Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

а что, вполне вероятно

Тут более православные и менее православные товарищи рассуждают, был ли ураган на Гаити следствием гнева Божьего на вудуистов, или же всё-таки Господь здесь ни при чём.

Я, понятное дело, не думаю, что Творец таким убогим образом карал этих несчастных. Творец не творит зла, а уж в подобных случаях, когда люди сами себя наказали по полной - тем паче. Да и вообще, в Штатах вудуистов сейчас больше, "стоило ли доводить до такой крайности". Нет, не думаю.

Однако тема Вуду может оказаться и в самом деле причём. Просто у какого-то сильного нгомбо получилось удачно воззвать к лоа Агве, но дух явился в дурном настроении, а колдун ещё и добавил. Вёл себя невежливо, пальцевал не по чину. Ну, лоа Агве и показал, на что способен.

В том-то и неприятность сношений с духами. Это как водиться с плохими мальчиками. Не в том беда, что мамка наругает, а в самих плохих мальчиках, которые на то и плохие, что плохие вещи делают. Рано или поздно, ага.

) спать! (
Думаю, что все-таки Бог наказал этих несчастных гаитян за культ Вуду. Минздрав предупреждал.
Как Вы думате: в результате того, что там произошло, культ Вуду ослабнет или укрепится?
Ведь трупов много появилось. И вообще, ситуация потрясения располагает к мистике.
А у бога есть монополия на поклонение себе, единственному? Какой он, однако, обидчивый. Совершенно не понимает невидимой руки на конкурентном рынке религиозных услуг.
Выбор есть-можете поклоняться дьяволу.Как гаитянцы.
Какой же это выбор? Это дихотомия, причём насильственно навязываемая из принудительно заданных вариантов. "Кто не со мной - тот против меня". А третий/четвертый/пятый... варианты почему исключены из рассмотрения?
Выбор всегда есть. Можно вести здоровый образ жизни а можно и курить по три пачки в день и пить всякую гадость литрами. Только потом чтобы не жаловались на рак легких или на цирроз печени.
Спасибо! Вы придумали великолепнейшую иллюстрацию вреда, приносимого религиозным дурманом. "Не тащи в рот всякую гадость".

Если вы позволите, я буду тиражировать эту метафору. С обязательным указанием вашего авторства, разумеется.
... а не скажем за вырезание всех ненегров?
А что было такое? Не знал. Не бывал я на Гаити.
Вы на ник его посмотрите. Думаю, не будет большим риском сказать, что ответа вы не дождетесь.
Если бы Б-г наказывал за истребление инородцев, то народов в мире резко бы поубавилось. :-)
Негров на Гаити больше, чем белых; и пострадали в основном негры.
Кстати, а Доминиканская республика на том же острове, что - не пострадала?
***Творец не творит зла***
Тут ключевая фишка - в том, что именно считать злом.
попробуйте доказать, что хоть что-то произошедшее на Гаите - не зло.
"Зло" - это слово. Словом могут обозначаться разные вещи.
Что считать злом, а что нет - человек решает исходя из той этической системы, которой придерживается.
Разные люди могут придерживаться разных этических систем.
В некоторых этических системах "зло" - эквивалент "страданию".
В некоторых - только "моему страданию" и "страданию моих близких". А в некоторых неэквиваленто "страданию" вообще.
> А в некоторых неэквиваленто "страданию" вообще.

Это в каких именно этических системах, интересно?
В христианстве, например.
Правда, там с этим непросто (христианство вообще дико нелогичная штука, сплошные антиномии) но, в целом, – таки да. Также и в исламе (там попроще).
Зло в этих конфессиях - не страдание, а нарушение воли Бога.
В христианской системе "зло" равноценно бунту, а "добро" покорности, кстати.
искренне желаю вам и всем прочим словоблудам, отправиться на гаити, что вот прямо сейчас, что при тонтон-макутах, что при дессалиновской резне. вы бы на своей шкере осознали объективную природу зла.
Эмоции в Вашем сообщении вижу, смысл – нет.
Объективная природа страдания мне известна. :)

не передергивайте карты. речь не о страдании, а о зле.
Кажется, мы повторяемся. Смерть и боль я в своей жизни видел. И не только.
как об стену горох.
смерть и боль не синонимы злу. но объяснить это современному обывателю, разумеется невозможно.
Видимо, у Вас проблемы с чтением. Или с мышлением. Всего хорошего.
Христиане не жалеют жителей Содома, хоть их всех и убили, кстати.
это типа мне должно быть стыдно стыдно стыдно? с какого хера? вы христианство с толстовством не путайте для начала, раз уж в такие споры лезете.
Страдание для христиан - не зло, факт. Хотя оно может быть злом в отдельных случаях. "Гнев Божий", "ад" - последствия этой мысли.
Дерсай обычно говорит правду, но вывернутую наоборот.
Вполне возможно, Бог покарал жителей Гаити.
Но поскольку Он наказывает самых невинных (Иисуса, святых мучеников, учителей, пенсионеров), то гаитяне поплатились именно за то, что ни в чем невиновны.
А рядом Америка распоясывается как раз от того, что нагрешила.

В христианстве это называется "неисповедимы пути Божьи".
> Но поскольку Он наказывает самых невинных

Кто же тогда наказывает самых виноватых?..

Поймали педофила-насильника и сожгли на медленном огне. Кто его тогда покарал, если Иисуса Господь распял, оказывается?..
Интересно представить десятку самых виноватых людей в мировой истории. Или сотню.
И посмотреть, сколько из них были наказаны.
***Но поскольку Он наказывает самых невинных ***
Нет, скорее просто "неизвестно по каким критериям".

***Иисуса, святых мучеников***
А это вообще не трактуется как "наказание". Тут ещё и сложная проблема соотнесения Воли и Попущения.
Я думаю, в этом вопросе прав Кальвин. Воля неотделима от знания, знание - от намерений. Личность Бога целостна.
Ну, «я думаю» - это хорошо, но т.з. в христианстве в целом весьма разные, Кальвина мало кто признаёт за авторитет.
Мне тоже несимпатичен Кальвин как личность. Но святоотеческое "попущение" - концепт за пределами добра и зла: Бог в нем допускает страдания, не сознавая свою правоту, а "морщась",
и оправдывается (!) во всем, что произошло, тем, что поморщился.

По мне уж лучше подавать муку с суровым видом.
Про «морщась» я не понял. Что именно Вы так называете?
Попущение – это, типа, не Бог, но свободная воля иного существа источник того или иного явления, Он лишь корректирует последствия, ограничивает дозировку и т.д.
Попущение - это Бог позволяет зло, которого не хочет, "борясь между долгом и чувством".
Для православного такая напряженность внутри Бога основа теодицеи. Мне же это кажется невыразимо отталкивающим. Это противоречит библейскому "вера без дел мертва". Благая Божья воля, выраженная только во внутреннем отстранении, - nihil, который пытаются выдать за что-то.

Последовательнее было бы сказать, что преступления Чикатило, позволенные Богом, - на самом деле, воля Творца. Если Бог позволил ад и потоп не через попущение, а прямо, то и Чикатило стоило бы провести по той же статье.

***"борясь между долгом и чувством". Для православного такая напряженность внутри Бога основа теодицеи.***
Извините, а откуда Вы это взяли?
Для православного никакой «борьбы и напряжения внутри Бога» быть не может.
У Бога, кроме того (с православной т.з.), вообще нет ни долга, ни чувств, бороться нечему.
это метафора, поясняющая суть. Богу неугодно страдание, но принципы (например, свобода или что-то "неисповедимое") для Него выше. Для Иисуса мучительна казнь, но миссия Искупителя обладает большей ценностью.

Попущение - это когда Бог творит нечто, что Ему неприятно, и этим попущение отличается от воли. Попущение предусматривает у Бога внутренний конфликт,
связанный с появлением страданий.

Православный теолог мог бы заметить, что Бог создал Чикатило, а Чикатило убил детей, и Богу это отвратительно. Тем не менее Бог знал о Чикатило и позволил ему быть. Это пример попущения как конфликта: Богу неприятно то, что Он делает ( в частности, творит Чикатило), но Он делает это.

На мой взгляд, концепция попущения абсурдна, потому что разрывает личность Бога.
Прав Кальвин. Обладая всезнанием, Бог не может не хотеть всего, что произошло.
***Богу неугодно страдание***
Богу неугодно нарушение Его Воли, а вот насчёт неугодности страдания - из чего это следует?

*** Попущение - это когда Бог творит нечто, что Ему неприятно, и этим попущение отличается от воли. Попущение предусматривает у Бога внутренний конфликт...***
Попущение – это когда творит не Бог, а кто-то ещё.
И «внутреннего конфликта» оно не предусматривает. У Бога не бывает внутренних конфликтов.

***Богу неприятно то, что Он делает ( в частности, творит Чикатило), но Он делает это.***
Мнэ…. Пардон, это сказал Вам сам Бог – что Ему было неприятно творить Чикатило? Это откуда такое мнение? С христианством оно не того, не сочетается.
В православии "попущением" называется страдание, происходящее от Бога. Чуму или голод называли попущением.

Например:

Любая болезнь – это попущение Божие. Возможно, Господь попустил ребенку такую болезнь для того, чтобы родители обратили внимание на самого ребенка, на свое духовное состояние.

То, что Богу неприятно страдание, явствует из того, что его нет в раю. Может быть, более бесспорно то, что Богу неприятен грех. Но Бог творит Чикатило, зная о всех его грехах,
значит, творит и сам этот грех. Так возникает напряженность: Бог и ненавидит грех, и создает его.

Позволяя грешнику совершать грех, Бог допускает то, что Ему отвратительно.
Поскольку причинение страдания невинным - это грех, Бог ненавидит такое страдание, но допускает его. Представить себе такое без некоторой внутренней напряженности невозможно, ведь речь идет о страданиях других, а не о том, что Бог мог бы со всей решимостью предоставить за свой счет.

Разумеется, если считать, что зло есть часть воли Бога, то противоречия нет, как для Кальвина.
Но православные другого мнения, стремятся отделить грех и Бога, порождая идею внутреннего конфликта в Боге.

***В православии "попущением" называется страдание, происходящее от Бога.***
Могут назвать и «волей», не принципиально.

***Бог творит Чикатило, зная о всех его грехах значит, творит и сам этот грех.***
Понятно, отрицаете свободу воли человека, стал быть.

***Ему отвратительно.***
***Бог ненавидит***
***внутренней напряженности***
Антропоморфизмы.
Бог вообще не испытывает эмоций и чувств. Он неизменен.

***идею внутреннего конфликта в Боге***
Неа, речь идёт о конфликте идее всемогущества Бога с идей свободы выбора человека.
При том, конфликта надуманного – учитывая то, что человек понятии не имеет, что стоит за словом «всемогущество», как, впрочем, и за любыми другими определениями Бога.
На самом деле "противоречия" есть всегда и во всём, что касается любых попыток как-то определеить неопределяемое (постигнуть непостижимое). Рациональный инструментарий для того подходит оч. плохо.
>> ***Но поскольку Он наказывает самых невинных ***
> Нет, скорее просто "неизвестно по каким критериям"

Как известно, бог "Всемогущий, Всеведущий и Всеблагой". Но в каждый отдельно взятый момент времени он может пользоваться только двумя из этих параметров.
***Но в каждый отдельно взятый момент времени он может пользоваться только двумя из этих параметров.***
С т.з. человеческого восприятия - совершенно непонятно, что представляет из себя каждый из этих параметров в отдельности. Потому, на основании наблюдений за объективной реальностью нет никакой объективной возможности предположить о том, как именно Бог ими пользуется.
Вот и именно!Он просто предоставляет нас самим себе,если уж совсем не понимаем.Результат может быть разным от личных неприятностей до вот такого.
Абсолютизация понятий добра и зла - краеугольный камень иудаизма и христианства.
Считается что каждый человек обладает врожденной способностью различать сии сущности.
Задающий вопрос "что есть добро/зло" фактически отрекается от создателя в ветхозаветном понимании....

во как я загнул......

Неа, за иудаизм я бы вообще не говорил, т.к. считаю его религией эзотерической.
А за христианство – то там про «врожденную способность» Вы совершенно не правы.
Есть такая штука – «первородный грех».
Дык я говорю не про склонность или наличие зла, а про способность отличать его от добра.
По определению злое существо может обладать этой способностью,
кстати peccatum originale у Августина нельзя считать грехом в общем случае,
т-к процесс его искупления и является земной жизнью носителя.

***Дык я говорю не про склонность или наличие зла, а про способность отличать его от добра.***
Дык, первородный грех - как раз сильно влияет на энту способность, по христианскому вероучению. Прицел, так сказать, сильно сбивает. Кроме того, далее - чем больше человек грешит - тем больше теряет ориентировку.

***peccatum originale у Августина нельзя считать грехом в общем случае***
Не только у бл. Августина. Первородный грех в классических христианских традициях - не проступок, а состояние. Земной жизнью он, кстати, не искупается.
Да нет, Творец не творит зла по определению.

«То, что происходит по воле Божией, хотя и может казаться злом, есть наибольшее добро; а то, что против воли Божией и не угодно Ему, хотя и может казаться хорошим, - наиболее злое и законопреступное дело. Если кто-нибудь убьет по воле Божией – убийство это лучше всякого человеколюбия. Если же кто-нибудь и окажет милость, из человеколюбия, вопреки воле Божией, - милость эта недостойнее всякого убийства. Не природа вещей, но Божий суд делает их добрыми или дурными»
святитель Иоанн Златоуст
Вы, видимо, не поняли смысла фразы?
И к чему, в данном контексте, Вы приводите слова христианского святого? Крылов не христианин, если Вы не в курсе.
О, фраза понятна, из неё-то как раз и следует, что контекст вольный, оттого, как один из авторитетнейших взглядов на данный вопрос и привожу изречение святителя.
А что Крылов - [посредственный] благоверный, так то много кому известно, неча умничать.

*** О, фраза понятна, из неё-то как раз и следует, что контекст вольный***
Ваша фраза, в контексте, не поясняет ничего – т.к. «волю Бога» разные люди определяют по-разному. Да и самого Бога – также. Это даже к христианам относится, не то что…


*** А что Крылов - [посредственный] благоверный***
Не думаю, что Вы являетесь авторитетным представителем «благоверия», имеющим какое-то право на вынесение подобных оценок.


*** неча умничать***
Вам не стоит употреблять подобные выражения по отношению к незнакомым Вам людям, если только Вы не интернет-пидорас (называемый также фентезийным термином «тролль).
Вообще-то православные товарищи именно это и имели в виду, насколько я их понял.
Но ваша формулировка просто блестящая.
бог наказал их за нищету и небрежное строительство
ваша мамка подо мною только повизгивала)

так что говори уважительно, сынок.

а фото очень типичные для нищих стран. соборы и дворцы небыдла.
==ваша мамка подо мною только повизгивала)==
о хам!
однако смотри, наверное еще и подрочил...



==а фото очень типичные для нищих стран. соборы и дворцы небыдла.==
не помним что писалось 5 минут назад?
http://krylov.livejournal.com/1969102.html?thread=74876110#t74876110
с хамами так и говорю.

И ? где нестыковка ? типичная банановая республика, 95% населения в халупах, остальные во дворцах. правда, дворцы сейсмоустойчивыми делать не догадались, так как мозгов нет.
если бог карал именно нищих, то почему же он покарал президента а архиепископа вообще убил?
получается по этим примерам что бог покарал именно всех.
нищета здесь - свойство общества, а не индивида.
хорошо. Это универсальное правило?
справедливо только для Гаити?
только для наказания свыше целых областей
Хотелось бы услышать комментарий специалиста - я ни в коей мере - но что-то мне подсказывает, что характер разрушений показывает как раз на то, что дворец был сейсмоустойчивым, но недостаточно для данного случая.
Похожие картинки - сложившийся первый этаж - встречаются на фото из Хиросимы.
возможно. не думаю, что это принципиально.
Просто интересный нюанс. Больно уж редкая картинка.
Вполне вероятно, кстати.
"ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (Матф.25:29).
сурово, но реалистично, да.
потому и надо пороть мальчиков с измальства.
Просто у какого-то сильного нгомбо получилось удачно воззвать к лоа Агве, но дух явился в дурном настроении, а колдун ещё и добавил.
Да, как-то так. Но надо четко понимать, что Господь при этом не отвернулся, потому что в тот момент был занят, или там "обманут духами", а просто попустил это. Патамушта люди свободны.
Самое странное то, что многие всерьез полагают будто между утверждением что Кеннеди убили из-за того, что папа Док истыкал иголками его куклу, и утверждением, будто ураган на Гаити стал следствием Божьего гнева на вудуистов есть какая-то принципиальная разница. И что верящие в последнее всерьез мнят себя стоящими на более высокой ступени развития, нежели верящие в первое.
Многие про это подумывают. Однако может быть и по другому. Непредвиденное следствие игр с гравитацией. Эффект бабочки.
третий тур украинских президентских выборов 2004 совпал с сокрушительным цунами в индийском океане.

намедни - еще первого тура не было а уже такое.

то ли еще будет.


"владимир путин в четвёртый раз поздравил виктора януковича с избранием президентом
а также пожелал ясиру арафату скорейшего выздоровления"
Думаю, что лучший аналитический репортаж про выборы на(в) Украине вот здесь - http://www.youtube.com/watch?v=-vgPBeY18QU
Про плохих мальчиков - красивая метафора.
Уточняющий вопрос: а там был ураган или землетрясение? Я понимаю, что с точки зрения философии -- разницы никакой..
Тогда на месте Израиля давно-бы уже было что-то вроде Кракатау...
Может кто-то тектоническим оружием балуется?
Самое верное предположение. Причём похоже, что метили по Кубе, но промахнулись.
В таких вопросах безопаснее начинать с другого конца: что делает Творец вообще в отношении нас и зачем, а не причину или цель того, что Он сделал в определенный момент. Знать этого мы не можем.

Если в религиозных делах вообще очень важно плотно следовать Откровениям, то уж в вопросах Качеств Творца, Его целей, Его мотиваций им нужно следовать просто буквально, без даже минимальных попыток логических выводов.

а смерть для гаитян - благо или зло?
Вряд ли они хотели умирать.
приходится принимать какие-то вещи без выбора.
К примеру, телесно мы все умрём, и выбора тут, видимо, нет.
Хочу обратить ваше внимание, господа, что Добро и зло - объективные свойства этого мира, а человеческие этические системы вырабатываются в культурах для более-менее точной оценки данных свойств. Точно также в физике системы СИ и СГС дают несколько различные меры для объективных свойств типа длина, временной период, площадь, объем, масса и др. Собственно, религия в широком смысле слова - это и есть разумное указание на то, что Добро и зло - ЕСТЬ, и что их надо познавать, считаясь с фактом их существования. Соответственно, существуют в мире разумные силы, которые, говоря человеческим языком, служат Добру или злу. Если с силами зла начинают некоторые колдуны заигрывать, то последствия могут быть очень страшными.