Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

"добрые старые английские ценности": о Стражах Порядка

Митя Ольшанский редко бывает прав. Он это, кстати, знает, и обычно вещает в жанре «вызывающей, красивой неправоты», «Чайлд-Гарольд с Вуди Аллленом, наброс ипохондрии на вентилятор». Ну, так тоже можно. «Жанрово», да.

Однако иной раз и с ним – как с любым неглупым человеком, а человек он всё же неглупый – нет-нет да и случится «момент инстины».

Вот, например, очень точное, хотя и растворённое в потоке гили, наблюдение:

Что есть основа английской волшебной сказки? Конечно же, это защита Порядка Вещей.

Английский герой, странноватый, смешной и мрачноватый неудачник или просто анахорет - защищает Порядок.

Таковы: хоббиты, Шерлок Холмс, герои Кэрролла и Честертона, мисс Марпл, Мэри Поппинс и проч. [...]

Это, собственно, и есть генеральная идея английской культуры: [...] что чудачества и странности герои, его смешной и грустной "особый" образ служит именно укреплению порядка вещей.


Что ж. "Подмечено", ага.

И, кстати, именно это обстоятельство многое говорит о том, как англичане понимают порядок.

Мы обычно судим о «порядке» по немцам. Которые думают, что порядок должен быть непременно виден, причём так, чтобы до последнего идиота дошло – вот он, порядок, смотри, остолоп. Отсюда «всё по линеечке», надушенные одеколоном деревья, «ни пылинки» и прочее в том же духе.

Англичане же понимают порядок не как видимость, а как сущность. То есть – чтобы все колёсики крутились, и поезд непременно прибывал на нужную станцию вовремя. Но вот как это достигается – не всегда видно. И даже лучше, если этого не видно. «Скрытая гармония сильнее явной».

Это первое. Второе: англичане очень хорошо понимают сущность и проблемы пограничной фигуры. Стража того самого «скрытого порядка».

Защитник Порядка вещей volens nolens имеет дело с тем, ОТ ЧЕГО он защищает порядок вещей. А «с кем поведёшься, от того и наберёшься». Человек начинает мутировать: инфернальная радиация пронизывает его, у него появляются педипальпы щупальца хвост странные привычки, не очень симпатичные манеры, загадочные пристрастия и т.п. Это типа нормально. Более того, окружающие должны относиться к этому благодушно и терпеливо. Потому что человек работает с Первозданным Ужасом, защищает от него Английскую Крепость, тут не до придирок.

Так что не нужно удивляться, когда страшный анархист оказывается начальником тайной полиции. Это естественно.

Хотя, разумеется, Страж Порядка старается «где может» походить на обычных людей. Более того, соблюдение САМОГО внешнего слоя благопристойности – обязательно. Страж Порядка может быть наркоманом, педерастом, придерживаться самых странных воззрений на мир – но гладко брить щёки он обязан.

Между прочим, именно поэтому Страж Порядка любит держать рядом с собой «самого обычного, ничем не примечательного» англичанина – на правах друга, слуги или приживала. Отчасти как живое напоминание о том, во имя кого он трудится. Отчасти же - как образчик для внешнего подражания. Вернувшись из чёрной медитации под коксом, Холмс мучительно вспоминает – «а сейчас нужно сделать какие-то нелепые движения… а, вот Ватсон взял какую-то бумажку… газета она называется… ну да, «Таймс» они тут читают, уроды… надо и мне».

И хорошо, если соответствующий персонаж всего лишь эксцентричен и сквернонравен, как Холмс или Мэри Поппинс. Вона, тот же Фродо Торбинс, побродив с радиоактивной штучкой на вишудхе, чуть не сдох и чуть не предал интересы Британии Средиземья. Да и вообще схватил такую дозу «Иного», что спокойно пенсионерствовать на пасеке в Суссексе в Шире не смог: грустил, пил, много болтал, начал писать опасные мемуары – и в конце концов пришлось его, вместе с дядюшкой, ликвидировать. Понятно ведь, что, как только эльфийский корабль перестал быть виден с берега, Фродо и Бильбо отправились за борт… да они и сами всё понимали, чай, не дети, оттого и не особо радовались свалившейся "чести". Но из последних сил ломали комедию перед простонародьем – «нас увозят за море в волшебный Валинор». Ибо - лучше уж так, чем в соплях валяться перед эльфами, пощадите, дескать. "Вы же сами всё понимаете, давайте сделаем это как джентльмены".

Впрочем, это в сторону. А то опять - - -.

Но вот на "мальчика-который-выжил" злой Ольшанский наехал совершенно зря. Ибо Стражем Порядка у Роулинг является отнюдь не мальчик. Маленький Поттер - это как Джим в "Острове Сокровищ". Вроде бы и главный герой, но - мальчишка. А есть ВЗРОСЛЫЕ. Доктор и судья Ливси, например. Или бывший пиратский особист Сильвер. Это да, "тут всё серьёзно".

Так чего там - Гарри? Ну что он может "разрушать" или там "не разрушать". Что за придирки к малолетке, жертве обстоятельств? Не по-английски это, ага.

)(
Ха-ха, уморительно верно.
Не мудрено, что именно в Британии возник Тойнби с его вестернизацией-варваризацией.
Не мудрено, что величайшим англичанином всех времен и народофф они считают Винни Черчилля.
О был охранитель!
Несколько в сторону, но все же:
в недавнем отчете о разных расовых присутствиях в Лондоне меня поразило то, что - наряду с арабами, индусами или неграми - отдельной от категории "белые англичане" числятся и р л а н д ц ы.

Непонятно, вспоминать ли здесь ДАрвина, который мог говорить об "английской расе" или "французской расе", или того, что Ирландия была одной из первых английских колоний.

Понятно только, что повадки в этом месте замного шара меняются нечасто

Anonymous

July 24 2007, 03:25:53 UTC 12 years ago

да для них ирландцы в 10 раз хуже негров

Anonymous

July 24 2007, 03:26:31 UTC 12 years ago

да для них ирландцы в 10 раз хуже негров
нам бы так к чеченам относится, как они к ирландцам
Зачем надо было разрушать реноме Дм. Ольшанского, назвав его "неглупым"?
nestor
> Зачем надо было разрушать реноме Дм. Ольшанского, назвав его "неглупым"?
> nestor

только тогда можно до конца насладиться теплом, когда какой-нибудь небольшой участок вашего тела остается в холоде, ибо нет такого качества в нашем мире, которое продолжало бы существовать вне контраста. Ничего не существует само по себе. Если вы льстите себя мыслью, что вам очень хорошо и удобно - всему вашему телу, с ног до головы, - и притом уже давно, то, значит, вам уже больше не хорошо и не удобно. Но если у вас, как у нас с Квикегом, сидящих в постели, кончик носа или макушка коченеет, вот тогда-то вы и испытываете общее восхитительное, ни с чем не сравнимое чувство тепла. Исходя из этих соображений, в комнате, где вы спите, никогда не следует топить; теплая спальня - это одно из роскошных неудобств, терпимых богачами. Ведь высшая степень наслаждения - не иметь между собою и своим теплом, с одной стороны, и холодом внешнего мира - с другой, ничего, кроме шерстяного одеяла. Вы тогда лежите точно единственная теплая искорка в сердце арктического кристалла. -- Г.Мелвилл

Харитинова начитались:

> Понятно ведь, что, как только эльфийский корабль перестал быть виден с берега, Фродо и Бильбо отправились за борт… да они и сами всё понимали, чай, не дети, оттого и не особо радовались свалившейся "чести".

В качестве художественного свиста хорошо, но все-таки не надо приписывать этих пакостей Толкину, даже "в сторону". Ольшанскому мил некий Порядок, чтобы это слово для него ни значило, и он выдумывает "английской литературе" роль его защитницы. Выдумка хоть и наивная, но неукоризненная. Английские литераторы вряд ли полносстью согласились бы, но и с лестницы точно не спустили бы.

Вы же придумали гадость и подлость, да еще приписали ее автору, который за такое предположение немедленно указал бы вам на дверь (как минимум). Зачем?
Я никому ничего не приписывал. Это МНЕ "понятно, что" дело могло кончиться только так. Что касается Толкиена... дядька был серьёзный, так что - - -
Хм, люблю я это дело. В смысле LoR.
Поэтому выскажусь.
Героев увезли, для Средиземья они сразу же становятся легендой.
Поэтому про него можно забыть.
Но зачем же их ликвидировать на корабле?
Они были "испорчены" и не подлежали восстановлению - это факт.
Но у них не было сил, чтобы причинить какой-либо вред Заокеанскому Порядку.
Поэтому мне кажется что они были бы помещены в блестящую изоляцию.
И не только в качестве благодарности.
Толкиен дал прямой намёк, как мне кажется.
Некто известный под именами Олорин, Митрандир, Таркун, Инканус и Горевестник прямо рекомендовал нашим героям записать свои воспоминания.
Кто-то совершенно нейтральный(для мира Валар) должен написать хорошую книгу, где будет подробно, художественно убедительно и красиво написано, почему Белый Маг-Глава Ордена был смещен со своего поста и лишен магической силы перед самойй Победой над Врагом(по временным меркам Валар), почему орден фактически прекратил всякую организованную деятельность в решающие моменты
(обязательно нужно не забыть процитировать слова Гендальфа об ужасном красноречии Сарумана, с помощью которого он и убедил Совет ничего не предпринимать) и самое главное в этом произведении должен быть по достоинству оценен вклад главного победителя.
Конечно, такая книжка не является решающим аргументом и организационное решение Валарами будет принято на основе информации из совсем других источников.
Но как инструмент влияния и пропаганды она может оказаться очень полезной.

P.S. Когда вы выложите обещанные материалы в коммьюнити РОДа?
Кто был "испорчен"? О каком восстановлении идет речь? Это у Толкина-то, у которого смертность смертных вовсе не является результатом "порчи", но даром Единого Бога? И кто это _вынуждал_ Фродо к путешествию на Запад?

И ведь в LotR совершенно ясно описано, каким именно образом и кто "прекратил деятельность", аккурат в приложении об Istari. Зачем выдумывать из-под автора какие-то намеки, если тот написал все прямым текстом? Или вы приложения не читали?

Почитайте, ради Бога, хотя бы начало Сильмариллиона, а лучше History of Middle-earth.

Извините, но Мы говорили про порчу от Кольца.
Она существует и Толкиен про неё писал очень много раз.
И смертность людей мы вообще(!!!) не обсуждали.

"И кто это _вынуждал_ Фродо к путешествию на Запад?"
Те же существа что командовали его семейкой на протяжении нескольких столетий.
Для вас это новость?
Прочтите еще раз, как Бильбо отправлялся на битву с Драконом, откуда он узнал про Гендальфа, и как Фродо попал в заварушку.


"И ведь в LotR совершенно ясно описано, каким именно образом и кто "прекратил деятельность", аккурат в приложении об Istari."

Я про это и говорю.
Там совершенно ясно написано со слов одного очень сильного и умного существа, у которого были определенные проблемы в общении с другими такими же существами, посланными в Средиземье.
Фактически, вся информация о Совете и его деятельности идёт только от Гендальфа.
И что мы видим?
Он в белом и Д'Артаньян, Глава Совета - предатель, а остальные вообще как бы не существуют.
Может быть так оно и есть.
Но!
Настораживает поведение Совета в ключевой момент Конца Третьей эпохи.
Я имею в виду разведку Гендальфа во владениях и Замке Некроманта.
Гендальф там ходит как у себя дома.
"Случайно" в темнице Замка Некроманта(Саурона) встречает другого кольценосца(правда уже без кольца), узнает у него всё что нужно, но не спасает так как сам "еле выбрался".
Ну не хера себе захватили Мага, одного из Кольценосцев(А это для Саурона увеличивает цену добычи в тысячи раз) и даже посадили в самую глубину цитадели Врага, а он там "случайно" встречается с другим Кольценосцем и устраивает ему расспросы и допросы.
Встречается с Некромантом и узнает в нем Саурона.
Нет, ну каково.
Вот так вот прямо и написано.
После всех этих приключений,Гендальф прибывает в Совет.
Он сам говорит что Совет в то время легко мог уничтожить Врага в его логове.
И если бы Гендальф действительно сказал бы им, что встретил Врага и тот охотиться за кольцами(иначе бы в подвалах гномы-кольценосцы не сидели), то Совет уничтожил бы его, просто по уставу, ибо посланы в этот мир они для этого были.
Но вместо этого Гендальф рассказывает сказку про красноречие Сарумана, который убедил Совет Магов, что надо сидеть и ни хрена не делать.
В это можно поверить?
Ладно, поверим.
Но Гендальф оправдывает собственное бездействие тем что "его тоже убедили".
Ну да, конечно, Гендальф всё видел собственными глазами и тем иным, что дано магам, но его "переубедили".
Поэтому то враг и перебрался совершенно спокойно в Мордор.
Мало того!
Он отстроил Барад-Дур и Ворота.
Вот так вот.
Быстро перебрался и отстроил крупнейшую крепость и крупнейшие же в Средиземье укрепления.

Так вот, я и читаю то что написано прямым текстом.
От себя ничего не прибавляю.
И всегда готов признать свои ошибки.
Очень люблю эту тему, хоть она и отвлеченная и всегда готов к диалогу.
Вотъ.
вернее, вовсе не ответ. Вы берете толкиновскую фантазию и придумываете к ней, в качестве продолжения, то, что -- с точки зрения автора -- суть гадость и подлость. Следует ли это понимать так, что оно, по вашему мнению, не является гадостью и подлостью, в противовес мнению автора? Или что авторская картина настолько нереалистична, что требует подобной модификации?

Как говорила моя школьная учительница: "Тире есть знак отчаяния". В серьезности Толкина трудно сомневаться -- а вот вы что сказать-то хотели?
Какая такая подлость?
Вы Сильмариллион почитайте, тогда и поймете, как дела то делаются.
И подумайте скольких таких убил Хозяин Убежища.

Начитались :-)
Изрядно сказано!
>>Это вы, уважаемый, Харитинова начитались:

LOL
Англичане же понимают порядок не как видимость, а как сущность. То есть – чтобы все колёсики крутились, и поезд непременно прибывал на нужную станцию вовремя. Но вот как это достигается – не всегда видно. И даже лучше, если этого не видно. «Скрытая гармония сильнее явной».

Если брать парня, который выжил - то видно как все это достигается. использованием обычного нормального рабского труда.
Шикарно написано, спасибо:-)
очень достойно. аффтар, пешы исчо!!!!! :)
очень достойно! аффтар пешы исчо!!!!!!
Хорошее, точное наблюдение. Из таких вот философских статей Константин мог бы составить целую книгу, что-то вроде "Критика чистого разума в 21 веке".
И само наблюдение очень точное. Я,например, замечал, что ученые и инженеры, работавшие в очень секретных КБ (почтовых ящиках) в советские времена почти все были изрядными чудаками.
Один (ныне покойный - умер в годы реформ), например, на средства своего КБ построил во дворе хорошего московского дома на Беговой улице целую двухэтажную голубятню. Эта голубятня была на бетонном фундаменте, сделана из лигированной стали (закрашенной) и стояла во дворе. Чудачество - безусловное.
Фродо, имхо, тоже нечто вроде Джима. Настоящий хранитель - Гэндальф, а Фродо тупо топает вперед (да и то... сильно пинаемый Сэмом).
А еще Фродо с Гарри отличает еще и то, что они ни разу не герои на самом деле, но почему-то "избранные", и, нифига не проявив по ходу действия, становятся героями. Но это, по-моему, уже до меня было кем-то подмечено.
"Понятно ведь, что, как только эльфийский корабль перестал быть виден с берега, Фродо и Бильбо отправились за борт…"

- К капитану Немо?
>> именно поэтому Страж Порядка любит держать рядом с собой «самого обычного, ничем не примечательного» англичанина

Мне казалось, что рядом с "крутняком" ставят "обычного", чтобы усилить впечатление на фоне последнего. Остапу Бендеру нужен Киса, чтобы было с кем поразглагольствовать о себе, неповторимом. Холмс без конца рассказывает о себе доктору Ватсону. Задача Ватсона - слушать, разинув рот, поэтому сам он подчеркнуто зауряден. Фродо Баггинс зауряден, чтобы острее поражаться окружающим чудесам. "Остров Сокровищ" рассказывается от лица мальчишки. И т.д.
Ватсон не зауряден.

Deleted comment

Вы забыли прибавить исключительное личное мужество и литературный талант.

Deleted comment

Вот Вы и сами сказали, что Ватсон - не заурядный, а эталонный британец.

Военный врач, воевал, был ранен, но и после выхода в отставку сохранил военную выправку, спортсмен (чемпион полка по боксу, после ранения полностью сумел восстановиться, хороший стрелок), мужественен, самоотвержен (его бизнес - медицина, но он готов рисковать ради идеи, Британии и т.д. даже после свадьбы и отъезда с Бэйкер-стрит), образован, начитан, обладает литературным талантом.

Нифига себе "заурядность"...
Нет, это именно "истинный британец", и они с Холмсом образуют своеобразный дуалистический образ защитника - Истинный британец Ватсон и "отравленный" (в терминологии К.Крылова) Холмс.
При Фродо был Сэм.
Англия классная.
Усложняете, по-моему.
И Поттер, и Джим Хокинс, да и Фродо воспринимаются "взрослыми" не более, чем как несерьезная помеха в играх взрослых. От этого и отношение к ним - досадливое, а не серьезное, вроде и мешают, и убивать жалко, мелкие ведь. И не относятся к их ликвидации с должной ответственностью -))
А тема получается очень выигрышная - классическое "Подростки против взрослых", причем "Еслибы не эти дети, то все бы пропало", что основным читателям такой литературы - подросткам - чрезвычайно льстит.
маленькое замечание

> Или бывший пиратский особист Сильвер.
Я так понимаю Сильвер был начальником абордажной команды у Флинта, этакий командир роты морской пехоты. Вот опчему его боялся сам Флинт. Вычитано у Веллера (там в самом низу страницы)
...а потом на него ссылаются, как на истину в последней инстанции.
Вот уже и эта легенда про абордажного начальника пошла гулять по мозгам.
Не курите Веллера!
"Квартермейстер" у пиратов - это нечто вроде начальника судовой полиции, старшины рулевых и казначея в одном лице. "Отвечал за дисциплину и раздел добычи", ага. Первая рука старшего помощника, а при отсутствии оного вообще и есть собственно старший помощник. Причём такое встречалось куда чаще. Вот и простое объяснение, почему же "матросы боялись меня сильнее, чем самого Флинта". А Веллер по своему обычаю... м-да.
Имхо, тогда бы Бонс из Сильвера карту доставал, а не наоборот. Штурман безбашенного отморозка при свободе маневра ценой в десятки лет - всегда съест. Нет, и правда Сильвер был кем-то более серьёзным при Флинте - или менеджмент абордажной команды и был "кумовской" должностью.
онятно ведь, что, как только эльфийский корабль перестал быть виден с берега, Фродо и Бильбо отправились за борт
Есть ли для этой смелой гипотезы основания кроме присущей Вам мизантропии?
Эльфы, сколько мне помнится, тоже не слишком веселились на пути в Шереметьево Серебристую Гавань.
Про Шереметьево - тонко, да :)

Про Фродо - понятное дело, что речь идёт о "косвенных уликах". Начиная от существования абсолютного запрета на посещение Валинора смертными, и кончая настроением Фродо и Бильбо. "Наше последнее приключение" - так не говорят, рассчитывая на вечную райскую жизнь.
Что-то вы как-то необоснованно грубо про Толкиена с героями. А он ведь сам ясно писал в каких-то своих Пояснениях - дескать, Ф. и Б. забрали на запад просто для того, чтобы они могли умереть по-человечески, а не как собаки.

Anonymous

July 24 2007, 16:00:58 UTC 12 years ago

вот, он признался что забрали, чтобы убить:-)
***Вона, тот же Фродо Торбинс, побродив с радиоактивной штучкой на вишудхе, чуть не сдох***

Боюсь тут вы не совсем правы. Вишудха - это чакра с проекцией ее на уровне горла. Анахата - проекция на уровне сердца. Т.е. если б фродо носил ошейник с кольцом - то это была б вишудха. А оно у него на цепочке болталось по грудной клетке стукая :)
проекция это потому что чакры это "перемычки" между энергетическими оболочками человека и соответственно не относятся к 3хмерной плоскости мира...

Если продолжить мысль дальше, то вишудха - это разум, анахата - это сердце. Хоббиты очень добрые и сердечные ребята были "крепкие сердцем" - и поэтому могли "победить" чары кольца Всевластья.
То бишь мысль автора, что ни самый умный, ни самый мудрый, ни самый сильный - а с самым большим сердцем мог справится с таким злом. Практически христианский мотив.
Т.е. по мнению Толкиена, только существо с поистине добрым и большим сердцем могло быть настоящим Стражем Порядка. И если проследить характеры персонажей и их психологию то эта мысль подтверждает не только "на уровне чакр".
>>То есть – чтобы все колёсики крутились, и поезд непременно прибывал на нужную станцию вовремя.

Вот только про поезда не надо, я вас умоляю. У англичан это любимая тема для анекдотов, начиная с Джерома и кончая Монти Пайтоном. Может только Тэтчер массовыми увольнениями стрелочников удалось хоть что-то изменить в этой области.
Константин, а кому Вы сочувствуете в войне Кольца?
Да уж понятно. Нашим.
Только не говорите, что оркам!
Конечно, оркам. А то кого имел в виду почтенный Толкиен под "тьмой с Востока"?
Ну, вот, орки, скорее, чернокожи (хотя попадаются и зеленые). Орки нелиричный, но очень грустный образ: они несчастливы как при Сауроне, так, тем более, после него.


– Война, говорят, хорошо идет.

– Они скажут, – хмыкнул Горбаг. – Поживем – увидим. Но если и правда все утрюхается, то заживем попросторнее. Как думаешь? Может, подберем с десяток лихих парней, дадим тягу да поищем, где поразжиться есть чем, а командиров нет?

– Эх! – сказал Шаграт. – А что, тряхнем стариной?

– Ну, – сказал Горбаг. – Это мы потом, а сейчас тут что-то не то, нюхом чую. Бедняга наш брат Урукхай – только бы им дыры нашими задницами затыкать! Пользуются, что враги любят нас не больше, чем Самого, и что ежели Ему, то и нам копец.


Русские орки - пронзительный широпаевский образ. Империя использует их как расходный материал,
но после ее поражения они гибнут. Думаю, Толкиен этого не имел в виду.

Поелику война расовая, место русских в середине, в непроясненных
отношениях к Западу.
Таков, пожалуй что, Саруман - хозяин азиатов, но не орк-азиат, предатель расы. Одновременно -
создатель технической цивилизации с дымящими печами на месте лесов.
Социалистические эксперименты Сарумана в Шире, в общем, это подтверждают.

И письма Толкиена, кажется, тоже.
Толкин, бедняга, открешивался от такой трактовки, но его всё равно поняли правильно ;)))

Поезда вовремя? В Англии? Вы шутите...
Получается гимн ментам. И правильный гимн.

Ср. Жеглов.