Причиной возникновения этой метафоры было элементарное незнание некоторых биологических закономерностей. Дело в том, что сильно интегрированные и сильно дифференцированные системы организма идут «через уровень». Клетка предельно интегрирована: все её части работают как единый механизм, лишних деталей нет, недостающих тоже. «Уровень качественный». Но ткани органов состоят из одинаковых клеток, связанных друг с другом достаточно слабо. Лишняя или недостающая клетка погоды не делает. «Уровень количественный». Организм интегрирован не хуже клетки: всё работает как одна машина, опять же «лишнего и недостающего нет».
Что с обществом? Оно состоит из классов, как из тканей. Само же оно интегрировано не хуже, чем организм, к тому же оно проще. А вот внутри классов и страт – как внутри тканей. «Клеточки рядышком», «количественный уровень».
Поэтому так называемый «тоталитаризм» связан не с попыткой ПОСТРОИТЬ высокоинтегрированное общество (оно и без того интегрировано), а с попыткой ЛИКВИДИРОВАТЬ уровень классов и социальных прослоек и заменить всё это какой-нибудь «социальной машиной». К которой привязывать индивидов «напрямую»[1].
Но вообще-то «социальная машина» всегда выглядит совершенно определённым образом.
А именно. Вот есть табун лошадей. Это сложная система, динамичная и развивающаяся.
А вот «машина» из лошадей. Каждая на своём месте, их вполне определённое количество, функции жёстко прописаны. Что это? САНИ. Лошадок ЗАПРЯГЛИ. А в санях едет какой-нибудь укрытый мехами дядька.
Теперь вопрос: а кто едет в колеснице, запряжённой людьми – например, в какой-нибудь «ымперии» типа «эсэсэера»? Какой-нибудь генсек? Нет, он всего лишь коренник. Мы принимаем его за «лидера» только потому, что в нормальном табуне первый бегущий является лидером. А тут – МАШИНА. Тут «все вкалывают», а власти не имеет никто. Власть – у фигуры в мехах. Которая не впереди, а ПОЗАДИ всех. И хрипящим от натуги лошадям её даже не видно – только жгучие удары бича заставляют их нестись всё быстрее.
Бича, который им тоже не виден. Они-то его принимают за «объективные обстоятельства», а руку, в которой бич, считают «невидимой».
Впрочем, за санями бегут лошади, которых не взяли в упряжку (а потому и не кормят). "Лишние лошади". "Лузеры". Которые совсем уж ничего не понимают. Правда, им видна спина ездока: лузеры вообще иногда видят больше, чем винеры. Но толку-то: они искренне принимают положение коренника за завидное. А себя, возможно, мнят табуном, "свободными тарпанами". Просто вот так не везёт нашему табуну, что мы всё время бежим-спасаемся от непонятно кого, а не гуляем. И тоска, тоска - по "гулянию", по зелёным лугам. "Почему же мы бежим по истоптанному".
А вот потому-то. "Сидит сзади в мехах и бьёт".
[1] Кстати, один из первых проектантов такого общества, Платон – которого Поппер за это самое объявил «отцом тоталитаризма» - был, как ни смешно, ближе всего к биологическим прообразам. Хотя бы потому, что, последовательно применив логику высокоинтегрированной системы к обществу, он вывел, например, что даже количество людей в такой системе должно быть совершенно определённым, «без лишних и недостающих». «Священное число».
)(
kreatun
December 6 2006, 14:31:49 UTC 12 years ago
Никак, бог?
furia_krucha
December 6 2006, 15:01:38 UTC 12 years ago
kreatun
December 6 2006, 15:03:54 UTC 12 years ago
furia_krucha
December 6 2006, 15:10:14 UTC 12 years ago
kreatun
December 6 2006, 15:12:06 UTC 12 years ago
fandaal
December 6 2006, 17:55:41 UTC 12 years ago
yuritikhonravov
December 6 2006, 15:14:30 UTC 12 years ago
kreatun
December 6 2006, 15:22:52 UTC 12 years ago
Нет такого слова.
yuritikhonravov
December 6 2006, 15:46:40 UTC 12 years ago
Есть-есть. Транслитерация от "Иалдаваоф".
es_read
December 6 2006, 16:40:52 UTC 12 years ago
ПРОЕКТ "СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"
ex_nilogov
December 6 2006, 14:38:55 UTC 12 years ago
sim_taper
December 6 2006, 14:41:49 UTC 12 years ago
Главный - не Сталин? Им тоже командуют? Эволюция? Черчилль? Бог?
Конечно, Сталин отдает команды - тоже движимый мотивами, внешними по отношению к нему.
Но значимо в рассматриваемой модели то, что его мотивации не сводятся ни к каким сугубо личным. Он - по идее - настолько лично удовлетворен, что может себе позволить не обгонять никого. Если человек, оказавшийся на таком уровне власти, не способен видеть стимулы этого уровня - он скатывается к простому разврату, неумеренному потреблению банального. Мы ведь не всех лидеров уличили в таком потреблении?
Аналогия с организмом - схематична. Она, конечно, не абсолютно подобна обществу, как любая модель. Но в ней - намек на изначальное неравенство элементов сложной системы. На наличие различных уровней мотивации, доступных различным уровням управления. Не может печень жить интересами мозга, у них разные горизонты планирования. Не может гражданин страны квалифицированно голосовать за ту или иную систему противоракетной обороны - он либо доверит это высшему уровню управления, либо будет тешить себя иллюзией контроля над этим верхним уровнем. При первом варианте мы имеем авторитаризм - при втором - демократию в нынешнем представлении.
ППКС
ippow
December 6 2006, 17:18:38 UTC 12 years ago
Аналогии могут быть очень полезны для создания гипотез, но они же могут быть и очень вредны при механистическом применении. Удачно выбранная аналогия из другой области знаний может дать "взгляд сверху", выбранная же неудачно -- может "надеть шоры".
Та же этология, например, дополняет взгляд на человека, но лишь дополняет, не более, имхо.
sheldon_j
December 6 2006, 14:44:00 UTC 12 years ago
Я в принципе не понимаю, как можно описать систему, находясь внутри системы и используя понятия, входящие в эту систему.
kolyada_14
December 6 2006, 14:51:55 UTC 12 years ago
Общество система слабосогласованная поэтому может много десятилетий жить в конфигурации несовместимой с жизнью. А может и вообще развалиться на два разные общества. Как например некоторые простейшие молюски - если одного разорвать, то получится два молюска. Мало на что способных но живых.
going_out
December 6 2006, 14:52:27 UTC 12 years ago
метафоры
yuss
December 6 2006, 15:04:08 UTC 12 years ago
для понимания и деятельности нужны строгие понятия
ex_dimakarl
December 6 2006, 15:28:37 UTC 12 years ago
PS. недавно вас увидел в жж, и на вики читаю публикации..интересно мыслите, излагаете в общем.. спасибо!
az118
December 6 2006, 15:42:25 UTC 12 years ago
все ж организм не машина.
нечто самовопроизводящееся методом ассимиляции веществ, энергий и информаций...
но можно впрячь, да.
и корреник - верхняя часть кентавра.
кажись так.
az118
December 6 2006, 15:50:03 UTC 12 years ago
а где таг?
Anonymous
December 6 2006, 16:15:39 UTC 12 years ago
Re: а где таг?
krylov
December 7 2006, 01:02:22 UTC 12 years ago
Deleted comment
ночная кобыла
az118
December 6 2006, 16:27:52 UTC 12 years ago
и.. едет ли?
Deleted comment
norian
December 6 2006, 16:33:02 UTC 12 years ago
демократическая лошадка отличается от тоталитарной тем, что пашет сама, когда хочет, в погоне за жирком и опасаясь конкурентов, а не под кнутом и за скудную пайку
метафизический ездок - это, конечно, сильно, но конкуренция между лошадками идёт за овёс и пространство, а не по чьей-то злой воле, иначе бы на шарике уже давно была бы единая "машина" :о))
kalinka_lj
December 7 2006, 08:17:35 UTC 12 years ago
norian
December 7 2006, 10:15:54 UTC 12 years ago
kalinka_lj
December 7 2006, 10:31:24 UTC 12 years ago
norian
December 7 2006, 13:41:20 UTC 12 years ago
те, кто считали иначе - попадали в рабство. Рано или поздно..
kalinka_lj
December 8 2006, 06:21:30 UTC 12 years ago
pchelintsev
December 6 2006, 18:03:50 UTC 12 years ago
faceted_jacinth
December 6 2006, 18:35:17 UTC 12 years ago
Машина - она потому и машина, что её нужно один раз построить, а дальше она сама работает. Если бы ей нужно было внешнее управление, то это была бы плохая машина, -- а ну как управляющий умрёт или сойдёт с ума? А если действия управляющего тоже регламентированы, то он является точно такой же частью машины. Хотя, возможно, и невидимой для лошадей.
ohtori
December 6 2006, 22:38:58 UTC 12 years ago
faceted_jacinth
December 7 2006, 00:37:04 UTC 12 years ago
ohtori
December 7 2006, 05:15:26 UTC 12 years ago
Я не знаком с практикой построения таких машин. Уж не знаю, к счастью ли, к сожалению - но не знаком.
faceted_jacinth
December 7 2006, 05:49:29 UTC 12 years ago
Или наверняка вы когда-нибудь пытались придумать собственную игру в карты -- и могли заметить, что если оставить в ней какую-нибудь "козырную пиздюлину", которая бьёт любую карту, то мало того, что она против вас же и сработает рано или поздно, так ещё и играть с вами вряд ли кто-нибудь будет, потому что неинтересно.
Или вот ещё можете почитать конституцию РФ, она довольно маленькая на самом деле и читается легче, чем можно было бы предположить. Это, конечно, чертёж, причём грубый, но туманное представление о том, как устроены большие машины, получить можно.
Это всё никак не отменяет возможности существования Тайных Организаций, Управляющих Миром -- я всего лишь хочу сказать, что и у этих организаций наверняка есть Кодекс, который управляет ими.
ex_fe_fe_go
December 6 2006, 18:40:22 UTC 12 years ago
sheldon_j
December 6 2006, 19:36:53 UTC 12 years ago
ex_fe_fe_go
December 6 2006, 20:47:07 UTC 12 years ago
krylov
December 7 2006, 01:27:19 UTC 12 years ago
ex_fe_fe_go
December 7 2006, 05:39:58 UTC 12 years ago
_iga
December 6 2006, 19:03:47 UTC 12 years ago
В СССР - если это не генсек, то кто?
ex_fe_fe_go
December 6 2006, 20:48:56 UTC 12 years ago
если делать такие "изящные" переходы, то дорассуждаться можно до чего угодно. абсолютно.
ext_21754
December 6 2006, 20:53:10 UTC 12 years ago
Самое печальное, что многие этого не понимают, особенно виннеры. Им некогда
snigir
December 7 2006, 00:12:26 UTC 12 years ago
suhov
December 7 2006, 01:00:40 UTC 12 years ago
kr214
December 7 2006, 01:52:00 UTC 12 years ago
А кто подскажет, "священное число" -- это конкретная цифра или фокус в том, что оно должно быть постоянным?
krylov
December 7 2006, 09:35:14 UTC 12 years ago
vratnik
December 8 2006, 00:01:12 UTC 12 years ago
всегда должны были достичь единства,фараон просто проводник решения в жизнь.
когда фараоны захотели переделать на единовластие,все посыпалось...
tus_u_gin
December 7 2006, 02:43:42 UTC 12 years ago
dead souls
core2duo
December 7 2006, 03:20:01 UTC 12 years ago
сумбурно и неверно
bacr
December 7 2006, 05:24:02 UTC 12 years ago
+ лишних деталей нет, недостающих тоже.
Это средневековое представление о биологии.
В клетке и организме полно мусора и сломанных механизмов работающих в холостую.
Пример: производство витамина С в организме человека идёт но последняя стадия синтеза поломана вирусом и машина крутится в холостую. У других животных этого нет, синтез витамина идёт до конца.
Re: сумбурно и неверно
krylov
December 7 2006, 09:37:22 UTC 12 years ago
Вообще-то мусора и неработающих частей хватает и в "железных" механизмах. Помню телевизор "Темп", перепаяныый настолько, что там недоставало чуть не половины частей (и тем не менее, он работал).
Это не отменяет "саму идею" механизма: оптимальность конструкции, функциональную нагрузку на каждый элемент и т.п.
НЕТ
bacr
December 8 2006, 02:48:42 UTC 12 years ago
Нет, таких поломок много и результат многих - работа полностью впустую, переработка полезных ресурсов в мусор.
+ оптимальность конструкции
Бред, естественный отбор конечно есть,
1) но у природы нету разума.
2) нет плана, но лишь случай
3) и самое главное в природе нет самого понятия оптимальности.
Оптимальность человеческое изобретение реализуемое в виде денег. У кого их больше тот более оптимален.
Re: сумбурно и неверно
bacr
December 8 2006, 02:50:44 UTC 12 years ago
schwalbeman
December 7 2006, 09:26:49 UTC 12 years ago
krylov
December 7 2006, 09:40:46 UTC 12 years ago
Как в том знаменитом автомате, который играл в шахматы. Там был ящик, где прятался карлик, двигающий руками автомата.
schwalbeman
December 7 2006, 10:24:09 UTC 12 years ago
А там, где не делали?
Может ли быть хорошо организованный общественный Левиафан без закулисного конструктора-архитектора? В принципе?
tus_u_gin
December 7 2006, 11:43:57 UTC 12 years ago
tus_u_gin
December 7 2006, 11:46:43 UTC 12 years ago
Это хорошо демонстрирует пример про пять голодных обезьян в клетке, банан и шланг с холодной водой.
schwalbeman
December 7 2006, 12:26:55 UTC 12 years ago
А то вот есть еще такое хорошее слово — эгрегор...
tus_u_gin
December 8 2006, 10:53:10 UTC 12 years ago
ex_al1966
December 7 2006, 12:37:42 UTC 12 years ago
krylov
December 7 2006, 23:14:30 UTC 12 years ago
ex_al1966
December 8 2006, 13:02:49 UTC 12 years ago
krylov
December 8 2006, 23:44:22 UTC 12 years ago
Нация русских - превыше всего. Государство - инструмент, который может быть полезен или вреден русской гнации. Если государство антинародно и антинационально, оно является прямым врагом русских. Если нет, над ним всё равно необходим контроль со стороны нации. То есть демократия в классическом её виде.
ex_al1966
December 9 2006, 10:34:10 UTC 12 years ago
Anonymous
December 7 2006, 13:21:15 UTC 12 years ago
Однако, без "фигуры в мехах" и Нерусь в меха не оденешь. Поэтому и приходится писать всякие глупости, наступая на горло собственной песне. Не так ли?
krylov
December 7 2006, 23:16:51 UTC 12 years ago
Ну, как...
Anonymous
December 8 2006, 15:04:00 UTC 12 years ago
Так и вы, только наоборот. Склонны очеловечивать явления природы.
Люди, видите ли, хотят кушать каждый день, а также ищут, где лучше. А для этого надо впрягаться и двигаться (если у вас, разумеется, не нашлось своевременно скочавшегося богатого дядюшки). Вот вам и вся бичующая рука.
С другой стороны, миросозерцания очень удобно. "Это все ОНИ!", ага.
gurinka
December 7 2006, 15:47:58 UTC 12 years ago
pizding
December 7 2006, 18:54:37 UTC 12 years ago
плохие люди-плохие народы
y_d_dargye
December 8 2006, 13:27:49 UTC 12 years ago
могут быть плохие народы - с моральной точки зрения.
Здесь вполне прямая аналогия - пять плотных органов отображаются - это пять сознаний, пять органов чувств и так далее - вплоть до социальных групп.
В.В.
primuzz
December 8 2006, 15:07:29 UTC 12 years ago
Никакого "тоталитаризма" нет
asox
December 11 2006, 08:19:38 UTC 12 years ago
подпавшие под это словцо - нехорошесть с точки зрения
"хозяев дискурса".
И, соответственно, все дальнейшие построения -
высасывание из пальца.
--
Всего наилучшего,
Андрей.