Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

Об органицистских метафорах

Пожалуй, ни одна метафора не принесла столько вреда, сколько представление общества в виде организма, «единого тела».

Причиной возникновения этой метафоры было элементарное незнание некоторых биологических закономерностей. Дело в том, что сильно интегрированные и сильно дифференцированные системы организма идут «через уровень». Клетка предельно интегрирована: все её части работают как единый механизм, лишних деталей нет, недостающих тоже. «Уровень качественный». Но ткани органов состоят из одинаковых клеток, связанных друг с другом достаточно слабо. Лишняя или недостающая клетка погоды не делает. «Уровень количественный». Организм интегрирован не хуже клетки: всё работает как одна машина, опять же «лишнего и недостающего нет».

Что с обществом? Оно состоит из классов, как из тканей. Само же оно интегрировано не хуже, чем организм, к тому же оно проще. А вот внутри классов и страт – как внутри тканей. «Клеточки рядышком», «количественный уровень».

Поэтому так называемый «тоталитаризм» связан не с попыткой ПОСТРОИТЬ высокоинтегрированное общество (оно и без того интегрировано), а с попыткой ЛИКВИДИРОВАТЬ уровень классов и социальных прослоек и заменить всё это какой-нибудь «социальной машиной». К которой привязывать индивидов «напрямую»[1].

Но вообще-то «социальная машина» всегда выглядит совершенно определённым образом.

А именно. Вот есть табун лошадей. Это сложная система, динамичная и развивающаяся.

А вот «машина» из лошадей. Каждая на своём месте, их вполне определённое количество, функции жёстко прописаны. Что это? САНИ. Лошадок ЗАПРЯГЛИ. А в санях едет какой-нибудь укрытый мехами дядька.

Теперь вопрос: а кто едет в колеснице, запряжённой людьми – например, в какой-нибудь «ымперии» типа «эсэсэера»? Какой-нибудь генсек? Нет, он всего лишь коренник. Мы принимаем его за «лидера» только потому, что в нормальном табуне первый бегущий является лидером. А тут – МАШИНА. Тут «все вкалывают», а власти не имеет никто. Власть – у фигуры в мехах. Которая не впереди, а ПОЗАДИ всех. И хрипящим от натуги лошадям её даже не видно – только жгучие удары бича заставляют их нестись всё быстрее.

Бича, который им тоже не виден. Они-то его принимают за «объективные обстоятельства», а руку, в которой бич, считают «невидимой».

Впрочем, за санями бегут лошади, которых не взяли в упряжку (а потому и не кормят). "Лишние лошади". "Лузеры". Которые совсем уж ничего не понимают. Правда, им видна спина ездока: лузеры вообще иногда видят больше, чем винеры. Но толку-то: они искренне принимают положение коренника за завидное. А себя, возможно, мнят табуном, "свободными тарпанами". Просто вот так не везёт нашему табуну, что мы всё время бежим-спасаемся от непонятно кого, а не гуляем. И тоска, тоска - по "гулянию", по зелёным лугам. "Почему же мы бежим по истоптанному".

А вот потому-то. "Сидит сзади в мехах и бьёт".


[1] Кстати, один из первых проектантов такого общества, Платон – которого Поппер за это самое объявил «отцом тоталитаризма» - был, как ни смешно, ближе всего к биологическим прообразам. Хотя бы потому, что, последовательно применив логику высокоинтегрированной системы к обществу, он вывел, например, что даже количество людей в такой системе должно быть совершенно определённым, «без лишних и недостающих». «Священное число».

)(
Что же это за фигура в мехах?
Никак, бог?
Венера, естественно. С кнутом, как и положено.
С отбитыми по шею руками, ага?
"Ага!" ©
изрядно!)
Да нет, Сотона, канешно. "Сорокавековой Иегова". Иалдабаот.
"Иалдабаот"?
Нет такого слова.
)
Есть-есть. Транслитерация от "Иалдаваоф".
Скорее всего, невидимый Банкир с пейсами и рогами. А из-под мехов красный хвост выглядывает.
ПРИСЫЛАЙТЕ ТЕКСТ НА ЭТОТ АДРЕС: Nilogov1981@yandex.ru
Мудрено получается..
Главный - не Сталин? Им тоже командуют? Эволюция? Черчилль? Бог?
Конечно, Сталин отдает команды - тоже движимый мотивами, внешними по отношению к нему.
Но значимо в рассматриваемой модели то, что его мотивации не сводятся ни к каким сугубо личным. Он - по идее - настолько лично удовлетворен, что может себе позволить не обгонять никого. Если человек, оказавшийся на таком уровне власти, не способен видеть стимулы этого уровня - он скатывается к простому разврату, неумеренному потреблению банального. Мы ведь не всех лидеров уличили в таком потреблении?
Аналогия с организмом - схематична. Она, конечно, не абсолютно подобна обществу, как любая модель. Но в ней - намек на изначальное неравенство элементов сложной системы. На наличие различных уровней мотивации, доступных различным уровням управления. Не может печень жить интересами мозга, у них разные горизонты планирования. Не может гражданин страны квалифицированно голосовать за ту или иную систему противоракетной обороны - он либо доверит это высшему уровню управления, либо будет тешить себя иллюзией контроля над этим верхним уровнем. При первом варианте мы имеем авторитаризм - при втором - демократию в нынешнем представлении.
"Аналогия с организмом - схематична." Вот!

Аналогии могут быть очень полезны для создания гипотез, но они же могут быть и очень вредны при механистическом применении. Удачно выбранная аналогия из другой области знаний может дать "взгляд сверху", выбранная же неудачно -- может "надеть шоры".
Та же этология, например, дополняет взгляд на человека, но лишь дополняет, не более, имхо.
Лошади, в сани запряжённые, - это, конечно, хорошо. Но "фигура в мехах" появляется из самой метафоры, а не встраивается в метафору, исходя из наблюдений. Если поменять немножко метафору и вместо лошадей подставить хотя бы рыб, случайно попвших в свободно плавающую сеть, то уже никакой "невидимой руки" нет, а стая в сети плывёт сама по себе.
Я в принципе не понимаю, как можно описать систему, находясь внутри системы и используя понятия, входящие в эту систему.
Что-то мутная такая метафора. Организм потому и система, что каждая его часть функционирует согласованно и любая часть не может выжить без остального организма, как и сам организм без некоторых частей и причинно-следственная связь очень быстрая - срубили голову и кирдык.
Общество система слабосогласованная поэтому может много десятилетий жить в конфигурации несовместимой с жизнью. А может и вообще развалиться на два разные общества. Как например некоторые простейшие молюски - если одного разорвать, то получится два молюска. Мало на что способных но живых.
Красиво, но слишком поэтизизарованно. "В жизни все не так, как на самом деле"
хороши для пропаганды...
для понимания и деятельности нужны строгие понятия
интересное сравнение структуры общества в общем с табуном лошадей и жесткой упряжкой, но конечно это для наглядности простого люда, но я бы не стал ограничиватся всего двумя вариантами-образами (думаю вы и сами понимаете :)) а вообще даже составить пусть и упрощенную метафору, и то не так просто, конечно, если есть поползновение на более-менее объективную точку зрения.

PS. недавно вас увидел в жж, и на вики читаю публикации..интересно мыслите, излагаете в общем.. спасибо!
метафора навсидку вроде красивая...
все ж организм не машина.
нечто самовопроизводящееся методом ассимиляции веществ, энергий и информаций...
но можно впрячь, да.
и корреник - верхняя часть кентавра.
кажись так.
а впрочем есть же еще всадники...
Мертвая смерть?
Она тут живая :)

Deleted comment

куда едет пассажир?
и.. едет ли?

Deleted comment

имхо, государство - всё-таки организм. Состоящий из "органов" и "клеток". И если клетки начинают заботиться только о собственном довольстве и плевать на остальных, то это называется рак и организм даёт дуба. Что и происходит сейчас.

демократическая лошадка отличается от тоталитарной тем, что пашет сама, когда хочет, в погоне за жирком и опасаясь конкурентов, а не под кнутом и за скудную пайку

метафизический ездок - это, конечно, сильно, но конкуренция между лошадками идёт за овёс и пространство, а не по чьей-то злой воле, иначе бы на шарике уже давно была бы единая "машина" :о))

Так "сама" или "опасаясь конкурентов"?
выживают только параноики (с)
Не в том суть. Мне интересно было, понимаете ли вы, что выдаете необходимость за свободу.
коты понимают так, что свобода есть осознанная необходимость (с)

те, кто считали иначе - попадали в рабство. Рано или поздно..
Ну да, ну да, свобода - это рабство, кто бы сомневался.
Интересно, а какое общество рассматривается? Тройка-Русь? Али какое иноземное? А в демократию я не верю вообще - это сказки для масс. Управление должно исходить от группы ответственных людей, а не от народа. Народ, ИМХО, должен являть собой страшную дубину, которая постоянно висит над головой у правительства - чуть что не так - может заехать. Т.е. быть политически активным. Только вот механизмы этой активности пишутся исходя из количества совести и мозгов у того же правительства. Почти замкнутый круг.
Всё хорошо, только "фигуры в мехах" скорее всего нет. В какой-то мере на её роль подходят Отцы Основатели, типа тех, кто писал американскую конституцию или организовывал политбюро, но они все давно умерли.

Машина - она потому и машина, что её нужно один раз построить, а дальше она сама работает. Если бы ей нужно было внешнее управление, то это была бы плохая машина, -- а ну как управляющий умрёт или сойдёт с ума? А если действия управляющего тоже регламентированы, то он является точно такой же частью машины. Хотя, возможно, и невидимой для лошадей.
Такое место пусто не бывает.
Как правило такие машины изначально проектируют без места водителя (если не считать "водителем" президента, например). Нет такого места, не предусмотрено из соображений безопасности.
Очень может быть.
Я не знаком с практикой построения таких машин. Уж не знаю, к счастью ли, к сожалению - но не знаком.
Да ну не может быть. Вы же навверное играли в детстве в жмурки? И произносили фразу "Только чур не подглядывать и не считать слишком быстро"? Игра - это машина, уговор "не подглядывать" - деталь её механизма, обеспечивающая отсутствие "человека в мехах".

Или наверняка вы когда-нибудь пытались придумать собственную игру в карты -- и могли заметить, что если оставить в ней какую-нибудь "козырную пиздюлину", которая бьёт любую карту, то мало того, что она против вас же и сработает рано или поздно, так ещё и играть с вами вряд ли кто-нибудь будет, потому что неинтересно.

Или вот ещё можете почитать конституцию РФ, она довольно маленькая на самом деле и читается легче, чем можно было бы предположить. Это, конечно, чертёж, причём грубый, но туманное представление о том, как устроены большие машины, получить можно.

Это всё никак не отменяет возможности существования Тайных Организаций, Управляющих Миром -- я всего лишь хочу сказать, что и у этих организаций наверняка есть Кодекс, который управляет ими.
не было в СССР никаких фигур в мехах, заводы Круппу не принадлежали. ересь порете.
В чём принципиальное различие Кагановича (условного) и Круппа? Объясните.
такое же как между менеджером и владельцем
Да, ОГРОМЕННАЯ разница.
да-да-да!
> Власть – у фигуры в мехах.

В СССР - если это не генсек, то кто?
а никто. само сравнение государства с машиной типа сани некорректно .
если делать такие "изящные" переходы, то дорассуждаться можно до чего угодно. абсолютно.
да, сильно сказано.
Самое печальное, что многие этого не понимают, особенно виннеры. Им некогда
В совестких санях сидел не дядька в мехах, а дети, детвора.
Все равно непонятно. Один же он, "в мехах", не управится, не так ли? Значит у него есть помощники. Опять же, "класс помощников". То есть получаем то же классовое общество.
Жуть какая.

А кто подскажет, "священное число" -- это конкретная цифра или фокус в том, что оно должно быть постоянным?
У Платона - конкретное число (не помню, "скока именно").

есть управленческая теория,в основе которой четное число египетских жрецов,
всегда должны были достичь единства,фараон просто проводник решения в жизнь.
когда фараоны захотели переделать на единовластие,все посыпалось...
А мне метафора про сани понравилась. Особенно в чести того, что лидер фактически ограничен в своих решениях. И не обязательно дядька с кнутом - это человек или группа людей, это могут быть и нематериальные ограничения. Не, хорошо сказано, не как про седьмец, но всё-таки, да.
Сидит сзади в санях и бьёт ключом по голове. Чичиков - who else?
+ летка предельно интегрирована: все её части работают как единый механизм,
+ лишних деталей нет, недостающих тоже.

Это средневековое представление о биологии.
В клетке и организме полно мусора и сломанных механизмов работающих в холостую.

Пример: производство витамина С в организме человека идёт но последняя стадия синтеза поломана вирусом и машина крутится в холостую. У других животных этого нет, синтез витамина идёт до конца.
Начать с того, что это именно поломка. Компенсируемая, да.

Вообще-то мусора и неработающих частей хватает и в "железных" механизмах. Помню телевизор "Темп", перепаяныый настолько, что там недоставало чуть не половины частей (и тем не менее, он работал).

Это не отменяет "саму идею" механизма: оптимальность конструкции, функциональную нагрузку на каждый элемент и т.п.
+ функциональную нагрузку на каждый элемент и т.п.

Нет, таких поломок много и результат многих - работа полностью впустую, переработка полезных ресурсов в мусор.

+ оптимальность конструкции

Бред, естественный отбор конечно есть,
1) но у природы нету разума.
2) нет плана, но лишь случай
3) и самое главное в природе нет самого понятия оптимальности.

Оптимальность человеческое изобретение реализуемое в виде денег. У кого их больше тот более оптимален.
PS Генетические изменения полезные для человека как вида (для борьбы с условиями среды и другими видами), могут оказаться вредны для каждого отдельного человека ими обладающего и будут теряться при наследовании.
Ведь это уже конспирологический монизм. Совершенство достигнуто, примите мои поздравления. Не просто "тайная власть возможна", но всякая социальная машина подразумевает невидимую фигуру с бичом. Или я утрирую?
Нет, почему же. Но там, где делают "машинку из людей", она возникает непременно.

Как в том знаменитом автомате, который играл в шахматы. Там был ящик, где прятался карлик, двигающий руками автомата.
Ну, там где делают, там само собой свищет кнут. Кто делал, тот и стегает.

А там, где не делали?

Может ли быть хорошо организованный общественный Левиафан без закулисного конструктора-архитектора? В принципе?
Теории самоорганизации это не противоречит.
Именно! Именно! Только фигура сия не есть человек, это... бля, да это же культура!!!

Это хорошо демонстрирует пример про пять голодных обезьян в клетке, банан и шланг с холодной водой.
Только фигура сия не есть человек, это... бля, да это же культура!!!

А то вот есть еще такое хорошее слово — эгрегор...
тоже верно!
Прикольная метафора! А "фигура в мехах" - это транснациональный (еврейский?) капитал стегающий несчастных русских лошадок? Даже с этим, с большими оговорками и натяжками, могу согласиться. А Ваша цель, Константин, заменить эту фигуру на более национально-ориентированную? Вряд ли Вы, как государственник, за то, чтобы скакать табуном... А без "невидимого бича рынка" колесница не поедет, уже пытались...
Какой я "государственник"?
Я понимаю, что Вы, в первую очередь, националист(даже "этнонационалист"), но проводить подобную политику в жизнь без такого инструмента как государство?.. Или Вы - анархо-националист? Если можно, уточните Вашу позицию в вопросах гос. строительства. Заранее благодарен за ответ.
Всё просто.

Нация русских - превыше всего. Государство - инструмент, который может быть полезен или вреден русской гнации. Если государство антинародно и антинационально, оно является прямым врагом русских. Если нет, над ним всё равно необходим контроль со стороны нации. То есть демократия в классическом её виде.
Спасибо за ответ.

Anonymous

December 7 2006, 13:21:15 UTC 12 years ago

Ну, вы знаете анекдот про Наполеона и какого-то там Лагранжа (или что-то в этом духе). Насчет гипотезы Бога.

Однако, без "фигуры в мехах" и Нерусь в меха не оденешь. Поэтому и приходится писать всякие глупости, наступая на горло собственной песне. Не так ли?
Это о чём?
Это когда Наполеон, рассматривая теорию происхождения Солнечной системы, сказал ее автору: я, мол, не вижу здесь места для Бога, на что тот ответил: "Я не нуждаюсь в такой гипотезе".

Так и вы, только наоборот. Склонны очеловечивать явления природы.
Люди, видите ли, хотят кушать каждый день, а также ищут, где лучше. А для этого надо впрягаться и двигаться (если у вас, разумеется, не нашлось своевременно скочавшегося богатого дядюшки). Вот вам и вся бичующая рука.

С другой стороны, миросозерцания очень удобно. "Это все ОНИ!", ага.
тоталитаризм это миф
С другой стороны, если народ - это отдельный человек, а люди, его клетки, то -

могут быть плохие народы - с моральной точки зрения.

Здесь вполне прямая аналогия - пять плотных органов отображаются - это пять сознаний, пять органов чувств и так далее - вплоть до социальных групп.

В.В.
Любовь и голод правят миром
Поскольку единственное, что объединяет общества,
подпавшие под это словцо - нехорошесть с точки зрения
"хозяев дискурса".

И, соответственно, все дальнейшие построения -
высасывание из пальца.

--
Всего наилучшего,
Андрей.