1. Несмотря на все настоящие и будущие экономические успехи последних лет, российский "рубль" так и не стал восприниматься добрыми россиянами в качестве "настоящих денег". При этом "устойчивость" рубля, "выгодность рублёвых вкладов", и прочая лабуда, особой роли не играют. Рубль даже может быть признан "надёжной валютой", но он не признаётся валютой солидной.
2. Одной из причин такого положения вещей является символическая необеспеченность рубля. Рубль никак не ассоциирован с теми ценностями, которые признаются достаточно прочными.
3. Прежде всего, это выражается в крайне несолидном внешнем виде рублёвых банкнот. Денежный агрегат M0 вообще играет огромную символическую роль в денежной культуре нации. "Русские деньги", надо признать, выглядят довольно-таки безобразно. Кроме того, они несколько раз меняли внешний вид, цвет и форму, причём всегда в худшую сторону. Это способствует восприятию рубля как "фантика", а точнее - талончика на получение "продуктов".
4. Не касаясь сложных вопросов оформления внешнего вида банкнот как таковых, обратим внимание лишь на одну сторону дела - а именно, на то, что именно изображается на деньгах.
5. С древнейших времён настоящие деньги несли на себе либо изображение монарха, именем которого деньги были отчеканены, либо соответствующую надпись. Это связано с генезисом денег (о каковом я как-то писал ). С тех пор ничего лучшего, чем изображение чьих-нибудь голов на монетах и банкнотах, человечество не придумало.
6. Однако же, далеко не всегда на банкнотах следует изображать государей, или иных политических людей. За исключением замечательной американской истории, где существует канонический ряд Отцов-Основателей, достаточно обширный, чтобы заполнить собой весь ряд банкнот, ни одна история ни одной страны не может похвастаться достаточным количеством политиков, олицетворяющих собой "единое направление", и притом оцениваемое сугубо позитивно. В русской же истории нельзя найти даже двух или трёх фигур первого ряда, которые не отрицали бы друг друга "всем своим видом". К тому же политика как таковая вообще считается в России не самым достойным занятием, по крайней мере сейчас.
7. Однако, существует одна национальная святыня, которую худо-бедно признают (если уж не разделяют) подавляющее большинство добрых россиян. Это русская литература XVIII-XIX веков. Соответствующий ряд Великих Писателей Земли Русской (сокр. ВПЗР-ов, (с) Галковский) идеально подходит для размещения на банкнотах: он замкнут, бесспорен, и олицетворяет собой непреходящую символическую ценность (к тому же признанную на Западе, что немаловажно). Деньги с портретами ВПЗРов будут восприниматься как обеспеченные символическим капиталом ВРЛ (Великой Русской Литературы), и, таким образом, получат символическую связь с "чем-то по-настоящему ценным". Введение таких банкнот в обращение вызовет рост доверия к рублю, и прочие макроэкономические последствия самого радужного свойства.
8. Некоторые замечания.
Известно, что дихотомия "поэзия/проза" связана с фундаментальной оппозицией "нечет/чет" (см. Лотман Ю.М., "Проблема редукции и развёртывания знаковых систем в типологическом освещении", ЁКЛМН, 23, С. 14, 20-23). Логично было бы предположить, что поэты должны ассоциироваться с "нечётными" купюрами (типа 3, 5, 25 руб.), а прозаики - с "чётными" (типа 10, 100 руб.) В принципе, этому правилу и нужно следовать - однако, особенности ВРЛ таковы, что некоторые "прозаики" занимают место "поэтов". (напр., Гоголь).
9. Предлагаемое распределение портретов:
1 руб. Пушкин. Единица символизирует центр, исходную точку, начало системы отсчёта, to hen - "всё". Пушкин, как известно, и есть "наше всё". Пушкин является тем нерасчленённым целым, которое содержит в себе всю русскую литературу - и из которого, как из "материи", она в то же время состоит. Единица, по Проклу - "чётно-нечётная" (что подчёркивает величие Пушкина как поэта и прозаика одновременно). но всё же ближе к "нечету" (что указывает на Пушкина как на поэта пар экселлянц).
2 руб. Лермонтов. Очевидно. Второй русский поэт после Пушкина, первый "поэт в собственном смысле слова". Редкая купюра, практического значения не имеет, но считается нумизматической редкостью.
3 руб. Гоголь. "Трёшка", как странная, не вписывающаяся в "целочисленный" ряд, но весьма удобная купюра, несущая на себе мощный символизм "телесного низа" (в частности, алкоголизма) и т.п., идеально подходит к образу Гоголя, как "странного", "тёмного", "лунного" (Розанов) таланта. "Тройка" также связана с темой смерти. Характерна её вызывающая "нечётность", указывающая на Гоголя как на "поэта".
5 руб. Крылов. "Школьный" поэт, баснописец, "ворона каркнула во всё воронье горло". Ассоциируется с отличной школьной отметкой - пятёркой.
10 руб. Тургенев. На советской "десятке" изображали Ленина. Тургенев, как символ "изящной русской прозы", символически "гасит" эту нагруженную фигуру. Тургенев здесь - символ русского литературного гладкописания, эстетизма, хорошего слога, и т.д. Некоторым образом репрезентирует отсутствующих (по уважительным причинам) Бунина и Набокова.
25 руб. Чехов. Казалось бы, самая "нечётная" из всех нечётных купюр должна быть отдана поэту. Однако, после некоторых раздумий, это исключительное место мы всё же присудили автору пьес - то есть жанра, заведомо выходящего за рамки чистой литературы (пьесы предназначены к постановке). Этот выход за пределы может быть символизирован только двойным нечётным "изломом" (число 25, как 5x5, воспринимается как "дважды нечётное").
50 руб. Достоевский. Переход к "большим купюрам". "Половинчатая" природа полтинника синтезирует "поэтическое" (5) и "прозаическое" (10), и указывает на диалогизм и блабалбла (см. самизнаетечто) прозы ВПЗРа.
100 руб. Толстой. "Главный русский прозаик", по мнению Мирового Сообщества. Никем не читаем, но имеет огромный символический вес (до сих пор снимаются фильмы по "Войне и Миру"). "Двойная чётность" - 10x10 - репрезентирует обилие и полноту (символически связанную даже с внешностью и фамилией ВПЗРа, не говоря уже о творческих характеристиках: писАл он обильно).
500 руб. - Державин. Дорогие и редкие купюры должны нести на себе изображение "редких", то есть малочитаемых, но обладающих очень большой символической значимостью, авторов. Державин в данном случае символизирует "исток русской поэзии". Формальная "чётность" купюры (сочетающаяся с символической "нечётностью", знаменуемой первой пятёркой) подчёркивает символический "прозаизм" допушкинской поэзии (согласно основному мифу ВРЛ, Пушкин создал русскую поэзию).
1000 руб. Карамзин. Основатель русской литературы как таковой. Являет собой символическую смычку с самим Государством Российским.
)(
Bguxdiuh Hncpp
Anonymous
October 4 2001, 18:23:49 UTC 17 years ago
О бумажных деньгах
Anonymous
October 4 2001, 19:32:21 UTC 17 years ago
" Единица символизирует центр, исходную точку, начало системы отсчёта, to hen - "всё". "
Начало проекта бумажных денег обескураживает. 'To hen' - это, голубчик, отнюдь не "всё", 'to hen' -
это, голубчик, значит "класть яйца, высиживать их, а потом гордо переводить цыплят через дорогу, убедившись, что в видимой окрестности - etc."
" Единица, по Проклу - "чётно-нечётная" "
Это уж вовсе херня. Единица нечётна. Оба её соседа, ноль и двойка, чётны. Кто такой этот Прокл, не философ ли?
" 3 руб. Гоголь. "
Agreed. Absolutely.
" 100 руб. Толстой. "Главный русский прозаик", по мнению Мирового Сообщества. Никем не читаем, но имеет огромный символический вес (до сих пор снимаются фильмы по "Войне и Миру"). "
Прекрасная идея - напечатать Л. Н. Толстого на ста рублях. Всякий, глядя на сторублёвую бумажку, станет воображать реакцию Л. Н. Толстого на такую популяризацию. 'Граф, пахать подано.' Желательно, чтобы он там был в толстовке с заткнутыми за ремешок кистями рук и с бровями, рельефно торчащими из денежной купюры. Но отчего же вы утверждаете, что его будто не читают? Его-то как раз читают, это Ваших, голубчик, Тургенева с (тьфу) Достоевским не читают.
Что касается Державина с пятьюстами рублями и Карамзина со штукой (хорррошую бы он рожу скорчил, потолкавшись дня три в Москве после неожиданного воскрешения и услышав слово 'штука' в ныне всем известном смысле), то ведь месячный доход А. А. Башмачкина должен быть в наше время 85 рублей, и пятисот- и тысячерублёвые банкноты неуместны. Банковские билеты печатают ведь главным образом для А. А. Башмачкина, не так ли?
А проект весьма толковый.
Best wishes,
white_head@excite.com
Re: О бумажных деньгах
krylov
October 4 2001, 19:49:44 UTC 17 years ago
2. Прокл - ага, философ. Тут нужно иметь в виду специфическое понятие о "чётности" у греков. Строго говоря, первым числом в их системе могла считаться двойка.
3. "Граф, пахать подано" - ну, нечто подобное я себе и представлял. Насчёт бровей - обязательно. Но насчёт читаемости - не знаю. Трудно представить себе "цивилизованного человека", одолевающего В&М.
4. Ну зачем Башмачкин? Я исхожу из того, что покупательная способность предлагаемых денег примерно соответствует позднесоветской, с поправкой на новые условия (то есть на трояк можно будет купить бутылку плохой водки). В таком случае пятисот- и тысячерублёвки будут вполне себе востребованы - хотя бы как средство тезаврации (ибо способа вернуть доверие российским банкам я покамест не придумал).
Re: О бумажных деньгах
raison
October 4 2001, 23:25:16 UTC 17 years ago
Re: О бумажных деньгах
atlantis555
April 13 2013, 20:22:39 UTC 6 years ago
dsun
October 5 2001, 00:55:01 UTC 17 years ago
С уважением,
Dara
Anna Gidrid
May 23 2018, 17:55:13 UTC 1 year ago
leggie
October 5 2001, 01:24:50 UTC 17 years ago
Вполне уважаемые гульдены выглядят как обертки для конфет. Франки, до недавнего времени, выглядели как простыни.
Кстати, почти все европейские страны (любимые мною, в отличие от..) меняли изображения на деньгах.
Да.
А по поводу уважения - надо просто провести PR компанию русского рубля.
По масштабу сравнимую с PRакцией - Америка - великая страна.
И все будет зашибись, да.
raison
October 5 2001, 03:53:53 UTC 17 years ago
Роберт КАЛИНА: ПОРТРЕТЫ НА БАНКНОТАХ ДЕЛАЮТ ЛЮДЕЙ СИЛЬНЕЕ
Anonymous
October 5 2001, 07:00:14 UTC 17 years ago
vyastik
October 5 2001, 10:40:47 UTC 17 years ago
Anonymous
October 5 2001, 11:14:54 UTC 17 years ago
неправильно посчитал. Трешка за поллитру - в самом деле натуральная цена.
А вот еще соображение. У немцев, кажется, нарисован Гаусс на какой-то купюре. Чебышов с ортогональными полиномами или Колмогоров с игральными, к примеру, костями тоже неплохо бы выглядели. А Курчатов в обнимку с Берией на фоне ядерного взрыва на бумажке с номиналом в миллиард рублей? Эффектно?
Best wishes,
white_head@excite.com