Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

к теме фашистской эстетики (пошлое)

Тема "определения фашизма" сама по себе, конечно, глупая и пошлая. Но, поскольку она "не отпускает", видимо, надо всё-таки с этим что-то делать.

То есть дело-то, конечно, не в "фашизме" в смысле политического и экономического строя (это сейчас никому не интересно). И не антифовской страшилки, где дымы "освенцима" застилают всё (это тоже не интересно, потому что навязло в зубах). Интерес вызвает, скорее уж, тема Фашиста, как человеческого типа. Вот он весь такой из себя ладный, в мундире, простреливает затылок цунарефу. Под сладкий лепет мандолины. Или под какого-нибудь взрёвывающего Вагнера, ага.

Собственно, тут-то и зарыта собака: именно что под сладкий лепет. То есть, фашизм как эстетическое явление начинается там, где некоторые вещи, которым положено быть некрасивыми, начинают делаться "красиво", точнее - украшаться, заради удовольствия их делающего. Неважно, чем именно. Можно не Вагнера, можно простреливать затылок под "Нау" или под Вивальди. Важно, что затылок простреливается "красиво", и даже где-то как-то "для красоты", то есть для переживания соответствующего аффекта. Ну как же - вот она кровища, мозги летят, и всё это на фоне музычки, "такой контраст", "удар по нервам". Отчего образуется специфическая такая душевная приятность.

И, конечно, это не немцы придумали. Это вечное. Хорошо представляю себе какую-нибудь "чекистку Розу", убивавшую русских офицеров "под граммофон".

)(
С коксом, кстати, сочетается хорошо.
> Интерес вызвает, скорее уж, тема Фашиста, как человеческого типа.

была статья "Фашизм как стиль" Мелентьевой
"Отчего-то" Сорокин вспоминается :))
Эт все от скуки и желания возвести пустяк (убийство, например) в СОБЫТИЕ эпохи Возрождения.
Я помню в детстве ненавидел эсэсовцев, демонстрировавшихся нам в советских кинотеатрах, в т.ч. из-за их черной и, как мне казалось, похоронной униформы. Позднее мне понравилась одежда от H.Boss и я часто её покупал, хотя покупал и от других фирм, т.к. разницу между всеми ними не очень чувствовал. Потом вдруг узнал, что энтот H.Boss смоделировал одежду для "SS", за что осуждаем и поныне еврейской общественностью. Теперь смотрю на бывшую униформу с уважением и нахожу, что она недурна, а сам (от скуки, ессно) ношу одежду только от H.Boss, т.к. все остальные доводы для покупки одежды давным-давно опошлены:-)))
За эстетикой убийства лучше к истории Рима (например Нерона) обратиться или ко всяким майя и прочим ацтекам. Так что тут Ваш пар весь в свисток уходит, прошу прощения. Вообще "фашистская эстетика" -- это всегда что-то на грани исторического кича и агитпропа. Если б социалистическая эстетика была не классово-, а национально-"сознательной", то она тогда вообще была бы неотличима от фашистской.
по полочкам в каком-то ЖЖ сравнение армян и некоторой части русских. Добавлю как я Вас во френды. Вы не против?
Хм. А какие могут быть возражения?
Почему, вполне вероятно, что именно немцы во времена Веймара. "Взгляните на ужасы мира" и т.д. Очень логичный ответ на ужасы мира.
Хотя, вероятно, это все таки логическое продолжение "конца века" плюс эстетика индустриализации Европы в начале 30-х. Там и весь дизайн такой, заметим, и архитектура с незабвенным Корбюзье. Рационализм плюс его эстетизация. Никакой мистики -- разве что в противовес, да и то в порядке ответа элиты на давление рационального. Европейский ответ Америке -- излагает об этом в том числе нелюбимый вами Бродский, в Литовском дивертисменте. Кажется, вся наша Прибалтика наиболее интересно реагировавшая европейская провинция на все эти штуки. Подозреваю, что еще более интересно реагировали Швеция и Норвегия, но информации об этом минимум.
Любопытно, что "сладкий" -- это нынешняя скорее реакция. Фильмы Рифеншталь, особенно "Боги стадиона", сейчас практически не воспринимаются как часть той идеологии, посему старуха так легко отделывается. А напрасно, напрасно. Да и "Майн кампф" читать-то надо, надо. Там "сладости" фактически ни на грош. Зато пролетарско-националистической эстетики рационализма жопой ешь.
Самое глупое, что можно сделать -- это запретить источники. Это порождает легенды в обе стороны -- а то ведь сами посмотрите, в какую скомканную дрянь в России превращается история польского сопротивления в WWII! А в самой Польше -- все в порядке, все все знают и понимают. Думаю, что в Германии "сладость" нацизма в минимальной степени чувствуется. Там-то помнят, что в затылок стреляли не красиво, а рационально. А Вагнер ревел, чтобы звуки не так слышны были. Равно как и у нас "Рио-Рита" в Магадане. Знаете, там ведь есть перевал "Рио-Рита". В лагере под перевалом только одна пластинка была, вот беда.
"А комендант -- ему плевать
На Бога, чорта и на мать:
Он любит музыку -- а нас
Всю жизнь преследовал тот вальс:
`Марфуша как березонька стройна
И за работою весь день она
Марфуша все хлопочет,
Марфуша замуж хочет
И будет верная она жена...`"
И ведь восемь тыщ километров, а мотив все тот же. Традиционализм, сучий род, от Лиссабона до Владивостока.
..а о восприятии мОзгами. Аналогичны ощущения от садо-мазо: "История О." (под музычку, живенько), "Пианистка" та же... Это-то и цепляет%зло, власть, владение-распоряжение красивы, завораживают... Игровых моментов опять же много...

(в порядке ночного бреда)..