Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Герой, гений, звезда

Герой, в классическом смысле – это человек, чьи gestae, «подвиги и деяния», его не просто украшают, а составляют с ним одно целое. Они – органическая часть его жизни, пусть и лучшая, но именно часть. Жизнь героя – цельная. Извлечь подвиги и оставить «всякую бытовуху» нельзя: одно связано с другим, и эта связь очевидна. Наполеон, великий полководец, и Наполеон, муж Жозефины де Богарнэ – это один и тот же Наполеон, целиковый.

Поэтому герою хочется подражать. Хочется БЫТЬ героем, «Великим Человеком». Поклонник Наполеона мечтал бы сам стать Наполеоном, ну или хотя бы «приблизиться к тому». И даже Эльба и о. Святой Елены в конце пути его не остановили бы. Тем паче Жозефина, пусть и немытая – варум нихт.

Гений, в современном смысле, от своей гениальности и её плодов отчуждён. То есть он соотносится со своими творениями примерно как блюдо – с едой, которая на ней лежит. Конечно, какая-то связь имеется: размер блюда, например, имеет значение – целого гуся на тарелочку не положишь. Но тут важно что: сам гусь, конечно, вкусный, а измазанная жиром посудина отвратительна даже на вид. Причём чем крупнее и жирнее гусь, тем гаже выглядит измазанная тарелка. Есть, конечно, специальные люди, «биографы», которые изучают пятна подгоревшего жира и остатки соуса – но нормальный человек этим интересоваться не будет, «фи». Он вкусного гусика скушает, а грязная тарелка – пусть её унесут.

Гению подражать не хочется. Его хочется изучать на расстоянии, желательно в резиновых перчатках. Кафка, конечно, великий писатель, но ценитель его творчества, цитирующий страницами «Замок» или «Процесс», ни за что на свете не захотел бы прожить жизнь Кафки. «Бррр».

Скверно получается, когда к «гению» начинают относиться как к «герою». Розанов, к примеру, связался с бывшей любовницей Достоевского, которая успешно испортила ему жизнь.

Ах, да. В двадцатом веке появилось ещё одно явление из того же ряда – «звезда». В смысле – кино, рок и даже порно. В каком-то смысле это возвращение к образу героя: биография звезды слита с её, так сказать, продукцией (ну, бывает что и творчеством, не будем тут устанавливать ценностей незыблемую скалу). При более пристальном взгляде мы обнаруживаем всё того же гусика, только уже не на тарелке, а на медиа-шампуре. Если для героя его деяния – часть биографии, то у «звезды» её жизнь, душа, и даже тело – часть производимого ей (тут два значения: «из себя» и «посредством») «контента». «Всё идёт в переработку».

Тут важно что. Главного свойства великого человека – то есть величия духа – у «звезды» нет. Это подчёркивается специально, что нет. При этом биография может быть блестящей или ужасной – а чаще и то и другое вместе – но отсутствие этого самого величия там очень демонстративно.

Поэтому «звезда» вызывает одновременно и дикий интерес, и жалость, и неприятие. Хотела ли бы какая-нибудь трепетная барышня БЫТЬ Мерилин Монро? С одной стороны – ну разумеется, да, с другой – столь же решительно нет. Если Наполеон велик и на о. Святой Елены, то Монро… Деньги. Но не счсастье. Но мировая слава. Но минеты осветителям. Джон Кеннеди, да. Но нембутал. Получается «когнитивный диссонанс», который, собственно, и торкает.

ДОВЕСОК. uzn красиво повернул тему вот так:
Звезда - это товар.
Гений - мастерская; в мастерской обычно неприятно долго находиться или, тем более, жить.
Герой - оружие, боевая машина. Естественно, в нём всё целесообразно, как в красивом хищнике.

Пожалуй, да.

)(
№ 1 Иван Миронов
№ 2 Галковский
№3..
№3? №3 - нету. Жорж Милославский, Гребенщиков, исполняющий песню волжского Бурлака
стало интересно: а что такое "величие духа"?
The celebrity is a person who is known for his well-knownness.
-- Daniel J. Boorstin
"звезда" должна "светиться" на сцене-экране-подиуме-издательствах-сайтах, задирая свою юбку.
свою - значит не жены.
Как насчет людей, у которых т.н. звезды не вызывают ничего, кроме зевоты?
Гению - гениево.
Гений — мастерская; в мастерской обычно неприятно долго находиться или, тем более, жить.
Герой — оружие, боевая машина. Естественно, в нём всё целесообразно, как в красивом хищнике.
Очень красиво. Проапргрейжу со ссылкой.
да.
и выходит -
гений - демон-дух, демиург,
из мастерской которого выходят герои, звезды...
но не гении.
А как же тогда «Гений дзюдо» (姿三四郎 Sugata Sanshirō)? В чем-то неполна Ваша классификация ;-)

парол: Dog suppress
...точнее, НАМЕРЕННО неправильное (по Японским понятиям) название, предназначенное для Запада.
Гений славен тем, что он произвёл, создал. ВО ВСЕХ (!!!) боевых искусствах Японии высшие даны даются ТОЛЬКО за создание школы, за успехи УЧЕНИКОВ и т.д., и т.п. Однако т.к. фильм не об этом (не о создании ШКОЛЫ), верным названием было бы "Рождённый для дзю-до" ("Демон дзю-до", "Одержимый дзю-до" и т.д., и т.п.). Но Западная публика к фильму с таким названием отнеслась бы более скептично.

P.S. Поле боя — НЕ мастерская. В бою разрушают, а не создают.
В мастерской тоже разрушают - отсекают, как известно, все лишнее от сопротивляющегося обработке кусков природных веществ, высвобождают таким образом спрятанные в них творения искусства. Вот и на поле боя кромсают враждебные армии, обрабатываю непокорные глыбы биомассы, силой искусства мастера принуждают к миру...

парол: ex rounding
неужели никто не хотел бы быть гением?
Вон, Лимонову надоело быть гением. Решил стать героем и, в результате, получилось чёрти что.
Шутка: у каждого героя есть звезда!)

Вот прям только что из своей френд-ленты (небезызвестный Садальский цитирует В.Ключевского):

В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

(По-моему, лучше и не скажешь, хотя не все так безнадежно, интернет всё закатализирует)))
звезда феномен буржуазной медийности.
Функция института звезд- поддержка потребности в потреблении.

То есть внутренний диалог по-типу "я не могу быть ни героем, ни гением, звезды мне интересны и прекрасны а главное близки такое же говно как я (это чувство для потребителя основное- богатые красивые и смелые обязательно должны плакать и не иметь душевного величия)
пойду-ка лучше куплю себе кеды и новый айфон."

не случайно так популярен стереотип BEAUTIFUL LOSER- прекрасный неудачник.
это единственно доступный потребителю стереотип поведения.


Сегодня такие вещи как "инициация гения" интересуют только "нацистов и страшных преступников" с точки зрения буржуа.
Не знаю почему, но мне эти, так называемые "звезды" неинтересны.
Хорошо сказано.
А как по Вашему классифицировать Цоя или Есенина? Вот уж чьи жизни не отделимы от того, чем занимались, и получается вроде как и звезды и гении и герои...

Deleted comment

Почему же? Красиво пишет. Теневые силы его бы уже двигали по полной, но не двигают. Потому что националист он, во всяком случае позиционирует себя в качестве националиста. А таких мировая тень не двигает, а наоборот задвигает. Поэтому всем более-менее способным людям надо буквально стоять стеной, препятствуя мировой тени и закулисе делать свои темные дела и насаждать свои антигуманные идеи. Ничего другого нам к сожалению не остается. Малейшее послабление расценивается обладателями звериного сознания как слабость и далее со всеми последствиями. Что поделаешь... C'est notre vie...