Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Genowa -1

http://premodeconhist.files.wordpress.com/2009/04/giorgio.gif

“..Из-за потребностей республики и услуг банка Святого Георгия большая часть земель и городов, состоящих под управлением Генуи, перешла в ведение банка: он хозяйничает в них, защищает их, и каждый год посылает туда своих открыто избранных правителей, в деятельность которых государство не вмешивается.

А отсюда произошло и то, что граждане, считая правительство республики тираническим, утратили к нему всякую привязанность, перенеся её на банк Святого Георгия, где управление всеми делами ведется упорядоченно и справедливо.

Оттого в Генуе так легко и происходят всевозможные перевороты, подчиняющие генуэзцев то власти одного из их же сограждан, то даже чужеземца, ибо в государстве правление все время меняется, а в банке Святого Георгия все прочно и спокойно..”

Niccolò  Macchiavelli, “Storie fiorentine 1215—1492”

Прототип Банка Англии, Banco di San Giorgio, был создан в марте 1408 AD.

Восемь отцов –основателей (династия одного из них, Grimaldis, при делах ещё и сегодня), несколькими месяцами ранее, в 1407 AD, получили разрешение властей на создание банка, который будет способствовать погашению задолженности Генуи в ответ на интерес в 7% и право на сбор налогов и таможенных пошлин в городе.

После долгих лет войны с Венецией и сокрушительного поражения в битве при Chioggia в 1381 AD государство было фактически банкротом.  Задача состояла в том, чтобы спасти его.

The world’s first modern, public bank

Век Генуи: 1558 - 1627 AD

Источник силы в Cinquecento, Италия была плохо управляема и с конца века переживала кризис.

Венецию это затронуло первой и глубже всего. Общий упадок начинается с последних десятилетий Cinquecento : 60 крупных кораблей в 1567 AD – и только 20 в 1595 –1600 AD.

На смену процветающему кораблестроению приходит кораблестроение, искусственно поддерживаемое государством.

На рубеже веков Венеция предпочитала фрахтовать иноземные корабли. Да и в целом Венецианская техника уже не поспевает за веком.

Где то c 1630  AD венецианские коммуникации с восточным бассейном Средиземного моря вынуждены были функционировать в жёстких рамках конвоированного судоходства.

Венецианский штандарт перестали уважать в заливе и за его пределами.

Закат Венеции –это ещё и упадок мусульманского Средиземноморья, которое находилось под  тенью Великого Султана.

Около 4 миллионов км2, обслуживаемые громоздкой бюрократией, превосходящих испанскую.

22 миллионов населения (едва –едва 5 человек на км2), из них:

  • половина, 11 миллионов тринитариев – православные христиане, монофизиты, новокатолики, протестанты etc., сплочёные в общины.
  • около  400 тысяч зимми - антитринитариев (последователей ереси “жидовствующих”)  -“шомрей Шаббат” (хранителей Субботы и предписаний Торы etc.)

Слабо контролируемая огромная Оттоманская “империя” в конце  Cinquecento пришла в упадок.

После морского поражения при Лепанто (7 октября 1571 AD) эта “империя” стала державойсухопутной, несмотря на то, что сумела изолировать остатки старых и бесполезных восточных владений Венеции.

В сущности, с 1571 по 1683 AD турецкий “исламский мир” и европейский “христианский мир” пребывали в равновесии.

Турки не двинулись с места во время междоусобной войны (так называемой “Тридцатилетней”, которая была всего лишь моментом,  последним в религиозной войне, продолжавшейся с чередующимися периодами затишья и обострения)

В мире ислама были выпестованы свои еретики: шиитская Персия наседала на османские тылы, несмотря на свою малочисленность –максимум 2 млн душ (Shirleiana).

Иран стал страной ислама строгого, нетерпимого к путанному, толерантному и скептическому исламу великого султана.

Европейцы видели это прекрасно. В этот период Габсбурги традиционно использовали Персию против великого султана. Выбор Мадрида совпадал с выбором Вены. Хотя христианский мир зачастую стремился обойтись и без  персов.

Говорят (Пьер Шоню), что остальная Италия последовала за Венецией и покачнулась в третьем десятилетии Seicento.

Кризис 20-х годов подготовил биологическую катастрофу 1630 AD, ставшего отправным пунктом неумолимого итальянского упадка.

Её удар был неравномерным, север пострадал больше, чем юг.

Поражена была именно Северная Италия, оживлённая, учавствовавшая в крупной коммерции и большой политике Италия.

Согласно расчётам Белоха, численность населения Северной Италии с 1600 по 1650 AD фактически сократилась на 21, 5 % (Генуя –сокращение на 20,5 %, а Венеция на 23 %).

Генуя , тесно связанная с испанским процветанием, её банк обслуживал “империю”, переживала в 1600 –1627  AD последние добрые дни.

Жизнеспособность Пиренейского полуострова тоже была поражена.

Падение Лиона как торговой ярмарки началось, говорят, еще в 1562 AD, однако денежный рынок процветал здесь вплоть до 1575 AD.

Лион пришёл в упадок, следовательно, необходим был новый центр.

С 1579 AD в Пьяченце начинает функционировать так называемая Безансонская ярмарка под строгим контролем генуэзцев, подобно тому как лионские ярмарки находились под контролем тосканцев.

Преуспевание Генуи стало естественным следствием стечения благоприятных обстоятельств, которое позволило торговцам-банкирам завладеть огромной массой политического серебра католического величества (имевшего хождение по всей Европе и особенно в мятежных Нидерландах), начиная с 1557 AD заменить при этом государе купцов из Южной Германии - Фуггеров, Вельзеров и других, а затем принять на себя ту роль, какую прежде играл антверпенский рынок.

В самом деле, в 1569 AD война прервала связь между Испанией и Северным морем: Атлантика оказалась выключенной из кругооборота, и это принесло немалые выгоды Средиземноморью.

Испанские галеры, говорят, принадлежащие его католическому величеству (впрочем есть мнение, что они ему отнюдь не принадлежали), стали перевозить слитки и набитые реалами сундуки уже не в Антверпен, а в Геную, которая перепродавала белый металл Флоренции и Венеции, закупавшим его в большом количестве для своей торговли с Левантом.

Одновременно с помощью векселей генуэзцы доставляли на антверпенский рынок золото, необходимое для содержания войск, служащих его католическому величеству.

Так создавалось величие Генуи, закладывались основы “генуэзского века”, продлившегося, впрочем, от силы три четверти столетия, с 1558 по 1627 AD.

В течение этого “века” центром торговой Европы оставался город святого Георгия и ярмарки, которые его уроженцы устраивали в Пьяченце, в сорока километрах от Милана.

Говорят, что Генуэзцы способствовали “извращению курса”, который по “их вине” стал зависеть не от скрытого кругооборота товаров, но исключительно от перемещения испанских политического серебра.

Говорят, что именно из-за этого извращения Пьяченца, чтобы не сказать Генуя, относительно быстро утратила свое удивительное первенство .

Фернан Бродель считает, что дело происходило иначе. Вексель, стяг, парящий на вершине экономики, опирается на наличность - золото и серебро, - и на товар.

Серебра у Генуи более чем достаточно, а вот торговых обменов ей недостает:

  • генуэзский флот, несмотря на использование грузовых судов из Рагузы, весьма скромен
  • по большому торговому пути лес, хлеб, сукна, разнообразные ткани, скобяные изделия перевозятся на флейтах из Голландии
  • наконец, белый металл в конце концов вновь начинает курсировать между Испанией и Северным морем по водам Атлантики

С 1630 AD перевозками для испанского короля  начинают заниматься англичане, а после 1648 AD - голландцы. Чисто бизнес. Дело превыше всего.

Больше того, купцы- финансисты из числа марранов - евреев, по разным соображениям принявших христианство (сonversas), также, благодаря покровительству графа-герцога Оливареса, начинают служить Испании.

Постепенно они включают Испанию в свой кругооборот, точно так же, как позже протестантские банкиры охватят своим кругооборотом Францию.

Именно этим -а вовсе не порочным употреблением векселей, – объяснет Бродель закат “генуэзского века”, который, впрочем, отнюдь не означал, что Генуя лишилась своих сказочных богатств.

Бродель писал, что экономика - это автономная экономическая зона, расположенная на определённой части планеты.

У неё всегда имеется центральная точка: в Европе эту роль исполняли последовательно Венеция, Антверпен, Генуя, Амстердам, Лондон.

Огромное значение имела центральная ярмарка,  у создававшегося в Европе “мира –экономики” имелось две главных точки: город и ярмарка. Это сразу усложняет представления о мире-экономике.

Во времена шампанских ярмарок Генуя уже была “главной” и навязывала всем прочим своих менял.

Когда шампанские ярмарки пришли в упадок, на первое место вышла Венеция, связанная теснейшими узами с ярмаркой и биржей в Брюгге.

Затем господство завоевал Антверпен - при помощи Лиона, с которым была связана также и Флоренция (бразды правления держала именно она).

Генуя обзаводится центральной ярмаркой, расположенной сравнительно недалеко, в Пьяченце.

Но когда центр Европы перемещается в Амстердам, а затем в Лондон, система с двумя центрами: главным городом и главной ярмаркой - постепенно исчезает.

Амстердам будет главенствовать один, имея и ярмарку, и биржу.

Лондон будет главенствовать один, имея одну лишь биржу, созданную согласно легенд в 1571 AD, и Расчётную палату (Chambre des compensations), созданную в 1780 AD.

Очень интересно.

Только "религиозность" войн -- думаю, неверное выражение. Там же решался вопрос о том, кто будет политически доминировать. Для сакрализации королевской власти было необходимо, чтобы население было окучено единообразно.
"Тридцатилетнюю войну" можно рассматривать просто как эпизод векового германского конфликта между императорами и князьями.
На другом уровне ее можно представить как перенесение на международную сцену религиозных войн "католиков" и "протестантов" (католическое контрнаступление) с попутным уничтожением "жидовствующих" (моравские братья, унитаристы etc
Ещё на следующем уровне как важный этан борьбы за власть на континенте, втянувший большинство стран и правителей Европы.
Объяснять следует скорее причины мира, нежели войны (двенадцать лет относительного мира в начале века)

Но есть некие основные векторы (на которые всё и наслаивалось):
Первое - установление католической иерархии, послушной Риму
Второе -установление предела продвижению Аугсбургскому вероисповеданию в Империи, начиная с где-то с 1560 AD
Третье -пересмотр старых линий "водораздела", коньюктурный поворот 1620 AD (замедление иберийского эпицентра -жизненая сила перетекает на север вплоть до времён Фронды, Индийский океан отдан голландцам etc.)
Четвёртое -в Голландии, аккурат к началу войны, победила гомарианская ортодоксия -ну и как следствие, основание Вест-Индской компании, борьба за Бразилию etc.

Уместно акцентировать "религиозный" характер, потому что главный раздел шёл по религиозным линиям:
-массив лютеранской Германии (Саксония)
-Германия реформаторского меншинства на западе
-растущая новокатолическая Германия на юге

Конечно в реале политическое размежевание внутри Империи было более сложным.
Только Австрийский домен был компактен. а размежевания на землях испанских Габсбургов в бывшей "Бургундии" было лоскутным.
Как и церковные владения - Майнц, Мюнстр, Кёльн etc, условно так сказать "старокатолические"
Богемия и Пфальц -центры "протестанизма"


Центровые ребята той эпохи были реальными политиками. Сама по себе религия их интересовала слабо. Они их могли менять как перчатки. "Париж стоит мессы".

Религии современного толка в связке с книгопечатанием позволили охватить властью, путем придания ей сакрального статуса, массы сельского населения. Стало возможным массово готовить священников. Крупным игрокам: Габсбургам, Бурбонам, итальянским крутанам было выгодно работать по технологии католичества. Мелочь старалась все завязать на себя (протестантизмы разного толка). И все заверте...

"Религиозные войны" к религии имеют косвенное отношение. Те же терки Бурбонов с гугенотами -- это просто консолидация власти при поддержке католической церкви (не случайно кардинал был вторым лицом). Аналогично, испанским Габсбургам было по барабану, что там вопят "еретики" в религиозном плане, а вот собирать налоги и информацию они мешали.

То есть религиозное содержание этих войн -- в том, священник какой конфессии будет сидеть в приходе и, соответственно, чья власть будет сакрализована и куда пойдут деньги и информация.

Сами же войска, подозреваю, были слабо в курсе религиозных расхождений. Появились массовые (следовательно, состоящие в т.ч. из крестьян) армии. Насколько я понимаю, многие крестьяне к этому моменту были крещены недавно (первое-второе поколение). Они вообще, думаю, не различали. Не говоря уже о поголовной неграмотности.
С крестьянами вообще весело. Но в наёмных армиях тридцатилетней войны, ни у Тилли ни у Валенштейна их не было.
Но было множество крестьянских восстаний.
Был у нас единственный историк которого на западе за равного держали, весьма уважаемый во Франции -Борис Поршнев
Он исследовал многочисленные восстания босоногих там кроконов, возглавляемые, ясен пень, местным мелким дворянством.
Ежели смотреть по волне "сатанизма", как она шла по Европе с 1580 AD с севера на юг -то вполне прослеживается как и где в начале проходила евангелизация диких пейзан, подверженных самым диким культам (скотоложество, инцест)
Почему с севера на юг?
Первоначально центры книгопечатания и подготовки клира для деревни были на севере -Лейден, Лувен.
В Италии христианизация долины реки По тоже началась где-то в это время.
С 1570 по 1630 AD по Европе прокатилась колоссальная волна сатанизма, предвосхищённого антихристианством марранского иудаизма. Она началась на Севере, достигла Рейна, а затем Франции.
Тут надо знать предисторию конфликта Испании на севере.
В ходе этого конфликта Испания утратила свою гегемонию в Европе, а Соединёные провинции стали ведущей морской державой ( ненадолго), первым европейским буржуазным state предмодерна, колыбелью изврата novus ordo.
Альба, проводя политику короля, последовательно преследовал религиозных диссидентов, выступавших против королевской власти, ввёл инквизицию и налоги, вследствие чего кальвинисты, активно устремился в Англию и Германию. Позже республика Соёдинёных провинций превратилась в Убежище dissent
Военной мощи Испании, не удалось справиться с голландскими плотинами, деньгами, военными кораблями и союзниками.
Но у Густава-Адольфа войско было уже национальным, а следовательно, в какой-то степени укомплектованным крестьянами. А "крестьянские восстания", как я понимаю, -- это попытки беднейших правителей применить вновь полученный ресурс для комплектации армий. Ничего хорошего у них не получилось, но, насмотревшись на них, этот ресурс стали использовать люди посерьезней.
Чтобы вникнуть в эту ситуацию, надо себе представить особый идеологический строй испанской лоскутной монархии эпохи Cinquecento - монархии, пронизанной духом гуманистической культуры и подчиненной программе неоплатонической философии.

Королевская власть при Филиппе всерьез мыслила себя как сила неоплатонической любви, преобразующая мир, проявляющаяся как господство согласия между людьми.

Залог и выражение “истинной религии” - принадлежность к христианскому обществу, церковному приходу, городу, королевству.

Член общества и христианин - по большому счету одно и то же.

Король - “глава” общественного “тела” со всей вытекающей для него отсюда мерой ответственности.

Религия уже играла роль главной несущей конструкции общества (дикие вилланы -это не общество) и даже наполовину не могла являться чьим-то “личным делом”.

Так устроенное общество никак не могло состоять из христиан и еретиков одновременно. Утрата конфессионального единства ставила его на грань распада.

Ведь 17 провинций Бургундского кольца империи, которые в 1551 AD были переданы под власть Испании, были настоящей мозаикой местных привелегий и социальных и культурных границ. Сельская феодальная аристократия резко отличалась от богатой буржуазии и рыболовов прибрежных городов.

Франкоязычные и, в основном, католические валонны Хинаульта, Намюора и Льежа совершенно не были похожи на говорящее по-голландски и всё в большей степени склонное к кальвинизму население Голландии, Зеландии и Утрехта.

Главные языковые и религиозные границы проходили по центральным провинциям Фландрии и Брабанта.

Ну и самое главное, примерно 200 городов сосредоточили в своих руках 50% торговли Европы,- и четвёртое сословие хотело по-своемому по-жопному развиваться (а как, это видно по дальнейшей деятельности Heeren 17), без угроз т.н. “свободе”, то есть молоху безудержной наживы и потребления снаружи и пандемонию грехов внутри ( кальвинистская теология позитивного осуждения, безвозвмездной предопределённости к спасению)

Крах Антверпена в 1557 -1560 AD можно считать началом новой эры - предмодерна.
Ну естественно говоря о "неоплатонизме", надо сказать, что сам "платонизм" -это очень древнее течение, времён графа Sent -Homer'а (автора Иллиады и Одиссеи), времена Платона (Плетона, то есть Duecento -Trecento
итало -иберийского центра
Не было ещё никакой "королевской" власти реальной. Не было ещё ни Короля-Солнце, ни Великого курфюрста. Не было государства.
Принцы домена Вандомуа (Конде etc.) Первые бароны королевства -Монморанси Всех надо было ещё или убить или "приручить" (как Великого Конде) и Тюреня.
Как и власти "императора".
Амбиции были -и у Фердинанда и у Ришелье.
Поворот к королевской власти во Франции -это "день одураченных", когда Ришелье "кинул" прежних союзников, Лигу.
Но Нантский эдикт отменил только Людовик 14 (с драгонадами) ну и началась институализация галликанства при нём.
Самый прикол, что на деньги протестантского банкинга, средства аккумулировал ему для проекта "королевского государства" Самуел Бернар (не еврей конечно, протестант)
Похоже, что в отношении организации государственной власти во Франции не последнюю роль сыграла Мария Медичи. Муж-то у нее, очевидно, не вполне понимал, какие преимущества дает католичество. Да и Ришелье она выдвинула. Но сынишка у нее оказался совсем не прост и соскочил с итальянского крючка. С этого дня мировая политика покидает Италию.

Кстати, интересно, какую роль тосканцы в этот момент играли в Испании и в Империи? И когда французы сгрузили технологию Швеции.

А насчет протестантского банкинга есть и противоположный пример: Саксония. Тамошние правители окучили население по протестантской технологии, но им постоянно приходилось блокироваться с католиками, а то и принимать католичество, чтобы занять польский престол.
Мария Медичи -это да.
Поголовное католичество поляков -это мягко говоря довольно новый миф. В эти времена Польша -центр распространения соционской заразы антитринитраизма (Раков -центр очага).Мазовия, Подляшье и Польское поморье -протестантские (как и владетельные кланы Литвы -Радзивиллы)
Насчёт технологии -первое королевство по времени, вероятно это Дания.
Потом Франция -Швеция в параллели.
Со Швецией мутно там всё и замылено, имел место откат марки от Любека -то есть изначально проект полисной колонизации, потом противовес Дании, начавшей "определятся", в том числе и по отношению к полисам балтийским -немецкому Любеку и не поймешь чьему Гамбургу (идентефикация в националистической системе координат по отношению к Бремену и Гамбургу (как и Ганноверу) крайне затруднена.
Волна культурного французского доминирования в Швеции -это уже позже, в ходе попыток задавить аристократическую реакцию во второй половине Settecento
Дания -- это интересно. В несколько прыжков получила максимальный статус, первосортную мифологию, но во всех языках осталась маркой.
Это точно.
Ну так край мира, реально был. Пусть и не такая задница как Фризия
Но древняя страна. И собственно сначала -"Димархия", а потом уже Данмарк
Антропологи считают, что в этническом плане датчане не "скандинавы", то есть готы, а кельты -киммерийцы
Более близкие по крови северным итальянцам, баварцам и швейцарцам
Я вот решил посмотреть историю Шлезвиг-Гольштейна, "Старгорода" и Дании с точки зрения истории разведения крупного рогатого скота и коннезаводства , скототорговли
Интересные вещи вырисовываются.
Более стройная получается картина, чем в баснословии политической историографии.
С лошадьми и коровами вообще хорошо -"все хода записаны". Тут дело серьёзное, не глупость никому не нужная в виде хронографов, хроник и летописей (не понятен вообще смысл этих хронографов -"историй вкпб" в традиционном обществе, где у аристократа история заканчивается там, где он не может сказать где похоронены предки, мол а раньше ничего и не было, потому что я не знаю где предки "лежат")
В политической историографии столько напластывания лжи и противоречий -даже с датами начала продвижения "немцев" за Эльбу и Дунай
Старая марка, новая марка, восточная марка...
То венедских князей изводит "Оттон", то они опять всплывают в конце Trecento .Цирк.
То всех "убивают" злые тевтоны.
Которым на фига то тягловое население гробить, залог благосостояния?
Пока вдумчиво не начнёшь разбираться с той же Мекленбургской или Ольденбургской породой лошадей..