Посещение православных служб и особенно проповедей и общение с воцерковленными русскими навело меня вот на какую мысль: то понимание православия, которое сложилось на сегодняшний день в русской православной среде, пересыщенно апостатическими настроениями. На все лады проводится одна и та же мысль: в будущем может быть только хуже. Любые неприятности есть правило, а любые удачи - исключение.
Все это так и все это в общем душеполезно, если бы не одно огромное "но". В понимании этих азбучных истин православия совершается вопиющее искривление и смешение планов. Речь изначально идет о метафизике, но люди понимают говоримое буквально. В таком случае лучшим, из того выбора, который представляется русскому, становится плюнуть в тарелку как описано у Куприна, т.е. насолить хоть в чем-то обидчику (который ходит по русским головам в значительной степени потому что не подписывался на самоубийственную веру).
Таким образом человек лишается самой главной опоры - надежды на улучшение жизни. Если делать выбор между такой религией и никакой, то нужно выбирать никакую, если в самом деле не хочешь сдохнуть в дерьме. (Есть правда счастливые исключения в самой православной среде, расставляющие все по местам, но их искать - можно иногда и заебаться.)
На самом деле тут дефект именно что метафизический.
Жизнь - что "по религии", что по голой эмпирике - состоит в основном из неприятностей, и заканчивается тоже очень неприятно. Вопрос в том, как к этому относиться.
С маздеистской точки зрения (которую я, понятное дело, всецело принимаю), и счастье и горе для хорошего человека являются своего рода достижениями.
Счастье - потому что это награда Творца. Горе - потому что это, как правило, месть Врага, ненавидящего хорошего человека (скорее всего, за то, что он сделал что-то особенно благое).
Напротив, счастье и горе плохого человека "будут вменены ему в вину", по причинам обратного свойства. Ибо радости его (счастьем это назвать нельзя, плохие люди могут радоваться и наслаждаться, но счастливы они не бывают) ниспосылаются ему Врагом.
(Кстати, различить же хорошего и плохого человека можно отчасти по тому, какие именно события он переживает как счастье и горе. Но это отдельная тема.)
Христианство устроено иначе.
Например, протестантизм противоречит вышеизложенной системе воззрений полностью и целиком. Потому что там наоборот: если тебе хорошо (разумеется, в строго определённом значении слова "хорошо": типа, "есть бабло, ты крут, и при этом не крал чужие носовые платки"), то ты хороший. И наоборот. "И дух капитализма, и дух капитализма", ага-ага.
"Православное" понимание того же вопроса совсем уж интересно.
А именно: общеавраамическое "Бог посылает всё, и блага и бедствия" в православии (каким я его знаю) интерпретируется так, что Бог посылает именно и только бедствия, "один голый кнут".
Всё хорошее же (да просто приятное) - от Сатаны: он-то и раздаёт конфетки, а от Бога сухой корки не дождёшься. Он не по той части, он только "наказует" и "вразумляет", то есть бьёт. Поэтому отсутствие "кнута по спинушке" - это признак Божьего невнимания, даже богооставленности. "Не замечает".
И отсюда - "пошли мне Господь скорбей". Серые лица, серые платки, грязная, мятая одежда, злые глаза православных старушек. "Несчастьица нам, несчастьица вам".
И единственная человеческая радость - злорадство. "Вот и ты, и ты согнись, согнись перед Господом-то, сгноись перед ним".
И подразумеваемое - "пусть тебя перекосит, пусть у тебя ребёночек заболеет, пусть тебе худенько станет... вот тогда-то боженьке замолишься, замолишься. И будешь как мы, сереньким, сыреньким, грязненьким". "Пусть будет тебе пусто, пусть будет тебе мокро, пусть будет тебе холодно".
И постоянное обличение друг друга в грехах. И уныние, уныние как единственная добродетель. "Жизнь есть пост", да.
У меня, правда, есть смутное подозрение, что таково только "православие российского извода". Греки вот тоже православны, "и ничего, барашка кушают". Есть, конечно, "Афон и всё такое", но это для специальных людей. И то: Афон как бы освящает собой "море, небо, барашка" и общую жовиальность бытия. "Вкусно живём - и свято живём. Спаси Господи". Вкусно и свято: горячее мясо и вино под огромными мохнатыми звёздами, и серебряный крестик на смуглой девичьей груди. "Всё хорошо, Господу слава".
Российское же православие именно этого... не то чтобы не признаёт, а даже не понимает. "Нельзя людям радоваться, нечему радоваться". Честной бывает только скорбь, скорбь и терпение. "Ребёночек умер, Господу слава, аминь". "Несу скорби. Хорошо." Пить слёзы, кровью из прокушенной губы заедать. "Славное вино для Господа - слёзки".
Я не говорю, что это плохо. Иногда (особенно в пучине скорбей) такое мировоззрение очень утешает. Но вообще-то с точки зрения выживаемости нации любая другая религия (хучь "кришнаизм" какой) даёт огромную фору. Потому что разрешает честную радость. Ну или бесчестную (есть же и "всякие нехорошие верования"). Но - разрешают.
И пока русским "можно только в скорбях быти", по их головам будут ходить.
)(
irod_i_ada
November 7 2003, 19:50:49 UTC 15 years ago
И все-таки, не все православные - щуроглазые старушки.
Есть и большие, здоровые человеки "Да славят Господа за милость его и за чюдные дела Его для сынов человеческих!"
xyu
November 7 2003, 20:56:29 UTC 15 years ago
это ересь
я тебя отлучаю от Церкви
пока на 15 минут
krylov
November 7 2003, 21:05:37 UTC 15 years ago
ex_er2000541
November 7 2003, 21:38:18 UTC 15 years ago
Как там насчёт Четвёртой этической системы? Вот и ты, и ты ---
krf
November 7 2003, 22:13:42 UTC 15 years ago
Вообще-то, в православии уныние - один из основных грехов. Так что дело тут не только и столько в православии (хотя феноменологически описанное имеет место быть).
Мне тут вот какая картинка рисуется:
До революции Россия была традиционным обществом, с огромным, составляющим большинство, крестьянким населением.
Отличалось это население двумя особенностями:
- жилось ему нелегко;
- у крестьян не было целей (имеется ввиду больших) - как потому, что иметь их в традиционном обществе им было не положено (на это другие сословия были), так и потому, что жизнь у крестьянина выстроена в соответствии с годовым циклом - т.е. главное - пахать да сеять (т.е. работать, напрягаться), все равно изменить тут что-либо сложно.
Понятно, что духовное окормление этой части населения деревенскими священниками имело свой акцент именно на утешении и на примирении с трудностями, я бы даже сказал на оправдении трудностей (т.е. теодицея как "трудностидицея").
Но было и другое сословие (дворянство) и сам царь (а ранее - князья), которым по званию было положено ставить цели и достигать их, т.е. преодолевать трудность и напасти. У меня есть сильное подозрение, что духовное окормление этого сословия, соответственно, имело иные акценты (хрестоматийный пример - Сергий Радонежский и Дмитрий Донской).
Отсюда и мое предположение: проблема в том, что до нашего времени, в основном, сохранилась та форма работы духовенства с верующими, которая соответствовала духовному окормлению крестьянства (она была более массовой, дворянство, в основном, было физически уничтожено, и т.п.), в то врямя как сейчас значительно большее количество верующих находится в ситуации, гораздо больше похожей на ситуацию дворянства (т.е. им надо не просто трудиться и терпеть, но и действовать, ставить собственные цели и преодолевать трудности).
Тут хорошо бы найти исторические документы, отражающие взаимоотношения церей и дворян со своими духовниками. Пока мне это, правда, не удалось.
atrey
November 7 2003, 22:46:29 UTC 15 years ago
По-видимому - духовники высших сословий и дворянства были уничтожены большевиками в первую очередь, вместе с самими сословиями, а советское духовенство было из "духовенства для народа"...
А вот Распутин например -был довольно деятельным (в смысле мирских интриг) старцем...
В дополнение
krf
November 7 2003, 23:10:42 UTC 15 years ago
Например, ныне покойный (в августе была годовщина) старец схиархимандрит Зосима (он был настоятелем Свято-Успенского Никольского монастыря - это под Донецком), с которым в постоянном общении находилось большое количество, скажем так, крупных людей Донбасса и Украины в целом (многие из них открыто признавали его своим духовником, и, что главное, обсуждали с ним свои дела), всегда утвержал (причем, подчеркивал), что православие - это вера радости (при этом он, насколько я понимаю, признавал, что существуют и "унылые" течения, но считал это в корне не верным).
Re: В дополнение
atrey
November 7 2003, 23:27:06 UTC 15 years ago
Я попробую на досуге.
Христианство вообще...
h_factor
November 8 2003, 04:46:46 UTC 15 years ago
Теперь посмотрим, в каких условиях зарождался христианский миф. Я не историк, но есть некоторые очевидные факты, против которых не попрёшь. Группа, породившая данную систему ценностей:
1. Не имела своей территории.
2. Находилась в конфликте со всеми существующими властями.
3. Состояла в основном из "низов" и горстки голимоходов, отвергнутых "верхушкой" (такое ощущение, что за дело).
4. Имела внутреннюю резню в качетсве перманентного состояния.
Можно исчё что-нибудь вспомнить по-мелочи, но, думаю, уже понятно, что христианская община - явление конфликтное, ангедонистическое, акт выраженного социального и духовного протеста. Ничем не отличающееся по сути от современного попсового "сатанизма" (это когда ходят мрачные молодые ребята и девушки, в чёрном, нетрезвые, обкуренные, и заявляют всем и всюду, что жизнь - дерьмо, и только воцарившаяся Тьма нас всех спасёт. Ага. "Темнота - друг молодёжи, в темноте не видно рожи").
Конечно, были клёвые люди в той же самой вкусной Греции, которые сумели-таки наплевать на архетип и сделать из христианства нечто приличное. И на Руси смогли бы (клёвые люди везде есть, того же Холмогорова почитать, в его трактовке православие очень даже очень), но, как я уже говорила, ложь в обращении с мифом для нас - одно из истиных зол. Вот и отразилась Вражья природа во всей её мерзостной красе.
Я видела счастливых искрене верующих православных, но их вера, признаться, имела очень мало общего с церковным каноном, и сводилась в нашему родному: "Весь мир - живой. Бог в каждой травинке, как этому не радоваться?!" Очень древняя красивая форма, единая для всех, истиное воплощение любви, как чистое переживание себя в мире ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Вот греки так и живут, пьют вино, дышат свежим морским воздухом, и пофигу им, как это всё называется. Ну захотел кто-то из правителей "христианство", пусть будет. Любить мир оно не помешает. А почему мешает нам?
Об этом хотя бы "Чёрная книга Арты". (Да, как ни странно).
России навязали православие, но запретили в нём творить. А какая же вера и любовь без творчества? Остаётся только страдание. У нашей любви - чёрные сломаные крылья. Мы её _такой_ видим и такой принимаем. А в глубине души живёт радость... Напоминает картину клинической депрессии.
Истерично как-то пишу, но что поделать, тема такая. Тьфу. Навязали невроз на сотни поколений, а у самих зенки вытекли от блеска пентаклей. Смотрят на нас и не видят, что для России это - поверхностное, щелуха и грязь, под которой всегда было много бОльшее. А вот для них - основы, гнилые как могильный костяк, и нет больше ничего, кроме пустоты, в которую летит всякий "истино верующий" и прочий ёбаный "богом" Иеговой в рот и жопу.
Re: Христианство вообще...
inflap
November 8 2003, 15:46:46 UTC 15 years ago
Это не так.
ak_74
November 8 2003, 05:59:53 UTC 15 years ago
Re: Это не так.
ex_er2000541
November 8 2003, 06:13:49 UTC 15 years ago
:-)
Re: Это не так.
ak_74
November 8 2003, 06:38:11 UTC 15 years ago
За Русь святую.
Re: Это не так.
ex_er2000541
November 8 2003, 06:44:33 UTC 15 years ago
Кто именно был на Куликовском поле, вы знаете?
И в чём состоял вопрос?
:-)
Re: Это не так.
ak_74
November 8 2003, 07:23:54 UTC 15 years ago
Чтобы вам стало понятнее что я хотел сказать - перефразирую: Московское царство создавалось православной церковью - овечками тех православных русских людей назвать никак нельзя.
Re: Это не так.
ex_skuns
November 8 2003, 08:46:41 UTC 15 years ago
Re: Это не так.
ex_er2000541
November 8 2003, 12:06:36 UTC 15 years ago
Армии нескольких русских и литовских князей пришли на Куликово поле дать бой узурпатору, который незаконно (не будучи чингизидом) нарекоша ся "великий царь Мамай". Эти армии были православные.
Одновременно армии других русских и литовских князей пошли поддержать узурпатора Мамая, а армия ещё одного русского князя сохраняла нейтралитет. Они тоже были православные.
Московское Царство создавалось московскими князьями, опиравшимися втч и на Православную Церковь.
Которая Церковь писала всю тогдашнюю историю.
Ваш ход.
:-)
Эрудицией блещете.
ak_74
November 8 2003, 14:08:14 UTC 15 years ago
Константин лучше бы рассмотрел следуещее явление: последниее лет 10-15 жидо-русская интеллигенция косяком повалила в православие, вовсю внедряется в церковь. Это не может быть случайным и нуждается в осмыслении.
Re: Эрудицией блещете.
ex_er2000541
November 8 2003, 14:34:28 UTC 15 years ago
Крылов дружит с Холмогоровым. Заменить РПЦ на секту содомитов и деторастлителей ради того чтобы обзавестись домиком в Суздале у которого Холмогорова, как я понимаю -- позиция.
А что тут, по вашему, нуждается в осмыслении? Место тёплое, делать ничего не надо. Ясное дело, что оно так и будет: люди устраиваются в жизни.
Re: Это не так.
trurle
November 8 2003, 12:11:25 UTC 15 years ago
Re: Это не так.
ex_er2000541
November 8 2003, 12:24:41 UTC 15 years ago
Православной Церкви в Орде, как я понимаю, жилось не сильно хуже чем в Москве. И вряд ли тогда в Константинополе было кому-то дело до проблем варварской "Святой Руси".
:-)
Re: Это не так.
magister_
November 14 2003, 03:09:56 UTC 15 years ago
Чисто из-за финансовых долгов разборка была.
ex_skuns
November 8 2003, 08:46:10 UTC 15 years ago
Кстати, по православию смеяться нельзя, оргазм испытывать нельзя, и вообще удовольствие получать нельзя - грех. Посмеяться можно только раз в год, на Пасху. А в остальное время церкви нужно плакать в три ручья. Грех - это вообще все, от чего хорошо. Так что православный просто не может себе позволить чувствовать себя хорошо, притом не потому, что его за это вознаградят, а несмотря на то, что его за это ж и накажут.
Чуете, как там все круто заверчено?
palivac
November 9 2003, 04:44:12 UTC 15 years ago
ex_skuns
November 9 2003, 05:49:18 UTC 15 years ago
palivac
November 9 2003, 06:07:13 UTC 15 years ago
Ну и просто про трахаться это вы, батенька, палку перегнули.:) Трахаться можно и для удовольствия, правда используя только природные средства контрацепции.
ex_skuns
November 9 2003, 06:18:40 UTC 15 years ago
А для удовольствия нельзя, только для деторождения.
palivac
November 9 2003, 07:44:04 UTC 15 years ago
"А для удовольствия нельзя, только для деторождения."
На самом деле это не верно.Есть такая книжечка "Катехизис католической церкви" (правда русский тираж всего 3000 экземпляров), так вот там можем прочесть:
"Сексуальность предназначена для супружеской любви мужчины и женщины. В браке ТЕЛЕСНАЯ ИНТИМНОСТЬ супругов становится знаком и залогом духовного общения...Сексуальность - источник радости и наслождения."
Слова "удовольствие" здесь конечно же нет, но катехизис это вам не "спид-инфо".
ex_skuns
November 9 2003, 08:07:15 UTC 15 years ago
palivac
November 9 2003, 08:17:18 UTC 15 years ago
ex_skuns
November 9 2003, 09:07:48 UTC 15 years ago
Насчет секса!
ex_skuns
November 9 2003, 10:24:03 UTC 15 years ago
"накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского, в продолжение Святок, в течение сырной седмицы (масленицы), начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную, в течение Пасхальной (Светлой) седмицы, в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября. "
А теперь сложите все это вместе. Остается только 3 месяца в году, когда за это не надают по башке на исповеди.
Re: Насчет секса!
palivac
November 9 2003, 10:52:39 UTC 15 years ago
Хотя и НАСТОЯЩИМ православным можно приспособиться к жизни. Дело в том, что частота половых актов в браке с годами уменшается: 1-й год - 15 раз в месяц; 6-й - уже всего 6 раз. :)
Re: Насчет секса!
ex_skuns
November 9 2003, 11:26:54 UTC 15 years ago
Re: Насчет секса!
palivac
November 9 2003, 11:51:31 UTC 15 years ago
Re: Насчет секса!
ex_skuns
November 9 2003, 12:08:59 UTC 15 years ago
Re: Насчет секса!
palivac
November 9 2003, 12:17:59 UTC 15 years ago
Re: Насчет секса!
ex_skuns
November 9 2003, 12:19:56 UTC 15 years ago
Re: Насчет секса!
palivac
November 9 2003, 13:08:10 UTC 15 years ago
Re: Насчет секса!
ex_skuns
November 9 2003, 22:57:23 UTC 15 years ago
А у шумеров были не коммерческие бордели, а храмы плодородия, и они там не блядовали, а поднимали народное хозяйство.
ashuutanor
November 9 2003, 06:49:07 UTC 15 years ago
Если, впрочем, привести в пример не религию, а науку -
известно, что профессионал-теоретик никогда не станет спорить
с полуграмотным бомбилой-таксистом
(с образованием, возможно, классов в восемь),
написавшим на досуге длинный трактат, опровергающим квантовую механику и воображающим, что он новый Гейзенберг
(поверьте, таких безумцев хватает).
Такие споры неинтересны и непродуктивны. Человек, не знающий
элементарной арифметики,
не может судить о квантовой механике.
А душа, метафизика, религия, тем более такая невероятно сложная, как Православие
- сложнее квантовой механики и вообще любой науки.
Поэтому мой Вам, Константин, искренний совет: пишите лучше о политике, о маздеизме,
в крайнем случае - о философии, у Bас это, бывает, получается неплохо.
Но не пишите о том, в чем Вы некомпетентны и в чем не разбираетесь. Повторяю, Вы написали
безграмотную чушь, с которой даже и спорить непродуктивно.
Правда, мне рассказывали, что еще в советские времена
в институте Ландау был такой обычай: студентам четвертого курса физтеха (первый год на практике)
давать общественное поручение - отвечать на письма
именно таких вот неграмотных полубезумных таксистов,
воображающих, что они сделали научное открытие
(говорят, такие письма в те годы тоннами приходили в Черноголовку).
Ваш постинг о Православии, Константин, - в духе таких вот писем.
Не знаю, может, и следует нагрузить полемикой с Вами какого-нибудь совсем уж новоначального неофита (в качестве упражнения
в простейшем богословии), но лучше бы Вам просто не писать ничего
о Православии - не позорьтесь, честное слово - и тем самым не
уничижайте Ваших порой здравых мыслей на другие темы,
не связанные с религией.
Anonymous
November 10 2003, 23:53:39 UTC 15 years ago
krylov
November 11 2003, 10:12:04 UTC 15 years ago
magister_
November 13 2003, 19:07:27 UTC 15 years ago
Мне казалось, что самодовольство своим "пониманием" - характерно прежде всего для протестантов. Но ваша позиция именно такова: "Мы-то все понимаем, а вы со своим свинным рылом в калашный ряд не лезьте!"
Понравилось!
Anonymous
November 9 2003, 10:31:13 UTC 15 years ago
А чему тут удивляться
kosenkov
November 9 2003, 23:45:46 UTC 15 years ago
Как было мило сказано в "Ширли-мырли": "Если папа еврей и мама еврейка, то ребеночек, что? Русский?"
Так что если не брать на веру идею, что "папа у него - голубь!", то все идеи по поводу :
интерпретируется так, что Бог посылает именно и только бедствия, "один голый кнут".
кажутся вполне логичными. Бог не свой, а "оттуда", чего ему "об энтих" заботиться?
ИМХО
nataly_hill
November 10 2003, 07:44:32 UTC 15 years ago
К хорошему человеку понятие "счастья" неприменимо.
Re: ИМХО
nataly_hill
November 10 2003, 08:08:02 UTC 15 years ago
magister_
November 13 2003, 18:56:57 UTC 15 years ago
(Кстати, различить же хорошего и плохого человека можно отчасти по тому, какие именно события он переживает как счастье и горе. Но это отдельная тема.)
Это ну прямо классика:
знаменитый готтентот, утверждавший, что добро - это когда он украдет много коров, а зло - когда у него украдут, присваивал такой этический принцип, конечно, не себе одному, а разумел, что для всякого человека добро состоит в успешном похищении чужого имущества, а зло - в потере своего.
alex_mashin
May 17 2006, 06:49:08 UTC 13 years ago
Введём обязательное причастие раз в месяц — всё сразу станет нормально.