В своё время, прочтя "Убийство в улице Морг" (так назывался тот перевод, который я читал), я удивился тому, что преступником оказалось животное. Потом я понял, что это очень логично и очень соответствует "западному" понятию о преступлении. Преступник - это недееспособное существо: безумец, ребёнок, животное. Сильное хищное животное, обезьяна - в некотором роде идеальный преступник, и первый в истории "чисто логический" детектив, где всё построено на дедукции и анализе, не мог не привести к идеальному же, "логически чистому" преступнику - животному.
Современный триллер (голливудского разлива) требует, в общем, того же - только животное отыскивается уже внутри человека. "Внутри сидит обезьяна". Так устроен маньяк, этот универсальный символ преступника вообще: с виду он "нормальный", но внутри него сидит хитрая злая обезьяна. Которую надо "вывести на чистую воду".
Из чего, в общем, следует, что "доктор Джекил и мистер Хайд" и "Человек на четвереньках" являются необходимыми стадиями в развитии образа преступника.
"Русский" детектив не состоялся потому, что русские писатели никак не могли отказатсья от идеи "видеть в преступнике человека". Раскольников здесь скорее типичен: остальные русские "преступные типы", увы, всё время оказываются "людьми".
Именно что увы. Потому что западный подход, может быть, менее глубок, но более правилен. Если мы хотим увидеть в преступнике преступника, мы обязаны перестать воспринимать его как человека. Надо уметь увидеть в нём нечеловеческое. И при всей слабости и глупости трактовки "нечеловеческого" как "животного" или "безумца", это всё же ближе к "настоящему положению дел", чем русско-литературное "они, бедненькие, тоже ведь люди". Откуда довольно скоро следует "это их среда заела", а потом и "проклятый царизм" и "проклятая Россия".
Впрочем, западное абстрагирующее мышление вообще основано на процедуре, позволяющей "не воспринимать человека как человека", отключить "антропологическую солидарность".
)(
arkanoid
May 23 2003, 16:39:34 UTC 16 years ago
probegi
May 23 2003, 17:06:21 UTC 16 years ago
Тепло сейчас в Касталии?
хых
arpad
May 23 2003, 17:43:21 UTC 16 years ago
Френсис впрочем видит в преступнике человека. Плохого человека, которого надо остановить. И тот факт что он стал плохим это его вина, а не его жертв.
Акунин было начал писать чтой-то подобное. Но уже и кончил. А британская собака Френсис пишет свои детективы уже лет тридцать и это все еще читабельно.
0116
May 23 2003, 18:25:06 UTC 16 years ago
Да, к их счастью и нашему сожалению.
Именно что мы допускаем что они люди, а они по нашему отношению- отнюдь нет.
Поэтому они так лекго идут на войны с другими цивилизациями- ведь это не люди.
Как вы писали ранее- значит это одно- в случае войны с атлантистами нужно учитывать- они пойдут до конца именно потому что не считают других людей.
то есть термоядерный удар на прощание от них- ожидать обязательно.
tyrex
May 23 2003, 22:36:48 UTC 16 years ago
pollyn
May 24 2003, 00:35:57 UTC 16 years ago
Детектив начался именно с Эдгара Алана По, когда он прочитал "Мемуары Видока" (того самого). Кстати сказать, мемуары эти гораздо интереснее нашумевшего фильма. На основании этих мемуаров и появился образ гениального сыщика Дюпона, владеющего дедукцией, отвечающего на вопросы: Кто убил?
Когда убил?
Зачем убил?
Поэтой же модели сторятся такие классические детективы, как детективы Конан Дойла, Агаты Кристи, Дороти Сайлс и пр.
Герой, подобный появляющемуся в этих летективах, стал возможным вследствие снятия оппозиции "Дьявол-Бог" а сознании европейца. Возникает совершенно иное отношение к преступлению и наказанию, так как появляется криналистика и криминология. Вот вам и поиск "животного" в человеке.
В 40-х гг. возникает "крутой детектив" (конечно, в Америке). Это такие вещи, как "Мальтийский сокол" Хеметта, романы Чандлера ("Большая спячка") и тп.
Правила, по которому сторится "крутой детектив", по-моему, известны каждому. Нас кормят ими до отрыжки.
Классический "крутой детектив", при всех своих недостатках, имеет непосредственное отношение к "детективу настроения". И вот здесь уже нет места позитивистской догике. Никаких "поисков животного". Властвует теория относительности, мир непостижим и непроницаем, можно быть лишь свидетелем, но никак не следователем. Разгадка приходит через огромное количество ассоциативных рядов. Герой никого не наказывает, он лишь констатирует: мы все одинаковы, любой может стать преступником. Это не расследование, это жуткая жизнь в жутком мире.
Есть еще линия плутовского романа, например, Росс Макдональд.
yulia_z
May 24 2003, 03:07:01 UTC 16 years ago
детей-нелюдей. Притаившихся оборотнях с милыми
детскими личиками, которые, стоит маме отвернуться,
спихивают братика в пропасть. И как-то не было в этих
фильмах никакого удивления или там размышлений
на тему "как ребенок дошел до жизни такой".
Я это объясняла общим настороженным отношением
Голливуда к детям - их явно побаиваются и считают,
что от маленьких дьяволят лучше вовремя откупиться,
а то самому хуже будет. Но, наверное, и Вы правы -
это просто "знание" о том, что нелюди - среди нас.
Deleted comment
как художник - художнику
adolfych
May 24 2003, 14:25:15 UTC 16 years ago
в массе-самые обыкновенные люди.
только посмелее, ди и жизнь поняли раньше.
многие честные в нищете начинают ныть"ах, если б я брал взятки, когда предлагали..."
позорная позиция.
Re: как художник - художнику
krylov
May 24 2003, 16:16:27 UTC 16 years ago
Re: как художник - художнику
adolfych
May 25 2003, 00:58:27 UTC 16 years ago
Конечно. Ведь человек человеку - волк...8)
i_ka
May 25 2003, 05:40:49 UTC 16 years ago
Обезьяна как идеальный преступный тип
А идеальная жертва, стало быть, самый разумный из всех людей разумных? И пусть идут к чертям собачьим вся виктимология - от лукавого она явно. И воообще ее русские придумали, чтоб преступников не осуждать.
Хотя нет. Жертвам и вовсе нет места в замечательной и, как всегда, диадненькой схемке "преступник-общество" ув. Константиа. Жертвы попросту не учитывается, они Константину неинтересны. весьма симптоматично. 8)
Что до другой оппозиции -- русское -западной -- как быть, к примеру, с отщепенцем Честертоном? Даже если разместить столь глобальные обобщения на основании одного-единственного слоника: запад- - родина англ. кассического детектива - одного из лит. жанров с весьма строгими канонами, кстати... коие и заказывают музыку.
Ведь у Честертона преступник, как правило, всего лишь защищается от "обезьяны", которая выскакивает из жертвы?8)