Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

О фигуре "нравственного авторитета"

pavell в своём очень хорошем тексте про "общественную палату" упомянул такую фигуру, как "моральный авторитет" - то есть человечка типа Швейцера, Сахарова, Белинского, "матери Марии", "Махатмы" Ганди и прочих опольдекоков того же аромата.

Вопрос о "профессионалах совести" и в самом деле интересен и заслуживает отдельного рассмотрения.

Прежде всего, как правильно заметил Паша, "совесть" - это властная фигура, причём её власть весьма велика. Если "совесть" кого-то проклянёт, "все честные люди" бросятся на проклятого и его загрызут. Если "совесть" кого-то благословит, эти же "честные люди" вознесут благословенного паче прочих сих. Мнения "совести" немедленно тиражируются, причём самым лестным образом, без малейшей подъёбки или неуважения: в таких вопросах иронизировать "себе дороже". Казалось бы, громадная и неконтролируемая власть.

Однако, так ли это? Во-первых, практика показывает, что любую отдельно взятую "совесть" можно лишить трона, просто выключить, причём очень быстро. При этом никакие прошлые заслуги не играют роли. Например, Солженицын в течении тридцати лет был общепризнанным чемпионом совести - а его соперничество с Сахаровым воспринималось примерно как соперничество Карпова с Каспаровым: да, воюют, но "оба наши". Но стоило Солжу возомнить о себе и начать говорить вещи, не вполне совпадающие с тем, чего от него ожидали - и всё. Как будто повернулся невидимый выключатель: Солженицын мгновенно превратился в смешного старика, говорящего глупости. Издевательства над ним стали хорошим тоном. Тут же выскочил услужливый Войнович и написал гыгыкальник "про дедушку Солжа", да не один. И что же? Все поклонники "Архипелага ГУЛАГа" дружно загыгыкали.

Ещё красивше был пример с перестроечной совестью среднего размера - Невзоровым. Одно время "600 секунд" было самой крутой передачей на российском телевидении вообще (кстати, реально я больше не помню такого драйва). На Невзорова люди буквально молились. Но стоило ему цыкнуть зубом на Прибалтику - и всё: его смешали с говном в течении недели. Я очень хорошо помню, как одна тогдашняя газета ИЗВИНЯЛАСЬ перед читателями, что не так давно опубликовала "излишне апологетическое" (так они выразились) интервью с Невзоровым. Очень быстро человек, которому готовы были лизать подошвы, превратился в изгоя и маргинала.

Из чего следует вывод. "Совесть нации" - это, прежде всего, НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ фигура. По сути, это всего лишь "диктор", "вещатель", сообщающий всем мнения "образованного сословия". При этом оные мнения он должен "улавливать из воздуха" и находить максимально убедительную форму для их выражения. Если "совесть" позволяет себе самовольничать, её поправляют; если она же начинает воображать себя самостоятельной фигурой, её скидывают в дерьмо и долго топчут. "Человечек бля зазнался"; "у нас незаменимых нет".

Чьи же мнения озвучивает "совесть"? Очевидно, мнения Хозяев Дискурса. Которые не столь глупы, чтобы "самим высовываться".

)(
Помню было прекрасное объяснение произошедшему с Невзоровым: дескать он "сошёл с ума", и воспринимать всерьёз то что он теперь говорит - то же что слушать бред сумасшедшего. (Аналогичный аргумент хозяева либерального дискурса применяли и в отношении Солженицына: мол, стар, выжил из ума). Другая версия про Невзорова: раньше говорил правду, а теперь "купили" (вариант: "заставили").
Невзоров под конец карьеры начал злоупотреблять циклодолом.

Если вы его не кушали в количестве большем, чем две таблетки, то я вам расскажу — пять максимальных терапевтических доз циклодола волшебным образом преображают реальность. Я, к примеру, читал с закрытыми глазами изумительную несуществующую газету, беседовал с призрачным капитаном-ракетчиком, играл с двухвостой кошкой и занимался массой других интереснейших вещей. Остаточный эффект, кстати, сохраняется около суток, выражается в мелких подглючиваниях.

Но я так, баловался два или три раза. А вот Невзоров, по рассказам знакомых, живших с ним по соседству и довольно плотно общавшихся, жрал это дело очень плотно и последовательно. И, насколько я знаю, в итоге даже пришлось лечиться.

Инфа, конечно, не шибко достоверная, пятьдесят на пятьдесят. Но очень вписывается в картину.
"Горе от ума", ага.
Альберта-то, нашего, Швейцера за что? К лицемерным политиканам-от-совести типа Сахарова и Ганди он отношения не имеет.
Что-то вы тут поднапутали, всё же: есть мнения и есть именно совесть.
Понравилось:
"Солженицын в течении тридцати лет был общепризнанным чемпионом совести - а его соперничество с Сахаровым
воспринималось примерно как соперничество Карпова с
Каспаровым"
Более простое предположение, что эти люди выражают(или перестают выражать) настроения и надежды общества,или значительной его части, не приходит в голову? Хозяева Дискурса, они же зеленые человечки - это, конечно, куда реалистичнее....
В какой-то мере наверно так. но влиятельность разных национально-социальных групп не прямо пропорциональна их численности.
скорее это произведение двух величин- собственно численности членов группы, и степени их коммуникативной сплоченности между собой.Второй показатель даже важнее, так что возможно надо говорить не о произведении, а о степени(численность группы взятая в степени показывающей "индекс сплоченности").
------------------------------------------------------
Допустим с одной стороны-малая группа, обладающая высокой коммуникативной сплоченностью(то есть практически мыслящая на одном языке, группа в которой каждый с ходу понимает всякого первого встречного другого члена группы,путем обмена двумя-тремя некторыми устойчивыми специфическими словесными конструкциями типа короткого анекдота),понимает именно в определенном, актуальном именно сегодня смысле.

Эти люди мыслят целыми блоками,имеющим в их среде особое значение.
-------------------------------------------------------
С другой строны- распыленный большой народ, который постепенно перестает понимать друг друга,и лишается способности совместно генерировать что-то более отвлеченное чем повседневное:"дай", "принеси", "пойдем выпьем,у меня есть", его речь становится все более односложной а понятия относительно которых можно обменяться мнениями с соседом -все более примитивными.
------------------------------------------------------------

Естественно у первой группы будет гораздо больше влияния на все общество в целом, в том числе и на составляющую в нем большинство многочисленную вторую группу.

Наиболее продвинутых из второй группы ,-тех кто ощущает в своей группе "голод общения"- таким образом постепенно все более и более заставляют пользоваться словесными блоками первой группы-а как иначе?

Но эти блоки им чужие, и результат плачевен.

такую роль например сыграл в нашем обществе 70-90 годов анекдот,бардовская песня и творчество жваноидов.
Большинство русских, лишенных своего собственного языка, чтобы не бэкать и не мэкать,- стало говорить на чужом, заемном.

Естественно все это повлияло и на трансформации "профессионалов совести"
Хорошее же у Вас мнение о "большом народе", его культуре, традициях, его интеллигенции и просто о месте в жизни... Тяжко жить с такими взглядами, наверное... А "сплоченных повышенной внутренней коммуникативностью" групп в любом обществе современном - завались. Студенты, например. Или журналисты. Или чиновники. Даже менты - вполне себе сплоченная группа, даже праздник свой есть...
Это все группы частные, не полностью включающие личность.Студенты же не "вечные","вечный студент одно время было даже иронически уничижительным определением.
Чиновники...скорее по-моему не любят причислять себя к таковым,как впрочем и "новые русские"сейчас уже не очень любят себя в таком качестве, скорее прикидываются общечеловеками.
Сложнее конечно с журналистами, ментами или военными-тут уж особенности профессии накладывают на личность неизгладимый отпечаток,однако это все же не то... человек не сводится к профессии,я например встречал военных которые самоидентифицировали себя на основе некоего культурного противопоставления, своеобразной "социокультурной диссиды" по отношению к своему сословию.

а Крылов там начал с вопроса совести и мировоззрения,т.е. с понятий, характеризующих человека целиком, со всеми так сказать поторохами.
Есть ещё и понятие "историческая смерть", когда и ржать ни над кем не надо- его просто НИГДЕ не упоминают/забывают...Ну кто бы помнил Дюринга, если бы не "Антидюринг"? А это- "давайте не будем игГать концеГты ВагнеГа!"...О, это они умеют. "Пишем новую историю."
Напрасно Вы мать Марию в иронический свой список внесли. Что касается Солженицына, его притормозили еще в районе 78-го года, когда он произнес свою Гарвардскую речь. Вскоре Войнович издевается над ним в образе Сим Симыче в "2042". Сейчас Войнович всего лишь предпринял очередное покушение, вызванное наверное книгой Солжа о евреях. Тем не менее Солж остается авторитетом для настоящих западных консерваторов, например, тех, кого в Штатах называют палеоконсерваторами. Их, правда, немного.
Лихачёв!!!
Кстати, да - а кто был Хозяином Дискурса в те времена, когда Сахаров был диссидентом?
Константин, Вы знаете, Солженицын всегда меня восхищал тем, что оно говорил правду. Еще будучи школьником старших классов и студентом я имел возможность что-то читать из его книг.
Потом я понял, что именно этот лозунг "Жить не по лжи" и было источником как великих успехов, так и больших проблем Солженицына.
Он ведь и в ГУЛАГ попал исключительно из-за своего стремления говорить правду, даже в мягкой форме.
Написал двоюродному брату в частном письме несколько строк даже не с критикой Сталина (он и не собирался) а с намеком на критику некоторых писателей, которые слишком уж перед Сталиным холуйствуют. И тут-же попал в лагеря лет на 10. Хотя то, что писал, была чистая, 100% правда.
Потом, когда стал писать правду о недостатках советской власти, то попал в гениальные писатели. Стал Нобелевским лауреатом.
Писал действительно правду, советская власть была не без грехов.
Потом, в мягкой форме написал о свинстве "прихватизаторов" и тут-же из гениальных писателей был переведен в "придурочного старика".
Хотя опять писал 100% правду, хотя и в вежливой форме.
А когда написал книгу "Двести лет вместе" о роли евреев в России, то все - его вычеркнули из списка "приличных людей".
В общем все жизнь он писал правду, но только один раз она пришлась ко двору.
Тут есть о чем подумать. Т.е., видимо, правда не очень нужна людям, или нужна, но по чуть-чуть и в сильно адаптированной форме. Это грустно.
Скажите, пожалуйста, а наглая ложь о количестве осужденных на многих десятках страниц в "Архипелаг Гулаг" - это как, тоже "правда в мягком виде"?
Даже в нынешних очень благополучных и можно сказать заевшихся США в тюрьмах сидит миллион человек. Что вы хотели от Советской России, пережившей революцию, гражданскую войну и внутрипатрийную борьбу 1934-1939 годов между сталинистами и троцкистами.
Конечно же сидело много людей.
Вопрос в том, как это получилось. Какова роль Сталина?
Сколько сидело - известно точно. Вместе с уголовниками - примерно в 25 раз меньше, чем написал соЛЖЕницын
Константин. Дело-то житейское. Обслуживание групповых фантазий.
А официальные власти, СМИ и т.д. разве не этим же самым занимаются?
У Марка Твена есть хороший рассказ про Совесть...
Так есть же определение этому понятию. Называется "масонство". Вся картинка сразу встает на место. Старший брат цыкнул на младшего, сигнал подал, т.сказать - и понеслось.
И не надо новых теорий придумывать про каких-то "авторитетов".

Deleted comment

Глупцов нет, но умники попадаются :)
На самом деле, существует проблема для публичных людей (таких как Холмогоров, Павелл,...). Как называть всякую нечисть? Скажи слово "жид" - угодишь в фашисты с вытекающими... Вот и появляются "нравственные/моральные авторитеты".
Придумываются новые сабджекты, которые обозначают старые обджекты :)

Deleted comment

Я тоже восхищен Вашими способностями видеть и слышать то, чего я не говорил. Неужели каждый раз надо доказывать, что не верблюд?
Специально для Вас: никого не разоблачаю. К. Крылова не просто уважаю - восхищаюсь гениальностью!
Впрочем, Вы все равно увидите то, что хотите увидеть, а не то, что есть на самом деле...
Всю эту поистине марксистско-апокалиптическую картину можно увидеть немного по-другому. Для этого достаточно допустить ту несложную мысль, что в обществе, а точнее, в его интеллектуальной элите, существует некий комплекс базовых мировоззренческих идей, с которыми в сложное взаимодействие вступает как раз эта самая "совесть нации". С одной стороны, она эти идеи определяет, с другой - находится в зависимости от них. Зачастую, строго говоря, неважны сами узко-политические позиции, которые наш условный пророк занимает, дело в его поведении - кажется, Синявский говорил, что у него с советской властью исключительно стилистические расхождения. При этом, существует некие идеи, принятие или непринятие которых становится частью этого самого поведения. К таковым относится, например, антисемитизм. В этом контексте перестает быть загадкой история Солженицына - как противник совка он не мог не привлекать тысячи интеллигентов, но как автор книги "Двести лет вместе" не мог уже привлекать. Именно поэтому генералу Власову не стать героем никогда. Характерно, что едва ли пророками в среде даже либеральной интеллигенции когда-нибудь станут Явлинский или, скажем, Чубайс - при всей возможной симпатии к их идеям невозможно не замечать, мягко говоря, странностей их поведения, прежде всего, по отношению к власти.
Чем диктуется отношение к поведению условной совести? Как определяется его "нормальность"? Думаю, прежде всего, историческим опытом (как в случае со всякого рода фашизмом), а также литературной традицией (читатель Достоевского точно знает все про слезу одного замученного ребенка). И никаких заговоров и серых кардиналов.

КАРлсон
Много раз мне приходилось наблюдать, как этот "некий комплекс базовых мировоззренческих идей" вбрасывался в интеллигенскую среду и сильно там муссировался. Потом эти же идеи также внезапно "убирались" из рассмотрения. Все это часто происходило в течении буквально нескольких лет.
Т.е. с человеческой массой обращаются как со стадом баранов. То их ведут вперед, то назад. То командуют направо, то налево.
Примеров много, приведу один. В начале перестройки, этак в 1988 - 1990 годах было очень принято муссировать в печати вопрос о превилениях правящей партийной элиты. Ну какие там были привелегии. Если инженер жил в 2 или в 3 комнатной квртире, то директор завода в 3 или в 4 комнатной. Если инженер ездил на "жигулях", то секретярь обкома на "волге", очень редко на "чайке".
Тем не менее все это страшно эмоционально обсуждалось всей "совестью народа". Когда произошла "прихватизация", то барьер между простыми людьми и элитой увеличился не в 2 и не в 4 а где-то в десятки и в сотни раз. Особенно это было ужасно в середине 1990х годов, когда половина России просто недоедала, а люди "прихватизировавшие" собственность стали ездить на "мерседесах", платить в ресторанах по 300 - 500 долларов за обед, отдыхать на Канарах и строить такие дворцы, какие и Брежневу не снились.
Так вот "совесть народа" внезапно выключили. Тему социального неравенства стало "вдруг" неприлично обсуждать.
Лично на меня все это произвело крайне неприятное впечатление. Я вдруг ясно осознал, что вся эта "совесть народа" - это просто принтеры, подключенные к какому-то большому компьютеру. Сегодня печатают одно, завтра - совсем другое. А своей совести и своих убеждений у них не было, нет и не будет.
Солженицын - редкое исключение. У него были и есть собственные взгляды и собственная (а не купленая) совесть. Поэтому он в этой среде надолго не удержался.

Anonymous

November 18 2005, 08:39:49 UTC 13 years ago

Да ладно, какая у Солженицына совесть.

Пока он врал о масштабах репрессий - был ко двору.

Как попробовал сказать полуправду (уж не знаю, совесть начала появляться, или просто случайность) - тут его и зашикали.
Думаю, борьба против привилегий, инициированная Ельциным и активно поддержанная множеством наших сограждан, представляет собой одну из самых несимпатичных вех в истории демократического движения. Дело вот в чем. Сама по себе идея неплохая, но в угоду воспитанной в духе социализма толпе, ее акценты сместились с вопроса о способе получения материальных благ на обещания обеспечить всем маленький и практически бесплатный англосаксонский рай, а также расправиться с теми, кто "был равнее". Итог известен и печален, и Вами описан выше. Народ, как не работал, так и не работает, а ищет повсюду врагов да заговоры (у них тоже есть своя совесть - некие Крылов, Холмогоров и иже с ними:))), а номенклатурщики как зашибали, так зашибают кучу денег, периодически бросая на потребу толпе одного из своих рядов, чтобы удовлетворить ее социалистические инстинкты.

Но к совести нации все это не имеет практически никакого отношения. Вы слышали где-нибудь, чтобы академик Сахаров что-то говорил об имущественном равенстве? А академик Лихачев - вообще о политике? Опять же: все дело в поведении. Вот тот человек, который проходя мимо нищего, скажет, что ему на этого нищего плевать, едва ли когда-нибудь станет пророком. И то бывают исключения: Свифт вот всю жизнь презирал Ирландию и ирландцев, и ничего до сих пор овеян ареалом местного практически святого. Но здесь другое: слишком сильна нелюбовь к англичанам и любой "наезд" на них, а это обиженный на всех и вся Свифт умел, воспринимался как подвиг (ср. с Солженицыным-антисоветчиком). При этом, главное и непременное требования к совести такое поведение, еще раз подчеркиваю это слово, в экстремальной ситуации противостояния с властной машиной, которое не вызывает сомнений (совсем или почти) в непродажности. При этом, "не продает" условный пророк только те идеи, принятие которых автоматически означает человеконенавистничество. Ну или же он напишет книги, которые представляют собой актуализацию Священного Писания, подобно Достоевскому или Толстому. Условный пророк, кстати, также может противостоять и обществу, сохранив при этом лицо. Но тогда его пророческий дар, естественно, обнаруживают посмертно благодарные или не очень потомки. Примерно так, я думаю
Я понял вашу позицию. Вы - против социального равенства. Так тоже можно. Хотя, в наше время, во всех цивилизованных и демократических странах существуют многочисленные и развитые программы по поддержке бедных людей и по тому, чтобы разница в уровне жизни между средним инженером и богатым человеком не была слишком большой. Считается, что все они - граждане одной страны и все имеют право на приличную жизнь, хотя и без уравниловки. Такие программы по социальной справедливости существуют и в Англии и в США и во Франции (там миллионы алжирцев на пособия живут) и в ФРГ и в Израиле и, разумеется в Швеции и в Норвегии.
Что стал бы говорить Сахаров, если бы он дожил до "прихватизации" я не знаю. Знаю, что в период 1988-1989 годов он часто и публично говорил абсолютные и чудовищные глупости. Просто идиотизм на самом бытовом уровне. Но, вся демпресса громко и страстно оправдывала его, чем большую глупость он "сморозит", тем больше пишут в его оправдание. Мне, набдюдавлему его в тот период в прямом эфире, все это стало просто противно. Это была типичная сказка Андерсена о голом короле. Все видели, что король голый, но никто не решался это произнести вслух.
Поэтому, могу предположить, что под руководством своей Елены Бонэр, академик Сахаров наговорил бы чудовищных глупостей.
Но, Бог его прибрал и спас от возможного позора.
Да, я против социального равенства, предпочитая ему свободу и считаю идеологию равенства оправданием социального иждивенчества. Но к делу это, как кажется, не относится. Впрочем, можем поговорить об этом подробнее, но, видимо, в другом месте.

Отвечая на Вашу реплику относительно управлявшегося Бонэр Сахарова, замечу только, что та точка зрения имеет свои корни в ставшей уже легендарной книге Яковлева "ЦРУ против СССР", которая является первым примером т.н. "желтой прессы" в нашей стране, успешно позаимствованным и творчески развитыми впоследствии такими современными изданиями, как Комсомольская правда, СПИД-инфо, газета Жизнь... Напомню, кстати, что тов. Яковлев за свое творчество схлопотал от академика пощечину.

Ну а про бред, который якобы нес академик, я прошу факты и ссылки, ибо, будучи моложе Вас, к сожалению, это не помню. И кстати, не очень верю. Извините, ничего личного))
Социальное равенство - это не уравниловка. Об этом писали еще Жан-Жак Руссо, призидент Кеннеди и многие другие люди. Когда в Израиле выселяли людей из сектора Газа, то каждый получил компенсацию в 300 - 400 тысяч долларов. Т.е. это называется забота о своем народе.
Теперь об академике Сахарове. Миллионы людей его не любят, я не оригинален в этом вопросе.
Только один, повторяю один пример его идиотизма. Замечу, что таких примеров было немало.
Я это наблюдал в прямом эфире, где то в 1989 (или 1988 году). Шла перестройка и заседания тогдашнего верховного органа страны - Съезд Народных депутатов транслировали в прямом эфире по ТВ. Был тогда такой странный обычай.
Шел последний день работы съезда. По расписанию до конца работы остался один час (или 40 минут). В самом конце съезда на заключительное слово записались где-то 5 или 6 человек, все на 10 минут. Такой был регламент, заранее одобренный этим же съездом.
Начинаются выступления. Выступает какой-то комбайнер (10 минут), потом журналист (9 минут), потом Горбачев (8 минут).
И вот, на трибуну взбирается академик Сахаров, он начинает говорить, он говорит 5 минут, 10 минут, 15 минут, 20 минут, 30 минут, и все никак не может "кончить". В зале, среди депутатов возникает волнение, у них на послеобеденное время билеты куплены, им нужно закрыть этот съезд и уезжать. А Сахаров все говорит и говорит. на самом деле он взялся читать некий новый вариант Конституции, который он на досуге сочинил.
Ему, председательствующий сказал разумную, очень разумную мысль: "По итогам съезда пишется документ, мы включим туда ваш текст Конституции, к следующему заседанию съезда все депутаты его прочтут и спокойно обсудят". Но Сахаров "закусил удила" и его уже несло.
Разумеется, никто слушать эту тягомотину не стали и депутаты как-то, в конце концов, закрыли съезд и разъехались по домам.
На следующий день вся демщиза захлебывалась от восторга перед академиком и оплевывала депутатов.
Теперь мой комментарий данного эпизода.
Самая основа, повторяю самая самая основа демократии - это равенство людей перед законом. Никогда, повторяю никогда, принцу Чарльзу не придет в голову перейти улицу на красный свет, никогда призидент Буш не нарушит не один закон и не одно формальное правило. В демократическом государстве перед законом и перед регламентом все равны. Все равны перед законом, все.
Как ты можешь называть себя демократом, если внаглую нарушаешь на виду у миллионов людей самые основы демократического строя. Такого себе не позволил бы ни Немцов, ни Зюганов, ни Грызлов, ни Буш, ни Шарон. Все они разумные люди и понимают, что такое публичное хамство будет стоить им репутации. Только полный и абсолютный идиот, вроде академика Сахарова мог себе позволить столь глупое и наглое пренебрежение самыми основами демократии. И сделать это публично.
Ну и чисто на бытовом уровне это был тоже безусловный идиотизм. Он, что всерьез думал, что кто-то будет часов 5 или 6 слушать его длинный, занудный и тягомотный текст. Ну это просто обычный бытовой идиотизм, это я ему мог бы простить.
Но нарушение самых основ демократии - извините не прощается. Я после этого навсегда записал его в хамы.
Возвращаясь к "совести народа". Вся наша демпресса встретила этот поступок Сахарова с восторгом. У меня сразу же возникла остороумная мысль. Если бы Сазаров вышел на трибуну и на виду у всех снял бы штаны и показал бы залу свою голую задницу, то все наши демократы назавтра назвали бы это мудрейшим и благороднейшим поступком.
Но он почему-то штанов не снял и задницу не показал. Видимо не успел.
Интересно было бы узнать Ваше мнение об одном из самых неприкасаемых "нравственных авторитетов" российской интеллигенции - орденоносном гуру БГ.
Я должен честно признаться: никогда его не слушал и знаю о нём очень мало. Один раз в жизни был на его концерте (спасибо за это, кстати, Мите Ольшанскому), и произвело на меня всё это очень странное впечатление...

А что, он ещё и "нравственный авторитет"? Я думал, это место навеки зарезервировано за Галичем и Окуджавой...
Оцените качество, Торшеры от Линии света!