Подчеркну: речь идёт о самой песне, а не, скажем, о людях, её написавших. В те далёкие времена, когда её прослушивание по соответствующим дням было почти обязательным, хороший армянский композитор Давид Тухманов ещё не эмигрировал в Германию и уж тем более не судился по поводу использования мелодии ДП в качестве звонка для мобильника. Вальяжный Лещенко слегка раздражал, но не более того. Об авторе слов, Владимире Харитонове (человеке в высшей степени интересном: фронтовик, медаль "За отвагу", потом МГИМО, потом - автор слов едва ли не сотни советских песен) я тогда вообще не знал: "слова типа народные". Тогда вообще существовала негласная иерархия: "главным" считался исполнитель, вторым - композитор, а уж кто слова нацарапал - обычно не помнили. Ну да это в сторону.
Чем, собственно, не нравился ДП? Никаких внятных причин не любить её у меня не было. Вернее, были, но всё какие-то мелкие. Да, официоз: "к тридцатилетию Победы". Да, музыка сильно отдавала банкетным залом. Но ничего плохого в этом не было: ну, банкет, "что плохого". Да, несмотря на "слёзы на глазах", песня была бравурной до тошноты, но этим страдала вся советская эстрада. Да, песню крутили чаще, чем надо - но, опять же, из того, что крутили, она была далеко не худшей. И т.п.
Сейчас говорят, что эта песня была и остётся "гимном ветеранов". Не знаю, не знаю: я как-то не помню особой любви ветеранов - тех, которых помню - к этой песне. Они её считали новоделом и не любили. Опять-таки, ни о чём дурном это не говорит: понятное дело, воевавшие люди предпочитали то, что пелось в 1943-м году тому, что было сочинено в 1975-м. К тому же многие из этих стариков откровенно недолюбливали всё "брежневское" вообще (а уж брежневские звёзды все до единого считали личным оскорблением) - так что эта неприязнь могла быть и наведённой.
Но дело было не только в этом. Например, именно эта песня почему-то легче всего поддавалась травестированию. Что-то в ней буквально взывало к тому, чтобы поменять несколько слов и "пустить райкина". Причём поддавались на это вполне себе приличные люди: после первых ста даже серьёзных мужиков в костюмах при галстуках какой-то чёртик тянул за язык залепить что-то вроде "этот День Победы водкою пропах" и т.п. "Тёмную ночь" всегда пели нормально, "в тесной печурке огонь" - тоже (помнится, мой школьный приятель схлопотал от папы, человека интеллигентного и смирного, увесистый подзатыльник как раз за переиначенный вариант этой песни). А вот ДП... Нет, что-то в ней было не так. Но я не понимал, что именно.
При всём том существовал, однако же, слой людей, к которым эта песня как-то очень подходила: такие боровякастые дядечки-солидолы, занимающиеся чем-то советски-серьёзным: сейчас такие подались в "крепкие хозяйственники". Тогда у них, впрочем, тоже откуда-то "всё было": машины, дачи, доступ в распределители и знакомства в магазинах. Многие по возрасту могли бы воевать, но не воевали - зато любили охоту и рыбалку. Вот у этих песня была в чести. Эти её даже пели - пару раз слышал, случайно попавши на подобные пиры. Пели, правда, как-то... трудно объяснить, что было нехорошего в нетрезвом застольном хоре. Но вот чуялась однако, какая-то мыслишка, какая-то объединяющая поющих то ли хитринка, то ли усмешечка, понятная только посвящённым.
И только потом, очень поздно, до меня дошло, что "День Победы" - это, по сути, гимн тыловиков, гимн "солдат ташкентского фронта".
Если внимательно прочитать текст песни, то выяснится следующее. Практически вся лексика, использованная в песне - не военная. Далее, никакие собственно фронтовые или просто военные реалии не упоминаются. Зато чётко маркированы реалии тыловые - тяжёлые, трудные, но всё-таки тыловые. И никак иначе.
Рассмотрим с этой точки зрения самое ударное четверостишие, центр композиции.
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей
Дни и ночи битву трудную вели
Этот день мы приближали как могли
Что тут, собственно, сказано? Про мареновские печи, надеюсь, всё ясно: это глубокий тыл. Интересно, однако, что Родина-то ("сама") находилась именно там, "у печей" (а не, скажем, на фронте, или хотя бы "при обозе"). Опять же, не поймите неправильно: эта кошмарная работа, конечно, тоже была подвигом - но, как ни крути, подвигом трудовым.
Далее, про "битву трудную" тоже всё ясно: так никто и никогда не скажет про настоящий бой, зато в рамках в советской лексике с её ежегодными "битвами за урожай" это словосочетание маркировано однозначно: речь идёт опять же о труде - очень тяжёлом, жестоком, но всё-таки труде.
Потом рефрен - "этот день мы приближали как могли". Солдат никогда не скажет про себя - "я приближал Победу", он скажет - "я победил", "я воевал". Но не "приближал". Слово "приближали" может относиться только к помощникам, к тем, кто "помогал, трудился и способствовал изо всех сил" Победе, но никак не к самим победителям.
Что упомянуто в остальных куплетах? "Версты, обгорелые, в пыли": дороги эвакуации лета 1941-го: пыль, жара, бомбёжки. Жуткие дороги, да. Но это всё же не страшные фронтовые сугробы зимы 1941-го, не развалины городов, не мокрая окопная глина. "Вёрсты обгорелые в пыли" воспоминались тем, кого увозили вглубь страны.
И только третий куплет "вроде бы про войну". Но опять же остаются зацепочки: да, возвратились не все. Но это довольно двусмысленное высказывание. Кто-то погиб на фронте. Кто-то умер у тех самых печей, потому что у него украли карточку, а все золотые вещи были уже обменяны на хлеб[2] Некоторых же просто не отпустили от тех самых печей - по разным причинам: кто-то был нужен на производстве, а у кого-то московскую комнатёнку заняли люди почище. Крепко застрявшим в Средней Азии и в самом деле хотелось "босиком пробежаться по росе" - очень понятное желание, без всяких шуток...
От "фронтового" остаётся только абстрактно-геополитическое "пол-Европы прошагали, пол-Земли", да ещё упоминание про порох. Да, порох. То есть запах.
Оговорюсь. Я не то думаю, что фронтовик Харитонов вот так прямо сознательно сел и написал Гимн Тыловиков - ради, ну я не знаю, какой-то идеологической диверсии, яко "окуджава" какая. Нет, ничего подобного, конечно. Просто все причастные к созданию этой песни были очень неглупыми и весьма успешными людьми, чующими конъюнктуру.
А конъюнктура тогда - в 1975 году - была следующая. К концу шестидесятых остатки сталинского проекта были окончательно ликвидированы. Сталинская армия - та самая армия победителей - была разрушена Хрушёвым и окончательно обеззубела при Брежневе. Доминантой советской внутренней и внешней политики стала "борьба за мир", то есть "разрядка любой ценой". Основной же реальной советской идеологии для внутреннего потребления стал пацифизм с его двумя лозунгами - "Миру - Мир!" (официально) и "Лишь Бы Не Было Войны" (реально). Легитимность брежневского правления целиком стояла на этом самом "ЛБНБВ". "Ну да, всё у нас хреново - зато мы не воюем"[3].
Не следует видеть в этом только одну лишь злую - или, наоборот, дряблую - волю дорогого товарища Леонида Ильича. Советский пацифизм имел серьёзные социальные корни и опирался на могучую социальную базу. А именно - на поколение людей, помнивших войну, заставших её, но не воевавших на ней: либо по возрасту, либо по другим причинам.
Повторяю, это объективный процесс. Именно этот слой всегда поднимается после большой войны. Он идёт вслед за поколением победителей, прорастая сквозь него, как трава сквозь асфальт. Но, в отличие от следующей генерации - невоевавших "шу(ст)риков"[4] - этот слой людей всегда связан с войной как с определяющим фактором их идентичности.
Понятно и то, почему социальным авангардом "невоевавших, но заставших" стали именно тыловики, причём вполне определённой проды - тыловое начальство, имеющее свой этос, свои навыки руководства и подчинения, свои представления о том, как "дела делаются". Те самые дядечки, которые лихо закладывали за воротник и любили охоту и рыбалку, были именно из этой породы.
Теперь можно сказать, в чём же состояла их маленькая тайна. Они все понимали, что выжили за чужой счёт. Они немного стыдились этого, а немного и гордились: выжить даже в тылу было не очень просто, а уж вернуться и устроиться - тем паче. Но и они нуждались в какой-то форме признания своих заслуг. Точнее, не своих лично - а заслуг всего этого промежуточного поколения, которое помнило войну, даже участвовало в войне, но под пулями не лежало.
В этом смысле "День Победы" попал, что называется, в точку. Отсюда и сопротивление конкурсной комиссии, почуявшей "не то". Но отсюда же - и последующий триумф. Отнюдь не удивительно, что триумф этот состоялся не где-нибудь, а на гастролях Лещенко в Алма-Ате, то есть одном из крупнейших центров эвакуации[5].
В дальшейшем поколение "невоевавших, но помнящих войну" приняло эту песню. Им было не стыдно её слушать: в ней не пелось ни о чём таком, к чему они не были бы лично причастны.
Разобравшись с этим делом, я стал относиться к песне несколько лучше. Да, не фронтовая, и не фронтовикам посвящённая, она имела свой смысл и свой законный пафос. Плохо было то, что её и в самом деле сделали "главной официальной песней Победы" - это, похоже, была ошибка, сбой культурного кода. Было бы хорошо, если бы её воспринимали именно как гимн тыла - тех людей, которые в тяжелейших условиях ковали оружие Победы и которые имели право на свой миф. Но... всё перехватили эти самые излишне хозяйственные товарищи.
Потому-то я не удивлялся, когда узнавал, что песня популярна среди российских скоробогачей эпохи девяностых. Разумеется, они пели её исключительно ради глумления - например, мне рассказывали, как под эту песню отмечали удачно прокрученную схемку тогдашние "коммерсы" из одной структурки, в те времена считавшеся сильной... Здесь уже ничего не нужно было травестировать специально: "райкина подпустили" обстоятельства. Ибо победы их и в самом деле часто попахивали порохом, да и седины на висках прибавляли, да... А потом многие из этих товарищей и в самом деле прошагали - точнее, пролетели и проездили - пол-Европы, а кто и пол-Земли. Кто теперь в США, кто в Австралии, а кто-то прячет награбленное в той же Германии, куда переселился и сам автор песни...
Ну, а кого они победили, мы все знаем.
[1] Сейчас Лещенко и Тухманов рассказывают, что "партийные чиновники" песню, оказывается, "запрещали" и "не пускали в народ", особенно напирая на зловредность комиссии, не пожелавшей "понять и принять" песню. С другой стороны, известно, что впоследствии за каждое 9 мая Тухманов получал отчислений за исполнение "на три автомобиля". К этим темам мы ещё вернёмся.
[2] О тыловом бизнесе типа "хлебушек на золотишко" во время войны мало кто говорит и уж тем более пишет. Между тем, его объём был велик, а вопиющая неэквивалентность обмена создавала огромные возможности для обогащения. Принимали в этом горячее участие многие - начиная от профессионалов, насобачившихся во времена Гражанки, и кончая местными крестьянами.
[3] Манифест советского пацифизма - печально известная песня "Хотят ли русские войны", написанная Евтушенко (!) на музыку Колмановского (который и "Алёшу" сделал). Фактически, это была неофициальная капитуляция "совка" перед милитаристским Западом.
Интересно, что это была единственная широкораспространённая советская песня, где речь шла от имени русских как народа: "не хотели войны" не "советские", а именно "русские". Это было связано со смешной причиной: первая строчка представляла собой псевдоперевод с условно-западного языка: на Западе "советских" обычно называли "русскими".
[4] Я имею в виду героя остроумных гайдаевских комедий, построенных на столкновении карикатурного "очкастого интеллигента" с социальной и/или национальной архаикой, из которых он обычно выходит победителем. Эти фильмы имеют поколенческий смысл: новая генерация советских людей нуждалась в самоутверждении - в условиях, когда создание нового героического мифа было невозможно по идеологическим причинам, а старые (мифы Революции и Войны) стали неотчуждаемой собственностью старших.
[5] Причём не простой, а статусной: именно в Алма-Ату отправляли советскую творческую интеллигенцию: особых производств там не было, зато писалась музыка, рисовались картины и снимались фильмы: туда эвакуировали "Мосфильм" и "Ленфильм", так что во время войны 80% советского кино снималось в этом благословенном краю (включая такие хиты, как "Иван Грозный"). Так что тема "матреновских печей" в алма-атинском контекста приобретала интересное дополнительное измерение.
atrey
May 14 2005, 03:03:16 UTC 14 years ago
Прямо-ни убавить ни прибавить.
Просто удивительно как все мои ощущения полностью совпадают с Вашими.Никогда ещё такого не было(:-).
Как тут говорят-респект!
Подобное кстати было в отношении памятников погибшим(три волны-железные звезды и могилы неизвестного солдата там где они похоронены,
потом маленькие реалистические бетонные фигурки сделанные ещё скульпторами фронтовиками.
Потом герои Ташкентского фронта вытеснили скульпторов военного поколения (особенно хороший пример- ленинградский Аникушин).Кстати песня День победы по первому впечатлению для меня связана именно с ним:в юности впервые услышал её на открытии памятника Ленину на Московском проспекте.
Постепенно ташкентцы всё более борзели и укрупняли свои масштабы,при этом теряя конкретику. И дошли до полного апофигея в Матери-Родине в Киеве.
Ну а Церетели это уже новый, четвертый виток.
azatiy
May 14 2005, 04:27:17 UTC 14 years ago
atrey
May 14 2005, 04:47:37 UTC 14 years ago
На уровне детсада вполне по-моему ничего так...
azatiy
May 14 2005, 05:12:52 UTC 14 years ago
readership
May 14 2005, 03:16:04 UTC 14 years ago
tessey
May 14 2005, 04:01:17 UTC 14 years ago
ystrek
May 14 2005, 10:57:13 UTC 14 years ago
tessey
May 14 2005, 12:39:44 UTC 14 years ago
regenta
May 14 2005, 04:05:53 UTC 14 years ago
leo_zloy
May 14 2005, 04:18:44 UTC 14 years ago
atrey
May 14 2005, 04:50:55 UTC 14 years ago
Иначе б не впечатляло, оставляло бы равнодушными.
maccolit
May 14 2005, 04:38:21 UTC 14 years ago
Небольшую неточность отмечу...
starogitnosti
May 14 2005, 04:38:25 UTC 14 years ago
Re: Небольшую неточность отмечу...
krylov
May 14 2005, 04:52:10 UTC 14 years ago
Примеры:
starogitnosti
May 14 2005, 05:12:57 UTC 14 years ago
вот тут
Печурка:
Это чтоб не набивать. Если бумажные источники подключить - ууу, сколько выйдет;-)))
Ещё вариант
acrolect
May 14 2005, 12:13:27 UTC 14 years ago
Тёмная ночь...
Один пуля застрял в проводах,
Другой пуля всю ночь напролёт
За татарин гонялся.
Что-то жуткое было в этой картине - татарин, всю ночь убегающий от самонаводящегося пули.
Кстати
starogitnosti
May 14 2005, 09:48:26 UTC 14 years ago
Re: Кстати
krylov
May 14 2005, 11:43:14 UTC 14 years ago
Этот День Победой
Водкою пропах,
Это праздник
С вытрезвителем в глазах...
(старое, помню)
Или:
...Всю совчину в рот и жопу мы ебли,
Этот день мы приближали как могли!
(слышал на дем. тусовке)
Да много там вариаций, почти бесконечно.
Нуууууу...
starogitnosti
May 14 2005, 11:54:26 UTC 14 years ago
Кроме того, все Ваши примеры - это явная городская дурость. Массовая культура, то есть. Вы бы еще вспомнили переделки (простите уж за простоватый термин;-)) советских маршей солдатиками типа "Вьется, вьется, в рот оно :%;№тся, а три года впереди"...
Re: Нуууууу...
acrolect
May 14 2005, 12:16:34 UTC 14 years ago
- Это как между транссексуалом и трансвеститом.
Re: Нуууууу...
starogitnosti
May 14 2005, 12:21:20 UTC 14 years ago
Re: Нуууууу...
acrolect
May 14 2005, 19:20:44 UTC 14 years ago
У одной - силиконовые сиськи, у другой - шарики воздушные...
Re: Небольшую неточность отмечу...
atrey
May 14 2005, 04:54:21 UTC 14 years ago
Часто в таких случаях первоначальный вариант -это намек для понимающих, своего рода подтекст, но и для незнающих "что-то этакое" есть.
А жестокий романс-самое народное Оно.
Хм...
starogitnosti
May 14 2005, 05:10:07 UTC 14 years ago
Re: Хм...
atrey
May 14 2005, 06:50:46 UTC 14 years ago
Re: Хм...
probegi
May 14 2005, 10:03:02 UTC 14 years ago
Re: Хм...
atrey
May 14 2005, 10:21:54 UTC 14 years ago
дунаевский конечно яркая личность, и музыка у него яркая.
Думаю что он запретил все же в целях, так сказать, личной самозащиты своего авторства, а не этнической.
Глинка ведь тоже использовал народные мелодии, он даже слово сказал, что музыку создает народ, а композитор только аранжирует.
sdanilov
May 14 2005, 04:55:28 UTC 14 years ago
krylov
May 14 2005, 05:09:42 UTC 14 years ago
ex_evva
May 14 2005, 05:13:30 UTC 14 years ago
Жди)).
sdanilov
May 14 2005, 05:35:06 UTC 14 years ago
Сталину крикнуть: "Спасибо, родной!
Долгие годы живи, не болей!"
Жить стало лучше,
Жить стало веселей!
zhydobor
May 14 2005, 12:00:58 UTC 14 years ago
ex_evva
May 14 2005, 05:18:19 UTC 14 years ago
А недавно я прочитала у какого-то писателя Нюхтилина, что Вставай страна огромная была написана (как и плакат Родина-мать зовет) в феврале 1941, когда Сталин собирался бросить Наши Танки на мирную Европу. Нюхтилин, понимаешь, ржунимагу.
piligrim
May 14 2005, 09:02:24 UTC 14 years ago
atrey
May 14 2005, 11:21:00 UTC 14 years ago
откуда там взялись слова "дадим отпор душителям всех пламенных идей"?
ведь словосочетание "пламенный революционер"-типично советское.
какие "пламенные идеи" душили немцы в 1916 году в представлении автора Боде?
И второй момент: "не смеют крылья черные над Ролиной летать".
тогда в 1916 немецкая авиация не была столь развитиа, чтобы это помещать в песню как один из главных признаков.И быбли ли у немецких самолетов тогда черные крылья?
piligrim
May 14 2005, 11:32:58 UTC 14 years ago
atrey
May 15 2005, 04:10:44 UTC 14 years ago
piligrim
May 15 2005, 06:22:22 UTC 14 years ago
Оказывается, эта байка запущена с подачи Андрея Мальгина.
"Публицист Алла Боссарт как-то заметила: «Андрей Мальгин - милый человек, разводящий дома пираний»."
Яркая характеристика, особенно учитывая личность характеризующую.
Мне, однако, казалось, что я эту версию слышал ещё до 1991 года.
atrey
May 15 2005, 07:30:54 UTC 14 years ago
piligrim
May 15 2005, 07:45:24 UTC 14 years ago
Я тут подумал, почему эта байка кажется правдивой и понял, что причин несколько:
1. Слово "Священная" скорее ассоциируется с Россией эпохи I мировой, чем с предвоенными годами СССР.
2. В тексте песни никак не только не упоминается коммунистическая идеология, но на неё нет даже никаких намёков.
3. Присвоению авторства столько же лет, сколько и самому творчеству. Этот факт никого уже давным-давно не удивляет. Только я знаю двоих людей, чьи произведения очень известны, но фигурируют под другими фамилиями.
4. Ну и вполне обоснованное недоверие к официальной точке зрения времён СССР - естественно, тоже немаловажный фактор.
atrey
May 15 2005, 08:23:55 UTC 14 years ago
Заинтриговали! шепните на ушко, кто сии(:-)
я знаю только одно такое открытие(это открытие месторождений апатита в Хибинах), а вот в области литературы таким знанием не располагаю. а интересно.
Deleted comment
atrey
May 14 2005, 15:09:23 UTC 14 years ago
А если тектсы разные образы разные да ещё и музыка разная-то тогда значит автор Лебедев-Кумач, а никакой не Боде.
ex_evva
May 15 2005, 00:05:07 UTC 14 years ago
Помимо легко заменяемых тевтонских-фашистских и совершенно левых крыльев черных (около 200 самолетиков - ужас, ужас!): какие-либо "идеи" в народном гимне 1915 года - решительно невозможны, так же как абсолютно невозможно неупоминание Веры, Царя и Отечества.
atrey
May 15 2005, 04:04:54 UTC 14 years ago
ystrek
May 14 2005, 10:50:16 UTC 14 years ago
ystrek
May 14 2005, 10:51:48 UTC 14 years ago
atrey
May 14 2005, 11:25:54 UTC 14 years ago
Это были : Марсельеза(по-французски).
И Марш авиаторов(по-русски)
Притом сам он был беспартийный,русский (но бабушка-еврейка).
ystrek
May 14 2005, 11:37:27 UTC 14 years ago
Вот, кстати, нашёл кое-какой материал по теме:
http://mai.exler.ru/mailogo/aviamarch/german.html
Пишут, что изначально это был "Марш берлинской рабочей молодежи".
atrey
May 14 2005, 11:58:49 UTC 14 years ago
Это как коммунисты переделали русскую военную песню " Смело мы в бой пойдем".Только в Германии получается наци переделали коммунистов.
а потом мы их обоих.
ystrek
May 14 2005, 12:09:09 UTC 14 years ago
Deleted comment
atrey
May 15 2005, 04:02:51 UTC 14 years ago
Deleted comment
ex_evva
May 15 2005, 00:13:46 UTC 14 years ago
Ну спиздили и спиздили, нет проблем. sdanilov, намекая на пламенный мотор, изысканно сострил о фашизме заложенном в русскую природу.
мается человек среди нашего швайна, ох, мается...
ystrek
May 15 2005, 10:52:07 UTC 14 years ago
Бросая ввысь свой аппарат послушный
sdanilov
May 14 2005, 05:21:29 UTC 14 years ago
как выяснилось ранее, песни отдельных фронтовиков явно не нравятся
как и славных тружеников тыла
остается уяснить музыкальные предпочтения означенного поколения
john_petrov
May 14 2005, 05:21:39 UTC 14 years ago
klyuev
May 14 2005, 05:50:41 UTC 14 years ago
И это при том что есть достаточно вменяемые и честные песни. Той же группы Любэ, например. "На рассвете в поход уходит рота солдат" чтоб победить и чтобы не умирать (отличная по-моему вещь). Да и "давай за..." тоже класс. Под них почему-то вставать не принято. Причина - та же, что и с "Днём Победы". "Офицеры-россияне" не ложились костьми в Ханкале и Аргунском ущелье, и слушать об этом им как-то неловко. А вот про карьеру и про то как "выжил в Афгане" это да...
Deleted comment
klyuev
May 14 2005, 10:01:54 UTC 14 years ago
krylov
May 14 2005, 11:06:46 UTC 14 years ago
atrey
May 14 2005, 12:01:33 UTC 14 years ago
klyuev
May 14 2005, 12:04:15 UTC 14 years ago
Лучше "За вас, за нас, за десант и за спецназ"...
atrey
May 14 2005, 13:15:59 UTC 14 years ago
lapine
May 14 2005, 07:45:27 UTC 14 years ago
-----------
Вот это да.....
А насчет гимна Вы правы - гимном, пожалуй, является "Темная ночь", хотя какой это гимн - лучшая военная песня, любят многие искренне... я её пою все дни... В школьные годы мне еще "Если б не было войны" казалась очень официальной, а сейчас мороз по коже ...
sdanilov
May 14 2005, 09:05:50 UTC 14 years ago
"Два бойца" (Ташкентская к/ст, 1943 г.)
по сути, гимн тыловиков, гимн "солдат ташкентского фронта"
да и исполнитель/популяризатор явная нерусь ™не моя
lapine
May 14 2005, 09:09:29 UTC 14 years ago
krylov
May 14 2005, 11:35:12 UTC 14 years ago
Песни и фильмы писались и снимались не на фронте (впрочем, есть и фронтовые песни и стихи, но их, понятное дело, знают меньше). "Тёмная ночь" - шедевр военной лирики. Её исполнитель нерусью никак не являлся, хотя был нерусским - соблюдайте уж (tm)...
В общем - тьфу.
Из шестидесятнических песен есть:
oboguev
May 17 2005, 01:23:14 UTC 14 years ago
Нам судьба иное начертала -
Нам, непризывному, нам, не приписному
Воинству окрестного квартала.
Сирые метели след позамели,
Все календари пооблетели,
Годы нашей жизни как составы пролетели,
Как же мы давно осиротели!
Вспомните, ребята, вспомните, ребята, -
Разве это выразить словами,
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами!
Вспомним их сегодня - всех до одного,
Вымостивших страшную дорогу.
Скоро, кроме нас, уже не будет никого,
Кто вместе с ними слышал первую тревогу.
И когда над ними грянул смертный гром,
Трубами районного оркестра,
Мы глотали звуки радости и муки,
Чтоб хотя бы музыка воскресла!
Вспомните, ребята, вспомните, ребята, -
Это только мы видали с вами,
Как они шагали у военкомата
С бритыми навечно головами!"
lapine
May 17 2005, 05:54:38 UTC 14 years ago
Хорошая песня, но не гимн ) это для себя больше.
К Сноске Пять.
egor_zabolotny
May 14 2005, 07:46:36 UTC 14 years ago
prof_moriarty
May 14 2005, 07:49:00 UTC 14 years ago
В общем маразм крылова неограничен сверху.
krylov
May 14 2005, 11:23:52 UTC 14 years ago
stoks
May 14 2005, 15:34:48 UTC 14 years ago
krylov
May 14 2005, 21:11:57 UTC 14 years ago
lartis
May 14 2005, 08:02:08 UTC 14 years ago
Приебаться можно к тексту любой песни - было бы желание обосрать...
И даже если "День победы" - песня тыловиков, то им тоже досталось: мальчишкам у станков и женщинам в русских деревнях.
krylov
May 14 2005, 11:25:05 UTC 14 years ago
Некоторым вы здорово помогаете идентифицироваться...
lartis
May 14 2005, 11:38:43 UTC 14 years ago
"Вот так вот некие сомнения и туманные подозрения, всегда (в моем случае) существовавшие где-то в душе, практически на уровне эмоций, вдруг обрели логику и форму.
Спасибочки!"
atrey
May 14 2005, 12:04:47 UTC 14 years ago
maryxmas
July 22 2005, 07:53:54 UTC 14 years ago
как и в сёлах.
и не только русских.
krylov
July 23 2005, 10:16:53 UTC 14 years ago
Или это вы "из феминизма и украинизма"? Охота была и в этой теме заниматься подобной - - -. Не понимаю, правда.
maryxmas
July 23 2005, 10:35:46 UTC 14 years ago
иначе бы не влезала.
krylov
July 23 2005, 10:48:44 UTC 14 years ago
maryxmas
July 23 2005, 11:08:04 UTC 14 years ago
polian
May 14 2005, 08:04:59 UTC 14 years ago
agasfer
May 15 2005, 01:44:51 UTC 14 years ago
polian
May 15 2005, 07:08:02 UTC 14 years ago
piligrim
May 14 2005, 09:08:00 UTC 14 years ago
Что же касается "Тёмной ночи", то вот воспоминание от вдовы автора музыки:
"Много лет тому назад мы по приглашению Госконцерта, выехали в Израиль на-а выступления. У нас там было 10 или 12 выступлений и концертов. И однажды на каком-то концерте, ну, обычно, там, естественно, как Вам известно присутствуют, как сейчас говорят русскоязычные публика, а это были, м-м, местные аборигены. И Богословский сел и играл свои…, свои песни и в том числе, естественно, «Темную ночь». Попури из своих песен. Сидел играл за роялем. И после концерта, у нас был переводчик. Он, а-а, подходит и говорит: «Вот в Израи…, Вы знаете, Никита Владимирович, израильтяне утверждают, что Вы прекрасно сыграли их любимую песню». Он говорит: «Это, какую же?» А они говорят: «Вайт найт» на английском языке. Это они так называют «Темную ночь», считая ее своей национальной, значит, э-э, еврейской народной песней. Только почему-то она у них называется не «Темная ночь», а «Светлая ночь». Так что, вот был такой случай."
j_russo
May 16 2005, 07:54:38 UTC 14 years ago
К примеру - "Давай закурим товарищ по одной..." звучала в передаче на идиш, контекст, конечно, другой, но и на идиш также предлагалось закурить. Почему бы и нет?
Это, возможно, связано с еврейским доминированием в советской музыке. Как, говорится, композиторы перекладывали то что им матери напевали (а может и компании гостей). Тем паче, что музыка-то и верно хорошая.
piligrim
May 16 2005, 08:45:44 UTC 14 years ago
ukhod
May 14 2005, 09:09:17 UTC 14 years ago
s0tnik
May 14 2005, 09:15:58 UTC 14 years ago
atrey
May 14 2005, 12:10:51 UTC 14 years ago
такие были тогда комсомольцы в 70-80 годы-уже понимавшие, что все катится не туда,иногда желавшие вернуть романтику и понимавшие, что не смогут и не захотят это сделать.
Вообще Пахмутова олицетворяет время рубежа 80-х.
А теперь немного встречного анализа...
starogitnosti
May 14 2005, 09:44:52 UTC 14 years ago
День Победы - как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек
==Потухший костер - это фронт или тыл? Вообще-то непонятно - на фронте костры особо не пожжешь, символом тыла потухший костер тоже не является. Скорее, общекультурный символ.
Дни и версты, обгорелые, в пыли -
Этот день мы приближали, как могли.
==Обгорелые - вообще-то говорит в пользу фронта. Пыль - может относиться и туда, и туда. Но фронтовые дороги - классический военный образ, ко времени написания песни даже не воспринимавшийся уже как метафора: "Эх, дороги, пыль да туман", "Эх, путь-дорожка фронтовая" и т.д.
Про "приближали" - у меня нет четких доказательств, кроме одного соображения: мне кажется, это может быть частью риторической структуры, на которой держится песня: "День... как он был от нас далек..." и в конце каждого куплета "Этот день мы приближали, как могли". Это просто красивая строчка - так, скорее всего, фронтовики действительно не говорили, но формально ничего специфически тылового тут нет. Приближают день победы и фронт, и тыл. Даже, скорее всего, эта строчка придумалась раньше других, вокруг нее писалась песня.
Этот День Победы
Порохом пропах...
==Просто штамп. Обычный штамп. Никакого особого смысла здесь искать не приходится, это обычная военная метафора. И фронт, и тыл
Это праздник
С сединою на висках
==Может быть два толкования: либо вернулись бойцы, поседевшие на фронте - либо имеется в виду седина, которая как раз в 60-х начала появляться на фронтовиках, ставших ветеранами. Если первое - то, безусловно, это про фронтовиков.
Это радость
Со слезами на глазах.
==Штамп, бессодержательная красивость.
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей,
==А вот это - в пользу фронта. Потому как не первое, а третье лицо. Кроме того, разве солдат в окопе не чувствует себя в отрыве от Родины? Мне кажется, вполне (хотя, понятно, в окопе не сиживал, не знаю). По крайней мере, однозначно в пользу тыла толковать эти строчки не получается.
Дни и ночи битву трудную вели,
Этот день мы приближали, как могли
Официальный штамп. Ведет родословную от сталинских речей, безусловно признающих заслуги тыла. Про семантику слова "трудный" - согласен с Вами. На то и куплет, посвященный тылу.
Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе!
==ФОрмально "возвратились не все" можно трактовать как "остались где-то". Но в поэтическом языке - это избитый штамп, метафора смерти, которая даже не видится уже метафорой. Про босиком по росе - это точно такой же образ Родины (как ветла у ворот, старый дом в кустах смородины и так далее...).
Пол-Европы прошагали, пол-Земли,
Этот день мы приближали как могли!
==А вот тут-то точно фронт! Потому как пол-Европы тыловики не прошагивали. ХОтя - несомненный штамп, относящийся скорее ко всему "советскому народу".
Резюме: на мой взгляд и исходя из текстуальных особенностей песни, она никак не является гимном тыловиков - это составленный из общераспространенных на тот момент штампов гимн "подвигу советского народа". Кстати, именно с брежневского празднования 20-летия Победы началось стирание различий между разными категориями нынешних "участников ВОВ", каковые различия в послевоенные годы были весьма и весьма явственными: фронт/тыл, разведка/пехота/флот и т.п.
Re: А теперь немного встречного анализа...
atrey
May 14 2005, 12:13:40 UTC 14 years ago
То есть это окуджавское.
Б-же, какая х-ня...
agasfer
May 15 2005, 01:50:46 UTC 14 years ago
Re: Б-же, какая х-ня...
atrey
May 15 2005, 04:35:00 UTC 14 years ago
"Фраза -забутовка" вставляется обычно не абы какая, а показывающая ментальность автора.
У разных авторов "само собой вставится" разная фраза.
И чего?
starogitnosti
May 15 2005, 06:17:34 UTC 14 years ago
Re: И чего?
atrey
May 15 2005, 07:20:24 UTC 14 years ago
тем более что я особенно не в курсе жизни и деятельности лично Тухманова.
Скорее можно было бы обозначить "уголек в туристском костре" как типичную культурную реальность того времени, когда писалась песня, и той среды, которая стояла тогда у руля в СМИ и в кругах интеллигентских "властителей дум", для которых эта песня и сочинялась.
Здорово!
rodnyk
May 14 2005, 09:48:41 UTC 14 years ago
Спасибочки!
Re: Здорово!
probegi
May 14 2005, 10:09:02 UTC 14 years ago
хехе
Что, гондурас зачесался?
rodnyk
May 19 2005, 07:54:50 UTC 14 years ago
Не, у меня все в порядке.
probegi
May 19 2005, 08:35:57 UTC 14 years ago
хехе
Ужо накрутили... Красота.
probegi
May 14 2005, 09:57:40 UTC 14 years ago
А фальшивые песни за праздничным столом поются особенно хорошо, особенно на такую серьезную тему. Ну, это отдельный феномен, но именно этот фактор и объясняет ту малую толику "народности" этой поделки.
хехе
Свещенная война
mikchailov
May 14 2005, 11:09:51 UTC 14 years ago
Ничего более сильного, чем "Свещенная война" не слышал.
Когда включаешь именно ту? оригинальную запись мужского сурового хора - мурашки по коже всегда.
Именно поэтому чуть не заплевал телевизор 9го числа, когда эту песню Бабкина и Ко извратили в колыбельную.
Re: Свещенная война
krylov
May 14 2005, 11:52:26 UTC 14 years ago
Re: Свещенная война
ukhod
May 14 2005, 13:53:05 UTC 14 years ago
atrey
May 14 2005, 12:16:32 UTC 14 years ago
Говорил что солдаты после боя спят так крепко, что никакие соловьи их не разбудят.
archmag
May 14 2005, 12:54:23 UTC 14 years ago
Как сыпь при лихорадке - стало появляться громадное количество
плакатов и лозунгов патриотического содержания. Это были бумажные или
текстильные полотнища стандартных размеров, на которые типографским
способом нанесены были рисунки и слова, доносящие до масс неизбывную
мудрость Императора. Мудрость эта выражалась обычно в нескольких словах,
затрюизированных до потери смысла, поскольку к составлению лозунгов
требования предъявлялись чрезвычайно жесткие: недопущение двоякого
толкования, подбор слов таким образом, чтобы исключить возможность
непристойной рифмовки, возникновения каламбуров и преднамеренного или
случайного извращения смысла путем изменения или перестановки знаков
препинания или, скажем, ошибок и описок при написании слов. То, что при
этих манипуляциях мудрость Императора ужималась до размеров житейской,
типа: "Чисти зубы только своей зубной щеткой!" - никого не волновало.
Поговаривали, что в подвалах Министерства пропаганды содержатся на
полковничьем пайке два десятка завзятых зубоскалов, которые поначалу
отправлены были на каменоломни, но потом переведены оттуда специально для
обкатки лозунгов и плакатов политического содержания. Это походило на
правду: и потому, что выходящие из Министерства лозунги были совершенно
неуязвимы для осмеяния, и потому, что только завзятые саботажники могли
дать зеленую улицу таким перлам: "Герои! Ваш ратный труд - это наша
гордость!", "Чистое тело солдата - первейший долг интенданта!" и, наконец,
красочному плакату: солдат в мундире хватает за руку повара, чистящего
картошку, и подносит ему под нос огромный кулак; крупными буквами надпись:
"Мы себе не враги!!!"; мелкими, пониже: "Снизим количество
картофелеотходов на душу населения!"
agasfer
May 15 2005, 02:00:41 UTC 14 years ago
Ваша оценка ситуации 1975 г тоже неверна, но об этом как-нибудь в другой раз.
Отмазка не проходит
atrey
May 15 2005, 07:26:39 UTC 14 years ago
"Обычную халтуру" не будут петь миллионы несколько поколений.
как там у Геббельса-"можно обманывать долго малое количество людей, можно недолго обманывать весь народ, но так чтобы и то и другое-нельзя".
То есть это не халтура-обманка, -а вещь, довольно точно выражающая именно ощущения целого довольно большого и влиятельного слоя людей.
И в анализе причин, приведших наше общество к его сегодняшнему состоянию -такие произведения-"индикаторы" очень много могут дать.
Крылов прав. спасибо ему огромное.
krylov
May 15 2005, 09:39:16 UTC 14 years ago
snigir
May 15 2005, 10:08:32 UTC 14 years ago
В тексте нет ни одной приметы именно нашей Родины. Легко можно представить исполнение "Дня Победы" в Германии в 1940 году, после взятия Парижа.
Пол-Европы прошагали, пол-Земли
Вот, кстати, история, как Чермен Касаев спасал песню маленькой кавказской хитростью:
http://nvo.ng.ru/printed/notes/2002-04-26/8_victory.html
odiemus
May 16 2005, 07:53:54 UTC 14 years ago
Но зато очень показательно!
poruchik_sr
May 16 2005, 11:59:24 UTC 14 years ago
другой пуля вся ночь напролет за мой жопа гонялся
greena
May 9 2006, 06:51:33 UTC 13 years ago
bespechnoepero
May 26 2005, 16:16:00 UTC 14 years ago