Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:
  • Mood:
  • Music:

Личность как уродство

В древнем (да и не очень древнем) Китае вроде бы существовала такая практика - обматывание женских ступней. Для того, чтобы ножки были маленькие. Ходить на таких ногах больно и неудобно. Но - "красиво".

Однако, обматывать ножки и в самом деле больно, да и уродство это. Если бы не сверхважный для женщины аргумент "это красиво", такая штука не проканала бы даже при постоянном насилии. а так - вполне себе пожалуйста.

А в Африке, в некоторых племенах, мочки ушей вытягивали чуть не до подмышек, или там шею тоже вытягивали с помощью колец специальных. Опять же - "красиво". Ну и "принято так".

Теперь обратимся к обществам современным. Человек развитого современного общества - это, прежде всего, винтик. Шестерёнка. Деталька, вкрученная в сложную машину.

Что это значит - быть деталькой? Это значит - быть уродом. В прямом смысле этого слова. Потому что мы воспринимаем "красоту" только целостных объектов. Целое может быть красивым. Деталь - нет. Человек может быть красив, а его внутренности - фи. Автомобиль красив, а мотор - пссст. Часы красивы, а шестерёнки... ну, вы поняли. И даже когда похотливый мужчина рассмативает "известные части" барышни, он держит в памяти, что и вся барышня хороша целиком: вряд ли его заинтересовали бы те же части уродливой старухи...

Так вот, деталь социальной машины - уродлива. Она не выглядит, как нечто целостное, из неё торчат проводки, на ней растут всякие лопасти, пазы, отростища, нужные для зацепления, кручения, верчения и прочего функционирования. Она совершает нелепые движения - раскачивается, сжимается, подёргивается и перистальтирует. Пакость, тьфу.

И поэтому "частью машины" никто быть не хочет.

Однако, на это есть специальная обманка. А именно - понятие "личности". Личность - это нечто, ХОРОШЕЕ СВОЕЙ УНИКАЛЬНОСТЬЮ. Это именно что дефиниция: если нечто хвалят за уникальность, то это "личность" или что-то подобное[1]. А простейший способ достичь уникальности - это заиметь какое-нибудь редкостное уродство, "какого ни у кого нет".

И вот современному человеку, душу которого с детства обтачивали, уродовали и резали, чтобы сделать из неё детальку машины, говорят: "Ты не урод. Ты - УНИКАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО, НЕПОВТОРИМАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, другого такого тебя нет. Гордись этим и люби себя за это". И человечек ведётся.

Отдельный юмор состоит в том, что человечки-деталюшки, как правило, ещё и обтачиваются по стандартным лекалам. Но чтобы они много не задумывались над этим, им позволяют иметь пару-тройку особливых уродств, низачем не нужных, а только "отличающих их от других". Что придаёт всей конструкции дополнительную устойчивость.

И вот перед нами потребитель фаст-фуда, обитатель офисного загончика, любитель пышногрудых блондинок м футбола (всё по телевизору), избиратель демократической партии и проч. Он со всех точек зрения уродливое и несамодостаточное существо. Но он гордится тем, что у него есть индивидуальные особенности: он не ест биг-маки (а ест только чикен-хуикены), кетчупу предпочитает горчицу, ну и собирает старые записи никому не известной рок-группы. Он - индивидуальность, он уникальная личность. Второго такого нет. Ну или очень мало: он знает нескольких любителей той же группы, но он среди них самый крутой. Он ИНДИВИДУУМ, гордый своей цветущей сложностью. "И все довольны".

Интересно, что тоталитарные общества XX века отличались в этом вопросе своеобразной наивностью. Копируя (с упрощением) западное общество-машину из людей-винтиков, они честно говорили винтикам - "вы винтики, и ваше дело хорошо крутиться". Что вызывало понятную реакцию - "мы не винтики, винтики не мы, идите нахх бля". Потому быть винтиком некрасиво, ага.

Дальнейшая эволюция тоталитарного дискурса "винтика" шла в двух направлениях. Один вариант - задействовать архетипические образы "приближения к образцу". Типа - "да, вы не винтики, вы сверкающие кинжалы в руках Великого Вождя" (который и сам есть просто самый сверкающий из всех кинжалов). Это прокатывает, когда речь идёт о некоторых сословиях (ну, например, на элитных военных это действует[2]). Но средний обыватель довольно быстро обнаруживает, что сверкающий кинжал из него как из говна. А говняный кинжал - это ещё хуже чем винтик.

Второй вариант - это копировать в т.ч. и представление о "личности". Например, в советском варианте: "У нас тоже есть личность. Вот люди с гитарами ездят в тайгу, песни поют. Самовыражаются. Это наши социалистические личности." До какого-то момента это работает. Но при тоталитаризме, как правило, не умеют контролировать формирование отростищ - какие можно позволить, а какие и вправду вредны. Личности начинают отращивать себе вредные уродства, которые не просто их тешат, а вправду начинают мешать работе социальной машины. Поскольку же тоталитарная (читай "скопированная") социальная машина примитивна, то и замечает она эти помехи уже тогда, когда в шестерни начинают лезть не просто робкие веточки, а целые брёвна. Тогда она спохватывается и начинает рубить отростища топором. Начинаются рецидивы "сегодня-он-играет-джаз, а-завтра-родину-продаст". Воспринимается это как нечто ужасное и калечащее личность. "Ах, суки, они мне не дадут слушать джаз, который я так люблю??? Нахуй такую власть и такую страну!!!" Дальнейшее известно.

Так что - - -




[1] Это, кстати, относится и к неодушевлённым предметам. Современное понятие "шедевра" - это не "тождественное с Образцом" (как раньше), а "уникально уродливое и тем интересное". Отсюда и "современное искусство" как "самовыражение".

[2] Впрочем, для этих категорий людей и на Западе действуют другие пропагандистские программы. Элитного американского военного дрючат со страшной силой, выбивая из него всякую дурь, включая и представление о себе как о "личности". И закладывают вполне "тоталитарный" вариант саморепрезентации: "Все эти лохи считают себя пупами земли, но мы-то знаем, что человек дерьмо и стоит он недорого. Ты - сверкающий меч в руке Дяди Сэма, призванный оградить этих жалких, беспомощных лохов, которые всё-таки твои соотечественники. Но всё же их есть за что презирать, ибо им неведомы Честь и Дисциплина. Гордись, ты избранный, ибо ты знаешь правду."

)(

Anonymous

March 17 2004, 08:48:41 UTC 15 years ago

That was and is still practiced in Japan. Similarly to neck braces in Chiang-Mai that artificially elongate a woman's neck.

Deleted comment

Отрезано, как кинжалом.
Ага.
Все - дерьмо. Всем спать!
нет, фсем - сасать ;-)
Натуральная песня!
Молодца.

говняный кинжал - это ещё хуже чем винтик

Фраза года!!
Кстати, насчёт перевязывания ног в имперском Китае. Это делалось не столько ради эстетической привлекательности, сколько для демонстрации _статуса_. Такая девушка не то, чтобы работать -- ходить самостоятельно не могла. Т.е., обязана была иметь прииииличное преданое... Вообще, очень часто, если не всегда, параметры "красоты" отождествляются со статусом. Вот, современная мода на загар (и её, моды, отсутствие в прошлые века) тоже отождествляется со статусом...
совершенно точно.
А вот бритьё ног, оно как - мода или сигнал о статусе?
Тут дело, скорее всего, не только и не столько в "красиво". Веблен, в своей любопытной книге, утверждает, что маленькие ножки китаянок, длиннющие шлейфы придворных женщин или высоченные каблуки современных - все это символы успешности хозяина-мужчины: "Моя женщина не работает, избавлена от низких обязанностей".
Ощущение того, что это красиво, приходит позже. Вначале - демонстративная праздность.
Очень глубоко. Очень точно. Лучшее, что я читал в этом году.
немного же Вы читаете!
Что это значит - быть деталькой? Это значит - быть уродом. В прямом смысле этого слова. Потому что мы воспринимаем "красоту" только целостных объектов. Целое может быть красивым. Деталь - нет. Человек может быть красив, а его внутренности - фи. Автомобиль красив, а мотор - пссст. Часы красивы, а шестерёнки... ну, вы поняли. И даже когда похотливый мужчина рассмативает "известные части" барышни, он держит в памяти, что и вся барышня хороша целиком: вряд ли его заинтересовали бы те же части уродливой старухи...

Ссылок на фото красивых деталей дать? Те же автомобильные или авиационные моторы, к примеру. Часы часто делают прозрачными, чтобы видеть их потроха.

Известные части молодой барышни очень отличаются от таковых старухи и вполне красивы сами по себе, без остальной барышни.

Так что какая-то посылочка спорная, Константин.

И ещё. Вы не пытались посмотреть через эту лупу в зеркало?
Двигатель красив, если вас интересует двигатель. Всё зависит от степени детализации. Машина как элемент уровня жизни, а не самостоятельно, тоже получается уродством. Т.е. в более широком контексте многое окаывается глупым, некчёмным, тоскливым и омерзительным.
А размышления такие в пределе кончаются депрессией и самоубийством.


Хэх. Дав ы же сами это и подтвердили последней фразой кКрылову. Если рассматривать поры на неровной коже, угри, волосы в носу и прочие детали, то получаете неприглядность. А в целом, как человек, может и не плохо.
Вообще-то я имел в виду, что подобного рода размышления очень полезно к себе примерять.

Ну а ваше толкование всего лишь определяет частный случай. Потому что если копать ещё глубже, на уровень, к примеру, биохимии и биомеханики, то человек устроен очень даже красиво.


Биохимия и биомеханика - это уже попытка понять общую закономерность, разборка устройства Мироздания на определённом уровне.
Ссылок на фото красивых деталей дать? Те же автомобильные или авиационные моторы, к примеру. Часы часто делают прозрачными, чтобы видеть их потроха.

Не часто. Часы делают прозрачными из соображений "изыска", то есть выпендрёжа. Тут важна не красота, а "ексклюзив", который (по указанным в постиге причинам) ценится. А вот массового выпуска часов в прозрачных корпусах не делается. Потому что кому охота смотреть, как там колёсики крутятся.

Хотя я когда-то видел какой-то кварц прозрачненький, с дешёвым плексигласом. Но то было сделано скорее от пренебрежения: прозрачной была задняя стенка, где "всё равно не видно". И то: данная мода распространения не получила.

Известные части молодой барышни очень отличаются от таковых старухи и вполне красивы сами по себе, без остальной барышни.

Хорошо. Представим себе старуху с омоложенными (или хорошо сохранившимися) "известными частями". Будете ли вы их так же вожделеть, любуясь, как если бы её обладательница была восемнадцатилетней? Или что-то помешает?

И ещё. Вы не пытались посмотреть через эту лупу в зеркало?

И что? У меня, конечно, есть свои привычки, пристрастия, хобби и прочие "проявления индивидуальности", но я не считаю их чем-то ценным.
И вообще брошу вас всех и развоплощусь как личность. Стану частью сознания Будды или кругами по воде.
Совершенно не понял, к чему сие. Где суицид, зачем суицид?
Если Вы полагаете свою личность настолько малоценной как Вы это описываете, то что же удержвает Вас от суицида или развоплошения?
Внимательнее.

Я не считаю её ценной - в том же смысле, в каком я не считаю ценной, скажем, свою нелюбовь к сыру. То есть если бы я вдруг полюбил сыр, я не считал бы это "утратой частицы своего уникального Я". Но это не значит, что я буду есть сыр насильно.

К личности я отношусь так же.

Суицид же - вообще в другую степь. Свою жизнь я считаю ценной хотя бы для себя, а свой ум (каковой есть начало безличное) - и для себя, и для других. И вот его бы я не хотел лишиться. А если подобное всё же случится - то хотел бы после этого как можно скорее умереть. Я достаточно нагляделся на людей в маразме, чтобы желать себе этого.
И чем же Ваш ум отличается от любой иной шестеренки посредством которой столь презренная унифицированная деталь социума взаимодействует с машиной?
---Тут важна не красота, а "ексклюзив"

Вы не совсем правы.
Красота - вещь такая, что "стерпится - слюбится", а также "как дышло, куда повернул, туда и вышло".
Есть развитая эстетика прозрачных стенок, имеющая свою длинную историю. В любом случае - витрины магазинов и перевод Библии Лютером на немецкий - из той же серии.
Компьютеры Apple одно время выпускались прозрачными. Причём - массовые компьютеры.
Тут "работает" не перверсивный интерес к детали, "забывающий" целое, а, скорее, подозрение, что всё не так, как оно кажется. И интерес к тому, что же там такое на самом деле?

Так что охота смотреть, как колёсики крутятся, безусловно есть. Наверно, неуместно будет замечание, что колёски внутри часов - это метафора метафизических сфер? Созерцание которых - одна из знаменитых, гм, услад души, скажем так.

А что касается деталей вообще...
Оппозиция "деталь-целое" это отношение механистической двухэтажности, то есть элемент одного этажа относится к более высокому как кирпич, из которых более высокий этаж сделан.

А "на самом деле" деталь - это сама в себе очень сложная структура.
И с объемлющей её структурой она относится не как шестерёнка с часовым механизмом.
Пример?
Физиология - не шестерёнка в человеке.
Система кровообращение - не шестерёнка в физиологии человека.
А сердце - не шестерёнка в системе кровообращения.
А правый клапан сердца - не шестерёнка в сердечной мышце.
Шестерёнок (то есть субстанциональных деталей, которые - только детали и ничего больше) там вообще нет.

И потому, осмелюсь предположить, и человек - всё-таки не шестерёнка.
Тем не менее я продолжаю утверждать что деталь может быть красива сама по себе, вне целого.

Безотносительно всего разговора, впрочем. Потому что я с вами согласен.


в этом случае сама деталь рассматривается в какой-то мере "как целое". Мотор или шестеренка сами по себе функциональны и именно потому красивы (особенно с т.з. инженера, который эту функциональность видит лучше прочих - на входе бензин, на выходе крутящий момент и т.п.). Т.е. красота напрямую коррелирует с полезностью в рассматриваемой предметной области.
Это вы никогда разобранный авиадвигатель не видели.


Если красива - значит это не деталь, или деталь, не воспринимаемая в качестве детали( а скажем фенька. Одна моя знакомая надела на себя ожерелье из микросхем памяти).
Можно поинтересоваться:

что, по вашему мнению, заставляет винтик писать подобные тексты?

Отлично. Вот это - в точку.
Нет, что Вы! Текст сей писала, разумеется, Личность - как Вы могли уомниться?
Травите? :)))
А поставить свои эксклюзивные скобочки )( в конце этого поста Вы поставить просто забыли или решили подчеркнуть, что не пытаетесь дурацкими мелочами зобразить из себя Личность?
Нет, просто забыл.

Я делаю какое-то количество дурацких (то есть объективно ненужных, но по каким-то причинам мне удобных или просто привычных) действий. И намерен это делать дальше. Просто я к ним отношусь без пафоса, как и к прочим "выражениям индивидуальности". Имхо, это как сыр не любить. "Ну не люблю".
Значит, чтоб вы почувствовали себя не деталькой, а Человеком, нужен кто-то, чтобы это вам сказать? Иначе никак не догадаться.
"И поэтому "частью машины" никто быть не хочет."

Но все в той или иной мере являемся, думаю, невозможно полностью отойти от сущности бытия.
Очень точные наблюдения. Ни прибавить, ни отнять.

(Хотя, по правде сказать, остро вспоминается "Жизнь насекомых" Пелевина.)
вспоминается старая фраза: "Always remember you're unique, just like everybody else"
КОнстантин,

Ну, вот, изложили Вы -- простым языком, да к тому же настолько, насколько поняли сами -- общеизвестные анти-капиталистические аргументы "Диалектики Просвещения". Просвещаете светскую публику салонной болтовней?...
Автор кто? Badly need.
Адорно и Хоркхаймер. Но у них там более сложно (и, соответственно, интересней). Крылов, похоже, их не читал -- но идеи Франкфуртской Школы вполне широко распространены в салонном варианте
Мерзко написано, не потому что очень уж правдиво, а потому что как-то живо и ярко представляешь себя в качестве детальки:
Она не выглядит, как нечто целостное, из неё торчат проводки, на ней растут всякие лопасти, пазы, отростища, нужные для зацепления, кручения, верчения и прочего функционирования. Она совершает нелепые движения - раскачивается, сжимается, подёргивается и перистальтирует.
Отвратительно! И очень наглядно...
Все-таки Крылов - гений.
Короче говоря, весь мир – бардак, все бабы – яди, а солнце – йопаный фонарь.
Очередная теория заговора. В живой природе постоянно происходят мутации, которые обеспечивают устойчивость вида как такового в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Если бы при социализме не было директоров овощебаз с их нетрудовыми доходами, сегодня многие области России сидели бы на голодном пайке и т.д.

Детали - не уродство, а живое воплощение функции. Поэтому винт подводной лодки и мозолистые руки шахтера воспринимаются как нечто положительное, а песдища с пирсингом - как постыдное. В общем, чтобы Ваша идея приобрела ценность, ее надо было бы облачить в стихотворную форму, а так - постыдная деталька, вроде капельки смегмы за крайней плотью самобичевания.
Данный коммент, например - это классный антипараноидальный плагин к замечательному, тем не менее, посту :)
но односторонний..
Эту же проблемму можно рассматривать с десятка других сторон и с любой точки зрения она будет казаться близкой к правде.
Возможно проблемма в самоопределении человека..
Если ты думаеш что ты винтик - ты винтик, даже если не хочеш им быть.
Если считаеш что кинжал, то кинжал.
Если ты самоопределяешся как Личность - ты Личность.
Это может помочь выстроить линию поведения в различных ситуациях.

Но даже если ты считаеш себя Личностью, ни что не мешает людям, придерживающимся другой точки зрения, считать тебя винтиком.
(ковыряя в зубах) у вас на клавиатуре знак мягкий почти отвалился.
Да? Ну и хер с ним.
(ковыряя пальцем в жопе)
Не совсем понимаю при чем тут современность\несовременность и прочие тоталитаризьмы. Человек - часть механизма в любом случае, потому что социум - машина, а без социума людей не бывает (так что тут хоти не хоти - один фиг). Да и про уродство личности - вопрос спорный. Смотря что вы под личностью понимаете...

Deleted comment

Да там его нет... типа личность в уникальности, уникальность - уродство, уродство - личность и т.д.

Крузо - пример бредовый... только и делал что строил социум

Deleted comment

Ну чушь вы говорите... Привели бредовый пример про человека на необитаемом острове, и еще более бредово его объясняете... Крузо пытался создать хозяйство, и друзей искал (кажется, Пятница,там был)... и там всю книжку описывается как он мечат вернуться назад и как сходит с ума без общества.
Не занимайтесь демагогией.

Что касается "непохожести винтиков" - все разные - двух одинаковых людей нет... тем не менее, далеко не каждого личностью назовешь

Deleted comment

Во первых в том, что он вынужденно находился на острове... Это не есть его свободное волеизлеяние.. пример идиотский, я же уже вам говорила.... И ведет он себя стандартно: пытается выжить, хату строит соломенную, приручает животных и считает дни до появления первого корабля, который увезет его к родине...
так бы поступило 1000 людей...

"не винтики" у меня из окна видны... дурка у меня за окошком... они ведь сумасшедшими считаются только потому, что не ведут себя так как все... потому что они аномалии..отклонение от нормы, верно? когда они попадут на остров, то не будут коз доить, а скажем, будут ракушки в зеленый цвет перекрашивать... Просто из цепочки личность-уникальность-отклонение от нормы следует, что в конечном счете все личности у нас по столбовым сидят да по кащенкам...
Поэтому, у личности должно быть какое-то другое определение, так мне кажется...
Костя, ну ты же прямо практически Дугин в этом посте!
Или Фуко (Surveillir et punir, очень подробно в исторической перспективе про уродование, вытягивание по лекалам и т.д.). Но что забавно: китайский обычай очень недавний. В любом случае последние 1000 лет; если не ошибаюсь, Мин.

Причем до 50-х годов просуществовал, что забавно
(а на Тайване, кажется, чуть ли не до сих пор)

Привет
Тут правильно говорят -- это статусная (была) вещь. Сначала это делали только аристократкам. Легенда есть какая-то о присхождении... кто-то с кем-то пытался сбежать...забыл. Но недавно. А все зверские китайские казни вроде бы вообще придумали манчжуры в 18м веке.
Бред Сивой Кобылы то есть.

Беспросветный. Набор бессмысленных фраз сдобренных "умными" словами: развитого, целостных, социальной машины, дефиниция, тоталитарные, архетипические, рецедивы (с грамматической ошибкой).

Тоже своеобразная попытка проявить себя как личность: взять избитую тему (о трансформации личности в тоталитарном обществе уже тонны макулатуры исписаны) и повернуть ее как-нибудь "эдак", чтоб у впечатлительных юношей и девушек дух захватило.

Даже полемизировать не о чем.
рецедивы (с грамматической ошибкой)

Спасибо, не заметил, исправлю.

Видите, даже и от Вас есть польза.
Эта ошибка самая безобидная. Главная проблема этого текста вовсе не грамматика.
молодцы пацаны, всё знают, не то что мы, курицы.
пока читала, тумбочку холодца забацала.

Если системы ценностей задаются обществом и разными обществами по разному, то какой смысл искать абсолютную систему ценностей? Не лучше ли выбрать родную и, возможно развив, полностью принять её, не дёргаясь от того, что кто-то где-то думает иначе?
Тожа мне открытие!

Очевидица.
Вот там слово "так что" было, не так ли? А после него как-то ничего не проявилось, только три тире. А что так? Не продолжить ли? А то, на мой взгляд, замах без удара пока получился и напрашивается банальное "И что дальше?"
Вот досада.
Основная предпосылка текста: "целое - красиво, деталь - уродлива" высосана из пальца.
Следовательно и все остальное...
Не согласен в общем я ни с Энгельсом ни с Каутским.
Какие винтики - такая и машина...
Мое Вам - ДА.
Привязка проблемы "личности - серости" к категориям эстетического характера, возможно, не совсем корректна. А скорее всего, просто носит субъективный харктер (оттого и масса комментариев с возражениями).
Однако по сути вопроса позвольте очень-очень с Вами согласиться.
но меня заинтересовал еще один подмеченный в обсуждении (ну и раньше, во всех обсуждениях статей Константина) фактик:

Либерасты всегда, независимо от смысла написанного считают своим кагальным долгом критиканствовать, гавкать и просто говниться в адрес krylov-а. Что поразительно. Это сравнимо, скажем, с ситуацией, когда я начал бы бесноваться, читая описание какой-нибудь евреюшкой каких-нибудь пейзажей. Даже если эта евреюшка в остальных постингах ярая русофобка и была послана сотни раз на Хуй к терапевту. Мне на такие постинги евреюшек просто начхать, я их в упор не вижу.
Кто бы объяснил мне сей феномен? Мне так кажется, либеральный кагал озабочен не смыслом крыловских писаний, а дискредитацией Крылова любой ценой. При этом пытливого еврейского коллективного умишки не хватает, чтобы понять тщету своих потуг. Ведь результат в точности обратный.
Эх, горемыки.

Deleted comment

А вы, похоже, действительно шутник искромётного юмора!

Сегодняшний день - есть день величайшего торжества! В ИспанииЖЖ есть корольПатриотический Сатирик. Он отыскался. Этот король Сатирик - volodymir_k.


Впрочем, friend Мицгола - это показатель. Можно было и раньше догадаться...
"...Каждый верит в свою исключительность..."?
Уже в начале текста у меня было подозрение, что начнётся гон. Люди очень не любят, когда их называют уродами - это слово относится к списку "нон грата" в отношении себя у большинства. А тем более, не просто урод, а урод в толпе таких же, просто с другими отклонениями... Здорово. Отлично написано и, что радует, честно.
Музыкант владеет своим инструментом, да мелодия старая и скучная. К тому же фактическая ошибка - про красоту целого и уродливость детали. Это, скажем так, очень спорносубъективно.

Вам бы книжки писать красивые художественные, а не... впрочем, кто я такой, чтобы советовать?..
Анти-Эдип.
Вы решили расширить целевую аудиторию путем вовлечения в нее поклонников "Бойцовского клуба"?
псст (ц)