Рассуждающие про Бродского, Наймана, Бобышева и проч. часто допускают ошибку, которую можно назвать "натурализацией гениальности". Исходя из предположения о том, что Бродский гениален, а Найман и Бобышев - бездарны (предположения, заметим в скобках, которое сейчас вряд ли кто-нибудь кроме самих Н. и Б. станет оспаривать), преполагают, что так оно и было всегда. Между тем, в 1962-63 году это было вовсе не очевидно (что подтвердят написанные на тот момент стихи всех троих). И, более того: не только было не очевидно, но и вообще, возможно, было не так. Ситуацию скорее следует описать следующим образом: некоторый "дух" блуждал по всей этой компании, ища себе прибежища, до тех пор пока, году в 1964, не избрал окончательно местом своего пребывания Бродского (подобные ситуации не редкость, а такой исход - избрание одного - вовсе не обязателен: подтвердить это может пример Гегеля, Шеллинга и Гёльдерлина).
Поэтому-то мемуары Бобышева и вызывают столь тягостное и чудовищное ощущение: это воспоминания отвергнутого (пусть подобное утверждение и звучит несколько парадоксально). Каин писал бы примерно так же. В качестве компенсации, впрочем, он получил Басманову: нечто вроде печати.
Собственно, ровно так оно чаще всего и происходит. Талант (и ум, как разновидность таланта) - функция круга общения. При этом "открытый канал наверх" действительно блуждает между персонажами (в такой ситуации все - персонажи), озаряя то одного, то другого. Более того - он может даже переходить по наследству. Очень не случайно после смерти того же Бродского некоторые люди того круга "снова начали писать стихи". Не потому ведь, что чего-то боялись (ну там сравнения, или окрика) - а потому что "дырка в небе не совсем закрылась", и из неё продолжает немножко светить.
)(
agasfer
August 2 2003, 17:58:59 UTC 16 years ago
atrey
August 2 2003, 19:46:31 UTC 16 years ago
Ага. Но ведь после 1972 года Бродский с ними общался меньше, или я не в курсе?
Ведь есть опасность замутнения канала от несостыковки, какой-то несовместимости_в нюансах,этому можно придать бОльшее значение, и тогда получатся свары удельных князей, вместо благотворного общения.
Тут должен быть какой-то алгоритм.
то есть канал блуждал, и пока Бродский был жив, он всё"засасывал" на себя, а им ничего не оставалось?А потом они приникли на освободившееся место?
Кстати, интересно-почему во многих областях творчества, после того как человек умирает, к его творчеству резко меняется отношение коллег-из оппонента он иногда превращается в предшественника, а иногда-даже и в икону.
есть даже премии-специально для умерших, и в антологии или в истории_разных видов искусств по этому признаку включают.
agasfer
August 2 2003, 20:01:52 UTC 16 years ago
atrey
August 2 2003, 20:09:12 UTC 16 years ago
agasfer
August 2 2003, 20:23:22 UTC 16 years ago
atrey
August 2 2003, 20:51:09 UTC 16 years ago
piligrim
August 6 2003, 01:40:40 UTC 16 years ago
nihuyator
August 2 2003, 22:13:32 UTC 16 years ago
Зато Наймаановские - совсем наоборот, очень чисто и светло. "Роли разделились".
areksi
August 3 2003, 00:47:11 UTC 16 years ago
a_str
August 3 2003, 17:47:15 UTC 16 years ago
термином-то "канал" я очень давно пользуюсь, и даже термином "блуждающий канал", но применительно к некоей компании я его никак не рассматривал.
Это чрезвычайно интересно. Поскольку по моим наблюдениям эта "дырка в небе" имеет вполне определенные личностные характеристики, хоть и каждый раз (на каждую новую компанию) разные.