Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

"сам себе злобный Буратино"

В разных разговорах на «человеческие темы» я постоянно слышу такое утверждение – «неудачник всегда сам виноват в своих неудачах».

Тезис, легко опровергаемый эмпирически (в чём виноваты погибшие под руинами «башен-близнецов»?), но очень действенный психологически. Дескать, да, бывает, что человек вроде и не виновен т в своих неприятностях. Но лучше пусть он ругает себя, а не других. Так оно будет лучше.

Для кого лучше? Для других – может быть, особенно для тех, у кого рыльце в пушку. Но хорошо ли это для самого неудачника?

Есть два стандартных объяснения. Первое прагматическое: если человек сам виноват в нехорошей ситуации, то он может сам и исправить ситуацию. Поэтому считать себя виноватым во всём конструктивно.

Второе – моральное, точнее морализаторское. «Не закрывай глаза на своё ничтожество и мерзость, перестань винить других в своих бедах и несчастьях, прими Ответственность за собственную жизнь и свои поступки – и ты через это станешь Настоящим Человеком с большой буквы Бу».

Начнём с прагматического аргумента. «Сам вляпался – значит, сам и выпутаешься». Но простите, граждане. Из того, что человек своими действиями (или бездействием) создал какую-то ситуацию, абсолютно не следует, что он сам же способен её изменить. Хотя, вполне возможно, это как раз могут сделать другие люди. Если кто-то отрезал себе ухо (сам, как Ван Гог), он вряд ли сможет пришить его назад. А вот хороший хирург способен помочь.

Но и обратное тоже верно. Иногда человек способен выбраться из ситуации, созданной не им. Кого-то связали и бросили в тёмный подвал – а он развязался и выбрался. Для этого ему вовсе не потребовалось корить себя за то, что попался негодяям. Для этого ему потребовалось кое-что другое – желание выбраться. И, может быть, не помешала толика неприязни к тем ребятам, которые его связали и затащили, а?

Теперь обратимся к моральному аргументу. Что в нём такого морального, собственно? Почему нужно закрывать глаза на вину окружающих людей – которые, допустим, тебя обманули, ограбили, унизили – ради сомнительного счастья считать себя Настоящим Человеком? Вообще-то таких называют «терпилами» и относятся к ним соответственно – продолжают обманывать, грабить и унижать дальше, с нарастанием градиента.

К чему ведёт идея «самовиноватости» на практике?

Прежде всего: что такое вина? Вина предполагает проступок. Что такое проступок? Действие, совершённое по недостойным причинам – например, ради сиюминутного удовольствия. Как правило, за чужой счёт. Или за свой, если «расплачиваться надо», а нечем. Например, пьяница, глушащий палёнку на семейные деньги, виноват перед семейством, но и перед собой тоже, о чём ему напомнит в свой срок умирающая печень.

Но тут есть ещё один момент. Проступок предполагает, что совершающий его "знает, что делает". В одному случае он совершает своё злодеяние со злорадной ненавистью, в другом - "это просто бизнес", в третьем - "мне очень жаль, но я не вижу другого выхода". Но он знает, что делает. Он причиняет зло другому (или себе) вполне осозанно.

Человек, делающий зло другим или себе неосознанно (например, спутавший названия лекарств и глотающий не ту таблетку, или предлагающий другому не ту таблетку) может быть назван как угодно - мудаком, уёбком, дебилом, дегенератом. Но вменять ему вину - бессмысленно. Он ошибся, но он не виноват.

Дальше. Проступок предполагает наказание. Виноватый перед другими должен снести их месть. Виноватый перед собой должен стерпеть собственную беду, более того – собственноручно наказать себя, если беда недостаточно ужасна сама по себе. Ну там типа – если ты срезался на экзамене или не получил работу, прыгни с крыши, жалкий лузер. Или повесься. Или глазки себе выковыряй, как Эдип, тоже хорошая идея…

Заметим, что в некоторых случаях самонаказание бывает кстати. Иной раз имее смысл хряпнуть дурацкой башкой об стену, чтобы перестать унывать и начать злиться, а значит и действовать. Но в подавляющем большинстве случаев самонаказание не полезно. Это неправильное действие, и мы это чувствуем. В результате, мучимые чувством вины, мы наказываем себя за неправильное действие, но наказание само по себе является неправильным действием… за которое тоже надо бы себя наказать… что тоже неправильно… и так далее.

Что делать? Как ни странно, человек, оказавшийся в хреновой ситуации, должен не наказывать себя за свои ошибки (даже если вдруг он сам их совершил), а поощрять себя за успешные и удачные ходы, пусть небольшие.

Мы не делаем много хорошего потому, что не поощряем себя за хорошее и правильное, экономим на пряниках. В том числе, таких как элементарное самоуважение. Мы недостаточно гордимся тем хорошим и удачным, что у нас выходит, мало любуемся собой и плодами своего труда. Что бы мы не сделали, оно кажется нам мелким, убогим, недостойным. И когда какая-нибудь тварь со стороны приходит глумиться над нашей работой и нашей жизнью, мы униженно поддакиваем этой твари – «да… правда… ничего особенного… говнище… позорище». И дальше – тяжёлое чувство вины, нежелание ничего делать, опускающиеся руки… и дальнейшая рефлексия: «ничего делать не хочется – наверное, я ленив и бездарен… апстену меня, апестену».

Розанов как-то писал о русских: «Мы умираем от единственной и основательной причины: неуважения себя. Мы, собственно, самоубиваемся. Не столько “солнышко нас гонит”, сколько мы сами гоним себя». Это верно относительно затравленного понятно кем народа – но это же верно и относительно каждого отдельного русского человека.

Что нужно, чтобы выбраться из состояния «я-сам-во-всём-виноват-и-не-могу-ничего-сделать»? Прежде всего, избавиться от чувства вины. В частности, лучше всего принять тезис: ВИНОВАТ В ТВОИХ БЕДАХ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТОТ, КОМУ НУЖНО ТВОЁ НЕСЧАСТЬЕ. Тебе оно не нужно – значит, ты не можешь быть виноватым. Ты можешь совершать ошибки, делать глупости, причинять себе вред, это да. Это очень плохо. Но это не основание, чтобы считать себя виноватым. Пусть чувство вины засунет себе в жопу тот, кто его изобрёл.

С другой стороны, ПОМОЧЬ ТЕБЕ МОЖЕТ ТОЛЬКО ТОТ, КОМУ НУЖНО ТВОЁ СЧАСТЬЕ. Чаще всего оно нужно только тебе самому. Вне зависимости от того, кто затащил тебя связанным в погреб – развязаться и выбраться ты можешь только сам. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», неново, но верно.

Притом можно рассчитывать на помощь только в том случае, если кому-то твоё счастье тоже нужно. На какой-то хрен сдалось.

Тут есть своя сустель, крайне неприятная.

Существуют люди, которые хорошо относятся к тебе, дружат и даже помогают - но только пока ты «бедненький – несчастенький». Им нужно твоё несчастье, чтобы тебя любить. Не всегда это связано с завистью или злобой. Некоторые так вообще предпочитают общаться с несчастными людьми – они кажутся «лучше», «благороднее», «чище душой», ну и к тому же не «столь отвратительно самодовольными», как счастливые.

Так что само по себе «хорошее отношение» ещё ни о чём не говорит. Возможно, твоему другу нравятся твои слёзы, а от твоей улыбки его воротит. И помогать он тебе не будет.

С другой стороны, некоторых людей чужие беды раздражают крайне. И они не будут помогать попавшему в беду, потому что относятся к нему как к прокажённому: «не хочу дотрагиваться, даже видеть не хочу». «Фу, буээ». Воспринимается это как «предательство», но увы – свойство распространённое. «Не хочу иметь дело с опустившимся лузером», и ведь правда не хочет. Никто никого не хочет любить «чёрненьким» - разве что в кредит, зная, что вообще-то этот конкретный чёрненький был когда-то белым и пушистым, а сейчас просто болеет. И то, подобным кредитом лучше не злоупотреблять: рано или поздно оно всем надоедает.

А тех, кто не любит чужое несчастье, но и не брезгует им, мало. Это, наверное, и называется «настоящие друзья». Ну или «настоящие партнёры», если они действуют небескорыстно. Но и то хлебушек.

Возвращаясь же на прежнее. Формула «ты сам во всём виноват» порочна. А вот формула «ты не виноват, но только ты можешь всё исправить» - пожалуй, что и верна.

) по мотивам разговора с nataly_hill (
последствия нащих поступков НИКОГДА не являются материальным следствием этих поступков, а только идеальным следствием, опосредованным волей Аллаха. Поэтому НИКОГДА не имеет смысла добиваться ЦЕЛИ, но только правильного приложения СИЛ. Поступай ПРАВИЛЬНО и тебе воздастся в этой и в той жизни. Представление о том, что ты достигаешь успеха - это отрицание Единобожия, ширк, придание партнеров Аллаху (в виде себя любимого).
По-моему, у вас тут логическая ошибка. Если все предопределено, как человек вообще может нести хоть какую-то ответственность за свои поступки?
Может. Потому что возможность свободы выбора самоочевидна. То что при этом кто-то знает как ты поступишь, не означает что у тебя нет свободы выбора, если у тебя нет никакого знания того, что человек поступит именно так.

Наблюдаемое логическое противеречие просто признак неприложимости логики к поступкам Создателя который создан мир где подходящей технологией действия для человека является логика.

Логика как технология оперирования предикатами является абстракцией реального состояния реального окружения человека состоящего из пространсткенно-временным способом разграниченных явлений происходящих с объектами. Объекты эти существуют в пространстве времени только потому что натуральное окружение человека многофазно. Был бы какой-нибудь разумный студень в плазме, где непонятно что где и когда начинается и кончается, технологии абстракций были бы другими.

Так что поставьте логику там где она стояла и больше ее не трогайте.
>не означает что у тебя нет свободы выбора, если у тебя нет никакого знания того, что человек поступит именно так.

Именно что означает. Чтобы ты ни делал результат будет таков, каким он уже запрограммирован. То, что ты об этом результате не знаешь - ну это собственно твои проблемы.

Точно так же и в протестантизме кальвинистского толка - если ты избран, то обречен на успех. А если нет, ну извини...
"Наблюдаемое логическое противеречие просто признак неприложимости логики к поступкам Создателя который создан мир где подходящей технологией действия для человека является логика."

отличная фраза. надо запомнить. =)
IMHO, тут под предопределением подразумевается не управление поступками человека, а абсолютное знание этих поступков. Человек делает свой выбор сам, но где-то есть кто-то (или что-то), обладающее знанием о прошлом, настоящем и будущем. Мне в своё время именно так это объясняли.
Если предположить,что создатель может запускать эту игрушку под названием
"вселенная" не один раз или иметь возможность включать перемотку - "туда" : "сюда", то все становится достаточно логичным.

Для моделируемого результат не предсказуем.

Для моделирующего - всегда можно посмотреть развитие в ускоренном режиме,
как посмотреть последнюю страничку в книжке.







    > Поэтому НИКОГДА не имеет смысла добиваться ЦЕЛИ, но только правильного приложения СИЛ. Поступай ПРАВИЛЬНО и тебе воздастся в этой и в той жизни.
Где-то я такое уже слышал... Ну да, конечно! "Движение - всё, цель - ничто!".

"Работайте, негры, солнце ещё высоко!" А о целях вашей работы вам лучше не задумываться. Добрый хозяин обо всём сам подумает. Для вас главное - правильно трудиться на благо хозяина.
Миром управляют не точные причинно-следственные связи, скорее вероятностные.

Но, знаете, когда мне нужен чай я иду и включаю чайник. Пару раз я грел чай на костре. До сих пор это работало :-)
Представление, что ты имеешь какое либо представление или суждение о Всевышнем, безусловно противоречит нограниченности воли Создателя. Разрешение противоречия свободной воли человека, и посему, ответственности с одной стороны и неограниченного существования Алахха с другой через утверждение что Аллах де просто все заранее знает, но решение то принимаешь ты - смешно. Это противоречее преодолеваятся только прямой и бескомпромисной верой.
Мое представление о Создателе - исключительно с Его слов, то что Он посчитал нужным мне знать. Все мои остальные утверждения - негативные, о моем незнании и ОТСУТСТВИИ представления, например то что Создатель не подчиняется логике является просто другим выражение Его неограниченной мощи.

Я действительно принимаю решение, потому что у меня есть выбор осознанного действия. К тому же я знаю что я отвечаю за действия - так что хочешь не хочешь надо думать что делаешь.

"Это противоречее преодолеваятся только прямой и бескомпромисной верой." ВСЕ преодолевается прямой и бескомпромиссной верой. Наиболее мощное оружие человека - молитва, когда человек обращается напрямую к Аллаху с просьбой.

Anonymous

July 22 2007, 00:37:18 UTC 12 years ago

Нет поступка, совершённого не по воле Аллаха. И нет поступка, о котором совершивший мог бы сказать: "Исполнена воля Аллаха".
Нет поступка, совершённого не по воле Аллаха. Нет поступка, о котором совершивший был бы вправе сказать: "Исполнена воля Аллаха". У Аллаха - всеведение и всемогущество. У нас -свобода брести во тьме.
Нервно открыл твой журнал, прочёл про "хряпнул коньячку", успокоился.

Навёлся на мысль о том, что "Аллаха" можно определить - как понятие - логически строго. Напишу.
Ага:) Да, я ж не учёл, что ЭТО нынче в моде. Ща пойдем позырим, что за определение ты подыскал.
//«ты не виноват, но только ты можешь всё исправить»//

ИМХО, это для "слабеньких"... Можно опустить первую часть: "Ты все поправишь, если захочешь... Но чтобы не влипнуть вновь, имеет смысл сделать "работу над ошибками"..." :-)
Именно, "для слабеньких". Люди о которых (и для которых) написан текст, в своей слабости беспомощны.
Не дать им возможность простить самих себя означает отдать на растерзание их собственному самоедству.
//Не дать им возможность простить самих себя означает отдать на растерзание их собственному самоедству.//

О самоедстве я у Крылова согласен. Однако чрезмерное самопрощение обычно приводит к повторению одних и тех же проблем с теми же граблями...
"работа над ошибками" не обязательно подразумевает чувство вины. Вину можно чувствовать, если повторяешь одну и ту же ошибку снова и снова, но если раньше не знал, что это ошибка -- что ж, ты не виноват, просто не знал, теперь будешь знать.
"ВИНОВАТ В ТВОИХ БЕДАХ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТОТ, КОМУ НУЖНО ТВОЁ НЕСЧАСТЬЕ"
аффтару мегареспект и гигауважуха.
правильные слова!!!
Константин, вопрос: как ты отнесешься к такому утверждению (пишу коряво, на литературность сил нет ибо слегка пьян и спать охота)
"если ты накосячил, исправь косяк при возможности, если нет возможности исправить - забей, все само рассосется"???
З. Ы. И если какя-то тварь приходит глумиться над нашей жизнью, я считаю, нужно найтить в себе силы послать эту тварь нахуй.
Мне не очень нравится финал, хотя в некоторых случаях забить действительно приходится - ну нет возможности исправить. Но не "рассосётся", нет.

А насчёт косяка - в кассу. Да, так.

И абсолютно так - про тварь. Именно нахуй, а при возможности пришибить. Ибо вражина.
Тут можно усмотреть некоторое противоречие с Вашим недавним постом о презрении, но только в том случае, если их (посты) абсолютизировать. А так получается небанальная (без всякой иронии!) задача: когда презирать, а когда и пришибить...

Anonymous

July 5 2007, 22:30:58 UTC 12 years ago

Какие-то у вас специфические (советско-интеллигентские, что ли?) заморочки на тему "виноват" и "убей вражину"...
Чисто атеистические заморочки. Винить себя не хочется - значит надо винить кого-то другого. Вот и весь смысл.
В то же время совершенно непоняен смысл самой процедуры "винить". Зачем она? В том обличии, в котором вы ее подаете,в ней нет смысла вообще. Это какое-то извращенное самоедство депрессивного меланхолика, которое вы пытаетесь трансформировать в маниакальную агрессию убежденного мизантропа. Но это ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ.
В то же время, вопрос о "вине" решается спокойно, безэмоционально, на основании здравого рассуждения. Что такое вина? Это твое субъективное отношение к содеянному в форме умысла или неосторожности. Был твой умысел на то, что произошло? Был ли ты неосторожен? Есть ли причинная связь между твоими действиями и происшедшим? Если есть, то осознай свою вину как ошибку и постарайся учесть ее на будущее. Если нету твоей вины - значит нету. А выдумывать тут "желающих счастья", "желающих несчастья" - дурные фантазии. Вместо РАЗУМНОГО отношения к вопросу вы пытаетесь один невроз "лечить" другим.
Гм, а я что писал?

Что Вы имеете возразить против финального вывода?
Где-то так... ;-)

Anonymous

July 5 2007, 22:49:31 UTC 12 years ago

Да, вот тут какой важный момент. Фундаментальная ошибка переживания вины как самоедства заключается отнюдь не в неправильном выборе объекта обвинения, а в неправильной трактовке самого понятия вины, когда вина распространяется не на конкретное негативно оцениваемое действие, а служит основой негативной оценки личности. Если для тебя очевидно, что ты виноват в происшедшем, то это не значит, что ты плохой, а это значит, что ты совершил неправильное действие. В таком случае "чувство вины" побуждает к коррекции конкретных жизненных установок, это нормальная реакция любого психически здорового человека. А стремление аттрибутировать себе вину как некое неотъемлемое личностное свойство есть духовная болезнь "уныние", в пределе переходящее в болезнь психическую. Вы пытаетесь "лечить" уныние другой духовной болезнью - гордыней. Однако, уныние и гордыня - две сестры, и только подпитываютдруг друга. В результате, в конце концов, имеем ни что иное, как маниакально-депрессивный психоз.
Однако, уныние и гордыня - две сестры, и только подпитываютдруг друга.


Вы говорите это таким тоном, как будто это общеизвестная истина. А это отнюдь не так. По моим наблюдениям, гордыня - полезнейшее свойство.

Я уж не говорю, что в предлагаемом мной рецепте отношения к себе очень мало гордыни - даже полезной.

Anonymous

July 6 2007, 17:04:20 UTC 12 years ago

Теряюсь в догадках, как вы по буковкам на экране распознали мой тон... Вы, кстати, тоже здесь пишете вещи не "общеизвестные".
Я же опираюсь на святоотеческое учение о грехе - вещь необщеизвестную и не всеми принимаемую, но давно и детально проработанную.
Связь гордыни с унынием легко вскрываема хотя бы и на вашем анализе, ибо "стремление себя наказать" есть ни что иное, как гордыня, ибо проистекает из желания человека присвоить себе то, что ему не принадлежит - право суда. И является, между прочим, прямым нарушением заповеди "не судите".
А, святоотеческое... Не работает.

Anonymous

July 8 2007, 22:36:43 UTC 12 years ago

Гм... Странно ожидать "работы" от того, чем не пользуешься.
А что работает? Иконография пиздеца?
Я неплохо знаю некоторых приверженцев святоотеческого учения. В ЖЖ они тоже есть, могу дать ссылки. В большинстве своём это злые и несчастные люди. Некоторые, впрочем, не столь несчастны, но в основном за счёт того, что на практике довольно далеки от святоотеческого учения и придерживаются его скорее на словах... "Практика - критерий истины".

Иконография Пиздеца - чрезвычайно интересная тема, но, думается, она в данном случае к нашему разговору отношения не имеет. Что работает? Давайте посмотрим на людей успешных и притом симпатичных. Их опыт может оказаться ценным, не так ли?

Anonymous

July 9 2007, 07:48:03 UTC 12 years ago

Не следует, мне кажется, исключать того, что вам просто не повезло на знакомых. Что касается ЖЖ, то что уж тут говорить вообще - не исключено, что пользователи ЖЖ "в большинстве своем злые и несчастные люди". Но какое это имеет отношение к Св. Отцам? Ведь сами Отцы отнюдь не были злыми и несчастными. Более того, они были весьма успешными и симпатичными людьми - в противном случае мы бы и не знали ничего об их учении. Разве многовековое обращение к их наследию не свидетельствует об успешности и симпатичности? Отсюда и следует: "практика - критерий истины." Поэтому "несчастность" мнимых приверженцев святоотеческого учения заключается в двух причинах:
1. неверное понимание самого учения;
2. следование ему лишь на словах, но не на деле.
Любой человек, на словах приверженный некоторому идеалу, но не следующий ему в реальности, обличается собственной совестью - отсюда и "несчастность", и "злость" (на самого себя, выплескиваемая вовне). Ну сами посудите - разве есть где-нибудь у Св. Отцов "злость"? Да и следа ее нету. Так следует ли "злой" Св. Отцам?
Что касается "успешности и симпатичности", то вам ведь самому должно быть понятно: одни полагают успех в одном, другие - в другом, разным людям симпатично разное. Жидовствующим, например, симпатичны жиды. Есть такое мнение, что жиды очень успешны. И что - будем обращаться к "ценному жидовскому опыту"? Кому-то образцом "успешности и симпатичности" представляется "американский образ жизни" и т.д.
Мне, например, очевидно следующее: люди в принципе склонны ориентироваться на успешных и симпатичных. Специально призывать к этому не надо. Проблема в другом - в существовании многочисленных образов ложного успеха и извращенной симпатичности, которые на самом деле ведут к деградации и разложению. Так вот, чтобы в этой помойке найти жемчужину, нужна ориентация на правильные ценности. И конечно - "практика критерий истины". Только практика многовековая, а не сиюминутная мода. А если мы рассмотрим в ретроспективе русскую историю, то, честно говоря, тезис о "злобности и несчастности" православной Руси выглядит крайне неубедительно для русского, а вот для русофоба - в самый раз. Мне же представляется несомненным, что православная Русь была страной весьма успешной и очень симпатичной (по крайней мере, для самих русских; ну, не для врагов, конечно).
Вот такая вот "практика", как я ее вижу. Несколько поубедительнее, чем ЖЖ. Разве я не прав?
Не следует, мне кажется, исключать того, что вам просто не повезло на знакомых. Что касается ЖЖ, то что уж тут говорить вообще - не исключено, что пользователи ЖЖ "в большинстве своем злые и несчастные люди". Но какое это имеет отношение к Св. Отцам? Ведь сами Отцы отнюдь не были злыми и несчастными. Более того, они были весьма успешными и симпатичными людьми - в противном случае мы бы и не знали ничего об их учении. Разве многовековое обращение к их наследию не свидетельствует об успешности и симпатичности? Отсюда и следует: "практика - критерий истины."


Не буду обсуждать Св. Отцов, так как мало оних знаю. Но охотно принимаю Ваш аргумент.

Однако ж. Из того, что их учение когда-то работало, не следует, что оно будет работать всегда. Даже у самого хорошего лекарства есть срок годности.

Поэтому "несчастность" мнимых приверженцев святоотеческого учения заключается в двух причинах:
1. неверное понимание самого учения;
2. следование ему лишь на словах, но не на деле.
Любой человек, на словах приверженный некоторому идеалу, но не следующий ему в реальности, обличается собственной совестью - отсюда и "несчастность", и "злость" (на самого себя, выплескиваемая вовне). Ну сами посудите - разве есть где-нибудь у Св. Отцов "злость"? Да и следа ее нету. Так следует ли "злой" Св. Отцам?
Что касается "успешности и симпатичности", то вам ведь самому должно быть понятно: одни полагают успех в одном, другие - в другом, разным людям симпатично разное. Жидовствующим, например, симпатичны жиды. Есть такое мнение, что жиды очень успешны. И что - будем обращаться к "ценному жидовскому опыту"? Кому-то образцом "успешности и симпатичности" представляется "американский образ жизни" и т.д.


Меня постоянно обвиняют в "антисемитизме" и одновременно в "жидовствовании". Потому что я всегда говорю - евреи враги, у которых надо учиться. Они достигают своих целей и успешны. Мы - нет. Поэтому - да, ВО ВСЁМ УЧИТЬСЯ У НАШИХ ВРАГОВ. С первоначальным признанием того, что они успешны, мы - нет, но мы хотим быть успешными. Если не хотим - нужно тихо сдохнуть, а не морочить себе и другим голову.

Мне, например, очевидно следующее: люди в принципе склонны ориентироваться на успешных и симпатичных. Специально призывать к этому не надо. Проблема в другом - в существовании многочисленных образов ложного успеха и извращенной симпатичности, которые на самом деле ведут к деградации и разложению. Так вот, чтобы в этой помойке найти жемчужину, нужна ориентация на правильные ценности. И конечно - "практика критерий истины". Только практика многовековая, а не сиюминутная мода.


Да, это весьма убедительно.

А если мы рассмотрим в ретроспективе русскую историю, то, честно говоря, тезис о "злобности и несчастности" православной Руси выглядит крайне неубедительно для русского, а вот для русофоба - в самый раз. Мне же представляется несомненным, что православная Русь была страной весьма успешной и очень симпатичной (по крайней мере, для самих русских; ну, не для врагов, конечно).
Вот такая вот "практика", как я ее вижу. Несколько поубедительнее, чем ЖЖ. Разве я не прав?


Вы, во всяком случае, человек симпатичный - ибо не ругаетесь (чего я, признаться, ожидал по грустному опыту общения с православным людом), а спокойно и убедительно отстаиваете свою точку зрения. Что весьма хорошо и приятно.

Однако же будем точными. Я разве что-то говорил о "злобности и несчастности православной Руси"?

PS. Кстати. Если уж мы устроились побеседовать, то, может быть, Вам стоит завести аккаунт в ЖЖ? Вам, несомненно, есть что сказать urbi et orbi.

Anonymous

July 9 2007, 21:42:34 UTC 12 years ago

Однако ж. Из того, что их учение когда-то работало, не следует, что оно будет работать всегда. Даже у самого хорошего лекарства есть срок годности.
Если уж обращаться к медицинским аналогиям, то Св. Отцы отнюдь не изготовляли лекарства – они выдавали рецепты. А по рецепту, если он правильно учитывает физиологию человеческого организма, можно изготовить лекарство когда угодно – и оно будет действовать. В самом деле, при приступе стенокардии не следует пить и курить, а следует лечь и положить грелку в ноги – что 2000 лет назад, что сейчас. Человек – все тот же.
В чем же проблема? А проблема в том, что нынче слишком многие не по разуму записались в доктора, и пытаются вертеть авторитетными рецептами, интерпретируя их по-своему, а по сути – добавляя в целебную смесь яд своих предрассудков и ложных убеждений, а зачастую и просто не понимая исходного рецепта или подменяя его отсебятиной. Однако, истинный врач душ человеческих Христос дал универсальное средство различения таких горе-эскулапов: по плодам их узнаете их. Поэтому если ты «зол и несчастен», то что же дерзаешь учить других – чтобы сделать их такими же, как ты? Не может дерево худое приносить плод добрый, а дерево доброе – плод худой. И слепой поводырь слепых, именующий себя зрячим, все равно неизбежно заведет следующих ему в яму. Но, однако ж, если терновник называет свои горькие плоды смоквами, то это повод усомниться в истинности утверждения терновника, но не в сладости истинных смокв. И поведение слепого поводыря свидетельствует лишь о его незрячести, но не о возможностях человеческого зрения как такового.
Меня постоянно обвиняют в "антисемитизме" и одновременно в "жидовствовании".
Ну, я бы не стал вас обвинять ни в том, ни в другом, хотя в скобках бы заметил, что одно другому не противоречит, а, скорее, сопутствует – обычно в форме упертости на этой теме, которая имеет истоком сочетание зависти и ненависти к жидам. Потаенной зависти, маскируемой (часто и от себя самого) гипертрофированной ненавистью.
Ваше отношение к пресловутому «вопросу», как мне кажется, не «самодостаточно», а просто является одним из аспектов, возникающих при разработке темы именно русского национализма. Мне кажется, вас интересуют, прежде всего, русские, а евреи – только в связи с этим интересом. Поэтому ни об «антисемитизме», ни о жидовствовании тут говорить не приходится.

Anonymous

July 9 2007, 21:44:13 UTC 12 years ago

Потому что я всегда говорю - евреи враги, у которых надо учиться. Они достигают своих целей и успешны. Мы - нет. Поэтому - да, ВО ВСЁМ УЧИТЬСЯ У НАШИХ ВРАГОВ. С первоначальным признанием того, что они успешны, мы - нет, но мы хотим быть успешными. Если не хотим - нужно тихо сдохнуть, а не морочить себе и другим голову.
Давайте поразмыслим, а что это за «еврейская успешность»? Обычно тут начинают вспоминать еврейских олигархов, банкиров, медиа-магнатов. Однако, сколько их? И что они такое по сравнению с остальной массой еврейского народа? И какой ценой еврейский народ купил им их благополучие? А вот какой: евреи – самый несчастный народ в мире. Почему? Да потому, что они представляют собой стадо биороботов, умело управляемое их верхушкой с помощью нехитрого набора команд типа «антисемитизм», «погром», «ущемление прав». Это народец, который никто не любит, который везде изгой, причем этой нелюбовью, этим изгойством, как строгим поводком, их держат и направляют те немногие, кто и снимает сливки с «вековой еврейской грусти». В результате еврейство следует определить скорее как специфический психоз, чем как «национальность». А что еврейская верхушка? Какой ценой сами они купили свое благополучие и «успешность»? А очень простой и старой, как мир – службой дьяволу (и соответствующей расплатой). В результате еврейство построено по принципу самой настоящей тоталитарной секты, и вся пресловутая «еврейская солидарность» держится ни на чем ином, как на сызмальства взращенном страхе, управляемом с помощью внушенных психотических реакций, возбуждаемых, наподобие условных рефлексов, с помощью централизованно спускаемых команд. Или вы не в курсе всего этого? Вы такой судьбы хотите русским? Не дай Бог!
Что – евреи в Израиле живут «симпатичнее и успешнее», чем русские даже в сегодняшней России? Да бросьте – ничем не лучше, знаю от знакомых. И там, где вокруг все евреи – и дрязги, и подставы, и глухая неприязнь между «законниками» и «ам-гаарецами», и никакой пресловутой «еврейской солидарности». А где она – эта «еврейская солидарность»? А там, где еврейство паразитирует на других нациях, и где есть постоянный и целенаправленно подпитываемый и управляемый страх.
Русским не на ком паразитировать. И русские поэтому не залезут в еврейскую шкуру, даже если этого и желать. А по мне так и слава Богу. Ибо, чтобы влезть в еврейскую шкуру, надо стать такими же изгоями и «вечными жидами», а в свое время князь Владимир, поинтересовавшись у проповедников иудаизма об их родине, однозначно этот путь отверг. Уверен, что он был прав.
Или, может быть, памятуя об «успешности» еврейской верхушки, желать того же и русским? Но там всем места не хватит, хватит только избранным. Ну так мы на пути к этому – наша верхушка усердно перенимает жидовские приемы манипуляции собственным народом ради своего личного благосостояния. То ли еще увидим – они не остановятся и на перехвате националистических лозунгов ради того, чтобы держать народ в подчинении, льстя его самолюбию и запугивая разными, в большинстве выдуманными, бяками – по жидовским рецептам. Вас устроит ли ситуация, когда все останется по-прежнему с депопуляцией, деградацией, спаиванием, дебилизацией детей, но банкиров фридманов сменят банкиры ивановы, а по ТВ будут звучать лозунги, льстящие самолюбию русских?
Таким образом, «учиться у евреев» можно только одним способом - работать в направлении превращения русских в стадо манипулируемых психотиков, ненавидимых всеми окрестными народами. А иначе никак. Не получится снять сливочки, а от издержек отбояриться. Либо строим сатанинскую тоталитарную секту по жидовским рецептам, загоняем в нее руских, и имеем «солидарность», построенную на страхе и ненависти окружающих, либо ни того, ни другого.
А вот я, честно говоря, не понимаю, зачем стремиться копировать этих несчастных презираемых зомби, когда есть рецепты русской, а не жидовской, солидарности, выстраиваемой на любви, а не на страхе?

Anonymous

July 9 2007, 21:45:56 UTC 12 years ago

PS. Кстати. Если уж мы устроились побеседовать, то, может быть, Вам стоит завести аккаунт в ЖЖ? Вам, несомненно, есть что сказать urbi et orbi.

Честно говоря, я плохо понимаю, что такое ЖЖ, а словечки типа «аккаунт» вгоняют меня в смутную тоску.:) По моим представлениям, ЖЖ есть интернет-дневник, потребности в ведении которого я не ощущаю. «Городу и миру» я периодически вещаю под ником 111-03 на площадке, созданной не без моего скромного участия под названием «polemics.ru». Ее достоинство в том, что обсуждение всегда идет по делу и на достаточно высоком уровне, ибо неадекват отсекается быстро и жестко.
Вас читаю постоянно по причине искреннего интереса к излагаемым мыслям, иногда возникает желание прокомментировать.
Ох, жаль. Ну что ж, будем общаться так...
«...Есть два чувства, способные исподволь погубить любой талант, задушить самые правильные и прекрасные порывы: чувство вины и чувство долга. Подобно телесной боли, служащей предупреждению нас об ущербе плоти, но в слепом своём служении зачастую превращающейся из сторожа и друга в злейшего врага, чувство вины и чувство долга нередко захватывают тираническую власть над совестливыми душами. [...]
Так пожилой учитель, призванный удерживать детей от дурных поступков и наставлять на истинные пути, с возрастом мутнеет рассудком и вместо поучения доброму всё чаще бессмысленно и злобно попрекает своих подопечных, шпыняет и наказывает их безо всякой причины, стремительно превращая радостных и энергичных юнцов в дрожащие, неуверенные в себе создания...» ©

P.S. Кстати. Идеология-рефрен «Ты-Сам-Виноват» ничто иное, как попытка смирить массовое сознание с принципом естественного отбора В СОЦИУМЕ. Полностью, без купюр (!) этот рефрен выглядел бы так: «НЕ ПОМОГАЙ ЕМУ — ОН САМ ВИНОВАТ!..» (Упор на первой части, «НЕ ПОМОГАЙ!..»).
...Не просто «НЕ ПОМОГАЙ» но и «НЕ ПРОСИ ПОМОЩИ!..» (ибо *САМ* виноват).
Налицо идеология, противодействующая САМООРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕД ЛИЦОМ ПРОБЛЕМЫ/ВРАГА.
Вот именно. "Не проси помощи и не помогай". Срадство атомизации.

А кое-кто "усмехается в бороды" (с)
Константин, огромное спасибо за Ваш текст. Тем более он попался мне на глаза в нужный момент (дорога ложка к обеду, ага). Поэтому еще раз - спасио вдвойне. !!!
> ВИНОВАТ В ТВОИХ БЕДАХ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТОТ, КОМУ НУЖНО ТВОЁ НЕСЧАСТЬЕ. ПОМОЧЬ ТЕБЕ МОЖЕТ ТОЛЬКО ТОТ, КОМУ НУЖНО ТВОЁ СЧАСТЬЕ.

Грустная такая статья. Её бы хорошо в журнал "Проблемы воспитания". Я не шучу. Осталось добавить: "И дай мне мудрости отличить одного от другого".

Deleted comment

ишь как нерусь эквадорская понараззалуплялася. придумал он, видите ли...

только и придумываете, как бы Русского Человека обидеть поувесистей.
И как эту формулу применять к реальности?
Установление наличия или отсутствия виноватых в своих траблах - обычно вторичное или даже лишнее и вредное для их преодоления.

Разумеется, некоторые препятствия эквивалентны людям, которые их порождают. И их, конечно, надо уметь обходить или отодвигать.
Но эмоциональные переживания по поводу несовершенств таких людей - непозволительная роскошь и неоправданное транжирство душевных сил.
Которые в идеале без остатка надо отдавать своему делу, а не им.
Виноватых имеет смысл искать когда имеется фактор повторения. Германия перед второй мировой, Османская империя перед ее падением, история Российской империи в ее конце. Ищите патерн.

Когда десятый раз наступаешь на одни и те же грабли, зная при этом что несколько раз ставил их в угол, и при этом раз за разом где-то поблизости маячит одна и та же тень, вот тогда нужно этого типа который наводит эту тень на плетень, найти и дать ему граблями по наглой рыжей морде.
Ну вот например дерусь я с кем-то, и уебали мне в челюсть. Нокаут. Это не могло произойти, если бы я не открылся, - а тут я зевнул, не поставил вовремя блок, пропустил удар. Если я не мудак, я эту ситуацию потом мысленно проиграю и не только пойму, в какой момент надо было заслоняться, но и представлю, в какой момент надо было бить мне. И не исключено, что в следующий раз с копыт слетит уже мой противник.

Да чего там, вот был случай у меня недавно - я, знаете ли, рыболов. И есть там такая рыбалка на дорожку, когда ты гребешь и тащищшь за собой блесну - воблер за лодкой. Пару лет назад я на это дело поймал одного судака, и потом два года - по нулям. А народ вокруг ловит, так что рыбу винить ни в каком случае не получается. Сел, просмотрел, проштудировал литературу - оказалось, я эту блесну привязывал неправильно, глухим узлом, а надо было - скользящим, если привязать глухим, она не играет. Привязал правильно - за выходные семь судаков.

Винил бы бы рыбу, так и остался бы без поклевки.


И что, неужели сами чувством вины мучались?
До того, как исправили ошибку, - потому, что рыбы не получается поймать - или после - когда узнали, что допустили ошибку?
До того, как я исправил ошибку, я знал, что я делаю что-то неправильно. Именно я. Если хотите, называйте это чувствовм вины. Большинство рыбаков в таких случаях считают, что "рыбы нет", продвинутые говорят - "рыба не берет из-за погоды". Те, кто считают виноватыми именно себя, рано или поздно начинают ловить. Большую рыбу в товарных количествах. Но большинство остается ловить карасиков на тухлом прудике, потому что рыбы вообще нигде нет или она не берет из-за погоды. А так - ну хоть мелочь потягаю.

Ежик: "Я не перну, я не перну, не перну ...(звук пердежа) это не я, это не я, это не я...
сорри , коммент от evgenol это был я.
Ну, тогда подойдем с другой стороны... Почему Вы сразу не проштудировали соответственную литературу, а просто думали, что это Вы "делали что-то неправильно"? С Вашей точки зрения, как я поняла, чувство вины (его подобия) продуктивно. Но как-то оно уж очень заторможено действует... Два года - шутка ли.

Anonymous

July 9 2007, 07:39:44 UTC 12 years ago

Потому что я считал себя самым умным. То есть, было подспудное чувство, что я делаю что-то не так, но к литературе подобного рода - в том числе было и традиционно презрительное. В итоге, все же получилось у меня - хотя да, два года -это не шутка.

Вчера был на даче, пацаны, мои ровесники, ловят карасиков с мизинец по выходным в пруду, в том же, что и в детстве. Так что если меня сравнивать с ними - чувство вины и недовольства собой - это очень и очень продуктивная вещь.

Anonymous

July 6 2007, 11:33:17 UTC 12 years ago

оказалось, я эту блесну привязывал неправильно, глухим узлом, а надо было - скользящим, если привязать глухим, она не играет. Привязал правильно - за выходные семь судаков.

К этому случаю категория вины вообще неприменима.
Вы просто не знали, как правильно.
А вот если бы знали, но другим советовали привязывать глухим узлом - тут уже вина ваша очевидна. И дураками были бы те, кто, наслушавшись ваших советов и ни одной рыбины не поймав - стали бы винить в том себя (как неудачников по жизни).
" и пусть чувство вины засунет себе в жопу тот, кто его изобрёл" - В ТОЧКУ!!!
Ну конечно! Пошел ограбил кого-нибудь, повязали, посадили. И что, грабитель не должен чувствовать вину? "Виноват тот, кому нужно несчастье". Охренеть! Виноваты, оказывается, доблестные стражи порядка, изловившие и посадившие грабителя. Тут не только "высшая" логика не просматривается, но даже и обычная, человеческая.
Ну, собственно, они, грабители, так и рассуждают. Давайте порадуемся за психическое здоровье уголовников и стройными рядами пойдем с них брать пример...
Не мешало бы, кстати. А то уголовники психически здоровы (кстати, это так), а хорошие люди раздавлены грузом вины "за неуспешность".

НЕХОРОШО.
Лишить душу человека чувства вины - все равно что лишить организм болевых ощущений. Как будто привлекательно, но результат - полная потеря адекватности в восприятии себя. Конечно, можно считать ЭТО здоровьем - а что, ничего ж не болит...

Deleted comment

А по-моему, вы мудак.

Deleted comment

Умным вы будете, когда хотя бы научитесь понимать, о чем вам говорят. А пока ступайте, голубчик, забейтесь в щель поглубже и ни с кем не общайтесь, раз так уж боитесь манипуляции.

Deleted comment

Вы полагаете, с вами тут полемизируют? Какое самомнение...

Deleted comment

Тогда почему вы еще здесь?

Deleted comment

Это в голове у вас гремит. Пить меньше надо...

Deleted comment

Совсем худо. Если в голове гремит даже без алкоголя - это вам к доктору, душа моя...

Deleted comment

Вот я и говорю - и мерещится вам что-то непотребное, и грохот в ушах. Вы не запускайте здоровье-то, а то будете потом чувством вины маяться...

Deleted comment

А вам и деградировать уже некуда, да?

Deleted comment

Не любо - не слушай.
Уверяю, уголовник никакой вины за собой не чувствует. Вина - болезнь честных людей.
Но примерами вышло туговато.
Вот «прагматическое»:
«Если кто-то отрезал себе ухо (сам, как Ван Гог), он вряд ли сможет пришить его назад. А вот хороший хирург способен помочь».
А кто, кроме самого человека, к хирургу может прийти? Причем к хорошему. Его же еще и найти надо, что бы ухо обратно приделал. Пошевелиться.
Но для психологически приятной жизни лучше про чувство вины совсем забыть, это Вы абсолютно правы. Но не замучает ли человека чувство вины за то, что у него нет чувства вины?..))
Это смешно. Вы испытываете приступы тошноты от того что вас не тошнит?
Это все-таки некорректно - сравнивать физические реакции с психологическими. К тому же, люди очень часто думают примерно так: "я должен чувствовать себя виноватым, но я не чувствую. Это очень плохо, что у меня нет чувства вины. Я виноват в том, что его нет".
Я не знаю, каких таких вы людей знаете, но вообще-то если чувства вины нет, то его нет. А если у человека есть "невнятное убеждение" что это чувство вины теоретически должно быть, то это говорит о том, что его когда-то так научили думать. И тогда появляется не столько само чувство вины, сколько противоречие между характером и воспитанием (культурной традицией, если угодно), которое здоровый человек довольно быстро изничтожает, двигаясь в правильную сторону - т.е. к своему характеру. Человек же с нездоровой реакцией будет входить в ступор, биться головой об стену, и стенать что он де не такой, "как положено". Обычно такие дальше идут в церковь и пытаются решить свои проблемы там, что оные проблемы только усугубляет, так как церковь, собственно, и является одним из главных источников этих самых проблем и основной кузницей невротиков.
В общем, к чему это я... чувство вины от того, что нету чувства вины - уже само по себе нездоровая реакция, случающаяся у людей, которым надо сильно призадуматься о своём психическом здоровье. Человек здоровый чувствует вину тогда, когда её чувствует, а не когда её "должен"(кому?) чувствовать, или ещё что-нибудь в этом роде. И никак иначе.
Вопросы же о психических отклонениях я в своём изначальном замечании не затрагивал, и потому в условиях исключительно здоровых реакций, мне ваше предположение показалось забавным. Хотя, конечно, оплошал. Ничего забавного в таких реакциях нет - несчастные люди, которые не в состоянии примириться не только с внешним миром, но и с собой. Особенно с собой.
Все дело в том, что и пост, и мой комментарий, посвящены проблемам. Всепоглощающее чувство вины (в редких случаях продуктивное) характерно для русских людей, которых, как Вы верно написали, "так научили думать". А потом еще и в посте, и в моем комментарии, было о том, как от этих проблем избавиться, что надо делать (забыть о чувстве вины и все такое). И вот мое замечание как раз о "противоречии между характером и воспитанием". Расшифровать, что бы звучало менее абсурдно, можно так: "чувство вины оттого, что не следуешь "культурной традиции". И, да, это несчастные люди, не умеющие примириться с собой. Именно поэтому пост господина Крылова надо отредактировать (что бы было доступнее, и человек не закрывал сразу), размножить (с небольшими картинками) и раздавать у метро. Потому что таких людей слишком много...
чувство вины - обратная сторона сознания собственной значимости и силы: тот, кто многое может, за многое отвечает (напр., с Бога, Который может всё, вину снять невозможно); отсюда т.н. "героич. сознание", когда берут на себя ответственность за всё, в т.ч. за самые отдалённые и неочевидные последствия

из чувства вины не следует необходимость самонаказания - это гл. ошибка Вашего рассуждения; оно помогает легче пережить случившееся (устраняет ноющее чувство несправедливости и беспомощности перед роком) и дополнительно мотивирует на действие: "виноват - исправлю"
Как показывает практика, самонаказание в большинстве случаев (исключение я упомянул) мотивирует лишь на то, чтобы окончательно лечь на дно и тихо сдохнуть.
самонаказание не следует из чувства вины (во всяком случае прямо); как правило, случившееся уже рассматривается как наказание (иначе в чём же вина?)
> самонаказание не следует из чувства вины (во всяком случае прямо); как правило, случившееся уже рассматривается как наказание (иначе в чём же вина?)

Собственно, Ваше мнение ничем не противоречит рассуждениям Константина Крылова, просто Вы подошли к этому вопросу с другой стороны.
Он утверждает, что нельзя наказывать себя ИСХОДЯ ИЗ МОЩНОГО ЧУВСТВА ВИНЫ — поскольку таковое чувство УЖЕ (!) подразумевает, что человек достаточно, по сути своей, хорош, добр, порядочен, чтобы его не за что было наказывать. Вот и не надо наказывать (себя), надо жить и действовать (в т.ч.) назло всем винящим и попрекающим.

Да, конечно, Вы правы в своём высказывании — но Вы говорите о неком «идеально-правильном» случае (о том, как ДОЛЖНО БЫТЬ), а Крылов о том, КАК ОБЫЧНО БЫВАЕТ — к сожалению :-/

ППКС. Толку себя казнить никогда нет, это даже где-то в текстах сказано было.
Думаю, во главу угла всегда должна ставиться ситуация.
От нее, соответственно, и нужно плясать.
Потому как бывают случаи, за которые и посамовиноватиться не грех, а бывают и другие, когда негатив есть, а вины нет. Выводить же общее универсальное правило не стоит, по той простой причине, что оно не будет работать.
В любом случае, даже наличие вины не должно вести к перманентному унынию, входить в привычку. Если человека "давит ошибок груз", значит, он дурак. Тут я с Вами согласен.
бывают случаи, за которые и посамовиноватиться не грех
А можно пример?
если ты напился, сел за руль и попал в аварию - виноват кто?
И пьяного может банально ударить сзади вполне трезвый водитель.
"зафрендила", хоть и смешно звучит...поистине интересно читать Вас. надеюсь так и будет дальше.
Очень правильный текст... Пару добавлений - на Западе жертв всеразличных преступлений психологи специально настраивают на позицию - вы не виноваты. Не виноваты в том, что приглянулись мерзавцу-насильнику, не виноваты в том, что именно вашу машину украли воры и т.п. Тоже самое верно и для позиции "если ты такой умный, то почему ты такой бедный"? И закрываются глаза на то, что бизнес часто связан с нарушением закона, требует первоначального капитала (который откуда-то надо взать) и наработанных связей, а еще и налоговый пресс и неустойчивое законодательство и чиновничьи поборы... Но нет, ты сам виноват в своей бедности.
Ты сам прав в своей бедности =)
Видите ли. В вечном вопросе «кем лучше быть, жертвой или палачом?..» есть один тонкий момент.
А именно, У ЖЕРТВЫ БОЛЬШЕ ШАНСОВ ОКАЗАТЬСЯ ПРАВОЙ (точнее, у палача таковых меньше).

Что бы Вы выбрали — бессмысленно погибнуть, или бессмысленно убить?..
Я не совсем поняла, что вы имеете в виду под "оказаться правым"? То, что на жертву не будет распространяться уголовное преследование? Для опровержения достаточно вспомнить случай с девушкой и Багдасаряном. Кстати, и палач может казнить в полном соответствии с законом. Или, вы имеете в виду, что жертва всегда права по причине собственной слабости?
Касаемо же меня лично, то я действую осознанно и руководствуюсь разумом, так что выбор бессмысленно погибнуть иои столь же бессмысленно убить глуп по определению.
Смайлика с аплодисментами нет.
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке
Почитать текст со всеми комментариями можно тут
Это Ваш 35-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут.
Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточник
Ваше определение неудачника некорректно.
Неудачник - это скорее тот, кто при наличии выбора сознательно (ну, подсознательно) выбирает худший вариант или не делает выбора совсем, предпочитаю оставлять ситуацию течь самой по себе. При этом зачастую сваливает вину за последствия своих действия на окружающих.
Короче, психология.
А во остальном вроде верно, но давно известно.
Отношение общества к тем, кто (в том числе и не по своей вине) попал в беду, в значительной степени связано с религиозными воззрениями.
В Библии и каноническом христианстве многократно обсуждается поведение человека, попавшего в беду. Беда рассматривается как состояние испытания, а достойное поведение в тяжелой ситуации – как в высшей степени похвальное. Более того, в тех же «Заповедях блаженства» прямо указывается, что такие люди будут в высшей степени вознаграждены. Материальный успех рассматривается как нечто не только самое важное, но и часто мешающее. А самый главный для христианина вопрос– о спасении души – решается на основании собственного поведения (ну и с небольшими добавками типа посмертных молитв родных и близких).

Однако Кальвин совершенно по другому подошел к этому вопросу. Он постулировал, что вопрос о спасении души – слишком серьезен, чтобы при его решении обращать внимание на такие мелочи, как собственное поведение человека, и спасение конкретной души решено еще до начала времен. Из этого следует конкретный вывод – что хочешь, то и делай, ли лучше, ни хуже тебе от этого не будет.

Казалось бы, на этом можно успокоиться и зажить в свое удовольствие. Однако протестанты делают следующий фортель и заявляют, что спасение души должно проявляться еще при жизни, и в форме удачи, «фарта». В результате протестант оказывается перед очень тяжелой ношей. Для того, чтобы доказать себе и другим, что он «избранный», «спасенный», он должен постоянно доказывать, что у него все хорошо. А это – безумно тяжелая ноша, быть всегда и везде успешным.

Если у нас любят говорить, что жизнь похожа на зебру, и за черной полосой обязательно последует белая, то там все намного строже. Утешать там таким образом никого нельзя, иначе нарвешься на грубость. Это как у меня сейчас неудачи? ну да, действительно, ограбили, изнасиловали, избили, дом сожгли, но зато ребра уже почти срослись, за дом, может, дадут частичную компенсацию, все замечательно, «keep smiling».

Обратная сторона такого отношения к себе – жестокое отношение к тем, кто в беде. Самое страшное ругательство –«looser», то есть неудачник. Ему не только нельзя помогать, к нему нельзя относиться даже как к равному, ибо он – «отверженный». Поэтому в средневековье в протестантских странах отношение, например, к сиротам было очень жесткое. В детских домах их не только били, заставляли работать и кормили впроголодь, их еще и одевали в форму, очень похожую на шутовскую.

Поэтому скверное отношение к тем, кто в беде, в нашем современном обществе – еще одно из не самых лучших западных заимствований.
Штука в том, тов. Крылов, что вы всё пытаетесь мыслить в теримнах вины. А это как мерить красоту фотографий в терминах гаммы и созвучий. Можно, красиво, и бессмысленно.

Как только люди начинают мыслить категориями "Причинно-следственные связи реального мира" и "Достижение цели, учитывая побочные эффекты при этом" - всё сразу становится на своё место.
Штука в том, что чувство вины существует, для многих это важно.

Если Вы лично эти проблемы для себя решили, "честь и хвала", но в таком случае всё это можно пропустить - как рецепт излечения от болезни, которой Вы не страдаете.
Штука в том, Владимирович, что вы уверены в собственном правильном понимании мест. Чему и где надлежит быть, чтобы мир был устроен наилучшим образом.
Если я где не прав - милости просим конструктивно возразить. Если меня не переубедит - сторонний человек может прочесть, сделать вывод.

Пока аргументация "очки надел - самый умный, да?"
Меня, помнится, ещё в прошлый раз умилила идея сделать Крылова мэром провинциального городка. Пусть, дескать, себя покажет.
Я высказался в том плане, что этот эксперимент бы многое прояснил.

А из ваших слов исключительно непонятно, нравится вам эта идея или нет.
Я уверен, что в этом городке БЫСТРО станет жить лучше ПОДАВЛЯЮЩЕМУ БОЛЬШИНСТВУ местного населения.
Если, конечно, полномочия Крылова будут реальными (полномочиями мэра), а отношение к нему «сверху» — не хуже среднестатистического.
На бумаге это будет должность мера. А вот по факту - полномочия и отношение будут ровно такими, какими будут - как сумеет наладить отношения и как себя поставит, как сумеет договориться.

В этом и есть отличие реального мира от сферического коня в вакууме.

Да я и не обещал быть понятным. И распространять своё "нравится - не нравится" на окружающее пространство.
Круто!
живя и взаимодействуя, воспринимая и будучи воспринимаемым создаются предпосылки для тех или иных событий, условия для неудач или свершений:)причем не всегда они лежат только в поле "я не желаю себе зла" или окрашены негативно или позитивно, просто эти закономерности существуют, для их обнаружения и подводятся филосовские или ,скажем, эзотерические основы, дабы обрести контроль и просветлицца, даже совершая сугубо приятный и удовлетворяющий собственные чаяния волевой акт, затраченные усилия могут привести к плачевным последствиям в будущем. все не отследить, но сократить поле для случайностей и стать более осознанным в контексте окружающих изменений - конечная цель духовного поиска. А вы так с плеча свели все к таким банальностям. есть еще экзистенциальная психология, которая освещает проблематику принятия ответственности за происходящее в жизни человека.
Соглашусь, что чувство вины-деструктивно по своей природе и ослабляет человека, одновременно произрастая из его слабости:) принятие ответственности не сделает вас терпилой, чувство вины за собственное "несовершенство" - да, как и желание компенсировать оное за счет поиска "объективных" причин своих неудач.
Наиболее популярны обычно самые простые рассуждения.

Действительно, "ты сам во всем виноват" - способ сказать "никто тебе не поможет",
в онтологическом смысле разницы между рассуждениями либертариев и автора нет.
Автор, правда, добавляет, что обида может быть эффективна в конкурентной борьбе. Но, мне кажется, это не так: эффективна месть, а обида слишком всеобъемлюща. Обида распространяется на весь мир, потому что важный нравственный закон о торжестве справедливости - не сработал. Желая устранить моральный пафос, правые вводят морализаторство - дабы исключить такие рассуждения. Поэтому мораль, хучь альтернативная, в такой конструкции все-таки нужна.
Впрочем, можно сказать, мир лежит в неограниченной конкуренции и зол, и все, что мне остаеся, - выживать в нем, этакий манихейский космос.
Ум человека создает мир, в котором он живет.

Он может и исправить сделанные ошибки.

Такова онтология.

Мои ошибки в прошлом являются причиной настоящих трудностей - дискомфорта, несчастий, непонимания.

Другие люди могут злорадствовать, видя мои слабости, - но за собственные ошибки они сами ответят.
Хотя могу указать им, что они не на правильном пути.

Если я не виноват (=отвечаю) за то, что происходит в моей жизни - за переживаемый мною опыт, разве будет правдой сказать.ю прекладываю причину на внешних других людей?


В.В.
Ум человека НЕ создаёт мир, в котором он живёт. Это солипсизм, худшего толка.
Если все, что я вижу, сконструировано моим умом, то это еще не говорит о солипсизме, о том, существую только я.

Поступки других людей мотивированы с их собственой стороны. Их не объяснить моим собственными семенами (которые, актуализируясь, конструируют мой опыт), засеянными ранее. Но то, как я воспринимаю, и то, как отношусь, и то, что происходит со мной, - это все мной посеяно, моим умом создано.

В.В.

Anonymous

July 6 2007, 15:15:26 UTC 12 years ago

Tеперь я могу начинать чувствовать себя виноватым в том, что испытываю чувство вины.:)
Another one:
"Ненахождение(поиск не дал/не дает результатов) виноватых и все, испытываемые по этому поводу емоции"?
Русское "держись", "не сдавайся" не отличается от протестантcкого "не предавайся отчаянию".
Любая деревенская баба скажет тому, кто в беде - "НЕ САДИСь"(продолжай двигаться - не отдавай все свое время боли).
Вина и "свободен выбирать из" - списки у нас(с ними)/ у них(с нами) могут быть разными. Списки необходимо сверять.
Я вписан(выпал) в систему сенностей. Чью систему? Совпадает ли она с моей собственной? Не совпадает?
Я деклариую нечто как ценность(на самом же деле -
я забуду о ней в тот момент, когда перед глазами помаячит нечто, что, собственно, ценностью и называть то неловко, И, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ - вот она, моя истинная ЦЕЛь).
«неудачник всегда сам виноват в своих неудачах».
Тезис, легко опровергаемый эмпирически (в чём виноваты погибшие под руинами «башен-близнецов»?)


Эмпирическое опровержение не катит, т.к. факт трагической случайности никоем образом не определяет неудачика.

Не зачёт!
за пять минут до того как я открыл ваш пост мы говорили о Ван Гоге и его отрезанном ухе. Вероятность совпадения не очень значительна. Как Вы думаете, кто из нас кому снится?
В том или ином виде, все уже сказано, попробую немного конкретней (со своей точки зрения).

Ухо -- кто сказал, что выход -- это пришивание уха на место? Выход может быть и научиться жить без уха, жить счастливо.

Корить -- смысл принятия ответственности не в том, чтобы ругать себя, а не других, а в понимании того, какие именно действия привели к проблеме для ее решения. Мученников только не хватало :)

Обманули, ограбили, унизили -- это в том случае, если потерпевший считает, что произошло именно так. В дикой природе вряд ли заяц будет жаловаться на то, что лиса его обманула (и съела). С точки зрения обманутого -- мир был жесток к нему. С точки зрения обманщика -- он проявил свою хитрость/ловкость/силу, навык отточил.

Самовиноватость -- это мазохистский взгляд на мир. Причем тут вообще какая-то вина? Что толку держать ребенка в углу? Поможет ему это добиться того, чего он действительно хочет в жизни? Вот в углу стоять научится, это да.

Поощрять -- это движение в правильном направлении. ;)

Любить черненьких... Хе. Это как оправдывать их действия, которые как раз и привели к тому, что они сейчас в болоте. Типа, с кем не бывает. Поступая так дается негласное позволение себе поступить точно так же. Вот поэтому часто можно видеть, как неудачников обходят как прокаженных -- это передается через "снятие" моделей поведения.

А так да. Тема достойная освещения.

Anonymous

July 6 2007, 21:29:41 UTC 12 years ago

Все написано совершенно правильно.

Утверждение, что в жизни человека все зависит только от него самого (причем "от него" в смысле "от его осознанных усилий", а не в смысле врожденных качеств) - является лживым передергиванием либерастов. Более того - это краеугольный камень либерастии.

Я тут не так давно видел ДТП с жертвами (девица в странной военизированной форме на месте, явно следачка, следака зовут на место ДТП только при наличии трупа).

Ехала себе машинка в левом ряду, и тут некто на джипе вылетел через 2 сплошных ей в лобешник. В остатках машины не осталось жизненного пространства. В джипе - не понятно, раскрытый окровавленный мешок свисает в окно водительской двери, и стекло лобовое треснуло.

Вот и судите сами, применим ли тут принцип "все зависит только от самого человека".

Собственно, эта тема еще в Мастере с Маргаритой раскрыта. Ответ - не все.

Сие либерастское утверждение на самом деле несет тот же смысл, что и "если у народа нет хлеба - пусть ест пирожные".

Теперь мое личное отношение к лузерам. Я считаю омерзительным - жестокость к лузерам. Я считаю омерзительным - избегание знакомого потому, что у него черная полоса, и шарахание от чужих бед.

Но при этом меня раздражает ситуация, когда лузера считают, что от их мнения что-то должно зависеть и что вообще они Фигуры. Извините, но это так.

Если же выдвигаются какие-то теории вида "лузер на самом деле светлее и чище, чем чего-то добившийся человек" - то это мне омерзительно, примерно как гомосексуализм или пирсинг. Это извращение человеческой природы.

everard_took
Очень верное мнение, по-моему. (Никак не могу отучиться от проклятого имхо, "навязло").
Позвольте высказать своё с Вами радикальное несогласие! Ван Гог отрезал лишь кусочек уха!
С остальным согласен.

Anonymous

July 12 2007, 12:50:23 UTC 12 years ago

Очередная попытка оправдать свое лошарство... =)
Да, человек сам виноват в том, что с ним происходит. Виноват только он и никто другой. Даже если на тебя упал кирпич то виноват именно ты, нехрен ходить там, где падают кирпичи! Сам пошел - сам и нарвался, кого же еще винить?
Если тебя ограбили или обманули то виноват тоже ты. Нехрен ходить по темным улицам поздно и нехрен быть таким тупым что верить всем.
А вообще человека нельзя обмануть, заставить ипрочее. Все решения он принимает ТОЛЬКО сам. Даже если у него был выбор сесть голой жопой на кактус или быть убитым то этот выбор он делает ТОЖЕ САМ и это только его вина. Может выбор у него был не большой, но это уже другой вопрос.

Каждый из нас - творец своей судьбы, и других в ней винить нельзя. Во всех своих бедах виноваты только мы сами и никто другой. Тот, кто скулит о своих неудачах - просто слабак; кто хотел преуспеть, тот сделал это. Каждый имеет свой потенциал стать великим, но это не значит, что так все и будет. Нужно трудиться в поте лица, чтобы достичь этого, ибо одной надеждой сыт не будешь. Будешь работать упорно - получишь, что заслужил. Ибо бесплатно ничего не бывает, ни в этой жизни, ни в какой другой. Хочешь лучшего – сам стань лучшим. Надо быть достойным того, к чему стремишься. Убогим достанется только убогое и это правильно, ибо другого они не достойны.

Не виноват, значит сначала будет найдет виновный, которому следует отомстить, что и будет считаться "исправил". И что в результате? Все виноваты, со всеми пересрался и остался в говне по шею, но гордый. Нах"й такое надо.
Ну что ж, да воздастся Вам по вере Вашей.