Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:
  • Mood:

О словах

Тут по сети ходит цитатник с русофобскими цитатами всяких «знаменитых людей». Начинается он, кажется, с академика Павлова, который за четыре года до смерти, и кончая всякими разными желчными камушками от Бунина и Розанова, или какого-нибудь, прости Господи, Горького, обличающего зверство тёмных русских крестьян (для справки – зверства интеллигентных чекистов он не замечал в упор).

Дальше список начали разоблачать – такой-то того не говорил, сякой-то говорил, да не в том смысле, фраза вырвана из контекста. Скорее всего, в оном списке и в самом деле половина фраз именно что выдрана, и именно что из контекста, а кое-что приврано для красоты. Но часть цитаток, скорее всего, вполне подлинная.

Однако вот что забавно. Первым номером из этого самого списка идёт такая цитата:

Aкaдeмик Павлов: "Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека — он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами".


Так вот. Эти слова и в самом деле имеют некоторое отношение к реальности. Об этом свидетельствует прежде всего реакция на выложенные цитаты.

Дело тут, конечно, не в мозговом веществе и его системе. Русская культура, два века стремительно развивавшаяся, не избежала некоторых болезней роста. Которые были бы, наверное, изжиты, но столь же резкое прекращение её развития законсервировало их и усугубило. В частности, речь идёт об отношении к словам.

Русская литература была создана в рекордно короткие исторические сроки. В 1673 году протопоп Аввакум заканчивает первое полноценное литературное произведение на русском языке («Житие»), а ровно через двести лет, в 1873, выходит из печати финальное третье издание «Войны и мира» — романа, до сих пор считающегося number one, «величайшим произведением всех времён и народов». Для сравнения: европейская литература на национальных языках появляется в тринадцатом-четырнадцатом веках. Когда творили Данте и Чосер – полуркайте, если что.

Но именно этот процесс – стремительный и невероятно успешный старт – сделал литературу «парадигмой отношения к словам вообще». Мы стали слишком их ценить. Что неправильно.

Зачем человек говорит другому человеку что-либо? В большинстве случаев – чтобы добиться от другого каких-то действий, или от каких-то действий удержать.

Во-первых, это императивы. «Подай», «принеси», «сделай мне минет», «купи мне шубку». Разумеется, не всегда императивы выражаются в столь конкретной форме. «Любимый, дорогой, уже пора купить нам шубку…» «Посмотри, в какой шубке ходит Тася». «Какая зима холодная, а мне не в чем на улицу выйти» - это всё императивы, не так ли? И если начать выяснять, что это за такая пора покупать шубки, указывать, что Тася ходит в драной кошке, или даже показывать на градусник, доказывая, что зима как раз выдалась тёплая – вас не поймут. Потому что все эти высказывания к истинности или ложности не имели никакого отношения. Это просто такие способы сказать «купи мне шубку».

Истинность или ложность слов к этой универсальной задаче имеет отношение, но далеко не прямое. В большинстве случаев вопрос «истинности» вообще стоит на десятом месте. Если кто-то дёргает тебя за рукав и кричит – «смотри, птичка!», нет смысла выяснять, была птичка или не было птички. Даже если птичка и вправду была, ясно же, что цель дёргающего за рукав – отвлечь ваше внимание от чего-то важного (например, от его руки в вашем кармане).

Это не значит, что абсолютно все слова произносятся с какой-нибудь вредоносной целью. Даже если это ложь. Возьмём тут же «птичку» — то же самое говорит фотограф ребёнку, чтобы он смотрел в объектив камеры. Это обман, но абсолютно невинный, и даже ребёнок на него не обижается.

И тем не менее. Императивные (формально или по смыслу) высказывания – это, по грубой оценке, где-то 60% всего, что говорится.

Во-вторых, ещё 20% - это высказывания, выражающие внутреннее состояние субъекта на данный момент. Типа – «я устал», «всё надоело», «о, как мне хорошо», «подите, пожалуйста, в баню, я страдаю».

И опять же – они не всегда выражаются прямо. «Погода мерзкая», «вокруг одни идиоты», «я не могу больше сидеть с восьми до пяти в этом клоповнике» - всё это не обязательно имеет отношение к погоде, людям и месту работы. Это просто способ сказать «мне плохо и скучно» (ну или – «мне хорошо и весело», или ещё чего), а на заднем фоне ещё и болтается императив – «утешьте и развлеките меня» (или «не мешайте мне ловить кайф»).

К этим высказываниям понятие истинности или ложности тоже не особо применимо. То есть понятно, что раздражённый человек в сердцах обычно ругает именно то, что его вообще раздражает по жизни (или на что он не ссыт залупаться, что чаще). Но, в общем-то, никакой объективности в этом тоже нет. Это способ сбросить пар, ну и чего-то попросить или потребовать.

И только последние 20% оставшихся высказываний можно считать чисто индикативными. То есть такими, к которым полностью применимо понятие «истинного» и «ложного». «Соль в сахарнице, которая стоит в ванной на третьей полочке снизу». «Миша любит Маню, живёт с Таней, женат на Люсе». «Длина окружности – два пи эр». И венчает всю эту пирамиду индикативов знаменитое «А = А».

Дальше. Есть высказывания, именуемые оценочными. Типа: «Таня сука и блядища позорная», «Коля нормальный мужик», «Франция говно, а не страна», «Америка – надежда человечества и цитадель демократии».

Так вот. Оценочные высказывания следует оценивать как смесь императива, выражения внутреннего состояния и индикатива. При этом доля индикатива в них стремится к нулю. То есть «истинность» или «ложность» в прямом фактическом смысле тут в большинстве случаев рядом не валялась. А вот что важно – так это сочетание манипуляции и самовыражения.

Если самовыражения больше, высказывание можно считать «искренним». Не истинным, не правдивым – а всего лишь искренним, то есть выражающим внутреннее состояние человека на данный момент.

Вот, кстати, пример такого высказывания:

Просыпаюсь с бодуна,
Денег нету ни хрена.
Отвалилась печень,
Пересохло в горле,
Похмелиться нечем,
Документы сперли,
Глаз заплыл,
Пиджак в пыли,
Под кроватью брюки.
До чего ж нас довели
Коммунисты-суки!


Ах, какому русскому мужчине не знакомо эта похмельная обида на весь мир, такой несправедливый, и особенно на «эту страну», и царящий в ней непорядок? Вот то-то.

Теперь, наконец, перейдём к «высказываниям великих о России». Братцы-кролики, любой человек, наговоривший и написавший много слов, ну обязательно выпалит что-нибудь этакое в раздражении. Это касается не только русских – у любого писучего литератора можно найти пару-тройку нелестных высказываний о его родине, народе, нравах и так далее.

Я даже не говорю о ситуациях, когда сохранять более-менее нормальное состояние ума трудно. Ну например. Розанов в «Апокалипсисе» написал много «больного и горького», и особенно про русский народ. Но всем нормальным людям понятно, что дело происходило в 1918 году, когда у людей буквально сносило крышу от ужаса и непонимания происходящего. Тут взвоешь и всё проклянёщь – не то что русский народ, но и мир, и Бога, и вообще всё на свете.

Что касается каких-то там ворчалок и пыхтелок русских писателей раньшего времени – да Боже мой, ведь из моих собственных текстов можно набрать такого, что при правильном монтаже может выглядеть вполне себе русофобски. А я ведь отмороженный русский националист, ага. Хоть вешай дисклеймер – «ничто из написанного мной не является русофобией и не может использоваться в русофобских целях». Но, чую я, на дисклеймер наплюют, если нужно будет.

Это не исключает того, что бывают и настоящие русоненавистники. Марина Палей и Михаил Юдсон, Яков Кротов и Валерия Новодворская, Чаадаев и Салтыков-Щедрин (ежели брать классику) – эти да, эти именно что ненавидят Россию и русских, ненавидят всем сердцем и всем сознанием, эта ненависть составляет суть всего того, что они говорят, пишут и делают. Но это совсем другая история. Там – «сорвалось с языка», а тут – живая душа всего творчества.

Однако ссылка на Юдсона или на Новодворскую не потрясёт обычного русского человека. Он, в общем, знает или догадывается, что это за птицы. А вот высказывание Толстого, который «почитаемый классик», может и задеть. Поэтому русским предъявляют Толстого. Или Пушкина. Даром, что у них на весь корпус текстов два-три высказывания, которые при желании можно истолковать «в этом смысле».

Но зачем на это вестись?

Для сравнения. У англоязычных авторов можно этакого найти больше, просто никто не ищет. А почему? А потому, что англичанина этим не проймёшь. Что, Олдингтон что-то там вякнул про сифилис и старую суку? И чего? Ну, снизим парню тиражи, выкинем из дискурса (наказывать за такое надо обязательно, это любому англичанину понятно), но ПЕРЕЖИВАТЬ по такому случаю не будем ни минуточки… Да что там Олдингтон. У нас вон классик Бёрнс, который старую добрую Англию честил в хвост и в гриву. А мы его в классики, в учебничек. Потому как надобно крепить Шотландию к старой доброй Англии, а писал он на английском. Очень хорошо. Разумеется, резкости в хрестоматию не войдут, но и скрывать их не будем. Шотландцы – они такие, чудаковатые… Ну и так далее: да мало ли кто чего говорил? Это же СЛОВА. Брань на вороту НЕ ВИСНЕТ.

Кстати, русская пословица. Раньше мы это понимали. А сейчас – ух ты, ах ты, все мы космонавты, Тургенев что-то там свистнул про непрекрасность отечества. Ой, да как же это мы после этого.

)(
Шотландец Бэрнс кроет Англию, что же в этом удивительного? Он крыл не свою страну.
А англичанам и на это было накласть. Подумаешь, крыл. "А мы его в книжечку".
Ну классиком-то он стал. До сих пор его стихи все поют под Новый Год. Но смысл не в этом - мало ли кто из иностранцев Россию ругал - вы же де Кюстина в ваш пост как пример не включили?
может они "сначала автора в могилу (умер в 37 лет, до сих пор спорят отчего), а потом можно и книжечку"?
Вариант, ага.
А продолжить аналогию-есть ли в англии фигуры величины чаадаева и салтыкова-щедрина и такого же градуса англофобии? А толстой или пушкин это для удивления только "и ты брут)"
Бернард Шоу?
Свифт?
Именно. Константин Анатольевич сам первый грешит переоценкой слов. Враги и кровавые палачи русского народа Петросян и Жванецкий))
"...Марина Палей и Михаил Юдсон, Яков Кротов и Валерия Новодворская, Чаадаев и Салтыков-Щедрин..."
Простите, я понимаю, когда о России пишут Чаадаев и Салтыков-Щедрин, но какое отношенье к России имеет помянутая Вами четвёрка гусскоязичных порядошных и одарённых подонков и мерзавок, рождённых в пределах бывшей черты оседлости? Вы бы ещё шендеровичей-политковских-латыниных и прочую мразь в качестве гласа русского народа назвали...
Глас не глас, а "Русские премии" они получают исправно. От соплеменников, но это дела не меняет.
А Вы их игнорируйте просто. При всей Вашей критике интернационального российского подхода в среде интеллигенции, очень странно как Вам самому не приходит в голову задаться элементарным вопросом типа "Почему меня должно интересовать что там пишет человек со странной фамилией Галковский?" Не говоря уже о вышеупомянутых одиозных личностях.
Будто Вы не знаете цену этим гусским пгемиям сами?
(Кстати, если у Вас ещё в списке место есть — предоставьте возможность не заполнять каждый раз каптчу. И спасибо Холмогоровой за книжки.)
Нет каптчи :)
Тода раба.
Что на древнееврейском означает благодарность.
Это предательский пост по отношению к прежнему фошисту Крылову, которого мы любим и ценим. Который не мог жить просто так рядом с русофобом Щедриным, у которого на вороту вис мутно-либеральный Пушкин.
Этот разворот дискурса, верно, произошел от программы похудания и воздержания. Вот так, сегодня сброшу килограмм, а завтра родину продам. Урок для всех истинных патриотов.
Наоборот, толстые фашисты умереннее, сравните Муссолини с Гитлером
Худой и подвижный Гитлер был круче на деле, зато толстый Муссолини намного жестче в выражениях: "Пусть у нас будет кинжал в зубах, бомба в руках и бесконечная ненависть в сердцах", "пассивность это смерть", и наконец очень актуальное, едросовское "фашизм правильнее назвать корпоратизмом, поскольку он есть соединение сил государства и корпораций."
Вот , и пока Константин был толстый, он тоже писал бескомпромиссные тезисы. Без этого разлагающего духа - мол, "все только слова", "люди погорячились".
Зато, можыд быть, теперь перейдет к Делу?
Надеемся и ждем, что Константин затмит не только Чадаева, но и Лимонова.
Вопрос: как вы оцениваете с точки зрения императивности либеральную пропаганду?
Старая сука и сифилис у Олдингтона.
Спасибо, сейчас поправлю.
Дык, какая формула-то получилась? Шубка-минет-шубка, или минет-шубка-минет?
Вообще эти обиды на русофобию. напоминаеют претензии коммунистов к фильму "И.Джонс и Хрустальный Череп" http://kprf.ru/rus_soc/57392.html

К сожалению, нет. Если бы Вы прочли текст на ссылке, то увидели бы, что "мы считаем ниже своего достоинства официально реагировать на низкопробную подделку" и "Питерское отделение Компартии занято сегодня куда более серьезными вопросами, впрямую касающимися жизни города и горожан".

Было бы неплохо, если бы обиды на русофобию действительно это напоминали.
Тут всё-таки с Салтыковым-Щедриным не всё однозначно. Когда русский человек ругает, скажем, своего проказливого ребёнка, это не значит, что он его ненавидит. Он не одобряет поведение ребёнка или некоторые черты его характера, а в целом желает ему стать лучше, потому и ругает. Даже когда не дюже умная жена пилит мужа словами вроде "неудачник", "ни на что не способен", это тот самый императив, а не приговор. Она просто хочет, чтобы у него наконец начало получаться "как у людей", но не собирается с ним разводиться, не желает поскорее стать вдовой. У Салтыкова-Щедрина то же самое, просто градус критики выше. Были и есть в русской жизни такие вещи и такие типажи, с которыми нельзя смириться. Щедрин, безусловно, знал, что и у англичан такое водится, и у прочих, но он-то был русским и жил в России, какое ему дело до англичан и прочих? Кажущаяся ненависть к русскому - просто следствие более острого восприятия и переживания по поводу того, что стыдно видеть в своём народе. Заметьте, в первую очередь он критиковал в чиновнике чиновника, а не русского человека. А вы его в русофобы закатали. Русофобы были и тогда - от тоски по своему, национальному не всегда принимали русское немцы, но там, по-моему, тоже была не ненависть, а именно неприятие черт русских, наиболее разнящихся с типично немецкими. Т.е. та русофобия всё-таки не была основана на ненависти.
Другое дело - у современной либеральной толерантщины. Тут идёт от сердца, от желчного пузыря, даже от прямой кишки. Тут сначала есть ненависть, а потом подыскивается такая черта русских, на которой эта ненависть наиболее ярко выразится. Это очевидно и не скрывается, даже выпячивается. Русские тут виноваты просто в том, что они русские, а не в каких-то мнимых или реальных пороках. Еврейская ненависть(а большинство русофобствующих всё-таки имеют отношение именно к этой нации) имеет какие-то другие корни, что-то сродни кавказской. Возможно, в основе обида за многие поколения своих предков, так или иначе предками современных русских ущемлённых, побеждённых, что навсегда оставило на целом народе некое лузерское клеймо, как им кажется, некий позор, который только кровью русских и можно смыть. У Щедрина критика русских осмысленна и аргументирована в той или иной степени, понятно, ЗАЧЕМ он это делает. А у либерастов очень часто вообще нет логики - одни эмоции через край. Они, похоже, винят русских в том, что они есть, что есть "эта страна", в которой их, либерастов, угораздило родиться.
Разница очевидна.
Я тоже недоумевала, как в этот скорбный список попал Салтыков-Щедрин, но раскрыть тему не могла - непонятно было, с какого края хвататься. Спасибо.
Имхо, "История одного города" - это вполне себе "Юдсон" того времени: дикая, бессмысленная и беспощадная ненависть к русским просто за то, что они русские. Начиная со сладострастного перечисления названий русских племён, и кончая отрезанными грудями и девицей Бланш Гондон. Это вот именно оно - "всё, всё тут проклято, а что не проклято, то я сам прокляну".
Мне кажется, что если бы Михаил Харитонов взялся писать историю России в виде истории одного города, то получилось бы что-то похожее.

Кстати, от одного раввина я слышал, что писатель Шолом-Алейхем - антисемит. Тогда я этого не понял, но познакомившись с иудейской литературой, увидел, что там противопоставляются все из себя святые праведники и разные злодеи (неправедные аиды, гои, иногда разные неодушевлённые обстоятельства типа стихийных бедствий), а у Шолом-Алейхема нет святых праведников, изображены негероические обыватели.

А возвращаясь к истории России - в ней было очень мало хорошего. Собственно, Вы сами писали в ЖЖ, что русский народ ещё не состоялся как народ. К Вам полностью относится фраза: "я люблю ругать свою страну и её народ, но не люблю, когда это делают другие". ;)
Надо будет перечитать как-нибудь. С юности не читано. А впечатления русоненавистничества не оставило.
Выше уже написали про Харитонова.
Не вижу, чем его Слабия со слабаками хуже Глупова с глуповцами.
"Даже когда не дюже умная жена пилит мужа словами вроде "неудачник", "ни на что не способен", это тот самый императив, а не приговор."

Нет, это как раз злостное подавление и желание причинить вред.
приучили советские русских мужчин терпеть оскорбления и унижения, огромную роль тут сыграл государственный феминизм.

и то, что вы пишете про детей - та же самая женская манера. а ведь известно, что вероятность того, что человек воспитанный матерью-одиночкой, станет психопатом или преступником, гораздо выше.
Как Вы считаете, какой народ был более ущемлён в Российской Империи - еврейский или русский? У евреев была черта оседлости - у русских было крепостное право.
Конечно, крепостное право серьёзно ущемляло русских. Серьёзнее, чем евреев - черта осёдлости. А к чему Вы об этом здесь?
Это я к тому, что не ругать Россию (как государство) русский националист не может. И мне странно, что К.Крылов ругает Салтыкова-Щедрина.
В принципе национализм и государственность - не взаимоисключающие вещи. Государство, при котором жил Щедрин, несмотря на крепостное право, было куда гуманнее того, что устроили потом большевики и их современные потомки представьте, что Щедрин написал бы о России при Троцком или Сталине, не говоря уже о путинских вертикалях. Это был бы не какой-нибудь сравнительно безобидный Чонкин неявного националиста Войновича). Но критика государства исходит всегда из какой-то идеальной модели, которая существует в воображении автора, из его представлений о том, что хорошо для народа и каким должен быть сам народ. И если реальное государство более-менее соответствует этой модели, то националист может и не ругать государство.
национализм и государственность - не взаимоисключающие вещи.
Только если правители государства ощущают себя частью народа. В феодальном государстве, разделённом на сословия, правитель выражает интересы сословия, а не нации, так что феодальное государство не м.б. националистическим. Вообще, национализм тесно связан с демократией и возможен только в обществе, где народ имеет доступ к рычагам управления.

Государство, при котором жил Щедрин, несмотря на крепостное право, было куда гуманнее того, что устроили потом большевики и их современные потомки
Очень спорный тезис: ведь большевики создали отличные системы здравоохранения и образования, чего при царизме сильно не приветствовалось.

если реальное государство более-менее соответствует идеальной модели, которая существует в воображении автора, то националист может и не ругать государство.
Согласен.
"Только если правители государства ощущают себя частью народа".
Иногда им приходилось ощущать ну, если не себя частью народа, то единство с народом. Во время войн с другими государствами, например. 1812-й, русско-турецкие... Это то, что является недостижимой мечтой современного режима, который всё никак не может использовать эффект маленькой победоносной войны, чтобы народ признал его своим. Тут дело ещё и в легитимности, мне кажется.

"Очень спорный тезис: ведь большевики создали отличные системы здравоохранения и образования, чего при царизме сильно не приветствовалось".
А в других странах и без большевиков создали отличное здравоохранение. Даже лучшее, чем большевики. Что было бы без большевиков в России, конечно, можно только предполагать, но, уверен, было бы не хуже, чем у других. Это большое заблуждение - думать, что большевики создали что-то такое, чего без них бы не возникло. Ну колхозы, ГУЛаг, ещё кое-какая специфика людоедская - это да, но действительно нужного они больше разрушили, чем создали. Вертолёт, телевизор и много чего ещё могло быть создано в России. Да и то что создано - скорее создано вопреки, чем благодаря. Пример - печальная судьба ракетоплана и его изобретателя.
Иногда им приходилось ощущать ну, если не себя частью народа, то единство с народом. Во время войн с другими государствами, например.
Народ ещё мог ощущать своё единство со страной, государством и правителем. А вот правитель никогда не ощущал своего единства с народом, спокойно жертвовал народом в ходе военных операций и никогда не предоставлял народу льготы в качестве награды за участие в войне.

Ваш пример войны 1812-го года очень характерен: после неё крепостное право не было ни отменено, ни даже ослаблено. Кстати, замечено, что реформы обычно происходят после военного поражения; а после победы правители считают, что всё делали правильно, и нефиг реформировать.

А в других странах и без большевиков создали отличное здравоохранение.
Другие страны просто намного богаче. Причина же богатства - в т.ч. в исторических условиях, в первую очередь - в том, что на их территории не было столь разрушительных войн. Штатам в отношении войн просто повезло: рядом нет сильных государств, поэтому после Гражданской войны 186*-х годов на территории США не было войн (если не считать захвата части территории Мексики; но на момент войны это была не территория США).

Это большое заблуждение - думать, что большевики создали что-то такое, чего без них бы не возникло.
Большое заблуждение думать, что без большевиков на Западе стали бы строить социально ориентированное государство.
"Народ ещё мог ощущать своё единство со страной, государством и правителем. А вот правитель никогда не ощущал своего единства с народом, спокойно жертвовал народом в ходе военных операций и никогда не предоставлял народу льготы в качестве награды за участие в войне".

Это Вам сам правитель о своих ощущениях рассказывал или предполагаете?
Жертвы в войне - дело естественное, главное, чтобы они были оправданны. Спокойно жертвовали людьми разве что большевики - тот же Жуков, например, загубил сотни тысяч солдат, которые, будь на его месте более способный полководец, могли бы остаться в живых. Да и невоенных жертв на их счету более чем.
Насчёт льгот народу Вы правы - победа в войне редко что меняет в жизни, хотя каждый раз люди на это рассчитывают. Единственный смысл участвовать в ней для народа - не быть захваченным другим народом, который уж точно не пощадит ни старых, ни малых. Тут либо жизнь без реформ либо не жизнь. Видимо, это идёт от древних войн, когда всех мужчин побеждённого народа истребляли, а женщин и детей брали в рабство.

"Другие страны просто намного богаче.Причина же богатства - в т.ч. в исторических условиях, в первую очередь - в том, что на их территории не было столь разрушительных войн..."
Богаче России до большевиков мало какая страна могла быть. Если иметь в виду богатство ресурсами, территорией и людьми. Если Вы имеете в виду богатство населения (уровень жизни), то и тут мы упираемся в большевиков как основное препятствие повышению жизненного уровня. В т.ч. потому, что не будь большевиков, война с Германией 1941-45 даже если бы и случилась, то не с такими тяжёлыми потерями для России. Царские генералы и кадровые офицеры воевали не в пример эффективнее.
Это Вам сам правитель о своих ощущениях рассказывал или предполагаете?
Я сужу по своим знаниям об истории войн. Ценность солдата определяется стоимостью его замены; в условиях неконтролируемой рождаемости основная часть цены замены - это обучение и оснащение солдата.

Чингиз-хан мобилизовывал в армию население захваченных территорий и гнал новобранцев на противника, ожидая, когда у того кончатся стрелы. После чего монгольские солдаты громили врага. Потери "десять мобилизованных солдат, чтобы спасти одного мнгола" считались оправданными. (Ссылку не дам - по рассказам одного товарища.)

Единственный смысл участвовать в ней для народа - не быть захваченным другим народом, который уж точно не пощадит ни старых, ни малых.
В феодальных войнах мирное население никто не истреблял, особенно если рассчитывал владеть захваченной землёй. Геноцид характерен для войн, в которых один из народов ищет себе территорию для проживания; например, в Африке до появления белых плдемена так и воевали, а работорговци подарили побеждённым щанс выжить - за свой счёт везли в Америку и там сразу трудоустраивали.

Видимо, это идёт от древних войн, когда всех мужчин побеждённого народа истребляли, а женщин и детей брали в рабство.
Когда победитель и побеждённый исповедуют одну религию (или хотя бы ветви одной религии), такого обычно не бывает.

Богаче России до большевиков мало какая страна могла быть. Если иметь в виду богатство ресурсами, территорией и людьми.
Вы забываете, что территория России хоть и большая, но очень холодная; =>, урожайность весьма низкая; =>, плотность населения мала. Так что если царь и мог собрать ресурсы, сравнимые с ресурсами западной страны, то население России всегда было беднее населения западных стран.

Если Вы имеете в виду богатство населения (уровень жизни), то и тут мы упираемся в большевиков как основное препятствие повышению жизненного уровня.
Может, Вы мне расскажете, как благоденствовало население при царях?

не будь большевиков, война с Германией 1941-45 даже если бы и случилась, то не с такими тяжёлыми потерями для России.
Это смотря что понимать под "большевиками". Будь вместо Сталина Троцкий, СССР воевал бы намного эффективнее.

Царские генералы и кадровые офицеры воевали не в пример эффективнее.
Не смешите мои тапочки: Крымскую вройну Россия свела вничью благодаря победам над Турцией в Закавказье; Японскую и Первую Мировую вОйны продула вчистую.

Да, и в Японскую и Первую Мировую вОйны противники России стремились дестабилизировать обстановку внутри России путём поддержки революционеров; и это им удавалось. Ну так это - тоже часть войнЫ.

Но и без этого царские генералы воевали довольно плохо. Всё потому, что продвижение по службе определялось не столько талантами, сколько происхождением.
"Я сужу по своим знаниям об истории войн".
Тогда Вы должны знать, что в случае с Чингиз-ханом мобилизованное население не являлось одним с монголами народом. Какое ж там единство? А у русских и других европейских народов правитель даже другой (по рождению) национальности становился своим.

"В феодальных войнах мирное население никто не истреблял"
Речь не о войнах "Васька Кривой vs Васька Тёмный", а о войнах против других народов. Насчёт религиозной составляющей полностью согласен. Хотя в войнах поляков с украинцами всякое бывало.

"России хоть и большая, но очень холодная; =>, урожайность весьма низкая; =>, плотность населения мала."
Нормальная она и по климату, и по урожайности. А уж по по плотности населения к началу XX в. тем более была благополучной - Столыпин даже расселять собирался за счёт государства. Я имею в виду темпы роста экономики России в начале ХХ века. Как только начала сказываться отмена крепостного права и развитие рынка, Россия стала стремительно богатеть. Возьмите хотя бы условия жизни (уровень доходов) рабочего какой-нибудь мануфактуры (фабрики, завода) в 1900-х и сравните с уровнем жизни рабочего при Сталине-Хрущёве-Брежневе, при царе рабочий получал больше (в пересчёте на покупальскую способность), а ведь это было только начало российского капитализма, которому не дали развиться.

"Будь вместо Сталина Троцкий, СССР воевал бы намного эффективнее."
Это Вы про "трудармии"? Про осуществление великой еврейской мечты - захват чужими руками всего мира? Сомневаюсь, что идеи Троцкого вообще были жизнеспособны. Скорее всего, кончилось бы величайшим еврейским погромом и возвратом к самодержавию.

"Крымскую вройну Россия свела вничью благодаря победам над Турцией в Закавказье; Японскую и Первую Мировую вОйны продула вчистую."
Насчёт первой мировой не могу согласиться - к 1918-му оставался один шаг до капитуляции Германии, Брестский мир подписали большевики, а не Россия. Кроме того, в войнах и с Японцами, и с немцами слишком велик интендантский фактор (военные поставки, снабжение, непомерное задирание цен на всё для армии), в это время именно еврейский капитал захватил ключевые позиции в снабжении (Февральская революция началась с искусственных перебоев в поставках продовольствия в Питер) и армии, и столицы. Царь, безусловно, был слабым звеном России, поскольку не занимался государством. Но это было именно слабое звено, а не причина.

Согласен, что события в России заставили Запад быстрее двигаться в социально ориентированной политике, однако и без этого движение в этом направлении было ощутимым и неизбежным. А в России оно было даже более интенсивным и имело лучшие перспективы - как раз из-за некоторой рискованности земледелия (в Поволжье) и быстрого роста благосостояния населения.

Кстати, классовый подход к назначению командующих и высших офицеров не всегда плох для страны: потомственные военные надёжнее талантливых самородков, которых, разумеется, надо отыскивать и продвигать. Ну так и самородки были - Скобелевы, например. Никого же не смутило, что первый Скобелев - из крестьян. Думаю этот вопрос тоже шёл к урегулированию - самодержавие двигалось к конституционной монархии, а сословные рамки становились всё более проницаемыми. Отмена черты оседлости и лимита на места в гимназиях и ВУЗах, кстати, сыграли и отрицательную, если не роковую, роль для России.
в случае с Чингиз-ханом мобилизованное население не являлось одним с монголами народом.
Открою Вам тайну: в феодальном обществе отсутствуют браки между сословиями, так что правители и народ составляют разные нации.

у русских и других европейских народов правитель даже другой (по рождению) национальности становился своим.
В России варяги пришли к власти при пособничестве местных колаборационистов. Потомки варягов и колаборационистов образовали правящий класс, а народ был в качестве военной добычи.

Речь не о войнах "Васька Кривой vs Васька Тёмный", а о войнах против других народов.
Феодальная война ведётся между феодалами. При этом никто не заботится о местном населении и не пытается уменьшить число жертв; но и намеренного истребления местного населения не происходит. Местное население - как муравьи: их можно использовать, но незачем тратить на них силы.

Нормальная она и по климату, и по урожайности.
Посмотрите на температуры.

Столыпин даже расселять собирался за счёт государства.
Это всего-навсего означает, что население превысило лимит по урожайности. Независимо от того, каков этот лимит.

Возьмите хотя бы условия жизни (уровень доходов) рабочего какой-нибудь мануфактуры (фабрики, завода) в 1900-х и сравните с уровнем жизни рабочего при Сталине-Хрущёве-Брежневе
В те времена и инженеры, и рабочие получали довольно много, т.к. и тех, и других было мало.
"Открою Вам тайну: в феодальном обществе отсутствуют браки между сословиями, так что правители и народ составляют разные нации".

В феодальном обществе браки между сословиями случались. Но даже если их и не было, сословие и нация - не одно и то же. Правители и народ были чаще одной нации.

"В те времена и инженеры, и рабочие получали довольно много, т.к. и тех, и других было мало."
Их было столько, сколько требовалось развивающейся промышленности. И получали они по мере роста численности рабочего класса всё больше, а не меньше, на многих фабриках и заводах строилось ведомственное жильё для рабочих, больницы, церкви, школы и училища. Это тенденция, свойственная любой здоровой и растущей экономике, какой и была тогда экономика России. Без большевиков Россия обошлась бы прекрасно.

"Я про управление армией (боевой), в т.ч. про отношение к технической оснащённости."
Только не говорите, что техническая оснащённость российской армии началась с Троцкого.

"Троцкий не был евреем. По кр.мере, не считал себя таковым, =>, не был."
А кем же он был? Русским? Англичанином? Эфиопом? Мало ли кто себя кем не считает... И когда он деньги брал на революцию у еврееы из США(банкиров), тоже говорил им, что он уже не еврей?

"Они были реализованы Сталиным и доказали свою жизнеспособность."
Идеи Троцкого сильнео отличаются от социализма по Сталину. Трудармия и колхоз - разные вещи. Хотя что-то Сталин и мог заимствовать, не спорю. В любом случае и то, и другое было во вред России.

"Каким образом, если действовала черта оседлости?"
Её практически не было. Стоило еврею креститься (нередко для виду) и он получал равные с русскими права, хотя и не терял связи с соплеменниками. Было много евреев в купечестве, даже 1-й гильдии, в интеллигенции - т.е. с образованием проблем не было. Такие евреи назывались выкрестами.
"К тому же почему в США и в Европе еврейский капилтал работает на страну, а в России (по Вашим словам) - против страны?"
Еврейский капитал работает сначала на евреев, а потом уже на страну. Против России работал не только еврейский капитал, но и он в том числе. Бурный рост экономики, быстрая модернизация флота после поражения в русско-японской напугали многие правительства. Россию, видимо, решено было притормозить коллективно. Эти планы совпали с чисто еврейскими планами захватить страну как площадку для будущего захвата мира. По-моему, такая версия заслуживает и Вашего внимания. Во всяком случае, против неё я аргументов не вижу.
Если же Вы верите, что большевизм был вековой мечтой русского населения, то попробуйте объяснить, почему ещё и в 1930-х большевики вынуждены были жесточайше, применяя даже химическое оружие, подавлять крестьянские восстания. Это была настоящая еврейско-коллаборационистская оккупация России. Как раз тот вариант, который Вы приводили: народ одной национальности, власть - другой.

"Кто мешал капиталистам по окончании WW1 загнать народ в стойло, благо лучшие погибли на фронтах?"
Вы о каких капиталистах? На Западе народ уже давно не был "в стойле".

""первый Скобелев - из крестьян"

Википедия говорит: из профессиональных военных нижнего чина."
Однодворцы тоже крестьяне: "Однодворцы в Российской империи — категория государственных крестьян (до 1866). Фактически занимали промежуточное положение между дворянами и крестьянами." (Та же Википедия говорит).

"Николай Второй ненавидел конституцию."
Это не мешало ему согласиться на её принятие - время диктовало такую необходимость.

"При этом царское правительство всеми силами препятствовало переселению евреев в Сибирь."
А они так туда рвались? Нефть манила?

"Про "лимита на места в гимназиях и ВУЗах" я вообще не понял."
Для некрещёных евреев существовал лимит мест в гимназиях и ВУЗах - не более 3%, если не ошибаюсь. Не исключено, что царская власть так пыталась избежать исполнения пророчества монаха Авеля о том, что евреи захватят власть в России.
Это Вы про "трудармии"?
Я про управление армией (боевой), в т.ч. про отношение к технической оснащённости.

Про осуществление великой еврейской мечты - захват чужими руками всего мира?
Троцкий не был евреем. По кр.мере, не считал себя таковым, =>, не был.

Сомневаюсь, что идеи Троцкого вообще были жизнеспособны.
Они были реализованы Сталиным и доказали свою жизнеспособность.

Насчёт первой мировой не могу согласиться - к 1918-му оставался один шаг до капитуляции Германии
Ещё до начала WW1 германский генштаб знал, что выиграть войну на два фронта невозможно. А когда не удалось разгромить Францию, поражение стало неминуемым.

в это время именно еврейский капитал захватил ключевые позиции в снабжении
Каким образом, если действовала черта оседлости?

К тому же почему в США и в Европе еврейский капилтал работает на страну, а в России (по Вашим словам) - против страны?

Царь, безусловно, был слабым звеном России, поскольку не занимался государством. Но это было именно слабое звено, а не причина.
Причина была в сословном делении общества. И царская должность была одной из составных частей сословности.

события в России заставили Запад быстрее двигаться в социально ориентированной политике, однако и без этого движение в этом направлении было ощутимым и неизбежным.
Обосновать это мнение можете? Кто мешал капиталистам по окончании WW1 загнать народ в стойло, благо лучшие погибли на фронтах?

классовый подход к назначению командующих и высших офицеров не всегда плох для страны: потомственные военные надёжнее талантливых самородков, которых, разумеется, надо отыскивать и продвигать.
В каком смысле надёжнее? Преданнее режиму? Ну да - тупицы всегда преданнее начальству, чем талантливые самостоятельно мыслящие люди.

Талантов не надо отыскивать и продвигать - достаточно дать им право продвигаться и равные возможности претендовать на должности.

первый Скобелев - из крестьян
Википедия говорит: из профессиональных военных нижнего чина.

самодержавие двигалось к конституционной монархии
Николай Второй ненавидел конституцию.

Отмена черты оседлости и лимита на места в гимназиях и ВУЗах, кстати, сыграли и отрицательную, если не роковую, роль для России.
Неуспех Японской войны был обусловлен в т.ч. нехваткой населения на вотоке страны. При этом царское правительство всеми силами препятствовало переселению евреев в Сибирь.

Про лимита на места в гимназиях и ВУЗах я вообще не понял.
«…князь Спиридон Юрьевич в своё время представлял тип патриарха-помещика, который ревниво следил за каждым крестьянским двором… Князь считал себя ответственным не только перед крестьянином, но и за крестьянина… И затем, когда убеждался , что у всех мужиков имеется полный штат живого и мёртвого инвентаря, когда видел, что каждый мужичок выезжает на барщину в чистой рубахе, то радовался…
Реформа подействовала на него так оглушительно, что казалось мозги его внезапно перевернулись вверх дном… В нём созрела странная мысль: отдать имение в аренду еврею и поселиться в городе. Ему почему-то казалось, что еврей лучше, нежели всевозможные стрикулисты, сумеет отомстить за него; что он ловчее вызудит запутавшийся мужицкий пятак, чище высосет мужицкий сок и вообще успешнее разорит то мужицкое благосостояние, которое сам же он, князь Рукосой, в течение столь многих лет неукоснительно созидал.
Еврей сыскался… Наружность Лазарь имел очень приличную. Это был еврей уже культивированный, понявший, что по нынешнему времени, прежде всего, необходимо освободиться от еврейского облика. Явился он в Благовещенское в щёгольской гороховой жакетке, в цветном галстуке, с золотым пенсне на носу, коротко подстриженный и без малейшего признака пейсов. Он скромно именовал себя русским Моисеева закона…
Человек он был молодой, с пунцовыми губами, пухлыми руками, с глазами, выпяченными, как у рака, и с некоторой наклонностью к окружению брюшной полости… Когда он говорил о мужичке, то в углах его рта набивалась слюна, которую он очень аппетитно присасывал.
Еврей не дремал: рубил леса, продавал движимость, даже всех крупных карасей в пруду выловил…
Когда мы приехали в Благовещенское, в нём не осталось уже и следа прежней зажиточности. Избы стояли почерневшие, покривившиеся, с полуразрушенными дворами, разорёнными крышами и другими изъянами…
Лет пятнадцать назад здесь рос отличнейший сосновый лес, но еврей-арендатор начисто его вырубил, а со временем надеялся выкорчевать и пни, с тем, чтобы кроме мхов, ничего уже не осталось.
Молодой князь неоднократно грозился «обревизовать ЖИДА». Но Ошмянский всегда своевременно узнавал об этих угрозах и для предупреждения опасности отправлялся самолично в Петербург. Там он очень ловко пользовался денежными затруднениями молодого человека и за ничтожные суммы получал у него разрешение на продажу лесов…
Он уже был сыт по горло, и даже сам нередко мечтал пуститься в более широкое плавание, но оставалась ещё одна какая-то невырубленная пустошонка, и он чувствовал смертельную тоску при одной мысли, что он выскользнет из его рук…
«Я бы и парк вырубил… - говорил он. – Какие деревья – дубы, лиственницы, кедры есть! - сколько тут добра! И вот всё пропадает задаром».
О восстановлении иудейского царства он не мечтал: слишком был для этого реалист. Не мог даже вообразить, что он будет там делать».

(Салтыков-Щедрин. Избранные сочинения. М., 1954. С.461 – 469).
http://forum.17marta.ru/index.php?topic=2355.0
Еврей делал то, на что его толкал хозяин. Если бы хозяин требовал обустроить поместье, то еврей бы обустраивал поместье.

Кстати, я не понял, кому таким образом мстил князь. Похоже, он подгадил себе и своим наследникам.
а Просветитель Иосифа Волоцкого, написанный в конце 15 века вы не учитываете потому, что это не литературное произведение, а богословский труд?
Да. Потому что говорю именно о литературе.
Большинство (даже среди разумных) людей ринулись доказывать, что все написанное фейк (возможно, даже заброшенный спецслужбами Грузии, ага). Кое-где этот фейк действительно нашли. Та же процитированная фраза Павлова чересчур безграмотна для такого специалиста.
Но это все было мимо.
И только у вас получилось попасть в цель :-)
Реакция на одну строчку из стиха у меня была мнгновенной, как у "павловской собаки"; условный рефлекыс рускаго ума, хуле

"Отвалилась печень"?!
Не беда, ХУЙКОМ излечим
Это не исключает того, что бывают и настоящие русоненавистники

Чаадаева из этого списка я бы все же исключил. Это уж скорее такой "розановский" вариант. А во многом он был близок и к московским славянофилам, которые - на мой глубочайше субъективный слух - почему-то кажутся мне предтечей теперешних русских националистов.
Самарин - безусловно. Его "Письма из Риги" - первый в России собственной националистический текст.
уместно ли здесь писать О БТ...
Но вот о Щедрине кто то написал же.
Не знаю есть ли в сети дайджест БТ,но он многое объяснил бы в этой куда более чем сложной тематике русской литературы,чем эти "невинные "цитатки.
И уж известный юдофил и русофоб Соловьёв много что поганого говорил.
Соловьёв - это погань исключительная, матёрая. Это человек, который всю жизнь сознательно разрушал русский ум. Чего стоит его усилия по уничтожению репутации Данилевского (действительно великого мыслителя)? Финальное "шма исраэль" - это уже так, завершение творческого пути.

Но я его не упоминаю, просто потому, что литератор он был посредственный. Единственное, что в его творчестве ценно - это юморок, стишки про крокодила и особенно "Белая Лилия". Где он глумится, в том числе, и над собой, своим жизненным путём, служением англичанам и прочими ему известными обстоятельствами.
<юморок, стишки про крокодила и особенно "Белая Лилия

Этого не читал.Спасибо,просвещусь;)
На Крылова можно тоже посмотреть таким галковским глазиком, с кусочком изестного зеркала. "Погань исключительная, матерая. Всю жизнь посвятил дискредитации русского национализма. Литератор посредственный, но завистливый и амбициозный, он выступал под множеством псевдонимов и нашел себе крышу у гебистов, при том глумясь над ними под личинами пердунов и жидов.
а если на балайкина глянуть галковским взглядиком?
якобы с австралии
якобы журнал-сайт
якобы
Галковский сам лично таких дешёвых выпадов не устраивает(кто старое помянет тому два глаза вон)и я думаю- в балайкиных не нуждается.
<Национализм и управление государством несовместимы. Национализм - занятие праздного, сытого и самодовольного человека.(C)Балалаев из его ЖЖ

Батенька вы лучше того.что умеете.БалаЛАйте!

Anonymous

August 3 2009, 07:19:57 UTC 10 years ago

http://varjag-2007.livejournal.com/998702.html
Заметила вот... когда ты упоминаешь реакцию агнличан на Олдриджа и Бернса, это имеено что реакции власти. (Ну там, вставить в учебник, не дать премию). Говоря о реакции русских, ты упоминаешь простых обывателей. Интернет-юзеров, в данном контексте. А к чему это я? Павлов был по сути прав, только из этой цитаты надо убрать отсылки к русским. _Люди_вообще_ склонны больше реагировать на слова и тон, которым эти слова сказаны, чем на действия. Чтобы строить своё поведение иначе, нужны сознательные усилия, определённая привычка, если угодно. Кстати, именно эта привычка отличает полноценно взрослого человека от всяких "игроков по Берну". Последних, как известно, больше.
Могу продолжать расрывать тему в разных аспектах, но времени мало (гуляю с сыном весь день как маньяк), а ты хорошо читаешь метасообщения.
Евреи напирают на склонность русских к "вере слову" потому что у них мания величия - они считают себя Великими Манипуляторами, якобы способными вербально управлять русским интеллектуальным "медиумом". С англичанами у них совсем ничего не вышло, а вот с русскими коммунизм получился. Правда с 37-го всё пошло не по плану, но они всё ещё надеются...
-а про основоположника - русоненавистнечества,(или сионизма?_или того и др.-симбиоз?) -- владимира(?таки имя та получил местечковый!)жаботинского?--кстати -в инете невозможно найти ни одного стиха жаботинского в последнее время осенённого "любовью"к россии и русским?--может кто хоть какие ссылки дать?-это ж кладезь еврейской ненависти к русским,животной--похоже новодворсайя на этом воспиталась

Deleted comment



Это интернет. Все что вы можете представить, то существует в интернете
Шедрин у Вас в такой компании оказался, что невольно "рука потянется к перу..." Конечно, он не нуждается в защите и опрадании. Возможно, имеет место недопонимание Вами чувств, им двигавших. Кратко - ревность, та самая, которая, по Флоренскому, есть одна из сторон любви, продолжение истинной любви. Вы увидели только эту сторону, а потому, очевидно, не поняли, что это - именно сторона любви, а не сторона ненависти.
*
И ещё, частность. Вы уже не впервые употребляете написанное кириллицей слово "дисклеймер". В том же смысле уместно, думается, было бы употребление слова отсекатель (или отсечка). Тема для Тихогрома, но мне писать туда было бы неуместно, поскольку слово "дисклеймер" употреблено Вами.
А по-моему, очень уместно. Я что, священная корова с большими сиськами, чтобы меня не поправлять? :)
Дисклеймер лучше всего было бы перевести как "оговорка"
Да, это неплохо, но следует заметить, что это лишь один из видов оговорки. В данном случае уместно подчеркнуть отстранение автора от некоторых трактовок сказанного им, собственно - отсечение этих трактовок.
Никто лучше Щедрина (из современников) про русских не писал. Такштаненада.
так точна таварищаппрапорщика!
А давайте - дайте мне имя писателя, современника Щедрина, который лучче чем Щедрин отписался по теме. Например, кто из современников лучче Щедрина описал русского офицера? Или кто проявил больше сочувствия к русскому деревенскому священнику, чем Щедрин, у? Иначе, рискуете пополнить собой ряды бессмысленных флудеров :)
офицера -Лев Толстой-война и мир.казаки,севастоп.рассказы.анна каренина.два гусара.
чехов о священнике-названия не помню.
Там правда -ж и з н ь.
Чехов может и лучче, но позже, а Толстой может и вовремя, но хуже. Я ж просил, - "Дарья Петровна, я же просил" (с) - лучче и современника :)
Впрочем, не вы первый и не последний, кто не может осилить ответ.
Николай Лесков
Лесков... Лесков - умный и в меру ироничный; дар таких людей в том, что они смягчают нравы и мнения, но, увы, не ломают общего представления.
Вывод: avt380 неправ, утверждая, будто Лесков больше в теме, чем Щедрин. Если avt380 считает, что неправ я, то пусть благоволит привести пример из Лескова, пример, по которому всякому стало ясно, что снисходительный Лесков лучше честного Щедрина.
Интересно, а почему вы считаете Лескова снисходительным по сравнению с Щедриным?
У него картина русской жизни при всей иронии показана намного более реалистичней
и потому imho воспринимается сильней.
Смягчая, при письме, отношение к человеческим недостаткам, и правда, можно добиться "более реалистной" картинки; зато "доброе слово" от жёлчного и саркастичного писателя имеет ещё большее отношение к реальности.
ИМХО недостаток Щедрина - картинка реальности у него очень уж однобока, почти все пороки он производит от гиперболизированной глупости.
Порок-то сам по себе - крайность. Довести эту крайность до абсурда литературными средствами - действенное средство противостояния порокам. Точнее, было действенным средством в XIX веке. В наше время технология доведения до абсурда усовершенствовалась настолько, что практически любое событие и явление, а не только порок, можно походя гиперболизировать до полного маразма... только вот Щедрин тута не-при-чём, в его время это ещё вполне работало, плюс (как там чуть ниже сказано) у Щедрина неизбежность гиперболизации многократно и тонко обоснована.
Пороки - это не крайности, а вполне обыденность. Чем Лесков vs Щедрин сильнее - у него вся мерзость жизни именно обыденная и поэтому вам видится, что он нравы смягчает. ИМХО именно "житейскость" зла по-настоящему и делает его страшным.
Ну, положим, пороки обыденны только до тех пор, пока не явится некто подобный Щедрину, и не выставит их на позор или посмещище. Тут, правда, есть заковыка: на улице таки XXI век - объявить пороком можно всё, что угодно, а уж парочка хорошо подготовленных клоунов доделает остальное. Однако и подход Лескова не так уж силён в сложивщихся обстоятельствах как может показаться на первый взгляд - унылой, мерзостной и тоскливой сейчас принято изображать вполне-себе нормальную жизнь.
Щедрин вообще про русских не писал. Он просто блевал на бумагу желчью, потом ею рисовал человекообразные фигурки. Поскольку же русских научили формуле "чем гаже написано, тем ближе к правде", то Вам кажется, что Щедрин "ну просто глаз-алмаз". Аберрация оптики понятная, но прискорбная.
Щедрин категорически логичен, а его желчные высказывания поддерживает мощная и ювелирная аргументация, причем повторяющая многократно и многообразно. Практически каждое его "замечание" сопровождается напоминанием о том, что речь идёт не о нормальном состоянии вещей, а о местности, которая "подверглась щучьему р-раззорению", как сказали бы сегодня местности закатанной в асфальт бюрократической машиной и произволом местных элит. Я не припоминаю даже одной строки из Щедрина где бы осмеивалось или подвергалось сомнению желание русских учиться, работать или вершить некое филатропическое дело, иначе, приносить пользу ближним в меру сил и возможностей. Что же до человекообразности - то массово наслаждаться человечностью аферистов, мздоимцев, патологических садистов, мрачных психопатов, игривых самодуров и прпрпр. нас приучила литература ХХ века; Щедрин же писатель из века ХIХ.
Вы уж простите за повторение, но очень любопытно стало - почему рассказ про Слабию и слабаков - не блевание желчью, а про Глупов и глуповцев - блевание?

(По мне - оба талантливы, написаны неравнодушными людьми и не врагами России).

Anonymous

August 3 2009, 14:33:38 UTC 10 years ago

Что написано пером, того не вырубишь топором.
Проведём эксперимент? ;-)
Сколько гадостей и просто критических замечаний было написано различными выдающимися людьми про евреев. Много, очень много. Один Генри Форд чего стоит.
А еврейский народ спокойно поплевывает на "гавканье разных там гоев".
Как это ни удивительно, но вот это слишком бережное отношение к словам и идеям как раз общая черта евреев и русских. Англи-саксы относятся к словесным текстам гораздо прохладнее.
А еврейский народ спокойно поплевывает на "гавканье разных там гоев".

Еврейский народ по-другому конечно реагирует, но не то чтобы спокойно.
Вот тут недавно один человек проехал по Америке, потом описал свои впечатления. Не очень лестные, но сугубо личные впечатления, вот и всё.
Ой-вей, шо тут таки началось. Весь Брайтон Бич слюной изошёлся.
7(семь!) постов гневной отповеди накатал оскорбленный в лучших чувствах, начиная с этого http://arbat.livejournal.com/262090.html и дальше.
В комментах избранный народ бурно негодуе: "Искаженный микропленкой, ГУМ стал маленькой избенкой, И уж вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ!"
Сами американцы, кстати, очень спокойно и равнодушно относятся к тому, что их кто-то критикует. Ответ простой - Не нравится тебе в Америке - бери чемодан и уезжай.
Когда негры (в первую очередь Мартин Лютер Кинг) требовали себе прав, никто им не предложил уехать обратно на историческую родину - наоборот, перед ними прогнулись. И мусульманам, которые желают жить в США (в Европе тоже, но мы не о Европе) по собственным законам и плевать на законы государства, никто не рекомендует уезжать из США. (Кстати, множества "негры" и "мусульмане" сильно пересекаются. Но в данном контексте это неважно.)
Перед гражданами России никто в США особо не прогибается.
Тогда, значит, надо уточнить: одним людям (в зависимости от нации) говорят "не нравится - езжай отсюда", перед другими прогибаются.
Обратите внимание каким образом дичь воспринимает снисходительность со стороны gentile society (джентльменского общества). "Прогнулись"! Только прогнулись! Воспринимают только как проявление слабости. Это очень важно понимать и всегда помнить об этом, если хочется сделать кому-то из них что-то хорошее, прогнуться то есть.
еврейский народ спокойно поплевывает на "гавканье разных там гоев".
Я бы так не сказал: евреи крайне резко и нервно реагируют на антиеврейские наезды.
Ругать свою страну может каждый гражданин ее.
И изображать в гротескных видах.
Этого и Пушкенд не стеснялся.
Вот Вы же, Константин, иногда ругаете чиновников и "эрефию" - чем это занятие лучше?

А ставить во всем в пример иностранцев только за их иностранщину и призывать их порулить на территорию России - как завывал тов. Чаадаев-Смердяков - вот это уже совсем другое дело.

PS Опять же чуйство юмора и сочный язык племени урусов - за это лично я Салвткова-Щедрина очень даже уважаю.
вы ж не русский, судя по фамилии. так какого черта рот раскрываете по этой теме?
Обсуждать этот вопрос я предпочитаю с русскими.

Какая разница, что написано. Вы можете писать что угодно, думать что угодно. Это не имеет значения. Потому главное это действия.
Думаешь русских волнует мнение всяких полуграмотных овцеёбов вроде тебя?
С Чаадаевым и Салтыковым не всё так однозначно.
К примеру http://www.utoronto.ca/tsq/15/toropygin15.shtml
Собственно, по ссылке смотреть следует только последние пять абзацев - предшествующий (чисто исторический) текст вас вряд ли заинтересует
Напишите пост на родственную тему: о русской склонности в онлайн-дискуссиях пользоваться хлесткими фразами вместо аргументов и верить чужим таким же хлестким фразам. И вообще о неумении отличать работающий аргумент от неработающего. Почему-то я все время на это налетаю, вплоть до того, что с русским же человеком оказывается более продуктивно спорить по-английски.
Интересно. А, скажем, "Слово о законе и благодати", "Поучение Владимира Мономаха" и другие произведения XI-XII столетий русской литературой не считаются? Почему?
По формальному признаку - это не худлит. Это не значит, что у них нет литературных достоинств, конено, но это не художественная литература.
Правда, в вашем исходном посте не уточнялось, что имеется в виду исключительно художественная литература ... А если так, "Слово о полку Игореве" вы тоже к таковой не относите? Какой же формальный признак тут используется?
Не хочу связываться с темой "Слова", если честно. Но даже если оно подлинное (что вполне возможно), в литературный оборот оно введено в 1800 году, и только тогда оно и стало фактом русской литературы. А вот "Житие" - читаемое произведение с момента написания, тут прямая традиция.
Да я, собственно, не настаиваю.
Только лишь силился постичь критерии, по которым вы отделяете худлит от всего прочего, при этом так запросто отсекая шесть столетий русской литературы, предшествовавших Аввакумову "Житию", как не бывшие. Признаться, так и не сумел.