Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Критическое

Сначала поставим "задачу критика" в общем виде. Вот у нас есть текст (неважно, какого содержания). Нам надо его обосрать. Как это сделать лучше всего?

Сначала, конечно, надо сказать читателю, что одобрение им, читателем, данного текста (и даже сам факт его чтения) понижает его, читателя, "примативный рейтинг". Типа - "нормальные пасаны такого не читают, а кто читает, тот пидор, лузер, и чмо" (то есть - член группы с низким статусом).

Здесь главное - подвести текст под статью (типа "таких сраных ублюдков читают и ценят только прыщавые задроченные подростки", "нормальных тянет блевать от такого текста", "людям со скоько-нибудь вкусом не надо объяснять, почему этот текст отвратителен" и так далее. Если это удаётся сделать - цель достигнута.

(В этом смысле пресловутое "я Пастернака не читал, но скажу" абсолютно эквивалентно нынешнему "я Проханова не читал, но напишу". Говорящий озабочен собственным рейтингом - не коснулся ли он вглядом чего "западловского".)

Но если это почему-либо не срабатывает, приходиться заниматься критикой самого текста. В идеале, текст должен быть ославлен с трёх точек зрения - как

  • ложный ("это не надо читать, потому что это написано для того, чтобы вас обмануть")

  • глупый ("это не надо читать, потому что автор по своей дури обманывается сам, или был обманут другими")

  • банальный ("это правда, но это не надо читать, потому что вы это и так знаете")

  • плохо написанный ("это правда, но это не надо читать, потому что это изложено дурным языком, запутанно и невнятно - зато в других местах можно найти куда лучшее изложение того же самого").



Упомянутые аргументы нужно выстраивать именно в такой последовательности.

Ложь - самое серьёзное обвинение: лгущий намерен "сделать читателя дураком", наебать и развести.

Глупость - тоже опасна: дурак - проводник чужого обмана, орудие в руках умных и сильных, которые хотят наебать и развести.

Банальность - это оскорбление: автор считает читателя дураком, которому надо сто раз повторять, что дважды два есть четыре.

Наконец, дурной слог и стилистические огрехи - либо симптом всё той же глупости, либо (чаще) признак неуважения к читателю, пренебрежения к нему: пусть, мол, Вася разбирается, что я там понаписал, у Васи времени много.

Интересна возникающая симметрия. Лгущий и изрекающий банальности заведомо считают читателя "ниже себя". Говорящий глупости и невнятно бормочущий считают читателя равным себе, но сами они представляют из себя нечто убогое. И то, и другое для читателя крайне обидно.

Таким образом, все четыре обвинения задевают человеческие чувства. Для критика важно эти чувства задеть, лучше всего - все четыре. То есть критикуемый текст надо представить как глупое, беспомощное, плохо написанное враньё, перемешанное с жалкими банальностями. Если такое впечатление удастся создать - цель достигнута.

Вот, например, образец хорошей критики (изначально - в мой адрес, но применимо универсально):

Вас потыкать носом в передергивания и подмены понятий? Неужели вы действительно сами ничего не видите? Как такое может быть?
А так, вообще-то, выводы в тексте делаются в основном верные. Уровня "вода - штука мокрая". Или там "летом теплее, чем зимой". Основополагающие.
[Оригинал здесь].

)(
В идеале, текст должен быть ославлен с трёх точек зрения - как


ложный
глупый
банальный
плохо написанный