Разумеется, записал я это в несколько более формальном виде, чем объяснял – но тем не менее.
УТРЕННИЙ КОНЬЯК И С ЧЕМ ЕГО ПЬЮТ
Исследования языковых форм, игнорирующих прагматику, неизбежно сталкиваются с проблемами, которых легко избежать, если всё-таки принять во внимание реальную речевую ситуацию.
Ну например. Когда некто задаёт кому-то вопрос, то на самом деле он делает не одно сообщение, а несколько, причём все они, кроме последнего, императивны.
- Первое – обращаясь, он тем самым уже просит (а вообще-то требует) себя выслушать, «требует внимания».
- Второе – не просто выслушать, а сделать усилие по пониманию.
- Далее идёт смысл самого сообщения.
- И после этого – от выслушавшего требуется ещё и определиться с отношением к сказанному: чаще всего от него хотят, чтобы он «поверил», «принял за правду».
В случае вопроса ситуация усложняется. Спрашивающий:
- Требует от отвечающего, чтобы на него обратили внимание: «я тебе говорю».
- Требует, чтобы его поняли: «я хочу, чтобы ты меня понял».
- Требует, чтобы информацию, содержащуются в вопросе (а она там всегда содержится) приняли за истинную. (В случае вопроса это необходимое условие).
- Ждёт (тут требовать уже нельзя, хотя зачастую именно требует), что человек располагает достаточной информацией, необходимой для ответа, и это признал – «да, знаю, могу ответить».
- Ждёт (тут опять требовать нельзя, но иногда и требуют), что отвечающий готов (хочет, вправе и т.п.) отвечать.
- Ответил бы.
Чтобы это проиллюстрировать, разберём классический пример – вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». И рассматриваем все слои по порядку.
Тогда мы получаем следующую таблицу возможных ответов:
- Нет возможности или желания общаться. Ответ: «давай не сейчас», «отвали».
- Желание общаться есть, но вопрос непонятен. Ответ: «не понял».
- Вопрос понятен, но информация, содержащаяся в вопросе, ложна (с точки зрения того, от кого хотят ответа). Универсального ответа не существует (что является дефектом языка, которым часто пользуются); более-менее подходит «гонишь», «с чего ты взял, что…», «а не пошёл бы ты».
- Вопрос понятен, но знаний, чтобы ответить, у отвечающего недостаточно. Ответ: «Не знаю».
- Вопрос понятен, информации для ответа достаточно (или недостаточно, это не столь важно), отвечать не хочется. Ответ: «no comment», «извини, не мой секрет», «а тебе какое дело», «беру 51-ю статью» и т.п.
- Вопрос понятен, информации для ответа достаточно, отвечать готов. И вот только тогда может прозвучать «Да» или «Нет».
Зметим, что все эти «не понял», «не знаю» и даже «отвали» - столь же законные и корректные ответы, что и «да» и «нет». Логическая система, игнорирующая эти ответы, неполноценна.
Выше мы упоминали «некорректные вопросы» - типа знаменитого про коньяк. Применим к ним ту же методу.
Что мы имеем? Вообще-то, задавая вопрос, спрашивающий при этом сначала сообщает нам какую-то информацию (имплицитно содержающуюся в самом вопросе). И более того – требует, чтобы мы признали эту информацию истинной. Только при этом условии вопрос обретает смысл.
То есть. Если кто-то кого-то спрашивает, перестал ли он пить коньяк по утрам, на самом деле он
- Сообщает информацию следующего содержания: «Ты пил коньяк по утрам. Я хочу знать, перестал ли ты это делать».
- Требует, чтобы оба предположения отвечающий принял за истину (sic!)
- Требует, чтобы ему ответили «да» или «нет».
Понятно, что ответ «я не пил коньяк по утрам» здесь будет вполне корректен, так как относится к уровню 4, и означает «я отказываюсь признать за истину, что я пил коньяк по утрам». Но подойдёт и «а с чего ты взял, что я пил коньяк по утрам?» «А не пошёл бы ли ты» - тоже годится, хотя это и более расплывчато, так как может быть воспринято и как нежелание общаться вообще (случай 1 из таблицы ответов), и как попытка уйти от ответа (случай 5 из той же таблицы). Но тут уж - - -
)(
prohogy
August 27 2013, 21:15:33 UTC 5 years ago
da_last_outlaw
August 27 2013, 21:17:02 UTC 5 years ago
ludmilapsyholog
August 27 2013, 21:26:21 UTC 5 years ago
mindfactor
August 28 2013, 05:04:03 UTC 5 years ago
domety
August 27 2013, 22:21:36 UTC 5 years ago
spiculator
August 27 2013, 22:53:12 UTC 5 years ago
"А с чего ты взял..." ИМХО самое выигрышное, ибо
Алексей Воронов
August 27 2013, 22:56:25 UTC 5 years ago
illy_drinker
August 27 2013, 23:21:05 UTC 5 years ago
Вам понравится
http://www.youtube.com/watch?v=Fzdf3XAtMRk
Коньяк по утрам
domitori
August 27 2013, 23:48:50 UTC 5 years ago
Ты не хочешь быть в первых рядах?
- Смотря что за ряды.
- Как это "что за ряды"?
- Рядом называется сумма с бесконечным числом слагаемых. Такая сумма обычно определяется как предел...
- (обрывает) Я имею в виду передовые ряды строителей коммунизма.
- Вы имеете в виду частичную сумму?
- Я повторяю, вопросы задаю я.
- Пожалуйста, задавайте себе на здоровье.
- Что ты хочешь сказать?
- Я ничего не хочу сказать. Я вижу, с вами вообще не о чем говорить. Вы говорите о том, чего не знаете. Вы даже не знаете, что такое ряды.
- Ты согласился отвечать на вопросы?
- Да.
- Почему же ты мне не отвечаешь?
- Ваш вопрос некорректно поставлен.
- Где ты набрался таких слов?
- Каких слов?
- "Некорректно поставлен".
- В книжке.
- В какой?
- Детской.
- Как называется книга?
- Логика для всех.
- Кто автор?
- Не помню.
- О чем она?
- О том, что некоторые вопросы подразумевают неверное утверждение.
- Что ты имеешь в виду? Можешь ли ты привести пример?
- Да.
- Что "да"?
- Я могу привести пример.
- Неужели не ясно, что я хочу, чтобы ты привел пример?
- Не ясно.
- Хорошо, приведи, пожалуйста, пример.
- Пожалуйста. Сумма геометрической прогрессии с положительным инкрементом, меньшим единицы...
- Приведи пример некорректного вопроса.
- Вы перестали пить коньяк по утрам?
- Почему ты меня об этом спрашиваешь?
- Вы просили пример некорректного вопроса.
..
отсюда
AKoluchi
August 28 2013, 00:02:10 UTC 5 years ago
-Кирик позовёт, но она обещала для тебя оставить?
-Какой Кирик?
-А какой коньяк?
berezark
August 28 2013, 06:49:01 UTC 5 years ago
fat_yankey
August 28 2013, 00:17:40 UTC 5 years ago
Ф.Б. сделала утверждение, что на всякий вопрос можно ответить "да" или "нет". Карлсоновский "парадокс о коньяке" был опровергающим примером к этому утверждению.
Предложенные ответы "я не пил коньяк по утрам", "а с чего ты взял, что я пил коньяк по утрам", "а не пошёл бы ли ты..." прекрасно подтверждают правоту Карлсона (и неправоту фрёкен Бок) - существуют такие вопросы, на которые даже лучшие умы России не могут ответить просто "да" или "нет".
fat_yankey
August 28 2013, 00:26:46 UTC 5 years ago
opossum
August 29 2013, 11:31:37 UTC 5 years ago
Anonymous
August 28 2013, 00:45:33 UTC 5 years ago
> 1.Сообщает информацию следующего содержания: «Ты пил коньяк по утрам. Я хочу знать, перестал ли ты это делать».
Домыслы, СПГС в полный рост. Если некто спрашивает "перестал ли ты пить коньяк" он лишь спрашивает - сюрприз! - "перестал ли ты пить коньяк".
А подтекстов можно напридумывать сколько угодно. Например, что эта фраза пароль, и вопрошающий "на самом деле" (tm) сообщает потенциально посвящённому, что является посвящённым.
Что же касается возможности бинарного ответа на вопросы вообще, то обсуждаемый пример хорош только для недалёкого литературного персонажа. А для других, кто считает сабж "некорректным", является надёжным маркером интеллектуальной несостоятельности.
Если я не пью коньяк по утрам, то на приведённый вопрос отвечу "нет", в смысле "не перестал". Если кто-либо сделает из такого ответа вывод, что коньяк я таки пил и не перестал пить, то он просто кретин. Поскольку не в состоянии понять элементарного: невозможно перестать делать то, чего не делаешь.
Pointer
isolder
August 28 2013, 17:25:11 UTC 5 years ago
По образцу вашего же рассуждения следует, что вы просто сообщили, что продолжаете пить коньяк.
propressor
December 26 2016, 00:31:44 UTC 2 years ago
Нет. "не перестал" не значит "продолжаю".
isolder
August 30 2013, 15:54:14 UTC 5 years ago
Deleted comment
gilgatech
August 28 2013, 04:46:02 UTC 5 years ago
ext_1684112
August 28 2013, 09:34:31 UTC 5 years ago
sawely
August 28 2013, 02:33:20 UTC 5 years ago
Deleted comment
illy_drinker
August 28 2013, 05:49:06 UTC 5 years ago
Путин национализм приватизировал
http://lenta.ru/video/2013/08/27/bikeshow/
korzh18
August 28 2013, 06:16:58 UTC 5 years ago
Евгений Матвеев
August 28 2013, 06:17:43 UTC 5 years ago
Н.Усков (о чём-то) говорил и сказал "ну такие вопросы ставить некорректно. это всё равно как спросить - ты уже перестал пить коньяк по утрам? Вот вы бы как ответили на такой вопрос?"
а теперь ВНИМАНИЕ!
К.Собчак произнесла такую фразу
"ну-у-у... я бы перестала, да" и дальше стала спрашивать про что-то другое (о чём они говорили до этого)
berezark
August 28 2013, 08:27:23 UTC 5 years ago
Одним из его приколов было - улучив момент, когда ты стоишь в столовской очереди среди слегка знакомых девиц и силишься как-нибудь произвести на них впечатление, он подкатывался, чтобы пристроиться к тебе в очередь, и параллельно заводил доброжелательный разговор в духе: "Ну как, ты уже перестал заниматься онанизмом?"
(Времена тогда были гораздо более целомудренные, так что огорошить человека подобными приемами ему часто удавалось).
opossum
August 29 2013, 11:33:23 UTC 5 years ago
Хотя то, что он учился только на первом курсе, наводит на мысли и о более печальном (хотя и закономерном) его конце...
berezark
August 29 2013, 13:01:29 UTC 5 years ago
Бит он бывал реально за картежные долги.
Потом из-за них же проворовался и в начале 3 курса был изгнан из заведения.
Конечно, за ним числилось много чего еще.
Но авантюрный характер многих располагал к себе и было жаль, что его проперли.
fedorpepel
August 28 2013, 08:40:11 UTC 5 years ago
isolder
August 28 2013, 17:26:51 UTC 5 years ago
fedorpepel
August 28 2013, 17:37:11 UTC 5 years ago
Уникальная методика.
syoma1
August 28 2013, 11:08:58 UTC 5 years ago
http://andrey-ka23.livejournal.com/459276.html
_iga
August 28 2013, 22:13:09 UTC 5 years ago
h_factor
August 29 2013, 07:42:22 UTC 5 years ago