Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

Понедельник, день особый

Кстати о понедельнике.

Давненько я что-то не писал ничего конспирологического. Задевающего, то есть, чувства нормальных правильных людей, которые во всякую чушь не верят, а верят только в науку и телевизор.

В данном случае я хочу поговорить о такой актуальной теме, как суеверия. Ну, знаете – чёрная кошка дорогу перебежала, левая ладонь к деньгам чешется, понедельник день тяжёлый.

Вот как раз о нём-то, родимом, и поговорим.

Как известно, живём мы на острове невезения. Мы несчастные люди-дикари, у которых крокодил не ловится и не растёт кокос. Причина тому – что мама нас родила в понедельник. Понедельники можно было бы и отменить, но, как назло, на нашем острове нет календаря, и живём мы в день какой неведомо, в никаком году.

Ну, то, что после семнадцатого года у нас нет календаря, мы и так знаем. Был у русских свой календарь, да сплыл. Труп календаря остался церкви – и теперь православный человек должен выбирать между постом и Новым Годом, причём что не выбери, праздник всё равно испорчен. ПРОМБЛЕМА. До семнадцатого года такое никому бы и в голову не пришло – новолетье было вкусным светским праздником, с сёмужкой и выпивончиком, ничуть не противоречащий православию, даже очень строгому [1].

Однако тут хотя бы можно сказать, что мы зато приобщились к календарю мировому. И теперь восьмое марта и первое мая у нас «как в Европе», и Новый Год тоже. Тут хоть какая маржа.

Я же хочу поговорить о вопросе куда более тонком и интересном. А именно – о том самом понедельнике.

Неделя, в отличие от годового цикла, у всех всегда была общей. Но есть интересный момент: а с какого дня неделя начинается?

Мы, советские граждане, привыкли к тому, что неделя начинается с понедельника, как же иначе. Воскресенье – последний выходной день, а в понедельник выходить на работу. «Понедельник день тяжёлый».

Однако если мы заглянем хоть в какой календарик на английском, то обнаружим, что у них неделя начинается с Sunday. «Солнечный день». Он же – воскресенье. Понедельник в таком случае – «день второй», и так далее. А седьмой день – суббота, «всё по Библии».

На самом деле, конечно, это не совсем по Библии. Библейские дни начинаются с вечера (точнее, с захода солнца и появления первой звезды), так что библейская суббота – это «с вечера нашей пятницы до вечера нашей субботы». Тем не менее, это ближе к библейской схеме: «библейскую» и «нашу» субботу разделяют всего несколько часов. И, разумеется, воскресенье в любом случае оказывается первым днём недели, первым, а не последним.

Итак, во всём англосаксонский мире, а также в Израиле, воскресенье считается именно первым днём недели. То есть Лорды Земли так видят структуру своего времени, ага. 

«В остальном мире» всё гораздо сложнее. Не будем дёргать разные неевропейские страны, где вообще непонятно что да как. Но согласно международному стандарту DIN 1355 / ISO 8601 (у нас это ГОСТ ИСО 8601-2001), неделя начинается с понедельника. Первой неделей года считается неделя, включающая в себя четверг, так что может получиться так, что первые дни января формально относятся не к первой неделе года, а к 52-й – 53-й неделе прошлого. Разумеется, в США и Великобритании первой неделей года считается та неделя, в которой есть 1-е января, так что 31-е декабря может относиться к первой неделе следующего года, а не к последней предыдущего. При этом в большинстве стран Европы (кроме Швеции и Норвегии) первой неделей нового года считается неделя, содержащая воскресенье… Впрочем, это уже тонкости, которые интересуют в основном бухгалтеров и программистов, и мы в них залезать не будем. 

Россия, разумеется, «как хорошая», строжайше следует стандарту. Отказавшись от всего своего, начиная с версты и аршина и кончая календарём, она и в этом вопросе следует «стандартам». Причём упорнее, чем все остальные. У нас любой календарик начинается именно с понедельника, как же иначе.

Зададимся, однако, вопросом – а с какого дня начиналась неделя на Руси?

Тут всё просто. Само слово «неделя» (от «не-деланье», калька с греческого) – это обозначение воскресенья, праздничного дня, «нулевой точки отсчёта». «По-недельник» - это день «после недели». Вторник – второй после недели, среда – ровно середина недели [3]. Но главное: само слово «воскресенье» обозначает не только и не столько воскресение Христово [4], но возобновление самого времени, то есть - начало новой недели.

А вот понедельник и в самом деле считался «тяжёлым днём». Это так и по библейской традиции [5], и по русским приметам. В частности, русские считали этот день не только тяжёлым, но и крайне несчастливым для зачина любого дела: нельзя было начинать никакого нового предприятия – прогоришь, не отправляться в путь – не дойдёшь, и так далее.

Рассуждая в этой логике, если неделя начинается именно с понедельника, то можно заранее сказать: вся неделя будет неудачной. «День такой».

Ну а теперь вспомните советскую привычку всё начинать (или пытаться начать) именно с понедельника. Особенно – «новую жизнь».

Хотя, конечно, всё это суеверия, и значение им придают только дураки. А мы-то с вами умные, вона в какой замечательной стране живём, всем странам на зависть.

И впереди у нас - вечный понедельник праздник:



[1] Про «русскую православную» систему постов, скопированную с византийской и тяжело неадекватной нашей биоклиматической ситуации мы промолчим. Хотя что уж говорить, если само слово «пост» у нас используется неправильно, так как «постом» в собственном смысле слова называли полное воздержание от пищи с утра и до наступления ночи (ага-ага, как у мусульман в Рамадан). «Так ведь пост, матушка, до первой звезды нельзя» - как раз про это. А вот «мяса не вкушать» и прочие такие вещи – это так называемые «воздержание», тема важная, но отдельная.

[2] (ссылка удалена по техническим причинам)

[3] Как в немецком – Mittwoch, «средний день».

[4] Воскресение - событие церковного года, но не каждой недели. Стоит также подчеркнуть, что русское слово «воскреснуть» считается «церковным» - на самом деле древний славянизм, и происходит оно от древнейшего слова КРЕСЪ – «огонь», в значении «огонь жизни», «душа». Представление о том, что душа проявляется в теле как тепло, согревающее его, очень древнее. «Воскреснуть» - это, попросту говоря, «снова согреться» (от состояния «трупа хладного»). Об этом тоже, впрочем, не будем писать слишком много.

[5] Второй день творения – это единственный из дней, про результаты которого (разделение вод) Б-г не сказал, что «это хорошо», в отличие от третьего дня, когда Б-г сказал это дважды. Именно в понедельник был создан Сатан, то есть Разводчик.
)(
Tags: РФ, Россия, Русские, СССР, конспирология
Промблема, да. А я всё шутил, пытался превозмочь. Однако неподьёмно. Пойду убьюсь об стену.
А что не так с биоклиматической системой постов-то?
Жрать хочется!
Ананасов нету!
Оливок нету!
Креведко дорогое!!!
И холодно зимой!!!!!!!!!111!!!111!
И весной!!!
И летом!!!!
Мнэээ...
Вы это вообще к чему и зачем?
особенно если своего ума нет.Он всё доступно объяснил.
И такое вот говно, как ты, ни хера не зная и не умея , вечно чем-то пытается чваниться.
Куда тебе до деревенской бедноты в лаптях...
С ними всё хорошо-наши предки были люди умные и практичные,глупостями не занимались.
По-украински воскресенье и сейчас называется "недиля". Только почему Вы думаете, что не-деланье должно начинать неделю? Отдых обычно бывает в конце.
1) С какого дня начинается русская неделя, можно понять, вспомнив слова «вторник», «четверг» и «пятница».
2) По Библии, отдыхают не в субботу, а на седьмой день.
Нет. Числительные всегда имеют два значения. Скажем, "первый" - это может быть "Первый вообще" или "первый после". Есть Первый "Сам" и "первый заместитель".
В календарном счёте день, от которого считают, входил в счёт и считался первым (см., например, счёт от календ или ид).

В древнерусском языке неделей называлось именно воскресенье, а не суббота. Библия освящает седьмой день, а не первый (Быт. 2:2-3). Именно счёт от понедельника позволяет сделать выходным воскресенье, а не субботу.

Читайте внимательно первую главу библии. :)
Вторую:
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. 3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Быт. 2:2-3.
В Ханаане, стонущем под пятой сионизмы, воскресенье это, конечно, первый день недели, но рабочий день, первый рабочий день недели.


Ну так в пятницу-то начинается шаббат, как тут работать.
Шаббат заступает с первой звезды пятницы, с утра вполне можно повкалывать
А как же духовная подготовка к встрече Царицы-Субботы?
Мы, дети Марфы, мало чего об этом знаем
Ну ведь к субботе надо серьёзно готовиться и делать много дел - приготовить еду, почитать недельную главу Торы (дважды каждую строчку), а некоторые амораи даже мылись!
Вы правда не знаете кто такие дети Марфы?
В евангельской или киплинговской интерпретации?
Киплинговской, натурально. А то я уже удивился.
я книжку читал. называется "понедельник начинается в субботу"
а разве "неделя" не от слова "не делится"?
Нет. С чего бы такому невнятному и непрактичному обозначению возникнуть в обиходной речи?
так говорили ..

Deleted comment

учительница словесности-с.
в школе иногда такое скажут...
У меня на стене висит испанский календарь, там неделя начинается с понедельника.
"Воскресение - событие церковного года, но не каждой недели" - неужели?
То-то каждое воскресенье называется еще "малой Пасхой", в отличие от Воскресения - Великого Дня, который, в свою очередь, длится целую неделю - Светлую Седмицу.

А почто "неделание", а не скажем: "неделимый"?
Потому что так называлось воскресенье. день отдыха, и так до сих пор называется чуть ли не во всех остальных славянских языках. Неделя же – вариации на тему слова «тыждень», «тыдзень», а в южнославянских «седмица».

Но даже в отсутствие этих данных: проверка на реалистичность предположения, всегда в этимологических спекуляциях очень помогает: с чего бы людям в таком важном повседневном понятии выделять столь иррелевантный признак, как «неделимость»? неделимость чего вообще? на что?
Неделя не делится? Или всё же делится, например на дни. :)
"Второй день творения – это единственный из дней... в отличие от второго дня"

Не надо ли здесь что-то поправить?
Надо, поправил.
«…в день какой неведомо, в никаком году…»
Попадалась мне где-то конспирология, что исконно-де русская неделя была из пяти дней: соответственно неделя (день когда не работают, тот самый «тяжёлый» день, когда дела не спорятся), вторник, среда, четверг, пятница. А уже после принятия христианства переделали неделю на семь дней, добавили субботу, неделю — нерабочий день — стали понимать как праздник, а «тяжёлый» день перекочевал на понедельник.
Читал, доказательства на уровне: понедельник - первый, вторник - второй, среда - третий, четверг - четвёртый, пятница - пятый, а суббота - шаббат, воскресенье - от слова воскреснуть (от есть христианский элемент).

Следовательно у язычников была пятидневка, как в первые годы советской власти. :)

Как всегда, красивый полет мысли; но на этот раз он базируется на ошибочных данных, так что промашка вышла...
1) В Америке переход на начинающийся с воскресенья календарь произошел на глазах прошлого поколения. 60-летние американцы вспоминают, как это постепенно делалось: начиная с изменений законов, сроков финансовой отчетности и рассписаний магазинов; и заканчивая банальным печатанием новых календарей.
2) У евреев неделя начинается с "первого дня". Это действительно воскресенье. Но дело в том, что у евреев "первый день" вполне себе рабочий день и по воскресеньям еврейцы (ну израильские по крайней мере), вполне себе проклиная начало недели ползут на работу; также как и у людей по понедельникам происходит.
3) Лучше порассуждайте, зачем ИМ надо было закладывать стереотип "острова невезения" в наши бошки и как с этим бороться. А мы с удовольствием почитаем.
Можно подробнее по первому пункту? Это ОЧЕНЬ интересно - именно в контексте моего рассуждения.
Ничего не нашел по-быстрому на нете на эту тему, но провел несколько интервью с людьми в возрасте под 60. Один не помнит. Один помнит, что начиналось в понедельник, но не помнит деталей. Одна женщина (весьма неглупая и с прекрасной паметью) доложила, что когда она была в католической школе, неделя однозначно начиналась в понедельник. Все календари в то время выходили с понедельником - первым днем. Начало изменений она точно не помнит, но это как то связывали на работе с финансовой неделей или что-то вроде того.
Вот все что выяснилось при беглом опросе...
Пожалуйста, продолжите расспросы. Это ведь не просто так сделано - это сложное и затратное мероприятие. То есть люди СОЗНАТЕЛЬНО перешли на такую систему, внедрили её и ещё заставили всех думать, что это всегда так было. ОЧЕНЬ интересно.
> Одна женщина (весьма неглупая и с прекрасной памятью) доложила, что когда она была в католической школе, неделя однозначно начиналась в понедельник.

Может начинать день в понедельник - католическая традиция?

Deleted comment

Не неделя, а седмица. Но Страстную сюда лучше вообще не путать, ее начало, воскресение, "переносится" на Лазареву субботу.
Про Крес было познавательно. А я-то в школе думал, откуда такое странное слово - кресало.
Этимология слова КРЕСАЛО: общеслав. Суф. поизводное (суф. -dlo > -ло) от кресати - «ударом высекать (создать) огонь», родств. лат. creo - «создаю, творю, вызываю к жизни», cresco «расту» (Этимологический словарь русского языка. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва).
Вроде: А мужики то не знают, что новый год 153 августа!?
Никакого другого смысла не вижу, извините.
Вы как хотите, а мы не штатовцы, чтобы по жидовскому обычаю неделю в воскресенье начинать. Штатовское положение понятно: у них жидовни понаехало да понаплодилося более 5,2 миллиона, так что не один только календарь, а и прямо обрезание ввели поголовно.

Deleted comment

nekto333

April 6 2012, 22:13:01 UTC 7 years ago Edited:  April 6 2012, 22:13:54 UTC

Это скорее протестантский обычай, а не еврейский.

Я имею в виду начинать неделю в воскресенье.

Suspended comment

Написание чего?
"Национальная демократическая партия" слышится и пишется явно сильнее.

Suspended comment

Я различаю Бога и Б-га иудейского. Того, кому поклоняются иудеи, я Творцом не считаю. А Вы, простите, иудей?

Suspended comment

http://lenta.ru/news/2012/04/06/abto/
Посмотрите какие лица, Константин. Это не наглые воровские и бандитские хари.
За кем правда, за теми и будущее.
На самом деле воскресение (неделя) восьмой день седьмицы, седьмица оканчивается субботой, а воскресение выход за ее пределы (новая эпоха воскресения), потому она собственно и выходной, но не первый день седьмицы (понедельник), может это сложно понять, но вот такая християнская мистика.
Вы уверены, что это учение Церкви, а не, скажем так, чья-то вольная интерпретация?
Но это, вот, втайне было уготовано в седьмой день, т.е. в Субботу, а было явлено и все совершенным образом завершено в восьмой день, день Владычняго Воскресения; посему этот день знаменательно и называется нами "Господним Днем"...Так что, сколько бы доводов ни приводил кто, почитая субботу, это же, с прибавлением, будет относиться и по отношению к восьмому дню: потому что этот день является законченностью (или «совершенством») субботнего дня. Почитание сего восьмого дня, т.е. Господняго Дня, и Моисей прикровенно ввел; ибо Юбилейный Год, который был им узаконен и наименован «Годом Отпущения», не был относящимся к числу, по закону численным седмицам, лет, но был после их всех, и был восьмым, возвещающимся по прошествии последних сих лет; это же самое Моисей делает и в седмицах недель. Но таким образом Законодатель не только прикровенно ввел почитание восьмого дня, который мы и называем Господним Днем (т.е. воскресеньем), как день освященный Воскресением Господним, но и повелел сочетать его с празднеством, которое наименовал «Днем Труб», и именует его «исходным», т.е. как бы границей и пределом всех празднеств. Этим ясно показывает, что и восьмой день должен быть называем нами «святым», предвозвещающим как бы божественное и всеславное и священное достоинство Господняго Дня, имеющее наступить после того, как все ветхозаветное минует. Таким образом и он по той причине почитал седьмой день, что он приводит к истинно честному восьмому дню; и как данный чрез него Закон заслуживает уважения, как приводящий ко Христу, так и седьмой день заслуживает почитания, как приводящий к восьмому дню, в который произошло Господне Воскресение, ибо и оно было восьмым; потому что, как после седьми дней, восьмой идет по счету, так, исследуя, ты найдешь, что после седьмого из всех от века повествуемых воскресений, Воскресение Господне было восьмым по счету [6]; таким образом, не только в восьмой день оно совершилось, но и восьмым числится после тех, которые ему предшествовали; но оно же — и первое, имеющее непосредственное отношение к ожидаемому восстанию во Христе всех, лучше же сказать — воскресение, по причине которого и Христос — начаток усопших и перворожденный из мертвых — славится. Таким же образом Господень День является не только восьмым днем, вследствие того, что он числится восьмым после предшествующих ему дней, но в то же время он является и первым днем по отношению к тем дням, которые следуют за ним; это для того, чтобы, таким образом, одновременно был первым и последним тот самый день, который мы, вот, называем «Господним», Моисей же наименовал его не «первым», а — «единым«, как весьма превосходящий по своему значению иные дни, и являющийся началом будущего века, единого и невечернего (бесконечного) Дня.
(Григорий Палама)
http://mystudies.narod.ru/library/g/gr-palama/homilys/017.html
Воскресение Христово вспоминается каждую неделю, как и среда и пятница, которые вне больших постов, как правило, являются постными днями - в воспоминание страданий Христа. И какие-то огненные аналогии здесь совершенно ни о чем.

vitalik_77

April 6 2012, 21:40:47 UTC 7 years ago Edited:  April 6 2012, 21:42:59 UTC

http://print-salon.ru/gal/details.php?image_id=5658
Календарь на 1930 год. Неделя начинается с воскресенья.

http://print-salon.ru/gal/details.php?image_id=5659
Это вообще какая-то жесть.

http://print-salon.ru/gal/details.php?image_id=5657
1948 г. неделя все еще начинается с воскресенья.

http://print-salon.ru/gal/details.php?image_id=5653
1962г. Уже с понедельника.

Короче, как бы сказал Юрий Мухин, во всем виноват Хрущев и его банда.
Как бывший адвентист седьмого дня, я такие вещи (про день субботний, как седьмой день недели, и воскресенье, как первый день недели) знаю с детства.

А о том что понедельник день несчастливый и крайне неудачливый знаю не понаслышке. Кстати, когда мне рассказывают какой нехороший день "пятница 13", я без тени юмора советую обратить внимание на "понедельник 13".
Ну у тебя и биография, однако...
Ну так. С детства всё не как у людей. :)

Suspended comment

Re: нифигассе!

nekto333

April 6 2012, 23:32:45 UTC 7 years ago Edited:  April 6 2012, 23:33:59 UTC

Где высказывания?

Suspended comment

Ссылку дайте. :)

Suspended comment

И где из этого следует, что я отношу предков Суворова к обезъянам? :)

Suspended comment

Нет, неуважаемый аноним с тремя постами в жжечке. Поскольку это вы относите армян к предкам Суворова, за отнесение Суворова к обезъянам надо спрашивать с вас.

Suspended comment

СЛАВЯНСКАЯ
День- Божественный покровитель дня
---------------------------------
Неделя - Даждьбог
Понедельник - Сварог
Вторник - Ярило(Ярун)
Среда(СеРЕДинА;)) - Велес
Четверг - Перун
Пятница - Макошь
Шесток(СуБота) - Кощей

ВЕДИЧЕСКАЯ
День - Божественный покровитель дня
-----------------------------------
Неделя - Сурья Васара(День Солнца)
Понедельник - Сома Васара (День Луны)
Вторник - Мангала Васара (День Марса)
Среда - Будха Васара (День Меркурия)
Четверг - Гуру Брихаспати Васара (День Юпитера)
Пятница - Шукра Васара (День Венеры)
Шесток(СуБота) - Шани Васара (День Сатурна)
Действительно, жесть, если подумать.
Спасибо за "воскресение". Очень красиво.