Пишет "прихожанин Свято-Троицкого храма РПЦЗ в Буенос Айресе":Хорошо сказал сегодня в проповеди о. Валентин.Смысл примерно таков: Господь сказал, чтобы мы прежде всего любили Бога, а уж потом мать, отца. Так и с Россией (Путин, МП, процветание, Родина). Да, можно и нужно любить Россию, как мать, желать ей добра и т.д. Но прежде надо любить Бога и его Истину. То есть: сначала надо быть православным, а уж потом русским, и все вопросы касательно объединения даже не возникали бы.
http://www.livejournal.com/users/bonadykov/6885.html
[...] неверен сам подход "или-или". Никакого "сначала православным", а "потом русским" на самом деле нет. Это ранжирование есть пораждение схлопнутого сознания, некоторая пародия на "рейтинг". Такого рода силлогизмы вообще очень характерны для современных "верующих". [...] В этом смыле пример показателен: предлагают выбирать между Родиной и Богом. На деле, конечно, такого выбора делать ни в коем случае нельзя, и человека, его предлагающего, нужно посылать далеко и надолго.
Только два комментария.
Во-первых, тема "религия и нация" может иметь только два решения. Эти вещи могут быть либо полностью слитны, либо полностью ортогональны.
В первом случае выбор между русскостью и церковностью имеет примерно такой же смысл, как во внутрицерковной жизни - выбор, скажем, между исповедью и причастием. То есть "бред собачий такой выбор".
Во втором случае речь идёт о настолько разных вещах, что они вообще несравнимы, ибо нет общей почвы. Как православный, я забочусь о спасении своей души, и больше ни о чём. Как русский, я желаю силы и власти своему народу, и только. Эти две сферы желательно разнести как можно дальше. Для души - пощусь, для нации - убиваю врагов Отечества. "И ничто ничему не мешает".
Однако, для современных православных это рейтинговое - "нееет, сначала ты православный, а потом уж русский, и ни в коем случае не наоборот!" - важна, навязчива. Они об этом говорят много и часто. Вывод: эта тема для них очень и очень существенна. Важна - именно как изощрённая форма отречения от своего народа. "Мы НЕ русские, мы православные".
То есть - православный хочет сбежать к Богу от исполнения национального долга. "Боженька прикроет, и не нужно быть русским". (С небезосновательным мнением, что таки прикроет - ибо Бог недолюбливает русских.)
По крайней мере, такое впечатление создаётся.
)(
bonart
December 15 2003, 11:18:20 UTC 15 years ago
suhaff
December 15 2003, 11:18:37 UTC 15 years ago
Anonymous
December 15 2003, 11:32:37 UTC 15 years ago
Бог - журавль в небе.
Боя выше России - но его нет.
Россия ниже Бога - зато есть.
suhaff
December 15 2003, 12:15:29 UTC 15 years ago
думаю, что вполне возможен и такой вариант: религия порождает некие политические установки, которые "считываются" и работают в обществе как бы сами по себе и могут вопсриниматься и отдельно от собственно религиозной проблематики. например римо-католицизм породил "латинский запад", который собственно только теперь объединятеся всерьез и надолго, но уже на вполне секулярной основе. это не значит, что религия куда-то там вытеснена (в 18-19в. она была куда больше "вытеснена"), просто она "ретранслировала" в сферу политического некоторые идеи, содержащиеся в доктрине римо-католицизма.
отсюда мораль. :) правильно было бы вплотную заняться толкованием религии в первую очередь. но с правильными, вами лично поставленными акцентами. за вас это НИКТО НЕ СДЕЛАЕТ. НИКТО. ВООБЩЕ НИКТО. ВСЕ ОПУХНУТ С ГОЛОДА, НО НИКТО ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕ БУДЕТ КРОМЕ ВАС.
krylov
December 15 2003, 15:25:21 UTC 15 years ago
suhaff
December 15 2003, 15:50:38 UTC 15 years ago
а вы напишите на листочке список "требований и обещаний" некой правильной с вашей точки зрения религии, согласуйте его с друзьями, обратите внимание на то, чтобы он не конфликтовал с христианством (всё-таки это по крайней мере номинально господствующая структура) и уже исходя из него вместе формируйте политическую доктрину, в которой... о религии -- ни слова. надо создать ложу, я удоду всё время об этом говорю, но как горохом об стенку...
ex_jen1930
December 15 2003, 13:09:09 UTC 15 years ago
Вы в курсе, скажем, исторической подоплеки праздника Покрова (празднующегося, по иронии судьбы, в основном в России)?
suhaff
December 15 2003, 13:52:21 UTC 15 years ago
а иногда и такой выбор делался:
Евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые; прочие же все народы как бы слюна,(10) которую извергает Господь из уст Своих. За то, что евреи не приняли и не признали Господа Иисуса Христа, они рассеяны по лицу всей земли. Но во времена антихриста множество евреев обратится ко Христу, так как они поймут, что ошибочно ожидаемый ими Мессия — не кто иной, как Тот, про Которого Господь наш Иисус Христос сказал: “Я пришел во имя Отца Моего, и не приняли Меня, иной придет во имя свое, и примут его”. Итак, несмотря на великое их пред Богом преступление, евреи были и есть возлюбленный пред Богом народ. Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа Иисуса Христа. Во времена антихриста они совершенно отвергнут и не признают его Мессией, и за то удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного Русско-Славянского не будет на земле.
Св. Серафим Саровский
ex_jen1930
December 16 2003, 11:40:54 UTC 15 years ago
Во-вторых - почему понятие "славяне" соотносится непременно с Россией? Вон поляки, например, тоже славяне. Как и чехи :)
suhaff
December 16 2003, 12:16:01 UTC 15 years ago
amypp
December 15 2003, 13:27:24 UTC 15 years ago
Во втором - хммм... Дело обстоит примерно так: ложная посылка 1 состоит в том, что принадлежность к "ethnicity" автоматически обозначает принадлежность к конф. группе ("г-н К-в - русский, следовательно православный, а если не православный, то и не русский"). Ложная посылка 2 состоит в том, что надо быть русским, тогда все станет хорошо = станешь православным ("если К-в - не православный, то это оттого, что он еще не стал русским"). Ложная посылка 3 состоит в том, что религия представляется как форма эскапизма ("К-в стал верующим, чтобы закосить к примеру от армии"). Это не может быть в Православии по определению. М.б. в маздеизме это так - не знаю.
Итак, вывод из трех неверных посылок формулируется примерно так:
1. Русский запросто может быть не-православным (в соврем. об-ве это - скорее норма).
2.Русским стать нельзя (это старый наивный нац-миф: "станьте немцами!"), им можно быть или не быть по рождению, языку и культуре. А православным - можно, обратиться тоись. Из другой, например, религии или от безбожия. Но к русскости это не имеет ровно никакого отношения в современном обществе.
3.В православную религию нельзя бежать - бежать можно от нее, напр. в неправославную религию "чтобы не быть со своим народом".
И наконец, 4. Связь между религиозным и национальным в современном пост-..., в общем "пост-ХХ век" обществе модифицировалась настолько, что вернуться к нормам 17 в. (для этого времени Ваши выкладки худо-бедно годятся), невозможно онтологически.
Вывод (имхо): батя в Аргентине прав, а Вы его просто не поняли.
Такие дела.
krylov
December 15 2003, 15:34:27 UTC 15 years ago
Я не утверждал, что этничность и конфессиональная принадлежность обязательно должны жёстко коррелировать. Я описал два случая: когда они "слиты", и когда "раздельны". Я просто считаю, что между этими вещами нельзя выбирать.
Дальше - совсем простое утверждение. Русские православные любят поговорить на тему выбора между отстаиванием интересов своего народа и своей церкви, и неизменно выбирают второе, причём демонстративно в ущерб первому. Это делают не все и не всегда (я знаю тех, кто не делает), но тема такая есть.
Об эскапизме я говорил во вполне определённом смысле: о желании не защищать интересы русских путём предъявления иных интересов: "я божий, а не русский". Это тоже есть.
Всё это - наблюдаемо даже со стороны, увы.
П. 4. я вообще не понял. Как именно в нашем современном пост-... обществе модифицировалась подобная связь? Это не указано, а следовательно и непонятно, в чём состоит возражение.
amypp
December 15 2003, 16:06:09 UTC 15 years ago
Такого эскапизма я даже во Америце не видел: как это "Божий а не русский" - грек что ли? Где это такое есть?
Модифицировалась связь - социологически это просто: раньше было православное царство, и если Ты не православный, то тебя простот вышвыривают нафиг - и это правильно, в православной стране неправославные должны удовлетвориться местом у параши. Если бы у нас было православное царство, то я бы первым призывал чморить всех "не-". Но увы! Нет ни царства, ни православия. Первого - в результате исторически вычислимого предательства русским народом своих собственных ценностей (веры, царя, державы) и избрания им западного сатанизма в идел пролетарского интернационадлизма и марксизма-ленинизма. Тут ясно. Вы, наверное, будете спорить, но все равно - ясно.
Второе - православние. Его гнобили сознательно с 17 века, со времени Великого никониянского раскола и догнобили окончательно эдак к началу ХХ в. Возвышающиеся руины этого некогда величественного терема картины ососбенно не меняют. Нынешнее официальное "православие" - жалкая пародия, своего рода "евро-православие", сильно разбавленная экуменически-либеральная версия синодального исповедания. То, что сейчас пузатые иерархи любят побренчать грозной фразеологией ничего по сути не меняет.
Т.о. нет прямой связи между настоящим Православием и принадлежностью к этносу. Принадлежность к русской культуре просто (язык, укорененность, народные обычаи, круг чтения?), или к государству "РФ"? Даже в этом смысле эта ассоциация этнос-конфессия не работает. Любой атеист Вам тут же скажет: "Я - русский, а православные - не знаю". И таких у нас ... э... много.
А выбирать приходится всегда. Я, конечно, не в сартровском смысле, но где-то близко...
Deleted comment
agasfer
December 16 2003, 09:23:39 UTC 15 years ago
suhaff
December 16 2003, 11:09:17 UTC 15 years ago
atrey
December 15 2003, 13:56:15 UTC 15 years ago
agasfer
December 15 2003, 15:43:33 UTC 15 years ago
православие - дерьмо
Anonymous
December 15 2003, 21:37:36 UTC 15 years ago
dobry_lis
December 15 2003, 21:45:43 UTC 15 years ago
korotov
December 15 2003, 22:54:09 UTC 15 years ago
Вопрос к Вам.
pycckuu_gyx
December 16 2003, 01:10:33 UTC 15 years ago
Поэтому именно Вас я прошу объяснить мне, зачем Вам вера. Зачем Вам Христос?
Русский человек без Бога - не человек.
korotov
December 16 2003, 12:29:01 UTC 15 years ago
Безличный ответ.
pycckuu_gyx
December 22 2003, 20:42:32 UTC 15 years ago
Есть ответ...
pycckuu_gyx
January 1 2004, 04:56:16 UTC 15 years ago
Ваша реплика об истине напомнила мне и, думаю, не только мне одну историческую персону. Это Пнтий Пилат. Он не просто мысленно был рядом с истиной, как и Вы. Он искал даже истину, ибо вопрошал о ней. Это не помешало ему остаться по отношению к Истине в полном неведении.
Именно в таком неведении об истине остаетесь и Вы, о чем совершенно исчерпывающе свидетельствует Ваш компилятивный навет на русских людей. Я же мало верю в русского православного верующего, которому ничтожна его собственная(!) национальность.Отвергающий себя(!) отвергнет и Бога. Ибо ничем невозможно утвердить Его.
мудак он.
ex_deadj344
December 16 2003, 02:02:47 UTC 15 years ago
Anonymous
December 16 2003, 07:00:18 UTC 15 years ago
Мы всё ещё должны?
shulga
December 16 2003, 07:52:03 UTC 15 years ago
Re: Мы всё ещё должны?
Anonymous
December 16 2003, 08:55:53 UTC 15 years ago
jmmorpheus
December 20 2003, 13:17:53 UTC 15 years ago
Доходит до абсурда. Мать была в церкви на той неделе, так священник заявил, что ходить на выборы - святая обязанность каждого православного, потому что обязанности перед властью земной Богу угодны. Получилось, что люди, игнорирующие выборы - страшные грешники. :) Так что к "русскому-православному" подмешивается еще и "гражданин России". :)