Тезис, легко опровергаемый эмпирически (в чём виноваты погибшие под руинами «башен-близнецов»?), но очень действенный психологически. Дескать, да, бывает, что человек вроде и не виновен т в своих неприятностях. Но лучше пусть он ругает себя, а не других. Так оно будет лучше.
Для кого лучше? Для других – может быть, особенно для тех, у кого рыльце в пушку. Но хорошо ли это для самого неудачника?
Есть два стандартных объяснения. Первое прагматическое: если человек сам виноват в нехорошей ситуации, то он может сам и исправить ситуацию. Поэтому считать себя виноватым во всём конструктивно.
Второе – моральное, точнее морализаторское. «Не закрывай глаза на своё ничтожество и мерзость, перестань винить других в своих бедах и несчастьях, прими Ответственность за собственную жизнь и свои поступки – и ты через это станешь Настоящим Человеком с большой буквы Бу».
Начнём с прагматического аргумента. «Сам вляпался – значит, сам и выпутаешься». Но простите, граждане. Из того, что человек своими действиями (или бездействием) создал какую-то ситуацию, абсолютно не следует, что он сам же способен её изменить. Хотя, вполне возможно, это как раз могут сделать другие люди. Если кто-то отрезал себе ухо (сам, как Ван Гог), он вряд ли сможет пришить его назад. А вот хороший хирург способен помочь.
Но и обратное тоже верно. Иногда человек способен выбраться из ситуации, созданной не им. Кого-то связали и бросили в тёмный подвал – а он развязался и выбрался. Для этого ему вовсе не потребовалось корить себя за то, что попался негодяям. Для этого ему потребовалось кое-что другое – желание выбраться. И, может быть, не помешала толика неприязни к тем ребятам, которые его связали и затащили, а?
Теперь обратимся к моральному аргументу. Что в нём такого морального, собственно? Почему нужно закрывать глаза на вину окружающих людей – которые, допустим, тебя обманули, ограбили, унизили – ради сомнительного счастья считать себя Настоящим Человеком? Вообще-то таких называют «терпилами» и относятся к ним соответственно – продолжают обманывать, грабить и унижать дальше, с нарастанием градиента.
К чему ведёт идея «самовиноватости» на практике?
Прежде всего: что такое вина? Вина предполагает проступок. Что такое проступок? Действие, совершённое по недостойным причинам – например, ради сиюминутного удовольствия. Как правило, за чужой счёт. Или за свой, если «расплачиваться надо», а нечем. Например, пьяница, глушащий палёнку на семейные деньги, виноват перед семейством, но и перед собой тоже, о чём ему напомнит в свой срок умирающая печень.
Но тут есть ещё один момент. Проступок предполагает, что совершающий его "знает, что делает". В одному случае он совершает своё злодеяние со злорадной ненавистью, в другом - "это просто бизнес", в третьем - "мне очень жаль, но я не вижу другого выхода". Но он знает, что делает. Он причиняет зло другому (или себе) вполне осозанно.
Человек, делающий зло другим или себе неосознанно (например, спутавший названия лекарств и глотающий не ту таблетку, или предлагающий другому не ту таблетку) может быть назван как угодно - мудаком, уёбком, дебилом, дегенератом. Но вменять ему вину - бессмысленно. Он ошибся, но он не виноват.
Дальше. Проступок предполагает наказание. Виноватый перед другими должен снести их месть. Виноватый перед собой должен стерпеть собственную беду, более того – собственноручно наказать себя, если беда недостаточно ужасна сама по себе. Ну там типа – если ты срезался на экзамене или не получил работу, прыгни с крыши, жалкий лузер. Или повесься. Или глазки себе выковыряй, как Эдип, тоже хорошая идея…
Заметим, что в некоторых случаях самонаказание бывает кстати. Иной раз имее смысл хряпнуть дурацкой башкой об стену, чтобы перестать унывать и начать злиться, а значит и действовать. Но в подавляющем большинстве случаев самонаказание не полезно. Это неправильное действие, и мы это чувствуем. В результате, мучимые чувством вины, мы наказываем себя за неправильное действие, но наказание само по себе является неправильным действием… за которое тоже надо бы себя наказать… что тоже неправильно… и так далее.
Что делать? Как ни странно, человек, оказавшийся в хреновой ситуации, должен не наказывать себя за свои ошибки (даже если вдруг он сам их совершил), а поощрять себя за успешные и удачные ходы, пусть небольшие.
Мы не делаем много хорошего потому, что не поощряем себя за хорошее и правильное, экономим на пряниках. В том числе, таких как элементарное самоуважение. Мы недостаточно гордимся тем хорошим и удачным, что у нас выходит, мало любуемся собой и плодами своего труда. Что бы мы не сделали, оно кажется нам мелким, убогим, недостойным. И когда какая-нибудь тварь со стороны приходит глумиться над нашей работой и нашей жизнью, мы униженно поддакиваем этой твари – «да… правда… ничего особенного… говнище… позорище». И дальше – тяжёлое чувство вины, нежелание ничего делать, опускающиеся руки… и дальнейшая рефлексия: «ничего делать не хочется – наверное, я ленив и бездарен… апстену меня, апестену».
Розанов как-то писал о русских: «Мы умираем от единственной и основательной причины: неуважения себя. Мы, собственно, самоубиваемся. Не столько “солнышко нас гонит”, сколько мы сами гоним себя». Это верно относительно затравленного понятно кем народа – но это же верно и относительно каждого отдельного русского человека.
Что нужно, чтобы выбраться из состояния «я-сам-во-всём-виноват-и-не-могу-ничего-с
С другой стороны, ПОМОЧЬ ТЕБЕ МОЖЕТ ТОЛЬКО ТОТ, КОМУ НУЖНО ТВОЁ СЧАСТЬЕ. Чаще всего оно нужно только тебе самому. Вне зависимости от того, кто затащил тебя связанным в погреб – развязаться и выбраться ты можешь только сам. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», неново, но верно.
Притом можно рассчитывать на помощь только в том случае, если кому-то твоё счастье тоже нужно. На какой-то хрен сдалось.
Тут есть своя сустель, крайне неприятная.
Существуют люди, которые хорошо относятся к тебе, дружат и даже помогают - но только пока ты «бедненький – несчастенький». Им нужно твоё несчастье, чтобы тебя любить. Не всегда это связано с завистью или злобой. Некоторые так вообще предпочитают общаться с несчастными людьми – они кажутся «лучше», «благороднее», «чище душой», ну и к тому же не «столь отвратительно самодовольными», как счастливые.
Так что само по себе «хорошее отношение» ещё ни о чём не говорит. Возможно, твоему другу нравятся твои слёзы, а от твоей улыбки его воротит. И помогать он тебе не будет.
С другой стороны, некоторых людей чужие беды раздражают крайне. И они не будут помогать попавшему в беду, потому что относятся к нему как к прокажённому: «не хочу дотрагиваться, даже видеть не хочу». «Фу, буээ». Воспринимается это как «предательство», но увы – свойство распространённое. «Не хочу иметь дело с опустившимся лузером», и ведь правда не хочет. Никто никого не хочет любить «чёрненьким» - разве что в кредит, зная, что вообще-то этот конкретный чёрненький был когда-то белым и пушистым, а сейчас просто болеет. И то, подобным кредитом лучше не злоупотреблять: рано или поздно оно всем надоедает.
А тех, кто не любит чужое несчастье, но и не брезгует им, мало. Это, наверное, и называется «настоящие друзья». Ну или «настоящие партнёры», если они действуют небескорыстно. Но и то хлебушек.
Возвращаясь же на прежнее. Формула «ты сам во всём виноват» порочна. А вот формула «ты не виноват, но только ты можешь всё исправить» - пожалуй, что и верна.
) по мотивам разговора с nataly_hill (
qaraabayna
July 5 2007, 21:10:36 UTC 12 years ago
thoros_of_myr
July 5 2007, 21:27:57 UTC 12 years ago
qaraabayna
July 6 2007, 05:15:28 UTC 12 years ago
Наблюдаемое логическое противеречие просто признак неприложимости логики к поступкам Создателя который создан мир где подходящей технологией действия для человека является логика.
Логика как технология оперирования предикатами является абстракцией реального состояния реального окружения человека состоящего из пространсткенно-временным способом разграниченных явлений происходящих с объектами. Объекты эти существуют в пространстве времени только потому что натуральное окружение человека многофазно. Был бы какой-нибудь разумный студень в плазме, где непонятно что где и когда начинается и кончается, технологии абстракций были бы другими.
Так что поставьте логику там где она стояла и больше ее не трогайте.
thoros_of_myr
July 6 2007, 09:25:58 UTC 12 years ago
Именно что означает. Чтобы ты ни делал результат будет таков, каким он уже запрограммирован. То, что ты об этом результате не знаешь - ну это собственно твои проблемы.
Точно так же и в протестантизме кальвинистского толка - если ты избран, то обречен на успех. А если нет, ну извини...
lexx_ryazanov
July 6 2007, 09:32:31 UTC 12 years ago
отличная фраза. надо запомнить. =)
morthan2006
July 6 2007, 06:53:51 UTC 12 years ago
igor_t_ru
July 12 2007, 00:30:48 UTC 12 years ago
"вселенная" не один раз или иметь возможность включать перемотку - "туда" : "сюда", то все становится достаточно логичным.
Для моделируемого результат не предсказуем.
Для моделирующего - всегда можно посмотреть развитие в ускоренном режиме,
как посмотреть последнюю страничку в книжке.
stalker707
July 6 2007, 02:14:02 UTC 12 years ago
> Поэтому НИКОГДА не имеет смысла добиваться ЦЕЛИ, но только правильного приложения СИЛ. Поступай ПРАВИЛЬНО и тебе воздастся в этой и в той жизни.
Где-то я такое уже слышал... Ну да, конечно! "Движение - всё, цель - ничто!"."Работайте, негры, солнце ещё высоко!" А о целях вашей работы вам лучше не задумываться. Добрый хозяин обо всём сам подумает. Для вас главное - правильно трудиться на благо хозяина.
vladimirovich
July 6 2007, 11:13:56 UTC 12 years ago
Но, знаете, когда мне нужен чай я иду и включаю чайник. Пару раз я грел чай на костре. До сих пор это работало :-)
foxen_eug
July 6 2007, 12:49:12 UTC 12 years ago
qaraabayna
July 6 2007, 13:06:27 UTC 12 years ago
Я действительно принимаю решение, потому что у меня есть выбор осознанного действия. К тому же я знаю что я отвечаю за действия - так что хочешь не хочешь надо думать что делаешь.
"Это противоречее преодолеваятся только прямой и бескомпромисной верой." ВСЕ преодолевается прямой и бескомпромиссной верой. Наиболее мощное оружие человека - молитва, когда человек обращается напрямую к Аллаху с просьбой.
Anonymous
July 22 2007, 00:37:18 UTC 12 years ago
kalugin
July 22 2007, 00:48:01 UTC 12 years ago
krylov
July 22 2007, 01:07:28 UTC 12 years ago
Навёлся на мысль о том, что "Аллаха" можно определить - как понятие - логически строго. Напишу.
kalugin
July 24 2007, 11:23:13 UTC 12 years ago
kroopkin
July 5 2007, 21:18:58 UTC 12 years ago
ИМХО, это для "слабеньких"... Можно опустить первую часть: "Ты все поправишь, если захочешь... Но чтобы не влипнуть вновь, имеет смысл сделать "работу над ошибками"..." :-)
evergreen_onion
July 5 2007, 22:03:01 UTC 12 years ago
Не дать им возможность простить самих себя означает отдать на растерзание их собственному самоедству.
kroopkin
July 5 2007, 22:32:55 UTC 12 years ago
О самоедстве я у Крылова согласен. Однако чрезмерное самопрощение обычно приводит к повторению одних и тех же проблем с теми же граблями...
do_
July 6 2007, 12:08:18 UTC 12 years ago
konrad_karlovic
July 5 2007, 21:32:12 UTC 12 years ago
аффтару мегареспект и гигауважуха.
правильные слова!!!
Константин, вопрос: как ты отнесешься к такому утверждению (пишу коряво, на литературность сил нет ибо слегка пьян и спать охота)
"если ты накосячил, исправь косяк при возможности, если нет возможности исправить - забей, все само рассосется"???
З. Ы. И если какя-то тварь приходит глумиться над нашей жизнью, я считаю, нужно найтить в себе силы послать эту тварь нахуй.
krylov
July 5 2007, 21:48:39 UTC 12 years ago
А насчёт косяка - в кассу. Да, так.
И абсолютно так - про тварь. Именно нахуй, а при возможности пришибить. Ибо вражина.
taburetkine
July 5 2007, 22:36:03 UTC 12 years ago
Anonymous
July 5 2007, 22:30:58 UTC 12 years ago
Чисто атеистические заморочки. Винить себя не хочется - значит надо винить кого-то другого. Вот и весь смысл.
В то же время совершенно непоняен смысл самой процедуры "винить". Зачем она? В том обличии, в котором вы ее подаете,в ней нет смысла вообще. Это какое-то извращенное самоедство депрессивного меланхолика, которое вы пытаетесь трансформировать в маниакальную агрессию убежденного мизантропа. Но это ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ.
В то же время, вопрос о "вине" решается спокойно, безэмоционально, на основании здравого рассуждения. Что такое вина? Это твое субъективное отношение к содеянному в форме умысла или неосторожности. Был твой умысел на то, что произошло? Был ли ты неосторожен? Есть ли причинная связь между твоими действиями и происшедшим? Если есть, то осознай свою вину как ошибку и постарайся учесть ее на будущее. Если нету твоей вины - значит нету. А выдумывать тут "желающих счастья", "желающих несчастья" - дурные фантазии. Вместо РАЗУМНОГО отношения к вопросу вы пытаетесь один невроз "лечить" другим.
krylov
July 5 2007, 22:40:44 UTC 12 years ago
Что Вы имеете возразить против финального вывода?
acat
July 5 2007, 22:48:49 UTC 12 years ago
Anonymous
July 5 2007, 22:49:31 UTC 12 years ago
krylov
July 5 2007, 23:25:38 UTC 12 years ago
Вы говорите это таким тоном, как будто это общеизвестная истина. А это отнюдь не так. По моим наблюдениям, гордыня - полезнейшее свойство.
Я уж не говорю, что в предлагаемом мной рецепте отношения к себе очень мало гордыни - даже полезной.
Anonymous
July 6 2007, 17:04:20 UTC 12 years ago
Я же опираюсь на святоотеческое учение о грехе - вещь необщеизвестную и не всеми принимаемую, но давно и детально проработанную.
Связь гордыни с унынием легко вскрываема хотя бы и на вашем анализе, ибо "стремление себя наказать" есть ни что иное, как гордыня, ибо проистекает из желания человека присвоить себе то, что ему не принадлежит - право суда. И является, между прочим, прямым нарушением заповеди "не судите".
krylov
July 6 2007, 23:21:16 UTC 12 years ago
Anonymous
July 8 2007, 22:36:43 UTC 12 years ago
А что работает? Иконография пиздеца?
krylov
July 9 2007, 05:17:21 UTC 12 years ago
Иконография Пиздеца - чрезвычайно интересная тема, но, думается, она в данном случае к нашему разговору отношения не имеет. Что работает? Давайте посмотрим на людей успешных и притом симпатичных. Их опыт может оказаться ценным, не так ли?
Anonymous
July 9 2007, 07:48:03 UTC 12 years ago
1. неверное понимание самого учения;
2. следование ему лишь на словах, но не на деле.
Любой человек, на словах приверженный некоторому идеалу, но не следующий ему в реальности, обличается собственной совестью - отсюда и "несчастность", и "злость" (на самого себя, выплескиваемая вовне). Ну сами посудите - разве есть где-нибудь у Св. Отцов "злость"? Да и следа ее нету. Так следует ли "злой" Св. Отцам?
Что касается "успешности и симпатичности", то вам ведь самому должно быть понятно: одни полагают успех в одном, другие - в другом, разным людям симпатично разное. Жидовствующим, например, симпатичны жиды. Есть такое мнение, что жиды очень успешны. И что - будем обращаться к "ценному жидовскому опыту"? Кому-то образцом "успешности и симпатичности" представляется "американский образ жизни" и т.д.
Мне, например, очевидно следующее: люди в принципе склонны ориентироваться на успешных и симпатичных. Специально призывать к этому не надо. Проблема в другом - в существовании многочисленных образов ложного успеха и извращенной симпатичности, которые на самом деле ведут к деградации и разложению. Так вот, чтобы в этой помойке найти жемчужину, нужна ориентация на правильные ценности. И конечно - "практика критерий истины". Только практика многовековая, а не сиюминутная мода. А если мы рассмотрим в ретроспективе русскую историю, то, честно говоря, тезис о "злобности и несчастности" православной Руси выглядит крайне неубедительно для русского, а вот для русофоба - в самый раз. Мне же представляется несомненным, что православная Русь была страной весьма успешной и очень симпатичной (по крайней мере, для самих русских; ну, не для врагов, конечно).
Вот такая вот "практика", как я ее вижу. Несколько поубедительнее, чем ЖЖ. Разве я не прав?
krylov
July 9 2007, 18:58:07 UTC 12 years ago
Не буду обсуждать Св. Отцов, так как мало оних знаю. Но охотно принимаю Ваш аргумент.
Однако ж. Из того, что их учение когда-то работало, не следует, что оно будет работать всегда. Даже у самого хорошего лекарства есть срок годности.
Меня постоянно обвиняют в "антисемитизме" и одновременно в "жидовствовании". Потому что я всегда говорю - евреи враги, у которых надо учиться. Они достигают своих целей и успешны. Мы - нет. Поэтому - да, ВО ВСЁМ УЧИТЬСЯ У НАШИХ ВРАГОВ. С первоначальным признанием того, что они успешны, мы - нет, но мы хотим быть успешными. Если не хотим - нужно тихо сдохнуть, а не морочить себе и другим голову.
Да, это весьма убедительно.
Вы, во всяком случае, человек симпатичный - ибо не ругаетесь (чего я, признаться, ожидал по грустному опыту общения с православным людом), а спокойно и убедительно отстаиваете свою точку зрения. Что весьма хорошо и приятно.
Однако же будем точными. Я разве что-то говорил о "злобности и несчастности православной Руси"?
PS. Кстати. Если уж мы устроились побеседовать, то, может быть, Вам стоит завести аккаунт в ЖЖ? Вам, несомненно, есть что сказать urbi et orbi.
Anonymous
July 9 2007, 21:42:34 UTC 12 years ago
Если уж обращаться к медицинским аналогиям, то Св. Отцы отнюдь не изготовляли лекарства – они выдавали рецепты. А по рецепту, если он правильно учитывает физиологию человеческого организма, можно изготовить лекарство когда угодно – и оно будет действовать. В самом деле, при приступе стенокардии не следует пить и курить, а следует лечь и положить грелку в ноги – что 2000 лет назад, что сейчас. Человек – все тот же.
В чем же проблема? А проблема в том, что нынче слишком многие не по разуму записались в доктора, и пытаются вертеть авторитетными рецептами, интерпретируя их по-своему, а по сути – добавляя в целебную смесь яд своих предрассудков и ложных убеждений, а зачастую и просто не понимая исходного рецепта или подменяя его отсебятиной. Однако, истинный врач душ человеческих Христос дал универсальное средство различения таких горе-эскулапов: по плодам их узнаете их. Поэтому если ты «зол и несчастен», то что же дерзаешь учить других – чтобы сделать их такими же, как ты? Не может дерево худое приносить плод добрый, а дерево доброе – плод худой. И слепой поводырь слепых, именующий себя зрячим, все равно неизбежно заведет следующих ему в яму. Но, однако ж, если терновник называет свои горькие плоды смоквами, то это повод усомниться в истинности утверждения терновника, но не в сладости истинных смокв. И поведение слепого поводыря свидетельствует лишь о его незрячести, но не о возможностях человеческого зрения как такового.
Меня постоянно обвиняют в "антисемитизме" и одновременно в "жидовствовании".
Ну, я бы не стал вас обвинять ни в том, ни в другом, хотя в скобках бы заметил, что одно другому не противоречит, а, скорее, сопутствует – обычно в форме упертости на этой теме, которая имеет истоком сочетание зависти и ненависти к жидам. Потаенной зависти, маскируемой (часто и от себя самого) гипертрофированной ненавистью.
Ваше отношение к пресловутому «вопросу», как мне кажется, не «самодостаточно», а просто является одним из аспектов, возникающих при разработке темы именно русского национализма. Мне кажется, вас интересуют, прежде всего, русские, а евреи – только в связи с этим интересом. Поэтому ни об «антисемитизме», ни о жидовствовании тут говорить не приходится.
Anonymous
July 9 2007, 21:44:13 UTC 12 years ago
Давайте поразмыслим, а что это за «еврейская успешность»? Обычно тут начинают вспоминать еврейских олигархов, банкиров, медиа-магнатов. Однако, сколько их? И что они такое по сравнению с остальной массой еврейского народа? И какой ценой еврейский народ купил им их благополучие? А вот какой: евреи – самый несчастный народ в мире. Почему? Да потому, что они представляют собой стадо биороботов, умело управляемое их верхушкой с помощью нехитрого набора команд типа «антисемитизм», «погром», «ущемление прав». Это народец, который никто не любит, который везде изгой, причем этой нелюбовью, этим изгойством, как строгим поводком, их держат и направляют те немногие, кто и снимает сливки с «вековой еврейской грусти». В результате еврейство следует определить скорее как специфический психоз, чем как «национальность». А что еврейская верхушка? Какой ценой сами они купили свое благополучие и «успешность»? А очень простой и старой, как мир – службой дьяволу (и соответствующей расплатой). В результате еврейство построено по принципу самой настоящей тоталитарной секты, и вся пресловутая «еврейская солидарность» держится ни на чем ином, как на сызмальства взращенном страхе, управляемом с помощью внушенных психотических реакций, возбуждаемых, наподобие условных рефлексов, с помощью централизованно спускаемых команд. Или вы не в курсе всего этого? Вы такой судьбы хотите русским? Не дай Бог!
Что – евреи в Израиле живут «симпатичнее и успешнее», чем русские даже в сегодняшней России? Да бросьте – ничем не лучше, знаю от знакомых. И там, где вокруг все евреи – и дрязги, и подставы, и глухая неприязнь между «законниками» и «ам-гаарецами», и никакой пресловутой «еврейской солидарности». А где она – эта «еврейская солидарность»? А там, где еврейство паразитирует на других нациях, и где есть постоянный и целенаправленно подпитываемый и управляемый страх.
Русским не на ком паразитировать. И русские поэтому не залезут в еврейскую шкуру, даже если этого и желать. А по мне так и слава Богу. Ибо, чтобы влезть в еврейскую шкуру, надо стать такими же изгоями и «вечными жидами», а в свое время князь Владимир, поинтересовавшись у проповедников иудаизма об их родине, однозначно этот путь отверг. Уверен, что он был прав.
Или, может быть, памятуя об «успешности» еврейской верхушки, желать того же и русским? Но там всем места не хватит, хватит только избранным. Ну так мы на пути к этому – наша верхушка усердно перенимает жидовские приемы манипуляции собственным народом ради своего личного благосостояния. То ли еще увидим – они не остановятся и на перехвате националистических лозунгов ради того, чтобы держать народ в подчинении, льстя его самолюбию и запугивая разными, в большинстве выдуманными, бяками – по жидовским рецептам. Вас устроит ли ситуация, когда все останется по-прежнему с депопуляцией, деградацией, спаиванием, дебилизацией детей, но банкиров фридманов сменят банкиры ивановы, а по ТВ будут звучать лозунги, льстящие самолюбию русских?
Таким образом, «учиться у евреев» можно только одним способом - работать в направлении превращения русских в стадо манипулируемых психотиков, ненавидимых всеми окрестными народами. А иначе никак. Не получится снять сливочки, а от издержек отбояриться. Либо строим сатанинскую тоталитарную секту по жидовским рецептам, загоняем в нее руских, и имеем «солидарность», построенную на страхе и ненависти окружающих, либо ни того, ни другого.
А вот я, честно говоря, не понимаю, зачем стремиться копировать этих несчастных презираемых зомби, когда есть рецепты русской, а не жидовской, солидарности, выстраиваемой на любви, а не на страхе?
Anonymous
July 9 2007, 21:45:56 UTC 12 years ago
Честно говоря, я плохо понимаю, что такое ЖЖ, а словечки типа «аккаунт» вгоняют меня в смутную тоску.:) По моим представлениям, ЖЖ есть интернет-дневник, потребности в ведении которого я не ощущаю. «Городу и миру» я периодически вещаю под ником 111-03 на площадке, созданной не без моего скромного участия под названием «polemics.ru». Ее достоинство в том, что обсуждение всегда идет по делу и на достаточно высоком уровне, ибо неадекват отсекается быстро и жестко.
Вас читаю постоянно по причине искреннего интереса к излагаемым мыслям, иногда возникает желание прокомментировать.
krylov
July 10 2007, 00:43:38 UTC 12 years ago
Мысль не нова
uzn
July 5 2007, 23:02:55 UTC 12 years ago
Так пожилой учитель, призванный удерживать детей от дурных поступков и наставлять на истинные пути, с возрастом мутнеет рассудком и вместо поучения доброму всё чаще бессмысленно и злобно попрекает своих подопечных, шпыняет и наказывает их безо всякой причины, стремительно превращая радостных и энергичных юнцов в дрожащие, неуверенные в себе создания...» ©
P.S. Кстати. Идеология-рефрен «Ты-Сам-Виноват» ничто иное, как попытка смирить массовое сознание с принципом естественного отбора В СОЦИУМЕ. Полностью, без купюр (!) этот рефрен выглядел бы так: «НЕ ПОМОГАЙ ЕМУ — ОН САМ ВИНОВАТ!..» (Упор на первой части, «НЕ ПОМОГАЙ!..»).
Даже больше!..
uzn
July 5 2007, 23:09:45 UTC 12 years ago
Налицо идеология, противодействующая САМООРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕД ЛИЦОМ ПРОБЛЕМЫ/ВРАГА.
Re: Даже больше!..
krylov
July 5 2007, 23:26:40 UTC 12 years ago
А кое-кто "усмехается в бороды" (с)
lonerxxx
July 6 2007, 00:31:59 UTC 12 years ago
ptitza
July 6 2007, 01:26:03 UTC 12 years ago
Грустная такая статья. Её бы хорошо в журнал "Проблемы воспитания". Я не шучу. Осталось добавить: "И дай мне мудрости отличить одного от другого".
Deleted comment
robakop4
July 6 2007, 16:42:55 UTC 12 years ago
только и придумываете, как бы Русского Человека обидеть поувесистей.
Re: Ржунимагу, как принято говорить в рунете.
seer9
July 6 2007, 19:08:25 UTC 12 years ago
А на фиг вообще нужны эти виноватые?
kamil_musin
July 6 2007, 05:07:47 UTC 12 years ago
Разумеется, некоторые препятствия эквивалентны людям, которые их порождают. И их, конечно, надо уметь обходить или отодвигать.
Но эмоциональные переживания по поводу несовершенств таких людей - непозволительная роскошь и неоправданное транжирство душевных сил.
Которые в идеале без остатка надо отдавать своему делу, а не им.
Re: А на фиг вообще нужны эти виноватые?
qaraabayna
July 6 2007, 05:20:43 UTC 12 years ago
Когда десятый раз наступаешь на одни и те же грабли, зная при этом что несколько раз ставил их в угол, и при этом раз за разом где-то поблизости маячит одна и та же тень, вот тогда нужно этого типа который наводит эту тень на плетень, найти и дать ему граблями по наглой рыжей морде.
Re: А на фиг вообще нужны эти виноватые?
krylov
July 6 2007, 11:28:14 UTC 12 years ago
onsamyi
July 6 2007, 06:01:16 UTC 12 years ago
Да чего там, вот был случай у меня недавно - я, знаете ли, рыболов. И есть там такая рыбалка на дорожку, когда ты гребешь и тащищшь за собой блесну - воблер за лодкой. Пару лет назад я на это дело поймал одного судака, и потом два года - по нулям. А народ вокруг ловит, так что рыбу винить ни в каком случае не получается. Сел, просмотрел, проштудировал литературу - оказалось, я эту блесну привязывал неправильно, глухим узлом, а надо было - скользящим, если привязать глухим, она не играет. Привязал правильно - за выходные семь судаков.
Винил бы бы рыбу, так и остался бы без поклевки.
ollaia
July 6 2007, 06:57:59 UTC 12 years ago
До того, как исправили ошибку, - потому, что рыбы не получается поймать - или после - когда узнали, что допустили ошибку?
evgenol
July 8 2007, 15:23:12 UTC 12 years ago
Ежик: "Я не перну, я не перну, не перну ...(звук пердежа) это не я, это не я, это не я...
onsamyi
July 8 2007, 15:28:58 UTC 12 years ago
ollaia
July 8 2007, 17:46:47 UTC 12 years ago
Anonymous
July 9 2007, 07:39:44 UTC 12 years ago
Вчера был на даче, пацаны, мои ровесники, ловят карасиков с мизинец по выходным в пруду, в том же, что и в детстве. Так что если меня сравнивать с ними - чувство вины и недовольства собой - это очень и очень продуктивная вещь.
Anonymous
July 6 2007, 11:33:17 UTC 12 years ago
К этому случаю категория вины вообще неприменима.
Вы просто не знали, как правильно.
А вот если бы знали, но другим советовали привязывать глухим узлом - тут уже вина ваша очевидна. И дураками были бы те, кто, наслушавшись ваших советов и ни одной рыбины не поймав - стали бы винить в том себя (как неудачников по жизни).
chugunov_alex
July 6 2007, 06:29:28 UTC 12 years ago
temporalescha
July 6 2007, 09:36:18 UTC 12 years ago
kalinka_lj
July 6 2007, 09:42:23 UTC 12 years ago
krylov
July 6 2007, 11:45:11 UTC 12 years ago
НЕХОРОШО.
kalinka_lj
July 6 2007, 12:00:15 UTC 12 years ago
Deleted comment
kalinka_lj
July 9 2007, 05:20:07 UTC 12 years ago
Deleted comment
kalinka_lj
July 9 2007, 05:38:11 UTC 12 years ago
Deleted comment
kalinka_lj
July 9 2007, 08:55:32 UTC 12 years ago
Deleted comment
kalinka_lj
July 9 2007, 09:45:35 UTC 12 years ago
Deleted comment
kalinka_lj
July 9 2007, 09:53:49 UTC 12 years ago
Deleted comment
kalinka_lj
July 9 2007, 10:03:10 UTC 12 years ago
Deleted comment
kalinka_lj
July 9 2007, 10:10:51 UTC 12 years ago
Deleted comment
kalinka_lj
July 9 2007, 10:31:29 UTC 12 years ago
Deleted comment
kalinka_lj
July 10 2007, 05:02:56 UTC 12 years ago
krylov
July 6 2007, 11:48:04 UTC 12 years ago
ollaia
July 6 2007, 06:54:23 UTC 12 years ago
Вот «прагматическое»:
«Если кто-то отрезал себе ухо (сам, как Ван Гог), он вряд ли сможет пришить его назад. А вот хороший хирург способен помочь».
А кто, кроме самого человека, к хирургу может прийти? Причем к хорошему. Его же еще и найти надо, что бы ухо обратно приделал. Пошевелиться.
Но для психологически приятной жизни лучше про чувство вины совсем забыть, это Вы абсолютно правы. Но не замучает ли человека чувство вины за то, что у него нет чувства вины?..))
sp_yos
July 9 2007, 07:59:18 UTC 12 years ago
Так бывает
ollaia
July 9 2007, 10:00:05 UTC 12 years ago
Re: Так бывает
sp_yos
July 9 2007, 10:17:46 UTC 12 years ago
В общем, к чему это я... чувство вины от того, что нету чувства вины - уже само по себе нездоровая реакция, случающаяся у людей, которым надо сильно призадуматься о своём психическом здоровье. Человек здоровый чувствует вину тогда, когда её чувствует, а не когда её "должен"(кому?) чувствовать, или ещё что-нибудь в этом роде. И никак иначе.
Вопросы же о психических отклонениях я в своём изначальном замечании не затрагивал, и потому в условиях исключительно здоровых реакций, мне ваше предположение показалось забавным. Хотя, конечно, оплошал. Ничего забавного в таких реакциях нет - несчастные люди, которые не в состоянии примириться не только с внешним миром, но и с собой. Особенно с собой.
Re: Так бывает
ollaia
July 9 2007, 10:53:53 UTC 12 years ago
yuritikhonravov
July 6 2007, 07:35:13 UTC 12 years ago
из чувства вины не следует необходимость самонаказания - это гл. ошибка Вашего рассуждения; оно помогает легче пережить случившееся (устраняет ноющее чувство несправедливости и беспомощности перед роком) и дополнительно мотивирует на действие: "виноват - исправлю"
krylov
July 6 2007, 11:42:14 UTC 12 years ago
yuritikhonravov
July 6 2007, 11:55:10 UTC 12 years ago
А вот это очень интересно!..
uzn
July 6 2007, 22:11:10 UTC 12 years ago
Собственно, Ваше мнение ничем не противоречит рассуждениям Константина Крылова, просто Вы подошли к этому вопросу с другой стороны.
Он утверждает, что нельзя наказывать себя ИСХОДЯ ИЗ МОЩНОГО ЧУВСТВА ВИНЫ — поскольку таковое чувство УЖЕ (!) подразумевает, что человек достаточно, по сути своей, хорош, добр, порядочен, чтобы его не за что было наказывать. Вот и не надо наказывать (себя), надо жить и действовать (в т.ч.) назло всем винящим и попрекающим.
Да, конечно, Вы правы в своём высказывании — но Вы говорите о неком «идеально-правильном» случае (о том, как ДОЛЖНО БЫТЬ), а Крылов о том, КАК ОБЫЧНО БЫВАЕТ — к сожалению :-/
tishtar_
July 6 2007, 07:39:39 UTC 12 years ago
chor_i_kalinich
July 6 2007, 08:00:14 UTC 12 years ago
От нее, соответственно, и нужно плясать.
Потому как бывают случаи, за которые и посамовиноватиться не грех, а бывают и другие, когда негатив есть, а вины нет. Выводить же общее универсальное правило не стоит, по той простой причине, что оно не будет работать.
В любом случае, даже наличие вины не должно вести к перманентному унынию, входить в привычку. Если человека "давит ошибок груз", значит, он дурак. Тут я с Вами согласен.
potan
July 6 2007, 09:07:46 UTC 12 years ago
А можно пример?
199ka
July 6 2007, 11:13:48 UTC 12 years ago
Какая авария!..
uzn
July 6 2007, 22:14:26 UTC 12 years ago
kseniya_project
July 6 2007, 09:27:24 UTC 12 years ago
nordik_dragon
July 6 2007, 09:29:32 UTC 12 years ago
lexx_ryazanov
July 6 2007, 09:35:28 UTC 12 years ago
«Все воруют, а ты не воруй!..» ©
uzn
July 6 2007, 22:17:41 UTC 12 years ago
А именно, У ЖЕРТВЫ БОЛЬШЕ ШАНСОВ ОКАЗАТЬСЯ ПРАВОЙ (точнее, у палача таковых меньше).
Что бы Вы выбрали — бессмысленно погибнуть, или бессмысленно убить?..
Re: «Все воруют, а ты не воруй!..» ©
nordik_dragon
July 7 2007, 11:03:30 UTC 12 years ago
Касаемо же меня лично, то я действую осознанно и руководствуюсь разумом, так что выбор бессмысленно погибнуть иои столь же бессмысленно убить глуп по определению.
fon_rotbar
July 6 2007, 10:01:13 UTC 12 years ago
top30b0t
July 6 2007, 10:50:12 UTC 12 years ago
Почитать текст со всеми комментариями можно тут
Это Ваш 35-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут.
Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточник
ex_ex_darth
July 6 2007, 10:50:18 UTC 12 years ago
Неудачник - это скорее тот, кто при наличии выбора сознательно (ну, подсознательно) выбирает худший вариант или не делает выбора совсем, предпочитаю оставлять ситуацию течь самой по себе. При этом зачастую сваливает вину за последствия своих действия на окружающих.
Короче, психология.
ex_ex_darth
July 6 2007, 10:51:34 UTC 12 years ago
uborshizzza
July 6 2007, 11:05:58 UTC 12 years ago
В Библии и каноническом христианстве многократно обсуждается поведение человека, попавшего в беду. Беда рассматривается как состояние испытания, а достойное поведение в тяжелой ситуации – как в высшей степени похвальное. Более того, в тех же «Заповедях блаженства» прямо указывается, что такие люди будут в высшей степени вознаграждены. Материальный успех рассматривается как нечто не только самое важное, но и часто мешающее. А самый главный для христианина вопрос– о спасении души – решается на основании собственного поведения (ну и с небольшими добавками типа посмертных молитв родных и близких).
Однако Кальвин совершенно по другому подошел к этому вопросу. Он постулировал, что вопрос о спасении души – слишком серьезен, чтобы при его решении обращать внимание на такие мелочи, как собственное поведение человека, и спасение конкретной души решено еще до начала времен. Из этого следует конкретный вывод – что хочешь, то и делай, ли лучше, ни хуже тебе от этого не будет.
Казалось бы, на этом можно успокоиться и зажить в свое удовольствие. Однако протестанты делают следующий фортель и заявляют, что спасение души должно проявляться еще при жизни, и в форме удачи, «фарта». В результате протестант оказывается перед очень тяжелой ношей. Для того, чтобы доказать себе и другим, что он «избранный», «спасенный», он должен постоянно доказывать, что у него все хорошо. А это – безумно тяжелая ноша, быть всегда и везде успешным.
Если у нас любят говорить, что жизнь похожа на зебру, и за черной полосой обязательно последует белая, то там все намного строже. Утешать там таким образом никого нельзя, иначе нарвешься на грубость. Это как у меня сейчас неудачи? ну да, действительно, ограбили, изнасиловали, избили, дом сожгли, но зато ребра уже почти срослись, за дом, может, дадут частичную компенсацию, все замечательно, «keep smiling».
Обратная сторона такого отношения к себе – жестокое отношение к тем, кто в беде. Самое страшное ругательство –«looser», то есть неудачник. Ему не только нельзя помогать, к нему нельзя относиться даже как к равному, ибо он – «отверженный». Поэтому в средневековье в протестантских странах отношение, например, к сиротам было очень жесткое. В детских домах их не только били, заставляли работать и кормили впроголодь, их еще и одевали в форму, очень похожую на шутовскую.
Поэтому скверное отношение к тем, кто в беде, в нашем современном обществе – еще одно из не самых лучших западных заимствований.
vladimirovich
July 6 2007, 11:19:09 UTC 12 years ago
Как только люди начинают мыслить категориями "Причинно-следственные связи реального мира" и "Достижение цели, учитывая побочные эффекты при этом" - всё сразу становится на своё место.
krylov
July 6 2007, 11:52:50 UTC 12 years ago
Если Вы лично эти проблемы для себя решили, "честь и хвала", но в таком случае всё это можно пропустить - как рецепт излечения от болезни, которой Вы не страдаете.
ohtori
July 6 2007, 14:49:19 UTC 12 years ago
vladimirovich
July 6 2007, 14:53:34 UTC 12 years ago
Пока аргументация "очки надел - самый умный, да?"
ohtori
July 6 2007, 14:56:25 UTC 12 years ago
vladimirovich
July 6 2007, 15:08:12 UTC 12 years ago
А из ваших слов исключительно непонятно, нравится вам эта идея или нет.
Мне вот нравится
uzn
July 6 2007, 22:36:25 UTC 12 years ago
Если, конечно, полномочия Крылова будут реальными (полномочиями мэра), а отношение к нему «сверху» — не хуже среднестатистического.
Re: Мне вот нравится
vladimirovich
July 7 2007, 10:27:54 UTC 12 years ago
В этом и есть отличие реального мира от сферического коня в вакууме.
ohtori
July 6 2007, 23:42:39 UTC 12 years ago
alacsony
July 6 2007, 12:29:58 UTC 12 years ago
edit_cut
July 6 2007, 12:44:56 UTC 12 years ago
Соглашусь, что чувство вины-деструктивно по своей природе и ослабляет человека, одновременно произрастая из его слабости:) принятие ответственности не сделает вас терпилой, чувство вины за собственное "несовершенство" - да, как и желание компенсировать оное за счет поиска "объективных" причин своих неудач.
arrestant
July 6 2007, 13:50:15 UTC 12 years ago
Действительно, "ты сам во всем виноват" - способ сказать "никто тебе не поможет",
в онтологическом смысле разницы между рассуждениями либертариев и автора нет.
Автор, правда, добавляет, что обида может быть эффективна в конкурентной борьбе. Но, мне кажется, это не так: эффективна месть, а обида слишком всеобъемлюща. Обида распространяется на весь мир, потому что важный нравственный закон о торжестве справедливости - не сработал. Желая устранить моральный пафос, правые вводят морализаторство - дабы исключить такие рассуждения. Поэтому мораль, хучь альтернативная, в такой конструкции все-таки нужна.
Впрочем, можно сказать, мир лежит в неограниченной конкуренции и зол, и все, что мне остаеся, - выживать в нем, этакий манихейский космос.
надо говорить правду
Anonymous
July 6 2007, 15:13:19 UTC 12 years ago
Он может и исправить сделанные ошибки.
Такова онтология.
Мои ошибки в прошлом являются причиной настоящих трудностей - дискомфорта, несчастий, непонимания.
Другие люди могут злорадствовать, видя мои слабости, - но за собственные ошибки они сами ответят.
Хотя могу указать им, что они не на правильном пути.
Если я не виноват (=отвечаю) за то, что происходит в моей жизни - за переживаемый мною опыт, разве будет правдой сказать.ю прекладываю причину на внешних других людей?
В.В.
Re: надо говорить правду
krylov
July 6 2007, 23:19:58 UTC 12 years ago
обоснование чужой одушевлености
y_d_dargye
July 9 2007, 07:13:31 UTC 12 years ago
Поступки других людей мотивированы с их собственой стороны. Их не объяснить моим собственными семенами (которые, актуализируясь, конструируют мой опыт), засеянными ранее. Но то, как я воспринимаю, и то, как отношусь, и то, что происходит со мной, - это все мной посеяно, моим умом создано.
В.В.
Anonymous
July 6 2007, 15:15:26 UTC 12 years ago
Another one:
"Ненахождение(поиск не дал/не дает результатов) виноватых и все, испытываемые по этому поводу емоции"?
Русское "держись", "не сдавайся" не отличается от протестантcкого "не предавайся отчаянию".
Любая деревенская баба скажет тому, кто в беде - "НЕ САДИСь"(продолжай двигаться - не отдавай все свое время боли).
Вина и "свободен выбирать из" - списки у нас(с ними)/ у них(с нами) могут быть разными. Списки необходимо сверять.
Я вписан(выпал) в систему сенностей. Чью систему? Совпадает ли она с моей собственной? Не совпадает?
Я деклариую нечто как ценность(на самом же деле -
я забуду о ней в тот момент, когда перед глазами помаячит нечто, что, собственно, ценностью и называть то неловко, И, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ - вот она, моя истинная ЦЕЛь).
newrussam
July 6 2007, 19:02:17 UTC 12 years ago
Тезис, легко опровергаемый эмпирически (в чём виноваты погибшие под руинами «башен-близнецов»?)
Эмпирическое опровержение не катит, т.к. факт трагической случайности никоем образом не определяет неудачика.
Не зачёт!
nulin
July 6 2007, 19:52:50 UTC 12 years ago
adyts
July 6 2007, 20:21:56 UTC 12 years ago
Ухо -- кто сказал, что выход -- это пришивание уха на место? Выход может быть и научиться жить без уха, жить счастливо.
Корить -- смысл принятия ответственности не в том, чтобы ругать себя, а не других, а в понимании того, какие именно действия привели к проблеме для ее решения. Мученников только не хватало :)
Обманули, ограбили, унизили -- это в том случае, если потерпевший считает, что произошло именно так. В дикой природе вряд ли заяц будет жаловаться на то, что лиса его обманула (и съела). С точки зрения обманутого -- мир был жесток к нему. С точки зрения обманщика -- он проявил свою хитрость/ловкость/силу, навык отточил.
Самовиноватость -- это мазохистский взгляд на мир. Причем тут вообще какая-то вина? Что толку держать ребенка в углу? Поможет ему это добиться того, чего он действительно хочет в жизни? Вот в углу стоять научится, это да.
Поощрять -- это движение в правильном направлении. ;)
Любить черненьких... Хе. Это как оправдывать их действия, которые как раз и привели к тому, что они сейчас в болоте. Типа, с кем не бывает. Поступая так дается негласное позволение себе поступить точно так же. Вот поэтому часто можно видеть, как неудачников обходят как прокаженных -- это передается через "снятие" моделей поведения.
А так да. Тема достойная освещения.
Anonymous
July 6 2007, 21:29:41 UTC 12 years ago
Утверждение, что в жизни человека все зависит только от него самого (причем "от него" в смысле "от его осознанных усилий", а не в смысле врожденных качеств) - является лживым передергиванием либерастов. Более того - это краеугольный камень либерастии.
Я тут не так давно видел ДТП с жертвами (девица в странной военизированной форме на месте, явно следачка, следака зовут на место ДТП только при наличии трупа).
Ехала себе машинка в левом ряду, и тут некто на джипе вылетел через 2 сплошных ей в лобешник. В остатках машины не осталось жизненного пространства. В джипе - не понятно, раскрытый окровавленный мешок свисает в окно водительской двери, и стекло лобовое треснуло.
Вот и судите сами, применим ли тут принцип "все зависит только от самого человека".
Собственно, эта тема еще в Мастере с Маргаритой раскрыта. Ответ - не все.
Сие либерастское утверждение на самом деле несет тот же смысл, что и "если у народа нет хлеба - пусть ест пирожные".
Теперь мое личное отношение к лузерам. Я считаю омерзительным - жестокость к лузерам. Я считаю омерзительным - избегание знакомого потому, что у него черная полоса, и шарахание от чужих бед.
Но при этом меня раздражает ситуация, когда лузера считают, что от их мнения что-то должно зависеть и что вообще они Фигуры. Извините, но это так.
Если же выдвигаются какие-то теории вида "лузер на самом деле светлее и чище, чем чего-то добившийся человек" - то это мне омерзительно, примерно как гомосексуализм или пирсинг. Это извращение человеческой природы.
everard_took
krylov
July 7 2007, 00:32:40 UTC 12 years ago
ex_3ku409czx738
July 9 2007, 11:40:24 UTC 12 years ago
С остальным согласен.
Anonymous
July 12 2007, 12:50:23 UTC 12 years ago
Да, человек сам виноват в том, что с ним происходит. Виноват только он и никто другой. Даже если на тебя упал кирпич то виноват именно ты, нехрен ходить там, где падают кирпичи! Сам пошел - сам и нарвался, кого же еще винить?
Если тебя ограбили или обманули то виноват тоже ты. Нехрен ходить по темным улицам поздно и нехрен быть таким тупым что верить всем.
А вообще человека нельзя обмануть, заставить ипрочее. Все решения он принимает ТОЛЬКО сам. Даже если у него был выбор сесть голой жопой на кактус или быть убитым то этот выбор он делает ТОЖЕ САМ и это только его вина. Может выбор у него был не большой, но это уже другой вопрос.
Каждый из нас - творец своей судьбы, и других в ней винить нельзя. Во всех своих бедах виноваты только мы сами и никто другой. Тот, кто скулит о своих неудачах - просто слабак; кто хотел преуспеть, тот сделал это. Каждый имеет свой потенциал стать великим, но это не значит, что так все и будет. Нужно трудиться в поте лица, чтобы достичь этого, ибо одной надеждой сыт не будешь. Будешь работать упорно - получишь, что заслужил. Ибо бесплатно ничего не бывает, ни в этой жизни, ни в какой другой. Хочешь лучшего – сам стань лучшим. Надо быть достойным того, к чему стремишься. Убогим достанется только убогое и это правильно, ибо другого они не достойны.
Не виноват, значит сначала будет найдет виновный, которому следует отомстить, что и будет считаться "исправил". И что в результате? Все виноваты, со всеми пересрался и остался в говне по шею, но гордый. Нах"й такое надо.
krylov
July 12 2007, 23:31:36 UTC 12 years ago