Тут сложно. Гештальт есть - а если его раскладывать...
Начнём, пожалуй, с того, что оба они - ПРАВЫЕ АВАНГАРДИСТЫ. Они же - "авангардисты аполлонические", в отличие от левых, "дионисических".
Чтобы сформулировать точнее, напомним себе, что такое авангардисты левые. Например, российские футуристы типа Хлебникова-Маяковского. Они придумывают новые слова, новые рифмы, новые размеры. Которые картинки рисуют - те занимаются "беспредметностью", ломают образы, рисуют чёрные квадраты и открывают дорогу позднейшим "абстракцистам" (с) Хрущ. Не любят тела и телесности, "все вещи хотят сломать" (на деле ломают слова и образы). Политику понимают как разновидность искусства и сочувствуют в ней всяческому слому, низвержению и перевороту. Многие - коммунисты. Склонны проповедовать "коллективную работу" и "анонимное творчество" (хотя сами - яркие индивидуальности).
Северянин и Дали формально тоже относятся к "авангарду". Северянин именовал себя "футуристом" (ну, "эгофутуристом"), Дали - "сюрреалистом". Однако, делают они совсем другие вещи. Они не придумывают новых слов и образов, а видоизменяют старые согласно формальным правилам (грамматики и живописи). Любят тела и телесность, "вещи гладят и мажут", а если и режут, то любя. В политике - правые либералы, терпеть не могут коммунизма. Склонны проповедовать неограниченный эгоизм и самолюбование (хотя сами - вполне компанейские люди). Оба официально величают себя "гениями" и "королями" и разыгрывают эту позицию (включая и комическую её сторону).
Как ни странно, разницу между правым и левым авангардом можно сформулировать в ницшеанских терминах. Левые - это "дионисийцы" с ориентацией на опьянение, "правые" - "аполлонисты" с ориентацией на сновидение. В случае сюрреалистов это буквально так ("сочетание сна и реальности" входит в бретоновскую теорию). Впрочем, Северянин - "грёзофарс".
Теперь подробнее.
Вот Северянин. Он обожает неологизмы, но, в отличие от левых футуристов, не придумывает новые слова (или "заумь"), а пользует старые, используя формальные возможности языка. Например, есть слово "кипарис" - значит, можно образовать от него глагол "кипариситься". "Вечер томно кипарисился / В эбонитовом дыму". Дали тоже обожает неологизмы, только в образах. Но, в отличие от абстракционистов, он не придумывает "новые предметы", а пользует старые, используя формальные возможности живописи. Оба "склоняют", "спрягают", "переводят в другие части речи" (образы).
Отношение ко времени. Левые обожают скорость (у Маринетти это и в теории ). У них всё - "бум! бац!", как содержательно, таки по форме. У правых всё идёт плавно и замедленно - либо статика, либо медленное перетекание одного в другое, медленное струение вязкой жидкости. Даже в самых "громкокипящих" стихах Северянина очень мало динамики. "Порыв" там всегда риторичен. Даже знаменитые "ананасы в шампанском" - "вертопросвист экспрессов" там явно наблюдаем из мягкого кресла, "что и заводит". Про Дали и говорить нечего: как бы он не изображал стремительные процессы, всё получается плавненько.
Далее - любовь к гламуру и ненависть ко всяческой брутальности. Крем, жирый крем, много жирного крема! Стихи Северянина и картины Дали блестят от СМАЗКИ. Ну, разумеется, "тема эротики". При подчёркнутой неэротичности левых, правые "любят эту тему" (в творчестве по крайней мере). У левых изображение женщины (словами или красками) - нонсенс, эти "только баб и изображают". Обожают стилистику будуара, всякие "духи и помады". "Атомная Леда" хорошо смотрелась бы в "шоколадной шаплетке".
Вообще, Дали - идеальный иллюстратор к Северянину (подобно тому, как Филонов был бы лучшим иллюстратором Андрея Платонова).
Политика. Тут всё понятно. Я бы только сказал, что Северянин - единственный в русской литературе "поэт Февраля 17-го". Он как-то очень подходил к "эпохе Керенского", это было его время. Про Дали тоже можно сказать нечто подобное: ранний франкизм был для него жестковат, поздний пришёлся в самый раз. Да, ещё: оба - психологически пацифисты, реальную войну не любят и не переваривают.
Саморепрезентация. Как уже было сказано, оба - "гении", комические и карнавальные, но отказывающиеся эту карнавальность признать даже там, где сами её демонстрировали. "Всё с серьёзным лицом". "Я гений Игорь Северянин" и "Тайная жизнь Сальватора Дали".
Интересно - но, честно скажу, не показалось мне убедительным.
Всё-таки Северянин на Дали - совсем не похож.
Вы перечисляете, что как же не похож - и глаза у обоих карие (допустим), и волос в носу примерно одинаковое число, и бородавка на щеке у обоих слева, и оба - поразительные фонтаны торжествующей пошлости. И всё так, да, но при этом - нет, не похожи.
Живописный эквивалент Северянину очевиден - модный салон начала века, что-то типа Дерена, но только ужасно удешевлённого.
А вот поэтический эквивалент Дали - тут не вполне понятно. В роусской поэзии вроде бы, такого и не было. Может быть, Айги, или Иван Жданов. Если в них добавить дерзкого эротизма. Вообще, опопсовить как следует.
* Кстати, они оба - на мой взгляд конечно, - никак не авангардисты. Северянин - типичный декадент, усвоивший самые внешние и поверхностные приёмы авангарда, Дали - образцовый постмодернист.
Мне кажется.
* И, кстати, если рассматривать Дали как постмодерниста - он выглядит уже совсем не так глупо, как если подходить к нему с авангардистскими мерками.
Северянин - очень разный. То,что он писал под конец жизни,сидя в эстонской глуши - вовсе не "грёзофарс". Совсем иные стихи... И отношение к себе-прежнему у него отнюдь не как к королю в изгнании: Сам от себя - в былые дни позёра,любившего услад дешевых хмель... Северянин - очень разный и очень хороший поэт. А Дали мне не интересен.
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
misssing_link
May 4 2006, 20:24:07 UTC 13 years ago
oboguev
May 5 2006, 02:15:22 UTC 13 years ago
(Я не слишком знаком с Дали.)
nm_2
May 5 2006, 04:03:46 UTC 13 years ago
(Сейчас про Дали во "Всё о Поэзии" пишу, так что очень интересуюсь.)
krylov
May 6 2006, 04:04:54 UTC 13 years ago
Начнём, пожалуй, с того, что оба они - ПРАВЫЕ АВАНГАРДИСТЫ. Они же - "авангардисты аполлонические", в отличие от левых, "дионисических".
Чтобы сформулировать точнее, напомним себе, что такое авангардисты левые. Например, российские футуристы типа Хлебникова-Маяковского. Они придумывают новые слова, новые рифмы, новые размеры. Которые картинки рисуют - те занимаются "беспредметностью", ломают образы, рисуют чёрные квадраты и открывают дорогу позднейшим "абстракцистам" (с) Хрущ. Не любят тела и телесности, "все вещи хотят сломать" (на деле ломают слова и образы). Политику понимают как разновидность искусства и сочувствуют в ней всяческому слому, низвержению и перевороту. Многие - коммунисты. Склонны проповедовать "коллективную работу" и "анонимное творчество" (хотя сами - яркие индивидуальности).
Северянин и Дали формально тоже относятся к "авангарду". Северянин именовал себя "футуристом" (ну, "эгофутуристом"), Дали - "сюрреалистом". Однако, делают они совсем другие вещи. Они не придумывают новых слов и образов, а видоизменяют старые согласно формальным правилам (грамматики и живописи). Любят тела и телесность, "вещи гладят и мажут", а если и режут, то любя. В политике - правые либералы, терпеть не могут коммунизма. Склонны проповедовать неограниченный эгоизм и самолюбование (хотя сами - вполне компанейские люди). Оба официально величают себя "гениями" и "королями" и разыгрывают эту позицию (включая и комическую её сторону).
Как ни странно, разницу между правым и левым авангардом можно сформулировать в ницшеанских терминах. Левые - это "дионисийцы" с ориентацией на опьянение, "правые" - "аполлонисты" с ориентацией на сновидение. В случае сюрреалистов это буквально так ("сочетание сна и реальности" входит в бретоновскую теорию). Впрочем, Северянин - "грёзофарс".
Теперь подробнее.
Вот Северянин. Он обожает неологизмы, но, в отличие от левых футуристов, не придумывает новые слова (или "заумь"), а пользует старые, используя формальные возможности языка. Например, есть слово "кипарис" - значит, можно образовать от него глагол "кипариситься". "Вечер томно кипарисился / В эбонитовом дыму". Дали тоже обожает неологизмы, только в образах. Но, в отличие от абстракционистов, он не придумывает "новые предметы", а пользует старые, используя формальные возможности живописи. Оба "склоняют", "спрягают", "переводят в другие части речи" (образы).
Отношение ко времени. Левые обожают скорость (у Маринетти это и в теории ). У них всё - "бум! бац!", как содержательно, таки по форме. У правых всё идёт плавно и замедленно - либо статика, либо медленное перетекание одного в другое, медленное струение вязкой жидкости. Даже в самых "громкокипящих" стихах Северянина очень мало динамики. "Порыв" там всегда риторичен. Даже знаменитые "ананасы в шампанском" - "вертопросвист экспрессов" там явно наблюдаем из мягкого кресла, "что и заводит". Про Дали и говорить нечего: как бы он не изображал стремительные процессы, всё получается плавненько.
Далее - любовь к гламуру и ненависть ко всяческой брутальности. Крем, жирый крем, много жирного крема! Стихи Северянина и картины Дали блестят от СМАЗКИ. Ну, разумеется, "тема эротики". При подчёркнутой неэротичности левых, правые "любят эту тему" (в творчестве по крайней мере). У левых изображение женщины (словами или красками) - нонсенс, эти "только баб и изображают". Обожают стилистику будуара, всякие "духи и помады". "Атомная Леда" хорошо смотрелась бы в "шоколадной шаплетке".
Вообще, Дали - идеальный иллюстратор к Северянину (подобно тому, как Филонов был бы лучшим иллюстратором Андрея Платонова).
Политика. Тут всё понятно. Я бы только сказал, что Северянин - единственный в русской литературе "поэт Февраля 17-го". Он как-то очень подходил к "эпохе Керенского", это было его время. Про Дали тоже можно сказать нечто подобное: ранний франкизм был для него жестковат, поздний пришёлся в самый раз. Да, ещё: оба - психологически пацифисты, реальную войну не любят и не переваривают.
Саморепрезентация. Как уже было сказано, оба - "гении", комические и карнавальные, но отказывающиеся эту карнавальность признать даже там, где сами её демонстрировали. "Всё с серьёзным лицом". "Я гений Игорь Северянин" и "Тайная жизнь Сальватора Дали".
Ну и т.п.
nm_2
May 6 2006, 10:34:19 UTC 13 years ago
Всё-таки Северянин на Дали - совсем не похож.
Вы перечисляете, что как же не похож - и глаза у обоих карие (допустим), и волос в носу примерно одинаковое число, и бородавка на щеке у обоих слева, и оба - поразительные фонтаны торжествующей пошлости. И всё так, да, но при этом - нет, не похожи.
Живописный эквивалент Северянину очевиден - модный салон начала века, что-то типа Дерена, но только ужасно удешевлённого.
А вот поэтический эквивалент Дали - тут не вполне понятно. В роусской поэзии вроде бы, такого и не было.
Может быть, Айги, или Иван Жданов. Если в них добавить дерзкого эротизма. Вообще, опопсовить как следует.
*
Кстати, они оба - на мой взгляд конечно, - никак не авангардисты.
Северянин - типичный декадент, усвоивший самые внешние и поверхностные приёмы авангарда, Дали - образцовый постмодернист.
Мне кажется.
*
И, кстати, если рассматривать Дали как постмодерниста - он выглядит уже совсем не так глупо, как если подходить к нему с авангардистскими мерками.
sharya_rana
May 5 2006, 12:08:23 UTC 13 years ago
stepanstepan
May 5 2006, 20:06:36 UTC 13 years ago
поэта и художника
это приятоно
невстатьполитике
kare_l
May 6 2006, 09:07:38 UTC 13 years ago
То,что он писал под конец жизни,сидя в эстонской глуши - вовсе не "грёзофарс".
Совсем иные стихи...
И отношение к себе-прежнему у него отнюдь не как к королю в изгнании:
Сам от себя - в былые дни позёра,любившего услад дешевых хмель...
Северянин - очень разный и очень хороший поэт.
А Дали мне не интересен.