Война с точки зрения политики
Война — наиболее сильное принудительное средство, посредством которого государство достигает своих политических целей (ultima ratio rеgis).
По своей сущности война и есть приложение в жизни человеческих обществ всемирного закона борьбы за существование, определяющего жизнь и развитие всего организованного мира.
"Естественное неравенство между отдельными особями, племенами и расами есть общий принцип в организованном мире"
"Искусственное охранение нынешних дикарей может совершиться не иначе, как за счёт живущих и будущих европейцев"
И. И. Мечников "Борьба за существование в обширном смысле" (1878 AD)
Война имеет два импульса:
- нравственный (идеальный), выражающийся в стремлении к вечности, к продлению своего существования в жизни будущих поколений, в стремлении покрыть мир своею культурою — отсюда известная идея империализма
- материальный — приобретение средств для продолжения жизни:
- в естественных культурах — завоеванием земель
- в тимократических — завоеванием капиталов, ценностей
- в демократических — завоеванием рынков сбыта продуктов труда
Следовательно, пока будет стоять мир или пока будет существовать государственность, война не может сойти со страниц истории.
Верно сказал Блюнчли, что "вечный мир — сон и даже не прекрасный".
История до сих пор показывает, что на 13 лет войны приходится 1 год мира; следовательно, война есть более нормальное явление в жизни обществ, чем мир.
Победа в исторической борьбе не есть только одно торжество грубой силы, но имеет и более серьёзную подкладку.
Наш философ-историк Александр Иванович Стронин так определял этот вопрос:
“История военной победы есть то же, что и история гражданской, то есть победа в развитии, в историческом прогрессе.
Войско и война есть тот специальный орган и та специальная функция, посредством которой одна культура, высшая, побеждает другую, низшую.
Но этой формальной и явной победе задолго всегда предшествует тайная и существенная.
Вот и вся тайна международной борьбы за существование: в ней выживает лучший на счёт худшего”.
В восьмой и девятой книгах "Государство" Платон приводит критику всех известных в его время форм правления, начиная с четырёх видов "извращённого государственного устройства" (тимократия, олигархия, демократия и тирания).
Каждая из них в сравнении с идеальным государством является своего рода ступенькой на пути к вырождению. Так, в тимократии, где присутствует еще ряд достоинств идеального государства, — начинается страсть к обогащению, постепенно перерастающая в господство немногих стяжателей (олигархов), где господствует дух наживы и беззакония, где люди заняты не своим делом и где каждый не является органической частью целого.
Олигархия вырождается в демократию, в которой формальное правление “граждан” фактически являет собой несправедливое уравнивание людей различного достоинства и, как следствие, торжество некомпетентности и пренебрежения к законам, власть толпы и охлократию, которая завершается наихудшей формой правления — тиранией, или властью одного над всеми.
Различие между тимократией и демократией, в сущности, есть только квантитативное, или количественное, между тем как различие между аристократией и демократией или какой-либо другой государственной формой квалитативное или качественное, то и переход от строгой аристократии к тимократии всегда соединён с переворотом и разрушением государственного устройства.
Победное право — основа государственности; оно эволюционирует наравне с другими элементами истории.
- патриархальная победа была истреблением
- аристократическая — завоеванием и покорением
- тимократическая (современная) — присоединением (manifeste ou latente)
- демократическая (будущего) не может обещать ничего больше, кроме соглашения, договора побеждённого с победителем
Победность:
- патриархальная стирала побеждённого с лица земли
- аристократическая топтала его под ноги
- тимократическая удостаивает ставить его рядом с собой
- демократическая же станет, быть может, спрашивать его об условиях и даже представлять их на его собственную волю
Современная тимократия из поземельной превращатилась в финансово - промышленную, ища не завоеваний, a колоний, факторий, рынков, путей сообщения.
Попытки упразднить войну, сделать ее невозможной и ненужной путем учреждения третейских судов не привели до сих пор ни к каким практическим результатам, так как нет той силы, которая могла бы придавать решениям этих судов безусловный и всеобщий авторитет.
A между тем, историческая жизнь человечества выдвигает молодые, способные к культуре народы (Китай etc.), которые нуждаются в рынках для сбыта своего труда и мировых торговых путях, захваченных старыми культурными народами, ревниво их охраняющими.
Подобные вопросы нельзя решить без борьбы, a они будут возникать до тех пор, пока человечество будет существовать.
Война есть средство политики, a потому она по необходимости должна с нею считаться.
Политический мотив войны может служить мерилом её напряжения в зависимости от того впечатления, которое он производит на народные массы, поэтому надо всегда иметь в виду природные свойства масс, их исторические инстинкты.
Если массы равнодушны, то предмет политики выступает на первый план и он определяет степень обоюдных усилий.
Поэтому война может воплотиться во всевозможные виды, начиная от войны истребительной, вплоть до выставления обсервационного корпуса (Ирак, Афганистан etc.).
Экспедицией считались действия небольших частей против восставшего населения занятой неприятельской страны (в 1870-1871 AD - франтиреры), или отрядов, высылаемых для усмирения (Боксёрское восстание) и покорения соседних стран с некультурными народами (наши средне-азиатские завоевания).
Всем этим действиям присваивалось ранее особое название - “экспедиций”, а ныне присваевается название “армейских операций вне условий войны”
"Армейские операции вне условий войны" - это “реальность”, которой, согласно мнения политиков, нельзя избежать:
- контроль за вооружениями
- борьба с appelé “терроризмом”
- поддержка операций по борьбе с appelé “наркобизнесом”
- операции по контролю за исполнением санкций и перехвату судов в море
- контроль за соблюдением закрытых зон
- обеспечение свободы прохода судов и пролета самолетов
- оказание appelé “гуманитарной помощи”
- содействие гражданским appelé “властям”
- оказание содействия в защите appelé “национального суверенитета”
- проведении операций против инсургентов
- операции по эвакуации appelé “мирного населения”
- appelé “миротворческие” операции
- защита судоходства
- спасательные операции
- операции по демонстрации силы
- проведение карательных ударов и рейдов
- оказание поддержки инсургентам
Наиболее эффективно применение военной силы тогда, когда за ней стоят ясные политические цели - либо ограниченные, либо тотальные.
Все войны на земле - есть борьба за контроль над источниками природных ресурсов и путями их транспортировки.
Ограниченные армейские операции практически никогда не имеют чётких задач.
Такие скользкие конфликты конечно не исчерпываются ниже перечисленными типами :
- войны, ведущиеся без объявления войны
- войны, лишенные стратегии выхода из вооруженного конфликта
- войны, ведущиеся вполсилы
- войны, в которых военные играют роль своего рода социальных работников
- войны, сопряженные с вмешательством во внутренние дела других государств
- войны, от которых не зависят “жизненные интересы государства”
- войны, не поддерживаемые населением
- войны, которые ведутся в рамках многонациональных сил под смешанным командованием
Ежели нет состояния “войны”, то и нет законов и обычаев войны.
Военные пока ещё видят свое назначение в том, чтобы участвовать в истребительных войнах, и всячески стремятся избегать войн ограниченных.
Истребительные войны, обычно имеют грандиозные, но ясно обозначенные цели, например “капитуляция” или уничтожение армии противника и захват жизненых центров неприятельской страны .
Для военных такая ситуация относительно ясна - им нужно уничтожить или заставить капитулировать вооруженные силы противника и подавить его волю к сопротивлению, - это упрощает приведение имеющихся средств в соответствие поставленным целям.
Ограниченные же войны “вне условий войны” практически никогда не имеют четких задач.
"Настоящее" дело армии - "воевать и побеждать" в войнах, защищая жизненные интересы нации, а не лезть в трясину запутанных и бесперспективных "операций вне условий войны", тем более что последние редко имеют отношение к национальным интересам, которые общественное мнение признавало бы "жизненно важными".
Вооружённые силы - это совершенно особый инструмент. Инструмент смертоносный, как ему и положено быть. Это не гражданские миротворческие силы. Это не политический арбитр. И уж никак он не предназначен для построения гражданского общества.
Наиболее эффективно применение военной силы тогда, когда за ней стоят ясные политические цели
Политика решает вопросы: быть или не быть, с какою энергией война должна быть ведена, какое развитие должно быть дано принципу разрушения и истребления.
Путем заблаговременных союзов или условленных нейтралитетов соседей политика определяет почву, на которой должна вестись война.
Работа политики продолжается и во время военных операций, стараясь извлечь выгоды из обрисовавшихся благоприятных условий, созданных операциями.
Операции вне условий войны, как и война вообще, являются политическим актом - причем, согласно общей доктрине армейских операций вне условий войны, армейские операции “вне условий войны” сравнительно больше зависят от политических факторов.
Поэтому для их проведения требуются верные стратегические решения, ибо, если вы допустили стратегическую ошибку, то никакое тактическое или технологическое превосходство не спасет вашу армию от поражения, потому что в конце концов хорошая стратегия бьет хорошую тактику.
Наконец, последствия войны — окончательные условия мира, итог войны — опять дело политики.
Внутренняя политика государств тоже имеет большое влияние на ведение войны.
Слабая власть нуждается в быстрых успехах; для нее условия пространства и времени более ограничены, чем для власти сильной, опирающейся на энергичный народ.
Точно так же, где власть не единолична, военная власть нерешительна, и легко затрудняется сама подготовка к войне.
Вообще, успех на войне настолько же зависит от внутренней политики, как и от полного согласия между внешней политикой и военным управлением, которые также находятся в зависимости от внутренней организации государства.
Отсюда понятно, почему в минуты опасности зрелые “республики” прибегали к диктатуре и почему сильная монархия — лучшая форма правления в интересах войны.
Современные государства имеют огромные средства для создания армий; целые народы могут стать на защиту своих интересов, и конечный исход войны будет зависеть от способности государств выдерживать продолжительную борьбу.
Тут может резко обнаружиться влияние культуры.
Государства тимократического типа, с сильно развитою промышленностью и городской жизнью, будут испытывать бедствия войны в большей степени, чем государства естественной культуры, где значительная часть населения живет земледелием и добычею сырых продуктов.
Для последних затяжной характер войны создаёт благоприятные условия для победы.
Война ставит полководцу задачу одержать победу над противником; в большинстве случаев это достигается уничтожением его армии и захватом жизненых центров неприятельской страны с целью затруднить формирование вооружённых сил и внушить населению убеждение в невозможности продолжать борьбу с надеждою на успех.
Война требует высокого напряжения духовных и физических сил армий;
Действующие в ней главные лица подвергаются строгой ответственности перед законами, общественным мнением, собственной совестью и судом потомства
Они проходят постоянную и самую серьёзную проверку практикой, в ходе которой сторонник ошибочной доктрины если и получает возможность писать свои мысли, то лишь на стенках сортира в лагере военнопленных.
Обратят ли его при этом в раба, заморят тропической лихорадкой при строительстве моста через реку Квай или переработают на мыло, значения не имеет.
Закон вселенной: горе побеждённым. Ведь побежденным, как там писал Бисмарк, оставляют только глаза, чтобы плакали кровавыми слезами.
Во всех этих случаях отвага полководца и способность внушить её войскам — лучшие основания для успеха; они не исключают ни таланта, ни расчёта холодного разума, но рождают предприимчивость, уверенность в счастье и смелость, необходимые на войне.
От полководдца требуется уменье предвидеть и подготовить успех, воспользоваться ошибками противника, быть вовремя смелым и настойчивым и вовремя осторожным или уступчивым; уметь каждый шаг сообразить с характером, силою, средствами и взаимным положением обеих сторон, одним словом — "с обстановкой".
Атмосфера войны часто загадочна и неопределенна, и только избранники её заслуживают удивления тем, что они в сфере загадок стремятся с уверенностью к цели и тем решают судьбу народов.
Угроза всегда может прийти только от отсутствия волевого фактора изнутри.
Во все времена, в жизни вообще и на войне в частности, противостоящие стороны стремились сломить волю противника, подчинить её себе, заставить его признать невозможность дальнейшего сопротивления, то есть победить его нравственно.
Самые лучшие технические средства, требующие от управляющих ими людей выдержки и спокойствия, теряют всякую силу, если люди поколеблены нравственно.
Душевная деятельноть человека складывается из деятельности ума, воли, чувств и совести.
Все эти силы работают посредством нервной системы, вследствие чего чрезвычайно важно, чтобы она была нормальна и здорова.
Правильная работа уже даёт ясное представление о предметах и явлениях; неправильная - неясную и неотчётливую обработку впечатлений, вследствие чего ум не может оценить их значение.
Не всегда это происходит от недостаточности данных для суждения, a большею частью от недостатков самой личности, получившей впечатления.
Не отдавая ясного отчета, в чём дело, человек начинает колебаться.
Подобной сдерживающей силой для ума служит воля.
Она приводит в действие данные средства, выполняет план, созданный умом, поддерживает энергию, то есть напряжение нервной системы, даёт возможность побороть инстинкт самосохранения, заглушить тяжелые впечатления, преодолеть утомление, голод и другие неизбежные невзгоды.
Кроме того, твёрдая воля составляет единственное средство подчинить себе младших в полной мере и вести их даже на верную гибель.
Создаётся, таким образом, органическая зависимость воли исполнителей от воли распорядителей.
Она выражается, прежде всего, тем, что энергия, твердость и настойчивость исполнителей повышаются или ослабляются соответственно с такими же колебаниями воли распорядителя.
Общая твёрдая воля распорядителя дает всем душевное равновесие, что позволяет уверенно распоряжаться.
Слабая воля лишает людей устойчивости.
Твёрдая воля дает победу или выводит людей из положения, кажущегося совершенно безвыходным. Слабая воля ведет к неудачам и может закончиться общей гибелью.
Противостояние не может считаться проигранным до тех пор, пока мысль об этом отсутствует в голове распорядителя. Вот почему создался афоризм:
“Лучше стадо баранов, предводимое львом, чем стадо львов, предводимое бараном”
Ум и воля должны быть y распорядителя в равновесии.
По мнению Наполеона, если за основание взять характер (или волю, потому что она составляет главное основание характера), a за высоту ум, то построенный, таким образом, четырёхугольник должен составлять квадрат; если же этого нет, то лучше отдать преимущество более длинному основанию, то есть характеру, воле.
К проявлениям воли относится самообладание, способность человека подчинить себе свой ум, чувства и даже страсти.
Результатом его является спокойствие, которое позволяет разобраться в полученных впечатлениях и принять надлежащее решение.
Если самообладание необходимо всякому мужчине, то распорядителю в особенности, - без него нельзя руководить людьми.
При крайне ослабленной воле является трусость; трусливый человек не только не может подавить в себе инстинкт самосохранения и чувство страха, но влияет и на других.
У объятого страхом замечается упадок энергии; забывая собственое достоинство, свои обязанности, трус стремится вырваться из обстановки, вызывающей страх, стремится убежать, скрыться, и вот тут-то энергия его увеличивается во всем, что касается уклонения от опасности.
Трус идёт на любую подлость и предательство.
Горе тому народу, которым руководят трусливые бараны.
Народ является живым организмом, душевные силы которого , как правило, стихийно работают нормально и планомерно.
Однако, при определённых условиях, он может превращаться в толпу.
Телесно толпа - мужчины или женщины, но душа у них сирота - нет у неё ни небесного отца, ни матери-земли, а есть только “психическое содержание” - комплексы, фобии, либидо etc.
Проявлять все положительные качества в критической обстановке распорядителя заставляет долг.
Конечно следует иметь в виду, что должное есть только возможное.
Ещё можно указать на важное значение характера, от которого зависит решительность, особенно для начальника.
При успехе, заслуга признается не только за составителем плана действий, но, главным образом, за тем начальником, который энергично привёл этот план в исполнение.
Человек сильного, твёрдого характера может эксплуатировать чужие познания на общую пользу, a бесхарактерный даже своими не воспользуется.
Сильные характеры умели вызывать y людей прямо нечеловеческие усилия.
Разные народы имеют разные характеры, с чертами, пригодными в разной степени для войны, квинтэссенции взаимоотношений людей и их сообществ между собой:
- Белые народы обладают воинской доблестью в полной мере; проникнуты чувством долга во имя высших идеалов; военное искусство создали и усовершенствовали в пределах возможности.
- Жёлтые отличаются преобладанием воли, но ум и чувства значительно ниже, чем y белых. В военном отношении жёлтая раса более фанатична, чем мужественна, более хитра, чем талантлива. Легко поддаваясь страстям и обладая низкой совестью, жёлтые на войне проявляют ненужную жестокость. Военное искусство жёлтых основано на подражании и лишено творчества.
- У чёрных ум и чувства развиты гораздо менее, чем y других рас; воля не уступает воле жёлтых. В бою чёрные отличаются храбростью, но под гнетом сильного суеверия иногда легко поддаются панике.
Главное преимущество белых над цветными - в культуре и высоком состоянии военного искусства (искусстве управлять).
Военный дух находится в тесной связи с воинственностью народа, которая создается чувством собственного достоинства и идентификации мужчин, как воинов.
Какое огромное значение имеет для государтва воинственность народа, видно из событий наших дней.
Чечня, всего 300 тысяч населения, расширила своё влияние и возведена на степень королевства; a РФ, имеющая 150 миллионов жителей, потеряла политическую самостоятельность и обращена в сырьевую провинцию субъектов мировой политики.
Запад всегда воевал по-другому, на совсем иных принципах, чем Восток.
Особенность военной философии Запада, со времён величия Рима, состояла:
- в готовности сражаться и после гибели верховного военачальника
- принятии за основу пехоты, а в ней - тяжеловооруженных пехотинцев, рекрутируемых из полноправных граждан
- решимости вести военные действия до конца, до исчезновения оппонента с геополитической карты, а нередко и вообще из подлунного мира
Поэтому побеждёны были и стёрты с лица земли Карфаген и Иерусалим. И нет ныне ни “пунов” ни “иудеев”.
Существуют только две формы войны: наступательная и оборонительная.
Выгоды первой сводятся к захвату инициативы, внезапности, захвату неприятельской территории, её средств и к сбережению своих.
Невыгоды: наступательная война требует большого расхода сил и средств и армии, способной для наступательных действий.
Оборонительная война имеет обратные свойства, но при ней борьба может вестись с меньшими средствами, так как она не требует большого расхода сил на обеспечение тыла.
Государство, в котором народ смотрит на правительство, как на своего врага, потеряло уже значительную долю своего военного могущества.
Внешняя политика ставит прежде всего цель войны:
- она определяет момент для начала военных действий, от удачного выбора которого зависит многое
- она определяет наступательный или оборонительный характер войны
- она же определяет отношения других государств, обеспечивая себе их содействие или дружественный нейтралитет
Вообще, политика создает обстановку, при которой государство вступает в борьбу.
Поэтому "без дельной политики счастливое ведение войны невероятно" (Барон Кольмар фон дер Гольц).
Вот почему ведение иностранной политики при широком понимании национальных задач и интересов государства и смелой опоре на его вооружённые силы, получает первенствующее значение в достижении всех международных государственных задач мирным путём.
Хорошая политика принадлежит сильному правительству; слабая же власть составляет несчастие для страны и опасность для всеобщего мира (действия советского правительства в 1940 -1941 AD).
Помимо изготовления всех средств, необходимых для войны, оборона государственная заключается в искусном их применении.
Государственную оборону не следует отождествлять с пассивным сопротивлелением на границе, или вообще с оборонительной войной.
Наряду с борьбой за независимость народа, под понятие обороны государственной в равной мере подходят и варварийские войны Северо –Американских соединёных штатов в 1801 –1805 AD, 1815 AD, и поход немцев во Францию в 1870—1871 AD, и наши многочисленные походы в Турцию, и нападение на нас японцев в 1904—1905 AD.
Лучшая оборона — нападение; лучшей системой обороны государственной всегда было и будет внесение оружия во вражескую страну, не дожидаясь неприятеля за оборонительными линиями.
Большой войной называется вся совокупность операций с целью низложения противника, малой войной — действия небольших отрядов с целью нанесения вреда противнику, косвенно приводящие иногда и к окончательной победе над врагом, но не имеющие непосредственной цели — решать участь войны или операции.
Продолжение :
- Война с точки зрения этики и морaли
- Война с экономической точки зрения
- Государственная оборона
argonov
January 17 2010, 14:23:55 UTC 9 years ago
hvac
January 17 2010, 15:06:55 UTC 9 years ago
Песни конечно эти не новые. Репродуцируете старые мемы. Сторонники которых неважно закончили земной путь.
Тот же, кстати, Геббельс, порядком раздражал фронтовиков (я имею в виду немцев) своей ложью (видать тоже делал выводы на основе маланских анекдотов).
И вермахту, по-сути, такая подмена wahrheit политизированным блеянием, приносили только вред. Колосально навредила.
Врага ведь надо знать, в том числе и его слабо документированные качества.
Победителями оказываются вовсе не те, кто похож на плакат пропагандистский.
Любой пропагандист, не важно, чернушник или лакировщик, только мешает правильно оценивать обстановку и уяснять задачу, мутит ratio человека участвующего в вооружённом противостоянии.
Ему, этому Геббельсу надо было прямо говорить о страшном и безжалостном враге, который без отпусков, без солдатских борделей по талончикам, без посылок из дому опрокинет армию которая включала в солдатский паек шоколад, голландский сыр, конфеты.
О враге который может сидеть в снежной норе, согревая её своим дыханием.
Да и вообще себя не жалеть, что уж говорить о врагах.
И то, что механистическая, машинная, роботообразная жестокость немцев встретит не менее слабую отмороженную жестокость русских.
Механистическая жестокость немецких солдат и скифская жестокость русских всегда вся была основана на абстрагировании (способность к которому прошита на уровне фенотипа-генотипа)
Ну а с Кавказом то вообще смешно. Это же не немцы. Это свои инородцы.
С которыми при наличии политической воли вопрос можно решить легко.
Просто ныне мы живём совсем не в русском государстве, хотя пока и в бывшей русской стране.
Русские (как и прусские) прирождёные солдаты.
Очень легко и быстро готовить к бою.
А например, грузин вовсе невозможно, из-за особенностей фенотипа-генотипа, даже с использованием всех, старых технологий, laver le cerveau
Тут некоторые наивно думают, что будет иметь место тотальное предательство и встреча атлантических армий цветами.
Не понимают, что множество старших офицеров до седых яиц дожило, не имея возможности применить свои умения в большой войне.
Шелуха вся сюиминутная слетит, когда клюнет петух.
И есть пока и ресурсы людские.
Из-за особенностей фенотипа -генотипа и культурных кодов готовые к войне.
Готовые на культурно -биологическом уровне.
Только свистни.Особенно когда есть чем поживиться.
Бисмарк дуракам ещё когда намекал, что "Россия не имеет объектов, захватив которые, можно принудить её к миру"
Всем ведь нет дела до этой Москвы, столица Москвы. Надо будет -найдётся новый граф Растопчин.
Я вот смотрю на все старания американцев усилить броневую защиту М998 HMMWV от мин.
Обеспечить виртуальную "живучесть" экипажа.
Какие мины, какие фугасы? Не этого на нашем ТВД боятся надо.
Вырежут патруль там или санитаров на "Хамви", просто вырежут,или отстреляют,или арматурой забьют пейзане, как траву покосить -хладнокровно, чтобы "машину не портить".
Убивать просто "за ботинки" будут. За пачку сигарет.
Для русских не надо никакого "пинка", то есть боевого программирования для убийства, прошито всё в генотипе-фенотипе.
Совершенная степень абстрагирования.
Работа, просто боевая работа без азиатских взвигивываний и накачки.
Насилие -как вид производственной необходимости.
Наша психика и наш разум, да и наша нравственность зависят от биологически обусловленной мотивационной сферы.Наше тело, и наша психика - плоть от плоти всей биосферы и культурного, антропогенного ландшафта.
Внешние, "надстроечные" феномены жизни - это лишь форма.
Геббельс, как человек подлого происхождения этого понять не мог.
Подлятина вообще всегда много внимание уделяет идеологии и её роли, словам. Внешнему антуражу. Не быть, а казаться.
moshushi
January 17 2010, 20:21:04 UTC 9 years ago
С чем это связано? С климатическими условиями страны проживания? Или с тем, что постоянно вели войны?
Если взять какую-либо общину (скажем итальянцев, или кого-нибудь, кто считается "плохими солдатами") и переселить на пару-тройку поколений в Сибирь - станут "хорошими солдатами"?
И соответственно какие причины могут повлиять на то, что русские перестанут быть "хорошими солдатами", или такое качество навсегда?
hvac
January 17 2010, 20:58:37 UTC 9 years ago
Многомерность факторов, в том числе и нематериальные сущности -живая традиция, передача метиса.
Подробнее я писал здесь -"Крылатый медведь"
Не навсегда.
В своё время кончились квириты и эллины, были размыты этносами менее ценными в культурно -биологическом отношении.
argonov
January 17 2010, 23:13:18 UTC 9 years ago
>Какое огромное значение имеет для государтва воинственность народа, видно из событий наших дней.
>Чечня, всего 300 тысяч населения, расширила своё влияние и возведена на степень королевства; a РФ, имеющая 150 миллионов жителей, потеряла политическую самостоятельность и обращена в сырьевую провинцию субъектов мировой политики
Упомянутый Китай также начал бурный экономический рост лишь после того, как показал полую несостоятельность своего милитаризма и понял, что в современном мире это не путь. Страна-колосс оказалась неспособна воевать даже с Вьетнамом
17ur
January 28 2010, 08:47:30 UTC 9 years ago
hvac
January 28 2010, 12:34:05 UTC 9 years ago
Что согласны не со всем.
Тема, скажем так, своеобразная.
Есть вон люди несогласные, например, и с подходом бл.Августина к "справедливым" войнам. И весьма достойные.
Ведь, как известно из исторического процесса обозримого, агрессивных войн и не бывает вообще (ежели рассматривать "кочки" зрения всех противоборствующих сторон), а военные преступления совершают почему -то лишь армии проигравшего противника, мятеж не может закончиться удачей -"тогда бы назывался он иначе" etc.