“Нестор, древнейший русский летописец, повествует о св. Андрее, который, проповедуя Евангелие среди словен, то есть славян, приметил странный обычай, который он по возвращении описал римлянам:
“Они раздеваются донага, моются и бьют себя ветками молодых деревьев, так что еле живы, затем они обливаются холодной водой и оттого оживают”.
Из этого видно, что бани – древнейший русский обычай.
Русские часто проводят в банях больше двух часов, повторяя по многу раз одни и те же действия. Многие натираются луком, чтобы лучше потеть...”
Баварский посланник при русском дворе Карл Рехберг
“..И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом.
В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар.
А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка..”
Арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри
“Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают.
Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим.
Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты.
При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы”.
Ганс Айрманн, из свиты шведского посла графа Христиана
“..русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом..”
Курляндец Яков Рейтенфельс
“..По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко.
Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом.
Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке.
Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой.
Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь..”
Богемский путешественник Бернгард Таннер
Говорят, что немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане.
Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного “мальчишника” и “девичника”, а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи.
Более того, если в обычные дни царю “было угодно спать вместе с царицей”, то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными.
Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно “не свои для Руси”, в баню-то вместе не ходят.
“..Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются.
Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага.
Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества..”
Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны
“..по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным”
Камерюнкер Берхольц
“..Но мы, немцы, пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу”
Немецкий врач Макс Плотен
Баня
В славянских мифах с баней связывалось происхождение человека.
Баня сопровождала славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти.
“..И возмут на се прутье младое и бьют ся сами... И обдаются водой студеною... И то творят мовенье собе, а не мученье.."
ап. Андрей Первозванный
Печерские монахи, прослышав о пользе бани, стали устраивать их для лечебных целей, но на русский самобытный манер.
В 1091 AD переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, заводил бани, своеобразные лечебницы - быть может первые на Руси.
Врач-монах Киево-Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней.
В своем "Описании Московии" Адам Олеарий (1603-1671 AD) сообщает, что на Руси нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань, общественных или частных.
Как писал Карамзин, Дмитрий самозванец никогда не ходил в баню, поэтому жители Москвы считали его "нерусским" и собакой некрещёной.
Пётр Великий не только чтил русскую баню, но был организатором первых водолечебных курортов в России.
Посетив знаменитые европейские курорты: Баден-Баден (в отрогах Шварцвальда ванны из естественного пара минеральных источников), Карлсбад, Пирмонт, Спа, Пётр распорядился разыскивать "лечительные воды" в российских землях.
Ещё с петровских времен в России почиталась классическая культура. Возводились сооружения в стиле Helles и Roma.
И термы в том числе.
В городе Пушкино ( Царское село) в помещениях Большого дворца находится, так называемая, Холодная баня.
Это копия римских терм, "в древнем вкусе времен Августа и Цицерона".
Здесь же, в Екатерининском парке, на третьем уступе Старого сада, у пруда - здание Верхней ванны, или "мыльни их высочеств".
В павильоне нежного светло-желтого цвета несколько помещений: сени, раздевальная, ванна, парильня и восьмигранный зал для отдыха, в котором скопированы росписи из знаменитого Золотого дома Нерона.
Неподалеку более скромная Нижняя баня для придворных.
В ancien мылась средиземноморская аристократическая и полисная Европа.
Где холодно не моются.
Исключение "гиперборейцы", "норманны", то есть население Sarmatia Europeae и северо –восточной Germania (циркумпонтийской и циркумбалтийской зон): Venedae, Puecini, Bastarnae, Iazyges, Roxolani и Burgundiones, Rugii и Guttones (Gothi), общие предки которых и привнесли культуру бани на северные берега Средиземного моря.
Есть мнение, что и половая чума (Lues) и пропаганда аскетизма в ходе католизации Европы в Quatrocento -Seicento способствовала отсутствию общественных бань и купален.
Некоторые профессии и заведения, не будучи незаконными, становились “сомнительными” (согласно навязываемой в ходе христианизации Европы морали), - например, парные бани и банные заведения, которые удовлетворяли стремление мужчин этой эпохи к чистоте, но, кроме того, хозяева их нанимали женщин, которые (как сегодня массажистки в некоторых странах) были в то же время и проститутками.
До Quatrocento каждый город имел, по крайней мере, одну, а часто и несколько общественных бань, где появление в обнаженном виде было обычным делом, причём возраст, пол или социальное положение не имели никакого значения.
В конце Ducento только в одном Париже было 26 общественных бань.
Лишь в Сinquecento - Seicento бани стали считаться вредными для здоровья (из-за половой чумы и медиков).
Видимо и дороговизна древесного топлива играла свою роль.
Запад предмодерна уже не знал бани.
Не умея решить проблему радикально, он понаторел в разных гигиенических уловках: копоушки, носоковырки, спиночёски и прочая чепуха ( духи etc.). Там изобрели даже индивидуальную нательную блохоловку.
Нас, слава Богу, от этого пути спасли каменка и веник.
К концу Settecento благодаря прогрессу металлургии начинается беспрепятственное распространение чугунных печей (немецкая технология, как и "дымоходоведение") по всей Европе. С улучшением теплоснабжения постепенно начинают уделять большое внимание гигиене.
Но прогресс в области гигиены зависит от обеспечения водой.
Про двухсотлетний московский водопровод, да и как обстояли дела в нашей столице, я уже писал.
Как дело обстояло в Париже и Лондоне?
Париж отстаёт от Лондона, где имеется восемь огненных насосов, в то время как братья Перье в 1782 AD строят на холмах Шайо два насоса, которые снабжают водой богатое предместье Сент -Оноре.
Париж использует воду Сены, которую развозят ежедневно 20 тысяч водовозов, делая примерно 30 ездок минимум по 60 вёдер, то есть 15 млн литров в день. Особняк снабжается из собственного колодца или пруда.
В богатых парижских домах конца Settecento уже не живут по нормам времён Великого короля (примерно пятью литрами воды на человека в день на все нужды -для приготовления пищи, питья, стирки, личной гигиены etc.)
В парижском особняке появляются ванные комнаты .
Она поначалу располагалась вдали от жилых комнат и включала переднюю, комнату для отдыха с кроватями, часто две ванны, парильню с обогревателем, грелку для белья, уголки в английском вкусе. Но проходит время, и вот уже ванные строятся ближе к жилым комнатам, что гораздо логичнее.
Наконец, в парижском особняке, сильно выдающемся вперёд от двора, маленькие ванные в английском вкусе становятся обязательной составляющей -косвенная дань уважения английскому превосходству в комфорте и гигиене.
Чистая кожа входит в моду.
Конечно всё это совершенно не касается вилланов, дом которых не изменился за пять - шесть веков, ни хижин, землянок, "халуп" и трущоб из которых вышли в большинстве своём мнимые колдуны 1670- х и головорезы 1789 -го AD.
Soterion per aqua
Возникла бы такая новая конфессия, которая строит повсеместно Thermae на основе самых инновационных инженерных технологий, как объекты культа и этим рекрутирует новых адептов.
Купание в термах, как религиозный обряд.
Ну и чтобы было в наличии всё, что могло услаждать жизнь, например, porticus, exedrae, platanones, sphaeristeria etc.
- Tepidarium
- Sudatorium
- Sanarium
- Lavacrum
- Frigidarium
- Lumenarium
Разумеется должны в термах быть, как в Kaiser-Friedrich-Therme (Wiesbaden) :
- русские бани
- финские сауны 85-90ºС
- классические римские парные 42-45ºС
- санариум 55-60ºС
- песочные ванны
- прохладный бассейн 22-24ºС
- “тропический дождь”
- бассейны с бурлящей минералкой (в одном тёплая, в другом горячая)
- водоросли, рассолы из минеральных вод, грязи, виноградный жмых, Rügener Kreide , Ziegenbutter etc.
Бани кайзера Фридриха :
- € 3,5 в час летом (1 мая –31 августа)
- € 5,5 в час зимой
- Полотенце (Handtuch) € 3,10 Euro
- Полотенце (Badetuch) € 4,10 Euro
- Халат (Bademantel) € 8,20
- Solarium за минуту € 0,60
- Sandbad € 8,00
- Rasul € 17,00
- Массаж различный от € 23 до € 56
- Softpack различный от € 18 до € 26
Или как в новом термальный комплекс ( Römertherme) в Baden bei Wien. С демократичными ценами.
Взрослые:
- 2 часа - € 9,30
- 3 часа - € 10,94
- 4 часа - € 12,58
- Tageskarte ( билет, действительный в течение целого дня) - € 13,70 с 10.00-22.00
- билет для поздних посетителей с 8-ми часов вечера) - € 4,70
- надбавка на цену: суббота, воскресенье, праздники, каникулы -€ 1,70
Строительство комплекса было закончено девять лет назад. Он объединил курортный центр Бадена и современный комплекс самых разнообразных бассейнов. Общая площадь водного зеркала в новом комплексе составляет 900 кв.м.
Römertherme крупнейший, полный воздуха термальный центр Европы под прозрачной крышей 77x33m (2.541m²) на 450 персон.
Общая площадь водного зеркала в новом комплексе составляет 900 m²
Здесь имеются:
- спортивный бассейн (28°C) 345 m²
- бассейн для отдыха (32°C) 295 m²
- бассейн для детей (32°C) 24 m²
- спа -бассейн (36°C) m²
- открытый травяной бассейн с гидромассажем (34-36°C) 117 m²
- открытый бассейн с серной минеральной водой (34-36°C) 70 m²
Бани:
- финские сауны 88° - 95°C
- биосауна с солнечным светом 50°- 60°C
- бассейн с холодной водой
- ароматические бани (сено, мята и лимон) 40°- 48°C.
- турецкие бани (апельсиновый и лимонный запах) 40° - 48°C
- эвкалиптовые бани 40° - 48°C
- тепидариум 40°- 45°C
- различные души (тропический дождь etc.)
- комнаты отдыха
- солярий (за отдельную плату)
- массаж (за отдельную плату)
Спортивно –оздоровительный центр:
- билет, действительный в течение целого дня ( гимнастический зал, включая два часа в бассейне с горячими источниками и банях) € 18,70
- однодневный фитнес-билет € 10,17
- однодневный фитнес-билет при посещении бассейна и бань € 7,27
- одноразовое занятие (50 минут) € 5,60
gomelyuk
January 2 2010, 11:52:51 UTC 9 years ago
Леонид Сергеевич Соболев. Капитальный ремонт
"Мы в
Гельсинках в баню ходить любили, там с бабами моются, вот тут сам сидишь, а
вот где Федосья - баба голая моется, ей-богу! Конечно, ничего себе не
позволяли, культура у них строгая... Из любопытства ходили: смешно. Вот
сидим мы как-то в мыле, - я с годком своим пошел, с Кащенко-рулевым, он на
сверхсрочной теперь. Первый у меня дружок был, сознательный матрос. Мы с ним
на "Цесаревиче" в двенадцатом году - помните, восстание было? - едва ноги
унесли. Как нас тогда не замели, сам не знаю: связь мы держали с комитетом,
в команде многие знали, но ничего, не выдали... Да, так вот... сидим,
значит, моемся для виду и на баб зыркаем. Смотрим - Сережин, унтер-офицер, к
молоденькой чухонке пришвартовался. И все поближе, подлец, подгребает,
получше рассмотреть, что там у нее есть. Она, конечно, жмется, стесняется. А
он и мыться забыл, уставился, как баран...
- Вот жеребцы! - сказала Федосья, плюнув. - Ты бы рассказывать
постыдился...
Кудрин лукаво подмигнул на нее Тишенинову.
- А ты не ревнуй. Понапрасну ревнуешь: люди ж кругом были! Так вот, она
терпела, терпела, а потом его, жирного черта, мочалкой по морде - хрясь!
Конечно, он аврала не поднял, - финны ох строги насчет такого! - съел и
отодвинулся с шайкой подальше. А тут какой-то, вроде, скажем, вас, из
интеллигентных: вот, мол, в свободной стране что русские делают! - и пошел,
и пошел! Пять слов по-русски, пять по-фински. Правильно говорил. Стоит голый
и про революцию кроет. Форменный митинг развел, и мыться все побросали,
слушают, мы с Кащенкой только вдвоем и моемся, спины друг другу трем, будто
нас и нет. "
hvac
January 2 2010, 12:04:54 UTC 9 years ago
gomelyuk
January 2 2010, 12:06:53 UTC 9 years ago
hvac
January 2 2010, 12:27:04 UTC 9 years ago
Даже у тех кого по умолчанию в увольнение не пускают.
Махнуть через забор -дело нехитрое.
Я вон как-то устраивался, имея множество нарядов вне очереди и заступая дневальным через сутки.
Вполне успевал "добежать до канадской границы" и вернуться.
Другое дело служба на корабле.
Что там про матросов говорить, если когда "ветер раз" объявляют, то старпом и офицеров на берег не отпускает.
И сидят все как миленькие в консервной банке
gomelyuk
January 2 2010, 12:46:18 UTC 9 years ago
Только на царском-то военном флоте было посвободнее. Ну и всякие бордели-притоны, не то что в суровом СССР;)
hvac
January 2 2010, 13:24:05 UTC 9 years ago
Даже торговый флот, полгода в рейсе на каком судне ро-ро или контейнеровозе -это совсем не сахар.
Что уж говорить о военном.
В СССР, тоже вдоволь было борделей-притонов для обслуживания морячков. Идеологическое блеяние -это одно, а
рациональность флотского руководства -это другое. Прагматизм их вполне мирился со слободками специфическими в Севастополе.
Ведь при желании в момент могли бы в закрытом городе "лишить прописки" поблядушек.
Рекомендую прочитать роман интересный и довольно адекватный Анатолия Азольского (бывшего военного моряка) - "Затяжной выстрел"
Николай - я читал.
gomelyuk
January 2 2010, 13:36:40 UTC 9 years ago
Только я еще и рос в военно-морских городках - так что кой-чего видел, слышал и знаю, без повестей;)
О каких "борделях" речь?;) поблядушки, - да, были. но вот про "бордели" - художественный свист.
Почему - я Вам могу ряд соображений дать, почему тких баб разгонкали очень быстро, по обнаружению триппера или сифилиса у л/с. Прикиньте, сифилис у нескольких матрозов на п/л - или даже на эсминце, на боевом дежурстве...;)
А друг мой, который пользователь vatson - был туеву хучу лет следователем в военной прокуратуре - он Вам много мог бы понасказать о половых преступлениях у л/состава. Именно на почве дикой культуры+ полового голода молодых ребят.
Давайте не будем друг другу рассказки рассказывать про жЫзнь в СССР, а?;)
Re: Николай - я читал.
hvac
January 2 2010, 14:08:56 UTC 9 years ago
Кварталы целые были, районы притонов, куда матросня ходила к девкам и водку пить.
Даже в закрытых городах -базах флотов, всё это было повсеместно. Лучше бы конечно если бы эту проституцию вся эта сволочь "политрабочая" легализовала, а не жмурила глазки.
Re: Николай - я читал.
gomelyuk
January 2 2010, 14:28:34 UTC 9 years ago
Какие-такие "притоны"? Зачем проституткам матрозы? У матросов - нет денег, что характерно. И матросы если ходили - то по женским общежитиям заводов, фабрик, рубзаводов, итд. Где их принимали "за так".
Но Вам что - надо расказывать, что такое была эта система общжитий, какие там были коменданты?;)
Сколько патрулей было на душу населения в базах флота?
А так - да, согласен с Вами: уж лучше бы начальнички как-то рганизовали/легализовали. Только ведь против идеологии, даже прогнившей и нежитьевой, в которую нико не верил уже - а не попрешь...
Re: Николай - я читал.
hvac
January 2 2010, 15:27:59 UTC 9 years ago
Ведь разведёнки то никуда не уезжали. И составляли асоциальную прослойку, питательный бульон для пьянства и блядства.
Ну это верно, что советские матросы и солдаты в плане материальном проституток не интересовали.
Просто был в городах больших и слой "трёшниц", весьма широкий в том же Владике и шалманы всякие.
Не только всяческие ЦПХ на базе общежитий "рабочей молодёжи".
Ну а про комендантов в этих общагах.. Всё везде по-разному. одно дело как декларировалось, другое в реале.
Люди как-то устраивались.
В Одессе вон, матросы и солдаты любили парк Савицкого (Ленкома).
Там так сказать низкобюджетный целый центр развлечений был -парк с танцплощадкой и общаги вокруг него.
Там и за стакан биомицина ("било мицне" -убойный крепляк по рублю) давали.
supermipter
January 2 2010, 13:14:23 UTC 9 years ago
интеллигентных: вот, мол, в свободной стране что русские делают! - и пошел,
и пошел! Пять слов по-русски, пять по-фински. Правильно говорил. Стоит голый
и про революцию кроет. Форменный митинг развел, и мыться все побросали,
слушают, мы с Кащенкой только вдвоем и моемся, спины друг другу трем, будто
нас и нет. "==
прогрессивные матросы!!!
таких в СССР повывели, а то ведь смешно сказать какой-то финский интель их стыдит да кричит, чтобы они революцию сделали-а они и слушают.
gomelyuk
January 2 2010, 13:26:26 UTC 9 years ago
Пока таких в Крондштате свои же не почистили несколько.
kroopkin
January 2 2010, 12:20:35 UTC 9 years ago
hvac
January 2 2010, 12:22:32 UTC 9 years ago
Везде в Германии, не только в Баден-Бадене.
gomelyuk
January 2 2010, 12:48:54 UTC 9 years ago
Мои друзья (подруги, но неважно) студенты-ботаники рассказывали про НУДИСТСКИЕ ПЛЯЖИ. Б ГДР! В самый ЗАСТОЙ!
Ну а я потом вволю насмотрелся на нравы немцев-туристов....
hvac
January 2 2010, 13:09:38 UTC 9 years ago
Там ведь практически никакой денацификации и не проводилось, да и имперский, прусский дух более сохранился.
Потом культ физической культуры и спорта, здоровых отношений между полами, стимулирование рождаемости.
Программы телевидения, в 70-е и 80-е годы, более раскованные, если сравнивать с ARD и ZDF.
Потом в культурно-биологическом отношении северно -восточные германцы (то есть истинные немцы, с готскими корнями) отличаются разительно от германцев с кельтскими корнями.
Зона "пива и водки" и зона "вина" она вполне релевантна зоне католической и зоне лютеранско-евангелической.
gomelyuk
January 2 2010, 13:23:52 UTC 9 years ago
И с мнением о ханжеской-менееханжеско Германиях я не знаю что сказать - ни там, ни там не был. Знаю примитивно: в ФРГ были бордели, стриптиз и прочая, а в ГДР - нет, там были социализм и спорт.;)
Но "Потом в культурно-биологическом отношении северно -восточные германцы (то есть истинные немцы, с готскими корнями) отличаются разительно от германцев с кельтскими корнями."
Да какие там в ФРГ "кельтские корни"? У боварцев, разве;). А куда Вы всю северо-западную Германию отнесли?
hvac
January 2 2010, 13:45:26 UTC 9 years ago
То есть в общей сложности 12 лет, в разных землях и местах.
Тут разделение не сколько на запад -восток в Германии, а на север -центр -юг. Поэтому населения северо -западная Германия, между нижним течением Эльбы и Везера -это так же "норманны", северные люди, не кельты.
Тюрингия и Саксония -это средняя Германия, ось с востока на запад, Бреслау -Люксембург.
А юг -это не только Бавария, это и Австрия и север Швейцарии, это Баден-вюртемберг, ось с востока на запад Пресбург -Страсбург.
Вот на юге -совсем иной народ, даже в антропологическом смысле, не только языковом. Более кельтская, чем тевтонская основа.