Москва. 10 июня. 1903 года.
Многоуважаемый и милый Александр Александрович,
Только сейчас собрался Вам писать. До 23-го меня терзали экзамены. 29-го скончался мой отец. Помимо волнения, которым охватило меня это событие, тысяча мелочных дел обрушилась на меня. Наконец, усталость.
Только теперь оправился. Могу писать. И прежде всего пишу Вам об одном пункте, который важен для меня. Вот мы пишем друг другу о Ней, о Лучезарной Подруге, и между нами такой тон, как будто мы уже знаем то, что касается ее, знаем, кто Она, откуда говорим о Ней, а между тем этого не было: мы никогда не глядели прямо друг другу в глаза тут.
Метод символов хорош: он лучше всего. То, что логически неопределимо, определится психологически. На этом основании больше всего люблю я речь образную. Это - наиболее короткий путь в глубину. Но часто бывает важно, чтобы и поверхность дала зеркальное изображение глубины: важно, чтобы логически мы шли тем же путем, каким шли интуитивно. Вот почему обращаюсь к Вам с вопросом прямым и без всякой задней мысли: определите, что вы мыслите о Ней. Мне это очень, очень важно - важнее, чем Вы думаете. Я знаю, такое приглашение, приглашение с вершин в низину, заставит Вас, быть может, содрогнуться брезгливо, но войдите в мое положение: сознавая бесполезность синтеза и всяких мостов - я желаю строить мост для очистки совести. Веря больше всего знанию, я хочу и со-знания, т. е. знания чего-либо в связи с чем-либо. Я желаю проверить свое сознание Вашим - хочу коллективного со-знания о Ней даже в том случае, если оба мы и знаем Ее. Вот почему я спрашиваю.
- Чувствуете ли Вы ее как настроение, неопределенно туманными грезами?
- Является ли она для Вас Душой Мира, или определенной личностью? (Я знаю одну 48-летнюю даму, считающую себя за воплощение Ее.)
- Чувствуете ли Вы приближение ее ко всем, или к отдельным лицам?
- Ждете ли Вы явления ее всему миру, группе лиц, отдельному лицу?
- Как Вы связываете настроение о ней с религиозно-догматическим учением православной церкви?
- Как Вы толкуете мифы о Ней у язычников?
- Какое отношение она занимает по-Вашему к Божией Матери, ко Христу, к вопросу о Конце Мира?
- Совершается ли явление ее символически или воплощенно в душе народа, общества или отдельной личности?
- Идет ли навстречу к ней то, что подсматриваете Вы в жизни на лицах людей о Ней или тут только живые образы? Образы эти образы ли только (и ясное) или прообразы?
- Может ли прообраз стать тем, что он прообразует, или нет?
- Как переплетается вокруг Нее образ Астарты?
- Может ли быть разница между духовной Астартой и Артемидой?
Еще, и еще ставил бы я вопросы, но и ответы на вышеозначенные меня удовлетворят.
Повторяю: мне важно слышать от Вас логическое высвечивание всего о Ней, потому что тут множество пересекающихся путей. И пути эти ведут к разному. Если же Вы мне поставите логические рамки, то они, как костыли, поддержат меня в понимании Ваших слов. А к Вашим словам хочу я чутко прислушиваться. Важно, так важно коллективное мышление при установлении форм. При таком мышлении, согласном, легче дышится, тверже ступаешь там, где все так ново для нашей культуры.
На каждой плоскости явления отпечатываются различно. Это не мешает суживаться духовно-опытным. Духовно-опытные выбирают главный образ: но для выбора они непременно должны иметь целую коллекцию образов - все проявления различных плоскостей. Только те имеют право на однострунностъ, которые знают, что такое многострунность. Многострунность - необходимая внешность, одежда; без такой одежды невозможно существовать тому, кто имеет опыт Жизни: остается или уйти, или замолкнуть, или начать...
Если мы не так поступаем - быть многострунными наша прямая обязанность.
Чтобы уметь правильно перекликаться не пророкам, нужно уметь правильно переговариваться. Вот это-то все и обязывает меня спросить Вас: Что Вы знаете о Ней и Кто Она по-Вашему?
Как раз сейчас у нас в Москве Семенов из Петербурга. Мы с ним довольно много беседуем о "Новом Пути", о "Петербурге", "Москве", о "Вас". Он мне нравится. Только чрезмерно осторожен, подозрителен, неуверен и отсюда... часто протестует.
Писала ли Вам Анна Николаевна Шмидт из Н. Новгорода, которая в восторге от Ваших стихов? Буду ждать Вашего письма. Простите, что мало пишу. Но сейчас еще много дел. Из деревни буду опять писать вскоре. И больше. А теперь прощайте. Христос с Вами.
Остаюсь готовый к услугам и любящий
Борис Бугаев
Р. S. Мой адрес деревенский. Тульская губерния. Город Ефремов. Сельцо Серебряный Колодезь. Мне.
Р. Р. S. Так как мой папа умер, то и на Кавказ я не поеду (я должен был сопровождать его). Но теперь новое затруднение: мне нужно бы было остаться в деревне ; с делами. Но все-таки постараюсь приехать: мне нужно с Вами повидаться.
А вот реакция изряднопорядочного d_b на мою пошлейшую нескоромность: публикацию чужих писем (изданных доп. тиражом 2000 экз, ага), да ещё и несоблюдение дистанции.
А что поделать - и на величайших из живующих тож посягают вот некоторые, которые сраму не имут.
)(
suhaff
September 9 2003, 13:14:10 UTC 15 years ago
Увы и ах, но этих дам не меряно, вообще-то. И с возрастом тоже границ нет. Думаю, что почившая на днях Л. Рифеншталь была из их числа.
suhaff
September 9 2003, 13:17:27 UTC 15 years ago
Да-да-да, именно так у них, у поэтов, всё и происходит. Кругом одна ебля, прошу прощения. Кстати про удовлетворенность он по-моему явно привирает.
Донос
probegi
September 9 2003, 13:29:53 UTC 15 years ago
ushmanov
September 9 2003, 14:33:49 UTC 15 years ago
Они, конечно, идиоты,
Anonymous
September 9 2003, 15:09:04 UTC 15 years ago
Коммик
atrey
September 16 2003, 21:30:10 UTC 15 years ago
почему же потом так всё кончилось у Белого каким-то почти пшиком?