Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Об учебниках русской истории

С историей мы знакомимся не по учебникам, а по "художественным книжкам". То есть настоящие учебники литературы - это романы.

Поэтому, что бы там не писали в школьных программах, учебником французской истории в России были, есть и будут "Три мушкетёра". И "прекрасную Францию" представляли, представляют и представлять будут "так, и только так". Любые исторические факты будут только "чуть корректировать" изначально впечатанную картинку*.

То же самое относительно всех остальных стран. Для любой можно указать "настоящий учебник". Например, "история американского Юга" - это "унесёнка", и баста.

Теперь о нашей собственной истории.

Тут всё просто. На протяжении двух последних столетий последнего столетия** ОФИЦИАЛЬНЫМ УЧЕБНИКОМ РУССКОЙ ИСТОРИИ В РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТРАКТАТ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА "ИСТОРИЯ ГОРОДА ГЛУПОВА".

Другого учебника русской истории у нас нет. И любые (подчёркиваю, любые!) "учебники" только накладываются на эту изначально заданную картинку.

Разумеется, существуют адаптации этого учебника для нечитающих. Это творчество Жванецкого, Шендеровича, Войновича и всех прочих "людей того же направления", включая, скажем, Радзинского и "Суворова" (которых методологически корректно рассматривать именно как особые разновидности "шендеровича"). Но в целом всё это восходит к основному учебнику, к "Глупову".

_________
* Кстати, весьма интересны откровения Новодворской о том, какое впечатление произвели на неё "Мушкетёры" - особенно на фоне русской литературы. "Я перечитавала эту книгу сто раз". Или "тысячу", не помню уже. Во всяком случае, все свои представления о Шикарности Западной Цивилизации она почерпнула именно оттуда.

** Как справедливо заметил skuns (и от него бывает польза!), ""История одного города" впервые напечатана в журнале "Отечественные записки" в 1869-1870 гг." Поэтому, хотя "само направление" уже насчитывает вполне почтенный возраст, но мерзкий шедевр СЩ был создан именно что "примерно сто тридцать лет назад", а первое поколение, воспитанное на нём, вошло в возраст как раз к рубежу веков.


)(
То есть настоящие учебники литературы - это романы.

Устарело. Скорее фильмы, если в массе. Даже уметь читать не обязательно.
кстати да. собственно по силе "картинки" именно фильмы и лидируют, причем давно. ленин это дело сразу просёк. :)
По силе осёл кричит громче...
А романы таки проходят в школе, в то время когда у детей формируется сама спобоность
грамотно формулировать свои мысли. Как "всем известно", именно язык является основой
мышления. И, как справедливо заметил т. Крылов, отправной точкой в национальном дискурсе
у французских дитей будут "Три мушкетёра", а у русских "История города Глупова".

"...как вы лодку назовёте, так она и поплывёт".
ваше наблюдение как бы и правильное, но весьма поверхностное. литература (особенно русская) преподавалась так плохо, что т.н. "программные сочинения" вообще мало кто читал. скроее наоборот, если бы в советской школе преподавали все 10 классов салтыкова-щедрина, то дети бы его в большинстве случаев вполне искренне ненавидили и не читали бы в принципе ни под каким соусом.
По памяти: "История города Глупова" в программе не присутствовала, в программе были "Господа Головлевы" (9-ый класс)
В 10-м классе (2000 г.) Глупов вполне еще был, но
никто его не читал, конечно.


Понятно. А моя информация - из 1991-го
"Глупов" (а также "сказки"), "Мать" и "Что делать" были -
но чисто условно; на огромную книжку одно занятие: проще прогулять, чем читать. на занятиях забавно: "что делать, конечно, не литература, но влияние ее нельзя переоценить: Достоевский, Тургенев..."

Anonymous

January 15 2004, 08:07:54 UTC 15 years ago

Я вас не знаю, это первый ваш пост прочитанный мною, но мне представляется, что лучше вам пойти нахуй. Идите с миром.

Anonymous

January 13 2004, 10:14:27 UTC 15 years ago

А "Пётр 1" Толстого?
Сатирический гротеск "История города Глупова" является книгой по истории России только лично для Вас. Остальные, как мне кажется, вспомнят "Петра I" А. Толстого, "Степана Разина", исторические вещи Пушкина, того же Пикуля...
Полностью согласен.
Подавляющее большинство современных людей "Глупова" даже и не читали. В обязаловку школьную он не входил. Так что не надо передергивать.
На протяжении двух последних столетий ОФИЦИАЛЬНЫМ УЧЕБНИКОМ РУССКОЙ ИСТОРИИ В РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТРАКТАТ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА "ИСТОРИЯ ГОРОДА ГЛУПОВА".

мне кажется вы преувеличиваете, в ссср было больше плюрализма. :) для меня лично таким учебником в школьные годы стали романы про чингизхана и батыя, для кого-то романы льва толстого и т.д. официальная история, пусть даже и "литературная", была слишком сильно заидеологизирована, чтобы основываться на каком-то одном авторе.

Anonymous

January 13 2004, 10:28:52 UTC 15 years ago

Ну почему же, и Пётр и История города Глупова мной по крайней мере прочитаны в одно и тоже время - лет в 13
Хм. А я вот "Историю" прочёл довольно поздно. До того - "Батый", "К последнему морю" и прочие романы серии. "Пётр I".

Вот Пикуля в юности не читал, а сейчас от него уже тошнит.
Салтыков-Щедрин, мне кажется, не вполне одинок в своих взглядах. "Русская история" Ключевского оставляет очень похожее впечатление. Вы не согласны?
Совершенно согласен. Собственно, Ключевский - это "совершенно тот же самый Щедрин" (концепция та же, приёмчики описания те же), только разбавленный на 12 томов "немецким наукообразием".

Anonymous

January 13 2004, 10:55:54 UTC 15 years ago

Понятно, все это злобная нерусь. И что же мы имеем в остатке? Где он, культурный капитал русских националистов?

- Quick

Anonymous

January 13 2004, 23:15:25 UTC 15 years ago

Хихикаешь?
А вот, к примеру, назови десять русских народных песен. Из тех, которые поют, когда водки нажрутся...

Недавно я задумался -- какого хрена в России нет русских народных песен. Их просто нету. Тот минимум, который выдают за русские песни, с учётом авторских "Коробейников", "Светит месяц", "Ой мороз", "Хазбулат удалой" -- это просто смешно, на фоне, например, знакомого датчанина, который сходу захерачил десяток датских песен, а потом продолжал: "...во, я еще вспомнил..."

И блатных, кстати, тоже нет -- они одесско-еврейские.

Deleted comment

Вполне нормально петь во время застолья, все поют... По поводу списка:

1. Песня 50х. Недавно, буквально на днях, умер первый исполнитель.
2. Авторская
3. Вроде народная
4. Авторская
5. Малоросская
6. Авторская
7. Вроде народная
8. Не знаю
9. Народная
10. Авторская, начала века.
11. Народная
12. Народная
13. Авторская
14. Вроде народная
-------
Лирическое отступление -- недавно я узнал, что советская застольная песня про танкистов ("По танку вдарила болванка") на самом деле старинная народная шахтёрская песня.
-------
Русские романсы... Навскидку, какой из романсов ты (твои знакомые, или незнакомые) пели последний раз? А малоросские, кстати, песни есть. Хуже того, мы их знаем лучше, чем свои собственные. Опять-же назови шуточную русскую песню на уровне "пийду я в сад зелений, наимся червячков" или "бурундучок под лавочкой бульбочку грызеть"

Deleted comment

То-то песни Сердючки сейчас из каждого утюга льются...

А романс... Вот лично мне романс кажется достаточно гнилым делом..

А в передаче "Играй гармонь" мужики на гармошках лабают стандартный русский рифф. Вполне по народному, вполне рокенрольно, только песен нет...
Насколько я понимаю, Ключевский достаточно признан в академической исторической науке. А "приемчики" - это у Фоменко.

И потом, если Вы осуждаете Ключевского, то не за русофобию - какая тут русофобия? - а за его чувство стыда. А стыдно ему было из-за того, что в России так долго сохранилось рабство. Так что я не пока не понимаю Вашего негативного отношения к нему. Вы не могли бы аргументировать более четко?
Почему стыд за рабство должен быть главным чувством, когда пишется труд о всей истории?

Привести примеры, когда рабство, причём в прямом смысле этого слова, т.е. вполне первобытное, сохранялось примерно до того же времени как в России, однако при этом нация патриотов вполне состоялась?
Мне кажется, классический пример Америки (окончательная отмена рабства в 1865) не очень удачен. Вот тут передо мной данные переписи 1860 года: рабы составляли меньшинство даже в самых южных штатах, где их было больше всего. В общем же по США в рабстве было, похоже, 10-15 процентов населения. К тому же среди потомков рабов патриотизм и сейчас очень непопулярен.

А про Россию не будет преувеличением сказать, что мы все - потомки рабов: крепостного населения было большинство (по тому же Ключевскому), да еще революция и гражданская война довольно сильно ударили по людям высших сословий.

Поэтому и горечь такая у Ключевского: он не без основания чувствовал вину за свое государство, закрепостившее большинство собственного народа. Если бы я был на его месте, думаю, мои чувства были бы сходными.
В Америке в XIX веке англосаксы вымаривали коренное население, продавая индейцам одеяла, зараженные оспой, вплоть до середины XX века чёрные и белые ходили в разные туалеты, а азиаты долгое время не могли даже в Голливуде играть роли азиатов, их играли загримированные под азиатов белые.

То есть были страницы истории, ничуть не менее, а может и более позорные, чем крепостное право, называемое вами рабством.
Не испытывать никакого стыда при осмыслении собственной истории, по-моему, вполне достойная западная ценность, которую неплохо бы было наконец-то перенять.
Перенимать нечего. Те же американцы в массе довольно взвешенно смотрят на собственную историю; есть общепризнанно славные страницы, есть общепризнанно стыдные.

В качестве примера - решение Верховного суда по делу Дреда Скотта (1857 год), объявившее этого самого Скотта частной собственностью, до сих пор считается в Америке национальным позором. И в школах изучается именно как национальный позор.

Это не единичный пример - да вы посмотрите на американские школьные учебники, они все пытаются показать наличие разных точек зрения на один и тот же вопрос, это считается очень важным для образования. "Что нам не стыдно перенять."

Крепостное право называю рабством не я один. Хотя это, быть может, не самый удачный термин - но для точного прояснения сути крепостного права я могу Вас отослать только к тому же Ключевскому. Он проделал огромную работу в этом направлении.
да вы посмотрите на американские школьные учебники, они все пытаются показать наличие разных точек зрения на один и тот же вопрос, это считается очень важным для образования.

Вот и я о том.

Признание некоторых страниц собственной истории позорными вовсе не мешает average Joe поднимать по утрам на лужайке флаг своей страны, цеплять его к машине и покупать в магазинах майки с надписью Proud to be an American.

Я думаю, что пост Крылова был именно об этом.
Не о том, что в России не было вовсе позорных страниц, о которых язвил Салтыков-Щедрин.

А о том, что изучение истории России только по салтыковым-щедринам, вместо "разных точек зрения", о необходимости которых вы справедливо пишете, приводит к ситуации, что само существование майки "Горд тем, что я русский" (ок, "россиянин") может привидеться лишь в произведении Салтыкова-Щедрина.


Перепечатываю с бумаги последний абзац последней главы "Истории России" Ключевского.

С другой стороны, мыслящий человек заметил, что на новорасчищенной почве нельзя прямо сеять эти идеи, что можно продолжить работу, посредством которой русские нравственные обычаи и понятия были бы приспособлены к тем идеям, на которые должен стать созидаемый порядок русской жизни. Этот процесс повел к мысли о необходимости внимательного изучения русской действительности, как и ее источника, т.е. ее прошедшего. Вот момент на котором мы стоим, лучше сказать, вот двойной вопрос, который предстоит нам разрешить. Вы должны прежде всего приняться работать своим умом вместо пассивного усвоения плодов чужого ума. Эта работа должна прежде всего направиться на проверку усвоенных нами чужих идей и на внимательное изучение действительности. Поколение, которое воспитывалось под влиянием реформ Александра II, до боли чувствовало настоятельность разрешения той и другой задачи. Надо признаться, что это поколение, к которому принадлежит и говорящий, доселе плохо разрешало свои задачи, и надо думать, что оно сойдет с поприща, не разрешивши их, но оно сойдет с уверенностью, что вы и те, которых вы будете воспитывать, разрешите их за нас.

Этого человека Вы записываете в противники России? И Салтыкова-Щедрина тоже?

Кстати, разные точки зрения он очень даже старался показать. Истинные размеры проблемы крепостного права, ее узлы и завязочки я начал понимать только после того, как его прочел. И это не только к крепостному праву относится; после его изложения петровских реформ мне захотелось прочитать о них еще, а такое чувство вызывает не всякий учебник.


Так как получилось непонятно, на что я отвечаю, попробую переформулировать. Разные точки зрения должны существовать. Но мне кажется, что каждый, кто серьезно интересуется историей России, имеет внутри себя "маленького Ключевского", наряду со многим другим. И не нужно отмахиваться от него так, как отмахивается К.К. Это как в музыке отмахиваться от Баха - показывает лишь недостаток профессионализма и понимания.
Я не записываю этих достойных граждан в противники России вовсе.
Хотя "чувство стыда", очень полезное в одних случаях, вряд ли есть признак профессиональной состоятельности в других.

Однако во всех случаях эти чувства и патриотизм должны лежать в разных измерениях.
"Права или не права, но это моя страна", -- вот так примерно.

В России же эта схема давно нарушена.
"Права или не права, но это моя страна" - применимо лишь к внешней политике (и то не всегда). Никак не к внутренней. Посмотрите на ту же Америку - Вы видите там широкий консенсус по вопросам внутренней политики? Я - нет.

Я скорее смотрю так: одна из обязанностей гражданина - открыто (но в рамках закона) выступать против внутренней политики государства, если она ему не нравится. Демократическое государство, как ни странно, должно поддерживать такие стремления в гражданах - от этого оно становится только прочнее.

Макиавелли: "Швейцарцы более всех вооружены и более всех свободны."

Американская конституция гарантирует права на ношение оружия и на создание вооруженных формирований.

У американцев есть чем гордиться. А у нас? Когда Высоцкий был в Германии, его привел в шок вид забитых полок в магазинах. "Почему? Мы же выиграли войну, и у на ничего нет. А они проиграли. И у них все есть."

С этой точки зрения посадка Ходорковского, например, выглядит достаточно абсурдно. Потому что под его руководством ЮКОС совершенно очевидно играл на руку российской репутации за рубежом, российской внешней политике. Хотя его посадка, возможно, и оправдана по нашему законодательству - у меня сил не хватило разобраться в этом деле, и информации в прессе очень мало, в отличие от дела Enron, например.

То есть ключевые факторы - образование, желание и умение разобраться, деятельная позиция. И осуществимость частной инициативы - в законодательстве и в общественном мнении. А вовсе не патриотизм. Личный патриотизм из этих факторов следует, но отнюдь не такой, какой пропагандирует К.К.
Последний абзац Вашей фразы представляется Вам фактом или насущной для Вас необходимостью?
В нем истина или модальность?
Я вижу именно отвлеченный и предписывающий ее характер. Именно патриоты, а не общественные деятели, продвигали Россию вперед. Например, государи, герои, солдаты, крепостные, дворяне. Законы оформляют факт или бесполезны. Общества у русских всегда были, в отличие от англо-саксов, потребителями благ, а не их созидателями.
В отношении дела Ходорковского всегда вспоминаю о грубой ошибке кремлевых братков, именовавшейся: "Берите суверенитета, сколько хотите". Конечно, обещанное нужно выполнять, но существование державы не всегда совместимо с вольным словцом самодовольного глупца.
Наиболее странным в Вашем сообщении мне кажется аппеляция к общественному мнению в образе "российской репутации за рубежом". Особенно странно говорить о стеснении своих действий ввиду угрозы национальным интересам России. Вы живете в зарубежье?
Ничего не понял в Ваших возражениях. если честно.

Про дело Ходорковского - у меня нет своей точки зрения на него. Я попытался лишь для примера показать один ракурс, не обязательно верный. Исходить только из него - опасно. Но иметь его в виду иногда нелишне.

Фраза про автоматическое появление патриотизма - мне кажется, она истинна. Конечно, места для обобщений у меня маловато... но я вот, например, ненавижу патриотов всех мастей. Однако в тех немногих областях, в которых я разбираюсь хорошо, я четко вижу бедственное положение России и сделал бы очень многое, чтобы его исправить, даже за свой собственный счет. И что-то делаю, по мере сил.

Живу я в Москве, это написано у меня в userinfo.
"...Ненавижу патриотов всех мастей", - я учту Вашу ненависть к себе, но, поскольку мне неважно Ваше отношение ко мне, продолжу поиск истины о России.
Я не понял, понятно ли я написал о том, что все попытки общественного переустройства России, то есть, переустройства с помощью учреждения общественной организации 'по переустройству России' с ее программами, фондами, председателями и членами, - бесплодны. Россию меняет личность, если угодно, герой - русский человек. На Западе более распространен, с другой стороны, общественный путь перемен. Кстати, Ваше стремление сделать "даже за свой собственный счет" вполне соответствует личностному, русскому пути. И, извините за замечание, это очень похоже, опять-таки, на именно патриотизм, сугубо духовное явление.
Бесполезны же предлагаемые Вами пути
1)общественный,
2)законодательный.
Именно ввиду их бесполезности я и предпринял свое Вам письменное возражение.
Если я и предлагаю пути, то не общественные и законодательные. У нас замечательные законы. Если бы я и стал общественным деятелем, то попробовал бы потихоньку снизу менять систему школьного образования, хотя бы в одной отдельно взятой школе. Предварительно хорошо разобравшись, конечно.

Воспринимать себя как героя - наша национальная болезнь, от которой нужно лечиться. Я вполне серьезно. Сколько научных "открытий" сделано из-за нежелания прочитать литературу по проблеме, сколько туфты гонится под видом серьезной деятельности! В то время как на Западе нормальным считается использовать чужие наработки по максимуму, и поэтому растет наука, а не амбиции отдельных персонажей.
У нас все более полагают, что нельзя брать на себя ответственность, что нужно спрятаться за авторитет, за бумаги и книги, показать свою специалистичность. За этими потугами нехитро прячется желание определить свой предмет как нечто рутинное, заурядное, требующее не созидания, а повторения, конвейера, типического воспроизведения по копирке.
Вы и изменять предлагаете не школу, а систему школы, как будто учит и преподает система, а не люди.
Непонятно оспаривание Вами знаний, познания как пути к положительным изменениям. Именно заединщики и коллективщики - общественники, прячась за организации, системы, методы, общепринятое тянут молодых людей назад.
А предпочтение безличного, системного кажется мне совсем неоправданным. Именно нынешнее время и демонстрирует отсутствие всякой личности. И плоды этой коллективщины вполне налицо.
Хотя на человеческую личность наша дискуссия не вышла по своему предмету, Ваша фраза "растет наука, а не амбиции отдельных персонажей" выдает вполне ясное понимание человека не как источника знаний, а как персонажа снискания благ, то есть, потребителя. Диссонансом с этим пониманием звучат Ваши же слова о собственном деятельном участии в делах.
А русских детей действительно хотелось бы избавить от всей чуждой, но навязываемой им лжи, глупости и неразумности.
Я не оспариваю знаний. Хорошее образование - единственное, что может как-то помочь России выкарабкаться.

Я выступал скорее против самонадеянности, которая идет от незнания. Прятаться за авторитет - далеко не всегда плохо. Я не утверждаю, что понимаю либеральную политическую мысль лучше Джефферсона. Или историю лучше Ключевского. Или физику лучше Эйнштейна. Между тем такие утверждения - вещь в российской науке обычная.

Одно дело - понимать Человека как источник знаний. А другое - считать себя светочем прогресса. Поймите же, скромность и честность - в числе важнейших достоинств ученого, а изучение сокровищницы челвеческих познаний неизбежно учит скромности.

Как тот монах, который в молодости хотел изменить мир, потом свой город, общину, семью... и только к старости понял, что надо было начинать с себя, тогда все бы и получилось, как задумано.
Известно, что говоря об общих и отвлеченных вещах, каждый говорит о себе. Мне глубоко симпатично, что в этом повествовании себя Вы уподобили монаху, да еще открывшему путь самопознания и самоизменения.
Хуже, что в своем самосознании Вы выбрали себе одиозных кумиров, в образе которых заключено не собственное содержание, а излишне накачанное общественным муссированием социальное значение.
Мне непонятно, чем обусловлена Ваша тема скромности. Может быть, жажда, даже жадность к знаниям, - вот главный мотив.
Эх... Ключевского и Джефферсона нужно читать. А не называть их "одиозными кумирами". А перед критикой теории относительности неплохо бы изучить математику хотя бы в объеме двух-трех курсов.

Кумиров я себе не выбирал. Если говорить о примерах для подражания - мне очень симпатичны гуманисты, их методы и трудовая этика.

Про жажду к знаниям Вы правы.
Джефферсон - человек дела. Считаете ли Вы его оригинальным мыслителем? Хотя бы, он сам на это претендовал? (Как некоторые считают Ленина теоретиком государственности.)
Против Ключевского не возражаю. Сейчас в школе насаждают совсем даже другую фамилию.
С Эйнштейном беда куда глубже и определеннее. Я с ним знаком в преизбытке, ему посвящено было уйма совершенно безвозвратно потерянного времени. Известно и то, что он-то себя считал не столько физиком, сколько сионистом.
Но прочитал я и Герберта Джингла, который всего-то удостоверяет логическую противоречивость взглядов Эйнштейна в его Теории Относительности. Вы, ведь, понимаете, что не математика вносит во взгляды человека логические противоречия. Это именно человек вносит в свои взгляды всякую дрянь, а потом прикрывает именно дрянь математикой. (Так обстоит дело в "экономических" науках.) А курсов математики у меня было уже достаточно. Попытка заняться математикой в случае теории относительности равносильна подмене предмета изучения. У людей сознательно (и с очевидным внутренним высокомерием) вырабатывают привычку считать себя неспособными знать физику на основании того, что он, де, вообще не может понимать законы вещественной природы, поскольку не знает аппарата тензоров. Эйнштейн математический аппарат понавставлял с помощью СТО и ОТО лишь для того, чтобы реабилитировать Джеймса Клерка Максвелла. Вот и все естественнонаучное величие Альберта.
Мм... Я, наверное, не в курсе. Теория относительности у нас на мехмате в каком-то виде изучалась. Джингл - нет.

Уравнения Максвелла Вас не устраивают? Если с ними что-то случится, то вся современная техника перестанет работать.

Да что я, в конце концов. У СТО и ОТО есть экспериментальные подтверждения. Любой может залезть, покопаться. В случае СТО и тензоров знать не надо, только линейную алгебру.
Максвелл - это сила!
Эйештейн, повторю, решил улучшить уравнения Максвелла, поскольку те выведены в предположении возможности движения взаимодействующих предметов. Но вся шутка состоит в том, что предложение Э состояло в том, что эфир не существует, а уравнения выведены в предположении существования эфира. Так почему Вы спрашиваете, не против ли я Максвелла, когда, очевидно, Э против Максвелла?
Еще одна сторона идиотизма отсутствия эфира - это выдвижение идеи 'поля'. Выверт идиотизма состит в том, что ничего нет, а в этом ничего наличествуют цифирки и тензорчики. И еще идиоты-материалисты на этот чистейший идеализм наматывают слова: "поле - это новая форма материи". Тогда и сила, и потенциал, и энергия, совесть, мораль, в общем, все - новая форма материи.
А скажите, слова Э о том, что из двух разлетающихся близнецов старее будет оставшийся, - это каким измерением подтверждено? И как это в принципе может быть определено, если все системы отсчета принципиально абсолютно безразличны?
А за то, что физики теперь делятся на теоретиков, которые знают, что Э прав, и практиков, которые ставят эксперименты, предложенные только теоретиками, - за это кого благодарить?
Ни хрена себе.

Уравнения Максвелла не "предполагают" существование эфира. Уравнения Максвелла - обобщение большого количества экспериментов, ни в одном из которых эфир никто не потрогал.

СТО - успешная попытка устранить неинвариантность уравнений Максвелла относительно смены системы отсчета. Преобразования Лоренца, в отличие от "естественных" преобразований ньютоновской механики, сохраняют уравнения Максвелла.

ОТО не имеет большого отношения к уравнениям Максвелла, однако тоже имеет экспериментальные подтверждения. Наиболее известные широкой публике - скорость дрейфа перигелия Меркурия и работа системы GPS.

Вопрос для чайников: если эфир существует, и свет является волнами в эфире - то объясните, пожалуйста, результат опыта Майкельсона-Морли.

Вашего вопроса про близнецов я, честно говоря, не понял. При чем здесь системы отсчета? Почему Вы считаете, что в ракете, движущейся ускоренно, и на Земле наличествуют равноправные системы отсчета?

Хотя Вы знаете, это даже не смешно. Вы учились физике? Я - да. Если у Вас есть экспериментальное опровержение СТО или ОТО, или хотя бы доказательство их математической противоречивости, то я жду публикации.
Вы, все-таки, надеетесь раздавить меня противоречием с математикой; это уже третья попытка. Безнадежно. Математика - это усложненная и сильно специализированная логика. С ее падением падет весь человеческий рационализм. Если бы Ваша надежда оправдалась, то нам вообще не очем было бы говорить.
Но Ваша надежда на легкость победы говорит о неуверенности в познаниях. Это закономерно, поскольку Вы учили профильно математику, а я - физику.
Обилие Ваших сведений вполне позволит Вам убедиться, что все, известное от Эйнштейна, известно помимо Эйнштейна. Его собственных продуктов, кроме лэбэла на 'теории', в данной области не существует. От этих сомнительных лавров отказались в свое время все известные физики. Физика 19 века - это чистое знание, а 20 век принес собой в физику дух успеха и, вместе с ним, продажности.
Напрасно Вы столь типично потянулись к идее ускоренности движения систем отсчета. Сам Эйнштейн в своих рассуждениях не считал ускоренность аргументом против этого мысленного эксперимента. Вы и сами знаете, что этот тезис способен работать только в СТО, а высказан он безотносительно к скорости движения.
Ваш уход в математику симптоматичен также и потому, что в уравнениях физики присутствует диэлектрическая проницаемость вакуума, о которой свидетельствует конечность скорости распространения световых волн. Вы ошиблись: без эфира уравнения Максвелла не существуют.
Далее, выводом из самого примера близнецов Эйнштейна является то соображение, что Земля увлекает за собой эфир, почему предпочтительнее (покойнее) движение по отношению к Земле. Но это только комментарий к противоречию Эйнштейна.
Молодости свойственно с недоверием относится ко всяким 'штучкам' в доказательствах. Похоже, этот этап жизни Вами уже пройден. Иногда, мотивы для поиска истины возобновляются. Так произошло у меня после того, как идеологические путы советской власти пали. Может, так произойдет и у Вас. Но позднее.
Я тут недавно наткнулся на человека (довольно известного), который утверждал, что гравитация "распространяется быстрее света", и выводил это из ОТО. Чтобы самому разобраться в проблеме и понять, что с ОТО на самом деле все в порядке, мне потребовалось дня три. И главный урок, который я вынес, - это никогда не доверять "интуитивным" словам: сказать можно все что угодно, в той же Usenet сколько угодно безответственной критики Эйнштейна. Всерьез я к этому относиться не буду, простите. Спорить - тоже.

Так что давайте закончим, хорошо? Меньше нервов потратим.
Если обратиться к Вашим собственным словам и обещаниям, это слово 'закончить' не подходит.
Пример Вашего "человека (довольно известного), который утверждал, что гравитация "распространяется быстрее света", и выводил это из ОТО" неуместен также. Я несколько раз пояснял, что понимаю ложность ОТО, а Вы предлагаете мне из нее делать выводы.
Но те оставшиеся вне поля зрения соображения, которые заставляют Вас предпочесть взгляды именно Эйнштейна, а не Лоренца и Пуанкаре, безусловно делают бессмысленной нашу дискуссию об Эйнштейне.
Нервы будут в порядке!
Применение электромагнетизма для доказательства справедливости кинематических законов абсурдно.
Виноваты, видимо, программы Филиппова и савецкой школы в целом.
Здесь:www.russamos.narod.ru/dingle/7.htm
помещены соображения и самого Эйнштейна о том, что его теория как кинематическая должна подтверждаться кинематическими экспериментами. А поскольку Эйнштейн мечтал подпереть своими размышлениями электромагнетизм, то всякие эксперименты с ним должны быть сами доказаны.
Именно отсутствие логики у самого Эйнштейна и у его апологетов достойно всяческого сожаления.
В Венгрии крепостное право было окончательно отменено в ходе знаменитой революции 1848 года. Тогда же, кстати, впервые в истории венгерский язык стал официальным языком Венгерского королевства в составе Австрийской империи (до этого им был немецкий, прежде было турецкое владычество, а в старом королевстве, основанном Св. Иштваном, государственным языком была латынь). Такое небрежение национальным языком (на мой вкус, весьма красивым) довольно прискорбно, - но благодаря осознанию этого факта в XIX веке венгерский язык из простонародного говора стал вполне развитым европейским языком.

Но что интересно: до сих пор пор весь мир с удовольствием смотрит оперетты Имре Кальмана, и не мучает себя проблемой: мол, пока все эти блистательные гусары так красиво гуляли, пировали, и т.д. - простой народ прозябал в темноте и невежестве. И что вместо какого-нибудь драгоценного букетика, подаренного гусаром случайной возлюбленной, можно было бы радикально поднять культуру земледелия во всем Чонграде или даже в половине Задунайского края.

Не то русские дворяне: они чувствали себя виноватыми уже хотя бы потому, что "на балах танцуют" и "книжки читают", "в то время как народ"... А вот не мучались бы этой проблемой, было бы лучше и им, и возлюбленному ими народу, и вышло бы что-то пристойное (как оно случилось в той же самой Венгрии).
Сложно это все... Я-то вижу корень всех проблем скорее в недостатке образования, общения, культурной преемственности - проведите прямую ниточку от Аристотеля и отцов церкви к гуманистам, к Реформации, к Бэкону и зарождению научного метода, и дальше, дальше... Чем больше людей хорошо понимает сложные вопросы (хотя бы словесность или теологию), тем лучше для страны и в конечном итоге для всех. Что такое социализм, как не детская попытка все переменить, не прочитав даже Макиавелли?

Но я неправ, наверное. Хрен знает.
интересно. а что тогда будет значить "русская наука" - как оппозит "немецкого наукообразия"?
кто такой "двигатель русской науки"?
русопятый вавилов?
или клиник-гумилев?
или, может быть Великий Учсеный Фоменка?
сильно и глумливо сказано "немецкое наукообразие".
что этому можно противопоставить: Великого Консерватора Крылова-баснословного скорописца, пишущего в ЖЖ?
Велкий Кры-лов против Ненецкого Наукооразия. Против глупейших Кантов и Гегелей, Моммзенов и Ранке - мы своих Ученых Построим - Кобу Сталина или Красавца Мещанинова.
Лепота!
Да Зравствует Великая Россия! За Нею - Будущее. Так сказал Крылов Костя! За Великой Наукой Великих Крыловых-жж-писцев, дающих Urbi et orbi великий эпистемологический продукт.
Точно сказано. Костя, как водится, куражится - Ключевский ему, видите ли, не годится - "неметчиной отдает"! Правильный ведь вопрос - нет и не может быть никакой другой науки кроме научной. История - вещь позитивная, именно по этому - да задравствует немецкая наука - самая научная из всех наук! Долой "русскую" свободу от науного метода - любимое развлечение разного рода аматёров от идеологии, вроде Фоменко и Ко. Почему в нашу науку лезут все время разные математики, физики, идеологи, филоософы итд.? Ведь мы, историки, не лезем к ним с разъяснениями, как надо теорию множеств к классовой борьбе применять... Загадка...

Deleted comment

за сделанные глупости должны извиняться "володимиры" (вЫ в украйне живете, милай?) и прочие хрыловы, несущие ересь и тупеи агрессивной , антикультурной (супротив щедрина хотя бы) бахвалистой гоньбы.
"немецкая наука" им плоха...
как будто оне могут Альтернативу ей изобресть. в жж мукомольном сидючи.
эх, лапотники, сивыя.
понося щедрина, ключевского - хапирает хрылов и ижие с ним володимиры_ка раасею в промозглые объятия сталиных, лысенковых, фоменковых и прочих безнадежно отсталых рвачей, кому суд - пена пней, понос утраты.
Только с одним в Вашем постинге не могу согласиться.
Ну нельзя же всякого еврея - Фоменку, - называть русским только потому, что он сказал ложь! Ну согласитесь, хоть в этом, что Вы неправы!
А от себя уже добавлю, что, действительно, Вы правы: не стремятся образованные люди, родившиеся в России, быть наций, складываться в научную русскую школу, образовывать русское общество изучения истории и т.п. Почему-то предпочитают благоденствовать в успешных и общественно признанных лучах мнений ученых и школ иных наций, других стран... Даже иногда и с удовольствием уезжают к иным нациям навсегда. А остаются здесь нередко всякие там... грубияны, там..., некультурщина, необразованщина, там...
Чувствуется тлетворное влияние Пробежего...
хехехе

Anonymous

January 13 2004, 10:46:21 UTC 15 years ago

А по какой книге/фильму будут судить о COBETCKOй истории? Похоже, тут не так однозначно. Даже Новодворская сокрушается:

Ленина из мавзолея не дают убрать не КПРФ с РКП, а Михаил Шатров со своими пьесами "Синие кони на красной траве" и "Дальше... дальше... дальше!" Ленкомовские спектакли, где Ленин - интеллигент, пассионарий, диссидент, некая смесь из Че Гевары, Чехова и Махатмы Ганди.
Думал ли Михаил Ульянов, играя в "Председателе" честного, доброго, хорошего большевика, что он создает призрак, который вечно будет бродить по России?
Опиум советского кинематографа вызывает состояние, которое не излечить уже никаким наркологам. Этот недуг называется "мечта". Неудивительно, что западные интеллигенты до сих пор не могут поставить знак равенства между фашизмом и коммунизмом. Еще бы! Фашизм не оставил ничего, кроме парадных бездарных фильмов в стиле "ампир" и песни о Хорсте Весселе. Ни Гауптман, ни Гамсун, при всей своей склонности к фашистской идеологии, ни одной строчки в своих пьесах и прозе не написали в его честь.
А коммунизм оставил фильм Калатозова "Летят журавли". Фильм Ларисы Шепитько "Сотников". "Бабье царство", "Аты-баты, шли солдаты", "Балладу о солдате". Советский кинематограф - великое искушение. Если вспомнить, что именно Дьявол - отец лжи...
Да, теперь есть фильм о штрафных батальонах. Но он не перевесит этого венка советских сонетов - от "Живых и мертвых" до "Иванова детства". Штрафников показали по НТВ, в 0.20, в рубрике "Кино не для всех". А Калатозова знали наизусть; по всем экранам, во всех кинотеатрах страны его смотрели два поколения. У социализма человеческое лицо Алексея Баталова. И что из того, что ни одного из тех девяти дней не было ни в одном году; что советские ученые типа Гусева дали страшному режиму в руки страшное оружие? Такого фильма нет. А "Девять дней одного года" - есть.
И есть прекрасное, мужественное лицо Штирлица-Тихонова, есть ослепительный Даль из "Операции "Омега". Есть сон, который убедительнее яви. Что бы ни сказал Егор Гайдар, он не сотрет в памяти трех поколений того, что так гениально воплотил Аркадий Гайдар в своей Утопии: прелестного Тимура, и доброго комиссара из "РВС", и Чубука из "Школы". Этого не было. Но эта сказка сильнее были, ибо она сделана руками Мастера. Великий бунтарь Высоцкий дал свое человеческое лицо не только белому офицеру из фильма "Служили два товарища". Его лицо, его неподражаемый голос, его дивные песни одухотворили и очеловечили большевика Михаила Бродского из "Интервенции" и подпольщика-экстремиста Николая из "Опасных гастролей". Революция кажется отнюдь не октябрьским переворотом, а таинственным, пленительным приключением, входом в некое Эльдорадо. Она сияет, как ясный огонь из одноименного фильма, устланного черными упругими шелками окуджавских песен. Советские души еще столетие будут лететь, как мотыльки, на этот ясный огонь и сгорать в его пламени...
Диссидент Юлий Ким вложил в уста Бумбараша и его соратников свои умные и веселые зонги.
Что на них на всех нашло? Как они могли поставить на пути у потомков эту мышеловку с человеческим лицом - советскую мифологию?
Бывшие "совки" все как один - инвалиды по зрению. Они видят золотой путь в сказочную страну, как в рассказе Александра Грина, - путь поверх реальности. И если мы срочно не создадим новых гениальных фильмов, способных затмить старые, люди уйдут от нас по дороге в никуда: сквозь экран, по ту сторону холста, в мир цветущих папоротников Ивановой ночи, за которые они примут осиновые
(http://www.ds.ru/nt9810.htm)
да ... уж казалось, ничем не пронять, а вот проняла девушка.
<А коммунизм оставил фильм Калатозова "Летят журавли". Фильм Ларисы Шепитько "Сотников". "Бабье царство", "Аты-баты, шли солдаты", "Балладу о солдате". Советский кинематограф - великое искушение.
***
Некий кардинал после просмотра "Сотникова" ДЕПЕШУ Святому Престолу отправил: "Я посмотрел самый христианский фильм в своей жизни. И особенно ценно, что сняли его в коммунистической стране, в том вижу промысел Божий". Не дословно, но по смыслу верно.
***
<Если вспомнить, что именно Дьявол - отец лжи... >
***
дьявол - отец Новодворской. В первую очередь.
Да она просто "Хорста Весселя" никогда не слышала. Эта песня одна сильнее всей советской музыки за 70 лет. Недаром теперь в Германии за ее распевание три года дают - крышу сносит.
Парадокс - некий говнюк написал замечательные "на пыльных тропинках...", а всю прочую блекоту того же автора читать невозможно. Т.е. многие из-под палки писали хорошие вещи, а когда освободили болезных, петуха дают. Договоритесь до того, что только в шарашках люди могли создать что-то стоящее :)). А не приходит ли Вам в голову, что в советском периоде нашей истории, в советском ПРОЕКТЕ была своя великая правда?
Не сметь мечтать. Тащить и не пущать. Вот лозунг Валерии Ильиничны.
Повесть "История одного города" впервые напечатана в журнале "Отечественные записки" в 1869-1870 гг. Вы уже в 2070 году живете, Костя?
Глупость сморозил, поскольку имел в виду не столько конкретное произведение, сколько "общий тон". Отмечу.

Anonymous

January 13 2004, 11:40:42 UTC 15 years ago

Собственно, при соввласти по отечественной истории и почитать ничего почти не было. Так, пару исторических романов сомнительных литературных качеств, учебники, кое-что из истории славянства... В букинисте книжки да журналы изредко встречались. Что ещё? Вроде всё.

Anonymous

January 13 2004, 11:43:44 UTC 15 years ago

Да, можно было ещё в ленинку и в историчку ходить, но это уже после, во студенчестве. Что ещё? Хорошо конечно тем, у кого сохранилась прадедушкина библиотека. Но не всем так везло...
никогда не мог себя заставить прочитать до конца что-то из Салтыкова Щедрина. Он какой-то совсем картонный, ассоциируется у меня почему-то прежде всего со статьями Ленина.Такое впечатление что Салтыков жил на полвека позже и был сотрудником у Демьяна Бедного, и писал иллюстрации к ленинским статьям,в_которых говорилось о том,как плохо было в России при царе.

Вообще у нас удивительно мало исторических романов.Из того что я читал- больше всего понравился А.К.Толстой(ну и "Борис Годунов", но у Пушкина-больше нравятся его замечания об истории России, разбросанные в других текстах)
Вот это прочтите - это совсем не то, что школьная программа.

http://lib.ru/LITRA/SALTYKOWSHEDRIN/saltykov15.txt
Спасибо.Начало очень похоже на "Глобальный человейник" Зиновьева.
Удивительно Салтыков Шедрин предсказал мировоззрение современных американских яппи!
Тут всё просто. На протяжении двух последних столетий ОФИЦИАЛЬНЫМ УЧЕБНИКОМ РУССКОЙ ИСТОРИИ В РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТРАКТАТ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА "ИСТОРИЯ ГОРОДА ГЛУПОВА".

Для меня -- "Война и мир" -- по императрской России, и "Князь Серебряный" -- по Московской.

Салтыков-Щедрин воспринимается скорее как анекдот. Мне он нравится.

Вообще, то, в каких красках тебе рисуется действительность, определяется не такими книгами, а чем-то другим. И уже книги воспринимаются чебез призму этого априорного отношения. Кто-то запомнит из "Войны и мира" про угнетение масс, а кто-то про славу русского оружия.
Я учился в школе в 1992-2002 годах, но с учителями словесности повезло - ярой демшизы, слава Богу, не попадалось... Насчёт "учебников истории": мне в возрасте 11 лет попался в руки гумилёвский "Этногенез", я в том возрасте ни хера, естественно, не понял, но преисполнился сознанием крутости всего этого и дальше вникал по мере взросления, так что от Салтыкова де Кюстина был спасён. Даже более того, я с детства больше художественной литературы любил читать на неё критику и посему был дико любим учительницами за знание множества "умных" слов и способность с места в карьер нести всяческую наукообразную околесицу, за что мне позволялось многое: к примеру, вставление в заумные кружева всяческих сентенций крайне "неинтеллигентного" характера, а также распитие спиртных напитков чуть ли не в открытую на уроке.
А из художественной исторической литературы могу отметить замечательную книгу Валентина Иванова "Повести Древних Лет": вот что в школах преподавать надо!
Все-таки Щедрин и "Три мушкетера" - книжки разного формата. "Мушкетеров" человек школьного возраста читает по собственной инициативе и с удовольствием, Щедрина - если и читает, то по школьной программе. И без удовольствия, ибо Щедрин архаичен и нуден (да и вообще, западло получать удовольствие от того, что изучаешь в школе :-)).

PS: Я в соответствующем возрасте наряду с Дюма и Дрюоном (Дрюон, кстати, лучше) с большим удовольствием читала советские исторические романы 50-ых гг. У родителей дома две полки этих романов. Ладинский, Рапов... Ненапряжное и очень приятное чтение.
И, кстати, "национальное самосознание" при этом сформировалось четко: пока у них - балы, интриги, дуэли и беспрерывно кто-то кого-то режет, наши занимаются делом. Киев отстраивают, с татарами борются, организуют всякие полезные вещи типа русского флота или первого русского театра... По сравнению с Дюма, пожалуй, скучновато, ага. Развлекаться и переживать приключения лучше там. А вот жить лучше здесь.
Позволю себе не согласиться... Вы подменяете оценкой жанровое определение.

"Три мушкетера" - чисто развлекательная книга, авантюрный роман. Мне такие книги читать уже довольно тяжело - лет в 17 шло на ура.

"История одного города" - политическая и социальная сатира, которую лучше читать, зная прототипы изображенных лиц. Тоже достаточно плоская книжка, без особых глубинных смыслов, если знать, о чем речь; однако мне было неимоверно интересно ее читать, хотя перечитывать скучновато.

То, что изучаешь в школе и не понял, нужно заставить себя перечитать. Если я в школе не понял Достоевского, а начал понимать лишь пару месяцев назад - это не вина Достоевского, который на самом деле замечательный писатель.
Щедрин это все-таки не только и даже не столько "город Глухов" - я до сих пор помню "программную" сказку "про то, как один мужик двух генералов..." и помню с каким удовольствием ее читал. Правда, эта сказка таки учит, что нет никаких делений на нации, народности и прочая (что идет в разрез со всем журналом г-на krylovа), а есть работающие и есть паразиты... Но это уже совсем другая история.
В СССР было мало исторических и особенно авантюрных романов.
Лишь в конце эпохи появился Пикуль, претендовавший на лавры русского ДЮма.

Однако не по Салтыковы-Щедрину изучали историю детии юноши, он был малопопулярен, а (как корректно отмечено ранее) по довольно хорошим книгам и фильмам о революции, гражданской и особенно Великой Отечественной войне.
Именно этим гордились, именно по ним составляли представление о своей стране, русском характере.
Для меня, например, такими писателями были Гайдар, Серафимович, Быков и Бондарев.

Однако юношеский романтизм быстро выветривается, так что несмотря на популярность Бумбараша и Сотникова совтский патриотизм приказал долго жить очень быстро.
Ниче, появился Б.Акунин, он посадит в алмазную колесницу Уварова и Чаадаева, с Троцким впридачу. Молодец, пустился во все тяжкие, лабает сказки, строит МИФ.
Появился Пелевин и тоже строит.
Господи, какую хорошую тему Вы подняли. Вы смогли бы попытаться написать требуемый учебник?
Перечитал кусок из Глупова - не смешно. Сделал над собой усилие, почитал еще - и даже не улыбнулся. чтобы войти в настроение, начал было перелистывать страницы похохатывая - и выбросил книжку с омерзением.
Оказывается, салтыков-щедрин так же не смешон, как, например, войнович,человек-с-IQ-имбецила.

Но если уж говорить о мрачных описаниях русской жизни - а как вы, господа, отнеслись бы к творению Татьяны Толстой, "Кыыысь"? Видите ли разницу или ее нет, классика или чрнуха? И почему?
"Я не люблю иронии твоей..". От смехачей уже блевать тянет, а они плодятся почкованием, куплетисты-пародисты, хазаново-жванецкие-шендеровические глумливые рожи.
Я лично отнёсся с крайним омерзением. Книжка именно что "в глуповской парадигме". (При всём том "Река Оккервиль" - это действительно очень хорошая литература. Но увы, - - -).
А мне кажется, что самый историчный роман для русских это "Война и Мир". Так там есть все - и любовь, и рассуждения о государстве Российском. И по школьной программе он был обязятельнее других, и шел в то время, когда подросток уже вполне в состоянии его понять.
Наверное, это так. Толстой велик, но школьников он обычно не захватывает так, как Дюма-папа. Помню, как потряс меня в нежном возрасте "Подросток" Достоевского, Толстой же оставил холодным. Скорее Б.Акунин сейчас работает на этом поле, скрещивает уваровскую формулу с современными поветриями :)).
Я может быть не правильный был ребенок, но "Войну и Мир" прочитал запоем. Девушки нашего класса тоже зачитывались любовной лирикой романа. Мне, конечно, была более интересна военная стратегия, и выводы эпилога.
Но ведь по книге и фильм снят! И анекдотов сколько!

Прочнее данного произведения ни одна другая книга не пустила шупальца в народное сознание.
А Салтыков-Щедрин... хмм... ну только в умах особых эстетов.
Дык к Салтыкову-Щедрину припадали не как к источнику, а "полизать желчную печень..". Художественных достоинств нема, а так, волнующий его современников запашок запретного. Дребедень, но долго продержавшаяся. А Войнович уже смердит.
Прочнее данного произведения ни одна другая книга не пустила шупальца в народное сознание.


думается, что пустила, и даже не одна. взять хотя бы "мастера и маргариту" или "золотого теленка", например.
А они разве входили в школьную программу? Ну, и если и рассматривать МиМ и ЗТ как описание исторической реальности, то они относятся к таким коротким участкам истории, что сложно сказать, что они "исторические" книги. Кроме того, МиМ - мало относится к описанию чего-то "исторически русского". Скорее просто определенной, сложившейся на тот момент системы. ЗТ - вообще системы не касается, а высмеивает только мещанство буде оно при советской власти или дореволюционное.

В принципе, много есть книг, которые сходу назовет в качестве своего начитанного багажа даже не самый образованный россиянин. Но в данном же треде обсуждаются же только те книги, которые формируют отношение к истории Отечества.
Странно все это.. По мне, так записывать Щедрина в русофобы и есть самая что ни на есть русофобия. Любить себя нужно таким, какой ты есть (не отказывая себе в развитии, впрочем). Иначе это по другому называется. Оно, конечно, мое имхо, но презрения в истории Глупова я не нашел. Теплоты и любви к - сколько угодно.
Вопрос в струю: Константин, вы смотрели "Облако-рай"? Если да, то скажите, пожалуйста - это русофобия или наоборот? Типа - мой личный тест такой..
Я даже не знаю, что это такое - "облако-рай".
Фильм, где-то начало-середина 90-х, кажется. Наверняка есть в прокате. Не пена.
Фраза из, подразнить:))
"Человек без чемодана - он как дерево, на одном месте растет... Я подарю тебе чемодан!"
На что, Константин, сетуешь, действительно?
Как правильно отмечено выше, ведь есть Акунин, он ВСЕ УЖЕ НАПИСАЛ.
И популярен, стерва, необычайно.
Вот по нему дети и составят представление и о величии Империи и о происках врагов и о благо (-родстве, -лепии, -честии) агентов Охранки и монашек.
Да не волнуйтесь вы так... Иностранцы все больше Толстого да Достоевского знают. А Щедрин это все больше для внутреннего употребления. Равно как и Алексей Константинович Толстой. Кстати, а онн тоже - "нерусь"?
Вобще я когда прочел первые строчки поста, тоже подумал , что речь пойдет о Войне и Мире.
И уже потирая руки представил себе, как Константин сейчас размажет по стенке Толстого.
Но увы...

А вообще из фикшон-истории решительно предпочитаю Марка Алданова
А при чём тут иностранцы-то? "Перечитайте сначала".
О! Сколько слов и мыслей про рабство! Класс! Это - самый успешный пример американской пропаганды. Американское рабство имело больше общего с египетским рабством, чем русским крепостным правом. То же отношение самураев в Японии к нижестоящим слоям населения ещё хлеще, чем самое жесткое рабство в истории человечества по меркам американцев.. ну и что? Не назвали? Не назвали! Тут проблема почему сам ВОПРОС не стоит - "культурные особенности страны" ну и плюс Япония друг Америки.
ИТАК, по отношению к другим странам сначала сделали единое слово, потом подогнали под это слово НУЖНОЕ понятие а затем по дефаулту зачистили всех под одну НУЖНУЮ гребёнку. как всё просто, а. Нет, я просто восхищаюсь американскими инфистами.

Про то же, что крестьяне хранили русскую культуру со времён Петра 1, когда все дворяне суть иностранцы, родившиеся в России и русскими, но говорящими часто на родном языке с акцентом (жуть) и прочая как - то забывают. И что НЕ было у нас такого РАБСТВА, как его понимает большинство. Было другое явление, суть которого даже и не буду пояснять - долго и бессмысленно. Нужно только сказать, что это явление НИКОГДА не было равно = тупой = быдло и т.д. К слову, большинство т.н. дворян, которые хранили русскую культуру в большинстве были недавние крепостные или их потомки. И не так уж у нас много было лет тотального подчинения крестьян царям, чтобы у крестьян был дух рабства, о котором трещат ВСЕ и ВСЯ. Скорее уж о религиозности, о том, что против бога (власти) не попрёшь. И то - старообрядцы пёрли, когда бог не ассоциировался с властью.