Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

тема и рема в политике: репутация, ведущая к отсутствию интереса

У trurle опрос: почему СМИ уделяют Израилю больше внимания чем Конго?

Предлагаются такие ответы:

  • Жертвы резни в Конго - негры, а они не вполне люди

  • Устроители резни в Конго - негры, а они не вполне люди

  • Конго далеко

  • Статьями о гражданской войне в Конго нельзя получить репутацию либерала

  • Арабские шейхи не проплачивают статьи о Конго


Помимо очевидной неполноты предлагаемого списка (нет, например, парной опции к "арабским шейхам"), мне как-то не понравились и сами формулировки. Не из-за их неполиткорректности, нет. А из-за неточности. "Не так".

Начнём с этого самого "они не вполне люди". Тут смешиваются две совершенно разные эмоции. С одной стороны, можно считать кого-то "не людьми". Это довольно сильное чувство - "у-у-у, нелюдь". Даже если под "не вполне человеком" понимается всего лишь дикарь, это тоже может быть интересным: "они такие дикие, друг друга едят, надо бы посмотреть и написать об этом книжку".

С другой стороны, есть вот это самое чувство неинтересности происходящего с некоторыми категориями людей. Например, если популярный киноактёр зарежет любовницу, это интересно. Если то же самое сделает бомж со своей сожительницей, это неинтересно никому. Почему? Потому что "бомжи такие", про них это известно, а актёры - "элита", "там такого нельзя".

Вот если бомж вдруг сделает научное открытие, это будет интересно вдвойне: как же, бомж, воняет, и вдруг!

Так вот. Негры не то чтобы "не вполне люди". Но у них есть репутация: они вообще склонны друг друга резать, просто потому, что они негры. "Дикари-с". "Все дикари время от времени режут друг друга, это же так понятно". Поэтому и интереса сей факт не вызывает. "Ничего нового".

Опять же, если резня начнётся там, где её никак не ждут, то будь это место трижды далёким, это всё же вызовет интерес. "Гражданская война в Исландии" - это будет пиздец как круто, тут интерес придётся скорее гасить.

Теперь самое любопытное. Итак, чтобы вызывать к себе интерес, нужно а) иметь определённую репутацию, б) время от времени её ломать. Но существуют народы, у которых такая репутация, которую сломать нельзя ничем, а потому они тотально неинтересны. Пример: русские. "От этих можно ждать чего угодно плохого". Скажи, что русские друг друга с говном едят и опарышами закусывают - поверят, и даже поленятся проверять: неинтересно. "Это мы и без того знаем". Чего не скажешь - ленивый неинтерес: "ну они же такие... ну такие... такие они".

Россия, таким образом, в принципе выпадает из информационного поля. Есть, конечно, редкие исключения, но они очень редки. И то: "что, они там построили чего-то? Ну, сломается... или украдут. Они такие."

Таким образом, Россия является абсолютной провинцией, ибо метрополия - это прежде всего место, откуда идут основные новости и которая определяет, откуда именно они идут. В России же нет и не может быть ничего нового, потому что "они такие... ну, знаете, такие. От них всего можно ожидать, любой гадости". И поэтому, в частности - "не жалко". Как и тех же негров, которые "ну, режут друг друга... дикари же".

)(
Вы говорите "провинция" абсолютно серьёзно, без иронии?
это обстоит именно так по крайней мере в экономическом плане

по общему объему ВВП Россия сравнима с Голландией
а по душнвому ВВП - с Ботсваной и Мальдивами ;-)
Трудно ждать интереса извне, когда самим не сильно интересно. Вопрос в подаче и заинтересованности тех, кто становится материалом для новостей:-)
Довольно точный диагноз, ёмаё.
Что делать? А надо?
События могут быть интересны с точки зрения их влияния на события 1) в мире 2) у тебя под боком.
Интуитивно понятно (даже если это не так), что, что бы в Конго или Уганде не творилось, до нашей Москвы или Екатеринбурга это никаким боком не докатится. Происходящее в Израиле может повлиять на обстановку на нефтеносном Ближнем Востоке, привести к крупномасштабной войне Запада с арабским миром, или, во всяком случае, к глубокому кризису. А это уже касается всего мира, и тебя, любимого, в том числе.
И события в России в 80-е - 91 году очень даже интересовали людей в Европе и Америке. Потому как происходили судороги одной из сверхдержав. И закончиться это могло всяко для всех.
Затем интерес естественным образом упал. Ибо от России стало зависеть значительно меньше.
потому, что большинество СМИ принадлежат евреям и большинство журналистов - евреи.