Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

Ницшеанство как немецкая рецепция английского мировоззрения

Ницше - это, собственно, очень талантливый и очень романтичный немец, гениальный эмпат, которому попалось несколько английских книжек. И который каким-то образом (впервые, наверное, в немецкой истории) осознал, как думают англичане.

Дальше у него пошла естественная реакция на понятый Common Sense - ужас, омерзение, очарование, страх, восторг, ощущение сатанинских глубин.

Оказывается, можно быть абсолютно равнодушным к Истине и к Истории (двум главным немецким идолам). Оказывается, можно рассматривать мир просто как кладовку ресурсов, которыми надо овладеть. Оказывается, воля к власти важнее всего. Оказывается, жизнь есть война избранных рас за существование. Оказывается, эта война бесконечна, ибо война идёт за право начать новую войну. Оказывается, можно пытать, жечь, насиловать - а потом пойти и выпить пива, даже и не вспомнив о том, что ты делал полчаса назад. Оказывается, можно исходить из Зла как их принципа и быть Злом самому - и называть это "здравым смыслом".

Разумеется, он сошёл с ума.

Ницшеанство в Англии никогда не вызвало интереса. Потому что нормальный англичанин воспринимает Ницше как смесь скучных банальностей и нелепых эмоций по их поводу. Ну да, воля к власти, кто ж этого не знает. Ну да, излишний интерес к истории вреден для практического действия. Ну да, надо быть злым, это же так очевидно. Сверхчеловек - это что за тип? А, это что-то вроде нашего колониального офицера... Люди не равны? Сильных надо защищать от слабых? А что, в этом разве кто-то сомневается? Ну и зачем такие охи-вздохи вокруг этих обыденностей? Чего этот немчик так разоряется-то? "Переоценка ценностей" (каких, зачем?), "заратустра" какая-то там. К чему это всё? Странные они, эти немцы.

Ну а впоследствии более хладнокровный Шпенглер в "Пруссачестве и социализме" применил к этому делу "историзм" - и обозначил Common Sence как деловую этику пиратов. Коротко и точно.

)(
Common Sense
У каких же англичан он copied?
Нигде и ни у кого не встретить такой пламенной, фанатичной и огромной, до страшного, любви к человечеству, как у Ницше.
Решил сыграть на поле вместо размякшего в Париже Галковского?
В том, что Ницше ты не читал, ты сам как-то признавался и это заметно.
Что касается англичан, то у них всегда было плохо с пониманием философии, но вот американцы, например, приложили немало усилий для того, чтобы вывезти архив Ницше в 45-ом... Стоит ли говорить, кто им помешал? :)
Интересно и другое, после того как Пятнистый отдал ГДР, все архивные материалы оказались под замком, а вот снятые с них микрофильмы отправились в Калифорнийский Университет.
Ну, всё-таки читал. "Даже не вспомнив" - это цитата, кстати.

А вот про архив Ницше - интересно, да.
Всё равно плохо читал.
Смотри, разбираю по пунктам:

"Оказывается, можно рассматривать мир просто как кладовку ресурсов, которыми надо овладеть".

У Ницше такого нет. Есть немного у Хайдеггера, но это уже вопросы к последнему.

"Оказывается, воля к власти важнее всего".

Не важнее, она просто составляет основу жизни. Плюс, очень важно понимать, что он подразумевал под "властью". Прежде всего, это власть над собой. Далее, везде :).

"Оказывается, жизнь есть война избранных рас за существование".

Ницше совершенно не расист (кстати, зря), но межрасовая война это факт, который сложно отрицать.

"Оказывается, можно пытать, жечь, насиловать - а потом пойти и выпить пива, даже и не вспомнив о том, что ты делал полчаса назад".

Да, только дело не в том, можно или нельзя, а в том, что человек это делает из века в век и, более того, в попытке оправдать собственные деяния ссылается на Бога. И посему "человек это то, что должно быть преодолено".

"Оказывается, можно исходить из Зла как из принципа и быть Злом самому - и называть это "здравым смыслом"".

? Тут я просто опускаю руки, поскольку не понимаю, какое отношение к подобному построению имеет Фридрих Вильгельмович :).
после прочтения исходного поста хотел было возразить Константину, очевидно, что он либо не читал Ницше, либо читал но ничего не понял, но затем увидел, что Вы уже все написали. могу лишь только подписаться под вашим постом
"Ницше совершенно не расист (кстати, зря), но межрасовая война это факт, который сложно отрицать.

А его сетования о том, что из-за смешения раз и национальностей мир скоро превратится в серую массу, толпу?

Ницше - расист и именно поэтому гитлеровцы выбрали его в главные идеологи нацизма.

Вы сами то Ницше читали?


Экспертом по Нитцше себя назвать не могу, но замечания об англичанах (по крайней мере, нынешних), по-моему, неверны. Я с ними сталкивался немало, в разных обстоятельствах, и описанного Вами "комплекса сверхчеловека" в них как-то особо не заметил. Это скорее в американцах присутствует... Типа "Америка- Родина слоно":)

"Англичане во всем мире известны отсутствием совести в политике. Они - знатоки искусства прятать свои преступления за фасадом приличия. Так они поступали веками, и это настолько стало частью их натуры, что они сами больше не замечают этой черты. Они действуют с таким благонравным выражением и такой абсолютной серьезностью, что убеждают даже самих себя, что они служат примером политической невинности. Они не признаются себе в своем лицемерии. Никогда один англичанин не подмигнет другому и не скажет "но мы понимаем, что имеем в виду". Они не только ведут себя как образец чистоты и непорочности - они себе верят.
это и смешно и опасно."

http://www.livejournal.com/users/emdrone/73548.html

Deleted comment

Доктор Геббельс признавал англичан как своих учителей, одновременно проклиная их в речах (см. например "дети с отрубленными ручками", о том, как обвиняли Германию в войне 1914го, произнесена 24 юня 1939 года:
"Англичане во всем мире известны отсутствием совести в политике. Они - знатоки...."
Совершенно верно, именно за это Ницше и презирал английских философов.
Это уже не языческий Локи - хулиган, шут и плут. Обманщик? Да. Но не лицемер.
Здесь же всё серьёзно и тяжеловесно. Подлинный - "Отец лжи" или, говоря словами самого Ницше - "дух тяжести".

Deleted comment

Мм..
Если этот человек верит в то, что произнес, он олигофрен
Если нет - он весь насквозь до какой-то бесовской крайности бесчестен.

То есть, он пользуется случаем, чтобы под предлогом выдуманного терроризма бороться за свои интересы, терроризируя прочих людей.
Если они не станут обслуживать интересы партии, придумавшей "войну" с "терроризмом", упрямые сами будут объявлены террористами.
Просто и эффективно
Он сошел с ума не "разумеется", а от поражения мозга на поздней стадии сифилиса.

Deleted comment

Простите, то, что ниже относилось не к Вам, а к Тому, что выше.
Я читал довольно много на тему болезни Ницше. Тот же Свасьян в предисловии к чёрному двухтомнику довольно уверенно утверждает, что Ницше сифилитиком не был. Сама эта версия была вброшена его критиками с целью очернения фигуры. См. здесь. Добавлю, что особую роль в распространении версии о сифилисе сыграл Томас Манн, очень любивший порассуждать на эту тему печатно - а потом в "Докторе Фаустусе" приписавший сифилис главному герою, "гению-безумцу".
Ну-ну, и Ленин от того ж, а Достоевский в молодости дрочил чрезмерно, оттого и рулетку любил, чтоб ручки чем занять, а Александр Третий умер от алкоголизма, а у Петра Первого хер был пол-метра, говорят, а Селезнев - пидор, а... а... а...
Есть мнение, что он и Достоевским баловался. И сцена с забитием лошади застала Ницше
в момент увлечения классиком.
Он им не баловался, а считал "единственным, кто смог научить меня психологии", и собственную персону отождествлял с Раскольниковым: помните слова "бледного преступника, который убил не ради денег" в "заратустре". А "сцена с забитием" застала его на улицах Базеля не знаю в какой момент, но после этой сцены он упал в эпилептическом припадке и оставшуюся жизнь провел в полном мраке безумия.
Цитата не верная. Точный вариант мне искать лениво, но смысл там в том, что "Достоевский был одним из редких писателей, у кого я мог чему-то научиться в плане психологии". Другой - Стендаль. Про отождествление с Раскольниковым - просто бред.
Эпизод с лошадью также описан не точно. Во-первых, с точки зрения хронологии, во-вторых, с точки зрения анамнеза.
Никто и не претендует на точное цитирование (это ЖЖ или защита диплома?), а про отождествление и лошадь Вы спросите Свасьяна, главного ницшеведа и известного переводчика немецкой философии; перечтите главу "О Бледном Преступнике", все-таки есть-есть, уж по крайней мере не бред. Красиво. Никаких прямых параллелей, само собой, у Ницще не отыскать, если он прямо так и не говорит "Россини - гавно" (хотя я не точно цитирую, как Вы понимаете): "Заратустра" - это не "Дневник писателя", это поэзия. Опять бред?
А по-поводу хронологии Вы зря: роман ПиН вышел на русском языке в 1866, а известная сцена с апоплексическим ударом случилась 3 января 1899 года. На момент выхода ПиН Достоевский уже был широко известен в Европе. Свидетелей "сцены избития", может, и не было, и Ницше, вероятно, описал ее в своих безумных открытках. Значит, событие это все же состоялось, хотя бы и в его воспаленном мозгу. А анамнез? Вроде давно он ФМД читал-то, давно почитал-то, а голова болела, почитай с 27 лет. Уточните для меня, пожалуйста.
Никто и не претендует на точное цитирование (это ЖЖ или защита диплома?)

Дело не в дипломе, а в понимании. В том виде, как Вы приводите эту цитату, неправильно расставлены акценты.

"...а про отождествление и лошадь Вы спросите Свасьяна, главного ницшеведа и известного переводчика немецкой философии"

Спасибо за совет, но я воздержусь, поскольку фанатазии Свасьяна на тему Ницше меня ни малейшим образом не вдохновляют. К тому же сейчас он пребывает не в России и уже третий год вроде как переводит "Волю к власти" (ту часть, которая так и не была переведена на русский), само существование которой он столь яро отрицал.

"перечтите главу "О Бледном Преступнике", все-таки есть-есть, уж по крайней мере не бред".

Безусловно, это прямая отсылка к "Преступлению...", но откуда вытекает самоотждествление?

"Никаких прямых параллелей, само собой, у Ницще не отыскать, если он прямо так и не говорит "Россини - гавно"..."

Здесь Вы совсем не правы, уж кто-кто, а Ницше как раз так прямо и говорил, правда не про Россини, к нему-то он скорее с симпатией относился, а вот про "английских философов" запросто.

"А по-поводу хронологии Вы зря... А анамнез?"

Вы меня несколько не поняли. Я имела в виду следующее: эпизод с лошадью произошёл задолго до предполагемого помрачения сознания и это не было эпилептическим припадком. Непосредственно же перед отправкой Ницше в больницу, действительно, был момент с потерей сознания, но лошади в этом не участвовали:).
Дальше же была довольно тёмная история, с привлечением совершенно "левого" медика , который почему-то взялся по просьбе Овербека взялся вместе с ним за перевозку Ницше в базельскую клинику (тут, кстати, есть ирония судьбы - фамилия лечившего его врача была Вилле, то бишь "воля" по-немецки).
Почему я считаю эту историю - "тёмной". Да, просто потому, что мысль о безумии пришла в голову Овербеку (правда, с подачи Буркхардта), а вот, например, Стриндберг и Гаст ничего ненормального в его письмах не видели.
Что за болезнь была у Ницше - вопрос, не решённый и по сей день. Константин выше об этом говорит.

Простите, что мне приходится повторять довольно известные вещи, это не для того, чтобы с Вами поспорить, а просто, чтобы непоняток не осталось.
Россини он ругал в "Веселой науке". Хорошо помню, потому что сам не люблю. Спасибо за коммент.
"Мы – англосаксы, а когда англосаксу что-нибудь надобно, он идет и берет"... Если перевести эту выдающуюся декларацию (и чувства, в ней выраженные) на простой человеческий язык, она будет звучать примерно так: "Мы, англичане и американцы – воры, разбойники и пираты, чем и гордимся"...
Сто с лишним лет тому назад мы преподали европейцам первые уроки свободы, мы немало содействовали тем успеху французской революции – в ее благотворных результатах есть и наша доля. Позднее мы преподали Европе и другие уроки. Без нас европейцы никогда не узнали бы, что такое газетный репортер; без нас европейские страны никогда не вкусили бы сладости непомерных налогов; без нас европейский пищевой трест никогда не овладел бы искусством кормить людей отравой за их собственные деньги; без нас европейские страховые компании никогда не научились бы обогащаться с такой быстротой за счет беззащитных сирот и вдов; без нас вторжение желтой прессы в Европу, быть может наступило бы еще не скоро. Неустанно, упорно, настойчиво мы американизируем Европу и надеемся со временем довести это дело до конца... "

И это писал американец Твен еще в 1906 году.


Заметьте, англосаксы никогда не навязывают свое господство, они лишь предлагают присоединиться к своей игре («вы-же хотите быть частью евроатлантического сообщества?»), а потом в этой игре обставляют вчистую, поскольку знают ее досконально. Вывод – стоит выйти из игры и их господство улетучивается, но поскольку они абсолютно искренне убеждены, что это единственно справедливая и интересная игра, это вызывает неподдельное возмущение.
У русских (была) иная игра – приходя к «другому», они искренне убеждены, что «другой» не чуть не хуже и имеет ровно те-же метафизические права на земле, а потому совершенно бескорыстно готовы поделиться с ним душой, домом, санями, письменностью и атомным реактором, взамен лишь ожидая того-же от «другого», полного приятия в любое время суток, не понимая, что «другой» во всех отношениях меньше и это значит для него полностью раствориться в русском. Не принять русских «даров» он не может – это сокровища, но отдать «свое» для многих значит исчезнуть как самостоятельному национальному проекту.
Тонко и небезосновательно.
«…если мы ошиблись, то и Россия погибнет скоро (исторически скоро), слившись так или иначе со всеми другими народами Запада в виде жалкой части (сегодня мы сказали бы «сырьевого придатка».) какой-нибудь серой, безбожной и бездушной федеральной мерзости!» (К.Н. Леонтьев)

Этого не должно произойти.

Deleted comment

Слияния с Западом, т.е. со смертью.
Так, с Common Sense все ясно.
А можно еще с "общечеловеческими ценостями" разобраться?
Мне кажется, История - всё-таки более английский идол, родственный похожему французскому - а у немцев к истории более волюнтаристический подход.

Anonymous

October 29 2004, 00:36:06 UTC 14 years ago

Крылову что Про Ницше, что про бритую киску молотить. А как подумаешь, Ниче ему тоже интересен этой часьтию.