Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

Арсений Чанышев умер

3-го августа. Я не знал.

Очень жаль старика. Хотя - прожил долго. И, в общем, с пользой. Доктор философских наук, профессор кафедры Истории зарубежной философии философского факультета МГУ, член Союза писателей России, лауреат Ломоносовской премии. Вполне.

Я слушал его лекции по философии - Чанышев уже был совсем старенький, шамкал, заговаривался. Безобидный симпатичный дедушка. В голове уже водились... не тараканы, нет - мухи. Белые такие мушки. Старость. Бывает.

Иногда приходил в себя и говорил дельное.

Некоторые запомнившиеся фразы:

Об Аристотеле:

Я думаю, он был инопланетянином. Или компьютером. Человек так мыслить не может.


О советской философии:

Мы были жрецами, философами, жрецами... Теперь у нас есть свобода, но у нас нет власти...


О свободе:

Свободнорождённый может убить раба, и ему ничего за это не будет. Это есть определение свободы.


Много ещё говорил, я не запомнил.

Он ещё писал стихи и подписывался "Арсений Прохожий". Под старость ударился в политику и отдавал своё политическое-поэтическое в какую-то страшную-одиозную газету типа "Рабочей правды" - не помню точно, как оно называлось. Иногда читал нам стихи на лекциях. Часто читал "Балладу о костях" - о пенсионерах в очереди за мясным неликвидом:

Стояли люди за костями
На родине вождя.
Швырялся ветер в них горстями
Осеннего дождя.

Но многим не достались кости...
Где взять на всех костей?
Ушли без ропота, без злости,
Без гнева на властей...

Кости бы делать из этих людей!
Не было б в мире дешевле костей.


Вот тут можно почитать ещё.

)(
Жаль.

Я тоже учился у него. На лекции полная аудитория собиралась у нас на одиннадцатом этаже (поточные аудитории на первом ему почему-то не давали).

Мне запомнились две его фразы:

"Не отождествляй себя со своей ситуацией"

И какая-то очень смутная:
"Мужество бытия - это жить несмотря ни на что. Мужество небытия - это жить несмотря ни на ничто."
у нас он семестр в поточной на 1м этаже как раз читал.
Повезло. А мы в ауд. 1130 вечно втискивались.
Вы, если не секрет, когда на факультете учились?
91-96, потом еще аспирантура.

Deleted comment

>>Свободнорождённый может убить раба, и ему ничего за это не будет. Это есть определение свободы.

>Сильно!

Звонкая, но пустая фраза.
Желающие могут провести мысленный эксперимент. Представьте, что вы убили дорогую породистую собаку, принадлежащую кому-то достаточно влиятельному, более влиятельному чем вы. Вам за это ничего не будет?
Вот то-то же.
Жалко как. Уже пятый из тех, у кого я училась.

Он вёл семинар по зарубежке у эстетиков (девочки); они отвечают, по книжке; он зевает и говорит: "Девочки, кхе, это всё хорошо и правильно, но зачем вам, кхе, это нужно? Давайте мы со следующего семинара откроем курсы кройки и шитья". Девочки выходят офигевшие, всем рассказывают.

Чудак, про него ходили анекдоты, но ни одной глупости из его уст я не помню.

Он был хороший, земля ему пухом.
Грусно. Умер, когда начинал снова жить. За предыдущий год у него были решающие изменения в судьбе. Выбрался из универовской общаги, где был вынужден жить последние годы, женился... Было впечатление, что жизнь у него начинается заново.
Зa чужого раба очень даже будет.

На рабовладельческом юге США беспричинное убийство даже собственного раба было, как правило, наказуемо (а чужого еще более); т. к. это маргинально подрывает основы Института (нет рабов –– нет Института) и, что еще важней, может вызвать у рабов (в том числе и у чужих рабов) некое чувство отчаянья, в смысле –– трудись не трудись, бунтуй не бунтуй –– все одно укокошат, а это для Института суперопасно понятно почему. Судьи любили читать нотации в смысле, что паршивое отношение к рабам одного владельца портит качество рабов у других владельцев. К рабству подходили серьезно и продуманно, без карикатурного садизма (при котором все дорогостоящие рабы вымерли бы за пару–тройку поколений, а новых ввозить было невозможно по нескольким причинам).
Ну вот, а ещё говорят, что Америка- свободная страна(:-(.Так и не избавились до конца от предрассудков традиционного общества.
Ну вышеизложенное относится только к периоду до конца гражданской войны.
ага, значит потом избавились и убивать раба стало можно.
значит всё путем.
Потом рабство стало запрещено.
Рабство запретили, значит запретили и рабов, а следовательно законодательная охрана рабов от поясгательств стала тоже ненужна.

Вот тут-то и разгулялся ку-клукс-коан...
Примерно так, да. Статус раба был устранен, но статус свободного неграм реально не дали в бывших рабовладельческих штатах.

По сути, цели гражданской войны были достигнуты лишь в 1960е годы, т.е. почти через 100 лет после ее формального конца.

Федералы стали гарантировать неграм избирательные права и вообще всерьез занялись надзором над расовой политикой; а ККК феноменально быстро из массовой организации превратился в кучку клоунов и стукачей.
как печально. мне казалось, что он будет всегда - возраста не видно было.
он был совершенно гениальным, потрясающим и, хоть и не мягким, но добрым человеком.
Он нам лекции читал.
И стихи свои на последнем занятии.
Веселый был старик, беззлобный.
И учебник кстати дельный написал.

Anonymous

August 16 2005, 08:50:15 UTC 14 years ago

+
уходят старики...
он у нас лекции читал...
Славный был чудак.

Ворона серотелая
Летает не спеша.
Моя осиротелая
В ней каркает душа.

Он мечтал стать клоуном и бить в большой барабан.
К сожалению, мне не довелось слушать его лекции (ехать далековато), но по учебникам его наш первый курс исправно учится...
>О свободе:

> Свободнорождённый может убить раба, и ему ничего за это не >будет. Это есть определение свободы.

Да, есть такое ощущение, что эта фраза сильное влияние оказала на Вас как на философа.
вот его же, запомнилось почему-то:

мы живём как в падающем лифте
шахта у которого бездонна
кто спасёт нас -
маркс или мадонна?