Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Фрагменты книги "Действие". Вещь

Что это такое и зачем оно здесь

Вещь есть нечто, имеющее назначение.

Два стула или два стола могут быть совершенно непохожи друг на друга, при этом мы называем их стульями и столами – просто потому, что на них можно сидеть. Точнее, на них удобно сидеть. Глядя на любую новую вещь, мы прежде всего прикидываем, для чего её было бы удобно использовать, и в зависимости от этих прикидок догадываемся – «это стул», «это стол». Именно это прикидывание – как бы за вещь ухватиться, как бы её использовать – и лежит в основе процесса распознавания образов.

Разумеется, оборотной стороной использования является препятствование. Мы прикидываем не только, на что годна та или иная вещь, но и чем она нам может помешать. Дерево – то, что можно обойти, кустарник – то, через что придётся продираться. И мы называем любую загогулину – даже нарисованную - «крючком», думая, что вещь, которая так выглядит, могла бы цеплять.

Итак, вещь есть то, чем можно воспользоваться. Противоположностью вещи является помеха (или «проблема») – что-то ненужное, нежеланное, вредное, что не даёт жить. Эта пара – вещь и помеха, изъян, проблема – и составляет те полюса, между которых мечется мысль.

Решение проблемы – точнее, проект решения – мы называем идеей. Когда-то этим словом мы называли платоновский «первообраз», план вещи или дела, то есть то или иное предначертание. Надо признать, что такое развитие понятия было вполне оправдано и даже необходимо. Если вещь – это то, чем мы можем воспользоваться, то идея – это план того, как мы можем воспользоваться вещами или обстоятельствами.

Стоит подумать о том, чего мы можем от вещи ожидать, так сказать, по минимуму, каким потенциально полезным (или вредным – это как посмотреть) свойством должна обладать даже самая негодная вещь. Это её устойчивость, в частности – прочность, но и не только. Мы называем «настоящей вещью», в отличие от «эфемерной иллюзии», то, что выдерживает то или иное воздействие, не пропуская его через себя[1]. Именно эта способность выдерживать те или иные воздействия является решающей при нашей оценки вещи. Стол должен держать на себе посуду, она не должна проваливаться сквозь него или соскальзывать с него. То, на что можно поставить тарелку, кружку или кувшин – то и есть стол.

В связи с этим стоит сказать несколько слов о так называемой «форме». То, что вещи как-то связаны с формами, понятно. То, что эта связь далеко не прямая, тоже очевидно – слишком уж разные формы могут иметь «одни и те же по сути» вещи. Вокруг этого обстоятельства «всякое наверчено». Развернём. Форма – это, собственно, то, что в вещи работает, поскольку именно она выстраивает, напрягает и ощетинивает материю вещи так, чтобы сдерживать её порядком то, что вещь должна сдержать (в том числе и саму себя от саморазрушения). Но одинакового результата можно добиться, используя разные формы. У табуретки может быть четыре ножки, а может быть одна – на широком блине, «чтоб вертеться». И всё это будут табуретки. А вот спинка превращает табуретку в стул, поскольку возникает новое важное свойство – человек может опереться спиной, и спинка будет его держать… Ну и так далее – формы всего лишь «удачные решения», которых может быть много.

Особой разновидностью вещи является знак. Мы понимаем знак как вещь, чьё основное назначение – быть распознанной. При этом нельзя сказать, что знак является чистой формой, совершенно отделённой от материала – иначе не было бы пословицы «вилами по воде писано». Более того, сам материал, плоть, на которую наносятся знаки, обычно является вещью «неестественной» и «значащей». В этом смысле первознаком, обозначающим саму возможность означивания, является гладкая поверхность, «белый лист».


[1] Ещё раз: дело не только в «прочности» - тут нужно смотреть шире. Тончайшая кисея может восприниматься как «настоящая вещь», когда она даёт тень и спасает от вульгарного загара лицо благородной дамы – то есть не пропускает свет, там, где мы хотим его избежать. В другой ситуации мы эту кисею порвём, даже и не заметив, что она была, но сейчас, под палящим солнцем – да, вещь, «какие уж тут сомнения». 

)(

Tags: "Действие"
"Планета Марс" - это вещь? Это вещь с назначением или препятствие?

А "Континент Америка" сразу после его открытия?
Вы подтверждаете тезис Ленина о классовой природе идеологии и мышления.

однако само классовое общество есть вырождение сословного,
ибо класс - категория политэкономическая, а сословие - огранизмическая.

Основы политэкономии
red dragon
az118
26 февраля, 2009

Натур.хоз-во - кто добывает, тот и ест что на-дыбил (наохотил,насобирал).
И кормит членов рода пока или уже не могущих добывать средства существования сами.
При этом помня о богах-покровителях рода и держателях мирового порядка.
А случайные излишки можно и обменять на недостающее, причем отсутствие последнего не фатально.
Добываемые Вещи - вещи-средства бытия и его знаки-посредники (вестники),
в т.ч. между членами рода и богами.

Смешанное натур.товарное хоз-во.
Часть вещей производится уже специально для обмена,
т.е для систематического отчуждения ради присвоения иных вещей,
которые самим производить нет возможности, но иметь которые весьма желательно.
Здесь Вещи (излишние) становятся знаками других Вещей (еще отсутствующих),
необходимых для большей полноты бытия, в т.ч. в сношениях с иными родами человеков и богов.
Т.о. вещи становятся товарами - носителями конкретных знаковостей-товарностей при обмене
.

Рано или поздно выделяются особые вещи, онтологические значимость и значение которых в их способности быть знаком любого товара в актах обмена и тем самым носителями чистой товарности. Это и есть деньги как чистый универсальный экономический коммуникатор-представитель товара как такового, отчужденного от любого конкретного товара и именно поэтому являющегося посредником между любыми обладателями любых вещей-товаров. Но как чистый товар, деньги также обладают способностью обмениваться сами на себя - настоящие на будущие (векселя) и даже бОльшие. Ясно, что здесь становится актуальным линейный аспект времени, всегда существенный при сделках человеков с человеками или богами.

Наконец, чистое товарное хоз-во.
Каждый производит товары, и только товары.
Т.е. производитель сам не ест сразу что наработал, а сначала меняет на деньги, а затем деньги на товары-вещи, необходимые для его социального бытия (суть которого как раз в том, что он производитель и потребитель товаров). Значимость денег а вместе с ней и потребность в них увеличиваются прогрессивно. Что вызывает возникновение особых соц.экономических структур, торгующих деньгами.

про деньги и про фин.капитал.
цена денег как носителя чистой товарности, отчужденной от любого конкретного товара - банковский процент, т.е. чистое количество. а дальше можно торговать уже им. Но основа - ожидание-перенос в будущее реализации чего-то и под это заем (покупка) денег. Занятые деньги как бы обеспечены тем, чего еще нет, но лишь ожидается. В результате прогрессирующее замещение "материального" обеспечения на виртуальное, являющееся основой современной цивилизации, смысл существования которой - торговля потребностями, конвертируемых в потребность в деньгах, ведущей к теневой власти финансовой олигархии и глобализации системного кризиса путем экспансии его в пространстве и времени.

Тут уж не до богов-покровителей... работа, деньги, товары, потребление и снова работа... Под присмотром кое-кого.


довесок:

физиология (экономика),
анатомия (государство) и
психика (культура).

последняя как высший аспект социального бытия
пронизывает два его низших аспекта и единит социум
как часть со сверхцелым, с Миром и его вечным истоком,
проявляясь как душа и дух народа.

проблема в соответствиях всех трех аспектов друг другу
в их иерархии. Сильная анатомия требует сильной физиологии.
Но анатомия должна оставаться сильнее. И народный дух
должен определять анатомию и физиологию, а не наоборот
как на западе.

Частное, будучи частным, должно служить целому
или вовсе не быть.


довесок-2

экономика - физиология общества.

Власть - принцип организации социума
как целого во всей его онтологии, дающий
обществу иерархию ценностей, регулирующую
поведение его членов (этику) и отношения между
ними (мораль) и через них определяющий типы
экономики, государства и культуры.

любое здоровое общество социалистично,
поскольку социализм это не уравниловка и
не тип собственности, но онтологический примат
органичного целого над частями и вообще органичного
над техничным и техническим, каковые лишь средства.

при капитализме ровно наоборот -
первично даже не особенное (части), но единичное,
атомизированные индивиды, все бытие которых редуцируется
к всеобщему универсальному товару и предмету потребления -
капиталу.

капитализм - форма перманентного кризиса западной цивилизации.

az118

July 14 2013, 05:40:11 UTC 6 years ago Edited:  July 14 2013, 05:52:29 UTC

иначе -

Вещь - это сущее, с которым мы со-существуем,
которое как-то есть в нас, и поэтому может собирать
нас вокруг себя как круглый стол и чаша или разделять
как камень преткновения. Поэтому вещь - вестник бытия.

образы, идеи (от ПИЕ *wid- "видеть") - тоже вещи, но
не материальные, а ментальные.

подлинная Вещь является нам в вот-бытии, через указательное
неопред. местоимение ЭТО - нем. DIESE, откуда DIE и DING "вещь",
а в неопределенном случае ОДИН - нем. EIN "один" и EINE.

жил-был ОДИН человек,
и было у ЭТОГО человека три сына...
Ich lebe mein Leben in wachsenden Ringen,                      Я жизнь прожигаю растущим кольцом,
die sich über die Dinge ziehen.                                Над вещую тьмою паря.
Ich werde den letzten vielleicht nicht vollbringen,            Быть может я стану последним гонцом,
aber versuchen will ich ihn.                                   Кого обнимала заря

Ich kreise um Gott, um den uralten Turm,                       Кружу у престола, у древних вершин,
und ich kreise jahrtausendelang;                               Над пропастью прошлых веков;
und ich weiß noch nicht: bin ich ein Falke, ein Sturm          Как сокол небесный, ветров господин,
oder ein großer Gesang.                                        А может быть гимн облаков










>Вещь есть нечто, имеющее назначение.

1. то что не имеет назначения не вещь?
2. если назначение не очевидно пока, а потом стало очевидным, то вещи как бы не было и вдруг она стала?
3. вещь у одного имеет назначение, у другого нет. Для первого она существует, для второго нет?

Всё таки может быть связывания дефиниции вещи и субъективного восприятия ошибочно, нет?