Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Железная дорога духа

Колею на небо проложил Христос,

И Божественная истина положила рельсы -

От Земли до Неба протянулась колея,

В Жизнь Вечную уходит она...

Божья Любовь - огонь, Истина - пар,

Вот от чего работает Машина и двигает Поезд.

Все Вы, кто едет в Рай,

Придите ко Христу, в Нём пребывайте,

Занимая места в Первом, Втором и Третьем классе -

Каясь, Веруя, Святясь...

Скорее, бедные и грешные, уже пора

На всякой Станции,

Покаявшись и отвратившись от греха,

Садиться на Поезд в Вечную Жизнь

Есть политический фронт, а есть технический фронт, который выполняет те же функции, что и политический. Только про него знают меньше. Он не декларирует своих намерений, за него это делают политики.

Но он определяет все реальные возможности страны. Технологический фронт един и охватывает всё целиком.

Изменения в технологической сфере всегда провоцировали перемены в экономической, социальной, культурной, психологической, политической и военных сферах.

Есть мнение, что модернизацию (квалитативную реорганизацию гео –био –социо – агро –техно - ценоза из одного структурного состояния в другое) l'Époque moderne postérieure I следует рассматривать как двигатель перемен, а не как составляющую сумму составляющих её частей (30 –40 обязательных и связанных друг с другом преобразований) или стадий общего процесса.

Этот двигатель развития надо было сначала запустить, потом разогнать и наконец довести до той критической точки “старта”, когда вся “машина” переходит в принципиально иной вид движения.

Для наглядности можно  сравнивать этот процесс с локомотивом на паровой тяге.

  • в этом процессе можно выделить долгий период подготовки, когда котёл уже разожжён и набирает необходимо достаточный уровень давления пара
  • затем наступает драматический переломный момент начала движения, когда сила пара, действуя на поршень, приводит в движение колёса
  • затем фаза консолидации движения, когда локомотив, сотрясаясь набирает скорость среди грохота. похожего на стоны
  • и, наконец, великолепный этап равномерного движения, когда локомотив летит по рельсам на пределе своей скорости и возможностей.

На протяжении  l'Époque moderne postérieure I правительства европейских держав настойчиво стремились создать такие условия, когда их страны перешли бы от “экономического” зажигания, “запуска” к “старту” всего общества.

  • некоторым это удалось (но и из них некоторые “локомотивы” были отправлены “под откос”, в результате  “диверсии”, или задвинуты на запасные пути) 
  • другим не удалось
  • у некоторых просто не было условий для успеха

Два разных примера, два основных пути иллюстрируют Англия и Франция.

Перемены в английском обществе не знают аналогов в Европе.

Это фактически скрытая социальная революция, слитая с технической революцией, которая и есть единственная революция  l'Époque moderne postérieure I, а  не то возбуждение толпы и вспучившейся грязи, которое от Бастилии до садов Тюильри, затем от Вальми до Аустерлица, Байлена и Москвы небезуспешно пыталось сбросить Францию и континентальную Европу с рубежей эволюции.

Катастрофический взрыв конца Settecento -начала Ottocento  крушит, бьёт, ломает, по всей социальной лестнице он вызывает самые ретроградные рефлексы отказа от роста.

Словом, он задвигает далеко на второй план ту часть Европы, которая наряду с некоторыми районами Англии  -Ланкашир, Йоркшир, Чёрная страна (промышленные районы Средней Англии), Тайнсайд (конурбация с центром в г. Ньюкасл), Клайдбанк и Южный Уэльс, - обладала привилегией самых прекрасных достижений, высокоразвитые районы:

  • вдоль оси Париж-Лион –Марсель во Франции
  • вдоль оси Льеж –Роттердам в Нидерландах
  • по оси Рейнская область –Рур –Берлин –Саксония –Силезия в Германии
  • в Богемии –Вене –Будапеште в Австро –Венгрии
  • в Ломбардии в Италии

После того одиночного старта Британии большинство стран северо-западной Европы последовали за ней лишь в середине Ottocento:

  • сначала Бельгия и Голландия
  • потом Пруссия, Пьемонт и Франция

К “fin de siècle” Британия постепенно уступает своё ведущее положение объединённой Германии, не только имевшей большие ресурсы, но и обладавшей большим динамизмом.

Российская империя, несмотря на исключительный контраст между отдельными регионами, стремительно развивались в направлении модернизации в последние десятилетия l'Époque moderne postérieure I.

Грандиозные, массированные  инвестиции Франции и Бельгии в Россию подхлестнули беспримерный рост протяжённости железных дорог, промышленного производства и внешней торговли.

Из страха перед динамично развивающейся Германией державы стали подстёгивать политическое сближение с Россией

По уровню технологического развития можно выделить шесть этапов развития общества в исторический период:

  • фазовый переход –первый этап аграрной революции, металлургия и города, новые источники энергии и новый  уровень энерговооружённости
  • “традиционное общество” - сельскохозяйственное производство с иерархической социальной структурой, властью землевладельцев,  уровнем науки и техники до “математизации мира”  и “ментальной революции”; освоение пространства и переход популяционного барьера 
  • “переходное общество” (или “подготовка к взлёту”) - создание предпосылок для резкого ускорения темпов экономического роста: в производстве начинают применяться новые технологические открытия, увеличиваются капиталовложения, появляется “новый тип предприимчивых людей”, возникает централизованное суверенное государство; транспортная, энергетическая и коммуникативная революции; второй этап аграрной революции 
  • “взлёт” (take-off) - период промышленного переворота, ведущего к повышению доли накопления капитала (капиталовложения растут с 5% до 10% национального дохода) и резкому экономическому росту (особенно быстро во вторичном секторе), радикальному изменению методов производства. Именно эта динамичная фаза является ключевой в переходе от “традиционного” к индустриальному обществу
  • “зрелость” - бурное развитие промышленности, дальнейшее повышение уровня капиталовложений (до 20% национального дохода), широкое внедрение достижений науки и техники, рост городского населения до 60-90%, увеличение доли квалифицированного труда, новые источники энергии, электрометаллургия 
  • недолгая фаза “высокого массового потребления” - основными проблемами общества становятся проблемы сбыта и потребления (а не производства, как раньше), поэтому главными отраслями экономики выступают сфера услуг и производства товаров массового потребления, возникают новый средний класс и “социальное государство”
  • стадия “поиска качества жизни”, перед новым фазовым переходом

Ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке.

Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер - в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться.

Страны “границы” , то есть районы переселенческой экспансии и навёрстывания экономического отставания, заимствуют опыт передовых стран “центра” и имеют шансы догонять или даже перегонять их.

Например, хотя в Северо –Американских штатах  "take-off" промышленности произошел примерно на 50-70 лет позже, чем в Великобритании, но к фазе “высокого массового потребления” Америка подошла на несколько десятилетий раньше Соединённого Королевства.

Европейский империализм разделил европейские народы на те, которые оказались “imperiumgültig” (“заслуживающими статуса империи”), и те, которые этого не заслуживали.

Одной из пяти великих держав  в предвоенный период (перед панъевропейской гражданской войной 1914 -1945 AD) была Российская империя.

Диспропорции  и неустойчивость, вызванные стремительным развитием, компенсировались неистощимым запасом сил и энергии.

Давно уже о ней было сказано (Алесксисом де Токвилем и другими), что только Россия сможет в будущем бросить вызов Северо -Американским Штатам.

У России была самая большая на планете консолидированная территория государства, самое многочисленное население в Европе и мощная армия.

Для Европы она была главным экспортёром сельскохозяйственной продукции и, при её сказочных ресурсах полезных ископаемых, главным реципиентом внешних инвестиций.

В культурном отношении Россия взошла сияющей звездой на небосклоне Европы.

Русский язык, прежде имевший ограниченную литературную традицию, неожиданно возмужал и расцвёл.

Русские писатели Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский и Чехов были причислены к гигантам мировой литературы.

Благодаря творчеству Мусоргского, Чайковского, Римского -Корсакова etc., русская музыка стала непревзойдённой.

Русский балет и театральная школа Станиславского стали ведущими в своих областях.

Аграрные реформы 1906 -1911 AD предоставили крестьянам мобильность и средства для покупки земли.

В глазах европейцев “болезни роста” нивелировались блеском царского двора, а также громадным потоком русских аристократов, купцов, инженеров, артистов и профессоров, которые полностью интегрировались в жизнь Европы во всех её аспектах.

Считалось, что политически Россия сделала серьёзный шаг вперёд после 1907 AD.

Так называемые “национальные проблемы” на окраинах или пресловутый “крестьянский вопрос” совсем не воспринимались всерьёз широкой публикой, так как совершенно не были заметны.

Больше всего не доставало стабильности, и побочные эффекты внешнего противоборства постоянно провоцировали внутренние кризисы.

Так называемые “революции”, как и войны, есть фактор политики внешней.

Соответственно никакая внутренняя политика сама по себе неспособна защитить страну от “революции”. Потому что никакой “рабочий”, “крестьянский” или “национальный” вопросы к собственно “революции”  отношения не имеют.

Для того, чтобы Россия могла реализовать свой громадный потенциал, ей нужен был бесконечно долгий мир в Европе.

В отличии от кайзера Германии и его двора, у нас правящие круги считали, что Россия сможет занять доминирующее положение в политике и экономике Европы мирным путём.

Международный опыт показывает, что страны с близким  потенциалом развития реализуют свой потенциал неодинаково результативно.

Причины этого - прежде всего в различиях их институциональной сферы.

Устройство национальных институтов (эксперименты классово - расового социализма, нестабильный политический и социальный климат,  симулякры системообразующих институтов, извращённый культурный ландшафт etc.) может быть как локомотивом (как в случае с Россией и Германией “Fin de siècle”), так и тормозом развития - как в случае :

  • России, после 1917 AD
  • Германии и Австро -Венгрии, после 1918 AD

 l'Époque moderne postérieure I заканчивается тем, чем началась.

Катастрофический взрыв  1914 -1921 AD  крушит, бьёт, ломает, по всей социальной лестнице он вызывает самые ретроградные рефлексы отказа от роста и небезуспешно пытается сбросить  Восточную и Центральную Европу с рубежей развития.

Словом, он задвигает далеко на второй план ту часть Европы (сектор австрийский, германский, российский), которая наряду с Англией обладала привилегией самых прекрасных достижений.

И собственно, все последующее события (L'époque dite des “Seigneurs de la guerre chinois” 1917 -1950  AD etc.) на Дальнем востоке были вызваны этим ослаблением восточного фланга Европы (вызванного крушением европейских государств, обществ и династий восточнее оси Гамбург -Триест)

Ведь не “Балканы”, а “Дальневосточный вопрос” стал главным запалом мировой войны 1914 -1945 AD

а чьи стихи в эпиграфе?
Надпись на нагробии Уильяма Пикеринга и Ричарда Эджера, умерших 24.12.1845.
Собор Эли, Саут Порч