Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

О советском искусстве. Случай Церетели. Часть 2

Продолжение. Начало см. здесь.

Начнём с банального. Советская пролетарская социалистическая культура имела своей задачей разрушение и уничтожение культуры буржуазной, реакционной, помещичьей, поповской, черносотенной – то есть, проще говоря, русской культуры.

Разрушение культуры культурой же происходит в два этапа – сначала глумятся и издеваются (безнаказанно, при административном покровительстве) над разрушаемым, затем его уничтожают (тоже административно, «книжки и иконы в печку или за границу») и замещают другим содержанием.

На второй стадии из оплёванного, униженного и запрещённого старого извлекается всё ценное и присваивается, а издевательства прикручиваются до фонового режима, чтобы даже не напоминать об отброшенном старье. Так что товарищи, умиляющиеся тому, что при Сталине прикрутили фитилёк Демьяну Бедному и разрешили погоны, просто не понимают диалектики исторического развития.

Однако есть и третья стадия. Когда то самое «другое содержание» надо, наконец, оформлять.

Тут есть одна тонкость. Социалистическая культура должна быть полностью управляемой партийными и государственными органами, так она задумана. А для этого она должна быть СТЕРИЛИЗОВАННОЙ. То есть лишённой возможности саморазвития. Чтобы никаких веточек, побегов, никакой самодеятельности. И даже позыва к такой самодеятельности чтоб не было.

Это самое «отсутствие позыва» можно обеспечить одним способом: посадить «делать культурку» людей, которые будут заниматься этим без огонька, без увлечения, без любви. Лучше даже – с тоской и отвращением, и фоновым чувством «лучше б я мешки ворочал, чем этакой гадостью заниматься».

Но, разумеется, при этом они эту самую культуру должны всё-таки знать и её инструментарием владеть. Продукт, который должен получаться, не должен быть слишком уж отвратен для потребителя. А так – чтобы в горло всё-таки пропихнуть было можно. Иначе потребитель, полностью лишённый культурпродукта, начнёт пытаться изготовлять его сам, в домашних условиях. Чего ни в коем случае нельзя допустить. Родится какой-нибудь самородок, начнёт писать книжки-рукописи, а если русский начинает писать книжки без оглядки на начальство, там на второй станице обязательно будет «ненавижу начальника-сволоча». И в одном случае из ста это будет написано так, что за душу возьмёт.

Так что культурпродукт должен быть относительно качественным. Но, повторимся, изготовленным без увлечения.

Как же этого добивались?

Обычно совписы жаловались на то, что их заставляли воспевать советскую власть и проклинать всё несоветское, а им хотелось "писать правду". На самом деле как раз это-то никаких особых неудобств им не доставляло. Любой профессиональный журналист/литератор вполне способен «воспеть» или «проклясть» абсолютно кого угодно и как угодно, начиная от Папы Римского и кончая Адольфом Алоизовичем. Это-то как раз не проблема для человека пишущего – вставить в текст панегирик или грязную ругань по любому адресу. Поскольку худлит - это враньё по определению (рассказы о том, чего не было), то любой литератор может поменять свои симпатии внутри текста на заказанные. Русские писатели конца XIX века, изображавшие из себя совесть народную, не исключение, а подтверждение того же правила - просто в ту пору был спрос на "совесть" и "немогумолчать". Но вообще норма жизни для литератора - сервильность, сервильность и ещё раз сервильность. И если бы с совписов хотели бы ТОЛЬКО розовых красок для изображения советских товарищей и дёгтя для несоветских, они писали бы себе и писали, и горюшка б не знали, резвились бы на пажитях, как гр. А.Н. Толстой, только в мемуарах слегка попукивали бы, да и то вряд ли.

Нет, мучили их совсем даже не этим.

Во-первых, одно дело – хвалить и ругать кого скажут, и совсем другое – писать длинные тексты о людях, которые тебе омерзительны, и о среде, которая тебе противна и притом неинтересна. Последнее условие важно. Озабоченный еврей способен написать роман о скинхэдах, в том числе и восторженный - просто потому, что герои его волнуют. Но взять хотя бы тот же «производственный роман». Для советского писателя или киношника, больше всего на свете боящегося попасть на производство (а «в писатели» шли по большей части для того, чтобы с производства убежать, получить гарантированную пайку и чистую работу за столом, а не гробиться в горячем цеху), сама тема «производства» и «рабочего класса» была КРАЙНЕ неприятной. Советские начальники это прекрасно понимали, так как сами по большей части были такими же (то есть беглецами из общаги/барака/горячего цеха). И именно поэтому примучивали интеллигентишек – «нет, ты сначала напиши про горячий цех три романа, потом посмотрим насчёт членства в союзписателях» [1].

Во-вторых, сам процесс «творчества» сопровождался обязательными унижениями. Пресловутая советская цензура-редактура-проработка вовсе не имела целью на самом деле отыскивать в писаниях несчастных совписов какую-то крамолу. Это было вообще не в их компетенции: крамолой занимались спецслужбы, они же и определяли, что есть крамола, а что – линия партии. Вся эта система имела одну цель – унизить и оскорбить писателишку, повозить его рожей по говну, прежде чем тиснуть его труды. При этом чем более советским пытался быть писателишка, тем больше его рожей по говну возили и тем более абсурдные требования ему ставили, именно за то, что он, сука такая, пытался избежать этой обязательной процедуры. Тогда начинали издеваться и глумиться по беспределу. Сидит партийный смотрелкин-проверяльщик, ему показывают кино. Кино советское до дрожи, до посинения, до блевоты. Ну не к чему прицепиться, ну не к чему. Наконец, на экране надпись – «Конец». Партийный смотрелкин сдвигает брови и орёт: «Это что такое за конец? Это вы на что намекаете? На конец советской власти?!!!» Киношники в ужасе лепечут – «да что вы, что вы, да как же это так, да мы и в мыслях не имели, просто конец фильма». Урод щерится: «вы бля уроды мне тут мозги полощете, меня за дурака держите, антисоветчики грёбаные… [дальше – мат-перемат вперемешку с угрозами…] вот так и пишите – конец фильма!» С тех пор так и пишут… Но в чём смысл? А вот в том же: чтобы творчество ассоциировалось с УНИЖЕНИЕМ. За каждую страницу текста – каплю мочи в лицо. Чтобы за книжку садились с тяжёлым сознанием того, ЧЕГО будет стоить «хождение по разрешающим инстанциям».

И, в-третьих, можно ведь заставлять людей делать ЧУЖУЮ культуру. Которая им неприятна просто потому, что она чужая. Например, национально чужая. Поэтому стратегически важные направления русскоязычной советской культуры последовательно передавались инородцам, при этом русских поэтов заставляли заниматься «переводами с узбекского» или писать книжки про «советский туркменистан» (что отчасти возвращает нас к п.1).

[1] Впрочем, одна форма любви - точнее, любования - к социокультурной среде допускалась и даже отчасти поощрялась – когда искренняя любовь была обращена на нечто УМИРАЮЩЕЕ (то есть приговорённое советской властью к истреблению). Например, «деревенщиков» разрешили и даже поощрили именно как воспевателей УХОДЯЩЕЙ русской России, с обязательным тройным подчёркиванием того, что это всё «затопляемая Матёра». При этом достигался дополнительный эффект – «русское» противопоставлялось «прогрессивному» и предлагалось ВЫБИРАТЬ между «Матёрой» (читай - русскостью) и «электричеством» (читай – прогрессом). Русского читателя (то есть европейца, ЛЮБЯЩЕГО технику и всяческий «прогресс», причём любящего больше любого европейца, поскольку «не дают») это вводило в когнитивный диссонанс и тяжёлую депрессию, каковые у нас до сих пор принимают за «духовность».


) потом продолжу (
Tags: Русские, СССР, искусство, нерусь, русофобия
А сейчас писателям что мешает? Рыночная цензура? По видимому. Только может рыночная еще похуже советской будет...

Вы не понимете! Это ОБЛОМ! В тексте НИ СЛОВА о Церетели!

А что плохого, в том, что есть поющие парикмахеры и ваяющие воры в законе??
Мы живём в эпоху постмодерна!
А что, по-вашему, Вор в Законе будет простым скульптором работать???!
О Церетели в предыдущей теме (ссылка в начале текста), но не в нем дело, Церетели- это частный случай. Плохо не то, что воры поют, ваяют, снимают кино (или выступают в роли заказчиков- деньжонки то есть), а плохо то, что они в мэйнстриме. Блатная, уголовная субкультура существовала в России всегда, но раньше она была на переферии, а сейчас стала одной из основных. Пошлость, мещанство и разврат тоже существовали всегда, но только в последнее их перестали подавлять и давать зеленую улицу. Так, что если перефразировать (не искажая смысла) известную пословицу- "лучшее- враг хорошего", можно сказать "плохое- враг худшего". Диктат криминальных денег в искусстве хуже сусловских церберов в тыщу раз...
Согласен. Хотя если сравнивать культуру и искусство ранних РФ и СССР - есть много общего. Какой-то адский модернизм, который культурой и искусством по сути не является - так, испражнения чужого воспалённого ума. Насрём на старое, а новое более-менее ценное выдумать мозгов уже не хватает.
если ранних СССР и РФ- то да. Революционные потрясения всегда поднимают со дна общества всякую муть, извращенцев и маргиналов, это объективная закономерность. Но к сожалению не вся муть со временем оседает, некоторая обладает высокой плавучестью по определению (опять вспоминается известная пословица:)
Так, что здоровые силы общества должны организовать контроль. То что в демократическом, западном обществе нет цензуры, что цензура- исключительный атрибут тоталитарных государств- это миф. Есть и еще какая! Многие иностранцы, приезжая в современную Россию оболдевают от вседозволенности россиян по части гластности.

Церетели не понимают!

На самом деле Церетели - это Салтыков-Щедрин наших дней!
Ну мне то, Салтыков- Щедрин понятен. Мне так кажется, во всяком случае.) В отличии от Церители) Возможно его поймут потомки- время покажет)
Некрасивый человек не станет воспевать красоту - это же очевидно. Автор всегда пишет о себе любимом. Напротив, красота сегодня считается признаком тупости. А как иначе? Современное искусство построено на отрицании прекрасного и воспевании уродливого.

Suspended comment

Ну вы же не будете утверждать, что красота внешняя свидетельствует об уме и мудрости. А дело обстоит именно так в среднем.

Suspended comment

Тут многое верное. Но можно заметить, что некоторые пункты дискуссионны.

Например, цензура, главлит, все-таки выискивала крамолу, не утруждаясь особыми познаниями в искусстве - был список запрещенных тем - нельзя критиковать аэрофлот, милицию, органы Партии, и т. п.

Но этот список запрещенной тематики менялся из-за вихляний линии Партии, или из-за личных вкусов Ген. сека, добавляли-убирали.

"То есть лишённой возможности саморазвития. Чтобы никаких веточек, побегов, никакой самодеятельности"

Вот это очень верно.

"крамолой занимались спецслужбы, они же и определяли, что есть крамола, а что – линия партии".

Только при Сталине, с 1928 года и примерно до ареста Берия. При Брежневе-Хрущеве - определяла Партия.

Deleted comment

По теории Ленина каждый большевик должен был быть "чекистом", а до революции Ленин писал, что революционеры должны быть выучены "не хуже" профессиональных полицейских.

При Ленине ЧК не могла арестовать члена Партии, при Кобе произошел термидор, Коба стал и Робеспьером, и Наполеоном, и низвел Партию ниже Органов, Хрущев перевернул обратно, что и было до 1991 года.
"Но взять хотя бы тот же «производственный роман»".

А. Хейли написал "Колеса", "Отель", "Аэропорт" - вполне даже "производственные", только он изучал-знал эту среду. Был у нас и советский Хейли, или наоборот.

К. Крылов прав, что подавляющему большинству "совписов" это было неинтересно, кроме того, они не знали этой среды, или знали на уровне анекдотов, по верхам, конфликты и коллизии им надо было выдумывать, поэтому, и интереса нет, и не знают материала.
Большинство совписов были бездарными жуликами. Симулировавшими "творчекую деятельность".
Был и советский Хейли - Лазарь Карелин, если не ошибаюсь. Но писал он только о сфере услуг "Универмаг", "Таксопарк". Как давно это было...
Браво, К.А.! Браво, браво!
"а "в писатели" шли по большей части для того, чтобы с производства убежать, получить гарантированную пайку и чистую работу за столом, а не гробиться в горячем цеху),"

"Совписы" на хорошем счету - это регулярные поездки за бугор, что за собой много что влечет, кроме МИДа, и ГБ, третья ветвь, катающаяся за бугор.

Пара строк рецензии - месячная оплата рабочего, книга - сотни тысяч рублей, и даже легальных, издание в странах СЭВ-ОВД - боны, чеки, сертификаты, валютные счета.

Свой распределитель, может дать квартирку за бесплатно, машину подарить, и разное барахло в виде одежи, может и запрещенными книгами одарить вполне официально, свои дома отдыха, свой отдельный "литфонд".

Поэтому, "совписами" были не только те, что что-то там хотел писать. И так жизнь как сплошной коммунизм, при условии, что человек ладит с начальством, и подарки из-за бугра привозит.

Deleted comment

yaromirhladik

April 28 2012, 20:01:20 UTC 7 years ago Edited:  April 28 2012, 20:01:56 UTC

Сомневаюсь, что это прогресс по отношению к большинству народа.

Хлеб при совдепии был настоящий, а не из примесей с "усилителями вкуса" и "красителями", и стоил, батон, копейки, молоко было настоящее, а не из "заменителей", и тоже стоило копейки, соки были настоящие, а не из химической таблетки из Китая, растворяемой в цистерне, и тоже стоили копейки, и масло было настоящее, и чай, и кофе.

Вообще, при совдепии был контроль качества продуктов.

То, что продается сейчас по ценам выше европейских и американских - это заменители продуктов.

baqz

April 28 2012, 21:28:17 UTC 7 years ago Edited:  April 28 2012, 21:29:10 UTC

а ничо что за уралом были мясные карточки и молоко только из воооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооот такой очереди утром? А никакого масла не было вообще - был комбижир? А грузинский чай - такого лютого качества и из опилок, что и чаем то его сложно назвать?
На рынке мясо было, а зарплата "за уралом" была выше.

Deleted comment

А как же, москвичи "бронировали" свои квартирки, и ехали за деньгами.
Подтверждаю. В нашей геолого-разведочной партии в Мурманской области, Печенгском районе - много было москвичей и ленинградцев. Именно так, бронировали квартиры и ехали за деньгами.

Deleted comment

Я не о себе пишу, а о стране, и о народе, о чем и текст К. Крылова.

В прошлом году, если не ошибаюсь, санэпидконтроль разъяснил по паре торгово-ресторанных точек москвичам, что вместо красной икры они кушали тухлятину. По вкусу они определить не могли, деньги есть сейчас, вкуса нет.

"и нитраты клали в колбасы"

Вот такие представления у оппонента. Нитраты - это не то, что можно "положить" в колбасы.
"В пиво порошок например добавляли".

Слышали звон, да не знаете, откуда он. Если в пиво добавить соды, то оно будет "пениться", это криминальное деяние было в совдепии, за это тюрьма.

Сейчас статья "обман, обвес, обсчет покупателей" декриминализована на уровень административный, никакой тюрьмы.

Плюсую. Много чего не нравилось в СССР, но уж насчет качества продуктов нынешним борцунам с советской властью помолчать бы... Колбаса копченая была редкостью, признаю... увы, и та колбаса, что сейчас в магазинах ею не является...
Да уж, качество продуктов в СССР было несравненным с нынешним дерьмом. Всё правильно.

hebemoth

April 28 2012, 20:11:09 UTC 7 years ago Edited:  April 28 2012, 20:11:24 UTC

Текст ,сам по себе увлекательный, упрощает реальность. Сов. культура была очень разной.Сов. власти, при всем садизме, культура была НУЖНА и она готова была ее содержать. Сегодня мы имеем чистый беспримесный садизм безо всякой культуры.
Да, советским была нужна, и даже важна. Сейчас - культура не нужна в принципе.
"при этом русских поэтов заставляли заниматься «переводами с узбекского» или писать книжки про «советский туркменистан»"

Там было две категории. Одни сами хотели "переводить" - а всего-то, надо было зарифмовать подстрочник, языков многие "переводчики" не знали. Денежно очень было выгодно. За рифмовку подстрочника платили как свою книгу, минимум десятки тысяч рублей.

А другая категория - ненавистные властям имена "совписов", по разным причинам. Жданов предложил Зощенко стать редактором "Крокодила", Зощенко отказался, Жданов обиделся, и объявил его фашистом, и прочим, после чего Зощенко оставалось только переводить. Ахматова переводила, Пастернак переводил, Чуковский - он до революции написал ехидную статью о "социал-демократах", и Крупская ему мстила.

"Заставляли" - был также план по литературе братских народов, подо что выделялись деньги, тиражи, премии, но желающих было немало, выгодный бизнес.
фамилия Жданов выглядит тут единственно русской...
здравствуйте
вот люблю такие посты, в которых так легко и просто все написано
спасибо за здравомыслие!
Без плохих художников небыло бы хороших!
Это как море для коробля без него он не сдвинется с места, но море может его и погубить.
Можно заметить что в самые сложные годы для творчества(в Вашем понимании) появлялось бесчисленное колличество талантливых людей. Что бы чего то добится необходимо что то перебороть, не только себя.

Deleted comment

Вы мтоже не понимаете разницы между национализмом и нацизмом)
Я всегда был убежден, что каждый должен заниматься своим делом:
художник - рисовать, столяр делать рамки для его работ.

смысл выше слов. слова цепляются друг за друга, чем охотно пользуются логики и любители подмены понятий.
Демьян "Бедный" погорел, да. Пришлось ему в преферанс играть на золотой хлам с царскими вензелями, а начинал с квартиры в Кремле, и внешне вроде правильно трубадурил, но не учел психологию Кобы, по троцкистам был вял, вначале он ставку на Троцкого делал, но судьба обманула. Мог бы выкрутиться по Кобе, но таланта не было, а Коба хотел службы талантов, а раз рядовой, то какая квартира в Кремле, не достоин. Но царского золотишка хватало Демьяну для всяких комфортов, но честолюбие было уязвлено.

Коба и сам стихи писал, как "Сосо", в молодости, полагал, что разбирается.
На эту же тему:

http://esaulov.net/uncategorized/rossija-slovo-ne-odobrennoe-tsenzuro

А об этих двух этапах: уничтожение + присвоение вот здесь:
http://www.bogoslov.ru/text/2569615/index.html

Обсудим с Вами тему на Первом канале ТВ в прайм-тайм? )
В порядке куриозности: Ваш пост во френдленте шёл рядом с этим:
http://varjag-2007.livejournal.com/3467237.html#cutid1
Тут вся проблема в том,что литератор как профессия-очень новая. Много веков люди,написавшие великие вещи,которые собственно и составили мировую литературу либо писали чисто для души,поскольку были и так богаты,либо имели вполне конкретных меценатов-покровителей,которые помогали им исключительно из преклонения перед талантом.Но бизнесом это стало совсем недавно.Отсюда и дикие перекосы-на Западе (если не брать политику,присутствующую так же как и нас) это диктат издателя,зачастую глупого невежественного человека.У нас же диктат тупого чиновника.Кстати,по мере развития этого бизнеса на Западе работа издательств всё более напоминает советскую.Практически,тот же диктат бюрократов,только работающих на частные крупные издательства.
Кстати,по мере развития этого бизнеса на Западе работа издательств всё более напоминает советскую:

пиздеть не надо, да?
И самое обидное, что Церетели отличный скульптор - малая форма, барельефы, вот эта его "полуживопись", соответственно дворики-скверики, дизайн квартир, штучные работы для своих клиентов - была бы биография Мастера. А получилось "чили кусает дважды", и его смешали с говном (и боюсь, что он это понтиает), и им же обосрали настоящих скульпторов-монументалистов. Безотходное произзводстыо...
Советский фантаст А. Р. Беляев переделывал "Человек, потерявший лицо" в "Человек, нашедший свое лицо", и сделал текстовку хуже.

Иван Ефремов подозревался КГБ, что он английский шпиен, и разлагает советское общество своими книгами, после его смерти КГБ провел посмертный обыск квартиры, а также хотел зачем-то просеять его урну с прахом в поисках улик. Как ни странно, ничего не нашли.

Также советский КГБ вел дело "Стая" - по показаниям одного типа, группа лиц высадилась на парашютах в Белоруссии, и не могли ли быть это потом обернувшиеся советскими писателями шпиены - идеологические диверсанты. Как ни странно, снова ничего не нашли.

Лев Шейнин, детективщик, и даже настоящий следователь, погорел пару раз, когда раскрыл ряд дел с убийствами, и документально все описал, но потом выяснилось, что убитые живые, и как-то это было нехорошо. Но в тюрьму загремел за полутроцкизм, но выпутался, раскаялся, но как-то задор потерял.
все это имеет отношение к СОВЕТСКОЙ лит-ре, причем здесь русская?? а советские, да, так и писали - как будто им из горячего цеха раскаленную арматуру в жопу вставили...

imfromjasenevo

April 28 2012, 21:07:42 UTC 7 years ago Edited:  April 28 2012, 21:08:22 UTC

мифотворчество рулит!
Классическую русскую литературу переиздавали ,изучали и с огромным пиететом преподавали в школах все советское время.
Это даже легко по объемам издания классики и , насколько знаю, академические собрания сочинений классиков стали выходить только в совке.
Вот тут плюсанусь.

"Русская классика" в СССР была натурально заменой Библии, Корана, буддизма и иудаизма в одном флаконе. Весь социальный инжиниринг шел на ее основе.
Стихотворение якобы Лермонтова "страна рабов, страна господ" значилось до революции как "приписываемое", авторского же текста нет.

Поэтому, советские дважды включали эту сомнительную текстовку неизвестного анонима как "классику" в курс школьной литературы. Почему-то.
Особенно Лескова )

Не говоря уже о Бунине, Шмелёве или классиках второго ряда, отнесённых к разряду "реакционных писателей".

Поэму "Современники" Некрасова и то замалчивали даже в ВУЗах по известной причине.

Гоголь, и тот с купюрами "антисемитских пассажей" шёл.
русских интеллигентов сразу видно по манере обращаться на ты к незнакомым людям и некоторой поверхностности

Бунин и Шмелев были живыми критиками СССР было бы странно, чтобы их издавали и тем более признали классиками при жизни.

Цензура существовала и в РИ и это еще вопрос, когда больше резали классиков до революции или при совке.

Лесков это хороший пример, но и его практически полностью издали после 56 года.
Совкодрочер даже не признал классической цитаты в заголовке. Живое и наглядное доказательство лучшего в мире советского гуманитарного образования, бгг. Не говоря уже о тотальной борьбе с запятыми ))
М. Булгаков вначале написал, что в ресторан "Грибоедов" пришел Иванушка, и стал говорить разный антисемитизм, а вопросы в кабаке ему задавал "арамей", потом все посетители стали кричать "антисемит" на поэта Ивана Бездомного. Потом М. Булгаков переделал этот вариант на другой, с акцентом на религиозное.

Коба ждал от него восхваления. М. Булгаков начал сочинять "Батум", "Штурман", с восхвалением Кобы, но как-то поневоле получалась какая-то антисоветчина.

Вроде хотел написать, что Коба хороший, а из-под пера выходит совсем другое.

Прямо как у Гоголя - вечно пытался написать о России, и о русских что-нибудь хорошее, а получалась разная пакость. Мистика какая-то.
ХохолЪ, сидя в Риме, пытался написать о РоССии что-то хорошее.

В РиЖ! За РиЖ!
За "антисемитизм" советские купировали тексты Блока, Розанова, и еще много кого.

"«деревенщиков» разрешили и даже поощрили именно как воспевателей УХОДЯЩЕЙ русской России,"

В ЦК был отдел "культуры", который надзирал, но "совписы" были раздроблены на несколько группировок, в разных группах писали разное. "Деревенщиков" вряд ли поощряли, но можно сказать, что разрешили. Брежнев был за просвещенного Кобу, а "деревенщики" - это вроде как против троцкизма.
Советская культура так и не успела сформироваться. Что-то писали и переводили, опираясь на дореволюционный культурный опыт. Сталин был дореволюционной культурной закалки и требовал определенный уровень культуры с примесью советской идеологии. Поэтому и после 1991 года так называемая советская культура не дала никаких плодов. Деревенщики были насквозь идеологичны, все в борьбе, в политике. Можно говорить о советском стиле, который выделяется в разных областях русской культуры в течении 70 долгих лет.
"Деревенщики были насквозь идеологичны"

Они "за Россию", да.
Скорее за малую Россию, их научили бороться за счастье деревенских местечек.
какое вегетарианство - а ведь могли бы и ножичком

что-то мне подсказывает, что такого расцвета русской культуры и искусства, как в "совке", не будет больше никогда, даже на хваленом "западе", не говоря уже о Рашке
Кто денги заработал тот и лепит.
кто такие "пушкинд" и "лермонтович" супротив наследственного гения михалковых?
кто сказал, что совок должен был непременно превзойти класиков? "вон у финнов не было совка, так они культурно поднялись на недосягаемый уровень" - очень спорно
и то, сплошное бескультурие и бездуховность у финнов
бедняги, как им тяжело без гениального михалкова и совписов
это универсальный аргумент такой?
это ответ на утверждение советских об отсутствии культуры в стране Х, о культуре которой они не знают ничего
почему отсутствии?
На АПН в одной из статей восхваляют творчество Стругацких, хотя та же "Страна багровых туч" - по-моему, такая нелитература, что вроде как макулатура.

Пишется, что у Стругацких много великих политических идей, но сами идеи не приводятся, и в чем же они.

Вот С. Лем написал "Футурологический Конгресс", а через трансформацию это материализовалось как голливудская "Матрица". Почему С. Лем - тоже в советской системе жил. И про этику-эстетику у него, хотя "Магелланово облако" - тоже макулатура, но все-таки, у человека были некие идеи, которые и Голливуду украсть не стыдно.

А в чем идеи Стругацких ?. И литературно написано бездарно, ни стиля, ни вкуса, тупые фабулы, с глупым же обрамлением, чего Стругацким всегда нехватало - это именно фантазии.
Нехватку фантазии Стругацкие как и многие другие советские инородцы компенсировали уже готовыми западными образцами. Толстой своего Буратино просто скопировал как многие другие советские писатели под видом своего произведения делали вольный перевод на советский язык для советских запуганных людей в железном кольце .
Разве Толстой "инородец" ?. А "Гиперболоид инженера Гарина" - вполне изобретение по Жюль Верну. Лазерное оружие, предшественников вроде нет.
Культура у него инородная и он встал на инородную сторону, после него появились соответствующие плоды. Артемий Лебедев из той же породы: и нашим , и вашим.
М. Харитонов : "Но основные три источника и три составные части моей писанины — это пьесы Евгения Шварца, рассказы О’Генри и фильм «Семнадцать мгновений весны», который я всегда считал образцовым литературным произведением (в отличие от бездарного романа Ю. Семёнова, который я так и не смог дочитать до конца)".

В одном из рассказов О.Генри ковбой обожал седла для коней, и бобы. Пока был бедным. Потом он разбогател, и его пытались приобщить к другим радостям, но богатый ковбой не находил в этом другом радости, и был счастлив, когда получал новое ковбойское седло, и мог поесть бобов.

Это вот к чему - в Кремле сейчас супербогатые, но когда показывают фотографии как на блюдах из кремлевской столовой ползает червяк, самый обычный, то мне лично вспомнился старый рассказ О. Генри.

Рассказ М. Харитонова "Всегда Кока-Кола" в советское время соответствовал бы рассказам американских авторов о США в "Антирубрике" журнала "Иностранная литература". Вполне соответствовал бы критериям.
М. Харитонов : "ответит, что он-таки учился у Гомера, Шекспира и лично Бориса Натановича Стругацкого,"

Гомер был устным в оригинале, кто что потом записывал, точно неизвестно. Шекспира переводил Пастернак, чтобы учиться у Шекспира надо знать староанглийский, так что, скорее, учились тогда у Пастернака, его же текстовки, не шекспировские, потому что не подстрочник, а вольный пересказ.

Чему можно научиться у Стругацких - халтуре ?...

Deleted comment

Suspended comment

Какой у Вас хороший, годный коммент. Я его в книжечку запишу.

Suspended comment

Даа... Расскажите же --расскажите "сласную и узаслую пгавду" Константин --как в стране первой вышедшей в космос и производившей 40% гражданских авиалайнеров русским людЯм не давали заниматься техникой злыйе англосаксонские жыды им.Голковскаво
"Производившей" в прошедшем времени заметте.Куда всё делось?
Ну так пидорасы пришедшие к власти благодаря "свободке" которую К.К. любит и ценит имеют обыкновение уничтожать все на своем пути... Если бы тяняньмынская скотобаза победила а не была намотана на гусеницы Китая бы точно также не стало как СССР а в свободном минете-тибете возродилось рабство.
Не спалили нахрен Белый дом вместе с ельцыном и защитниками -вот и сосем куй
Советским писателям все таки разрешалось многое. А национальным писателям разрешалось очень многое. А если национальный писатель был с чувством юмора - Фазиль Искандер - то он публиковал просто замечательные вещи. Например знаменитая повесть "Маленький гигант большого секса". Московскому писателю такое вряд ли бы позволили - тема далекая от строительства коммунизма да еще и герой трахает любовницу Берии. Но - национальный колорит все позволял. А в другой своей повести про дедушку Сандро, Искандер прямо пишет, что некоторые князья горные трахали коз. И ничего - опубликовали. национальный колорит. Москвоская интеллигенция была просто в восторге от книг абхазского писателя Фазиля Искандера.
Ну и Стругацкие. В 60е - 70е годы они были кумирами молодежи. И книги хорошие писали.
Просто читать больше нечего было. На том же Западе таких вот фантастиков было много. Кто только не был кумиром у запуганной советской молодежи.
Западная фантастика другая.
Ну это вы маленько пересолили. Про советских авторов написано хорошо у Полякова и у Веллера.
...при этом русских поэтов заставляли заниматься «переводами с узбекского» или писать книжки про «советский туркменистан»

Русских поэтов???

Переводы с узбек-чукотского была еврейская прерогатива. Еврейские поэты (и часто совсем неплохие) плодотворно работали на этой тучной ниве, дававшей наваристые гонорары. И еврейский поэт таким чудесным образом превращался в переводчика. Более того, Крылов считает что он превращался в русского поэта. Ну что ж, на примере акына Гамзатова Расула будем считать, что Яков Козловский и Николай Гребнёв (Наум Рамбах) - русские поэты.
Как-то взял и прочёл две "Роман-газеты" со стихами Р.Гамзатова. Пытался что-то извлечь полезного. Не извлёк ничего полезного. Удивительно пошлые сентенции бестолкового кавказского акына выдавались за поэзию, на мой взгляд.
Недавно Р.Гостев в полемике с К.Крыловым без конца рассказывал, что именно нац.политика СССР позволила стать известным Р.Гамзатову. Это ужасный приговор. Нац.политика СССР работала на бездарных и жуликоватых кавказских и среднеазиатских писак!
Переводчики делали из подстрочников жуликоватого кавказца очень удачную, хотя и пошлую, сов-пропагондонскую конфетку.

Но и не только чистую пропаганду... например песня "Мне кажется порою что солдаты" была модным хитом у лабухов в провинциальных кабаках, выжимая слезу у поддатых клиентов.
Мудак --эту песню пели во всем мире. В Японии она была хитом...
Угу... кому и кобыла невеста.(с)
Думаю и Гамзатов из общения с тобой мудаком не извлек ничего полезного. А простой даг определил бы тебя в рабы --пасти баранов --ибо больше ни на что ты не годен в силу тупости
Константин, быть вам главой Министерства Правды. Так гнусно написать - это ж уметь надо!!! Вы прекрасно справляетесь с задачей привить отвращение к Истории, умело маскирую это отвращением к совку. Браво!!!
Отличная публицистика.
Советская пролетарская социалистическая культура имела своей задачей разрушение и уничтожение культуры буржуазной, реакционной, помещичьей, поповской, черносотенной – то есть, проще говоря, русской культуры
---------------
И как вы в таком ужасе такой националист выросли?
> культуры буржуазной, реакционной, помещичьей, поповской, черносотенной – то есть, проще говоря, русской культуры.

А не слишком ли смелое отождествление?
Всё совецкое так уныло как унылы защитники советской культурки.
Нет проблем --создайте что то похожее на Московсктие метро а потом и гавкайте на предков. Кстати --нефть на которую вы купили свой компьютер для испражнений в ЖЖ-шечке и ток в розетке куда вы его включили берется из советских месторождений и советских электростанций
Зачем путать культуру и технологии. Если бы советская культура была высокой и сильной, то она сама бы за себя постояла, а так приходится людям с такой низкой культуркой защищать низкую совковскую культуру.
Гыыы... Когда простой мусульманский мужик вышиб мозги из умненького педика Тео Ван Гога -ему не помогла никакая кульутра. Когда чеченцы приходили в 90е к русским интелям в Грозном -незадолго до того радовавшихся победе ГКЧП и пиздили их и выкидывали их и их библиотеки набитые духовностью нахуй -- что-то культура себя не защищала... Сейчас вон нарот за кордоном предпочитает не всяких Вагргов и Лейнов с Пирсами и прочей наци-культурой и уж не всяких там скучных Моцартов --а веселых рэперов-ниггеров. А у нас писатель Харитонов проигрывает Донцовой и Багирову...

Негр спокойно ответит: "Какие такие великие писатели? Какие такие великие композиторы? Ваши белые ублюдки слушают наших черных музыкантов в несравненно больших количествах чем разных бетховенов и моцартов! Наш черный баскетбол обожает неизмеримо больше народа чем вашего Шекспира или Бальзака! Майки с фамилиями черных спортсменов и названиями наших команд продаются в несоизмеримо больших объемах, нежели вся макулатура которую вы называете литературой, или, что еще забавнее, - философией. Все ваши философы - обыкновенная куча импотентов, которых мы бы легко передавили за несколько минут своими мускулистыми черными руками . Наш бокс смотрят миллиарды, а выступления ваших уродов-президентов, похожих больше не на людей, а на сморщенные пенисы, - единицы. Ах да, белые нарисовали еще какие-то "великие картины"! Повесьте себе в клозеты эти картины! То что ваши обалдевшие от денег буржуи отдают десятки миллионов долларов за мазню Ван-Гога или Пикассо, показывает только вашу тупость, а факт что все белые города разрисованы нашим "граффити", причем не нами, а белыми, есть куда большее свидетельство нашего превосходства и в этой области. Наша раса на 60-70 процентов состоит из молодых, а вы скоро превратитесь в толпу маразматических старух и трясущихся обделывающихся стариков!

Миша Будьен с Одэссы -мамы
Да вот из таких местечковых мальчиков, приехавших когда-то покорять Одессу, получились террористы и палачи революции. Они как истинные арийцы при слове "культура" хватались за пистолеты. Им могли противостоять только настоящие арийцы из СС. Потом появились русские и защитили бедных европейских евреев. Сейчас также ведут себя негры, но появятся новые арийцы и весь рэп уйдет в песок. Вот тогда русские прийдут и наведут порядок на планете.
Вообще то стыдно не знать героев -наци дискурса --ибо Мишель Будьон-Буденный не еврей а один из ведущих ариософов и вообще между нами говоря --единственный нациский мцыслитель в СНГ к которому применим термин -мыслитель и которого инетересно читать
Это не говоря о том что реперов слушают не евреи а юбелые --и за попытку что-то сделать с репером нацика забьют поклонники и поклонницы а потом еще опустят в тюрьме -и будет он не скинхэд а Маша (Мари) Малафеева
Почему в горячем цеху обязательно гробиться? У Вас созидательный труд только со смертью ассоциируется? Или это Вы по описанному закону жанра воспеваете ненавидимое?)
Просто К.Крылов как истинный национал -демократ полагает что матценности возникают от мантр про наци-анальный дух и от свободы. Это ведь знает всякий -промышленность и всякие стройки выдумали злыйекаммунисты чтобы мучить народ --а на самом деле хрянцузские булки в булошную и ток в розетку доставляет невидимая рука рынка
Как пропаганда для определенной публики, может, и неплохо.

Но как-то это всё ниже вашего уровня.
Я бы объяснил проще. Тем что к власти после 17-го пришли недоучки и недалекие люди. А как невежда будет утверждаться, на новом месте? Конечно, брать на работу себе подобных и гнобить талантливых, да образованных.
> культуры буржуазной, реакционной, помещичьей, поповской, черносотенной – то есть, проще говоря, русской культуры.

А может... Если она действительно такова --так и нафиг ее.
Если уж за что в плане культуркампфа попрекать советскую власть -то за то что многое было недодавлено.
Достоевскаво-шизоида и психопата с его достоевщиной, Герцена с его революсьонным онанизмом, Толстого с толстовцнем туда же недурно...
Хватило бы Пушкина, Лермонтова, Некрасова...
Как хорошо сказал одна неглупая критикесса --в то время как в Европе писали книги про покоритеклей морей, создание империй, полеты на Луну и просто полеты, про героев и настоящих мужчин --у нас наша чюдесная руссишинтеллигенция жевала вопрос -- хорошо ли поступил студент когда трахнул старушку топором (по голове)
если глянуть на дореволюционный масскульт, то он подобен нынешнему - пошл, неумён, криклив и ограниченн.