Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

О "психологическом триллере" (банальщина, но пусть будет)

Как-то мне не работается, не пишется и даже не думается ни о чём полезном. Но спать не хочется тоже. Поэтому займусь-ка я упорядочиванием всяких старых мыслей на разные темы.

Вот сейчас я, пожалуй, напишу о психологическом триллере. Не то чтобы что-то очень новое, но.

В девяноста, что-ли, пятом году один мой хороший знакомый, прирабатывающий продажей видеокассет, делился со мной секретами ремесла. В частности, объяснял, как продавать фильмы с насилием.

- Ну смотри, - говорил он, запихивая в сумку очередную партию товара. – Всё зависит, скока в кине трупешников. Если гора, тысь правда крутая лента, так и говорим: бля, это реальный пиздец, груды черепов, берите сразу. Если жиденькое кинцо, трупака на три, на кассете пишем «супербоевик». Если два трупака – пишем «крутой боевик». Если совсем говно и труп один – просто «боевик» без уточнения.

- А если трупов совсем нет? – спросил я.

- Психологический триллер, - не думая, ответил знакомый. – Такое тоже хавают.

Это, конечно, взгляд очень варварский и не очень верный. Но тем не менее, нечто он ухватывает. Потому что идеальный психологический триллер как раз этой самой формуле и соответствует: это такое произведение (фильм ли, книга ли – неважно), в котором трупов нет совсем, но эмоций читатель (или зритель) получает столько, как будто там этими самыми трупами вымощен каждый кадр или каждая страница.

Повторяю, это в идеале. Большинство психологических триллеров куда жиже по консистенции, так что приходится нагонять гущу трупами, кровищей, всякими разными тошными сценами и прочими такими вещами. Но ИДЕАЛ – это именно что «никого так и не убили, но страшно было очень».

За счёт чего сознаётся, в таком случае, страх? За счёт нагнетания угрозы. В триллере, особенно «психологическом», всё построено на том, что вокруг главного героя медленно и зловеще сгущаются обстоятельства, ведущие к неминуемой и ужасной гибели. Ещё лучше – если он движется к ней сам. Символ «психологического триллера» - самоуверенный слепец, бредущий к краю пропасти.

Разумеется, ужас надо нагнетать постепенно. Более того, тут есть последовательность: что-то происходит сначала, что-то потом.

Как правило, герой с самого начала оказывается в тяжёлой ситуации: он ТЕРЯЕТ СЕБЯ. Ну или какую-нибудь ЧАСТЬ себя. Пытаясь эту часть вернуть, он и идёт к той самой пропасти, где его ждут всякие ужасы.

Интересно, что именно считается «частью себя». Самый банальный вариант – потеря памяти (современный западный человек отождествляет себя именно с памятью, а не, скажем, с волей или хотя бы вкусами-предпочтениями). Отсюда толпы страдающих амнезией, плотно заселивших множество романов и фильмов на эту тему. Но поскольку приём банален и приелся, приходится довольствоваться меньшим. Одна из самых распространённых тем – утрата семьи, детей, любимой женщины или любимого мужчины. Мужчина, от которого ушла жена, или женщина, только что расставшаяся с любовником – обычные герои психологических триллеров. Свежеразведённые мужики там через каждого второго идут.

Также годится неожиданное и несправедливое увольнение, разорение и всё такое, но это уже слабовато: к таким вещам западный человек должен быть готов хотя бы на словах. Ужас, конечно, но не ужас-ужас.

Но вот что пугает по-настоящему – так это СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ, вольное или невольное: соучастие отнимает у западного человека очень важную часть его самости – уверенность в своих правах. Например, очень страшно оказаться подозреваемым в чём-нибудь, да ещё и с какой-нибудь опасной уликой на руках – это ой. Особенно если дополнительно пугает сама улика. Девушка перепутала чемоданы, открыла чужой, а там – отрезанная рука, пистолет и пачка долларов. Девушка перепугалась, побежала, а за нею раки на хромой собаке агенты, полицейские и ещё какие-то странные типы, коленочки зды-зды, зубки дзы-дзы, жуууть.

Смотрим дальше. Потерять часть себя – уже приятного мало. Но ещё ужаснее узнать, что есть какая-то другая часть тебя - и она ТВОЙ ВРАГ. Который и гонит тебя в пропасть, на погибель.

Отсюда - постоянная тема «предательства самого близкого». В простейшем случае врагом главного героя оказывается его лучший друг, любимая женщина (в том числе – вроде как утраченная), работа, оказывающаяся работой на спецслужбу или мафию. «Да много тут чего можно придумать».

А самое страшное – когда врагом себе герой оказывается он сам, когда злобный буратино обитает в его собственной голове. Вот где самый кашемарий.

Тут, однако, есть развилочка. Если враг в голове – это твоё «сверх-Я», то есть твоя честь, совесть или хотя бы представления о прекрасном, то это совсем даже не психологический триллер, а трагедия. Самая настоящая, классическая вся из себя, с катарсисом в оконцове.

Триллер же предполагает, что твой враг внутри – это никакое не «сверх-Я» (которое у современного человека усохло до полной незаметности), а, наоборот, подсознание, «тёмные подвалы души». Где живут всякие «ужасы и чуды». Ну там всякие вытесненные воспоминания о папе на маме, о школьном туалете, о приставаниях отца, и прочая фрейдятина.

Самый же страшный из этих кадавров – ТРУП СУПЕРЭГО: сверхсознательная инстанция («Отец», «Мать», «Страна»), умерщвлённая и униженная до какого-то мерзкого комплекса: труп Карающей Инстанции, ставший зомби. Мёртвая Мать, например. Классический пример – хичкоковский «Психо», где вообще задействованы ВСЕ мыслимые страхи, но именно этот оказывается сюжетообразующим.

Ну и, наконец, о самом кошмаре, вокруг которого всё и вертится.

В психологическом триллере он всегда один и тот же: ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО БЕССИЛИЯ. Не боль (хотя и это бывает), не унижение (хотя и это бывает тоже), а именно ощущение бессилия. Герой смотрит на нечто беспредельно ужасное – и ничего не может сделать. Вот это «не может» и есть та самая казнь.

Отсюда - постоянные навязчивые сцены с маньяками, пересылающими своим жертвам видеокассеты с «ужасом», или дающими послушать по телефону голос захлёбывающейся от страдания жертвы. Или садистическое признание («да, это я анально удушил твою любимую троюродную мамочку, и мне было приятно, ха-ха-ха, а сейчас я расскажу подробности») – когда уже ничего нельзя исправить, а можно только бессильно скрежетать зубами от ненависти. Даже если жертву истязают – она должна быть связанной, бессильной, а истязатель должен долго, вдумчиво глумиться именно над её бессилием.

Но вообще это уже избыточно. Ужас бессилия не должен замутняться вспышками боли. Всё должно быть КАК ВО СНЕ, в настоящем кошмарном сне, весь кошмар которого состоит как раз в том, что разворачивается нечто, на что ты не можешь повлиять, можно только проснуться.

Собственно, кошмарный сон тем и ужасен, что он – квинтэссенция потери себя и предательства себя собой же. Спящий теряет себя, своё центральное место в себе, свою сознательность - и попадает в лапы каким-то недобрым частям своей души, которые его начинают терзать и мучать. В триллере происходит то же самое, только нельзя проснуться.

Всё вышесказанное, кстати, даёт нам некое представление о природе адских мук. Адские муки похожи именно на вечный кошмар, в котором грешник отдан на растерзание САМОМУ СЕБЕ, тем самым «недобрым частям души», всяким там страхам, похотям и так далее. Которые его припекут похуже любых пекельных чертяк – поскольку знают его до донышка, ибо на том самом донышке и живут. Вот уж кто не пощадит, да.

Ну и наконец вспомним, что автором первого – и лучшего - русского психологического триллера является Николай Васильевич Гоголь. Да, «Страшная месть». Где можно найти практически все перечисленные приёмы, включая фрейдятину. Ну и практически идеальная концовка. "Хотеть отмстить и не мочь отмстить".

)(
И эти советы также очень хороши для написания пародий. Скажем, подсознательный ужас героя перед ездой в трамвае.
Я тоже сразу о пародии подумал. Не люблю триллеры, эти всякие обывательские драмы с мастурбацией мозга на полном серьёзе. А советы хороши.
"раки на хромой собаке" - полагаю, должно быть зачёркнуто.
Читаючи, вспоминал игрушку Planescape: Torment.

Deleted comment

Да головной пост вообще излагает содержание этой игры по пунктам. Потеря памяти, утеря части себя, которая угрожает и похабится, возможные последствия окончательного проигрыша. Один в один.

Deleted comment

Хм? Вообще-то мне нравится та, где он обходится без драки, воскрешает всю свою кодлу и отправляется обратно на войну. Осмотрел шестопёр, кивнул.. "what can change the nature of a man?"
ну есть же слово Саспинс- обозначающее кажись как раз ожидание чего-то нехорошего
читающи, вспоминал Стивена Кинга

ТРУП СУПЕРЭГО
ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО БЕССИЛИЯ
САМОМУ СЕБЕ

По-моему, это типичный сюжет любой древнегреческой трагедии. Разве что там трупов было побольше.
Дочитала на днях Дональда Калшеда, "Внутренний мир травмы". Основная идея книги - то, что, пережив травму, психика начинает травмировать сама себя, постоянно проживая эту ситуацию и ища повторения её в будущем. Как аллергия - иммунный ответ неадекватен реальности.

ИМХО, на этом механизм ужаса перед бессилием и основан.
Ага. Именно так детское переживание, вызванное по сути локальным воздействием, разростается до невроза, проникающего в самые разные области жизни...
***припекут похуже любых пекельных чертяк – поскольку знают его до донышка, ибо на том самом донышке и живут***

Не только у Гоголя, в "Солярисе", например (который был еще до Кинга) - тоже оно самое. Странно, что до сих пор его считают "научной фантастикой" - на самом деле триллер, как он есть.
Сотрудники правоохранительных органов Санкт-Петербурга задержали трех своих коллег, которые подозреваются в изнасиловании старшеклассницы прямо на службе.

Главным подозреваемым стал 24-летний младший сержант милиции Московского района Петербурга Хаям Гаджиев. Вместе с двумя сослуживцами он был задержан в среду сотрудниками следственного управления при прокуратуре Северной столицы, передает телеканал "Вести.ru" со ссылкой на СКП РФ. Степень вины остальных милиционеров пока не установлена. Возможно, они были только свидетелями изнасилования.

По данным начатого расследования, педофил в погонах напал на 16-летнюю девочку 7 октября, находясь при исполнении служебных обязанностей. Тогда он патрулировал Парк Победы в Санкт-Петербурге.

Потерпевшая поднялась из метро и через парк одна шла домой. Милиционер пригласил школьницу погреться в машине и продолжить путь к дому. Доверчивая десятиклассница согласилась на предложение стража порядка.

"Как только девушка села в автомобиль, он совершил в отношении нее изнасилование и иные насильственные действия сексуального характера, - поясняет помощник руководителя следственного управления по Санкт-Петербургу Сергей Капитонов. - В настоящее время решается вопрос об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу и предъявлении ему обвинения".


Свидетелями преступления могли стать другие сотрудники милиции, которые в ту ночь находились вместе с Гаджиевым на дежурстве. "Сейчас трудно сказать, сколько сотрудников милиции там было, и кто из них видел изнасилование и почему они не помешали преступлению, - продолжает Капитонов. - В процессе расследования все будет выяснено. Пока известно лишь то, что девушка пострадала от действий одного милиционера".


Уточняется, что местом преступления стал салон ВАЗ-21043. Однако неизвестно, был ли автомобиль служебный, или личный.

По некоторым данным, вместе с Гаджиевым были задержаны и два его сослуживца, с которыми он дежурил той ночью. Однако обвинение предъявлено только Гаджиеву, поскольку именно на него подала заявление потерпевшая школьница по имени Диана, пишет газета "Новые известия".


Возбуждено уголовное дело по пункту "д" части 2 статьи 131 (изнасилование) и пункту "д" части 2 статьи 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера).

По данным СКП, Хаям Гаджиев нес службу в отдельной роте патрульно-постовой службы УВД Московского района Санкт-Петербурга. Извращенцу грозит наказание на срок до 10 лет лишения свободы.

Пострадавшая школьница сейчас находится дома и с ужасом вспоминает происшедшее с ней ночью в парке. Родственники девушки надеются, что милиционеры, ставшие свидетелями изнасилования, не будут покрывать коллегу.

Источник:
http://www.newsru.com/crime/08oct2009/patrolrape16yspb.html
Хороший пост - с неожиданной и очень сильной концовкой. Неудивительно, что так мало комментариев.

Человек, впрочем, не может, конечно, точно знать, что нас ожидает по ту сторону смерти.
>Триллер же предполагает, что твой враг внутри – это никакое не «сверх-Я» (которое у современного человека усохло до полной незаметности), а, наоборот, подсознание, «тёмные подвалы души». <
Можно попробовать просто не бояться этой своей "темной половины".
"Я сам - зло" (с) "Конан-варвар"