Германия
В Пруссии законами 1652 AD и 1688 AD великого курфюрста Фридриха-Вильгельма каждый участник поединка карался смертью, a убитый лишался погребения.
Некоторую двойственность взглядов, в особенности в отношении офицеров, проявлял в этом вопросе Фридрих Великий.
- признавая, с одной стороны, поединок "варварским обычаем", основанным на "ложном чувстве чести", и называя дуэлянтов "палачами, которых ему не нужно в армии", он, с другой стороны, в уставе 1741 AD угрожал увольнением от службы офицера, который не даст отпора за нанесённую ему обиду, a в "Ordre zur Erhaltung der Disziplin" 1744 AD допускал требование соответствующей "сатисфакции" офицером, получившим оскорбление действием со стороны своего начальника, однако, лишь по оставлении первым службы
- если же оскорбление было нанесено начальником словесное, то вызвавший начальника на поединок подчиненный карался или пожизненым заключением, или смертной казнью
Наконец, уже в Ottocento, a именно при Фридрихе-Вильгельме III в 1828 и 1829 AD последовали следующие приказы по армии.
"В последние годы", говорилось в первом из них, "предрассудку дуэли, нередко по ничтожным поводам, принесены не малые жертвы, лишившие армию офицеров, подававших большие надежды, и внесшие в семьи горе и слезы. Жизнь офицера посвящена защите престола и отечества, a тот, который жертвует ею ради незначительной ссоры, доказывает, что он не знает своего первейшего назначения, не понимает надлежащего поведения, которое покоится на нравственности и истинном чувстве чести. Корпус офицеров, который целесообразным разрешением таких дел чести устранит дуэли, по праву заслужит моего благоволения и докажет, что в нем живет истинная честь. Я ставлю начальникам в особую обязанность бдительностью и своим влиянием бороться с этим вредным предрассудком".
Во втором приказе было сказано следующее:
"Если нанесено оскорбление, которое "по господствующему мнению" настолько существенно посягает на личную честь офицера, что может быть смыто только кровью, то оказавшийся способным нанести такое оскорбление не достоин более оставаться в своем звании, и его увольнение есть достаточное удовлетворение для несправедливо оскорблённого, что и я во всех случаях признаю".
Русский закон 1894 AD был заимствован в его существе из Германии, где аналогичный закон установлен 2 мая 1874 AD. Но этот закон лишь изменил прусский закон по тому же вопросу 20 июля 1843 AD.
Согласно этому последнему, оскорбленный офицер обязан был о полученном оскорблении сообщить совету чести (Ehrenrath), на который возлагалась обязанность склонить поссорившмхся к примирению; при безуспешности, дело передавалось суду чести (Ehrengericht).
Последний не делал, однако, никакого постановления о поединке, который зависел исключительно от желания оскорблённого, но суд чести командировал на поединок одного из своих членов.
Таким образом, с одной стороны, поединок происходил в присутствии официального лица, и, с друг. стороны, не оставался безнаказанным по уголовному закону.
По закону 1874 AD изменение означенного порядка заключалось в том, что суду чести сообщалось не об оскорблении, a o вызове и принятии его.
При безуспешности примирения суд чести должен был повлиять на возможное смягчение условий поединка, докладывал о предстоящем поединке начальнику части и присутствовал в полном составе или через своего представителя на самом поединке.
В приказе, при котором был издан этот закон, император Вильгельм I объявил:
"Я не потерплю в армии офицеров, способных преступным образом задеть честь своего товарища, также как и офицеров, не сумевших защитить свою честь".
Такая формула приказа делала во многих случаях поединок фактически обязательным, хотя дуэлянты не освобождались от уголовной ответственности.
В 1891 AD последовало запрещение поединка семейным офицерам, a также тем, которые уже трижды дрались на поединке.
Указом 1 января 1897 AD был в значительной степени восстановлен, в целях сокращения числа поединков, порядок, бывший по закону 1843 AD.
В 1912 AD было разъяснено, что отказ от поединка по религиозным мотивам не подлежит рассмотрению суда чести, но отказавшийся должен покинуть службу.
При объявлении закона 1897 AD императором Вильгельмом II был высказаны следующие пожелания:
"офицер должен признать несправедливым всякое посягательство на чью-либо честь; если же он вследствие раздражения или необдуманности в этом отношении погрешит, он поступит по рыцарски, сознав свою неправоту и протянув обиженному руку примирения. С другой стороны, оскорбленный должен принять протянутую руку, насколько это допускается добрыми нравами и сословной честью".
За период с 1897 AD по 1901 AD в германской армии было 25 поединков.
Австро – Венгрия
В Священной Римской империи в 1651 AD при Фердинанде III и в 1682 и 1687 AD при Леопольде I были изданы законы, запрещавшие под страхом наказания поединок.
Карл VI в 1718 AD для ограничения поединка запретил обычное ношение оружия.
Иосиф II относился с презрением к защитникам дуэли, приравнивал дуэлянтов к римским гладиаторам и требовал преследования "этого варварского обычая времен Тамерлана и Баязета".
Вопрос о поединке в Австро-Венгрии представляет интерес не по юридической квалификации этого явления, a по тому движению против него, которое возникло там с 1900 AD, после двух нашумевших там случаев отказа от поединка под влиянием религиозных убеждений и запрета поединка католической церковью, угрожающей дуэлянтам отлучением от Св. Причастия.
В обоих случаях отказавшимися были офицеры, именно, лейтенант маркиз Таколи и полковник гр. Ледоховский.
В обоих случаях основания отказа от поединка были признаны судом чести неосновательными (даже ничтожными), a названные офицеры недостойными носить офицерский мундир.
Возникшая по этому поводу страстная полемика в печати и даже в парламенте имела одним из своих последствий письмо, получившее широкое, распространение в публике, испанского наследного принца Дон-Альфонса, послужившее толчком к образованию среди австрийской аристократии антидуэльной лиги.
Пионерами этого движения были в Австро-Венгрии Сигизмунд Бишофсхаузен, в Германии — кн. Карл Левенштейн-Вертхейм, во Франции — Иосиф де-Бирг и в Италии — маркиз Крисполти.
К концу 1901 AD число членов лиги достигало в Австрии 1.500 человек. В Германии и Франции число членов местных лиг также быстро возрастало.
Целью лиги, согласно её уставу, официально действующему в Австрии с 4 декабря 1902 AD, была борьба с поединком.
Средствами для этого лига установила, помимо пропаганды своей идеи, образование судов чести для рассмотрения дел об оскорблениях и защиту чести в государственных судах.
Суд чести или отвергает наличность оскорбления, или признаёт, что оно было снято достойным образом (путём, например, извинения), или что оно объявляется незаслуженным, и этим даётся оскорблённому удовлетворение.
Первоначально служебное положение лица не препятствовало быть членом лиги, но приказом австрийского военного министра 1903 AD даже не состоящим на действительной службе офицерам было запрещено участие в лиге, вступившим же в неё ранее предписано было покинуть её.
Таким образом, движение против поединка в Австрии не встретило сочувствия со стороны руководителей армии.
Практические резулты деятельности антидуэльной лиги в Австрии и в других государствах установить невозможно за отсутствием статистических данных.
Поединок : Студенческие корпорации
Говорят, что прообраз студенческих корпораций появился еще в доисторический период. Речь идёт о баснословных симпозиумах, объединявших учеников высших школ (известно о существовании симпозиумов в Александрии, Афинах, Византии и Риме) для дискуссий на философские темы, общих трапез (попоек) и пения песен.
В Duecento и Trecento, в монастырских и епископальных школах существовали объединения преподавателей и учеников (Universitates Civitum), которые могли выбирать администрацию школ, своих должностных лиц (казначеев, секретарей, старшин и т. д.), вырабатывать учебные планы, даже определять жалованье преподавателям. Они вели шефскую работу: старшие контролировали младших (Novizen), помогали им в учёбе.
Наконец, Universitates Civitum защищали права и интересы своих членов перед внешним миром, прежде всего перед властями. Имели они и свою систему ритуалов, связанных с принятием новичков, переходом людей из младших категорий в старшие, с выборами и т. п. Universitates Civitum и стали основой университетов, именно эта структура получала судебные, финансовые и прочие привилегии, что позволило появиться университетской автономии.
По мере того как в университеты стекалось все больше выходцев из самых разных стран Европы, стали появляться содружества по географическому принципу. Например, в Болонье уже в Duecento существовали две корпорации — Cismantani (в переводе с итальянского “по эту сторону гор”, то есть Альп), куда входили итальянцы, и Transmantani (“по ту сторону гор”), объединявшую студентов‑иностранцев.
В другом старом университете Европы, Парижском, тоже были территориальные землячества — нации (Nationes), однако более распространенными считались объединения на основе принадлежности к одному факультету (колледжу), члены которых еще и жили вместе, в общежитиях, тоже называвшихся колледжами или бурсами (от латинского Bursa — “кошелёк”).
Корпорации, построенные как по принципу наций, так и по принципу бурсы, сразу же возникли в первых немецких университетах (считают, что в 1348 AD основан Пражский университет, в 1365 AD — Венский, в 1386 AD— Гейдельбергский).
Бурсы — заведения, жестко ориентированные на католическую церковь. Бурсантам (от латинского bursant) даже запрещалось говорить по‑немецки, а лишь по‑латыни, преподавание было монополизировано католическим клиром, отношения между учащимися выстраивались на основе строгой иерархии.
Однако с началом т.н. “Реформации”, давшей сильнейший импульс формированию немецкого национального сознания, положение резко изменилось.
Образование становится все более светским, национально ориентированным, бурсацкие корпорации постепенно исчезают, а на первый план выходят сначала Nationes, а потом и землячества — Landsmannschaften, где главным объединяющим принципом являлась принадлежность к германской родине.
При этом Landsmannschaften отличались от Nationes тем, что там не имела значения сословная принадлежность студента, статус определялся лишь корпорантским стажем и наличием авторитета у товарищей.
Бурса, исчезнув, не только дала имя корпорантам (Bursant, Bursch, само сообщество стало называться Die Bursch), но и оставила им в наследство многие ритуалы и обычаи, связанные с инициацией.
Так, церемония вступления в корпорацию новичка (Grunschnabel — “молокосос”) смахивала на ритуалы во многих закрытых сообществах.
Неофит давал клятву выносить “цук” старших товарищей по мере прохождения различных статусных категорий (сначала Pennaler, от латинского penna — “перо, пух”, потом Fuchs, от латинского faex — “отброс, подонок”).
В течение этого времени (один или два года) пенналер и фукс были обязаны во всем прислуживать старшему студенту — своему лейб-буршу.
В ответ последний учил своего лейб-фукса жизни, посвящал его в таинства ритуалов — в общем, делал из него настоящего бурша.
За тем, чтобы все было по правилам, следил старший над новичками — Abbas beanorum, впоследствии Fuchsmajor. В то же время бурши всегда защищали фуксов из своей корпорации, если их обижали чужие корпоранты.
Пройдя все испытания, фукс становился полноправным буршем на церемонии посвящения, во время которой ему подпаливали бороду. Все венчала грандиозная попойка Commet.
Ранее в Империи существовали особые фехтовальные союзы; первым из них был союз св. Марка, основанный в 1487 AD во Франкфурте-на-Майне; все последующие имели одинаковые фехтовальные приемы и корпоративные законы, так как всякий, желавший открыть фехтовальную школу, должен был выдержать публичное испытание и вступить в братство св. Марка.
Затем появились союзы странствующих фехтовальщиков, так называемых рубак, которые показывали свое искусство за деньги на ярмарках. В Империи предпочитали рубящее оружие, главным образом мечи.
Из итальянских университетов фехтование на шпагах и было перенесено студентами в Империю.
В это же время городские фехтовальные союзы исчезают. И фехтование остаётся только, как необходимый предмет воспитания дворян, в университетах, в военно-учебных заведениях и в войсках.
При университетах основываются школы фехтования; первою из них была школа в Иене (1618 AD), в ней преподавалось фехтование исключительно на шпагах, и скоро она стала известна не только во всей Империи, но и за границей.
В Германии, продолжая учиться фехтованию на рапирах (шпагах), с 1843 AD (в Иене) перешли к дуэлям на эспадронах (дуэльные пары)
Начальные правила фехтования на эспадронах в общем сходны с правилами фехтования на рапирах; разница заключается в характере ударов, которые наносятся главным образом кругообразным движением руки. Поэтому прежде всего упражняются в мулине. Парадов при фехтовании на эспадронах, всего пять.
Специальные дуэльные пары сабель (эспадронов), шпаг, рапир стали появляться в Европе, в том числе и в Германии, в первой трети Ottocento.
В военной среде практиковалось бой на саблях, штыках, пиках.
Первые письменные сведения о Landsmannschaften относятся к 1615 AD, но землячества появились примерно на столетие раньше и к началу Seicento уже имели оформленный свод ритуалов, свой корпорантский жаргон, свои песни и четкую структуру — институт старшин (Senior, Consenior), выбираемых на два семестра, заведующих финансами (Fiskale, Kassier), церемониймейстеров и привратников (Pedelle, Hauswart).
В Seicento‑Settecento в корпоранты вошло множество прелставителей благородного сословия, которые принесли с собой дворянскую аксиологию.
Говорят, что к 1763 AD, когда Landsmannschaften впервые провели нечто вроде слета в Йене, в корпорациях уже широко практиковали дуэли.
Изрезанная шрамами физиономия и буйный нрав стали неотъемлемыми признаками настоящего бурша. Многие корпорации обязали своих членов носить оружие.
Ломоносов, обучавшийся в Германии, писал: “Зело задиристы, то и дело в ход пускают кулаки, а то и шпаги”.
Все это конечно раздражало власти, и в 1793 AD на имперском рейхстаге в Регенсбурге землячества запретили, но они продолжали существовать полулегально.
Конечно, нельзя сказать, что попойки, гульба и дуэли были единственными увлечениями корпорантов. В XVIII веке в студенческую среду проникают и тлетворные идеи Просвещения, на своих пирах-коммершах корпоранты обсуждают пути достижения объединения Германии.
Во второй половине Settecento появилась особая разновидность студенческих корпораций — так называемые ордена, по своей идеологии, характеру деятельности и иерархической структуре (система градусов) очень близкие к масонству.
В частности, члены орденов, как правило, давали своего рода обет молчания относительно деятельности корпорации.
К 1770 AD возникли четыре главных ордена — Amicisten, Unitisten, Konstantisten и Harmonisten.
В последнюю корпорацию в отличие от первых трех входили не только студенты (обычно из высших кругов общества), но и бюргеры. В 1778 AD ордена тоже запретили.
В самом конце XVIII века появляются новые ордена — Corps — с очень жесткой процедурой приема и строго регламентированным кодексом чести, требующим обязательного участия в дуэлях (Mensur).
Конечно, пьянство официально не приветствовалось. Эти корпорации уже имели четкую символику (фуражки цветов ордена, перевязи, знамена, гербы, девизы, гимны etc.), которая сохраняется и у современных корпорантов.
Первый Orden die Corps (Onolia) образован в 1798 AD. В числе его основателей были Гёте и Шиллер.
Данная корпорация существует и сейчас, причем в ней до сих пор допустимы дуэли, естественно только внутри союза, среди равных.
Оккупация Наполеоном германских земель еще больше политизировала немецких студентов, усилила патриотические мотивы в деятельности корпораций.
Аполитичность, зацикленность на ритуалах и попойках, равнодушие к общегерманской идее, царившие в Landsmannschaften, а также элитарность орденов ушли в прошлое, уступив место новому типу корпорации — Burschenschaften (братства буршей).
Ритуалы остались теми же, но основным содержанием деятельности новых корпорантов стала борьба за изгнание французов и объединение Германии. Одним из основателей нового движения явился выдающийся драматург и поэт Генрих фон Клейст.
В 1810 AD при его активном участии был принят устав Подлинного братства буршей (Urburschenschaft), провозгласивший борьбу за единую Германию главной целью корпорации.
Все остальные ордена и Landsmannschaften объявлялись чуть ли не предательскими. Во время Освободительной войны 1813‑1815 AD многие корпоранты пошли сначала в партизаны, а потом в войска антинаполеоновской коалиции.
Бурши выступали за объединение Германии как восстановление Великогерманского рейха. При этом часть корпорантов (тайное «Чёрное общество») являлись приверженцами насильственных методов борьбы за единый фатерланд.
В 1815 AD было основано первое Urburschenschaft — корпорация Teutonia Halle.
Корпоративными цветами здесь стали цвета мундиров, в которых отряд йенских корпорантов отправился воевать с Наполеоном (черный, красный и желтый), — цвета нынешнего флага Германии.
золотой, символ совести и чести, чёрный, символ твёрдости и постоянства, и красный - символ братства.
Корпоранты из Teutonia Halle провели несколько слётов, ставших фактически манифестациями за единую Германию. Важнейшим явился слет в Вартбурге в 1817 AD, посвященный трёхсотлетию Реформации и трехлетию Битвы народов под Лейпцигом.
Политическая деятельность корпорантов начала беспокоить царствующие германские дворы, и прежде всего Вену, которую немецкие патриоты считали главным врагом объединения родины. В 1819 AD, после убийства чёрным корпорантом Карлом Людвигом Зандом писателя Августа фон Коцебу, австрийского вельможи, состоявшего на русской службе, Teutonia Halle была запрещена, а её членов начали преследовать.
Тем не менее в 1827 AD в Бамберге было создано Всегерманское братство буршей (Allgemeine Deutsche Burschеnschaft), объединившее и студентов, и гимназистов.
В нем сразу же обозначились два течения: либеральное — арминии (Arminen) и радикальное — германцы (Germanen).
Тем не менее Всегерманское братство как единое образование сохранилось вплоть до его запрета в 1848 AD из‑за участия корпорантов в событиях.
Либеральные Burschеnschaften превратились в организации с чисто социально-культурными функциями. В 1883 AD они объединились во Всегерманский союз буршей (Allgemeiner Deutscher Burschenbund).
Дуэли его членам были запрещены. Позднее в этот союз вступили католические корпорации. Первая из них (Bavaria) была образована в 1844 AD (существует до сих пор). До этого корпорации создавали только протестанты. В 1864 AD родилась первая австрийская католическая корпорация Austria. Дуэли католикам тоже не разрешали.
Либеральные корпорации принимали к себе иностранных студентов и евреев. Так, Франц Кафка во время учебы в Пражском университете вступил в корпорацию “Галерея”. Впрочем, в Праге действовала и чисто еврейская, ультранационалистическая корпорация, студентов‑сионистов, которая сначала называлась “Маккавеи”, а с 1899 AD — “Бар-Кохба”. Студенты-иностранцы организовывали и свои корпорации, причём с правом на дуэль.
Дуэльные корпорации традиционного толка оформились в 1864 AD в Kartell, преобразованный в 1870 AD в Der Allgemeine Deutsche Burschenbund c уставом, проникнутым воинским духом, пропагандировавшим восстановление старогерманских нравов. Членами одной из таких корпораций Borussia были Отто Бисмарк и Вильгельм II.
Известны дуэльные корпорации Garcinia, Borussia и Montania.
Дрались на эспадронах, гарды которых были окрашены в цвета корпораций, дрались, вероятно, с единственной целью повышения статуса в иерархии.
Эти поединки, несмотря на обилие крови, редко приводили к гибели их участников ( ну если не случайный выпад в подмышечную артерию).
Существовали два типа Schläger -поединков.
- Первый практиковался в 1808-1870 AD. Борьба до “ первой крови” или "Anschiss" ( бальная система). Неподвижная позиция "pede fermo". Цель поражения –голова, торс, оружие противника
- Второй, так называемая система "gedeckte Hiebfechten", практиковалась в период когда власти активно вели борьбу с поединками и исключали фехтование из учебных программ университетов в 1860- 1900-е AD. С целью уменьшить количество поединков со смертельным исходом.
Подробно о правилах проведения поединков можно прочитать в статье J. Christoph Amberger : Time and Space
The intellectual foundations of German schlägerplay (Не забывая, что автор англосакс, со всеми вытекающими)
Рубец через всю щеку, от уха до угла рта, считался особенно почётным. В Пруссии обладатель “доброго” шрама имел больше шансов на продвижение по службе, чем владелец диплома с отличием. Барышни из общества охотно отдавали свою руку бывшим студентам с украшенными шрамом физиономиями.
Цитата о корпорациях:
“Они создают традиции, объединяющие отцов с сыновьями, укрепляют национальное самочувствие, прививают навыки, необходимые в буржуазной среде и, наконец, снабжают шрамом на носу или под ухом, как штемпелем принадлежности к господской расе”.
Иллюстрацией к данной цитате могут служить “Будденброки” Томаса Манна, где он описывает чувства своего персонажа — фукса Дидериха, когда ему поручили прислуживать авторитетному буршу Вибелю из корпорации Neue Teutonia:
“И вот Дидериху дозволено служить ему, он лейб-фукс, телохранитель Вибеля! Он постоянно присутствовал при его утреннем вставании, собирал принадлежности его туалета и, так как Вибель неаккуратно платил за квартиру и не пользовался расположением хозяйки, варил ему кофе и чистил штиблеты. В награду ему разрешалось повсюду следовать за Вибелем. Когда Вибель уединялся в уборной, Дидерих стоял снаружи на часах и жалел, что при нем нет ружья, которое можно взять на плечо”.
Говорят, что некоторые корпоранты поддержали национал -социалистов.
А вот Allgemeiner Deutscher Burschenbund был запрещён Гитлером и возобновил свою деятельность только после войны (что могло быть общего у правых, и особенно католиков, с лавочниками и бесноватым ефрейтором, дасу, которого, ну скажем так "асуры" играли в тёмную).
Говорят, что существует он и сейчас, объединяя свыше 130 корпораций.
Пишет max_at о живой традиции боевой системы Schläger:
“..Основная часть поединков связана с повышением статуса в студенческой общине. Ну и конечно же оскорбления и дуэли.
Во времена нацисткой Германии все подобные движения попали под запрет (разрешён был только гитлерюгенд), самые активные участники попали в концлагеря. Сразу после войны началось восстановление.
Сейчас некоторые подобные студенческие объединения закрылись или разорились, но многие (особенно те, что в мелких студенческих городках) продолжают существовать и поддерживать свои традиции, в том числе и фехтование…”
“..Burschenschaften существуют до сих пор и практикуют поединки на Schläger, мне приходилось на них присутствовать. Бурши отличаются более традиционными правилами.
Кроме того существуют Corps - отдельное объединение студентов, с центром в Bad Kösen с более либеральными правилами. Так же практикуют фехтование.
Оба типа организций объединяют студентов немецкоязычных университетов (правда с недавнего времени к ним присоединились возрождённые прибалтийские Corps, но это скорее декоративные организации), практикуют дуэли на специальных спортивных саблях - Schläger. Подобные поединки не запрещены законодательством, но, в основном, на них смотрят сквозь пальцы.
Кроме того существуют Penallen, объединяющие студентов колледжей, профтехучилищ и т.д. и какие-то школьные объединения, они так же фехтуют в той или иной степени, но по модифицированным правилам (можно перемещаться, разрешённы удары по торсу и плечам).
Вообще для Corps, например, существует общий свод правил для фехтования, но в каждой отдельной местности, местные объединения могут, по итогам головования, пересматривать некоторые отдельные правила. Так же широко варьирует количество обязательных поединков для членов таких организаций. От 3 до 10 и более.
Как уже было сказано в вашем посте, раньше подобные объединения были наделены огромной властью в университетах. Кроме того, у каждого объединения был свой дом, устроенный по типу общежития. Активные молодые участники объединений могли жить, питаться и пировать практически бесплатно, на пожертвования старых неактивных участников. На сегодняшний день корпорации не играют практически никакой роли в жизни университета, но продолжают существовать и поддерживать традиции. У многих сохранились общежития. В некоторых успешных объединениях насчитывается более сотни членов.
Подобные объединения никогда не поддерживали нацистов, напротив, во многих из них до прихода нацистов было очень много студентов-евреев. В них всегда были сильны патриотические настроениия, но так как после восстановления в 50-х они продолжили оставаться закрытыми для прессы и простой публики, их быстро обвинили в рассадке националистических идей. Это заблуждение сохраняется до сих пор…”