Геродот повествует об особом ритуале, связанном с Залмоксисом: каждые четыре года к богу отправляли посланника, чтобы сообщить ему "о своих нуждах в разных обстоятельствах".
Залмоксис, ученик Пифагора
“..Из его бесед Геродота с понтийскими греками следует, что Залмоксис был когда-то рабом Пифагора: "став свободным, он сумел накопить огромное богатство и, разбогатев, вернулся на родину.
Поскольку фракийцы жили бедно и были простоваты", Залмоксис решает просветить их.
Он "велел устроить зал, где принимал знатнейших граждан и устраивал пиры; во время пиршеств Залмоксис учил гостей, что ни он сам, ни его сотрапезники, ни потомки их не умрут, но удалятся в страну, где будут жить вечно и в совершенном счастье".
Тем временем "он приказал соорудить для себя некое подземное помещение", в которое "спустился и там прожил три года.
Фракийцы жалели и оплакивали его, как умершего; но на четвертый год он явился к ним, и таким образом в то, что говорил Залмоксис, поверили".
Геродот добавляет: "Что касается меня, то я не отказываюсь верить в рассказы о его подземном помещении, но и не слишком доверяю им; полагаю однако же, что этот Залмоксис жил за много лет до Пифагора. Но был ли он человеком или богом страны гетов – оставим это"
Геты, пишет Геродот, действительно "веруют в свое бессмертие", потому, что "они убеждены в том, что не умирают, а по смерти соединяются с Залмоксисом".
Однако глагол athanatizein значит не "верить в свое бессмертие", но "стать бессмертным".
Этой "иммортализации" достигали с помощью обряда инициации, что сближает культ, установленный Залмоксисом, с греческими и эллинистическими мистериями.
Нам неизвестно, как в точности происходили церемонии, но сведения Геродота указывают на мифо-ритуальный сценарий "умирания" (сокрытия) и "возвращения на землю" (эпифании).
Геродот повествует также об особом ритуале, связанном с Залмоксисом: каждые четыре года к богу отправляли посланника, чтобы сообщить ему "о своих нуждах в разных обстоятельствах".
Избранного по жребию человека подбрасывали в воздух, подставляя снизу три копья.
Падая, он натыкался на них и умирал, пронзенный.
Это жертвоприношение позволяло передать послание, другими словами, возобновляло прямую связь между гетами и их богом, в том виде, в каком она существовала еще вначале, когда Залмоксис был среди них.
Жертвоприношение и посылка гонца представляли собой в некотором роде символическое (ибо ритуальное) повторение установления культа; вновь совершалась эпифания Залмоксиса после трехгодичного пребывания под землей – со всем, что она несла: с подтверждением веры в бессмертие и блаженство души…”
“..наиболее характерные Моменты его культа [andreon (мужская половина в доме) и церемониальные пиршества, сокрытие в "подземном жилище" и эпифания через четыре года, "иммортализация" души и учение о блаженной жизни в загробном мире] сближают культ Залмоксиса с мистериями..”
“..В начале христианской эры Страбон представляет новую версию мифа о Залмоксисе, опираясь на того же Посидония (около 618-703 AUC ).
Залмоксис был рабом Пифагора; однако от своего хозяина он перенял не доктрину о бессмертии души, а "кое-что о небесных телах", т.е. науку предсказывать события по небесным знамениям.
Страбон пишет и о путешествии Залмоксиса в Египет, средоточие магических знаний. Благодаря его познаниям в астрономии и славе мага и прорицателя, Залмоксис был допущен фракийским царем к управлению страной.
Будучи верховным жрецом и пророком "наиболее почитаемого у них бога", Залмоксис уединяется в пещере на вершине священной горы Когеон, где принимает лишь царя и его приближенных, а позже "к нему стали обращаться, как к богу".
Страбон добавляет, что "когда гетами правил Буребиста, его место занимал Декеней. Так или иначе, пифагорейское правило воздержания от "живины", введенное Залмоксисом, еще сохранялось".
На новом этапе развития религии гето-даков (фракийские племена), о котором уведомляют нас Посидоний и Страбон, образ Залмоксиса ощутимо видоизменяется.
Во-первых, происходит отождествление бога Залмоксиса и его верховного жреца, причем последний отныне обожествлен под тем же именем.
К тому же, теперь не найти и следа от того мистериального культа, о котором писал Геродот.
Культ Залмоксиса, по сути, превратился в почитание верховного жреца, который живет отшельником на вершине горы и состоит в главных советниках и приближенных царя; от "пифагорейства" здесь остался запрет на животную пищу.
Мы не знаем, в какой степени эсхатологический и посвятительный характер "мистерий" Залмоксиса сохранился во времена Страбона. Однако античные авторы упоминают о некоторых отшельниках и особо набожных людях; возможно, эти "знатоки сакрального" и продолжили "мистериальную" традицию культа Залмоксиса..”
husainov
October 22 2009, 17:14:57 UTC 9 years ago