Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Русский Марш: взгляд со стороны, но без предубеждённости. Так примерно всё и было

Оригинал взят у bocharsky в Сходил на Русский марш
Был на Русском Марше. Предсказал себе фотоотчет Варламова (медвежьи шкуры, сбрендившие старики, хоругвь, зигующий школьник) и умственный репортаж Дзядко «РМ - туса зигующей гопоты, и они - ядро этой акции» - затвитил Тихон в 10 утра, за 2 часа до начала сбора). Вернулся, залез в Твиттер – все ровно так и есть.
Поэтому хочу рассказать, что видел. Друзьям готов ответить на вопросы, если что.
Итак.
1. Самое сильное ощущение: РМ – стопроцентная «болотка» для простых людей. Это, пожалуй, описывает марш лучше всего. Если вы были на Болотной, или Сахарова, просто закройте глаза и представьте вместо респектабельной интеллигенции, «либеральных журналистов тм», коллег по офису и пр. – соседей со своей лестничной клетки в Медведково, или Алтуфьево (ну т.е. там, где вы на самом деле живете – панельный дом, неизящные люди, разрисованные стены и и пр.) и ребят со спортивных площадок во дворе, которые тусят там на турниках, или (чего уж) с банкой пива.
В этом смысле, проведение марша в Люблино очень органично. Вот честное слово. Идешь по спальному району, мимо рассыпавшихся вокруг, как гигантские костяшки домино, панельных многоэтажек и понимаешь, что все очень в тему. И Бирюлево, и Кронштадский бульвар (где поминали Свиридова в день, когда вечером случится Манежка) и Люблино – все это как на одну нитку навязано.
Если проводить параллели из маркетинга – брендинг там, сегментирование аудиторий, то Болотка и Русский марш, это один и тот же протест для разных целевых аудиторий. По большому счету, легко представить весь РМ на Болотной. И всю Болотную на РМ. Но вот на практике начинаются нюансы.

2. Про нюансы.
Повторюсь, и Болотка, и Русский марш - про одно и то же, про протест. Про требование перемен, изменения жизни к лучшему, про трансформацию общества. Т.е. чистой воды политическая повестка, политические требования. И нет никакой возможности оспаривать, что в этом смысле Русский Марш вполне себе адекватное политическое мероприятие. Только вот «сообщение» (политическая платформа) у этих политических движений немного разные. Болотка – либеральное, над-национальное мероприятие, точнее скорее анти-национальное. Насколько я успел отметить, большинство лидеров белоленточного протеста занимают яростную и непримеримую позицию против всего, что связано с «русской национальной повесткой». Акунин, Дзядко, Кац, Пархоменко, Собчак и еще десятки и десятки персон выступают монолитным и единым фронтом по всему списку национальной повестки – мигрантов завозить, визы с Азией не вводить, тему этнической преступности топить в риторике о «русских фофыстах», Бирюлево осуждать, поднявшихся людей оскорблять, поносить и высмеивать. Ну, то есть, идешь ты на условную Болотку и с тобой плечом к плечу осуждает путинскую диктатуру Митя Алешковский, и ты считаешь его единомышленником. Но как только речь зайдет о визах, мигрантах и русских, как политическом субъекте, то «лидеры болотной» срываются в такую атаку, что кровавый режим с его адовым ТВ и целыми Канделаки с Симонян наперевес нервно курят в сторонке. Могу ошибаться, но по ощущениям, совокупные Дождь, Эхо и Большой Город мочат «русский вопрос» активнее «кровавой гэбни». И где-то год лично у меня это вызывало дикий когнитивный диссонанс. Мол, как же так, мы же там вместе, плечом к плечу... Но где-то за год все точно уже выговорились, зафиксировались в цитатах и позициях и разошлись по лагерям. Сегодня с этим все понятно, хотя, конечно, осадок остался.

3. Про людей и лица.
После первой болотки в интернете было много постов (сам писал в таком духе) про «хорошие лица». Ну, то есть физиогномика стала чем-то вроде исследовательского приема. Смотришь на лица Болотных и Сахарова и видишь – хорошие, милые, умные. Смотришь на привезенных автобусами нашистов, или бюджетников и видишь… ну, в общем, видишь привезенных на автобусах нашистов и бюджетников. Не скажу, что у условных бюджетников плохие лица. Хочу только сказать, что физиогномическая сегментация по факту действительно работает.
На «Русском марше – 2013» «физиогномика» лучше всего работала не в колоннах, а по дороге от метро к месту сбора. Идти было не близко, и двигаясь в потоке людей, было интересно людей рассматривать и думать про них.
Принцип гомогенности аудитории сработал и тут. Повторю уже сказанное: это была акция «простых людей». Причем, как и на Болотке – хороших людей. Снова представьте себе соседа по лестничной клетке, или, например, соседа по гаражу, который не «офисный планктон», и к которому вы относитесь с симпатией – вот это оно и есть.

4. Возраст и социальная принадлежность
Про соседа по гаражу – это «о взрослых». Правда, таких вот дядек, взрослых людей на Марше было не подавляющее большинство. Где-то до трети, мне кажется. Но именно они, как мне казалось, создавали атмосферу «правильности», что ли «легитимности» происходящего. Взрослые люди, ответственные горожане пришли и своим присутствием высказались, приняли участие в общественной жизни. Не знаю, как правильно назвать их одним словом. Для аудитории Болотной Павел Пряников потом придумает слово «креакл» - протест офисов и интеллигенции. Назвать аудиторию Русского Марша работягами у меня язык не поворачивается. Вот как например, назвать, отставного военного, офицера в отставке, которых пришел на марш с парой друзей и я слышу, как они обсуждают что-то про свой бывший полк? Буду ждать, когда кто-то придумают новую емкую и точную характеристику для них.

Итак, возраст: процентов 70 - молодежь, с почти поголовным околофутбольным стилем и антуражем. Лого Стоун Айленда, Лонсдейла, кепки, зауженные брюки, кроссовки. Но собственно насколько я понимаю, это сейчас такой поголовный уличный стиль на окраинах. У меня в примкадье так ребята на лавочках тусят и без всякого футбола.
Видел немного лиц явно из «болотной» страты. Но в целом, если видел лицо а-ля «одухотворенный клерк» - это скорее всего был представитель прессы, или «блогер», а человек с лощеным лицом «эффективного менеджера» как правило оказывался каким-то непонятным партийным боссом.
Довольно заметны были и самые младшие - ребята от 14 до 17. На марше было две небольших фаланги (человек по 30) из такой аудитории. Они были, конечно, самые радикальные («ебать кавказ ебать») и самые фотогеничные. Собственно все фотографы марша вокруг них и вились. Что потом конечно вываливалось в твитере про «детей, которые, …» и все такое.

5. Фрики.
На марше были:
- Один человек в волчьей (или медвежьей?) шкуре
- Группа (или две?) казаков по 5 – 10 человек. Одна группа очень приятно пела, за что я им признателен – помогли скрасить ожидание. В другой был колоритный щербатый дед, фото которого, уверен, заполонят интернет.
- 4 человека с флагом «родноверов» (или что-то типа того) в косоворотках поверх теплой одежды. Конечно же, все остряки и юмористы сфотались на его фоне. Это и фото на фоне «эко-националистов» (были и такие) было что-то вроде обязательной программы для таких чуваков.
- Человек 5 с хоругвями на гигантских древках, типа, шестов для прыжков в высоту. Когда они встали на площади, то довольно живописно боролись с налетевшим ветром. Что-то вроде капитана бригантины, подпирающего падающую мачту, или Боромира, сдерживающего дверь, в которую ломятся орки.
- Ну и группа «радикальных школьников», которых буквально облепили фотографы.
Собственно вот этим (медвежья шкура, 4 хоругви, 10 казаков, старик и группа школьников) будут забиты все отчеты с марша. Если вдруг не обнаружите, можете смело ставить на вид репортеру, что он плохо поработал.
Т.е. целых 30 – 40 человек из порядка 20 тыс. Привет, Варламову и Дзядко.

6. Фашисты
Когда уже добрались до финальной точки – где выступал Коловрат, видел, как под стеной дома слева от сцены кто-то стремительно развернул флаг со свастикой. И так же стремительно стал кидать зиги. Удалось, кажется, раза два. Тут же акционистов похватала милиция. Еще, конечно же, целых три человека встав перед сценой кидали зиги на фоне Коловрата и огромного баннера «Русский марш». Думаю, это также станет якорными иллюстрациями с марша.

7. Полиция и штатские
Понятно, что полиции было традиционно чудовищно много. Нескончаемые вереницы грузовиков, оцепление и пр. Сложилось ощущение, что столько же, сколько и марширующих. Интересно было наблюдать за довольно многочисленными группами людей в штатском, одетых неотличимо от демонстрантов, которые тусили у милицейских машин, автобусов и грузовиков, а затем сквозь заграждения вливались в толпу. Сколько среди марширующих было переодетых ментов и представителей всяких анти-экстремистских центров, даже затрудняюсь сказать. Интуитивно, мне кажется, что счет их должен идти на сотни.

8. Не знаю, от этого (полиция, провокаторы, куча народу с камерами), или нет, но в отличии от лучезарной Болотной, тут улыбающихся лиц было немного. Мне казалось, что все как-то излишне пристально и хмуро вглядываются в лица других участников. Казалось, что эти колючие взгляды – та же попытка понять, кто ты, зачем ты здесь. А, возможно, и составить более широкое представление о происходящем – т.е. ровно то, что и я пытался делать.

9. Политика
Если вывести за скобки футбольные речевки по анжи и кавказ, медвежью шкуру и деда в папахе (хотя, чего его выводить, он был довольно симпатичный), то остальное оказывается вполне традиционной политической акцией со своим внутренним дроблением и сегментацией. Колонна состояла из «когорт» со своими транспарантами, набором речевок и лидерами – заряжающими с мегафонами. Повестка каждой группы была вполне цельная и здравая, со своим «уникальным позиционированием». Так, несмотря на то, что «русскую повестку» принято считать «правой», были когорты, которые заряжали, на мой взгляд, абсолютно левацкие темы – про рабочих, которые должны прогнать буржуев и про хорошую жизнь для простых людей. Другие делали ставку собственно на «русскую повестку», отрабатывая тему «политической субъектности русской нации», была группа, где стержнем стала свобода для политзаключенных и отмена 282-й статьи. Была группа с центральными транспарантными про введение виз. И так далее.
В общем, все грамотно и вполне достойно. Отдал должное тому, как лидеры когорт довольно грамотно разъясняли своим колоннам политический момент, порядок действий, речевки, репетировали и организовывали. Причем на профессиональных политиков они были совсем не похожи – молодые ребята, такие же, как и парни в колоннах. Наверное, больше всего это было похоже на то же, что происходит на трибунах матчей – с заряжающими, кричалками, организацией и пониманием повестки.

10. За три часа ожидания и движения в колонне я здорово замерз и пошел греться. Когда вернулся, узнал, что митинг вроде бы отменили (да?), народ массово оттягивается к метро, а на довольно скромной по размеру площадке стоит крохотная сцена, глядя на которую на ум пришла палатка с арбузами – под ее шатром играли музыканты Коловрата. К этому моменту довольно сильный дождь шел уже где-то час. Перед сценой было уже совсем мало людей. Дядьки с хоругвями на краю площади по прежнему удерживали свои «мачты», борясь с ветром, их с удовольствием фотографировали блогеры, группа ребят скинула футболки и весело толкалась перед сценой, уходил к метро «тот самый человек в медвежьей шкуре», ко мне бросился какой-то журналист и попросил дать комментарий (отказался). Я послушал пару песен Коловрата и пошел к метро. Уверен, фотографии с опустевшей площади тоже войдут в отчеты.

Черт его знает, какие были прошлые «Русские Марши». Интересно, каким будет следующий.

Объективно.
Мы шли в колонне НДП :)
(Шкурно): Константин Анатольевич, а где наши фото с Вашего телефона?
"2. Про нюансы".

И ранее, и даже до СССР, в России был идеологический либеральный террор в СМИ. Это, кстати, хорошо показывает, что навязывание идеологий, диктат идеологии может осуществлять не только государство, но и общество, как и цензуру мысли и слова.

Вот на примере либеральной цензуры, запугивания, на примере либеральной брани, и откровенных либеральных выдумок можно наблюдать как они присваивают себе права цензоров, прокуроров, следователей, и судей, и все в одном лице, и как работает диктатура общественной группы, даже и не государственная.

В головах у либералов, говоря словами Константина Леонтьева, "мелькает западное общественное мнение", и все это налагается на остаточные советские мифы, что усугубляет.
Moscow Times выразилась так: "On Monday, crowds made up mostly of neo-Nazis put their discontent into words...", впрочем, далее она противоречит самой себе поминая, что на Марше были различные группы. Но, что характерно, указывает только наиболее пугающие для среднего евролиберала.
Это они характерно подставились, не более.
накануне марша ( в день марша ) и пиздец 200 человеков русских националистов - прошли достаточно ненавистно без развёрнутых флагов ... это было даже немного более чувствительнее... - идёт толпа молча серо-чёрная без флагов и ура ... как на похоронах ...Русский вопрос!
Подозрительно пунктуально начался и закончился сильный дождь : может быть растем, и на нас уже погодное регулирование расходуют ?

Парень, руководивший нашей колонной, был очень похож на Навального, может надо было его так и заявить ? :)

Неясно было, что делать после прихода колонны на площадь : оставаться или необязательно.

Z
Прошлась я вдоль заборчика и поснимала Русский Марш.Участники на фото получились здорово! Все 17 штук я разместила на своей страничке в Facebooke. На Болотной 06.05.2012г я была среди первых, кто пробрался к сцене. Слушала музыку "Пантера" и ждала начало митинга, снимала видео.
На сцену вышел мужчина и обЪявил, что "болотники" засели на асфальт, протестуют. Объявили, что я здесь, слушаю музыку Фашистов, дома у меня тоже целыми днями музыка фашистов и я за Прохорова. Предложили всем, кто за Парнас пройти обратно и поддержать лидеров. Через табло камеры я снимала Каспарова в это время, опустившегося азера, который призывал в интернете США пойти войной на Россию. Он увидев меня, приказал: "туда" и правой рукой показал направо.Я не стала его снимать, да и лицо выродка мне не очень приятно, а люди, которые стояли вокруг тут же направились в сторону моста.Осталось совсем мало людей и я видела, что это были русские. Респектабельных среди ушедших не было, мне было видно, они наверно стояли в хвосте, который я не видела. Мне пришлось тоже идти к мосту и наблюдать за происходящим.Когда появилось первое задымление, я ушла через ограждение к метро. А на Сахарова я снимала со стороны и видела все колонны, смотрелось симпатично, а когда я ушла и смотрела митинг в интернете, то удивилась, что на сцене такое большое количество гастарбайтеров и черных и ускопленочных, это что наша Москва? Правильно, что сразу уменьшилось желающих слушать такой митинг и оставались или проплаченные или такие же "респектабельные".Я была рада, что ушла раньше.Я поняла, что люди ходят на шествие, чтобы поддержать, а смотреть и слушать скудную речь да еще и одно и то же каждый раз это не для каждого. Все желают, чтобы за такими митингами происходили перемены в нашем обществе, а оно ограничено выборами и конституцией. Эти даты служат хорошей агитацией для населения и проводить шествия просто необходимо.
мигрантов завозить, визы с Азией не вводить, тему этнической преступности топить в риторике о «русских фофыстах», Бирюлево осуждать

Я Аккунина не люблю, он верткий, хитрый, лицемерный. Но сказанное выше - неправда, портящая всю статью. Он вроде бы нигде не призывал завозить азиатов, не выступал против виз, не использовал риторику с "фофыстами", и достаточно сдержанно выскаывался о событиях в Бирюлеве.

У него можно найти немало некрасивой, внутренне противоречивой, прямо неправдивой и компрометантной хуйни и без того, чтобы приписывать ему непроизнесенное.
<<Буду ждать, когда кто-то придумают новую емкую и точную характеристику для них.>>

Да все уже придумано. "Чёрная сотня" эти люди назывались когда-то...