волок
  •   с Днепра на Дон: р. Самара, Волчья, волок, или р. Миус, или Кальмиус — или Орель, Берестовая, Сев. Донец
  •   pp. Днепр, Вязьма, волок, Вазуза, Волга
  • pp. Дон, Шать, Упа, Ока
  • pp. Дон, Сосна, Зуша, Ока;
  • pp. Дон, Воронеж, Ряса, волок, Хупта, Рановая, Проня, Ока

Водные пути из Варяжского моря к Пскову и Изборску:

  •   по системе р. Пернавы к оз. Вирц, р. Эмбах, оз. Чудское, оз. Великое, р. Великая
  •   р. Нарова, оз. Чудское

Водный путь по мелким рекам и волокам из Западной Двины (по её притоку Лучесе) в Днепр (Гнёздово)

Киево - новгородский водный путь, совпадавший, начиная с озера Ильменя, с летописным “путём варяжским (по рр. Днепр, Рутавечь, Каспля, Усвяча, Ловать).

Клады восточных монет вместе с монетами западноевропейскими находили в верховьях Волги, на Оке, в окрестностях Смоленска, Полоцка— там, где в слоях поселений и под курганами лежали свидетельства оживленной  торговли в l'Epoque ancien.

Только два городища (Сураж и Рокот) Смоленского Подвинья находятся непосредственно на пути из Ловати в Днепр.

Находки словно указывали путь вдоль рек, пересекали водоразделы, отмечали направление постоянных торговых связей, но ни одна из таких ниточек не протягивалась вдоль Днепра.

В самом Киеве,  на его территории, вскрытой за последние десятилетия работами  местных археологов, оказалось ничтожно мало вещей “скандинавского” и “ромейского” происхождения, относящихся к тому времени, когда движение по пути “из варяг в греки” должно было быть особенно оживлённым (до середины XI).

Летописный текст прямо указывал: “...был путь из варяг в греки: по Днепру, в верху Днепра волок на Ловать, по Ловати идти в озеро Ильмень, из которого течет Волхов и втекает в озеро Нево, а устье того озера выходит в Варяжское море. По этому морю идти до Рима, а от Рима идти морем до Царь-града, и от Царьграда идти в Понт море, в который втекает река Днепр...”

Летописец указал именно варягов, которых он потом отождествлял с “русью” (соционим, а не этноним), а не свеев, данов, урманов или англов.

Никто из  туземцев Фенноскандии, отправляющихся в Царьград или возвращавшиеся на родину, по днепровскому пути не ходил.

Да и не была ещё колонизирована европейцами Фенноскандия в Unocento -Quattrocento.

Первый форпост на “границе” -полис Visby на Готланде главный (до возвышения Любека) посредник в торговле Запада с Юго-Восточной Прибалтикой.

Когда летописец писал о пути по Днепру “в варяги”, он подразумевал  вероятно :

  • или место обитания варягов на Варяжском (Венедском) море, Балтике  - Вагрию. Старгард в  Вагрии - Новгород в  Волхово –Ильменском бассейне.
  • или место обитание варягов (“руси”) за “Русским морем” (оз. Ильмень), в трёх днях пути от Новгорода, на юге Приильменья

Есть мнение, что родиной варягов была Вагрия, лежавшая к северу от Любека и на запад от знаменитого острова Рюгена (с храмом в Арконе) - родины ancien русов, “руси”.

Вагрия (Wagrien), древнее название восточной части Голштинского герцогства, между Балтийским морем и р. Траве; в IX—XI в. была населена славянским племенем бодричей (оботритов). Главный город их был Старгард (Ольденбург).

Говорят, что Готшальк, князь поморских славян, бодричей, вагров и полабов, при содействии архиепископа Адальберта Бременского основал государство вендов, в 1066 AD был убит в церкви. С ним погибло и царство его.

В Unocento Вагрия перешла под контроль владетелей Голштинии .

Главное племя полабских славян, бодричи в 1160 AD покорены Генрихом Львом (в этом году пал последний самостоятельный князь бодричей Никлот)

По прямой линии от сына бодричанского князя Никлота Прибыслава ведёт свое начало нынешний Мекленбургский дом (великие герцоги), единственная в Западной Европе династия славянского происхождения.

Другими словами, на южном побережье Балтийского моря была  вполне конкретная область, куда вел  до середины XI века путь “из грек”, то есть из ромеев. Земли варягов-варинов-вагров -ругов.

Путь “из варяг в греки” указан по Днепру, начинаясь от земель в Волхово –Ильменском бассейне, где был призван на княженье Рёрик.(Этногенетические легенды –2)

Есть и иное мнение. Экономически сильная верхушка южно-приильменских словен носила имя “русов” (“варягов”, торгово -военных товариществ) цель, и это нашло свое отражение в топонимах - Руса, Околорусье, Русье, или Ручье, в гидронимах - Порусья, две реки Русская, Русское море (Ильмень).

Руса, как район, насыщенный соляными источниками, не могла разрастаться как многолюдный город из-за своего местоположения – на “островах” - “холмах” - “веретиях”.

Возле Русы, в Осно в устье реки Ловать, оснащались флотилии русов, идущих по пути из варяг в греки.

Железные ворота и железная цепь, преграждавшая путь судам до получения с них пошлины, согласно известной легенде, была не возле Новгорода или еще где-нибудь на пути из варяг в греки, а возле Русы, на реке Ловать.

Сам путь из “варяг в греки”, нигде не упоминается в ancien северогерманских письменных источниках. Ну и конечно, этот путь не имеет также и никакого фенноскандского названия типа “путь из свеев” или “путь из урман”.

Гидронимы и топонимы вообще не носят следа фенноскандских диалектов.

Трасса речного Пути из “варяг в греки”, контролируемого “русью” (социально-экономической верхушкой, военно –торговой силой, контролирующей торговые пути Европейской и Азиатской Сарматии, от Вислы до Волго –Камы, от Oceanus septentrionalis до Mar Néro),  вероятно охватывала:

  • реку Неву, Ладожское озеро, реку Волхов, впадающую в Ладожское озеро и вытекающую из Ильменя, озеро Ильмень, реку Ловать, впадающую в Ильмень с юга.
  • Верховья Ловати (и ее равноценного притока Куньи) системой коротких волоков были связаны с системой Усвятских озер.
  • Речка Усвяча соединяла озёра с рекой Западной Двиной выше Витебска и Полоцка, а напротив Усвячи в Двину впадала речка Каспля.
  • Верховья Каспли двумя волоками были связаны с мелкими притоками Днепра, впадающими в него в районе Гнёздова в 12 км ниже Смоленска.
  • От Смоленска начинался непрерывный речной путь по Днепру, мимо Киева к поселению у гирла левого притока  Днепра Самары.
  • Далее сплав через пороги, до поселения у Кичкасской переправы и непрерывный речной путь  до поселения на острове Березань при входе в Днепровский лиман.

Четыре участка военно –административного и технического контроля:

  • район Волхово –ильменьского бассейна - от Невы и Ладожского озера до верховьев Ловати (русы и словены etc. )
  • район Днепро-Двинского междуречья, в “треугольнике городов”  Смоленск — Витебск — Полоцк и вниз по Днепру от Смоленска до Любеча — ареал ancien “городищенских культур” (кривичи и дреговичи etc.)
  • район  Киевского Среднего Поднепровья, от Любеча, устья Припяти, Сожи, Десны до устья Роси (фрако-киммерийцы, скифы, готы, славяне etc.)
  • район порогов и нижнего течения Днепра (черкассы, торки, берендеи, чёрные клобуки, сарматы, печенеги etc.)

Викинги

К X веку народы Северной Европы (южных берегов mare Suebicum и mare Germanicum) , северные люди –“норманны”, –ингевоны (различные германские племена жившие около морского берега преимущественно у Немецкого моря, в низовьях Рейна, Везера и Эльбы), руги, венеды,  славяне,  киммерийцы –кельты  из района sinus Codanus (проливы Каттегат и Зунд) и Lagnus (Бельт), и Юго –Восточной Прибалтики разработали баркас двойного назначения – широкий мидель, дающий судну устойчивость при высокой волне, и малая осадка, для того чтобы легче было устраивать набеги на прибрежные поселения.

Рейдерские флотилии  “норманн” состояли из небольших парусно-гребных судов, которые могли действовать на реках (подниматься против течения) и в то же время обладали неплохой мореходностью (в прибрежной полосе, в открытом море, как правило обречены были на гибель при волнении более 5 баллов)

Суда можно было даже перетаскивать волоком через водоразделы, вести на бечеве.

Об одной мачте, с вантами и штагом, об одном большом прямоугольном парусе и вёсла, располагавшиеся в один ряд по 16—32 весла с каждого борта. Длиной 30-40 м.

С острыми носом и кормой, управлялось  по-барочному, кормовою потесью, а с носу носовою потесью (для реверса разворот не требовался)

Благодаря таким судам класса река-море, норманны могли внезапно появляться едва ли не в любом месте - там, где хотели; флотилия  высаживала  рейдерские отряды воинов, которые грабили города и контадо, и уходили, как только противник собирал крупные силы.

В состав флота входили также парусно-гребные суда меньших размеров: ушкуи, действовавшие на реках, озёрах и в шхерах, кочи, носады, применявшиеся для перевозки грузов.

И суда больших размеров : морские лодки -длина около 30 м, ширина 5—6 м, 2—3 мачты, команда — 50—60 человек (оснащались у устья Ловати, в районе Русы).

Операции варягов в Фенноскандии

Бирка (Birka), город на острове Бьёркё в юго-восточной части озера Меларен в Швеции. Основан, согласно легенд, около 800 AD, сожжён варягами с новгородцами -повольниками около 975 AD

Сигтуна (Sigtuna), город в Швеции, в лене Стокгольм, на северном берегу озера Меларен.

Согласно легенд, В 11—12 веках, после разграбления и сожжения Бирки, — “ведущий религиозный, политический, а также торговый центр Швеции”.

В 1060—1130 AD епископская резиденция.

В 1187 AD Сигтуна разграблена и сожжена новгородцами -повольниками, после чего утратила своё значение.

Такие суда позволили “норманнам” разграбить большую часть Западной Европы, но, не обладая военным преимуществом, по  легендам, они смогли закрепиться лишь в немногих областях, в Нормандии, в Сицилии, в Англии.

Викинги  или варяги, это конечно не natio, не этноним а соционим, состояние (кланы воинов-торговцев –разбойников).

Племенной состав был ватаг северных повольников был разнообразный. Но несомненно одно – все они были люди вольные и склонные к авантюрам.

Население приморских городов  Венедского моря группировалось в 3 класса: нобилей (патрициев), купцов и людинов, или чёрных людей, находившихся в самой тесной связи между собой в качестве членов одного общества. То есть “жирные пополаны” –это в прошлом “тощие пополаны”.

Служебное значение, соответствующее  зарождающемуся  военному сословию осевой Европы, в городах принадлежало  молодым людям, находившимся на военной службе, получавшим жалование от князя или городского головы и составлявшим постоянное городское войско (дружину); они же посылались в пригороды в качестве засады, то есть гарнизона (и выбивали дань с пейзан contado).

Дружины князей составляли наиболее боеспособную часть городского населения и комплектовались охотниками из разных мест, верхушка (костяк) аноблировалась (аналогия –рыцарство).

После воинов -дружинников, являвшихся как бы 2-ой степенью класса нобилитета, следовали купцы, имевшие большое значение на совете по вопросам внешней политики.

Купцы лично участвовали в походах, в переговорах города с призываемыми князьями( конунгами, фюрстами etc.), участвовали в посольствах и владычном суде.

К меньшим, чёрным людям причислялись торговцы, не записанные в купеческие общины ремесленники и разные чернорабочие.

Пользуясь всеми правами, чёрные люди (пополаны) несли все общественные повинности в меньшей степени, чем нобили и купцы, так как в полисах взимали подати по доходам, a не по головам.

Кроме этих 3 общественных классов, была масса населения, известного под названием вольных людей и невольников.

Первые из них не состояли ни в какой общине, не несли общинных обязанностей и не пользовались их правами.

Вольных людей не хотело знать вече –тинг –совет etc., но они состояли под покровительством городских законов и князей (конунгов, фюрстов etc.).

Это был городской пролетариат, всегда готовый дать материал для мятежей и беспорядков.

Наиболее неугомонная молодёжь сбывалась в повольничество.

Повольники известны скандинавским сагам задолго до призвания Рюрика и соответствуют викингам.

Это были организованные дружины, в которых все были связаны особой клятвой (ротою) быть верными дружине и не выдавать товарищей.

В повольники принимались все без различия вольные люди; требовалась сила и ловкость; дружины набирались обыкновенно сыновьями богатых нобилей или купцов, вооружавших и содержавших дружину на свой счет.

Предводителями повольничьих (волонтёрских) организаций являлись люди пусть и небогатые (незнатные), но прославившиеся своими подвигами и удачливостью.

Неумение руководить или проявление скупости могли привести к тому, что предводитель терял своё положение. Предводителю часто предоставляли право на двойную долю  добычи или призовых денег, а рулевой за свои труды мог получить полуторную.

Предводителей выбирали равные по положению люди, которые могли их сместить.

Никто не обладал абсолютной властью, а лидеры должны были действовать в интересах всей группы.

Повольничество пользовалось на Балтике большим почётом и носило в себе все качества современного ему среднеевропейского рыцарства.

Повольничество было рассадником крупных характеров и приносило торговым полисам неисчерпаемые выгоды, открывая новые земли, создавая новые рынки  торговли, распространяя пределы отечества.

Викинги выбивали для князей дань. Князья викингам покровительствовали.

Чтобы иметь дело с традиционным обществом –с “берегом”, требовались связи. Чтобы обзавестись такими связями, надо было принадлежать к какой-либо структуре.

Морские операции представляли собой рискованное и дорогостоящее предприятие, зависевшее от разветвлённой сети, в основе деятельности которой лежало понимание и доверие.

Викинги доверяли друг другу и знали тех власть имущих, кто предоставлял им убежище, защиту от закона и рынок сбыта для товара (движимого и недвижимого).

Сойдя на берег предводители повольничьих организаций отчитывались перед немногими влиятельными покровителями, которые защищали их деятельность.

Но действовали они отнюдь не в одиночестве. Бразды правления находились всегда в руках наследственной высшей элиты.

Материально –техническое обеспечение экспедиций осуществляли нобили и купцы.

У северных народов, с берегов Варяжского моря. Викинговать –синоним как и “грабить”, так и выбивать дань (способ накопления тогда был даннический).

В  l'Epoque ancien выжать из населения деньги могли своим методичным и последовательным террором только викинги, беспощадно сжигавшие поселения, продававшие в рабство и убивавшие не внесших наложенной на них дани жителей островов и побережья материка.

В Англии (как и в т.н. “Ганзейских” городах, Польше и Тевтонском ордене), издавна был установлен сбор “датских денег”, производившийся ежегодно и подготовивший туземное население Англии к взиманию правильного налога, к моменту последующей колонизации островов в Quatrocento –Cinquecento

Скатинавия

“..Во время правления божественного Августа обошли большую часть Северного океана; тогда флот, обогнув Германию, достиг Кимврского мыса (м. Скаген), и оттуда увидели или услышали о скифской стране и чрезмерно влажных и обледеневших пространствах… [До Кимврского мыса] простирается огромный залив под названием Кодан, наполненный островами, из которых наиболее знаменита Скатинавия, неведомая по величине..”

Плиний Старший

Клавдий Птолемей, описывая  карту Европы (от карт Птоломея  остались только их подробные описания), задаёт северные и западные рубежи Европейской Сарматии:

Европейская Сарматия ограничивается на севере Сарматским океаном по Венедскому заливу и частью неизвестной земли. Описание такое: за устьем реки Вистулы (Вислы), которое [находится] под 45° долготы – 56° широты, следует:

  • устье реки Хрона под 50° – 56° (Неман?)
  • устье реки Рудона под 53° – 57° (Двина?)
  • устье реки Турунта под 56°30' – 58°30'
  • устье реки Хесина под 58°30' – 59°30'

Восточнее Вислы Птолемей знает еще четыре реки в направлении с запада на восток от нее, впадающие в Балтийское море, – Хрон, Рудон, Турунт и Хесин. Вот так..

Нашествие варваров, разрушило дунайский Limes и прервало связи между Проливами и землями по Среднему и Нижнему Дунаю.

Подунавье было занято ордами кочевников (гунны –угры etc.), прибывавшими с востока и с севера.

Варвары оставались здесь сравнительно недолго, напоминая саранчу, готовящуюся к перелету на новое поле.

Все изменилось, после “христианизации” болгар.

Дунай, вероятно, к середине XI века вновь приобрёл значение одной из главнейших трансъевропейских торговых магистралей.

Этот путь давал возможность европейским путешественникам, в том числе и из славянского Поморья, беспрепятственно следовать в Константинополь и далее, осваивая его для грядущих  так называемых “крестовых походов”...

А раньше, до “крещения” болгар и колонизации итальянцами валашских княжеств?

Тогда путешественникам из Северной Европы (Поморья) вероятно приходилось так же пользоваться тем отрезком этого пути, который  известен  под именем “янтарного пути”.

По нему с берегов Балтики в Среднюю Европу, в Италию, Грецию, на острова Средиземного моря поступал янтарь.

Этот путь начинался от устья Вислы и Одера, вёл в Чехию, оттуда — на Дунай, вниз по его течению до современного Дьера на Рабе, чтобы, повернув на юго-запад, выйти через Каринтию к теперешнему Триесту на Адриатике.

Здесь, на повороте от Дуная, он совпадал со старой римской дорогой, которая соединяла дунайский лимес с Roma.

Теперь путь на юг, через Болгарию, был снова открыт до черноморского побережья, где от Несебра или Созопола начинались уже ромейские владения...

Варяжский путь по Дунаю

Путь “из грек в варяги” с ответвлением на запад, в Рим, проходивший долиной Дуная через Моравию и земли славян-ободритов — “ререгов”, то есть “соколов”, изображение есть на так называемых “знаках Рюриковичей”, то есть “ререговичей”,— был кратчайшим путем, соединявшим Балтику и Скандинавию со Средиземноморьем и Проливами.

И вдвое, если не втрое, короче пути по Днепру, Ильменю, Волхову и Ладожскому озеру, и в пять или в шесть раз короче, а главное — безопаснее пути вокруг Европы.

В эпоху неолита по нему с берегов Балтики в Европу поступали изделия из шоненского кремня, а позднее — балтийский янтарь и соль польских и чешских месторождений.

“..Там же воды Алдеска и Пантикапа шумят двумя потоками в Рипейских горах. У их устьях вблизи Замерзшего моря рождается мягко сияющий янтарь, подобный свету нарождающейся луны..”

Дионисий Периэгет “Описание Ойкумены”

Этим же путем, если верить сагам, двигались и скандинавские путешественники в Константинополь и в Святую землю: по дороге, отмеченной множеством старинных богатых городов, многочисленными селениями, в которых можно было найти пристанище, пищу, возможность поторговать...

Может быть и в первоначальном тексте легенды (переработанной летописцем) значился не Днепр, а Дунай?

Есть мнение,  что имя Киева в легенде точно так же заменило какое-то другое, как Днепр заменил собой Дунай.

Русские летописи донесли до нас смутное известие о существовании на Дунае какого-то “города Кия”.

Где он мог находиться, никто особенно не интересовался.

Между тем  исследователи топонимики насчитывают на территории современной Болгарии несколько десятков “Киевов”.

Следы древнейшего Киева на Дунае, может следует искать рядом или на месте современного города Русе — “города русов.

Крупнейшим историко-культурным событием для всей Восточной и Юго-Восточной Европы явилось принятие “славянами” “христианства” в качестве официальной религии, что, в свою очередь, привело к утверждению и распространению славянской письменности.

Деятельность Солунских братьев  в полной мере развернулась  именно в Болгарии и Моравии.

Развенчание легенды

А.Л. Никитин “Основания русской истории" Мифологемы и факты

обложка

В исторической географии особо важное место занимают древнейшие торговые пути, связывавшие народы.

По ним проходил обмен товарами, ремесленными изделиями, производственными секретами, семенами культурных растений, сведениями о далеких землях и племенах.

Их можно сравнить с мощными многовековыми информационными каналами, по которым в шло распространение опыта, идей, открытий.

Каналами, служившими в первую очередь сближению и взаимному влиянию народов и культур.

Надо ли говорить о том, как важно для историка и географа знать эти пути, чтобы иметь возможность на основании этих знаний реконструировать историческую реальность определенного отрезка времени, “привязать” к достоверным географическим ориентирам местообитание народов, названных в своем рассказе ancien путешественником. Между тем вопрос этот оказывается одним из труднейших.

Для его решения требуется не просто скрупулезное сопоставление сведений письменных источников, реальной географии, анализа топонимов и гидронимов, археологических находок, но часто еще и специальных лингвоисторических и текстологических исследований.

Именно такой пример показан в книге историка и писателя А. Никитина, известного исследователя исторической географии Восточной Европы ( исследование местоположения легендарной Биармии “королевских” саг), посвященной одному из важнейших вопросов исторической географии Восточной Европы — установлению действительного местонахождения пути “из варяг в греки”.

Попытки выяснить этот торговый путь l'Epoque ancien делались неоднократно.

Еще большее внимание у историков вызывала так называемая “Легенда апостола Андрея” или рассказ  Konstantínos Porphyrogennetos

  Однако до последнего времени оба эти сюжета — путь и легенду об апостоле,— как правило, рассматривали как одно целое, включая возможность иных толкований.

Интересность работы А. Никитина заключается в том, что он сумел построить две независимые системы доказательств, в конечном счете приводящие к одному и тому же результату, хотя использованы в них разные материалы.