Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

О консерватизме

Это фрагмент текста, написанный для одного коллективного доклада. Вынужденно кратко - но, как мне представляется, небезынтересно.

Консерватизм является идеологией, то есть явлением, относящимся к эпохе Модерна. При этом консерватизм обычно определяют как попытку обоснования необходимости возвращения к домодерновым институтам – религиозным, государственным, культурным – или, как минимум, к замедлению модернизации. Это кажется противоречивым: аппарат идеологии – детище Модерна – используется для критики, обесценивания и разрушения Модерна как такового. Если понимать дело так, то консерватизм можно назвать самоотрицанием Модерна (в то время как либерализм становится формой его же самоутверждения).

Всё меняется, если мы начнём воспринимать консервативную идеологию как попытку (более или менее удачную) укрепить институты Модерна – особенно там, где они слабы или несовершенны – домодерновыми, традиционными институтами. У которых есть огромное преимущество: они работают. Но в новых условиях они не могут существовать сами по себе, и им необходимы некие подпорки (или, если угодно, скрепы). Которые, в свою очередь, являются искусственными, «модерновыми» конструкциями.

Чтобы не ходить далеко за примером, возьмём популярный в консервативном дискурсе вопрос о состоянии общественной морали. Зрелый модерн, оттеснив на периферию общественного сознания религиозные, национальные, а теперь уже и семейные ценности, встаёт перед вопросом – могут ли люди, не верящие в Бога, Родину и семью, быть честными и доверять друг другу.

Либеральный ответ на этот вопрос прост: достаточно страха перед законом и хорошо работающей полиции. Однако, практика показывает, что в условиях нравственной аномии и войны всех против всех полиция начинает обходиться слишком дорого (во всех смыслах) и к тому же становится крайне неэффективной.

Консервативный же ответ состоит в том, что необходимо возрождение общественной морали, а также и всего того, что её питает – в том числе религии, патриотизма и семейных ценностей. Каковые в новых условиях нуждаются в специальной поддержке со стороны общества и государства – хотя бы в своей пропаганде или «продвижении» через СМИ, массовые общественные организации и т.п. Опять же, практика показывает, что подобные методы могут быть успешными.

На этом примере мы видим обычный консервативный modus operandi: консерваторы восстанавливают некоторые институты прошлого, причём для этого восттатновления используют современные институты. Это напоминает действия реставраторов, которые возвращают прежний вид ветхому зданию, но при этом используют современные материалы и технологии.

Этот консервативный ход – лечение «провалов» современных институтов при помощи реставрации институтов прошлого средствами самой же современности – может быть прослежен для любой реальной консервативной политике, работающим с каким бы то ни было прошлым. Например, нынешний российский консерватизм предлагает лечить «провалы» современного российского общества (крайне руинированного) путём частичного восстановления советских и досоветских институтов – разумеется, современными средствами. Понятно и то, что в качестве «работающих» воспринимаются прежде всего советские институты. Их искусственно поддерживают в работоспособном состоянии. Например, советская, по существу, «социалка» очень долго оставалась на плаву благодаря особой государственной финансовой и организационной политике, по существу глубоко несоветской. Другой пример – советский патриотизм (сконцентрированный вокруг культа Победы в ВОВ), который оказался вновь востребован во второй половине нулевых. При этом методы поддержания и раздувания этого типа патриотизма были вполне современными (использовались новые медийные техологии и т.п.)

Однако подобный консерватизм в российских условиях, как минимум, недостаточен. Это связано с ущербностью самих советских институтов, поддержание которых на плаву в стратегической перспективе оказывается невыгодным. При этом именно советская власть полностью уничтожила в России целый ряд важнейших институтов, утрату которых другие общества не переживали – начиная с церкви и кончая национальной солидарностью. Все эти институты рано или поздно придётся воссоздавать. Именно воссоздавать, а не просто поддерживать. Однако эта задача – которую можно назвать, например, супраконсервативной – выходит за круг традиционного консервативного дискурса. Разница здесь – как между реставрацией (сколь угодно радикальной) и инставрацией, то есть попыткой заново построить полностью уничтоженное по плохо сохранившимся чертежам.


)(
Могут ли люди, не верящие в Бога, Родину и семью, быть честными и доверять друг другу.

Где логика? Из чего следует что люди, демонстрирующие веру в те или иные сверхъестественные сущности, будут честны и доверять друг другу?

И, ради все святого, что такое "вера в семью"?


Этот вопрос неплохо освещён Максом Вебером, например.

trurle

August 4 2014, 11:50:44 UTC 5 years ago Edited:  August 4 2014, 11:54:24 UTC

Максу Веберу принадлежит неочевидная гипотеза об эволюции радикальных ветвей протестантизма в этику общества модерна. Поправьте меня если я ошибаюсь но даже если принять эту гипотезу за основу рассуждений, из нее нельзя вывести утверждения о том что любая религиозность является предпосылкой появления этики модерна.

Эмпирически наблюдаются религиозные системы, не только не эволюционирующие к этике модерна, но более чем явно движущиеся в иную сторону: например, ультраортодоксальный иудаизм, ислам и, last but not the least, то что за моим незнакомством с лучшим термином, можно назвать ультраправославием.

Из того что кальвинисты сожгли Сервета, не следует что все сжигатели еретиков и ученых превратятся в Швейцарию.
Я бы не согласился.

Практически любая религиозная система учит своих адептов доверять друг другу (и не доверять внешним), быть честными (хотя бы между собой), высоко ставит институт семьи (при всех различиях в моделях таковой) и т.п.

При этом я НЕ утверждал, что всё вышеперечисленное ведёт к этике модерна. Я лишь сказал, что эти конкретные функции большинство религиозных систем исполняет. Консервативная точка зрения, соответственно, состоит в том, чтобы поддерживать существование религиозных институтов хотя бы ради этого - при этом убирая негативные последствия религиозного воспитания средствами модерна (например, заглушая обскурантизм государственной образовательной системой и не давая священникам рассуждать ни о чём, кроме одобряемых государством тем).

Впрочем, могут быть и более сложные случаи. Так, я слышал, что ультраортодоксальные иудеи, при всех их дурных свойствах, вносят очень существенный вклад в демографию Израиля. Это так?
Практически любая религиозная система учит своих адептов доверять друг другу (и не доверять внешним), быть честными (хотя бы между собой), высоко ставит институт семьи (при всех различиях в моделях таковой) и т.п.

Это не вполне очевидные утверждения.

поддерживать существование религиозных институтов хотя бы ради этого - при этом убирая негативные последствия религиозного воспитания средствами модерна (например, заглушая обскурантизм государственной образовательной системой и не давая священникам рассуждать ни о чём, кроме одобряемых государством тем).

Эта программа представляется менее чем реалистической.

что ультраортодоксальные иудеи, при всех их дурных свойствах, вносят очень существенный вклад в демографию Израиля.

Раковая опухоль вносит очень существенные вклад в обновление клеток организма.
Ну и по цифрам - не настолько существенный.

1. По-моему, это наблюдаемые факты. Я не говорю, "хорошо" это или "плохо", но учат-то именно этому.

2. Судя по опыту США, не такая уж это и нереалистичная программа. Страна совмещает мировое лидерство (причём во ВСЁМ ВООБЩЕ) с самым высоким уровнем религиозности на Западе.

3. Хорошо, а каковы цифры?
1. По-моему, это наблюдаемые факты. Я не говорю, "хорошо" это или "плохо", но учат-то именно этому.

Нет, и этому не далеко не всегда учат. Верно другое, более слабое утверждение: религии торговых меньшинств, вроде зороастрийцев, совмещаются с этикой тоговых меньшинств, требующей доверия между общинниками. Ну и опять же упомянутая протестантская этика, не являющаяся общим правилом.


Судя по опыту США, не такая уж это и нереалистичная программа. Страна совмещает мировое лидерство (причём во ВСЁМ ВООБЩЕ) с самым высоким уровнем религиозности на Западе

В США " священникам не дают рассуждать ни о чём, кроме одобряемых государством тем"? Вы уверены что не путаете США с петровской Россией и присущим ей Синодом?

Хорошо, а каковы цифры?

Цифры такие что ортодоксальная община составляет сейчас около 10 процентов населения, так что более выскоая рождаемость не составляет преобладающего вклада в общую динамику населения; и поскольку социализация в ортодоксальную обшину производит эффект, схожий с лоботомией, то рост ортодокальной общины является скорее поводом для беспокойства.
ультраортодоксальные иудеи, при всех их дурных свойствах, вносят очень существенный вклад в демографию Израиля.
Как Вам тут уже ответили, нет никаких оснований априорно считать существенный вклад в демографию чем-то хорошим. В России понаехи тоже вносят вклад в рождаемость - но Вы вряд ли этому рады.

IMHO, очевидно, что разные группы населения имеют разное качество. Что касается ультраортодоксов, то они стараются не работать и не служить в армии, а сидеть на стипендии от государства и всю жизнь учить Тору+Талмуд. При таких дурных свойствах их плодовитость является ещё одним дурным свойством.

Я не говорю, "хорошо" это или "плохо", но учат-то именно этому.
"Моральный кодекс строителя коммунизма" тоже учил только хорошему. Дальше рассказывать?

США совмещает мировое лидерство (причём во ВСЁМ ВООБЩЕ) с самым высоким уровнем религиозности на Западе.
Ну, богатая и сильная страна может позволить себе и не такое.
США совмещают мировое лидерство с толерастией. И что, будем считать толерастию благом?

Хотя разница в том, что в США не допускают религию к управлению обществом (в т.ч. к кадровой политике). А толерастия давно уже рулит обществом, в основном в кадровой политике.
И что это за очевидно работающие консервативные институты ? Это католичество в Польше, где коэф. рождаемости в 1.3 ? Или какие есть конкретные примеры. Впрочем, это вопросы к автору статьи.
У вас тут какой-то переход от "из А следует Б" к "из не-А следует не-Б", позволю себе заметить.
Разумеется нет.
Из чего следует что люди, демонстрирующие веру в те или иные сверхъестественные сущности, будут честны и доверять друг другу?
Если человек уверен, что за ним присматривает высшая сила, которая после смерти неотвратимо рассмотрит его поступки и вынесет справедливый приговор - этот человек постарается избегать наказуемых адом поступков.

Правда, то и дело случается так, что люди продолжают соблюдать положенные обряды (потому что отказ карается репрессиями уже в этой жизни), но уже не верят в загробное воздаяние. И я не знаю ни одного общественного механизма, способного правильно отреагировать на такую ситуацию.

В США " священникам не дают рассуждать ни о чём, кроме одобряемых государством тем"?
Круг тем, одобряемых государством, в США довольно широкий. Но вот тех, кто за него выходит - могут и бомбой с вертолёта прихлопнуть.
Первая половина текста отличная.
Прям как на лекции у Дугина побывала, хихи.
А, так это Дугин? Правильно его увольняют. Читать нужно не только Эволу да Шмидта, а и книги нашего столетия.
Это Крылов.

"книги нашего столетия"
А буквы там православныя?

ammosov

August 4 2014, 12:48:50 UTC 5 years ago Edited:  August 4 2014, 13:01:15 UTC

Господи, Костя, где ты такого серого докладчика раздобыл? Мы уже третье десятилетие работаем методами когнитивной психологии и теории игр. Это не мораль какая-то невесть их какого заскорузлого крестьянского пальца высосанная, а реальные механизмы сигнальной системы 1, которые можно остановить только двумя способами: активировав систему 2 или отрубив голову.

Прочти обзорную монографию Каннемана для ликбеза.
А монография Каннемана точно относится к тому, что "работает"?
Читали? Если читали, то ответ там, а если не читали, то почему спрашиваете?
Хе-хе, читать всё подряд для души неполезно.
Душа? Простите, что вы называете душой?
В локальном смысле - то же самое, что некоторые называют высшей нервной деятельностью.

По поводу книги: мой скромный опыт чтения монографий говорит, что сообщения самих монографий о ценности содержащегося в них материала в большинстве случаев страдают либо досадной неполнотой, либо прискорбной неточностью. Беспристрастный отзыв со стороны бывает весьма полезен.
Тогда читайте.
Опять им «проклятый совок» мешает, разрушил, видите ли, церковь и национальную солидарность (что враньё), социализм это как раз и была ответ современности -- полит экономическая интернациональная идея поверх конфессиональных рамок.
Если Вы назовёте что-то истинное "враньём", оно от этого враньём не станет. Враньём станут Ваши слова.

Большевики свалили русский народ, уничтожив национальную и религиозную солидарность. Это ФАКТ НАБЛЮДАЕМЫЙ. Как и тот факт, что "интернационализм" = угнетение русских нерусскими, и никакого другого смысла это слово (и стоящие за ним практики) не несут. ФАКТ НАБЛЮДАЕМЫЙ, опять же.

Вот вопрос о том, можно ли считать большевизм абсолютным злом или есть нечто худшее - тут возможны разные мнения. Хотя я думаю, что изобрести что-то более мерзкое и кошмарное, чем большевизм, на сегодняшнем этапе развития практически невозможно.
Без красного знамени все реконструкторские игры Стрелкова в белогвардейщину обречены, и жители Донбасса скорее идут в беженцы, чем в ополченцы.
Я не думаю, что красное знамя сподвигнет донбассовцев вступать в ополчение.
До революции не было никакой национальной солидарности. Её не м.б. к сословном обществе - в принципе.

Изобрести более мерзкое - не вопрос. Монархия, где вокруг царя вьются либералы (а они там будут виться).
ну предположим даже, что всё это так.
Теперь вопросы.
Я бы еще понимал, когда б сожаления о потере "религиозной солидарности" шли от истового православного, искренне огорчённого... и тд и тп.
Но мы это слышим от некоего специально выкрестившегося из православия человека, который выбрал в качестве порта приписки какой-то там, прости господи, зороастризм. Спасибо, что не культ Манго-Бунго из Центральной Африки. Подтекст вопроса понятен? Если не понятен, разжую. Вот уж кому-кому, но только не вам грустить о потере религиозной идентичности русского народа. Ему бы в зороастризм кинуться, или ещё куда, ведь верно? А значит, большевики выполнили нужную русским националистам работу. Особенно в свете того НАБЛЮДАЕМОГО ФАКТА, что русские националисты при каждом удобном случае в эту самую религиозную самоидентификацию "ПРавославие" плюют искренне, что твои либералы. И что, и какие претензии?

Национальной солидарности ни вы, ни ваши искренние сторонники не могут разобъяснить уже многие годы, и просто потому, что вы толкуете нац-идентичность двояко. То у вас гены играют, т.е. национальность папы-мамы, и тогда в ход идут громкие лозунги "нас 83%, и почему черножопые нас гнобят", то, в дополнение к папе-маме, вдруг в интересный момент подключается выдача лицензии на русскость от тру-русских, а проще - от вас же, то бишь партии НДП.
За вами всё это замечено давно.

Так что не вам об этом толковать-то, уважаемый Константин Андреич.
В лице Митры,писал Б. А. Тураев,Иран был готов к духовному господству над человечеством,-но не в меньшей степени это относится и к маздаизму.

Отчего так не стало-ну много чего хорошего не случилось из того, что могло бы случиться.

"только не вам грустить о потере религиозной идентичности русского народа. Ему бы в зороастризм кинуться, или ещё куда, ведь верно?"

Зачем ? Крылов никого не агитирует.Это его частное дело.
Без большевиков православие тоже реформировалось бы и сплачивало бы русских,
как поляков католицизм.

"в свете того НАБЛЮДАЕМОГО ФАКТА, что русские националисты при каждом удобном случае в эту самую религиозную самоидентификацию "ПРавославие" плюют искренне, что твои либералы"

У нас в партии много вкерующих православных, не кухонных.
Именно они больше других ненавидят таких, как ты-вот и за такую привычку к мерзкой лжи .Диавол-отец лжи.

"То у вас гены играют, т.е. национальность папы-мамы, и тогда в ход идут громкие лозунги "нас 83%, и почему черножопые нас гнобят", то, в дополнение к папе-маме, вдруг в интересный момент подключается выдача лицензии на русскость от тру-русских"

А что тут "замечать"-читай на Традиции слово "вырусь".
Всё сказано прямым текстом.Ты, к пример,-типичная вырусь.
"Мама-папа"-необходимое, но не достаточное условие.

как и ресочер, который тоже ты, мерзавец
:)
От стояния на четвереньках ?
поэтому им кажется, что все такие же, как они, включая, возможно, и четвереньки.
Мухтарыч, иди к миске,-потявкал в ЖЖ Крылова и будет,на жрачку заработал.
Мне бы хотелось, чтобы Вы писали менее эмоционально (слово "враньё" тут лишнее) и более обосновано (сразу приводя доказательства своей т.з.).
Если человек не клинически глуп и слеп, то очевидно, что церковь не постигла участь купечества, дворянства, казачества, а национальную солидарность и гордость, за победы и достижения «проклятого совка», даже нынешние полит-импотенты удачно эксплуатируют.
Меня сильно удивило то, что Вы ставите Церковь (иерархическую организацию) в один ряд с сословиями (которые иерархическими организациями не являются). Напоминаю, что купечество, дворянство и казачество были отменены (без физической ликвидации и без дискриминации членов этих сословий) за восемь месяцев до Октябрьского переворота (и тогда же были отменены дискриминационные меры в отношении иудеев, которые были оформлены как отдельное сословие).

Однако, отмена купечества не означала запрета купцам торговать. Просто это слово перестало обозначать сословие и стала обозначать профессию.

Полит-импотенты эксплуатируют никак не национальную солидарность (по кр.мере русскую). Хотя бы потому, что таковой нет и не было.
- советская власть полностью уничтожила в России целый ряд важнейших институтов ... – начиная с церкви

Ну, совсем уж не уничтожили, осталось что-то типа полуподвального этажа. В целом всё верно, конечно.
А в чем заключается
> ущербностью самих советских институтов, поддержание которых на плаву в стратегической перспективе оказывается невыгодным
?
Дабы оценить ущербность советского подхода предлагаю взглянуть на видимые глазу сущности.
Оцените заасфальтированную площадь перед домами сталинского времени, там вы увидите прямое значение слова "подъезд". Затем посмотрите на дорожки перед "хрущевками", там кое-где есть площадки для автомобилей, но люди уже вынуждены отпрыгивать в кусты от проезжающих автомобилей. А затем оцените площадь асфальта перед позднесоветскими высотками, там едва есть место для 3-4 автомобилей на всех жильцов.
Другой пример, перед сталинскими постройками можно наблюдать гаражики или иметь овощные клети в подвалах. Перед хрущевками ещё разрешали копать погреба, а уж современные высотки не позволяют никакой автономности в продовольственных запасах и владении хотя бы даже велосипедами.
Социализм это приговор к вымиранию.
Это нормативы экономии стройматериалов. И косвенно металла, потому что советским людям по плану полагалось не более 18 машин на 100 жителей, а сейчас у нас в Москве 76 на 100.

Suspended comment

Надо делать добро и не делать зла, тогда останется одно добро!
Религия, служащая власти - это Церковь, т.е. клир (церковники, выстроенные в иерархию). А это дорого обходится и неэффективно. Церковь в наше время (так же, как Мечеть, Синагога и Дацан) - это ущербный институт, ничуть не лучше советских институтов. Хотя бы потому, что церковники очень быстро перестанут заниматься порученным им делом и станут лезть туда, где им быть категорически противопоказано (например, в науку).
Я бы уточнил, что защита прав и свобод невозможна без законности. А законность невозможна, если законы противоречат признанным внутри самого общества культурным стандартам и нормам морали.

Либерализм утверждает, что здесь нет противоречия, потому что свобода является одной из естественных ценностей. Консерватизм возражает, что далеко не все ценят свободу настолько, чтобы ради нее пожертвовать традициями. Однако эта полемика не слишком актуальна в сегодняшней России, потому что законы в ней очень редко охраняют какие-то сложившиеся правила поведения или ценности, а чаще просто служат инструментом для осуществления воли власти. И то это прогресс, потому что еще четверть века назад страна управлялась преимущественно неправовыми методами.
"перед вопросом – могут ли люди, не верящие в Бога, Родину и семью, быть честными и доверять друг другу.

Либеральный ответ на этот вопрос прост: достаточно страха перед законом и хорошо работающей полиции".

Консервативный же...

"Либеральный" ответ на этот вопрос совершенно не таков, но не суть: то, что называется "либеральным" в РФ, дает даже и не такой ответ, а более хлесткий: а зачем быть честными и доверять-то?

Однако чрезвычайно любопытна сама эта альтернатива. Как только могли жить тысячи обществ, которые не "верили в Бога" ни в каком смысле и "не верили в Родину и семью" в смысле российском - и само-то выражение "верить в Родину / семью" у них было немыслимо, - и при этом опирались вовсе не на страх и полицию?
Как эти тысячи обществ не догадались, что можно либо этак, либо так?

И как современные культуртрегеры РФ не знают, что можно еще по-всякому? Впрочем, это-то понятно.